У.В. Хахалкина, О.В. Улыбина
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Ключевые слова: социальная перцепция, межличностное общение, эмоциональное восприятие, эмоциональные отношения, восприятие значимого взрослого, позитивные и негативные эмоциональные качества личности учителя, умственная отсталость.
Аннотация: В статье рассматриваются содержание и специфика проявления социальной межличностной перцепции в условиях воспитательно-образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида; особенности проявления эмоционального восприятия учителя школьниками с умственной отсталостью в возрастной динамике с 4-го по 9-й классы; предлагаются психолого-педагогические рекомендации по оптимизации положительного микроклимата в системе «учитель - ученик».
Особенности проявления эмоциональных контактов учителя и ученика крайне важны в воспитательно-образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Однако они еще недостаточно разработаны: изучение литературных источников показывает, что в современной коррекционной психологии и педагогике многие исследования так или иначе затрагивают проблему восприятия значимого взрослого подростками с особыми образовательными потребностями. К основным проблемам межличностного общения детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН) относятся следующие: психологические особенности и развитие представлений (образов) о других людях у учащихся с ИН (С.Н. Щанкина, 2004) [2, 78]; психологические особенности восприятия учителя и построения отношений с ним в ходе общения у старших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях, а также специфика у них этих процессов в сравнении с нормально развивающимися и сверстниками с ИН (Н.В. Масленникова, 2004) [1, 54]. Иными словами, специальная психология располагает важными сведениями о детях с нарушениями интеллекта (в частности и в эмоциональной сфере). В то же время остаются недостаточно изученными актуальные вопросы специфики эмоционального отношения учащихся к учителю, в частности, подростков, как особой возрастной группы категории.
Как известно, для подросткового возраста умственно отсталых (УО) подростков характерны остро протекающий процесс онтогенеза от детства к взрослости, протестующий тип поведения по отношению к взрослым, отставание в психическом развитии от своих нормально развивающихся сверстников. Позитивные контакты учащихся и учителя имеют исключительное значение для формирования личности в этот период: положительный эмоциональный фон общения - важный признак полноценного социума, в котором нуждаются подростки. Однако практически отсутствуют исследования, в которых условия современной специальной (коррекционной) школы VIII вида анализируются с точки зрения соблюдения всех необходимых требований к социуму школы по эмоциональным критериям. Поэтому цель экспериментального исследования - выявление особенностей эмоционального восприятия учителя школьниками с УО в возрастной динамике с 4-го по 9-й классы специальной (коррекционной) школы VIII вида в системе «учитель - ученик». При этом решались следующие задачи:
1) научно обосновать комплекс диагностических методик, позволяющих изучить особенности эмоционального восприятия учителя школьниками с УО в возрастной динамике от 10-ти до 17-ти лет;
2) выявить и проанализировать особенности формирования образа учителя у учащихся в процессе выстраивания эмоциональных отношений с ним.
Для решения поставленных задач проведено экспериментальное исследование на базе двух специальных (коррекционных) школ-интернатов - № 63 и № 59 - VIII вида г. Уфы
QOSSSsSS QDipn^iQiian a^^ ä'^ä.pjg^a.a SSSSSSSSSj ПРЙНТМНЯ ОСРЯЗООПНИП
Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 150 школьников с УО в возрасте 10-17 лет. Из-за большого возрастного разброса мы объединили шесть выбранных классов (4-9-й классы, по 25 человек в каждом) в три возрастные подростковые группы: 4-5-й классы - в младшую (10-14 лет), 6-7-й классы в среднюю (12-15 лет), 8-9-й классы (14-17 лет) - в старшую. В каждой возрастной подростковой группе по 50 человек.
В эксперименте использованы стандартизированные и модифицированные методики: беседа с учениками и учителями; анкета «Любимый учитель глазами учащихся» (Г.А. Карпова); проективная визуально-вербальная методика Рене Жиля; анкета для педагогов и учащихся (В.Г. Казанская); «Шкала личностных качеств педагога» (Ж. Лендел); опросник «ТС-I» (Ю.Л. Ханин, А.В. Стамбулов); методика «Свободной семантической оценки невербального поведения» (В.А. Лабунская), а также сочинение «Мой любимый учитель»; «Портрет любимого учителя»; «Рисунок класса».
Выполненное теоретико-прикладное исследование позволило получить следующие выводы:
1. Выявлена социальная обусловленность развивающегося у детей эмоционального восприятия окружающих взрослых. У учащихся школы VIII вида в возрастном диапазоне от 10-ти до 17-ти лет эмоциональное восприятие учителя претерпевает изменения как количественного, так и качественного характера.
2. Показано (на основе изучения возрастной логики эмоционального восприятия учителя как важнейшего проявления динамики детской субъективности в типичных условиях воспитания и обучения детей в школе VIII вида, то есть при отсутствии целенаправленной системы формирования эмоциональной сферы учащихся), что с возрастом у большинства учащихся с УО появляются значительные трудности в социальной межличностной перцепции, которые, к сожалению, не осознаются ни детьми, ни учителями.
3. Подтверждены приведенные в психологической литературе данные о том, что с возрастом (от 10-ти до 17-ти лет) депрессивное состояние подростков с УО -застенчивость, пугливость, комбинация чувствительности и враждебности, тревожности, потребность теплоты из окружения - прогрессирует и оказывает отрицательное влияние на восприятие окружающих людей, порождая конфликтность, негативизм, повышенную критику по отношению к учителю как значимому взрослому.
4. Установлено, что понимание экспрессии требует определенного уровня абстрагирования, что затруднительно для подростков с УО, и в силу этого идентификация экспрессии учителя младшими и старшими подростками носит неадекватный характер (они затрудняются в использовании терминов, отражающих представления о внутренних переживаниях и отношениях личности, например, более успешно по изображению на фотографиях они распознают простые эмоции - радость, страдание, страх; в то же время им трудно распознавать более сложные эмоции - презрение, удивление, гнев).
Очевидно, что причина вышеназванного - неразвитость мышления, в том числе низкий уровень обобщенности и осознанности, ситуативность, логическая противоречивость, стереотипность в подходе к проблемам.
Обоснованный нами диагностический комплекс методик впервые позволил получить значительный массив фактических данных о конкретных особенностях эмоционального восприятия учителя школьниками с УО в возрастной динамике от 10-ти до 17-ти лет:
- выявлена специфика содержания представлений о педагоге у подростков с УО в возрастной динамике;
- обнаружены единые для всех трех возрастных групп испытуемых тенденции в формировании эмоционального отношения к педагогу - в формировании положительного отношения первостепенную значимость имеют качества, связанные с общением и построением отношений с учащимися, их регуляцией; подтверждено, что характер
пеаинпм ллшиорго<тлдл н гсил «аг4
отношения учащихся к учителю влияет на направленность и адекватность восприятия его личности;
- показано, что более позднее проявление стремления к нерегламентированному, доверительному общению с педагогом у младших и старших подростков с УО обусловлено недостаточно развитыми коммуникативными условиями и чрезмерной подверженностью установке (положительной или отрицательной), сформировавшейся под влиянием опыта взаимодействия с учителем;
- выявлено, благодаря анализу сочинений «Мой любимый учитель», что восприятие и понимание нравственных качеств личности учителя школьниками с УО отличаются ситуативностью и конкретностью, слабой дифференцированностью; характеризуя личность учителя, школьники с УО используют термины с низким уровнем обобщенности и дифференцированности («хороший» или «плохой»); ученики специальной коррекционной школы зачастую называют действия и поступки человека, а не свойства его личности; оценочные суждения при интеллектуальном недоразвитии, как правило, поверхностные, критерии их отличаются неустойчивостью, зависят от внешних обстоятельств;
- установлены, на основании полученных результатов методики «Свободной семантической оценки невербального поведения» (В.А. Лабунской), психологические особенности восприятия и понимания подростками с УО эмоциональных состояний другого человека по таким внешним факторам, как поза, мимика, взгляд, жесты, тактильно кинестезические знаки, проксемические компоненты (воспитание в социально-неблагополучных семьях, асоциальное поведение): а) выразительные движения как невербальные коммуникации являются достоверным каналом получения информации о восприятии личности учителя учащимися и выполняют регуляторно-экспрессивную функцию в отношениях «учитель - ученик»; б) для учащихся с УО невербальный паттерн характеризуется дополнительным психологическим смыслом - большая раскованность, дистанцированность, демонстрация своего «Я» и некоторая критичность в отношении к учителю (например, учащиеся с Уо позволяют учителю при общении: сжимать руки перед собой или позади себя (младшие подростки - 62 %, средние подростки - 58 % и старшие подростки - 44 %), держать руки в карманах (младшие подростки - 62 %, средние подростки - 58 % и старшие подростки - 54 %), прикрывать рот рукой (младшие подростки - 62 %, средние подростки - 52 % и старшие подростки - 48 %); кроме того, у них выражен протест против личности учителя, его требований, его авторитета (это ярко видно на примере выбора учащимися позы);
- показано, благодаря анкете «Любимый учитель глазами учащихся» (Г.А. Карповой), что для младшего подросткового возраста характерна тенденция к завышенным оценкам личностных и профессиональных качеств педагога для данной возрастной группы с УО; для них очень важно, чтобы учитель их любил, понимал, был для них авторитетом, был умным, внимательным, наблюдательным, энергичным, аккуратным и имел глубокие знания предмета; в отличие от младших подростков (56 %), средние (42 %) и старшие (34 %) подростки оценивают качества учителя более адекватно и рационально, но более критично.
Таким образом, учет общевозрастных и специфических особенностей эмоционального восприятия педагога (отрицательный микроклимат) и построения отношений с ним у младших и старших подростков с УО, позволили нам разработать ряд психолого-педагогических рекомендаций по формированию и развитию положительного микроклимата в системе «учитель - ученик».
1. Эмоциональное восприятие является важным процессом, который оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на межличностные отношения в системе «учитель - ученик», поэтому важно, чтобы учитель и ученик находились в комфортных межличностных отношениях - это приведет к снижению негативных личностных тенденций и оптимальному эмоциональному восприятию. Отметим также, что для подростков 12-15-ти
айп^^й^^Р^Р-РРРР-РР.Р^?Р РР ПРЯМТИНЯ ОСРЯЗООПНИП
лет характерно доминирование завышенной оценки межличностных отношений и они ориентированы на сверстников, а не на учителя, как значимого взрослого.
2. Младший подростковый возраст оптимален для формирования социальной перцепции, так как именно в это время происходит базовое формирование эмоционального взаимовосприятия в диаде «учитель - ученик» (учитель в данном возрасте, является значимым взрослым (авторитетом) для учеников).
3. Источником и причиной дезадаптации детей с УО в социальной среде можно считать отрицательный микроклимат (атмосферу, отрицательные контакты) в воспитательно-образовательном процессе. Педагогам, работающим с такой категорией детей, необходимо принимать дополнительные меры помимо общепринятых педагогических требований, в том числе: непосредственное обучение УО подростков основам понимания невербального поведения в игровой форме; проведение совместных вечеров-дискуссий, своего рода тренингов (могут участвовать психолог, классный руководитель или другие учителя) на углубление понимания себя и другого, что будет способствовать установлению положительных контактов и эмоционального фона в диаде «учитель - ученик».
4. С целью предупреждения и профилактики появления у младших подростков (а в дальнейшем и у старших подростков) «любимых» и «нелюбимых» учителей и сохранения положительных эмоциональных отношений с учителем, педагог должен принимать на личностном уровне учащихся класса (придерживаться индивидуального подхода), а в случае необходимости оценивать конкретную деятельность и поступки учеников. Учителю необходимо проводить как можно больше совместных мероприятий с учениками: прогулки во внеурочное время или экскурсии, игры на свежем воздухе, тематические викторины, КВНы и т. д.
5. Педагогу, исходя из того, что важнейшим элементом понимания и эмоционального восприятия другого человека является развитие навыка жизни в коллективе, необходимо в учебной деятельности при организации работы на уроке учитывать возрастные особенности подростков с Уо - стремления к самостоятельности и потребности общения со сверстниками, которые к старшему подростковому возрасту становятся ведущими. Для этого следует создавать условия подросткам с УО: ситуацию общения, организацию совместной деятельности и внеклассных мероприятий, а также предоставлять учащимся большую самостоятельность в учебе, что будет способствовать развитию и ответственности; использовать групповые формы работы на уроке, самопроверки и взаимной ученической проверки и т.д.
6. Учитель на уроке и во внеурочное время должен строить свои отношения как равноправное партнерство со своими учениками - выслушивать их мнение до конца, стараться понимать их, проявлять эмпатию. Ему необходимо развивать свои профессиональные умения и навыки, в трудных ситуациях консультироваться у школьного психолога, либо вести с ним совместную работу. В то же время учитель должен быть для школьника с УО авторитетом для установления более тесных эмоциональных контактов.
7. Педагогу, в связи с нарушениями у подростков с УО диалогической речи, при построении коммуникативного поведения необходимо придерживаться специально продуманной тактики - задавать наводящие вопросы, начинать первым беседу и т. д. Параллельно с этим психологами должна проводиться коррекционная работа с подростками с УО по оптимизации их эмоционально-волевой сферы - снятию излишней агрессивности, конфликтности, тревожности и т. д. Психолог должен формировать у учащихся умения находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций, формировать навыки самоконтроля и анализа своего поведения для повышения уровня социально-психологической компетентности.
8. При построении развивающих занятий необходимо учитывать возрастные особенности подростков, для чего подбираются сюжеты ролевых игр и тренингов;
пеаинпм ллшиорго<тлдл н гсил «аг4
уточняются психологическое содержание коррекционных процедур, уровень сложности задач, формы оценки и способы стимулирования игровых и учебных действий подростков. Например, работа с достаточно простыми для понимания личностными качествами должна проводиться на более ранних возрастных ступенях. Сложные и противоречивые по форме выражения личностных качеств (доброжелательность, уравновешенность, отзывчивость, эрудированность, чуткость, терпеливость и доброта) следует рассматривать в старшем подростковом возрасте. К одним и тем же личностным качествам целесообразно периодически возвращаться на каждой возрастной ступени. Все это позволяет закреплять в памяти соответствующие психологические представления учащихся с УО, углублять и обобщать их.
9. Психологу и педагогу необходимо постоянно контролировать мотивацию учащихся с УО, учитывая ее значение для эффективности коррекционных занятий - следует полностью исключить любые негативные оценки детей как со стороны психолога, так и со стороны самих участников образовательного процесса. При этом психолог должен помочь педагогу разрешить его собственные личностные проблемы (снятие тревожности, психологического напряжения), которые создают негативный эмоциональный фон взаимоотношений с учащимися; должен проводить с педагогами коррекцию негативных установок, сформировавшихся по отношению к детям с УО.
Данные рекомендации, учитывающие общевозрастные и специфические особенности эмоционального восприятия учителя младшими и старшими подростками с УО, адресуются педагогам и школьным психологам и могут быть полезны для дальнейшей разработки рассмотренной проблемы.
1. Масленникова, Н.В. Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Н.В. Масленникова. - Ниж. Новг., 2004. - 224 с.
2. Щанкина, Н.С. Особенности образа другого человека у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: дисс.... канд. психол. наук [Текст] / Н.С. Щанкина. - Ниж. Новг., 2004. - 169 с.