Научная статья на тему 'Особенности современной инвестиционной политики принимающего региона (на примере Ростовской области)'

Особенности современной инвестиционной политики принимающего региона (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПИИ (ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ) / КЛАСТЕРЫ / СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТНК / FDI (FOREIGN DIRECT INVESTMENTS) / FOREIGN INVESTMENTS / BUSINESS CLUSTERS / NETWORK ECONOMIC AREA / REGIONAL INVESTMENT POLICY / TNC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голева Галина Александровна

Рассматривается проблема увеличения притока иностранных инвестиций в российские регионы, и, в частности, такие новые особенности региональной экономики, как кластеры, сетевое пространство, новые формы бизнес-интеграции. Приводятся основные характеристики региональной инвестиционной политики, а также условия привлечения прямых иностранных инвестиций в региональную экономику. Подчеркнуто, что имеет место серьезный конфликт интересов между региональной администрацией и иностранными инвесторами. Это оказывает серьезное влияние на региональную инвестиционную политику, чьей основной целью является достижение максимального положительного эффекта от иностранных инвестиций в экономической, политической и социальной сферах. С другой стороны, региональные власти должны обеспечить защиту местной экономики от неблагоприятного вмешательства компаний-нерезидентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голева Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Modern Investment Policy of the Host Region (on the example of Rostov Region)

The article highlights the problems of increasing inflow of foreign investments in Russian regions. New key points in regional economy are being discovered such as business clusters, network economic area, and the new forms of business-integration. The author investigates the main characteristics of regional investment policy as well as conditions of attracting foreign direct investments in regional economy. It is emphasized that a strong conflict of interests between regional administration and foreign investors is taking place. That makes a great impact on regional investment policy which main goal is to achieve maximum positive effects of foreign investments in economics, politics and social sphere. On the other hand, regional governance is to protect local economy from violent intervention of non-residential companies.

Текст научной работы на тему «Особенности современной инвестиционной политики принимающего региона (на примере Ростовской области)»

УДК 339.727.22

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИНИМАЮЩЕГО РЕГИОНА (на примере Ростовской области)

© 2012 г Г.А. Голева

Голева Галина Александровна —

кандидат экономических наук, доцент,

кафедра экономики и регионального менеджмента,

Институт по переподготовке и повышению квалификации

преподавателей гуманитарных наук

Южного федерального университета,

ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006.

E-mail: [email protected].

Goleva Galina Aleksandrovna —

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Department of Economics and Regional Management,

Institute for Training and Professional Development

of Teachers Humanitarian Sciences

Southern Federal University,

Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006.

E-mail: golevag@mail. ru.

Рассматривается проблема увеличения притока иностранных инвестиций в российские регионы, и, в частности, такие новые особенности региональной экономики, как кластеры, сетевое пространство, новые формы бизнес-интеграции. При-

водятся основные характеристики региональной инвестиционной политики, а также условия привлечения прямых иностранных инвестиций в региональную экономику. Подчеркнуто, что имеет место серьезный конфликт интересов между региональной администрацией и иностранными инвесторами. Это оказывает серьезное влияние на региональную инвестиционную политику, чьей основной целью является достижение максимального положительного эффекта от иностранных инвестиций в экономической, политической и социальной сферах. С другой стороны, региональные власти должны обеспечить защиту местной экономики от неблагоприятного вмешательства компаний-нерезидентов.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, ПИИ (прямые иностранные инвестиции), кластеры, сетевое пространство, региональная инвестиционная политика, ТНК.

The article highlights the problems of increasing inflow of foreign investments in Russian regions. New key points in regional economy are being discovered such as business clusters, network economic area, and the new forms of business-integration. The author investigates the main characteristics of regional investment policy as well as conditions of attracting foreign direct investments in regional economy. It is emphasized that a strong conflict of interests between regional administration and foreign investors is taking place. That makes a great impact on regional investment policy which main goal is to achieve maximum positive effects of foreign investments in economics, politics and social sphere. On the other hand, regional governance is to protect local economy from violent intervention of non-residential companies.

Keywords: foreign investments, FDI (foreign direct investments), business clusters, network economic area, regional investment policy, TNC.

Вопрос о роли иностранных инвестиций и особенно прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российской экономике не является новым и активно дискутируется, начиная с 90-х гг. прошлого века. Сегодня выходят на первый план такие аспекты рассматриваемой проблемы, как освоение ПИИ на региональном уровне, выработка адекватных механизмов привлечения и использования иностранного капитала в новых условиях организации регионального пространства, влияние ПИИ на инновационное развитие регионов.

В связи с этим становятся актуальными вопросы разработки и реализации эффективной региональной инвестиционной политики. Указанное направление исследований вызывает широкий научный и практический интерес и представлено в работах таких авторов, как Г.Ф. Биргулиева, С.В. Зенченко, М.А. Шеметкина, И. И. Иваницкая, А.В. Ложникова [1 - 4]. Новые условия и параметры развития региональной экономики требуют углубления уже сложившихся подходов и развития теоретико-методологических оснований инвестиционной политики российских регионов.

Общая картина привлечения иностранных инвестиций в экономику России свидетельствует о наличии существенных региональных различий, обусловливающих необходимость развития индивидуального подхода к разработке инвестиционной политики регионов страны.

Доля России в общемировых потоках составляет порядка 3 % (для сравнения доля РФ в мировом ВВП в 2010 г. была 3 % по ППС). Согласно данным ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), к настоящему времени накопленные ПИИ в Россию составили 252,5 млрд дол. За 2011 г. в страну поступило 52, 9 млрд дол. ПИИ - это седьмой результат среди сорока крупнейших экономик мира. По мнению экспертов этой авторитетной международной организации, на Россию в прошлом году приходилось 3,5 дол. из каждых 100 дол. инвестиций. Приток прямых иностранных инвестиций в России формирует около 3 % ВВП страны, что больше,

чем у таких крупнейших в мире импортеров инвестиций как Китай и США [5].

Анализ притока иностранных инвестиций в регионы России свидетельствует о достаточно большой разнице в их реальной и потенциальной привлекательности для иностранного капитала. За 2011 г. максимальное значение показателя привлеченных иностранных инвестиций в регион демонстрирует Москва (123,084 млрд дол. из 190,243 млрд привлеченных в целом в страну), а также Тюменская область (12,605 млрд дол.), Сахалинская (7,085 млрд дол.), Санкт-Петербург (6,121 млрд дол.) и Московская область (5,460 млрд дол.). Наименьшие по стране показатели привлечения иностранных инвестиций в регион характерны для республик Алтай (1 млн дол.) и Марий Эл (6 млн дол). На ЮФО приходится 3,609 млрд дол. иностранных инвестиций, а в самом округе наиболее привлекательной для иностранных инвесторов является Ростовская область (2,296 млрд дол., из них лишь 169,1 млн дол. - ПИИ) [6].

Ключевыми факторами, оказывающими влияние на современную региональную инвестиционную политику, являются следующие [2, 3]:

- концепции международной конкурентоспособности региона, включения региона в систему МРТ;

- новые формы территориально-производственной организации региональной экономики;

- новый характер организационно-экономических отношений иностранных инвесторов с экономическими субъектами принимающего региона, связанный с доминированием сетей и появлением нового типа взаимодействия - «интеграции»;

- усиление роли неэкономических последствий ПИИ для социально-экономической системы принимающего региона, расширение взаимодействия по линии «ПИИ - триада "бизнес-общество-власть" принимающего региона»;

- признание иностранных инвестиций (особенно ПИИ) как необходимого фактора обеспечения воспроизводства региональной экономики;

- усиление влияния ТНК во всем мире, необходимость контроля процессов включения местного производства и бизнеса в существующие цепочки добавленной стоимости во избежание складывания зависимого положения региональных социально-экономических систем от внешних акторов;

- необходимость обеспечения всех видов безопасности на региональном уровне;

- преимущественное значение инновационного фактора в обеспечении международной конкурентоспособности региона;

- нацеленность политики привлечения и освоения ПИИ на решение задач реструктуризации и модернизации региональных социально-экономических систем.

Региональная инвестиционная политика реализуется в русле федеральных концептуально образующих программных документов: национальной стратегии социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективы, стратегии национальной безопасности, концепции внешней политики и проч. Самостоятельность регионов РФ в осуществлении международного сотрудничества (в том числе инвестиционного) определяется рамками, заложенными национальными нормативно-правовыми актами: Конституцией РФ, законами «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ, законами «О координации международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации» от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ, «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ.

Регулирование притока и процессов освоения иностранных инвестиций (ПИИ в частности) в принимающем регионе осуществляется на основе концепции его внешнеэкономической политики, стратегии, эко-

номической политики и политики в отношении иностранных инвестиций.

Законодательная база Ростовской области в отношении иностранных инвестиций сформирована такими региональными законами, как «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области» от 04.02.1998 г. № 66-ЗС, «Об инвестициях в Ростовской области» от 01.10.2004 г. № 151-ЗС, «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области» от 04.10.2000 г. № 106-ЗС (определяет порядок предоставления инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам в пределах прав, предоставленных субъектам федерации), Стратегией привлечения инвестиций в Ростовскую область, утвержденной Постановлением ЗС Ростовской области от 28.06.2004 г. № 402 «О стратегии привлечения инвестиций Ростовской области».

Для Ростовской области ПИИ являются важным элементом экономического развития региона. Приведенные ранее данные свидетельствуют о том, что инвестиционная привлекательность Ростовской области реализована не полностью. По данным Рейтингового агентства «Эксперт РА» за период 2010 -2011 гг., Ростовская область находится в конце списка лучших десяти регионов России по уровню инвестиционного потенциала и минимальному риску. 10-е место принадлежит области и по уровню инвестиционного потенциала и 6-ю позицию «Средний потенциал - минимальный риск (2А)» она занимает среди других российских регионов по рангу инвестиционного риска [7].

В настоящее время инвестиционная политика региона реализуется в ситуации конфликта собственных региональных интересов и интересов иностранного инвестора, что характерно для большинства принимающих ПИИ регионов (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление стратегических целей и интересов принимающего региона и иностранного инвестора

(составлена автором)

Принимающий регион Иностранный инвестор

Модернизация региональной экономики Получение прибыли, достижение окупаемости инвестиций

Сокращение безработицы Рост активов

Внедрение передовых технологий промышленного производства Закрепление на рынке

Развитие и реализация инновационного потенциала региона Обеспечение контроля на собственными активами и доходами на территории принимающего региона

Рост подушевого дохода Реализация конкурентных преимуществ в международном масштабе

Защита от слияний и поглощений иностранным капиталом местных компаний Экспансия собственного бизнеса и идеологии за рубеж

Рост качества жизни Реализация преимуществ в «инновационной гонке»

Активизация предпринимательской деятельности Размещение производств в регионах с удобными для себя условиями

Развитие основных и вспомогательных для региональной экономики производств Свободное перемещение ресурсов и прибыли, гарантированная возможность международных трансфертов

Обеспечение притока инвестиций в региональную экономику Минимизация налоговых платежей

Обеспечение устойчивого развития региона

Развитие региональной инфраструктуры

Рост налоговых поступлений в региональный бюджет

Одновременно на инвестиционную политику российских регионов существенное влияние оказывают процессы трансформации территориально -производственной региональной экономики, приводящие к появлению таких ее форм, как бизнес-интеграция. Сетевой характер региональной экономической системы обусловливает рост активности неформальных связей. Чтобы количественный рост таких связей не привел к качественному вырождению всей системы и доминированию нелегальных соглашений, особенно в интересах акторов-нерезидентов, необходимо формирование зрелых институтов, развитой бизнес-инфраструктуры, современного законодательства.

В Ростовской области несмотря на присутствие крупных компаний мирового масштаба, например таких как «Гардиан», «Лафарж», «Болл Корпо-рейшшн», «Кока-Кола», «Пепси-Ко», «Фондиталь» и др., инвестиционная политика региона не позволяет пока осуществлять полное инвестиционное освоение ее территории. Концентрация инвестиционных проектов с участием иностранного капитала вокруг наиболее крупных населенных пунктов Ростовской области в настоящее время объясняется не столько неравномерным развитием региональной инфраструктуры, сколько недостатком информации у потенциальных инвесторов о существующих потребностях во вложении капитала, его перспективах, наличии определенных преимуществ у отдельных территорий (например, таких как недорогая земля, избыток рабочей силы, заинтересованность местных властей).

Например, большой потенциал для вложения иностранных инвестиций существует в АПК (пример -возможности Сальского района, глава администрации которого берет на себя обязательства предоставить инвесторам землю и помочь в решении вопросов строительства необходимой инженерной инфраструктуры). По данным Агентства инвестиционного развития области, в 2011 - 2013 гг. в АПК региона намечено реализовать 29 проектов с общим объемом инвестиций около 70 млрд р. [8].

К недостаткам политики Ростовской области в отношении ПИИ следует отнести низкий уровень эффективного взаимодействия между различными уровнями власти: декларируемая на уровне губернатора области, руководителей министерств готовность к освоению иностранных инвестиций может натолкнуться на барьеры несогласований или низкую заинтересованность в реальных проектах со стороны властей и бизнеса на местах. Важным компонентом региональной инвестиционной политики Ростовской области должен стать эффективный механизм реализации существующих и вновь создаваемых законодательных и подзаконных актов, предполагающих выстраивание четкой скоординированной системы ответственных органов, исключение скрытых требований к инвесторам, соблюдение принципа прозрачности инвестиционного процесса.

Точки роста региональной экономики обозначаются существующими в регионе квази-интегрирован-

ными бизнес-структурами (кластерами, ТПК, виртуальными корпорациями) - для Ростовской области это, например, АПК и отдельные его сегменты, машиностроение и ряд других. Квази-интегрированные бизнес-структуры в региональной экономике в контексте привлечения ПИИ являются альтернативой свободным экономическим зонам. В отличие от зон с искусственными институциональными условиями, квази-интегрированные бизнес-структуры создают более благоприятную основу для освоения иностранного капитала для целей общего регионального развития и структурно-отраслевой реорганизации региональной экономики.

Таким образом, региональная политика в отношении ПИИ в новых условиях сетевого регионального пространства, развития новых подходов к организации региональных социально-экономических систем должен учитывать следующие стратегически важные моменты:

- сохранение единства регионального экономического пространства, сбалансированность территориально-отраслевого развития,

- максимальное использование имеющегося производственного природно-ресурсного потенциала, культурно-демографических особенностей региона,

- вклад иностранных инвестиций в экономику региона и ее модернизацию преимущественно с точки зрения притока новых современных технологий,

- создание оптимального законодательного режима с учетом требований экономического развития и экономической безопасности,

- достижение положительных социальных эффектов иностранных инвестиций, направленных на развитие региональных социально-экономических систем и повышение качества жизни.

Поскольку осуществление иностранных инвестиций в экономику принимающего региона должно соответствовать целям и задачам его социально-экономического развития, постольку региональная инвестиционная политика должна иметь долгосрочные и текущие горизонты и обеспечивать адекватное, эффективное с точки зрения управления региональной социально-экономической системой соотношение сдерживающих и стимулирующих мер осуществления ПИИ в регионе. Соответственно анализ прямых иностранных инвестиций должен проводиться с точки зрения повышения конкурентоспособности региональной экономики.

Литература

1. См. например: Биргулиева Г. Ф. Проблемы транснационализации бизнеса: от теории к практике // Проблемы современной экономики. 2010. № 3(27).

2. Зенченко С.В., Шеметкина М.А. Инвестиционный потенциал региона: сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. Экономика. 2007. № 6.

3. Иваницкая И.И. Инвестиции и инвестиционная политика // Вестн. Научно-исследовательского центра корпора-

тивного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2010. № 3.

4. Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. М., 2001.

5. Иностранные инвестиции в экономике России. Итоги 2011 года // Ведомости. URL: http://www.vedomosty.ru (дата обращения: 25.05.2012).

Поступила в редакцию

6. Социально-экономическое положение субъектов РФ в 2011 году. Росстат. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.05.2012).

7. Официальный сайт Администрации Ростовской области. URL: http://www. donland.ru (дата обращения: 25.05.2012).

8. Агентство инвестиционного развития Ростовской области. URL: http://www.ipa-don.ru (дата обращения: 25.05.2012).

21 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.