ББК 65.305.424.4-132
Ю. В. Мостовая
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНО-СУДОРЕМОНТНОЙ ОТРАСЛИ
Исследуя аспекты управления конкурентоспособностью отечественных предприятий, в том числе предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли, особо следует подчеркнуть, что одним из путей достижения желаемого уровня конкурентоспособности является формирование ключевых компетенций. В таких условиях актуальными становятся правила нелинейного стратегического менеджмента, когда механизм управления конкурентоспособностью заключается в достижении своих целей с учетом интересов других субъектов рыночных отношений, что позволяет не вызывать недружественных действий с их стороны.
В целях изучения условий и предпосылок для формирования конкурентного потенциала региональных предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли представляется целесообразным прежде всего выявить и оценить факторы, влияющие на эффективность деятельности данных предприятий. Состав оцениваемых характеристик конкурентного потенциала целесообразно формировать прежде всего на основе действующих отечественных стандартов и норм.
В ходе исследований учитывались показатели, используемые в технических документах международных организаций, профессиональных объединений, ведущими производителями судостроительно-судоремонтной отрасли, а также общеизвестные, но не включаемые в нормативные документы.
Исходной базой для анализа служили 12 основных показателей хозяйственной деятельности пяти судоремонтно-судостроительных предприятий Астраханской области за 2002-2007 гг.
В качестве инструмента исследования использовался метод многомерного статистического анализа - факторный анализ, в частности метод главных компонент, а также программное обеспечение - программа «StatGraphics Plus 5.0». Главными целями факторного анализа являются: сокращение числа переменных (редукция данных) и определение структуры взаимосвязей между переменными, т. е. классификация переменных. Факторный анализ позволяет из многомерного описания объектов выделить наименьшее число максимально информативных переменных, глубоко отражающих существенные свойства изучаемых объектов, т. е. факторов.
С помощью факторного анализа возможно решение следующих задач:
— избавление от взаимозависимых и дублирующихся признаков;
— минимизация описания явления;
— определение понятий и природы наиболее существенных факторов;
— выявление факторов, отражающих общность и специфичность группы тех или иных предприятий, и др.
В результате применения факторного анализа по программе «Statgraphics Plus for Windows 5.0» была получена более простая структура показателей, в которой исходные переменные проецируются преимущественно на один из главных факторов, что облегчит нам в дальнейшем задачу интерпретации факторов (локальных потенциалов) в терминах исходных экономических переменных - показателей. При этом важно найти семантический смысл выделенных факторов с экономической точки зрения.
Выявленные нами локальные потенциалы, определяющие конкурентные возможности и преимущества предприятий судоремонтно-судостроительной отрасли, предлагается сгруппировать по трем наиболее значимым аспектам:
— организационный потенциал, к которому относятся эффективные бизнес-процессы (система сбыта, бюджетирование, управление проектами), опытный высококвалифицированный персонал и т. д.;
— финансовый потенциал, включающий в себя результаты финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия;
— ресурсный потенциал, к которому относятся современные уникальные технологии, ноу-хау, наличие относительно дешевого источника сырья и материалов; налаженные связи с финансовыми институтами и инвесторами, способствующими обеспечению финансовыми ресурсами в полном объеме, а также с органами государственной власти, лоббирующими интересы предприятия, и др.
Помимо достаточно стабильных на протяжении всего периода исследования локальных потенциалов (организационный, финансовый и ресурсный), в 2004 г. более 10 % дисперсии имел потенциал, определенный нами как производственный.
В остальных случаях показатель, характеризующий производственный потенциал - незавершенное строительство, был включен в финансовый потенциал. Такое положение в 2004 г. обусловлено высокими темпами роста отрасли. Анализируемый год характеризуется большим количеством заказов на услуги и продукцию предприятий судоремонтно-судостроительной отрасли Астраханской области, что нашло свое отражение и в показателях финансово-хозяйственной деятельности. В частности, наблюдается резкое увеличение уровня незавершенного строительства предприятий, обусловленного спецификой судостроительно-судоремонтной отрасли.
Следует подчеркнуть, что состав локальных конкурентных потенциалов судоремонтносудостроительных предприятий Астраханской области является не окончательным и, по нашему мнению, может быть дополнен и другими показателями, выбор которых обусловлен конкретными особенностями и стоящими перед исследователями задачами.
Организационный потенциал на протяжении всего анализируемого периода имеет наибольшую значимость и весомость в совокупном конкурентном потенциале, за исключением 2006 г., когда на рынке судостроения и судоремонта стали появляться новые конкуренты, образовываться объединения, т. е. обострилась конкуренция. И все силы предприятий были направлены на выживание в конкуренции в основном за счет более экономичного производства продукции и оказания услуг. Снижение себестоимости позволило предприятиям предлагать продукцию по более низким ценам и, как следствие, увеличить свою рыночную долю.
Таким образом, от первоначального набора в 12 переменных осуществлен переход к ограниченному числу главных компонент (локальных конкурентных потенциалов), что позволило сконцентрировать информацию, существенно не теряя полноты описания хозяйственной деятельности объектов судоремонтно-судостроительной отрасли Астраханской области. С помощью факторного анализа удалось выявить и описать воздействие на объекты (предприятия судоремонтно-судостроительных предприятий) обобщенных характеристик (локальных конкурентных потенциалов), не проводя анализа влияния каждого показателя в отдельности.
Выявленные локальные конкурентные потенциалы в совокупности позволяют предприятию разрабатывать и применять стратегии, ведущие к повышению рациональности, эффективности производства и улучшению конкурентных позиций.
В связи с этим важнейшим элементом механизма управления конкурентоспособностью предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли является формирование механизма оценки конкурентного потенциала.
Первый этап реализации механизма оценки конкурентного потенциала судоремонтносудостроительных предприятий - выявление и анализ требований каждого конкретного потребителя, который и определяет окончательные характеристики готовой продукции или услуги. Знание рынка и своего потребителя позволяет сформировать предприятию стратегические перспективные планы эффективного развития как по предприятию в целом, так и по конкретным видам продукции, оценить необходимый уровень квалификации персонала, а также определить необходимые мероприятия по выполнению плана технического и организационного оснащения производства, т. е. ключевые компетенции, которые и формируют конкурентный потенциал. Такие факторы, как лидерские качества руководства, лояльность потребителей, способность предприятия удерживать их, мотивированный и квалифицированный персонал имеют огромное значение и оказывают влияние на конкурентные позиции предприятия.
Вторым этапом, на наш взгляд, является разработка методологии самооценки существующего уровня конкурентного потенциала с учетом требований конечных потребителей, выявленных на первом этапе реализации механизма оценки потенциала. Отечественный и зарубежный опыт проведения самооценки позволил сделать вывод, что самообследование - это со-
временный эффективный инструмент выявления и использования интеграционных резервов роста конкурентного потенциала предприятия как по отдельным направлениям деятельности, так и в целом по предприятию. Систематическая самооценка дает предприятиям судостроительносудоремонтной отрасли возможность оценить текущее соответствие предприятия требованиям рынка и открывает новые возможности для управления конкурентоспособностью предприятия.
Самооценка потенциала, на наш взгляд, представляет собой регулярную аналитическую деятельность предприятия, целью которой является определение соответствия хозяйственной, производственной деятельности предприятия и достигнутых результатов запланированным мероприятиям в области удовлетворения требований потребителей, а также определение эффективности внедрения этих мероприятий, обеспечивающих стабильное конкурентное положение предприятия в судоремонтно-судостроительной отрасли. Самооценка должна предшествовать любым предпринимаемым действиям руководства предприятия. С ее помощью определяется соответствие оказываемых услуг и производимой продукции стандартам отрасли, научнотехническому прогрессу и др. Результатом проведения самооценки должно стать определение способности всей действующей системы судостроительно-судоремонтного предприятия обеспечивать на всех этапах производство и реализацию качественной и конкурентоспособной продукции или услуги.
Третьим этапом реализации механизма формирования конкурентного потенциала является прогнозирование предприятиями своего потенциала с точки зрения выполнения свойственных им производственных функций и защита производственно-хозяйственной деятельности от различных проявлений внешней среды (например, ужесточение внутриотраслевой конкуренции, появление новых конкурентов, предлагающих инновационные услуги или продукцию и др.), воздействующих на конкурентный потенциал предприятия.
Четвертым, завершающим этапом реализации механизма оценки потенциала является процесс создания системы мониторинга индикаторов (показателей) всех элементов конкурентного потенциала, обоснования и установления их пороговых значений, принятия мер противодействия угрозам снижения потенциала. В зависимости от того, требует ли ситуация корректировки и имела ли место похожая ситуация ранее, возможны три следующих варианта противодействующих мер.
1. Применение действующей процедуры, когда ситуация не требует корректировки.
2. Выбор процедуры из известных ранее стандартных процедур, когда ситуация требует корректировки стратегии предприятия, но подобная ситуация уже была ранее, и известен механизм выхода из создавшегося положения.
3. Формирование новой процедуры, когда от руководства предприятия требуется разработка управленческого воздействия на процесс формирования и поддержания уровня конкурентного потенциала в нестандартной ситуации, в условиях неопределенности, т. е. когда сложилась ранее неизвестная ситуация.
Таким образом, механизм формирования и оценки конкурентного потенциала предприятий судоремонтно-судостроительной отрасли имеет своей целью интеграцию всех внутренних и внешних возможностей предприятий, согласованных с передовыми стандартами отрасли и требованиями потребителей.
Статья поступила в редакцию 22.06.2009
FORMATION OF THE MECHANISM OF THE ESTIMATION OF COMPETITIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISES OF SHIPBUILDING AND SHIP-REPAIRING BRANCH
Yu. V. Mostovaya
The basic approaches to the formation of the mechanism of the estimation of competitive potential of the enterprises of shipbuilding and ship-repairing branch are considered. The research tools are the following: the method of the multidimensional statistical analysis - the factor analysis, in particular the method of the main components, and also the software «StatGraphics Plus 5.0». In the course of the research the substantiated conclusion that the structure of the local competitive potentials of the shipbuilding and ship-repairing enterprises of the Astrakhan region is made, but it is not a final one. Other indicators, the choice of which is conditioned by the certain features and tasks the researchers face can be added to it.
Key words: organizational potential, the competitive advantages,
competitive potential, local competitive potentials.