8(41) - 2005
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ*
С.А. БУЛГЛДАЕВА, кандидат экономических наук Министерство регионального развития РФ
Г. В. 40НА ЕВА, Российская академия государственной службы
В новом законе появились два новых способа восстановления платежеспособности должника: замещение активов должника и увеличение уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций.
Ценность процедуры банкротства внешнего управления, на наш взгляд, заключается в том, что это наиболее перспективный способ сохранения предприятия. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты на основании соглашения должника с кредиторами или иными лицами, которые поименованы в ст. 109 Закона № 127-ФЗ. Платежеспособность должника может восстанавливаться: за счет увеличения уставного капитала должника взносами участников третьих лиц; посредством размещения дополнительных обыкновенных акций должника согласно ст. 114; замещением активов должника в соответствии со ст. 115.
В рассматриваемый нами период в ходе конкурсного производства было заключено 137 мировых соглашений, 11 540 организациям продлен срок конкурсного производства в 2003 г.".
Динамика конкурсных производств за 1998 — 2002гг. отражает увеличение удельного веса конкурсных производств в общем числе дел о несостоятельности на 30% (рис.10). Это рассматривается нами как отрицательная тенденция, так как введение конкурсного производства подразумевает призна-
' Окончание. Начало см.: Экономический анализ. - № 6 (39), № 7 (40).
" Статистика Высшего Арбитражного Суда РФ.
к ш d о с. о
S У
100 0001 80 000 f 60 000 40 000 20 000 0
Ш
2Ш
Ш
1998
1999
2000 Год
2001
2002
Рис. 10. Динамика конкурсных производств за 1998 - 2002 гг.
-137
2005.
Рис. 11. Динамика утвержденных мировых соглашений за 1998 — 2002 гг. в ходе конкурсных производств
ние банкротом должника и его дальнейшую ликвидацию.
Динамика утвержденных мировых соглашений за 1998 — 2002 гг. в ходе конкурсных производств свидетельствует об увеличении числа таких предприятий (рис. 11). Это можно расценивать неоднозначно, так как, с одной стороны, увеличение мировых соглашений является позитивным процессом, но
50
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жготъя -и -НРА-кЖ-иъ*
/¿Нтсас^иуисЯое регулссра&гЯие
8(41) - 2005
с другой — увеличение мировых соглашений входе конкурсного производства компенсируется ростом числа конкурсных производств.
В связи с принятием нового закона о банкротстве* ситуация изменилась. Об этом свидетельствуют данные о числе конкурсных производств, введенных в 2003 г. Конкурсное производство подразумевает признание предприятия-должника банкротом.
Число конкурсных производств в стране сократилось до 17 081. Таким образом, принятие нового закона резко изменило ситуацию. Процент ликвидационных процедур банкротства сократился более чем в 4,8 раза по сравнению с 2002 г. По сути, это означает ориентацию на сохранение предприятий, и в этом проявляется стремление к унификации системы несостоятельности в России с ее аналогами за рубежом. Эта ситуация во многом обусловлена принятием нового закона о банкротстве. Во-первых, сокращение числа конкурсных производств сопровождалось резким уменьшением поступивших заявлений о признании должников банкротами — примерно в 7,5 раз. Во-вторых, резко сократилось число поданных заявлений о признании должников банкротами от налоговых органов. В-третьих, новый закон о банкротстве предусматривает ответственность арбитражных управляющих за принятые решения и действия. Это в свою очередь привело к сокращению числа преднамеренных и фиктивных банкротств, которые часто заканчивались конкурсным производством. Все это в целом, на наш взгляд, привело к сокращению числа конкурсных производств.
Шансы предприятия выйти из процесса ликвидации минимальны — в 2001 г. лишь 0,5% таких процедур завершилось заключением мирового соглашения. Такой низкий удельный вес мировых соглашений в рамках этой процедуры в значительной мере обусловлен, по мнению специалистов", тем, что именно в процедуру конкурсного производства «вливается», минуя прочие процедуры, поток дел в отношении отсутствующих и ликвидируемых должников. Если в 1998 — 1999 гг. на «входе» конкурсной процедуры соотношение «содержательных» и отсутствующих должников составляло
* Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
" Симачев И. Институт несостоятельности в России: спрос, основные тенденции и проблемы развития // Вопросы экономики,-2003,-№ 4,-С. 71.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 26.12.2001, ст. 14.12, п. 2.
""" Уголовный кодекс Российской Федерации от 05.06 Л 996, ст. 196
примерно 1:1, то в 2000 г. — около 1:2, а в 2001 г. — 1:4. В 2002 г. отсутствующие должники в общем объеме заявителей составили более 76%. Если исключить из рассмотрения должников, проходящих по упрощенной процедуре банкротства, то все равно конкурсное производство завершается мировым соглашением не более чем в одном-двух случаях из 100.
Еще одна тенденция в развитии системы несостоятельности в Российской Федерации заключается в отсутствии снижения числа намеренных банкротств. Преднамеренное банкротство в России сегодня, пожалуй, входит в число самых малоизученных и слабо подкрепленных судебной практикой уголовных правоотношений. С одной стороны, практически в каждом случае преднамеренного банкротства можно усмотреть прямой умысел руководителей. С другой стороны, недобросовестный собственник пользуется таким положением вещей в нашем законодательстве, оставаясь безнаказанным. В нашем законодательстве нет унифицированного понятия преднамеренного банкротства. Противоречия содержат в себе Уголовный (УПК), Административный (КОАП) кодексы и собственно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Скорее речь идет не о противоречиях, а об отсутствии единой формулировки.
Согласно Административному кодексу, преднамеренное банкротство есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя"*.
В редакции Уголовного кодекса преднамеренное банкротство есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности руководителем коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб*"*.
По Уголовному кодексу, нужно представить доказательства наличия частного интереса (своего или иных лиц), атакже нанесения крупного ущерба предприятию или иных тяжких для него последствий.
Административный кодекс гласит, что суд необходимо ознакомить с фактами создания или увеличения неплатежеспособности предприятия.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» требует представления доказательств: факта банкротства; вины одной из сторон; возможности делать указания, которые будут обязательными для должника или каким-то иным образом определят его действия.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш -и ■прлъжък*
51
AfunuicfixijucUoe регцлира&гЯие
8(41) -2005
Такие «нестыковки» в законодательстве приводят к тому, что по делам со схожими обстоятельствами зачастую суды выносят различные решения. Связано это первую очередь с мнением отдельно взятого судьи, с его субъективной оценкой дела, которая в свою очередь оправдана отсутствием единой формулировки состава.
Из-за несовершенства законодательства расследование дела идет долго, а это приводит к тому, что затраты на саму процедуру банкротства многократно возрастают. Даже в том случае, если предприятие еще обладает какими-либо активами для погашения долга перед кредиторами, эти средства прежде всего идут на продление процедуры конкурсного производства. Кредиторам же приходится ждать своей очереди очень долго.
Согласно официальной статистике число криминальных банкротств по отношению к общему числу таких процедур относительно невелико. Так, за весь прошлый год ГУБЭП выявило 451 преступление по ст. 195 — 197 УК РФ. Общий ущерб от этих преступлений составил около 2 млрд руб. Причем до суда дошло 111 дел, а обвинительных приговоров вынесены единицы. Динамика числа преднамеренных банкротств (когда собственник хочет уйти от выплаты долгов) выглядит стабильной: в 2001 г. — 295 случаев (заведено 51 уголовное дело), в 2002 г. — 452 случая (133 уголовных дела), в первые 10 мес. 2003 г. — 301 случай (заведено 91 уголовное дело).
Из этого следует вывод о необходимости совершенствования законодательства в части определения фактов преднамеренного банкротства. Существует объективная потребность в создании единого информационного ресурса неплатежеспособных организаций, который не только улучшит прозрачность в сфере финансового оздоровления предприятий, но и поможет организациям избежать мошенничества со стороны желающих обогатиться при проведении процедуры банкротства.
В подавляющем большинстве случаев процедуры банкротства заканчиваются распродажей активов должника входе конкурсного производства. По данным, в 2002 г. в общем числе завершенных дел о банкротстве ликвидацией должника закончилось около 89% дел. Однако, поданным того же ВАС РФ, в 2003 г. число конкурсных производств значительно сократилось до 17 081.
В 2002 г. заявления поступали от должника — 4 925, кредиторов — 7 325. Органами налоговой службы инициировалось 82% дел от общего числа поступивших заявлений. В числе поступивших за-
явлений от должников градообразующих предприятий было — 57, сельскохозяйственных организаций — 2 551, страховых организаций — 32, профессиональных участников рынка ценных бумаг — 5, индивидуальных предприятий — 1 180, крестьянских фермерских хозяйств — 2 128, ликвидируемого должника— 3 288, отсутствующего должника — 81 251. В сравнении с этими данными приведем, что в 1999 — 2001 гг. все больший удельный вес в общем числе заявлений занимали иски в отношении сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, при этом заметно снизилась активность в возбуждении дел о несостоятельности градообразующих организаций (число заявлений о признании их банкротами постоянно снижалось: со 151 в 1998 г. до 36 в 2001 г.). Причина банкротств сельскохозяйственных предприятий и фермерских крестьянских хозяйств во многом лежит в сезонности производства таких предприятий и, соответственно, в высокой рисковости их деятельности. Кроме того, изначально такие предприятия оказались менее приспособленными к рыночным условиям, что часто приводило их к банкротству. Страховые организации и финансовые структуры оказываются вовлеченными в процесс банкротства в связи с высокой рисковостью предприятий и мобильностью соответствующих рынков. Однако эффект от банкротства финансовых и страховых предприятий для общества в целом на данном этапе невелик в сравнении с банкротством градообразующих предприятий. Банкротство градообразующих предприятий влечет за собой рост массовой безработицы, увеличение социальной напряженности в обществе и т. д. В связи с этим необходимо подходить дифференцированно к процессу банкротства.
Приведенная статистика свидетельствует о том, что институт банкротства, сложившийся в 1990-е гг., не способствовал выходу предприятий из кризиса, а скорее усугублял их положение. Кроме того, закон активно использовался органами го-сударственной власти, в частности налоговой службой, для укрепления платежной дисциплины. На наш взгляд, легкое инициирование процедур банкротства в конце 1990-х гг. оказывало отрицательное влияние на экономическую ситуацию, и пересмотр признаков был оправданной мерой.
Удельный вес предприятий, в отношении которых проводятся процедуры банкротства, в общем числе хозяйствующих субъектов весьма незначителен (в среднем из 200 предприятий только примерно одно находится в состоянии банкротства),
52
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жворъя -и TiPAXMicKA
Антикризисное регцмфо&гЯие
8(41) - 2005
Таблица 12
Особенности применения финансового анализа на каждой процедуре банкротства
Процедура банкротства Особенности
Наблюдение Тщательный анализ финансового состояния предприятия в целях возможности восстановления платежеспособности, определения признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Анализ имущественного положения предприятия, деловой активности, финансового состояния, прибыльности, рентабельности. Анализ в динамике: горизонтальный и вертикальный анализ. Метод анализа: сравнение. Цель анализа - выяснить сможет ли предприятие в дальнейшем функционировать, есть ли потенциал для дальнейшего развития, сохранить имущество предприятия. Задачей на этом этапе является проверка достоверности и существенности заявленных признаков банкротства, предотвращение растаскивания имущества
Финансовое оздоровление Дополнение анализа, проведенного в процедуре наблюдения, изучением маркетинговой стратегией, разработкой инвестиционного плана, исследованием конкурентных преимуществ кризисного предприятия. Цель анализа на этом этапе - рациональное погашение задолженности. Задача - подготовка графика погашений долговых обязательств
Внешнее управление Поиск оптимальных путей для восстановления платежеспособности предприятия. Изучение возможностей перепрофилирования производства или оздоровления основного производства. Изучение рынка, разработка маркетинговой стратегии, поиск компетентных финансовых менеджеров, инвестиционное планирование и т.д. Цель анализа - поиск путей для восстановления предприятия, одной из которых является продажа части имущества. Задача - установление реальной возможности восстановления платежеспособности должника
Конкурсное производство Методика финансового анализа в ходе конкурсного производства по сути не отличается от анализа в ходе внешнего управления. Цель анализа - разработка схем соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
особенно если сопоставить эти данные с числом убыточных предприятий. До недавнего времени существовал значительный разброс в интенсивности применения процедур банкротства в различных российских регионах. По состоянию на 1 января 2001 г. число дел о банкротстве, приходящихся на 1 ООО предприятий, составляло в Москве — 0,92, в Санкт-Петербурге — 0,85. Аналогичный показатель в Республике Алтай достигал 65,9, а в Республике Саха — 53, Г. Таким образом, на уровне отдельных российских регионов масштабы банкротств были весьма значительны.
Основная тенденция, сложившаяся в стране в результате применения процедуры наблюдения, — это увеличение доли решений об открытии конкурсного производства и уменьшение доли решений по введению внешнего управления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что процедура наблюдения носила явно прокредиторский характер.
Число процедур финансового оздоровления за 2003 г. — 10. Это явно неблагоприятная тенденция для такой огромной страны, как Россия. Вместе с этим процедура финансового оздоровления — это новшество для российской системы несостоятельности, и очевидно, что ее результаты за один год еще не отражают будущей тенденции.
' Симачев И. Институт несостоятельности в России: спрос, основные тенденции и проблемы развития // Вопросы экономики. - 2003. - № 4. - С.70.
В целом, в рамках процедур как внешнего управления, так и особенно наблюдения отмечается увеличение удельного веса решений, связанных с открытием конкурсного производства. К росту числа решений об открытии конкурсного производства в отношении «содержательных» должников приводит не столько увеличение числа соответствующих заявлений, сколько усиление конкурсной направленности процедуры наблюдения в последние годы.
На основе анализа практики применения процедур банкротства выявлены особенности применения финансового анализа на каждом этапе процедуры банкротства (табл. 12), а также тенденции и особенности использования процедур банкротства в условиях Российской Федерации, заключающиеся в том, что:
1) ликвидационные процедуры банкротства превалируют в процессах несостоятельности. Однако 2003 г. свидетельствует о сокращении числа конкурсных производств в процессах несостоятельности;
2) среди предприятий, в отношении которых принято решение о признании банкротом, значительное место занимают крестьянские и фермерские хозяйства, сельскохозяйственные предприятия, а также градообразующие предприятия;
3) число наблюдений, по которым открывается конкурсное производство, с 1998 г. значительно
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш ъ -ПР/ГКЖъъ*
53
регулирование
8(41) -2005
выросло. Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, институт банкротства в России стал востребованным, с другой стороны, заметен рост так называемых ложных банкротств. Также можно рассматривать как негативную тенденцию сокращение числа мировых соглашений, заключенных на стадии наблюдения. Это в первую очередь в значительной степени обусловлено плохой проработанностью вопросов финансового анализа предприятий на стадии наблюдения;
4) результаты применения процедуры финансового оздоровления оценить за небольшой период достаточно трудно. Однако во многих регионах эта процедура успешно использовалась, в частности за счет разработки антикризисных программ, делегирования функций отраслевым ведомствам. Этот опыт важен и для других регионов. Кроме того, как подчеркивают многие официальные лица, на государственном уровне финансовое оздоровление является целью самого института банкротства на данном этапе экономических реформ;
5) результаты применения процедуры внешнего управления свидетельствуют о неравномерной картине. Имеющаяся практика показывает, что внешнее управление редко заканчивалось положительным результатом. Хотя цель этой процедуры заключается в поиске выхода из кризиса предприятий, данные статистики, по сути, свидетельствуют об обратном эффекте от применения этой процедуры;
6) динамика конкурсных производств отражает увеличение удельного веса конкурсных производств в общем числе дел о несостоятельности. Однако результаты применения процедур несостоятельности за 2003 г. свидетельствует о значительном сокращении числа конкурсных производств, что в значительной степени, на наш взгляд, обусловлено изменением закона о несостоятельности;
7) заметно увеличение числа преднамеренных банкротств. На наш взгляд, сокращению числа преднамеренных банкротств будет способствовать
обязательное аудиторское заключение о деятельности предприятий. Помимо этого, решение проблем лежит в унификации понимания намеренных банкротств в государственных законодательных актах. Нестыковки в законодательстве приводят к разным решениям судов по аналогичным делам;
8) приведенная статистика свидетельствует о том, что институт банкротства, сложившийся за 1992 — 2002 гг., не способствовал выходу предприятий из кризиса. Однако он активно использовался государственными органами (налоговыми инспекциями, территориальными службами ФСФО и т.д.). Это обусловлено тем, что признаки банкротства, прописанные в законодательстве, способствовали достаточно легкому инициированию банкротства. Это во многом и обусловило рост в стране числа преднамеренных банкротств;
9) наметилась тенденция к сохранению убыточных предприятий. Это способствует унификации законодательства о несостоятельности с точки зрения следования тенденции к «гуманизации» законодательства о банкротстве. В условиях международной конкуренции, глобализации и интернационализации вопросы урегулирования проблем несостоятельности приобретает все большее значение. Россию это также касается, в частности, в вопросах интеграции СНГ;
10) в соответствии с новой редакцией закона в системе несостоятельности государство становится полноправным участником. Основная причина разрушительного действия механизма банкротства, на наш взгляд, заключается в закрытости и непрозрачности отношений бизнеса и государства;
11) банкротство становится все более важным инструментом обеспечения платежной дисциплины, исполнения обязательств предприятий по платежам в бюджеты и иным обязательным платежам. Одновременно российский бизнес проявляет растущую заинтересованность в стабильных, «прозрачных», предсказуемых условиях хозяйственной деятельности.
54
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя -и тср/п&к-гсм