Таблица 3
Модель оценки риска
0 rjlÜJÜIOiÜL П.
Ппс.юстп Ч.и T&tfi rissfi Г IJ'lirfcTTTTi ::■>» .............
Серьезные Выгокнй Ptirr.KHH
'Умеренные BMEdOin HlljKlin HIIJKH П
HDDX НнэкнА Нюш й
В результате внедрения информационно-логистической системы эффективного менеджмента на Волгоградском заводе "Северсталь-Метиз" из 300 собранных предложений реализация 82 из них позволит сократить затраты на 15,194 млн.р., или на 3,1% исходного бюджета (см. табл. 4). Таблица 4
Экономический эффект внедрения информационно-логистической системы эффективного менеджмента на Волгоградском заводе "Северсталь-Метиз"
Планируемый Pitf^JrTiliUbiPl КГапхтадОАЛ Колнчкпо
UUbL'il ОбъгМ CÜKpniJ'-lllli наш, [фНН!ТТЕ4& к
НИфЯЩННЯ штрит, "ТЫС. р. затрат,. ти?.|г Thlli.p. pOj.intdll.llH ирс.ъюжгнмй, шт.
КЦ 4 2J6 5 2Wi 1 1«
ГПЦ-Л 2 litll 293 ;;
СПЦ-6 А 177 4 871 1 U2 12
'ЭНЦ 2 101 2 Я20 10
1авод 13 JIO ]5 1« 3 920 52
Результаты внедрения системы эффективного менеджмента на предприятии "Северсталь-Метиз" позволяют сделать вывод, что использование логистического моделирования в ходе оптимизации производственных процессов в различных отраслях промышленности позволяет повысить эффективность производства за счет увеличения пропускной способности оборудования 4 , снижения себестоимости производства без изменения качества, а в ряде случаев и с улучшением качества выпускаемой продукции.
Литература
1. Андрейчиков, A.B. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Бабнюхов, Р.Е. Логистические подходы к сокращению производственных издержек: метод "низовых звеньев" / Р.Е Бабнюхов, А.Ф. Рогачев // Международный симпозиум. "Актуальные теоретические и прикладные проблемы экономической психологии". 2-3 декабря 2005 г. B 2 т. Т. 1: Математические методы и информационные технологии в анализе проблем экономической психологии. Кисловодск: КИЭП, 2005.
3. Кузьбожев, Э.Н. Логистика: учеб. пособие. М.: КН0РУС, 2004.
4. Программа совершенствования производства (ПСП) в 000 "ВолгоМетиз" Электронный ресурс // http://www.universtal.ru/www/.
ТАХУМОВА О.В.
01
01
z
со □
□
01 о
I—
®
I—
s
о
а
®
ей
X
>
О О
О d
О
<
>
о о
о
о
Ö ей
о
I—
о о
CL
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
При построении модели по определению эффективности рыночных процессов используются приемы и методы, которые трактуются экономистами по-разному. Не смотря на то что проблема по-
о ф
вышения результативности существовала давно, менялись и методологические подходы к ее оценки. В условиях централизованного планирования экономическая эффективность рассматривалась на основе объемных показателей, что недооценивало показатели затрат труда и ресурсов. Что касается потребительского рынка, по вопросам определения параметров его результативности, то в настоящее время рассматриваемая в современной литературе данная проблема еще не раскрыта и носит характер уже существующих, общепринятых подходов по оценке эффективности развития экономики в целом.
При оценке тенденций развития сектора продовольственных и непродовольственных товаров необходимо рассматривать уровень, масштаб и конкретный объект экономической результативности. По уровню определения эффективности можно выделить отраслевую, внутриотраслевую, хозяйственную и внутрихозяйственную специфику (рис. 1).
N
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
I— ^
о а
Виды экономической эффективности, характеризующие развитие потребительского рынка в регионе
Оценка эффективности производства потребительских товаров в регионе как отрасли народного хозяйства (отраслевая эффективность)
Оценка эффективности производства непродовольственных товаров (внутриотр аслевая э ф ф ективно стъ)
Оценка эффективности производства продовольственных товаров (внутриотр аслевая э ф ф ективно стъ)
Оценка эффективности отдельных сельскохозяйственных отраслей (растениеводства, животноводства)
Оценка эффективности производства отдельных групп товароЕ (хозяй ственная)
Оценка эффективности производств а отдельных групп товаро! р азли чны ми пр е дпр иятиями (вн утр их оз яй ств енн ая)
О О
Рисунок 1. Уровни экономической эффективности развития потребительского рынка в регионе.
о а
о
<
>
о о
о о сь
о
х
О
О
Отраслевая эффективность отражает использование ресурсного потенциала. Другие виды характеризуют результативность различных форм организации производства, внутрихозяйственных подразделений.
Под масштабом эффективности следует понимать количество включаемых в исследование объектов или субъектов рыночной системы, а также их размеров. Определение конкретного объекта предполагает оценку результативности отдельного сектора потребительского рынка.
Определение эффективности функционирования в регионе позволит:
- выявить необходимость расширения и стимулирования производственной деятельности в регионе;
- найти варианты увеличения получаемой прибыли производственными, торговыми предприятиями и организациями по выпуску и продаже потребительских товаров;
- разработать приоритетные направления по совершенствованию процессов результативного функционирования и развития продовольственного и непродовольственного секторов.
Для более глубокого и совершенного анализа эффективности целесообразно:
во-первых, применять систему показателей, базирующуюся на существующей информационной базе. Например, предлагаемая система параметров уровня эффективности (табл. 1), в которой в качестве результатов развития потребительского рынка использованы два критерия оптимальности фун-
кционирования (товарооборот и прибыль), затраты как элементов трудового процесса (число работников, товарные запасы, торговые предприятия, инвестиции) и средства труда (основные фонды);
во-вторых, одновременно с показателями уровня эффективности использовать и показатели динамики экономической результативности, что дает возможность выявить соответствие развития отдельных параметров необходимым пропорциям прироста и отклонения от ниженазванных пропорций (табл. 1);
в-третьих, усилить анализ экономической эффективности в различных секторах потребительского комплекса, дифференцируя с этой целью показатели результативности в зависимости от их размеров, уровня инфраструктурного обеспечения.
Таблица 2
Показатели уровня экономической эффективности торговой деятельности и их взаимосвязь
Sni р? гц
PfJJT.nblí"
IVlllllb. Ill |ll|
Ti i н ы 111111 ¡№111' к I Г?
( llíi 1ППМПЫ1
■"Tí*»*-'**«-
JÜÜI
Hflllíl«L|B41|JE n-pnnil|l|l нц ■■ ¡llipili'1.1 ■ II ii|i^iriviHi:iiiii ■ ■■ i .-.и i и и
IfíDMl дриднмции
11=[ЧТЛ1Ц^ЧЧ» П-*
llpiiñu-i вишаки fll
■*■) inik:i - П|
4{nl
Прпцршнкп 7T¡«)
1ТГ.И l!l
_ Щяу Ч(а)
Лги) " 1ЗД " ВД
Mi.iefK^ii иГ||ишйисч и ктгоак И1 li ii_rnu:i. WnJ
FVflIlüíVj.ILhiX-rL н ü(j|VllllLiaH
VfUiidlIL HlXpjCK • ■■■PJIIIL " Ч
¡i(n) ,
Щп) iTf.ni Utv) 7{ir) " tf{ir} nCrrh
Л — .i- si -
Toupoue uiiuu k ип#иптю(Гт(1ргагк n ■■-и nrp^v-.i. i'inj
I IpuDU.lL lid I fijllll TMIfin 1ИЖК411
HJ4
üetfnHueHuii Г(т>
151
H*J
i.t'l
Л<д) _ ПМ | Tiл) Г(я) " ЗЦя)
, П1л) á Пя)
д д.
Ля) K(rrt
üi
OI
z
СО □
□
üi
o
i—
®
i— s
o a
Ф
Г^^ Cuiji- 14Хл|(1лЧ II iiprillHUIIIIN ТЛ П-П ПСртНЬ ll'llnl
□fUtkLlb BU4WÜ F4' ШДОПК
flw
nrui
m
l'ofiif^rfWWfun ,-_i 4jM>:< F4' inpjH Ir*!
Щл) f/lul . Г(я?
■'■'v ич ,','?: ч|
iT'Flfl)
■ IM
Нш#спашр и
Лф1 .'MUI IIJ ll-i ii^iini.l. II nt
im алии мапнннИ
тоь
JTCrrl
Tu H pci^iXfH rr II91 | pvíiTb
H.KiKfiiHMí L-pi: i-: i.I
Hjal Ш<У> ^Jj
/■(Л1) Лл| ' iiivt
(lUh
Uní Лл|
LlmucTLacaoflHuy 4мМ.||>Г lun-ll IlLi^KM ДОЧ^ММ. П i
llpilMu.ih Un I руПЬ ÜfrKXIILIX (л'Н.МЙ
JlfTj
-(II)
ÍWHilJ_
runj|:ii^V]!i: muviiu CTOUMiKTII №
CMHn)
FJjn) Ща) Tte)
A tfluh ПгтН Chftiil ' ' Ойп)
Представленные частные показатели отражают развитие потребительского рынка, характеризуемое соотношением между затратами общественного труда и достигнутым результатом. Однако для комплексного подхода к оценке результата развития регионального потребительского рынка требуется систематизация данной группы показателей.
В свою очередь, объединив представленные формулы, можно получить показатель, который позволяет в комплексе подойти к исследуемой проблеме. Обобщающим интегрирующим показателем уровня эффективности развития потребительского сектора может служить средняя геометрическая величина, определяемая по формулам:
о о
о а
о
<
>
о о
или
Г*, ^ Г|„;. т.>| г.>| Тш, 41.и) ;.Г(и) ja) ЛП-v) -Ч") -Wa'!
7fi - I) rt'i -1) Цт-1) 7И-1) Щи-и
Vui-i; Jí.ja-ii í>-n jn>-i; Jiji-i;
(13)
(14)
o o
CL
o
Ф
o
Ф
Э - интегрирующий показатель эффективности;
п, п-1 - соответственно частные показатели за отчетный и базисный периоды.
о
х
О
О
Подставляя значения, можно получить уровень эффективности развития потребительского рынка в регионе за необходимый период. Увеличение показателя свидетельствует о повышении результативности, а снижение показывает необходимость поиска направлений по совершенствованию развития продовольственного и непродовольственного секторов. Данное выражение можно использовать и для оценки уровня эффективности функционирования торговых предприятий, а также для выявления результата ведения коммерческой деятельности и т.д.
На основе предлагаемой методики нами были выполнены расчеты по оценке эффективности функционирования потребительского рынка в Ставропольском крае за период 2003-2004 гг. Результаты вычисления приведены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка эффективности функционирования потребительского рынка в Ставропольском крае за период 2003-2004 гг.
01
01
Z
СО □
□
01 о
I—
ф
I—
s
о а ф
ей
X
>
О О
О d
О
<
>
о
О О
о <5
ей О
I—
о о
CL
о
X
о
о
Пкнпыи 2<HM 1. ММг, :ihn г, к :и к ИМИ г.
Численность трудней:- ptjqyp«*-, занятых в ичноЛ торговле и айдрственвом пгганин, im', чел. 192,0 $<6,5
1 Ьдержжи рпашк! торговли и оФшлэитвеннсч nuraaut, нга. pvfi. 1272,7 L32S.O IÜ4J
Тонарныс ä.iiiücj.i и розничной Tüpnnah.' и общесшввд 1ГИГЛЦЗ|Иь UJür. 87 t"? LÜ&T.S I20J
Тиргими ирелдрнятн*. ирпннжяа рганнчной торговли и общественное питание, с д. 421.0 143,8
1 Инвестиции в розничную ттпрпоилю н общественное 1итанне> млн. pji- 1М9Л н i.5 TW
СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫЕ фАкЛЛй pLi iini4Mirii lopmiLiii Ii а&цественное шпанке, млн. pyö. 4825,2 110.6
1 1 рИОЬГ.Пк. МЛН. руб 50,0 ]2V P 2.6 рачл
'l'L^FUI|J"H.h.ph"j.-.pj.vгь млн. руб. &2m,о S ЪИЧ.Ь 132,3
Кпк^игинспг уровня т^нЬективнйСти ПО ВСЛИЧИЙв прибыли - _
Кмффиииеш уровм* »ффемтгмнктн кинчмк нзыраоборота - IJM -
Таким образом, проведенные расчеты показали, что за 2004 г. коэффициент эффективности составил 1,67 по величине прибыли и 1,04 по показателю товарооборота. Полученная оценка отражает общий результат функционирования потребительского рынка за 2003-2004 гг. Однако надо заметить, что данный интегральный показатель (13,14) может служить и для определения полученного эффекта за каждый год отдельно.
ТИМЧЕНКО H.A.
АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТНО-РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ В КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ (ЖКХ)
Важным шагом на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации стало вступление в силу нового Жилищного Кодекса. Согласно этому документу, собственники жилья многоквартирных жилых домов вправе, для управления комплексом совместного имущества, создавать некоммерческие организации в форме ЖСК (жилищно-строительного кооператива), ЖК (жилищного кооператива) или ТСЖ (товарищества собственников жилья).
Созданию ТСЖ, как одной из прогрессивных форм реорганизации системы управления жилищным фондом, со стороны государства уделяется особое внимание, как отмечено в [2]: "Рост товариществ собственников жилья будет способствовать развитию рынка услуг по профессиональному управлению жилищным фондом".