УДК 332.025
Козлов Александр Владимирович Aleksandr Kozlov
Тесля Анна Борисовна Anna Teslya
Ся Чжан Zhangxia
ОПЫТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ: ЧТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ПОДЪЕМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ АРКТИЧЕСКОМ ЗОНЫ РОССИИ
HOW TO USE THE SUCCESSFUL EXPERIENCE OF CHINA INDUSTRIAL DEVELOPMENT FOR INDUSTRIAL GROWTH OF
RUSSIAN ARCTIC REGIONS
Выполнен анализ китайского опыта успешного индустриального развития, рассмотрены подходы, использованные руководством КНР для достижения поставленных целей. Приведены цифры и факты, подтверждающие положительные результаты экономических реформ и подъема промышленности, в частности динамика ВВП в сравнении с аналогичными показателями США и динамика промышленного производства. Описаны специфические особенности Арктической зоны Российской Федерации с точки зрения условий и предпосылок промышленного развития. Выполнен анализ инструментов промышленного развития и поддержки предпринимательства, использованных Китаем, описаны шаги экономических реформ и условия, в которых осуществлялись реформы. Выделены факторы и условия, которые отсутствуют в реалиях Российской Арктики. На основе анализа и с учетом специфических условий Арктической Зоны Российской Федерации предложены методы и инструменты развития промышленности и предпринимательства в северных регионах России, в частности следующие: планомерное и централизованное формирование макроэкономических факторов и создание условий для промышленного
The article presents an analysis of successful experience of China in providing of industrial growth. The approaches and tools used by the Chinese government are described. The most important facts and figures proving positive results of Chinese economic reforms and industrial growth such as GDP dynamics in comparison with the USA, indicators of industrial growth are presented. The methods and tools of industrial development and entrepreneurship support are given, the steps of economic reforms are analysed. A few tools which are not relevant to Russian conditions are identified. Specific features of Arctic zone of the Russian Federation as a basis for industrial development are described. On the basis of this analysis the tools of industrial development applied to Arctic zone of the Russian Federation are proposed, such as gradual and planned formation of macroeconomic factors and creation of conditions for industrial development performed by the government taking into consideration economic interests and concerns of all subjects of economic activities; use of complex approach to the industrial development of Arctic zone of the Russian Federation based on goal-oriented planning techniques; use of the mineral raw complex opportunities with the focus on the increase of
развития, осуществляемое государством, должно учитывать экономические интересы субъектов экономической деятельности; использование комплексного подхода к развитию Арктической зоны РФ на основе программно-целевого управления процессами развития; использование возможности минерально-сырьевого комплекса, при этом акцент в развитии следует делать на увеличение инновационной активности и развитие инновационных и наукоемких компаний и производств; поддержка индустриального развития со стороны региональных властей по примеру руководства регионов Китая; создание специальных экономических зон, причем зон разного типа, в зависимости от целей развития каждого региона АЗ РФ
innovative activity, the development of innovative and science intensive companies and enterprises; support of industrial development by regional governments on the example of the Chinese local authorities; establishment of different types of special economic zones every of which should be relevant to specific conditions of Arctic zone territories and goals of their development
Ключевые слова: экономика КНР, развитие промышленности, международный опыт, Арктическая зона Российской Федерации, индустриальный рост
Key words: Chinese economy, industrial growth, international experience, Arctic zone of Russian Federation, industrial development
Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 14-38-00009). Программно-целевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
В настоящее время российское государство, исходя из геополитических и экономических интересов, уделяет большое внимание Арктической зоне Российской Федерации (АЗ РФ). Всестороннее развитие территорий, включенных в АЗ РФ, предполагает формирование и целенаправленное управление северным экономическим пространством, которое не может быть единым, целостным, устойчиво развивающимся без комплексного подхода к его формированию. Минерально-сырьевой комплекс, традиционно и вполне обоснованно находящийся в фокусе всеобщего внимания, является действительно важным, но, тем не менее, всего лишь одним из составных элементов единой экономической системы Севера России. Обрабатывающая промышленность, малый и средний бизнес формируют и закрепляют ткань экономического пространства, способствуя решению социальных задач и закреплению трудовых ресурсов в регионе и помогая реализовывать существующий человеческий потенциал региона.
В годы экономических трансформаций, начиная с 1990 г., наблюдается ряд негативных тенденций, отток населения из регионов АЗ РФ и стагнация промышленного производства. Так, например, за период с 1990 по 2013 гг. численность населения Мурманской области, самого населенного региона АЗ РФ, сократилась с 1188,8 тыс. человек до 771,1 тыс. человек [12]. Промышленное производство, судя по ежегодному индексу прироста, величина которого колебалась от 92 % в 1996 г. до 113 % в 1997 г. и составившем 100,6 % в 2013 г., а также динамике выпуска основных видов продукции, стагнирует [13]. В связи с негативными тенденциями последних лет возникает вопрос о подходах и методах достижения целей развития производства в АЗ РФ на основе использования международного опыта. В сфере промышленного развития наибольших успехов в последние 20...25 лет добился Китай, что и определило тему исследования, результаты которого представлены в данной статье.
Методологической базой выполненного исследования являются как количественные, так и качественные методы. К первым относятся методы сбора и сравнительного анализа статистических данных, характеризующих социально-экономические показатели регионов и территорий, включенных в Арктическую зону РФ, бенчмаркинг при идентификации наиболее успешных практик и достижений в мировом опыте промышленного развития. К качественным методам исследований следует отнести метод аналогий, использованный при обосновании применения опыта Китая в промышленном развитии к обеспечению промышленного роста регионов и территорий Арктической зоны Российской Федерации.
Исходными данными для исследования послужили официальные государственные акты, нормативные документы, официальная статистика Росстата и китайских статистических служб, исследования отечественных и зарубежных ученых, выполненные по тематике данной публикации.
Важной исходной посылкой при выполнении исследования является тот факт, что Арктическая зона в настоящее время не является выделенной территориально-административной единицей Российской Федерации, а в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. Арктическая зона Российской Федерации состоит из следующих территорий [15]:
1) территория Мурманской области;
2) территория Ненецкого автономного округа;
3) территория Чукотского автономного округа;
4) территория Ямало-ненецкого автономного округа;
5) территория муниципального образования городского округа «Воркута» (Республика «Коми»);
6) территория Аллаиховского улуса ( района) , Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (района) (Республика Саха (Якутия);
7) территория городского округа г. Норильск, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района (Красноярский край);
8) территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск» (Архангельская область);
9) земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в постановлении Президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР.
Это обстоятельство затрудняет поиск статистических данных, так как система сбора статистики построена по административному признаку в соответствии с субъектами Федерации и для доступа к информации о муниципальных образованиях требуются дополнительные усилия.
Кроме того, необходимо учитывать особенности АЗ РФ, из которых можно выделить следующее.
1. В Арктическом пространстве РФ сосредоточены значительные, разнообразные и не до конца разведанные запасы природных ресурсов.
2. Особое геополитическое значение Арктической зоны, где сосредоточены стратегические интересы многих государств.
3. Экстремальные климатические условия жизнедеятельности.
4. Полиэтнический состав проживающего в Арктической зоне населения, включая представителей коренных малочисленных народов.
5. Экологические проблемы промышленного освоения в связи с неустойчивостью природного равновесия.
6. Каждая из территорий Арктики РФ имеет уникальные особенности, такие, например, как плотность населения, его образовательный уровень, природно-климатические и экологические условия, удаленность от основных промышленных центров, наличие ресурсов, уровень эко-
номического развития и развития инфраструктуры, культурные различия и др.
Успешный опыт Китая в промышленном развитии привлекал внимание исследователей и ранее, в частности анализ китайского опыта развития промышленности выполнен в работах [3, 5, 7, 15, 16]. Однако в них не сделан акцент на возможность использования этого опыта в российских условиях. Отдельные аспекты проблемы промышленного развития, в частности, анализ роли федеральной и региональных инновационных систем, отраслевые аспекты промышленного развития, кластерный подход рассмотрены в трудах [1, 2, 4, 6]. Таким образом, всесторонний анализ возможности использования китайского опыта применительно к Северу России является актуальной задачей.
Рассматривая ход китайских экономических реформ и подходы к развитию
промышленности, надо признать, что Китай в отправной точке начала экономических реформ опередил Россию. Еще в конце 1970-х гг. XX в. Китай начал преобразование плановой экономики в экономику, ориентированную на рынок. В декабре 1978 г. Пленум ЦК КПК принял решение о концентрации работы партии на экономическом развитии, а уже в 1982 г. XXII съездом партии была принята стратегия осуществления модернизации общества на основе экономического развития.
Результатом экономических реформ стало быстрое развитие КНР, рост промышленного производства и ВВП, превращение страны из отсталой и аграрной в космическую и ядерную державу, догоняющую по объему ВВП многолетнего лидера мировой экономики — США (см. табл. 1) [11].
Таблица 1
Размер валового внутреннего продукта США и Китая
Размер ВВП по ППС, млрд долл.
Год весь мир ВВП США доля ВВП США в мировом ВВП, % ВВП Китая доля ВВП Китая в мировом ВВП, % доля ВВП Китая в ВВП США, % ВВП ЕС доля ВВП ЕС, %
1983 0 3535 - 381 - 11 0,0 -
1993 0 6667 - 1403 - 21 0,0 -
2003 51480 11142 22 4158 8 37 0,0 -
2008 69620 14292 21 8216 12 57 14910 21
2009 70170 13939 20 9068 13 65 14430 21
2010 74540 14527 19 10120 14 70 14820 20
2011 78950 15040 19 11300 14 75 15390 19
2012 83120 15660 19 12380 15 79 15630 19
Источник: Официальный сайт Мирового банка
Реструктуризация экономики способствовала быстрому росту валового внутреннего продукта. ВВП Китая за период с 1983 г. по 2012 г. увеличился более чем в 30 раз. Из табл. 1 видно, что доля ВВП Китая в мировом ВВП постоянно увеличивается, в т.ч. и за счет сокращения доли ВВП США и ВВП стран Еврозоны. Если в 1983 г. ВВП Китая
составлял только 11 % от ВВП США, то к 2012 г. этот показатель составил уже 79 %.
Отметим, что если ВВП Китая за период с 2003 по 2012 гг. увеличился почти в три раза, то темп роста населения страны за это время составил всего около 4 %, что свидетельствует о росте ВВП на душу населения страны (табл. 2) [9].
Таблица 2
Динамика населения Китая, млн чел.
Период Население Китая
2003 1287,0
2006 1314,0
2009 1338,6
2012 1343,2
Источник: Официальный сайт комитета по статистике правительства КНР
Несмотря на то, что ВВП страны растет опережающими темпами по отношению к населению, доход на душу населения страны по-прежнему остается ниже среднемирового.
Мировой экономический кризис 20082010 гг. негативно сказался на экономике страны, снизив темпы экономического роста, в том числе из-за снижения спроса на китайский экспорт. Однако, как видно из табл. 3, темп роста экономики Китая оста-
Из табл. 4 виден рост объемов внутреннего производства и объемов роста ведущих отраслей промышленности страны
[9].
По данным Комитета по статистике правительства КНР, в 2013 г. показатель прироста объема валовой добавленной стоимости крупных и средних предприятий (с доходом от реализации более 20
вался самым высоким из крупных мировых стран даже в период начала экономического спада 2007-2009 гг.
Базовой отраслью национальной экономики Китая является промышленность. Темп роста промышленного производства существенно опережал темп роста ВВП в период до 2007 г., хотя существует явно выраженная тенденция к его снижению (табл. 3) [10].
Таблица 3
млн юаней) в промышленности в годовом исчислении достиг отметки 9,7 % (с учетом ценового фактора) [9].
В последние годы Китай добился успехов в производстве высокотехнологичных товаров. В настоящее время на долю Китая приходится более половины мирового объема производства компьютерной и офисной техники.
Темпы роста объема промышленного производства и ВВП Китая, %
Год Темп роста объема промышленного производства Темп роста ВВП
2003 30,04 10
2004 17,01 10,1
2005 29,50 11,1
2006 22,90 12,7
2007 13,40 14,2
2008 9,30 9,6
2009 9,90 9,2
2010 11,00 10,4
2011 13,00 9,2
2012 7,90 7,8
Источник: Официальный сайт Министерства торговли КНР
Таблица 4
Ведущие отрасли промышленности Китая
Ведущие отрасли промышленности, млрд долл. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Электронно-информационная промышленность
общий объем рынка 626,49 701,91 982,54
объем внутреннего производства 733,6 860,9 1152,14
объем экспорта 451,33 521,76 591,2
объем импорта 344,22 363,67 421,6
Машиностроение
общий объем рынка 1126,25 1243,2 1926,9
объем внутреннего производства 1328,1 1401,9 2124,4
объем экспорта 724,76 636,12 839,63
объем импорта 522,91 477,41 642,14
Химическая промышленность
общий объем рынка 410,9 361,2 789,6
объем внутреннего производства 393,6 333,2 772,6
объем экспорта 107,8 88,1 140,8
объем импорта 125,1 116,1 157,8
Источник: Официальный сайт комитета по статистике правительства КНР
Естественно, при использовании опыта Китая следует принимать во внимание различия в положении КНР в то время, когда страна приступала к реформам и экономическому росту, и ситуацией в регионах Арктической Зоны РФ, в частности следующее.
1. Численность населения и резервы человеческих ресурсов в сельской местности Китая позволяли и пока позволяют привлекать дополнительную рабочую силу к работе на промышленных предприятиях. В Арктической зоне в условиях оттока жителей и уменьшения численности проживающих резервы человеческих ресурсов ограничены. Для привлечения дополнительной рабочей силы требуется организация специфических форм трудовой деятельности, такой, например, как вахтовый метод.
2. В Китае во многом сохранилась система планового управления народным хозяйством, позволяющая концентрировать ресурсы на выбранных направлениях развития и принимать решения о создании специальных экономических зон. В Российской Федерации используются более «мягкие» инструменты управления ресурсами, направляемыми на развитие: Федеральные Целевые Программы, налоговые льготы и
преференции, снижение барьеров в доступе к кредитам и др.
3. Рыночный потенциал экономических реформ в Китае реализовывался постепенно, что отражалось, по китайской политической традиции, сменой лозунгов, расставляющих акценты в ходе реализации реформы. В 1979 г. лозунгом являлась следующая фраза: «План — главное, рынок — вспомогательное». В 1984 г. выдвинут лозунг создания «плановой рыночной экономики». На XIV съезде КПК в 1992 г. провозглашен курс на создание «социалистической рыночной экономики». Таким образом, свобода принятия решений хозяйствующим субъектам китайской экономики предоставлялась дозированно и постепенно [16].
4. Планомерно реализуемые экономические реформы власти КНР сумели провести централизованно, но при этом не игнорируя, а используя рыночные механизмы. Экономические реформы проводились в несколько этапов.
Первый этап (1975-1990) базировался на экономической программе, выдвинутой Премьер-министром КНР Чжоу Эн Лаем, в соответствии с которой Китай должен к 2000 г. стать в одном ряду с ведущими
экономическими державами. Программа предусматривала так называемые «Четыре модернизации», то есть ускорение темпов развития сельского хозяйства, промышленности, научно-технического прогресса и укрепление обороноспособности страны [16]. Экономические реформы стартовали с реализации комплекса мер по модернизации коллективизированного сельского хозяйства и далее включали постепенную, а не шоковую либерализацию цен, децентрализацию принятия финансовых решений, автономизации государственных предприятий, а также поддержку государственных предприятий в ключевых секторах экономики, в частности в банковском секторе, на фондовых рынках. Реформы сопровождались формированием института частной собственности и предпринимательства и постепенным увеличением роли частного сектора, мерами по обеспечению открытости внешней торговли и либерализации внешнеэкономической, развитием инструментов привлечения иностранных инвестиций и др.
Второй этап (1990-2005). Основными слагаемыми выдвинутой XIV съездом КПК в 1992 г. (фактически к тому времени уже реализуемой на практике) концепции являлись следующие:
— предоставление оперативной хозяйственной самостоятельности госпредприятиям при сохранении государственного контроля работы частного сектора;
— доминирование административных методов в регулировании хозяйственной деятельности при ограниченном использовании экономических мер;
— сохранение государственного контроля ключевых макроэкономических индикаторов и пропорций. В 1992 г. госконтроль охватывал около 40 % номенклатуры потребительских цен и 30 % цен на услуги. К 1996 г. госконтроль сохранялся лишь на 8...10 % цен [16].
В 1985-1995 гг. происходит ослабление централизованного механизма обезличенного финансирования науки, внедряется целевая (грантовая) система поддержки научных исследований на основе грантов,
происходит селекция научно-исследовательских организаций. Таким образом, произошло распространение рыночных преобразований хозяйственного механизма в сферу науки и технологий. В результате за 1980-2006 гг. удельный вес совокупных государственных расходов на исследования и разработки в ВВП сократился с 26,8 до 18,3 %, при этом доля расходов на науку и технологии в течение 27 лет оставалась стабильной, составляя величину около 5 % [16].
Однако ряд экономических и социальных проблем, описанных в [4, 6], привели к необходимости перехода к третьему этапу экономических реформ.
Третий этап (2005 г. — настоящее время) — этап усиления инновационной активности. В центр государственной политики становится задача модернизации экономики на основе инноваций на ключевых направлениях. Осознание к началу третьего этапа руководством КПК того факта, что китайская экономики — экономика массового промышленного производства с недостаточной добавленной стоимостью, привело к формированию условий для перехода к высокотехнологичной модели развития экономики Китая [4]. Выбранное направление развития уже привело к заметным результатам. В частности, если в высокотехнологичных отраслях во время рецессии 2008-2009 гг. производство сокращалось практически во всех странах, то в Китае наблюдался рост. В настоящее время на долю Китая приходится более половины мирового объема производства компьютерной и офисной техники. В этой категории наблюдается особенно быстрый сдвиг относительных позиций Китая в мировых рейтингах.
5. Финансовой основой проводимых реформ послужили централизованные средства государства и прямые зарубежные инвестиции, причем инвестиции «хуацяо», почти в разное время от 55 до почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР составили этнические китайцы (хуа-цяо), проживающие за рубежом [14].
6. Частный иностранный капитал, создавались специальные экономические
зоны с льготным режимом для инвесторов. Иностранные предприятия не только участвовали в создании новых рабочих мест, но и способствовали повышению общего технологического уровня производства в Китае [4].
7. Уязвимость северной природы предполагает высокие требования к экологической чистоте применяемых в Арктической Зоне РФ технологий и производств, в то время как китайская промышленность развивалась с недостаточным учетом необходимости сохранения окружающей среды
[17].
Таким образом, на основе выполненного анализа ситуации в АЗ РФ и опыта подъема промышленности в Китае можно предложить использование следующих методов и инструментов индустриального развития Арктической Зоны Российской Федерации.
1. Формирование макроэкономических факторов и создание условий для промышленного развития должно, с одной стороны, осуществляться государством планомерно и централизованно, с другой — с учетом экономических интересов субъектов экономической деятельности. В управлении экономикой России начинает доминировать подход, при котором экономические интересы отходят на второй план. В результате принимаются решения, игнорирующие экономические законы и рыночные механизмы, ограничивающие, а не использующие частную инициативу для достижения целей развития. Принимая во внимание роль и значение стратегической задачи промышленного развития Арктической зоны РФ, следует активно использовать механизмы интегрирования частной инициативы в программы освоения Севера, в частности государственно-частное партнерство.
2. Следует использовать комплексный подход к развитию Арктической зоны РФ на основе программно-целевого управления процессами развития. Значительным шагом в направлении стал проект, финансируемый Российским научным фондом, № 14-38-00009 «Программно-целевое управ-
ление комплексным развитием Арктической зоны РФ», работы по которому будут выполняться в 2014-2016 гг.
3. Используя возможности минерально-сырьевого комплекса, акцент в развитии следует делать на увеличение инновационной активности и развитие инновационных и наукоемких компаний и производств. Следует согласиться с автором [8], что вряд ли можно всерьез рассчитывать на создание экокластеров, экогородов, по крайней мере, в ближайшей перспективе, однако инновационный потенциал крупных промышленных предприятий и малого высокотехнологичного бизнеса, в том числе использующего местные ресурсы, должен быть использован.
4. Поддержка индустриального развития со стороны региональных властей по примеру руководства регионов Китая.
5. Создание специальных экономических зон, причем зон разного типа, в зависимости от целей развития каждого региона АЗ РФ. В частности, зоны экономического развития для поддержки малого бизнеса и предпринимательства, в том числе производящих традиционные для региона товары из местных материалов. Зоны приграничного сотрудничества и свободные таможенные зоны целесообразно создавать, например, в регионах с развитым рыболовством с целью формирования привлекательных условий для рыболовецких предприятий по сдаче улова на переработку на российской территории. Специальные научно-технические зоны и зоны технико-экономического освоения должны располагаться в или рядом с промышленно-образовательными центрами, такими как Мурманск, Архангельск, Апатиты.
Таким образом, несмотря на различия в условиях реализации программ промышленного развития в Китае и Арктической зоне Российской Федерации, существует возможность использования в российской практике ряда подходов, методов и инструментов, обеспечивших успех китайской модели индустриализации.
Литература_
1. Бабкин А.В., Хватова Т.Ю. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний // Экономика и управление. 2010. № 12. С. 170-176.
2. Глухов В.В., Федоров Е.А. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та. 2010. 190 с.
3. Диденко Н.И., Бакланов А.О. Роль инноваций в мировых процессах экономического роста и развития. СПб.: Изд-во политех. ун-та, 2007. 414 с.
4. Калашникова И.В., Ли Юйсянь. Опыт Китая в реструктуризации промышленности // Ученые заметки ТОГУ. 2013. т. 4, № 4, с. 386-392. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ejournal. khstu.ru/media/2013/TGU_4_96.pdf.
5. Каньковская А.Р. Национальные и региональные инновационные системы в условиях экономического цикла // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №. 2 (163). С. 89-94. (на англ. яз.)
6. Козлов А. В., Ся Ч. Развитие инновационных отраслей промышленности Китая на основе международной кооперации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 3 (197). С. 108-115.
7. Конахина Н.А. Анализ инновационных технологий в мировой отрасли автомобилестроения // Инновации. 2008. № 2 (112). С. 60-61.
8. Леонов С.Н., Домнич Е.Л. Инновационная политика Китая: роль прямых и косвенных стимулов // Пространственная экономика. 2010. № 6. С. 79-90.
9. Официальный сайт комитета по статистике правительства КНР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.stats.gov.cn/workspace/ index?m=hgnd.
10. Официальный сайт Министерства торговли КНР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.mofcom.gov.cn/.
11. Официальный сайт Мирового банка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// worldbank.org/.
12. Официальный сайт ТО Федеральной службы статистики по Мурманской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://murman-skstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mur-manskstat/ru/statistics/population/.
_References
1. Babkin A.V., Khvatova T. Yu. Ekonomika i up-ravlenie (Economics and Management), 2010, no. 12. P. 170-176.
2. Glukhov V.V., Fedorov E.A. Promyshlennaya politika kak mehanizm stimulirovaniya innovatsion-noiy deyatelnosti [Industrial policy as a mechanism of innovation activities stimulation]. St.-Petersburg: Publ. St.-Petersburg State Polytechnical University. 2010.190 p.
3. Didenko N.I., Baklanov A.O. Rol innovatsiy v mirovyh protsessah ekonomitzeskogo rosta i razvitiya [The role of innovations in global processes of economic growth and development. St.-Petersburg: Publ. St.Petersburg State Polytechnical University. 2007. 414 p.
4. Kalashnikov I.V., Li Yu County, Shanxi. Uchenye zametki TOGU (Scientific notes of TOSU), 2013. Vol. 4, no. 4. P. 386-392. Available at: http:// ejournal.khstu.ru/media/2013/TGU_4_96.pdf.
5. Kankovskaya A.R. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo po-litehnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki (Scientific and technical bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences), 2013, no. 2 (163). P. 89-94. (on the Eng. lang.)
6. Kozlov A.V., Xia C. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki (Scientific and technical bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences), 2014, no. 3(197). P.108-115.
7. Konakhina N.A. Innovatsii (Innovations), 2008, no. 2 (112). pp. 60-61.
8. Leonov S.N., Domnich E.L. Prostranstven-naya ekonomika (Spatial economy), 2010, no. 6. pp. 79-90.
9. Ofitsialny sait komiteta po statistike pravitel-stva KNR (Official Site of Statistics Committee of the Chinese Government) Available at: http://data.stats. gov.cn/workspace/index?m=hgnd.
10. Ofitsialny sait Ministerstva torgovli KNR (The official website of the Ministry of Commerce of the PRC) Available at: http://english.mofcom.gov. cn/.
11. Ofitsialny sait Mirovogo banka (The official website of the World Bank) Available at: http://world-bank.org/.
12. Ofitsialny sait TO Federalnoy sluzhby statis-tiki po Murmanskoy oblasti (The official website of the Federal Statistics Service MOT in the Murmansk region). Available at: http://murmanskstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/murmanskstat/ru/statistics/ population.
13. Официальный сайт Федеральной службы статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
14. Сущенко М.А. Китайская диаспора как субъект модернизации в КНР // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 2 С. 102-105.
15. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296.
16. Чжан Чжифэн. Экономические реформы в Китае: их особенности, механизмы, факторы успеха // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2003. № 4. С. 104-118.
17. Цзян Цзин, Стровский Л.Е. Состояние и проблемы модернизации промышленности Китая // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2011. № 2. С. 103-110.
Коротко об авторах_
Козлов А.В., д-р экон. наук, профессор, зав. каф. «Мировая и региональная экономика», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, г. Санкт-Петербург, РФ [email protected]
Научные интересы: международное экономическое сотрудничество, международный менеджмент, кросскультурный менеджмент, экономика глобальной образовательной среды
Тесля А.Б., канд. экон. наук., доцент, доцент каф. «Мировая и региональная экономика», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, г. Санкт-Петербург, РФ [email protected]
Научные интересы: экономическая оценка реальных инвестиций, проблемы оценки некоммерческих инвестиционных проектов, национальная экономика, экономика общественного сектора
Ся Чжан, аспирант, каф. «Мировая и региональная экономика», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, г. Санкт-Петербург, РФ [email protected]
Научные интересы: международная промышленная кооперация, инновационные отрасли экономики
13. Ofitsialny sait Federalnoy sluzhby statistiki (The official website of the Federal Statistics Service) Available at: http://www.gks.ru
14. Sushchenko M.A. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta (Vestnik of Kemerovo State University), 2012, no. 2 pp. 102-105.
15. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 2 maya 2014 g. (Decree of the President of the Russian Federation dated May 2, 2014), no. 296.
16. Zhang Zhifeng. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki (Bulletin of Tambov University. Series: Humanities), 2003, no. 4. P. 104-118.
17. Jiang Jing, Strovsky L.E. Vestnik UrFU. Seriya ekonomika i upravlenie (Bulletin of UFU. Economics and Management), 2011, no. 2. pp. 103110.
_Briefly about the authors
A. Kozlov, doctor of economic sciences, professor, head of World and Regional Economy department, St. Petersburg State Polytechnical University, St-Peters-burg, Russia
Scientific interests: international economic collaboration, international management, cross-cultural management, economy of global educational system
A. Teslya, candidate of economic sciences, associate professor, assistant professor, World and Regional Economy department, St. Petersburg State Polytechnical University, St-Petersburg, Russia
Scientific interests: economic valuation of investment, non-commercial investment projects, national economy, economy of public sector
Zhangxia, postgraduate, World and Regional Economy department, St. Petersburg State Polytechnical University, St-Petersburg, Russia
Scientific interests: international industrial cooperation, innovative industries development