ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ PROBLEMS OF THE THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
УДК 332.1
DOI 10.17150/2500-2759.2016.26(6).927-935
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕГИОНА И ЕГО РАЗВИТИЕ НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В. С. Колодин, Л. В. Шемякина
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 18 ноября 2016 г.
Дата принятия к печати 16 декабря 2016 г.
Дата онлайн-размещения 30 декабря 2016 г.
Ключевые слова
Региональный потребительский рынок; инфраструктура потребительского рынка; продовольственный рынок; рынок промышленных товаров; товары потребительского назначения; логистический подход
Аннотация
Потребительский рынок является основным в системе региональных рынков, так как по его состоянию определяют социально-экономическое развитие каждого региона и уровень жизни населения. В статье рассматриваются характеристики потребительского рынка, факторы, определяющие его функционирование и развитие в современных условиях. Представлены результаты анализа и оценки состояния потребительского рынка России и регионов, формирующих ее экономическое пространство, и, в частности, Иркутской области, отмечены положительные и негативные тенденции, характерные для региональных рынков товаров потребительского спроса. Основное внимание уделено анализу функционирования потребительского рынка Иркутской области, что позволило выявить наиболее острые проблемы и сформулировать направления развития, среди которых особенно важными являются оказание разнообразных услуг логистического характера и деятельность государственных структур по развитию логистики товародвижения.
FORMATION OF THE REGIONAL CONSUMER MARKET AND ITS DEVELOPMENT ON THE BASIS OF THE LOGISTICS APPROACH
Abstract
The consumer market forms the basis of the regional market system, because it is used to determine social and economic development of each region as well as living standards. This paper considers characteristics of the consumer market and factors that account for its functioning and development in contemporary conditions. The results of analysis and evaluation of the consumer market in Russia and the regions that form economic area of Russia (and of the Irkutsk region in particular) are presented. The study highlights positive and negative trends specific to regional consumer markets. Special attention is paid to the analysis of the consumer market of the Irkutsk region, which enabled identification of the most urgent issues and directions of development. The market of various logistics services as well as efforts of State institutions in developing supply chain logistics are considered the most important in this context.
Victor S. Kolodin, Lyudmila V. Shemyakina
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Article info
Received
November 18, 2016
Accepted December 16, 2016
Available online December 30, 2016
Keywords
Regional consumer market; consumer market infrastructure; food market; industrial products market; consumer goods; logistics approach
Потребительский рынок занимает центральное место в жизнеобеспечении региона, так как основной его функцией является удовлетворение потребностей населения в необходимых товарах и услугах [1—4]. По
© В. С. Колодин, Л. В. Шемякина, 2016
состоянию потребительского рынка определяют социально-экономическое развитие каждого региона и страны в целом, исходя из основной цели его функционирования — повышение качества и уровня жизни насе-
ления [5]. Региональный потребительский рынок определяется структурой связей между потребностями населения региона и производством, спросом и предложением товаров и услуг, дифференциацией доходов и характером потребления, уровнем и структурой потребления, а также текущим потреблением и накоплениями.
Отличительными характеристиками регионального потребительского рынка в современных условиях являются:
- увеличение доли услуг в структуре валового регионального продукта;
- широкая номенклатура предоставляемых товаров и услуг;
- выраженная сегментация по территориальному и социальному признакам;
- динамичный характер спроса и предложения на рынке;
- высокая социальная значимость большой части отраслевой сферы услуг [6-9].
По существующим оценкам потребительский рынок России на сегодняшний день занимает 8-е место в мире, а по сравнению с европейскими странами — 1-е место. К основным причинам роста рынка относятся:
1. Неудовлетворенный спрос (у него есть как психологическая, так и чисто материальная причина). Дефицит потребительских товаров при административной системе управления до сих пор дает о себе знать.
2. Несбалансированное потребление. Так, несмотря на то, что в России выросло потребление на душу населения отдельных продуктов питания (молоко, мясо, растительное масло, овощи и фрукты), значительное отставание по уровню их потребления от развитых стран мира сохраняется. Например, по мясу и мясопродуктам от США Россия отстает более чем в 2 раза, от Франции, Австрии — в 1,5 раза, по фруктам от США, Германии, Нидерландов более чем в 2 раза. Такое же отставание отмечается и по предметам длительного пользования.
Кроме того, в России наблюдался сравнительно быстрый рост потребительского кредитования, однако, несмотря на высокий темп роста в относительных цифрах, по факту его объемы пока не значительны.
У населения в России до сих пор нет серьезных обременений по ипотеке, в Европе уровень расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, налоги гораздо выше. По оценкам немецкой исследовательской компании GFK россияне могут тратить ежегодно 70 % располагаемых доходов на текущее потребление, против 40 % в среднем по Европе. Именно этот фактор и
позволял потребительскому рынку страны быть основным драйвером экономического роста все последние годы.
Функционирование и развитие потребительского рынка в регионах России характеризуется рядом особенностей. Положительными особенностями являются:
- высокая насыщенность и разнообразие ассортимента потребительских товаров;
- рост производства товаров потребительского назначения, появление новых субъектов хозяйственной деятельности;
- расширение сектора услуг, причем более быстрыми темпами, чем рост объемов производства потребительских товаров;
- развитие рыночной инфраструктуры (увеличивается сеть предприятий торговли и общественного питания различных форм собственности, развивается сеть фирменной торговли, уменьшается доля неорганизованной торговли);
- осуществление мер по контролю за качеством товаров, соблюдению законодательства по защите прав потребителей, сертификации;
- развитие хозяйственных связей с поставщиками и потребителями регионов России.
Вместе с тем функционирование потребительского рынка характеризуется и негативными тенденциями, заключающимися в следующих особенностях:
- высокие темпы роста инфляции, что ограничивает доступность товаров для всех социальных групп населения;
- большие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, основная часть которых не является ни технологически, ни организационно необходимыми;
- структурная перестройка оптового звена системы товародвижения отстает от запросов розничной торговли;
- поляризация населения по денежным доходам (коэффициент дифференциации — 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения, сохраняется на уровне 7-8 раз);
- низкая покупательная способность основной части населения, для которой многие товары остаются труднодоступными;
- недостаточный уровень культуры обслуживания;
- слабая концентрация капитала и обилие мелких неконкурентоспособных торговых фирм, не обеспечивающих современного уровня торгового развития;
- многочисленные факты обращения на потребительском рынке фальсифицированной и нелегальной продукции;
- отсутствие источников получения достоверной информации о состоянии и развитии регионального потребительского рынка и элементов его инфраструктуры;
- значительный объем теневого оборота, размеры которого по различным экспертным оценкам достигают 50 %;
- наличие правового вакуума в регулировании отдельных отраслей потребительского рынка [10; 11].
Потребительский рынок в целом с конца 2013 г. оказался под серьезным давлением в связи с ухудшением общей геополитической, а также финансово-экономической ситуации, которая усугубилась целым рядом внутренних обстоятельств (резкое колебание курса рубля; введение экономических санкций по широкому спектру продовольственных товаров; рост инфляции; принятие некоторых законодательных инициатив, радикально меняющих условия хозяйствования субъектов малого и среднего предпринимательства, таких, например, как расчет стоимости аренды, изменение правил в области вывесок и наружной рекламы, введение торгового сбора). Все это в значительной степени повысило неопределенность в предпринимательской деятельности и способствовало торможению экономического роста.
Развитие потребительского рынка Иркутской области в последние годы характеризовалось относительной стабильностью, положительной динамикой, ростом ассортимента товаров и услуг. К положительным тенденциям, закрепившимся на потребительском рынке области, относятся увеличение товарооборота и количества торговых организаций, развитие новых форматов предприятий розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг.
Основными факторами, определяющими формирование оборота розничной торговли, общественного питания и объема бытовых услуг, являются динамика реальных располагаемых доходов населения, наличие кредитных обязательств и их уровень, развитие форм потребительского кредитования1.
Торговля занимает одно из ведущих мест в экономике Иркутской области. Доля отрасли в валовом региональном продукте составляет около 11 %, она формирует почти 8 % налоговых платежей, поступающих в консолидированный бюджет Российской Федерации и обеспечивает 18 % занятости в экономике области [12].
1 Итоги потребительского рынка Иркутской обла-
сти за 2015 г. Иркутск : Ком. по потребит. рынку, 2015.
Торговая площадь предприятий торговли продолжает расти и составляет примерно 2 млн м2. В результате обеспеченность населения площадью торговых объектов в Иркутской области превысила минимальный норматив на 74,1 % и достигла 814,8 м2 в расчете на 1 тыс. жителей области.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области на 1 января 2016 г. на территории Иркутской области находилось 19 630 организаций, осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. По состоянию на 24 февраля 2015 г. на территории области действовало 17 розничных рынков, в том числе 10 универсальных и 7 специализированных. Численность занятых по виду экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и предметов личного пользования» составляет 85,7 тыс. чел.
Традиционными формами реализации сельскохозяйственной продукции являются ярмарки. В целях улучшения снабжения населения свежими продуктами питания на территории муниципальных образований организованы постоянно действующие продуктовые ярмарки с режимом работы не менее двух дней в неделю в количестве, рекомендованном Министерством промышленности и торговли России.
В январе-октябре 2016 г. оборот розничной торговли на 95,8 % формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля продажи товаров на рынках и ярмарках составляла 4,2 %.
На территории региона постоянно действует 121 продуктовая ярмарка: 52 на территории городских поселений, где численность населения свыше 30 тыс. чел., и 69 ярмарок в населенных пунктах, где количество жителей превышает 2 тыс. чел.
Доступности сельскохозяйственной продукции для населения также способствует открытие специализированных магазинов фермерских продуктов и соответствующих отделов в существующих предприятиях розничной торговли. Дополнительным инструментом сбыта сельскохозяйственной продукции может стать торговля через Интернет.
Оборот розничной торговли в Иркутской области по оперативным данным в 2015 г.
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
м
Z
10
(О
м —
9 ы
(Л
составил 290 845 млн р. В его структуре удельный вес продовольственных товаров составил 43,1 %, непродовольственных товаров — 56,9 %. Доля сетевых организаций в обороте розничной торговли равнялась 16,6 %, что ниже в среднем по России.
В структуре потребления домашних хозяйств сохраняется превышение доли расходов на приобретение непродовольственных товаров над расходами, связанными с покупкой продовольственных товаров, однако в последнее время зафиксировано увеличение доли расходов на продовольствие. В результате в структуре оборота розничной торговли удельный вес непродовольственных товаров составляет 54,2 %, продовольственных товаров — 45,8 %.
В 2015 г. оборот розничной торговли на 96,2 % формировался торговыми организациями, доля продаж товаров на рынках продолжала снижаться и составила 3,8 %.
В Иркутской области зафиксирована положительная динамика развития сферы общественного питания. Оборот общественного питания составляет почти 11 394 млн р., что в расчете на душу населения составляет 390 р. в мес.
Объем бытовых услуг, оказанных населению Иркутской области в 2015 г. через все каналы реализации, составляет 81 323,4 млн р. и имеет тенденцию к сокращению. Одной из причин сокращения объема потребления населением Иркутской области платных услуг (включая бытовые) является снижение реальных денежных доходов населения.
Наибольший объем бытовых услуг составляют услуги по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования — 43,2 %, парикмахерские и косметические услуги — 10,5 %, услуги по ремонту и строительству жилья и других построек — 9,6 %.
Значительно сократился объем услуг по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий (16,1 %), по оказанию прачечных услуг (17,7 %), услуг по ремонту, строительству жилья и других построек (18,3 %). Большая часть бытовых услуг оказывается субъектами малого предпринимательства — 85,7 %.
Динамика изменения цен на продовольственном рынке Иркутской области в целом соответствует общероссийским тенденциям. При этом в области в меньшей степени, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу, увеличились розничные цены на 15 из
25 социально значимых продовольственных товаров первой необходимости: говядину и свинину, рыбу мороженую неразделанную, масло сливочное, молоко питьевое цельное пастеризованное и стерилизованное 2,5-3,2 % жирности, чай черный байховый, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, рис шлифованный, пшено, картофель, капусту белокочанную свежую, лук, морковь.
Более умеренная инфляция на продовольственном рынке позволила Иркутской области улучшить свои позиции по стоимости минимального набора из 33 продуктов питания.
Из непродовольственных товаров подорожали табачные изделия (23 %), фарфо-рофаянсовая посуда (17 %), электротовары и другие бытовые приборы (12,2 %), медицинские товары (11,9 %), бензин (11,5 %), чулочно-носочные изделия (9,8 %), одежда мужская (8,7 %), школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары (8,3 %), часы, обувь резиновая и домашняя (8 %).
Состояние продовольственного рынка Иркутской области в значительной степени определяется ввозимой продукцией. Учитывая сложные агротехнические условия для выращивания собственной сельскохозяйственной продукции и удаленность от центральных и южных областей России, предприятия Иркутской области зависимы от конъюнктуры рынка сельскохозяйственного сырья регионов с более развитой сырьевой базой. Особенно зависим региональный продовольственный рынок от внешних поступлений сахара, круп, муки, рыбы, мяса и мясной продукции, растительного масла, фруктов, что существенно влияет на формирование розничных цен на товары [1].
Ценовая ситуация в области находится на постоянном контроле Правительства Иркутской области, при котором действует штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков на территории региона. Штаб обеспечивает взаимодействие органов государственной власти с крупнейшими торговыми организациями, производителями и поставщиками продовольственных товаров в целях предотвращения необоснованного роста цен и проведения последними социально ориентированной ценовой политики в отношении социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
В целях стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке области обеспечен ее оперативный мониторинг на территории всех муниципалитетов и в целом по Иркутской области; к участию в социальных проектах привлечено 1 080 объектов розничной торговли, реализующих населению социально значимые товары по ценам на 10-15 % ниже рыночных; проведено 1 733 ярмарки, предоставивших населению области возможность приобрести товары по более доступным ценам.
Потребительский рынок Иркутской области подвержен влиянию негативных тенденций, характерных для рынка России в целом, однако существуют и свои тенденции, обусловленные спецификой региона, которые оказывают значительное влияние на функционирование и развитие рынка:
1. Неравномерность развития потребительского рынка в области. В частности, в северных районах области существует проблема отсутствия конкуренции на рынке. Предприятия потребительского рынка, работающие в районах крайнего севера и приравненные к ним, считаются убыточными. Ввиду данной ситуации единственным объектом, работающим на данной территории, является потребительская кооперация в лице Иркутскоблпотребсоюза.
2. Отсутствие достаточной инфраструктуры потребительского рынка. Неполное соответствие с действующим законодательством деятельности розничных рынков и в целом торговой деятельности, слабое развитие сетевой торговли, наличие большого числа посредников между производителями сельскохозяйственной продукции и розничными продавцами.
3. Неэффективное использование средств государственной поддержки в агропромышленном комплексе.
4. Слабая поддержка предприятий и организаций малого и среднего бизнеса.
5. Недостаточное использование современных технологий в товародвижении, в том числе логистического подхода.
Важным побудительным мотивом использования логистики является усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распределения. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации существовавших моделей организации в сфере снабжения и сбыта. При этом активно развернулись работы по совершенствованию отдельных направлений
товародвижения, наилучшему размещению складов, определению оптимальной величины партий поставок товаров, рациональных схем маршрутов перевозок и т. д.
Большую роль в создании объективных предпосылок для использования логистики играет технический прогресс в средствах связи и информатики. Он позволил на более высоком уровне проводить контроль за всеми основными и вспомогательными процессами товародвижения. Автоматическая система контроля позволяет отслеживать наличие сырья и полуфабрикатов, выпуск готовой продукции, состояние запасов, объемы поставок и комплектующих деталей, степень выполнения заказов, место нахождения грузов в пути от производителя до потребителя. Применение современных средств информационного отслеживания материальных потоков способствует внедрению «безбумажной» технологии. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов по каналам связи синхронно с грузом передается информация о нем и необходимые реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию и принимать нужные управленческие решения. С помощью «компьютерной» логистики на всей цепи обслуживания возможно осуществлять анализ деятельности фирмы, что позволит оценить ее в сравнении с конкурентами.
Существует специальный инструментарий, а также нормативная база логистики, включая использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач, унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузо-разгрузочных средств.
Важное практическое значение имеет смещение центра тяжести из сферы производства товаров и услуг в сферу торговли и распределения. Если до недавнего времени национальная экономика России была охвачена дефицитом товаров, то теперь в условиях насыщенного рынка с одной стороны, и ограниченной покупательной способностью с другой, именно организация торговли и распределения обеспечивает выигрышное положение товаров и услуг на рынке.
Другой важный фактор применения концепции логистики — обеспечение непре-
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
2 Z
10
(О
2 —
9
Ы (Л
рывности и бесперебойности всей цепочки движения товаров от производителей к потребителям. Возможный вариант решения этой задачи — создание крупных складских терминалов в региональных центрах, которые будут аккумулировать товары, доставляемые из различных регионов мира. В современных условиях существенной зависимости отечественного потребителя от импортных товаров и услуг значимость такого варианта повышается.
Зарубежный опыт развития новых посредников в рыночной инфраструктуре должен получить широкое распространение в регионах России. Он свидетельствует, что «логистические» посредники становятся эффективным инструментом экономии финансовых и материальных ресурсов в сфере товародвижения. Специализация торговых посредников на логистических услугах способствует развитию комплексного характера их деятельности. К тому же логистические посредники обеспечивают всесторонний учет транспортного фактора производителями и потребителями товаров, лучшее использование ими транспортных средств и услуг как в государственном, так и в собственных интересах.
В условиях рыночной экономики меняются социально-экономические ориентиры управляющих воздействий. Это трансформирует не только саму постановку задач в сфере закупок и сбыта товаров, но и условия их реализации, что предопределяет необходимость использования логистических принципов для решения проблем. В то же время необходимо учитывать опыт, накопленный в этой сфере в предыдущие годы. Так, анализ деятельности различных звеньев «логистического конвейера» показал, что большинство традиционных задач, которые решались бывшей системой материально-технического обеспечения, сохраняют актуальность при внесении соответствующих корректив (с учетом рыночных условий) как в своей постановке, так и в выборе альтернативных способов их решения.
Основой деятельности в современных условиях хозяйствования становится известная триада: «расчет — выгода — потребитель», поэтому во главу угла ставятся экономия затрат, сокращение издержек ради собственной прибыли и связанные с ней интересы потребителей и оказание потребителю комплекса услуг, что в полной мере отвечает концепции логистики.
Важным направлением развития потребительского рынка региона является также
оказание разнообразных услуг логистического характера в соответствии с запросами клиентуры, причем более эффективное, чем их выполнение самими предприятиями «за свой счет». Помимо традиционных услуг логистические посредники практикуют стратегическое планирование товародвижения, подбор и обучение управляющих по физическому распределению продукции, управлению нововведениями, поиску новых клиентов, рынков и др.
Освобождение промышленных компаний от транспортных операций, операций по складированию и управлению запасами способствует концентрации их усилий непосредственно на производстве товаров, высвобождению средств для расширения предпринимательской деятельности, сокращению капиталовложений для обновления собственных транспортных средств.
По существующим оценкам, применение логистического подхода позволит сократить время производства товаров на 25 %, снизить себестоимость производства продукции до 30 %, сократить объем материальных запасов на 30-70 % [13-15].
Комплексная организация товародвижения предполагает реализацию логистических принципов в их единстве и взаимосвязи, а также осуществление функций логистики всеми участниками процесса в независимости от форм собственности. Поэтому использование логистического подхода неизбежно приводит к преобразованию организационных структур на всех уровнях управления, включая и региональный.
Говоря об организационно-экономических условиях использования логистического подхода, следует остановиться на проблемах государственной поддержки логистической деятельности. Дело в том, что выдвижение на передний план развития прямых хозяйственных связей повышает роль государственного регулирования материа-лопотоков. Тем более, что потоки продукции производственно-технического назначения составляют более двух третей в общем объеме перевозимых грузов, а основные виды массоемкой продукции перемещаются в направлениях, которые ранее определялись в централизованном порядке.
Организационные методы государственной поддержки процессов товародвижения должны охватывать решение задач и координационные функции, выполняемые органами исполнительной власти, структуризацию этих функций, реализацию их на государственно-программной основе, а
также проведение организационно-структурных новаций в первичном звене хозяйствования. По мнению ученых и практиков, к задачам государственных структур на федеральном и региональных уровнях следует отнести:
- разработку и реализацию научно-технической политики развития процессов товародвижения и товаропроводящей сети;
- инициирование экономических методов управления;
- координацию процессов товародвижения и деятельности субъектов товарных рынков по организации и осуществлению товародвижения.
Для решения этих задач в федеральных и региональных органах исполнительной власти должны развиваться следующие основные функции:
- составление прогнозов развития товаропроводящей сети, имеющей приоритетное значение для развития хозяйственных связей регионов России между собой и со странами ближнего и дальнего зарубежья, а также прогнозирование внедрения новейших форм, методов и технологий товародвижения при хозяйственных связях между товаропроизводителями и потребителями напрямую и через складские предприятия посредников;
- формирование информационных систем обеспечения процессов товародвижения и функционирования товаропроводящей сети, обоснование и разработка межведомственных положений и инструкций по системе и эффективному применению экономических нормативов для регулирования процессов товародвижения, подготовка совместно с транспортными структурами предложений по дифференцированным
транспортным тарифам для стимулирования рационализации перевозок;
- разработка предложений по инвестиционной политике в области развития транспорта и товаропроводящей сети, подготовка рекомендаций по экономически рациональным схемам перевозок в межрегиональных сообщениях и в отдельных регионах России, обоснование целесообразности использования эффективных вариантов товародвижения через склады с учетом возможностей устранения нерациональных повторных перевалок продукции, разработка совместно с заинтересованными отраслевыми органами управления мероприятий по обеспечению координации деятельности складских предприятий посреднических структур, транспортных терминалов и производственных складов, подготовка предложений и практических рекомендаций по развитию в системе управления и субъектах товарного рынка структур по организации и координации процессов товародвижения (логистических структур).
Таким образом, только широкое применение логистики позволит существенно повысить качество распределения товаров и услуг.
Решение проблем функционирования потребительского рынка — важная задача в социально-экономическом развитии региона, в бесперебойном обеспечении населения товарами и услугами. Для ее решения необходима координация деятельности всех участников рынка: региональных органов управления, производителей потребительских товаров, в том числе сельхозпроизводителей, посреднических организаций, предприятий оптовой и розничной торговли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иркутская область в XXI веке: проблемы и ресурсы развития / А. П. Киреенко, С. В. Чупров, Л. В. Санина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 422 с.
2. Развитие российского общества: социально-экономические и правовые исследования / О. В. Батурина [и др.] ; под ред. М. А. Винокурова, А. П. Киреенко, С. В. Чупрова. — М. : Наука, 2014. — 622 с.
3. Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г. / М. А. Винокуров [и др.] ; под ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2002. — 246 с.
4. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию для региональной экономики / А. П. Киреенко, Д. Ю. Федотов, Е. В. Андреева [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 252 с.
5. Теоретико-методические аспекты исследования качества жизни населения / под науч. ред. Н. М. Токар-ской, Л. В. Саниной. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 180 с.
6. Дмитриев Ю. А. Региональная экономика : учебник / Ю. А. Дмитриев, Л. П. Васильева. — М. : КноРус, 2015. — 246 с.
7. Иневатова О. А. Механизм управления развития потребительского рынка / О. А. Иневатова, Е. П. Прокофьева // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — № 13 (132). — С. 210-215.
8. Шнякина Ю. Р. Проблемы регионального управления развитием потребительского рынка товаров и услуг / Ю. Р. Шнякина // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 14. — С. 371-374.
Ф П ч
01 И 5<
а л
г
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч 2
о
м Z
10
(О
м —
9 ы
(Л
9. Колодин В. С. Логистическая инфраструктура регионального товарного рынка / В. С. Колодин. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1999. — 174 с.
10. Колодин В. С. Современные проблемы розничных торговых предприятий Иркутской области: исследование мнений покупателей / В. С. Колодин, Я. М. Быстрицкая // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2015. — № 2 (97). — С. 265-269.
11. Колодин В. С. Обзор рынка розничной торговли в Иркутской области: основные тенденции, особенности развития, проблемы, логистические пути их решения [Электронный ресурс] / В. С. Колодин, Л. В. Шемякина, Я. М. Быстрицкая // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 6. — Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/ article.aspx?id=16455.
12. Аналитическая записка о состоянии потребительского рынка Российской Федерации / сост. А. И. Борисов, А. Н. Прудников. — М. : Ком. ТПП РФ по развитию потребит. рынка, 2014. — 14 с.
13. Шемякина Л. В. Аграрная логистика в развитии рынка продовольствия региона / Л. В. Шемякина // Трансформация логистических систем в современных условиях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 21 нояб. 2014 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. — С. 155-158.
14. Шемякина Л. В. Рынок товаров и услуг в региональной хозяйственной системе / Л. В. Шемякина // Логистические технологии в развитии инновационной экономике : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, июнь 2013 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — С. 136-140.
15. Шемякина Л. В. Рынок товаров и услуг в экономике региона : учеб. пособие / Л. В. Шемякина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 116 с.
REFERENCES
1. Kireenko A. P., Chuprov S. V., Sanina L. V. et al. Irkutskaya oblast' v XXI veke: problemy i resursy razvitiya [Irkutsk Region in the 21st Century: Problems and Development Resources]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014. 422 p.
2. Baturina O. V. et al.; Vinokurov M. A., Kireenko A. P., Chuprov S. V. (eds). Razvitie rossiiskogo obshchestva: sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya [The Russian Society Development: Socio-Economic and Legal Research]. Moscow, Nauka Publ., 2014. 622 p.
3. Vinokurov M. A. et al.; Samarukha V. I. (ed.). Programma sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya g. Irkutska do 2005 goda [The Program of Irkutsk Socio-Economic Development before 2005]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2002. 252 p.
4. Kireenko A. P., Fedotov D. Yu., Sanina L. V. et al. Posledstviya vstupleniya Rossii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu dlya regional'noi ekonomiki [The Consequences of Russia's Entry into the World Trade Organization for the Regional Economy]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 252 p.
5. Tokarskaya N. M., Sanina L. V. (eds). Teoretikometodicheskie aspekty issledovaniya kachestva zhizni nasele-niya [Theoretical and Methodical Aspects of Investigating Living Standards of Population]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 180 p.
6. Dmitriev Yu. A., Vasil'eva L. P. Regionalnaya ekonomika [Regional Economy]. Moscow, KnoRus Publ., 2015. 246 p.
7. Inevatova O. A., Prokof'eva E. P. Management mechanism for consumer market development. Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Orenburg State University, 2011, no. 13 (132), pp. 210215. (In Russian).
8. Shnyakina Yu. R. Problems of the regional management of the development of the consumer market for goods and services. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economy, 2013, no. 14, pp. 371-374. (In Russian).
9. Kolodin V. S. Logisticheskaya infrastruktura regional'nogo tovarnogo rynka [Logistics Infrastructure of the Regional Commodity Market]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 1999. 174 p.
10. Kolodin V. S., Bystritskaya Ya. M. Current problems of irkutsk region retailers: customers' opinion survey. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2015, no. 2 (97), pp. 265-269. (In Russian).
11. Kolodin V. S., Shemyakina L. V., Bystritskaya Ya. M. Retail market in irkutsk region: key trends, development features, problems and their logistic solutions. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baykalskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2012, no. 6. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx-?id=16455. (In Russian).
12. Borisov A. I., Prudnikov A. N. (eds). Analiticheskaya zapiska o sostoyanii potrebitel'skogo rynka Rossiiskoi Federatsii [Analytical note on the consumer market of the Russian Federation]. Moscow, Russian Commerce and Industry Chamber's Committee on the consumer market development Publ., 2014. 14 p.
13. Shemyakina L. V. Agricultural logistics in the food market development region. Transformatsiya logisti-cheskikh sistem v sovremennykh usloviyakh. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Irkutsk, 21 noyabrya 2014 g. [Transformation of Logistics Systems in Contemporary Conditions. Materials of International Research Conference. Irkutsk, November 21, 2014]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2015, pp. 155-158. (In Russian).
14. Shemyakina L. V. Consumer and service market in the regional economy. Logisticheskie tekhnologii v razvitii innovatsionnoi ekonomiki. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Irkutsk, iyun' 2013 g. [Logistics Technologies in Innovative Economy Development. Materials of the International Research
Conference. Irkutsk, June 2013]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013, pp. 136-140. (In Russian).
15. Shemyakina L. V. Rynok tovarov i uslug v ekonomike regiona [The Market of Goods and Services in the Region's Economy]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2013. 116 p.
Информация об авторах
Колодин Виктор Семенович — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой логистики и коммерции, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Шемякина Людмила Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра логистики и коммерции, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Authors
Victor S. Kolodin — Doctor habil. (Economics), Professor, Head of the Department of Logistics and Commerce, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Lyudmila V. Shemyakina — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Logistics and Commerce, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Колодин В. С. Формирование потребительского рынка региона и его развитие на основе логистического подхода / В. С. Колодин, Л. В. Шемякина // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — Т. 26, № 6. — С. 927-935. — DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).927-935.
Reference to article
Kolodin V. S., Shemyakina L. V. Formation of the regional consumer market and its development on the basis of the logistics approach. Izvestiya Baykal'sko-go gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2016, vol. 26, no. 6, pp. 927-935. DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).927-935. (In Russian).