УДК 338.22.021.4
Ян Цзепин
Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных предприятий Китая
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день механизмы устойчивого развития предприятий играют важную роль в достижении высоких экономических показателей, однако эффективно построить данный механизм в компании, учитывая особенности отдельного предприятия, удается далеко не всем. Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что необходимым условием развития инновационной деятельности в промышленности Китая является формирование механизма устойчивого развития. В рамках статьи были использованы общенаучные методы, такие как сравнение, индукция, дедукция, обобщение, логический анализ. В статье рассматривается механизм устойчивого развития промышленных предприятий, его принципы, характеристики, элементы. Доказано, что формирование механизма устойчивого развития промышленных предприятий Китая напрямую связано с адаптацией к новому технологическому укладу. В процессе исследования установлена связь между внешними государственными инструментами и внутренних инструментов развития промышленного предприятии.
Ключевые слова: механизм устойчивого развития промышленных предприятий, Китай, новый технологический уклад, инновации, высокотехнологичная продукция, приоритеты экономического развития, экономический потенциал
Yang Tszeping
Formation of sustainable development mechanisms economics of industrial enterprises of China
The relevance of this study is due to the fact that today the mechanisms for the sustainable development of enterprises play an important role in achieving high economic performance, however, not everyone is able to effectively build this mechanism in the company, taking into account the characteristics of an individual enterprise. The hypothesis of the study is based on the assumption that the formation of a sustainable development mechanism is a prerequisite for the development of innovation in China's industry. Within the article, general scientific methods were used, such as comparison, induction, deduction, generalization, logical analysis. The article discusses the mechanism of sustainable development of industrial enterprises, its principles, characteristics, elements. It is proved that the formation of the mechanism for the sustainable development of industrial enterprises in China is directly related to the adaptation to the new technological order. In the process of research, a link was established between external state instruments and internal instruments for the development of an industrial enterprise.
Keywords: mechanism for sustainable development of industrial enterprises, China, new technological order, innovations, high-tech products, economic development priorities, economic potential
Введение
-ч1 |а сегодняшний день особо актуальной проблемой является формирования _ _|механизмов устойчивого развития промышленных предприятий, учитывая тот факт, что приоритеты развития направлены в сферу оказания услуг. Связано это с тем, что для промышленности характерны материальные потребности экономических субъектов, основанные на принципе пирамиды «Маслоу» - основных потребностей. Причем объекты промышленности обеспечивают не только себя необходимыми ресурсами, но и снабжают средствами производства смежные отрасли. Один из ученых экономистов Маевский В.И. указывает на то, что принято выделять «ядро саморазвития промышленности» которое включает в себя машиностроительные предприятия. Это позволяет им индуцировать совместные действия на производство промышленных товаров не только для себя, но и производить средства производства для смежных отраслей.
Материалы и методы
Определение устойчивого развития промышленных предприятий является неотъемлемым элементом развития промышленных предприятий не только Китая, но и других стран. Ряд ученых экономистов понимают под устойчивым развитием внутренние изменения, направленные на улучшенную адаптацию промышленных предприятий к влиянию внешних факторов и условий, а также увеличение качественных изменений в организационной и научно-технологической структуре и количественных показателей деятельности промышленного предприятия, высокая технологичность производства [1]. С целью понимания принципов и характеристик устойчивого развития промышленных предприятий нами были использованы методы анализа и обобщения существующих мировых тенденций экономического развития, а также качественно новых форм и типов развития. Более детальный анализ научной литературы по данному направлению демонстрирует то, что индивидуальной особенностью механизма устойчивого развития является его определенная направленность в форме экономической, социальной и экологической составляющей [3]. Указанные параметры устойчивого развития организации находятся в едином составе.
Устойчивое развитие подразумевает собой некую уникальность и многообразие форм, что отображено в его комплексном характере.
Результаты исследования
Если рассматривать функционирующее промышленное предприятие как сложную систему, состоящую из подсистем и элементов, имеющих свои приоритеты и степени ответственности, а также комплексная адаптация к внешним и внутренним изменениям [2]. На сегодняшний день в мире особое место занимает интеграция, глобализация, развитие добросовестной конкуренции, истощение запасов природных ресурсов, что усиливает взаимозависимость хозяйствующих субъектов. При этом разработка и внедрение рационального и эффективного механизма устойчивого развития должно играть ключевую роль в развитии как одного промышленного предприятия и страны.
Действующие механизмы устойчивого развития промышленных предприятий представляют собой ряд организационных форм, структур, правовых норм, методов управления, благодаря которым строится процесс производства на уровне предприятия. С точки зрения промышленного предприятия, устойчивый механизм понимается, как тесная взаимосвязь и взаимозависимость между организационной, инновационно-технологической, финансовой, экономической, маркетинговой, информационной, социальной, экологической средой, которые, в свою очередь, могут быть интегрированы в ту или иную сферу [4]. При этом любое промышленное предприятие, участвовавшее в системе хозяйствования, является базисным элементом провинции, либо страны в целом.
Следует воспринимать устойчивое развитие промышленного предприятия, как целостный механизм вспомогательных элементов, определяющих тесную и постоянную взаимосвязь, неподвергающейся влиянию внешних факторов [6]. В концепции основных принципов экономики предприятия разработка механизма устойчивого развития промышленных организаций подразумевает собой совокупность принципов независимости, многогранности, многофункциональности, инвариантности в процессе принятия управленческих решений [5].
Принципы напрямую связаны с открытостью в общем доступе и при этом сохранением коммерческой тайны. Принцип заключается в построении грамотного курса развития не только единичной организации, но и страны
в целом. Означает это то, что влияние внутренних и внешних факторов сопровождается функционированием предприятия как структура распределения экономических ресурсов, качественных и количественных показателей, которые связаны с мировыми экономическими тенденциями [9].
Разработка механизма устойчивого развития промышленного предприятия является повторяющимся непрерывным процессом, который проходит в постоянно изменяющихся рыночных условиях. Основные составляющие данного механизма связаны со свойствами регулируемости и подвижности, однако степень их гибкости зависит от норм действующего законодательства, организационно-правовой формы организации, функционирующей организационной структуры, мотивации и адаптации сотрудников, источников денежных средств. Механизм устойчивого развития промышленного предприятия подразумевает собой: способы определения стратегии развития предприятия, принципы анализа рынка и потребностей потребителей продукции, инструменты разработки и управления новыми товарами и услугами, маркетинговые способы, принципы организации производства, методы управления персоналом, финансовые инструменты управления денежными ресурсами, система построения внешних связей, а также способы управления рисками [7].
Действующий этап разработки эффективного механизма устойчивого развития промышленных предприятий заключается в период перехода на VI технологический уклад. Для 21 века характерно окончание V технологического уклада, основой которого являлись: микроэлектроника, робототехника, добыча и переработка энергетических природных ресурсов; интеграция информационного программного обеспечения, развитие телекоммуникаций, в частности оптоволоконных структур [8]. В число ключевых факторов, которые влияют на переход Китая к VI технологическому укладу, входят установление границ роста экспорта природных ресурсов, моральный износ оборудования, границы запаса ценовой конкуренции и снижение численности трудоспособного населения. В процессе перехода к VI технологическому укладу изменяются основные приоритеты развития экономики, отраслей и промышленных предприятий. К ключевым факторам относят: развитие генной инженерии, нанотехнологий; поиск альтернативных источников энергии. В данных условиях корректируются стратеги-
ческие и оперативные цели управления промышленными предприятиями [12].
В процессе анализа статистических данных следует, что коэффициент обновления основных фондов обрабатывающих производств Китая в 2015 г. был равен 18,9%, в 2016 г. - 19,8%, в 2017 г. - 20,5%, причем за аналогичный период данный коэффициент в Японии составил 16,5%; 17,2%; 18,6% [18]. В условиях перехода к новому технологическому укладу наиболее уязвимым в КНР являются темпы и степень инновационного развития промышленных предприятий. В 2016 г. число предприятий обрабатывающей промышленности, которые внедряют инновационные разработки от общего числа организаций, составила 19,8%, в 2017 г. - 20,3% [17]. Согласно данным Министерства финансов Китая, удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе промышленных предприятий составил в 2017 г. 25,9% [16]. Удельный вес высокотехнологичной продукции от общего объема продукции промышленного производства в 2017 г. составил 21,6% [13]. При этом на развитие социальной поддержки, как одной из основных составляющих механизмов устойчивого развития промышленных предприятий, в Китае на 2016 г. составило 67 организаций, а которые ведут социальную отчетность. При этом в 2017 г. число предприятий увеличилось до 77 предприятий [12]. В 2018 г. увеличение доли предприятий составило 82 [14].
Кроме того, необходимо отметить, что, в период перехода к рыночным отношениям в Китае были плавно утрачены связи между научными и производственно-промышленными группами предприятий, закрыты научные подразделения в научно-производственных объединениях. В КНР свою роль потеряла система непрерывного профессионального образования, сократилась численность персонала действующих промышленных предприятий. До сих пор в целевых программах министерств делается ставка на приобретение товаров высокотехнологичного машиностроения за рубежом [20]. Исследования показывают, что в качестве основных ограничений для развития бизнеса в Китае остаются: недостаточно высокий уровень налогового администрирования, коррупция, отсутствие доступа к финансированию. Это означает, что в сфере интересов государства остается проблема нивелирования институциональных факторов, тормозящих формирование адекватного механизма устойчивого развития промышленных предприятий. Вышеуказанное дает основание констатиро-
вать, что современные промышленные предприятия Китая пока не сформировали механизм устойчивого развития, не вполне готовы к работе в условиях нового технологического уклада, поэтому представляется оправданным использование инструментов государственного регулирования при формировании механизма устойчивого развития промышленных предприятий.
В настоящее время в рамках расширенной промышленной политики государства используются инструменты государственно-частного партнерства, финансирование из федерального бюджета в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, субсидирование производств, предоставление государственных гарантий, поддержка важнейших инвестиционных проектов.
Все инструменты следует распределить на основные группы. В первую группу относятся инструменты, которые направлены на экономическую составляющую механизма устойчивого развития предприятия. Во вторую группу входят инструменты активизации социальной среда, как элемента механизма устойчивого развития. В третью группу инструментов относят формирование экологической среды механизма устойчивого развития.
Экономическая группа инструментов состоит:
1) инструменты усиления конкурентных позиций промышленных предприятий Китая на внутреннем рынке (финансирование из федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ; субсидирование за счет бюджетных средств части затрат на уплату процентов по кредитам, направляемым на поддержку производства и реализацию на осуществление сезонных закупок сырья и материалов; поддержка казенных предприятий; возмещение убытков исполнителям государственного оборонного заказа; покупка акций дополнительных эмиссий стратегически важных предприятий - публичных и непубличных обществ; бюджетное кредитование системообразующих предприятий; рефинансирование задолженности предприятий; предоставление гарантий по кредитам) [19];
2) инструменты, используемые с целью расширения числа промышленных предприятий Китая на снижающихся по отдельным показателям в объемах рынка (т.е. государственная поддержка ряда экспортеров высокотехнологичной и инновационной продукции; развитие и совершенствование механизмов государственных закупок отечественной продукции; рост
числа выдачи авансов в процессе размещения заказов на поставку отечественных товаров, выполнение работ и услуг для государственных нужд; отмена НДС на перечни технологического оборудования, импортируемого в Китай, аналогов которых в стране отсутствуют);
3) инструменты стимулирования инновационного развития промышленных предприятий (использование механизма государственно-частного партнерства; развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; создание интегрированных структур в высокотехнологичном машиностроении; субсидирование за счет бюджетных средств части затрат на уплату процентов по кредитам, направляемым на техническое перевооружение и модернизацию производства для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе в лесной и легкой промышленности, транспортном и энергетическом машиностроении, трубной отрасли, автомобильной промышленности, оборонно-промышленном комплексе; предоставление государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов промышленных предприятий).
Социальная группа инструментов, используемых государством и встраиваемых в механизм устойчивого развития промышленного предприятия, способствует активизации человеческого капитала. Следует отметить, что инструменты данной группы направлены на обеспечение доступности, высокого качества и эффективности образования, развитию науки и образования; повышение квалификации работников сферы промышленности; развитие программ в сфере обязательного медицинского, социального и пенсионного страхования. Основным видом инструментов выступают ведомственные целевые программы, предусматривающие целевое финансирование соответствующих необходимых расходов.
Экологическая группа инструментов направлена на разработку мероприятий, которые стимулируют ресурсно-экологическую составляющую со всех сторон механизма устойчивого развития, и подразумевает собой формирование нормативно-правовых документов в рамках действующего законодательства, которые обеспечивают формирование у действующих промышленных предприятий Китая мотивации к снижению энергопотребления, стимулирование внедрения энергосберегающих технологий и реализации энергоэффективных инновационных проектов, ускоренное развитие электро- и теплоэнергетики на основе экологически чистых технологий. К основ-
ным инструментам следует отнести государственные целевые программы.
Обсуждение результатов
Отмечено, что индивидуальная особенность действующих и эффективных инструментов, которые формируют механизм устойчивого развития промышленных предприятий Китая с государственной поддержкой, заключается в использовании ключевых инструментов экономической составляющей. При этом их использование на уровне отдельного промышленного предприятия заключается исключительно на конкурсной основе одного предприятия, которые включены в отдельный перечень реципиентов бюджетных средств на основе государственного или провинциального закона о бюджете на следующий отчетный год, либо плановый период. К инструментам экологической и социальной групп относят условия и параметры для разработки тем или иным промышленным предприятием Китая собственных инструментов.
Таким образом, в процессе перехода на новый технологический уклад механизм устойчивого развития промышленных предприятий Китая должен сочетать в себе как внутренние, так и внешние инструменты.
Заключение
В экономических и естественных науках, а также напрямую в деятельности отдельной компании характерен механизм устойчивого развития с точки зрения пути, траектории и направления развития. На наш взгляд, при формировании механизма устойчивого развития предприятия и государство, определяя траекторию движения, стратегические цели промышленного предприятия, не всегда учитывают фактор времени, скорость возникновения новых внешних факторов. Представляется, что развитие теории и практики формирования механизма устойчивого развития промышленного предприятия в этом направлении может быть плодотворным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горловская И.Г. Особенности формирования механизма устойчивого развития промышленных предприятий в условиях перехода к новому технологическому укладу // Экономические науки. Серия «Экономика и управление». 2010. No. 9(70). C. 203-206.
2. Маевский В.И. О началах экономической генетики (концептуальные подходы) // Вопросы экономической генетики / ИЭ РАПН. М., 1993. С. 11.
3. Beregova G.M., Klipin A.O. Analysis and assessment of economic state of enterprise in context of strategy of import substitution / Proceedings of the international conference on trends of technologies and innovations in economic and social studies. 2017. Pp. 70-76
4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов КНР как субъекта бюджетного планирования на 2015-2020 годы. URL: http://Минпромторг РФ/ministry/strategic/ system/
5. Яковлева Н.В. Инновационное развитие региональных промышленных систем: автореф. дис. ...д-ра. экон. наук. М., 2009.
6. Клипин А.О. Оценка эффективности и результативности механизма импортозамещения // Вестник РМАТ. 2018. No. 2. С. 77-83.
7. Yang Zhenshan, Hao Pu, Cai Jianming Economic clusters: A bridge between economic and spatial policies in the case of Beijing CITIES Volume: 42 Pages: 171-185 Part: B Published: FEB 2015
8. Zhang Yi, Lam Jasmine Siu Lee Estimating economic losses of industry clusters due to port disruptions TRANSPORTATION RESEARCH PART A-POLICY AND PRACTICE, Volume: 91, Pages: 17-33, Published: SEP 2016
9. Zhang Jingxiao, Xie Haiyan, Li Hui Integrated Framework of Growth Management for Identification of Service Innovation Levels and Priorities. SUSTAINABILITY Том: 10 Выпуск: 9 Номер статьи: 3319 Опубликовано: SEP 2018
10. Liu Xin, Dong Keyong. Development of the Civil Servants' Performance Appraisal System in China: Challenges and Improvements // Review of Public Personal Administration. 2012. No. 32. Pр. 149-168.
11. Chuang, Qiu Research on State-owned Assets Allocation and Efficiency of State-owned Enterprises INTERNATIONAL CONFERENCE ON FINANCIAL RISK AND CORPORATE FINANCE MANAGEMENT (FRCFM) Стр.: 260-267
12. Pollitt Katha Power in Theory What on earth is going on at NYU, NATION Том: 307 Выпуск: 7 Pp.: 6-6 Опубликовано: SEP 24 2018
13. Machado Mychal A., Luczynski Kevin C., Hood Stephanie A. Evaluation of the accuracy, reliability, efficiency, and acceptability of fast forwarding to score problem behavior JOURNAL OF APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS Том: 52 Выпуск: 1 Pp.: 315-334 Опубликовано: WIN 2019
14. Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXII : ежегодное издание / сост., отв. ред. Е.И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2017. 400 с.
15. Pesce Marco, Shi Chenyi, Critto Andrea SWOT Analysis of the Application of International Standard ISO 14001 in the Chinese Context. A Case Study of Guangdong Province SUSTAINABILITY, Том: 10, Выпуск: 9, Номер статьи: 3196 Опубликовано: SEP 2018
16. The Government Procurement Law of the People's Republic of China [Электронный ресурс] // Chinese Government's Official Web Portal. 03.03.2019. URL: http://www.gov.cn/english/laws/2005-10/08/ content_75023.html (дата обращения: 12.04.2019).
17. Wen Jiabao. Report on the Work of the Government delivered at the First Session of the 11th National People's Congress [Электронный ресурс] // Chinese Government's Official Web Portal. 5.03.2019. URL: http://english.gov.cn/official/ 2008-03/20/content_924600.htm (дата обращения: 20.02.2019).
18. Положение Министерства финансов КНР об оценке исполнения бюджета государственных инвестиционных программ центрального правительства [Электронный ресурс] // Министерство финансов КНР. URL: http://www.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/caizhengwengao/caizhengbuwengao2005/ caizhengbuwengao20052/200805/t20080525_42717.html (дата обращения: 21.04.2019).
19. Мнения о некоторых вопросах реформирования обслуживающих организаций КНР [Электронный ресурс] // Findlaw.cn 08.07.1996. URL: http://china.findlaw.cn/fagui/p_1/14353.html (дата обращения: 28.02.2019)
20. Жариков, М.В. Эффективность прямой торговли между Китаем и приграничными субъектами Российской Федерации // Экономика региона. 2016. Т. 12. No. 1. С. 189-200.
REFERENCES
1. Gorlovskaya I.G. Features of the formation of the mechanism of sustainable development of industrial enterprises in the transition to a new technological order. Economic sciences. Series "Economics and Management." 2010. no. 9 (70). pp. 203-206.
2. Mayevsky V.I. On the beginnings of economic genetics (conceptual approaches). Issues of economic genetics. Moscow, IE RPS Publ., 1993. p. 11.
3. Beregova G.M., Klipin A.O. Analysis and assessment of economic state of enterprise in context of strategy of import substitution / Proceedings of the international conference on trends of technologies and innovations in economic and social studies. 2017. pp. 70-76.
4. Report on the results and main activities of the Ministry of Finance of China as a subject of budget planning for 2015-2020.
5. Yakovleva N.V. Innovative development of regional industrial systems: abstract dis. dr. econ sciences. Moscow, 2009.
6. Klipin A.O. Evaluation of the effectiveness and efficiency of the mechanism of import substitution. Bulletin of the RIAT. 2018. no. 2. pp. 77-83.
7. Yang Zhenshan, Hao Pu, Cai Jianming Economic clusters: A bridge between economic and spatial policies in the case of Beijing CITIES, 2015, Vol. 42, pp. 171-185
8. Zhang Yi, Lam Jasmine Siu Lee Estimating economic losses of industry clusters due to port disruptions TRANSPORTATION RESEARCH PART A-POLICY AND PRACTICE, 2016, Vol. 1, pp. 17-33
9. Zhang Jingxiao, Xie Haiyan, Li Hui Integrated Framework of Growth Management for Identification of Service Innovation Levels and Priorities. SUSTAINABILITY, 2018, Vol. 10, No. 9.
10. Liu Xin, Dong Keyong. Development of the Civil Servants' Performance Appraisal System in China: Challenges and Improvements. Review of Public Personal Administration. 2012. no. 32. pр. 149-168.
11. Chuang, Qiu Research on State-owned Assets Allocation and Efficiency of State-owned Enterprises INTERNATIONAL CONFERENCE ON FINANCIAL RISK AND CORPORATE FINANCE MANAGEMENT (FRCFM), pp. 260-267.
12. Pollitt Katha Power in Theory What on earth is going on at NYU, NATION, 2018, Vol. 307, no. 7. pp.: 6-6
13. Machado Mychal A., Luczynski Kevin C., Hood Stephanie A. Evaluation of the accuracy, reliability, efficiency,
and acceptability of fast forwarding to score problem behavior JOURNAL OF APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS, 2019, Vol. 52, no. 1, pp. 315-334
14. China in world and regional politics. History and modernity. Release XXII: annual edition / comp., Resp. ed. E.I. Safronov. Moscow, IFES RAS, 2017. 400 p.
15. Pesce Marco, Shi Chenyi, Critto Andrea SWOT Analysis of the Application of International Standard ISO 14001 in the Chinese Context. A Case Study of Guangdong Province SUSTAINABILITY, 2018, Vol. 10, no. 9.
16. The Government Procurement Law of the People's Republic of China [Электронный ресурс] // Chinese Government's Official Web Portal. Available at: http://www.gov.cn/english/laws/2005-10/08/content_75023. html (accessed 12 April 2019).
17. Wen Jiabao. Report on the Work of the Government delivered at the First Session of the 11th National People's Congress [Электронный ресурс] // Chinese Government's Official Web Portal. 5.03.2019. Available at: http://english.gov.cn/official/ 2008-03/20/content_924600.htm (accessed 12 April 2019).
18. The position of the Ministry of Finance of the PRC on the assessment of the implementation of the budget of state investment programs of the central government [Electronic resource] // Ministry of Finance of the PRC. Available at: http://www.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/caizhengwengao/caizhengbuwengao2005/ caizhengbuwengao20052/200805/t20080525_42717.html (accessed 12 April 2019).
19. Opinions on some issues of reforming service organizations of China [Electronic resource] // Findlaw.cn 07/08/1996. Available at: http://china.findlaw.cn/fagui/p_1/14353.html (accessed 12 April 2019)
20. Zharikov, M.V. Efficiency of direct trade between China and border regions of the Russian Federation. Economy of the region. 2016. Vol. 12. No. 1. pp. 189-200.
Информация об авторе Ян Цзепин
(Россия, Иркутск) Аспирант кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»
Information about the author
Yang Tszeping
(Russia, Irkutsk) Graduate Student of the Department of Management Irkutsk National Research Technical University