ББК 65.305.424.4-28(Рос-4Аст)
А. Н. Постное
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОСТАНОВКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА СУДОСТРОИТЕЛЬНО-СУДОРЕМОНТНЫК ПРЕДПРИЯТИЯХ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Важнейшим направлением развития отечественного гражданского судостроения на ближайшие 10 лет является создание судов и технических средств для разработки уникальных месторождений нефти и газа на российских шельфах.
Освоение месторождений шельфа Каспийского моря потребует большого количества транспортных, обслуживающих и технических судов и плавсооружений, приспособленных для работы в тяжелых морских условиях, строительства уникальных буровых платформ.
Астраханский судостроительно-судоремонтный комплекс занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации, в его состав входит 16 судостроительных и судоремонтных предприятий, способных строить суда и инженерные сооружения практически любого назначения: сухогрузные суда, танкеры, контейнеровозы, плавучие причалы, мотоботы, рефрижераторы, несамоходные баржи, крановые суда различной грузоподъемности, а также уникальные технические средства для поиска и добычи углеводородного сырья на морском шельфе.
В настоящее время на судостроительно-судоремонтных предприятиях Астраханской области экспортные заказы составляют основную часть общего объема выполненных работ. Кроме того, имеются большие перспективы по получению зарубежных заказов на строительство технических средств для поиска и добычи нефти на казахстанском участке шельфа Каспийского моря, танкеров, барж различного назначения и вспомогательного флота. Анализ рынка нефтедобычи в российском сегменте шельфа показывает, что работающим там компаниям уже в ближайшее время будет необходимо от 5 до 10 буровых установок для разведки месторождений и 20-30 платформ для добычи нефти. Потребность во вспомогательном и танкерном флоте оценивается в 30-100 единиц.
Из 16 основных региональных предприятий отрасли 6 непосредственно участвуют в проектах, реализуемых крупнейшими нефтяными компаниями - мировыми, а также российскими («ЛУКОЙЛ» и «Роснефть»). Корабелы стремятся делать все, чтобы сохранить для России позиции лидера на Каспии. Для этого на базе трех ведущих судостроительных заводов области (ОАО «Астраханский корабел», ОАО «Судостроительно-судоремонтный завод им. III Интернационала» и ОАО «Судостроительно-судоремонтный завод «Лотос») создано Астраханское судостроительное производственное объединение - АСПО. Оно аккумулирует около 4 тыс. квалифицированных судостроителей и производственные площадки по обработке металла суммарной мощностью до 50 тыс. т в год.
Дальнейшие перспективы по загрузке производственных мощностей судостроительных предприятий напрямую связаны с учреждением ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» совместно с Астраханской областью на правах дочернего акционерного общества ОАО «Южный центр судостроения и судоремонта», основной целью которого является обеспечение технологического и инновационного лидерства в Каспийском регионе. Кроме того, в этой зоне могут быть сконцентрированы усилия по организации научно-исследовательских и прикладных разработок, а также модернизации высшего и среднего специального профессионального образования для технологического сектора.
В этой связи управление судостроительно-судоремонтным комплексом как экономической системой требует решения многочисленных проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами.
К основным внешним факторам, влияющим на развитие судостроения, следует отнести:
— системный кризис российской экономики, обусловивший сокращение объемов инвестирования в отрасль, что привело к резкому падению темпов внедрения высоких технологий и нарастанию степени износа основных фондов;
— усиление конкуренции на мировом рынке судостроения;
— выделение судостроения как одной из несущих отраслей шестого технологического уклада;
— отсутствие отраслевой промышленной политики [1].
В качестве наиболее значимых внутренних факторов можно отметить: узкую специализацию судостроительных и судоремонтных предприятий; низкую степень загрузки производственных мощностей; недостаток собственных средств и высококвалифицированных кадров; отсутствие системного подхода к управлению предприятиями.
Вышеперечисленные факторы предопределили формирование высокой степени неопределенности внешней и внутренней среды судостроительных и судоремонтных предприятий, проявляющейся в неполной информации как о текущем состоянии, так и о перспективах бизнеса.
Решение данной проблемы требует формирования новых подходов к управлению и инструментов их внедрения, которые позволили бы адекватно и своевременно реагировать на изменения окружающей среды и минимизировать возможные негативные последствия за счет структурного анализа, принятия эффективных управленческих решений и их оперативного исполнения. В качестве такой концепции предлагается использовать контроллинг.
Исследование подходов зарубежных и отечественных ученых к понятию «контроллинг» позволяет выделить три концепции, определяющие его содержание:
— ориентированную на бухгалтерский учет;
— ориентированную на информацию;
— ориентированную на координацию [2].
Наибольший интерес в рамках перечисленных концепций представляет, по нашему мнению, концепция, ориентированная на координацию, основу которой составляет различие в объекте управления: система управления или система исполнения, т. е. выделяются два подхода. Сторонники первого подхода (А. Файоль, М. Мескон, Р. Фатхутдинов и др.) рассматривают в качестве объекта управления при контроллинге управленческую систему в целом, включая организацию и персонал. Сторонники второго подхода, ориентированного на планирование и контроль (П. Хорват, И. Вебер и др.), считают, что контроллинг координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения.
Комплексный анализ понятий «контроль» и «контроллинг», изучение целей и функций, которые они выполняют в системе управления предприятием, позволили нам определить основные отличия контроля от контроллинга и обосновать приоритетность первого подхода. Контроль -инструмент для определения характера и мест слабостей предприятия, а также метод сравнения эффективности деятельности различных подразделений предприятия. Контроллинг - это концепция, ориентированная на будущее развития предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами по достижению определенных результатов, что доказывает целесообразность использования в качестве объекта управления системы управления предприятием в целом. Данный вывод послужил основой формирования комплекса предпосылок для внедрения контроллинга на астраханских судостроительно-судоремонтных предприятиях, в качестве которых выступают:
— наличие низкой оперативности используемой информации и, как следствие, растянутость во времени процесса планирования на предприятиях;
— дублирование функций управления в различных структурных подразделениях и отсутствие таких функций, как координация и мотивация персонала;
— отсутствие четких целей стратегического управления предприятиями, а также механизмов донесения целей до структурных подразделений и отдельных сотрудников;
— сопротивление изменениям, что обусловило низкий уровень использования таких современных инструментов эффективного менеджмента, как бюджетирование, система сбалансированных показателей, управленческий учет и др.
Таким образом, в условиях отсутствия стратегии, грамотно поставленного учета, отчетности и планирования (в том числе финансового), учитывая слабый уровень менеджмента в целом, выражающийся в отсутствии культуры принятия управленческих решений, контроля и ответственности, российские судостроительный предприятия в настоящее время являются неконкурентоспособными и не в состоянии принимать эффективные управленческие решения для выживания в жесткой конкурентной среде, что определяет необходимость внедрения системы контроллинга [3].
Следует отметить, что контроллинг можно рассматривать с позиций функционального и процессного подходов. С точки зрения функционального подхода контроллинг представляет собой систему, основными компонентами которой выступают функции управления как обособ-
ленные виды деятельности: планирование, организация, координация, контроль, т. е. структуру контроллинга можно представить как взаимосвязь подсистем управленческого учета, информационного обеспечения, планирования и мониторинга деятельности предприятия.
С позиций процессного подхода контроллинг является процессом в виде устойчивой, целенаправленной совокупности взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, имеющие ценность для потребителя. В этом случае структура контроллинга формируется из стратегического и оперативного контроллинга, основной задачей которого является предупреждение возникновения кризисных ситуаций.
Таким образом, необходимость внедрения контроллинга на предприятиях судостроения обусловлена рядом факторов:
— во-первых, растущей неопределенностью и динамичностью внешней среды;
— во-вторых, усложнением системы управления, ростом количества взаимосвязей предприятия;
— в-третьих, информационным «бумом» при недостатке релевантной информации;
— в-четвертых, необходимостью непрерывного отслеживания изменений во внешней и внутренней среде, повышением скорости реакции на эти изменения;
— в-пятых, общей тенденцией интеграции различных видов деятельности.
Использование контроллинга в российских условиях должно осуществляться на основе
существующих в отечественной практике инструментов планирования, контроля, комплексных систем интегрирования различных аспектов экономического управления, а также предусматривать адаптацию зарубежного опыта в сфере контроллинга к российским экономическим условиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чиркова И. Л., Карлина Е. П. Особенности формирования промышленной политики на мезоуровне (на примере Астраханской области) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2008. - № 5 (64).
2. Слуцкин М. Л. Контроллинг как система повышения эффективности управления промышленным предприятием. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 259 с.
3. Лаута Ю. С., Герасимов Б. И. Создание системы контроллинга на промышленном предприятии http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2005/lauta.pdf.
Статья поступила в редакцию 10.11.2010
RESEARCH OF POSSIBILITIES OF FIXATION AND INTRODUCTION OF CONTROLLING SYSTEM AT THE SHIPBUILDING AND SHIP-REPAIRING PLANTS OF THE ASTRAKHAN REGION
A. N. Postnov
The methodical approach to construction of the controlling system at the industrial enterprises is offered. The analysis of modern trends in shipbuilding is made. The range of problems concerning introduction and fixation of the controlling system at the shipbuilding and ship-repairing plants is defined. The approach to management with the use of such modern tool as controlling is offered. It has allowed to define preconditions and factors stipulating for the necessity of introduction of controlling at the shipbuilding and ship-repairing plants of the Astrakhan region. The recommendations about practical use of the results of the research are given.
Key words: controlling, approaches to management, management tools, shipbuilding, the industry.