Научная статья на тему 'Формирование методических подходов по определению уровня эффективности развития регионального потребительского рынка'

Формирование методических подходов по определению уровня эффективности развития регионального потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тахумова О. В.

При построении модели по определению эффективности рыночных процессов используются приемы и методы, которые трактуются экономистами по-разному. Не смотря на то что проблема повышения результативности существовала давно, менялись и методологические подходы к ее оценки. В условиях централизованного планирования экономическая эффективность рассматривалась на основе объемных показателей, что недооценивало показатели затрат труда и ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тахумова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование методических подходов по определению уровня эффективности развития регионального потребительского рынка»

Таблица 3

Модель оценки риска

0 rjlÜJÜIOiÜL П.

Ппс.юстп Ч.и T&tfi rissfi Г IJ'lirfcTTTTi ::■>» .............

Серьезные Выгокнй Ptirr.KHH

'Умеренные BMEdOin HlljKlin HIIJKH П

HDDX НнэкнА Нюш й

В результате внедрения информационно-логистической системы эффективного менеджмента на Волгоградском заводе "Северсталь-Метиз" из 300 собранных предложений реализация 82 из них позволит сократить затраты на 15,194 млн.р., или на 3,1% исходного бюджета (см. табл. 4). Таблица 4

Экономический эффект внедрения информационно-логистической системы эффективного менеджмента на Волгоградском заводе "Северсталь-Метиз"

Планируемый Pitf^JrTiliUbiPl КГапхтадОАЛ Колнчкпо

UUbL'il ОбъгМ CÜKpniJ'-lllli наш, [фНН!ТТЕ4& к

НИфЯЩННЯ штрит, "ТЫС. р. затрат,. ти?.|г Thlli.p. pOj.intdll.llH ирс.ъюжгнмй, шт.

КЦ 4 2J6 5 2Wi 1 1«

ГПЦ-Л 2 litll 293 ;;

СПЦ-6 А 177 4 871 1 U2 12

'ЭНЦ 2 101 2 Я20 10

1авод 13 JIO ]5 1« 3 920 52

Результаты внедрения системы эффективного менеджмента на предприятии "Северсталь-Метиз" позволяют сделать вывод, что использование логистического моделирования в ходе оптимизации производственных процессов в различных отраслях промышленности позволяет повысить эффективность производства за счет увеличения пропускной способности оборудования 4 , снижения себестоимости производства без изменения качества, а в ряде случаев и с улучшением качества выпускаемой продукции.

Литература

1. Андрейчиков, A.B. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Бабнюхов, Р.Е. Логистические подходы к сокращению производственных издержек: метод "низовых звеньев" / Р.Е Бабнюхов, А.Ф. Рогачев // Международный симпозиум. "Актуальные теоретические и прикладные проблемы экономической психологии". 2-3 декабря 2005 г. B 2 т. Т. 1: Математические методы и информационные технологии в анализе проблем экономической психологии. Кисловодск: КИЭП, 2005.

3. Кузьбожев, Э.Н. Логистика: учеб. пособие. М.: КН0РУС, 2004.

4. Программа совершенствования производства (ПСП) в 000 "ВолгоМетиз" Электронный ресурс // http://www.universtal.ru/www/.

ТАХУМОВА О.В.

01

01

z

со □

01 о

I—

®

I—

s

о

а

®

ей

X

>

О О

О d

О

<

>

о о

о

о

Ö ей

о

I—

о о

CL

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

При построении модели по определению эффективности рыночных процессов используются приемы и методы, которые трактуются экономистами по-разному. Не смотря на то что проблема по-

о ф

вышения результативности существовала давно, менялись и методологические подходы к ее оценки. В условиях централизованного планирования экономическая эффективность рассматривалась на основе объемных показателей, что недооценивало показатели затрат труда и ресурсов. Что касается потребительского рынка, по вопросам определения параметров его результативности, то в настоящее время рассматриваемая в современной литературе данная проблема еще не раскрыта и носит характер уже существующих, общепринятых подходов по оценке эффективности развития экономики в целом.

При оценке тенденций развития сектора продовольственных и непродовольственных товаров необходимо рассматривать уровень, масштаб и конкретный объект экономической результативности. По уровню определения эффективности можно выделить отраслевую, внутриотраслевую, хозяйственную и внутрихозяйственную специфику (рис. 1).

N

01

г

03 □

□ си

о

I—

ф

I— ^

о а

Виды экономической эффективности, характеризующие развитие потребительского рынка в регионе

Оценка эффективности производства потребительских товаров в регионе как отрасли народного хозяйства (отраслевая эффективность)

Оценка эффективности производства непродовольственных товаров (внутриотр аслевая э ф ф ективно стъ)

Оценка эффективности производства продовольственных товаров (внутриотр аслевая э ф ф ективно стъ)

Оценка эффективности отдельных сельскохозяйственных отраслей (растениеводства, животноводства)

Оценка эффективности производства отдельных групп товароЕ (хозяй ственная)

Оценка эффективности производств а отдельных групп товаро! р азли чны ми пр е дпр иятиями (вн утр их оз яй ств енн ая)

О О

Рисунок 1. Уровни экономической эффективности развития потребительского рынка в регионе.

о а

о

<

>

о о

о о сь

о

х

О

О

Отраслевая эффективность отражает использование ресурсного потенциала. Другие виды характеризуют результативность различных форм организации производства, внутрихозяйственных подразделений.

Под масштабом эффективности следует понимать количество включаемых в исследование объектов или субъектов рыночной системы, а также их размеров. Определение конкретного объекта предполагает оценку результативности отдельного сектора потребительского рынка.

Определение эффективности функционирования в регионе позволит:

- выявить необходимость расширения и стимулирования производственной деятельности в регионе;

- найти варианты увеличения получаемой прибыли производственными, торговыми предприятиями и организациями по выпуску и продаже потребительских товаров;

- разработать приоритетные направления по совершенствованию процессов результативного функционирования и развития продовольственного и непродовольственного секторов.

Для более глубокого и совершенного анализа эффективности целесообразно:

во-первых, применять систему показателей, базирующуюся на существующей информационной базе. Например, предлагаемая система параметров уровня эффективности (табл. 1), в которой в качестве результатов развития потребительского рынка использованы два критерия оптимальности фун-

кционирования (товарооборот и прибыль), затраты как элементов трудового процесса (число работников, товарные запасы, торговые предприятия, инвестиции) и средства труда (основные фонды);

во-вторых, одновременно с показателями уровня эффективности использовать и показатели динамики экономической результативности, что дает возможность выявить соответствие развития отдельных параметров необходимым пропорциям прироста и отклонения от ниженазванных пропорций (табл. 1);

в-третьих, усилить анализ экономической эффективности в различных секторах потребительского комплекса, дифференцируя с этой целью показатели результативности в зависимости от их размеров, уровня инфраструктурного обеспечения.

Таблица 2

Показатели уровня экономической эффективности торговой деятельности и их взаимосвязь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sni р? гц

PfJJT.nblí"

IVlllllb. Ill |ll|

Ti i н ы 111111 ¡№111' к I Г?

( llíi 1ППМПЫ1

■"Tí*»*-'**«-

JÜÜI

Hflllíl«L|B41|JE n-pnnil|l|l нц ■■ ¡llipili'1.1 ■ II ii|i^iriviHi:iiiii ■ ■■ i .-.и i и и

IfíDMl дриднмции

11=[ЧТЛ1Ц^ЧЧ» П-*

llpiiñu-i вишаки fll

■*■) inik:i - П|

4{nl

Прпцршнкп 7T¡«)

1ТГ.И l!l

_ Щяу Ч(а)

Лги) " 1ЗД " ВД

Mi.iefK^ii иГ||ишйисч и ктгоак И1 li ii_rnu:i. WnJ

FVflIlüíVj.ILhiX-rL н ü(j|VllllLiaH

VfUiidlIL HlXpjCK • ■■■PJIIIL " Ч

¡i(n) ,

Щп) iTf.ni Utv) 7{ir) " tf{ir} nCrrh

Л — .i- si -

Toupoue uiiuu k ип#иптю(Гт(1ргагк n ■■-и nrp^v-.i. i'inj

I IpuDU.lL lid I fijllll TMIfin 1ИЖК411

HJ4

üetfnHueHuii Г(т>

151

H*J

i.t'l

Л<д) _ ПМ | Tiл) Г(я) " ЗЦя)

, П1л) á Пя)

д д.

Ля) K(rrt

üi

OI

z

СО □

üi

o

i—

®

i— s

o a

Ф

Г^^ Cuiji- 14Хл|(1лЧ II iiprillHUIIIIN ТЛ П-П ПСртНЬ ll'llnl

□fUtkLlb BU4WÜ F4' ШДОПК

flw

nrui

m

l'ofiif^rfWWfun ,-_i 4jM>:< F4' inpjH Ir*!

Щл) f/lul . Г(я?

■'■'v ич ,','?: ч|

iT'Flfl)

■ IM

Нш#спашр и

Лф1 .'MUI IIJ ll-i ii^iini.l. II nt

im алии мапнннИ

тоь

JTCrrl

Tu H pci^iXfH rr II91 | pvíiTb

H.KiKfiiHMí L-pi: i-: i.I

Hjal Ш<У> ^Jj

/■(Л1) Лл| ' iiivt

(lUh

Uní Лл|

LlmucTLacaoflHuy 4мМ.||>Г lun-ll IlLi^KM ДОЧ^ММ. П i

llpilMu.ih Un I руПЬ ÜfrKXIILIX (л'Н.МЙ

JlfTj

-(II)

ÍWHilJ_

runj|:ii^V]!i: muviiu CTOUMiKTII №

CMHn)

FJjn) Ща) Tte)

A tfluh ПгтН Chftiil ' ' Ойп)

Представленные частные показатели отражают развитие потребительского рынка, характеризуемое соотношением между затратами общественного труда и достигнутым результатом. Однако для комплексного подхода к оценке результата развития регионального потребительского рынка требуется систематизация данной группы показателей.

В свою очередь, объединив представленные формулы, можно получить показатель, который позволяет в комплексе подойти к исследуемой проблеме. Обобщающим интегрирующим показателем уровня эффективности развития потребительского сектора может служить средняя геометрическая величина, определяемая по формулам:

о о

о а

о

<

>

о о

или

Г*, ^ Г|„;. т.>| г.>| Тш, 41.и) ;.Г(и) ja) ЛП-v) -Ч") -Wa'!

7fi - I) rt'i -1) Цт-1) 7И-1) Щи-и

Vui-i; Jí.ja-ii í>-n jn>-i; Jiji-i;

(13)

(14)

o o

CL

o

Ф

o

Ф

Э - интегрирующий показатель эффективности;

п, п-1 - соответственно частные показатели за отчетный и базисный периоды.

о

х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

О

Подставляя значения, можно получить уровень эффективности развития потребительского рынка в регионе за необходимый период. Увеличение показателя свидетельствует о повышении результативности, а снижение показывает необходимость поиска направлений по совершенствованию развития продовольственного и непродовольственного секторов. Данное выражение можно использовать и для оценки уровня эффективности функционирования торговых предприятий, а также для выявления результата ведения коммерческой деятельности и т.д.

На основе предлагаемой методики нами были выполнены расчеты по оценке эффективности функционирования потребительского рынка в Ставропольском крае за период 2003-2004 гг. Результаты вычисления приведены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка эффективности функционирования потребительского рынка в Ставропольском крае за период 2003-2004 гг.

01

01

Z

СО □

01 о

I—

ф

I—

s

о а ф

ей

X

>

О О

О d

О

<

>

о

О О

о <5

ей О

I—

о о

CL

о

X

о

о

Пкнпыи 2<HM 1. ММг, :ihn г, к :и к ИМИ г.

Численность трудней:- ptjqyp«*-, занятых в ичноЛ торговле и айдрственвом пгганин, im', чел. 192,0 $<6,5

1 Ьдержжи рпашк! торговли и оФшлэитвеннсч nuraaut, нга. pvfi. 1272,7 L32S.O IÜ4J

Тонарныс ä.iiiücj.i и розничной Tüpnnah.' и общесшввд 1ГИГЛЦЗ|Иь UJür. 87 t"? LÜ&T.S I20J

Тиргими ирелдрнятн*. ирпннжяа рганнчной торговли и общественное питание, с д. 421.0 143,8

1 Инвестиции в розничную ттпрпоилю н общественное 1итанне> млн. pji- 1М9Л н i.5 TW

СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫЕ фАкЛЛй pLi iini4Mirii lopmiLiii Ii а&цественное шпанке, млн. pyö. 4825,2 110.6

1 1 рИОЬГ.Пк. МЛН. руб 50,0 ]2V P 2.6 рачл

'l'L^FUI|J"H.h.ph"j.-.pj.vгь млн. руб. &2m,о S ЪИЧ.Ь 132,3

Кпк^игинспг уровня т^нЬективнйСти ПО ВСЛИЧИЙв прибыли - _

Кмффиииеш уровм* »ффемтгмнктн кинчмк нзыраоборота - IJM -

Таким образом, проведенные расчеты показали, что за 2004 г. коэффициент эффективности составил 1,67 по величине прибыли и 1,04 по показателю товарооборота. Полученная оценка отражает общий результат функционирования потребительского рынка за 2003-2004 гг. Однако надо заметить, что данный интегральный показатель (13,14) может служить и для определения полученного эффекта за каждый год отдельно.

ТИМЧЕНКО H.A.

АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТНО-РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ В КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ (ЖКХ)

Важным шагом на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации стало вступление в силу нового Жилищного Кодекса. Согласно этому документу, собственники жилья многоквартирных жилых домов вправе, для управления комплексом совместного имущества, создавать некоммерческие организации в форме ЖСК (жилищно-строительного кооператива), ЖК (жилищного кооператива) или ТСЖ (товарищества собственников жилья).

Созданию ТСЖ, как одной из прогрессивных форм реорганизации системы управления жилищным фондом, со стороны государства уделяется особое внимание, как отмечено в [2]: "Рост товариществ собственников жилья будет способствовать развитию рынка услуг по профессиональному управлению жилищным фондом".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.