Научная статья на тему 'Методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли'

Методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE FACTORS / METHODS OF EVALUATION OF THE COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Т. А., Погонев С. В.

В статье обоснована необходимость применения представленной методики оценки уровня конкурентоспособности, ориентированной на предприятия судостроительно-судоремонтной отрасли.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the necessity of application of the presented methods to evaluate the level of competitiveness of the enterprise-centred shipbuilding-Shiprepair industry.

Текст научной работы на тему «Методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли»

УДК 338.1

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНО-СУДОРЕМОНТНОЙ ОТРАСЛИ ASSESSMENT METHODOLOGY LEVEL OF COMPETITIVENESS OF SHIPBUILDING AND SHIP-REPAIR INDUSTRY Т.А. ГОЛОВИНА,

доктор экономических наук,

доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК» e-mail: [email protected]

С.В. ПОГОНЕВ,

Главный специалист планово-экономического отдела ООО «Газпром телеком» e-mail: [email protected]

В статье обоснована необходимость применения представленной методики оценки уровня конкурентоспособности, ориентированной на предприятия судостроительно-судоремонтной отрасли.

In the article the necessity of application of the presented methods to evaluate the level of competitiveness of the enterprise-centred shipbuilding-Shiprepair industry.

Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы

конкурентоспособности, методика оценки конкурентоспособности.

Keywords: competitiveness, competitive factors, methods of evaluation of the competitiveness.

В современных условиях развития российской экономики и глобализации рынков перед отечественным судостроением стоят сложные задачи, частичное решение которых берет на себя государство посредством создания центров компетенций, где будет сосредоточена большая часть научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро, а также крупные судостроительные, машино- и приборостроительные компании по производству транспортных судов, в том числе ледового класса, средств освоения континентального шельфа, атомных подводных лодок, гражданских судов.

Важнейшим условием управления конкурентоспособностью предприятий регионального уровня на рынке судостроения и судоремонта является использование методики оценки уровня конкурентоспособности в деятельности предприятия при функционировании на отдельно взятом сегменте рынка.

Оценка конкурентоспособности любого предприятия имеет важное значение для его деятельности, в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.

Можно выделить следующие принципы оценки конкурентоспособности предприятия:

- комплексности анализа совокупности бизнес-процессов, составляющих деятельность предприятия;

- принцип системного подхода к работе, на основе которого предприятие представляется в виде сложной системы, функционирующей в открытой системе;

- динамичность и сравнимость элементов, говорящая о том, что оценка показателей производится в динамике и необходимо проводить сравнение с показателями предприятий;

- необходимость учитывать особенности предприятия как отраслевые, так и территориальные.

Для повышения конкурентоспособности предприятия

предпочтительнее проводить ее оценку путем выделения отдельных зон хозяйствования.

Конкурентоспособность предприятия определяется имеющимися у предприятия ресурсами и эффективностью их использования для выбора наиболее оптимального пути развития. Таким образом, неоспоримым условием является анализ и сравнение ресурсов предприятия и эффективности их использования с другими предприятиями данного сегмента рынка.

Стратегический потенциал предприятия формируют только те ресурсы, которые могут быть изменены в результате реализации стратегии. Несмотря на то, что стратегический потенциал формируют преимущественно внутренние ресурсы предприятия, тем не менее, один из показателей, учитываемый при его определении, должен быть положение предприятия на рынке.

Оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима

для:

- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности деятельности предприятия;

- определения партнеров для организации совместного сотрудничества;

- разработка мероприятия по завоеванию новых рынков позиционирования;

- активизации инвестиционной политики;

- оказания воздействия государства на регулирование экономического состояния.

Анализ конкурентоспособности предприятия имеет свои особенные черты и задачи:

- заключается в организации всех производственно-хозяйственных сфер деятельности предприятия в условиях мирового рынка;

- изучение данных моментов должно вестись непрерывно и систематически;

- оценка конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей.

Оценка предприятия служит для определения состояния его положения на действующем рынке.

Конкурентоспособность предприятия - понятие сравнительное, поэтому следует рассматривать не только показатели оцениваемого предприятия на данный момент, но и оценивать их в динамике, а так же существующих конкурентов на рынке.

Изучение конкурентов и своих позиций на определенном рынке требуется предприятию для того, чтобы определить свои преимущества и недостатки и разработать собственную стратегию успеха и поддержания конкурентного преимущества.

Определение позиционирования предприятия на действующем рынке способствует:

- разработке мер по повышению конкурентоспособности деятельности предприятия;

- выбору партнера (партнеров) для организации совместной деятельности;

- привлечению инвестиций в перспективное производство;

- определению способов освоения предприятием новых рынков.

Существует довольно большое количество методов оценки

конкурентоспособности предприятия. Стандартов оценки, как и единой

методики, не существует, так как практически каждое предприятие в России и за рубежом обладает собственными методиками оценки.

Определение уровня конкурентоспособности предприятий на рынке судостроения и судоремонта целесообразно осуществлять, используя комплексный анализ количественных показателей, в динамике сравнивая с показателями конкурентов, с равными условиями влияния внешней среды (рисунок 1) [1].

Рисунок 1 - Методика комплексной оценки конкурентоспособности предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли

Система оценки конкурентоспособности компании, подразумевает деление ее на следующие основные бизнес-процессы компании и

обоснование показателей, определяющих каждый бизнес-процесс,

ориентированных на деятельность компаний судостроения и судоремонта:

1) показатели, отражающие производственную деятельность компании;

2) показатели, отражающие эффективность управления;

3) эффективность деятельности персонала;

4) показатели, отражающие финансовую деятельность;

5) показатели эффективности маркетинга.

Указанные группы показателей взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Показатели производственной деятельности предприятия,

характеризуют его производственную структуру, продолжительность производственного цикла, степень механизации и автоматизации производства, техническую вооруженность труда и т. д.

Показатели приведенной подсистемы оказывают влияние на остальные показатели хозяйственной деятельности и прежде всего на объем производства и реализации продукции, на степень использования производственных ресурсов (производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность), а также на другие показатели экономической эффективности: себестоимость, прибыль, рентабельность и т. д. В основу оценки производственной подсистемы, для определения уровня состояния предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли, входят следующие показатели: фондоотдача, коэффициент годности, коэффициент обновления, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, коэффициент оборачиваемости запасов, производительность труда, материалоемкость.

Выбор данных показателей обусловливается: во-первых, наличием необходимой информации для их расчета (данные статистической и оперативной отчетности); во-вторых, простотой расчета; в-третьих, как показал анализ, именно эти показатели наиболее полно отражают воздействие ряда факторов на организационно-технический уровень предприятия.

В системе эффективности управления основным показателем, характеризующим эффективность управления, используются показатели затраты на рубль реализованной продукции, коэффициент маневренности. Данные показатели характеризуют участие собственного капитала в деятельности предприятия, а собственный капитал складывается из взносов учредителей и заработанных средств (прибыли), следовательно, чем выше уровень прибыли, тем большим количеством собственных средств, предприятие обеспечивает свою хозяйственную деятельность. Так же чем меньше затраты на рубль готовой продукции, тем эффективнее и грамотнее, с позиции, управления, построена деятельность предприятия. Целью функционирования любого коммерческого предприятия является получение прибыли (дохода), на величину которой влияет не только уровень конкурентоспособности производимой продукции, но и эффективность принимаемых управленческих решений в области менеджмента и маркетинга.

Подсистема маркетинга представлена, коэффициент рыночной доли, чем эффективнее работает маркетинговая подсистема предприятия, тем большей долей рынка обладает.

В целом оценка финансового состояния характеризуется показателями ликвидности и рентабельности деятельности предприятия. Подсистема персонал включает: коэффициент стабильности кадров, средняя месячная заработная плата, характеризующий социальный фактор удовлетворенности персонала. Устойчивость развития предприятия, с точки зрения потенциального инвестора или заказчика, во многом зависит от его финансовой устойчивости, в перечне показателей которой важное место занимают показатели рентабельности и рыночной устойчивости.

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет эффективность развития предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является

гарантом эффективной реализации экономических интересов, как самого предприятия, так и его партнеров.

В общем виде, система показателей, оценки уровня

конкурентоспособности предприятий судостроительно-судоремонтной

отрасли представлена в таблице 1[1].

Таблица 1 - Система показателей оценки конкурентоспособности

предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли

Направления деятельности Показатели

Финансы 1. Рентабельность предприятия. 2. Общая рентабельность производственных фондов. 3. Коэффициент текущей ликвидности. 4. Рентабельность капитала.

Маркетинг 5. Коэффициент рыночной доли.

Производство 6. Фондоотдача. 7. Коэффициент годности. 8. Коэффициент обновления. 9. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств. 10. Коэффициент оборачиваемости запасов. 11. Производительность труда. 12. Материалоемкость.

Персонал 13. Коэффициент стабильности кадров 14. Средняя месячная заработная плата.

Управление 15. Затраты на рубль реализованной продукции. 16. Коэффициент маневренности.

На основе данных показателей приводим систему показателей в сопоставимый вид, согласно формуле 1.

Ху=ау/шахау (1)

где Ху - стандартизированный коэффициент.

Для расчета в качестве нормативных показателей используем наибольшие достижения из исследуемой совокупности показателей. В соответствии с этим в каждой графе определяется максимальный элемент,

который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы (ау) делятся на максимальный элемент эталонного предприятия (шах ау) [2].

На основе сопоставимых данных определим итоговый показатель уровня конкурентоспособности предприятий по формуле 2.

& = л/Ч*1,)2 + к2(х,,)2 +.+к(о2, (2)

где & - показатель конкурентоспособности ьой компании;

Хт - стандартизированные коэффициенты ьой компании;

Кх, К2...Кп - весовые коэффициенты значимости маркетинговой деятельности, финансов, производства, кадров и эффективности управления.

Для наглядности приведем рассчитанные показатели конкурентоспособности предприятий судостроительно-судоремонтной

отрасли в таблице 2.

Таблица 2 - Свод показателей конкурентоспособности предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли Астраханской области

Компании Годы Среднее значение

2007 2008 2009 2010 2011

ООО «АСПО» 2,2 2,2 2,1 2,6 3,0 2,42

ССЗ «Красные Баррикады» 3 2,5 1,9 2,1 2,9 2,48

ОАО СРЗ «Слип» 2,8 2,5 1,9 2,2 1,9 2,26

ООО «АСТРПРОММЕТ» 1,4 3,1 2,8 2,8 1 2,22

ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» 2,4 2,0 2,8 2,5 2,4 2,42

Средний уровень по сегменту рынка 2,36 2,46 2,30 2,44 2,24 -

Основываясь на положениях этой модели, наиболее высокий уровень соответствует «4», это зависит от количества выбранных для оценки показателей (в нашем случае их 16) и формулы расчета, а также эталонного значения нормативной базы (который в представленном исследовании составляет 1), а наиболее низкий - «0».

Приведя полученный интервал от 4 до 0, и сопоставив с интервалом градации от 0 до 1, предложенный И. Ансоффом, получим следующее [3]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 <Яу <1,6 - неудовлетворительный;

1,6 <Яу < 2,8 - удовлетворительный;

2,8 <Яу < 3,2 - хороший;

3,2 <Яу < 4 - высокий уровень.

Данная градация уровня состояния предприятия считается условной.

Анализируя полученные результаты оценки конкурентоспособности предприятия, мы видим, что конкурентоспособность предприятий судостроения и судоремонта Астраханской области не высокий, шкале градации соответствует удовлетворительному уровню, находится в середине интервала. Видно, что уровень показателя колеблется из года в год, что свидетельствует о не способности предприятий удерживать свои конкурентные позиции на рынке. Однако, по оценке среднего уровня за анализируемый период видно, что ООО «АСПО», и ОАО «ВолгоКаспийский судоремонтный завод» обладают одним уровнем развития равным 2,42. Наиболее высоким уровнем развития за анализируемый период обладает ССЗ «Красные Баррикады», равный 2,48. Наиболее низким уровнем развития обладает ООО «АСТРПРОММЕТ», соответствует уровню 2,22.

Список источников и литературы

1. Бочарова И.Ю., Погонев С.В. Конкурентоспособность

судостроительных компаний: монография - Орел: ФГБОУ ВПО

«Госуниверситет - УНПК», 2013. - 214 с.

2. Дубинина Н.А. Методические основы оценки

конкурентоспособности предприятий в условиях рынка (на примере судостроительно-судоремонтных предприятий Астраханской области) г. Астрахань, 2000 г.-168 с.

3. Ансофф И. Стратегическое управление .-М.: Экономика, 1989, 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.