JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
www.hjournal.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КВАЗИ - ИНТЕГРИРОВАННЫХ БИЗНЕС -СТРУКТУР С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРИНИМАЮЩЕГО РЕГИОНА
ГОЛЕВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и регионального менеджмента,
ИППК ЮФУ, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрен феномен квази-интеграции c участием прямых иностранных инвестиций. Автором выделены направления взаимного влияния ПИИ и институциональной среды принимающего региона. Также обосновано значение указанных тенденций для развития методологии региональной инвестиционной политики.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции; институциональные условия;
принимающие регионы; пространственная организация региональной экономики.
FORMATION OF QUASI-INTEGRATED BUSINESS STRUCTURES WITH FOREIGN CAPITAL PARTICIPATION I N I N STI TU TI O N AL CO N D I TI O N S O F H O ST REG I O N S
GOLEVA GALINA, A.,
Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor of the Department «Economics and Regional Management»,
IRPD, Southern Federal University, e-mail: [email protected]
The phenomenon of quasi-integration with participation of foreign direct investments is analyzed in the paper. The mutual impact areas of FDI and institutional environment of the host region are highlighted. These trends importance for the methodology of regional investment policy improvement is underlined.
Keywords: foreign direct investments; institutional conditions; host regions; spatial organization of regional economy.
JEL: B52, E22, R10.
Осуществление прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в принимающем регионе сопровождается реализацией различных форм экономического сотрудничества между местными и иностранными компаниями. Оно осуществляется в условиях, когда наиболее значимым элементом пространственной организации региональной экономики в современных условиях становятся объединения компаний, организованные на принципах сети (то есть квази-интегрированные бизнес-структуры).
В связи с усилением роли ПИИ в региональной экономике, активизации процессов глобализации и интернационализации хозяйственной жизни актуальным становится развитие научно-методологических подходов к исследованию таких
© Голева Г. А., 2013
структур, формирующихся и действующих с участием иностранного капитала в форме ПИИ.
Эта проблематика является относительно новой, хотя отдельным ее аспектам были посвящены работы таких авторов, как Кузнецов А. В., Казнина О. В., Родченко В. В., Филатова Ю. В. и др., и соответственно требует дальнейшего изучения.
Международная компания, осуществляя прямые иностранные инвестиции в регионе, оказывается в тесном взаимодействии с широким кругом местных хозяйствующих субъектов, как то: соучредители, лицензиаты, франчайзеры,
подрядчики, аутсорсеры, клиенты, поставщики, высшие учебные заведения, научно -исследовательские организации, а также компании, осуществляющие инфраструктурное обеспечение бизнеса и действующие в сфере транспорта, логистики, страхования, инжиниринга, подбора кадров и проч.
Формируемое в результате такого взаимодействия объединение компаний функционирует зачастую не на основе распределения прав собственности, а благодаря наличию единой цели, с которой согласуются цели каждого из участников, и взаимных контрактов. Оно характеризуется как сеть и действует на принципах квази-интеграции.
С позиций институциональной теории квази-интеграция представляет собой систему контрактов между формально независимыми бизнес-единицами, основанную на совместном использовании активов (ресурсов) и нацеленную на достижение общей цели. Наличие множественности целей участников делает возможным достижение согласия в ограниченном временном периоде и требует выработки внутренних механизмов его поддержания в рамках интраэкономического квазирыночного пространства. К таковым можно, в частности, отнести полуформальные экономические и внеэкономические персональные отношения (дружба, доверие и т.п.), частные механизмы улаживания конфликтов (в отличие от судебного порядка). В таких объединениях существует собственная институциональная среда, в которой важная роль отводится неформальным (полуформальным) связям участников.
Ядро квази-интеграции с участием иностранного капитала в форме ПИИ составляет обычно крупная компания, обладающая экономической властью. Гипотетически, такая компания может иметь как российское, так и иностранное происхождение. Однако реалии таковы, что пока число крупных российских международных компаний невелико, и зачастую в качестве ядра сети с ПИИ выступает крупная иностранная компания (в частности, ТНК).
Каждая из сторон интеграции, однако, способна внести вклад в развитие интеграции, который реализуется через имеющийся брэнд, технологии, производственную базу, научные, управленческие, производственные кадры и проч.
Выбор партнера по интеграции осуществляется на основе взаимной оценки сторонами друг друга, в число которых, в частности, входят надежность, репутация, доверие, информационная прозрачность, отношение с местными властями, принадлежность к элите, отношение (принадлежность) к теневому сектору экономики, устойчивость, результативность, конкурентоспособность бизнеса и другие.
Институциональный анализ форм международного экономического сотрудничества, предваряющих или сопутствующих ПИИ в регионе и участвующих в процессах квази-интеграции иностранных и местных фирм, представлен в табл. 1. Взаимозависимость участников международного экономического сотрудничества возрастает по мере движения от первой к четвертой формам сотрудничества, указанным в таблице.
К преимуществам форм международного экономического сотрудничества (в том числе предваряющих или сопутствующих ПИИ) в форме квази-интеграции на основе проведенного анализа можно отнести снижение транзакционных издержек, гибкость, адаптивность, возможности диверсификации на основе использования преимуществ специализации и кооперации участников группы, более полную
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
реализацию мультипликативного эффекта прямых иностранных инвестиций за счет эффективного развития сопряженных производств и установления более тесных прямых и обратных связей и другие.
Квази-интегрированные бизнес-структуры с участием капитала в форме ПИИ функционируют в условиях множественности воздействующих на них сред, в том числе международной среды, национального государственного управления принимающей страны и, в частности, регионального управления принимающего региона; страны базирования компании - иностранного инвестора; внутренней и внешней бизнес конкуренции, общественного регулирования принимающего региона.
Специфическим является и управление внутри рассматриваемых бизнес-интеграций, интернациональное по своей природе и призванное достигать баланса интересов сторон при различной возможной степени их влияния на объединение в целом.
Взаимодействие ПИИ с институциональной средой принимающего региона двояко. С одной стороны, прямые иностранные инвестиции «встраиваются» в институциональные условия принимающего региона, адаптируются к ним. С другой, - способны оказать и оказывают существенное влияние на их трансформацию, например, по таким направлениям, как развитие местной нормативно-правовой базы, адаптация международных стандартов, развитие прогрессивного экономического сотрудничества в форме производственной и научнотехнической кооперации, расширение информационной среды бизнеса, влияние на местный рынок труда через такие факторы, как уровень заработной платы, внутрикорпоративная этика, новая культура трудовых отношений, социальная ответственность бизнеса.
Присутствие в регионе бизнеса с участием ПИИ способствует наполнению потребительского рынка новыми товарами, модифицирует комплекс потребительских предпочтений.
Их влияние сказывается и в политической и общественной сферой через установление системы отношений с местными органами власти, участие в социальные проектах, процессах подготовки и переподготовки кадров, финансировании образовательных учреждений и проч.
Развитие различных форм сотрудничества между местными и иностранными компаниями, предваряющих или сопутствующих ПИИ, приводит и к изменениям в предпринимательской культуре, проводниками которой выступают контрактные отношения и неформальные связи.
В этой связи можно утверждать, что международные компании посредством ПИИ способствуют переносу (трансплантации) институтов ведущих промышленно развитых стран с рыночной экономикой в институциональную среду принимающих регионов.
В условиях неразвитости институциональной среды российских регионов этот перенос напрямую зачастую затруднен и требует соответствующей адаптации.
Так, для нашей страны характерно большое распространение неформальных институтов, относительная неразвитость правосознания, слабость судебной системы. Характерной чертой российской практики является институциональная инерционность, трудность приживаемости новых институтов, приверженность так называемому «сетевому капитализму» - сложившейся практике неформально действовавших в советский период системы персонифицированных отношений руководителей бизнеса и власти.
Налицо действие фактора зависимости от предыдущего периода развития (path dependence) и асимметрии информации, обосновывающих инерционность институциональных обновлений или так называемого QWERTY-подхода в теории институционального развития (Кастальди и Доси, 2005; Коуэн, 2004). Указанные тенденции приводят к тому, что привносимые ПИИ изменения зачастую получают негативную окраску в лице бизнес-сообщества, слабо воспроизводятся.
Таблица 1
Формы международного экономического сотрудничества, предваряющие или сопутствующие ПИИ в регионе и участвующие в процессах квази-интеграции иностранных и местных фирм (институциональный анализ)
1 2 3 4
Общая характеристика Взаимодействие юридически самостоятельных бизнес-единиц на основе единичных классических контрактов Формирование объединения (бизнес-интеграции) с мягким децентрализованным управлением при сохранении юридической самостоятельности участников объединения Формирование объединения (бизнес-интеграции) с централизованным управлением при сохранении юридической самостоятельности участников объединения Объединение бизнес-единиц с утратой ими юридической самостоятельности, установление централизованного управления
Виды контрактов Единичные классические контракты Неоклассические контракты1) Отношенческие контракты2) Неоклассические контракты Отношенческие контракты Юридическое оформление слияния/поглощения
Организационно- экономическое оформление отношений Договорная производственная кооперация Аутсорсинг Бубконтрактинг франчайзинг Стратегический альянс Виртуальная корпорация Кластер Фокальная и динамическая сети создания ценности ТПК нового типа Концерн Конгломерат Синдикат Картель ФПГ Создание нового юридического лица (СП) Присоединение бизнес-единиц к уже существующему юридическому лицу через процедуры слияния и поглощения
Горизонты сотрудничества Кратковременное сотрудничество в рамках договора Средне и долгосрочное сотрудничество Средне и долгосрочное сотрудничество, основанное на квази-иерархии3) Долгосрочное сотрудничество Жесткое централизованное управление на основе иерархии
Регулирование В судебном порядке Системный характер регулирования отношений на основе собственной внутриинте грационной институциональной среды Системный характер регулирования отношений на основе собственной внутриинте грационной институциональной среды
Позиция в дихотомии «рынок — власть» Рынок (рыночный обмен) Опирается на цены Квази-интеграция (гибрид) Опирается на квазирыночные связи Классическая интеграция (фирма, корпорация) Опирается на власть
^ Долгосрочный контракт, заключаемый в условиях неопределенности и определяющий основные рамки (принципы) взаимовыгодного сотрудничества. Может носить разовый характер и быть основан на личных отношениях сторон.
2) Взаимовыгодный контракт, определяющий общие условия и цели взаимоотношений сторон, механизмы принятия решений и разрешения конфликтов; в нем неформальные условия преобладают над формальными (прим. авт.).
3) Например, холдинг.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
Формирование квази-интегрированных бизнес-структур ... 209
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
Однако даже несмотря на это, в квази-интегрированных бизнес-структурах с участием иностранного капитала в форме ПИИ происходит создание новой системы правил, смещение акцентов в сторону существующей международной практики, международных стандартов, международной правовой базы. У российских участников бизнес-интеграции постепенно формируется мотивация к адаптации институциональных изменений, вызванных ПИИ, которую обусловливает усиление международной конкуренции, все более активное включение российских компаний в глобальную экономику.
Имплантация норм, к которым привыкли международные корпорации, в рамках квази-интегрированных бизнес структур принимается российскими участниками под воздействием эффекта догоняющего развития или эффекта подражания, а также в случае принуждения со стороны властей (когда они «продвигают» подобную политику в условиях участия в международном интеграционном блоке, например) или со стороны бизнес-сообщества.
В результате через различные формы экономического сотрудничества, предваряющие или сопутствующие ПИИ, иностранные компании вторгаются в институциональные основы внутренней среды местных фирм в том числе: трудовые отношения, поставки, логистику, работу с клиентами, бизнес-планирование, организацию производства, учет и отчетность и проч.
Международные компании, осуществляющие ПИИ в регионе, способны оказывать влияние и на характер его внешних связей, вмешиваясь таким образом в процесс международной позиции региона. В этих условиях для региональных властей остро встает задача выработки адекватных механизмов регулирования ПИИ, нацеленных на минимизацию их возможных негативных последствий, и формирования модели зависимого от внешних факторов развития региона.
Международные компании в определенных условиях могут обеспечивать эффективное включение региона в систему международного разделения труда (или создавать предпосылки для такого включения). В силу своей экономической, политической, финансовой мощи они могут оказывать доминирующее влияние в региональных социально-экономических системах, подчиняя своим интересам деятельность экономических, политических и социальных институтов.
В интересах региона обеспечить адекватное включение местных компаний в международные цепочки добавленной стоимости, и в этом контексте особая роль отводится региональным бизнес-интеграциям, имеющим возможность с большим успехом интегрировать производственный и научно-технической потенциал территории и противопоставить его в условиях конкурентного взаимодействия своим иностранным партнерам.
При благоприятных для принимающего региона условиях международная компания через ПИИ может выступать в качестве института развития в регионе посредством создания предпосылок для эффективного включения региона в систему международного разделения труда; освоения не задействованных ранее местных ресурсов, в том числе предпринимательских, финансовых, производственных; последовательного имплантирования в местную институциональную среду рыночных институтов и др.
Однако такую функцию развития международные компании, осуществляющие прямые иностранные инвестиции, способны реализовать только в условиях формирования интеграции с местными экономическими и административными субъектами, то есть через квазирыночную корпоративную интеграцию.
Важность институциональных изменений, способных изменить ситуацию с привлечением ПИИ в российские регионы не только с точки зрения увеличения их притока, но и повышения их эффективности, осознается на всех уровнях государственного управления в России и находит отражение в ряде нововведений.
Так, например, способность формировать благоприятный инвестиционный климат в регионе становится одним из критериев, по которым оценивают
эффективность работы чиновников. Основанием для этого является Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», в соответствии с которым результаты деятельности органов местного самоуправления оцениваются в следующих сферах: экономическое развитие, дошкольное
образование, общее и дополнительное образование, культура, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управления, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на основе перечня показателей1. В регионах осуществляется также рейтинговая оценка эффективности деятельности глав муниципальных образований по привлечению инвестиций.
Целям создания в регионах благоприятных институциональных условий для ПИИ служит и Региональный инвестиционной стандарт — проект Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стандарт содержит 15 положений - направлений действий, которые должны предпринять местные органы власти для формирования благоприятного инвестиционного климата.
В частности, Стандарт включает осуществление региональными властями следующих мер: утверждение высшим органам государственной власти субъекта РФ инвестиционной стратегии; формирование и ежегодное обновление плана создания необходимой для инвесторов инфраструктуры в регионе; ежегодное послание высшего должностного лица субъекта РФ «инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта РФ»; принятие закона субъекта РФ о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности; наличие совета по улучшению инвестиционного климата; наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами; наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков); наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов; создание специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте РФ; наличие в субъекте РФ единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «единого окна»; принятие высшим должностным лицом субъекта РФ инвестиционной декларации региона; принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность; наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов российской федерации и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами; включение представителя потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов - региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества; наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта РФ для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.
Апробация Стандарта была осуществлена в 6-ти «пилотных» регионах (Республика Татарстан, Пермский края, Калужская, Липецкая, Свердловская, Ульяновская области). К концу 2013 года стандарт должен быть внедрен во всех регионах России.
Целям адаптации международных компаний - реальных и потенциальных инвесторов в российских регионах - служит деятельность институтов поддержки иностранных инвестиций: НАПИ — национального агентства прямых инвестиций, РФПИ - Российского фонда прямых инвестиций; института федерального
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов при Минэкономразвития России, который выполняет функции аппарата омбудсмена с 2010 года; Агентства стратегических инициатив и других.
Сеть институтов поощрения иностранных инвестиций формируется на региональном уровне. Сегодня они созданы в 22 субъектах Российской Федерации2.
Таким образом, в современных условиях включение прямых иностранных инвестиций в региональную экономику происходит через тесное взаимодействие иностранных компаний с местными компаниями-резидентами в условиях распространения квази-интеграции бизнеса с присущими ей организационноэкономическими отношениями.
Трансформация территориально-производственной организации
региональной экономики не может не затрагивать процессы регулирования ПИИ на мезоуровне, напротив, она оказывает непосредственное влияние на институциональные условия привлечения и освоения иностранных инвестиций.
В этой связи возрастает значение учета институциональных условий привлечения ПИИ в региональную экономику в развитии концептуальных и методологических подходов к современной политике регионов по привлечению иностранных инвестиции, и ПИИ, в частности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
Кастальди К. и Доси Дж. (2005). Тиски истории и возможности для новизны: некоторые результаты и открытые вопросы, связанные с зависимостью от предшествующей траектории развития в экономических процессах // Экономический вестник Ростовского государственного университета, Т. 3, № 2.
Коуэн Р. (2004). Зависимость от предшествующей траектории развития, причинная связь и экономическая политика // Экономический вестник Ростовского государственного университета, Т. 2, № 4.
Руководители региональных агентств по привлечению инвестиций обсудили перспективы развития. 10.10.2013. (http://belgorodinvest.ru/index.php/ru/press-tsentr/ novosti).
REFERENCES
Presidential Decree of April 28, 2008 N 607 "On the effectiveness evaluation of local governments in urban and municipal districts". (in Russian).
Castaldi K. and Dosi J. (2005). Vise history and opportunities for innovation: some results and open questions related to the path dependence in economic processes. Economic Herald of the Rostov state University, vol. 3, no. 2. (in Russian).
Cowan R. (2004). Path dependence, causal relationship and economic policy. Economic Herald of the Rostov state University, vol. 2, no. 4. (in Russian).
Heads of regional investment promotion agencies discussed prospects of development. 10.10.2013. (http://belgorodinvest.ru/index.php/ru/press-tsentr/novosti). (in Russian).
2 См.: Руководители региональных агентств по привлечению инвестиций обсудили перспективы развития. 10.10.2013. (http://belgorodinvest.ru/index.php/ru/press-tsentr/novosti).