Научная статья на тему 'Формирование культуры здоровья студентов в процессе физического воспитания'

Формирование культуры здоровья студентов в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
362
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / CULTURE OF HEALTH / МОДЕЛЬ / MODEL / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шкурпит Марина Николаевна, Старлычанова Марина Анатольевна, Дьяконова Надежда Андреевна

В статье представлены результаты эксперимента по формированию модели воспитания культуры здоровья. Данные исследования позволяют строить эффективную работу на занятиях физической культурой в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шкурпит Марина Николаевна, Старлычанова Марина Анатольевна, Дьяконова Надежда Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancement of health culture of students in the process of physical training

In article features of formation of culture of health of students of the public and municipal administration in the course of physical training are considered. The model of formation of culture of health is developed. Results of experiment are shown. These research give the chance to build effective work during classes of physical culture in enhancement of culture of health in higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры здоровья студентов в процессе физического воспитания»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 796.07.331

Шкурпит М.Н., Старлычанова М.Н., Дьяконова Н.А.

Формирование культуры здоровья студентов в процессе физического воспитания

В статье представлены результаты эксперимента по формированию модели воспитания культуры здоровья. Данные исследования позволяют строить эффективную работу на занятиях физической культурой в вузах.

Ключевые слова: студенты, государственное и муниципальное управление, культура здоровья, модель, эксперимент, результаты.

Профессиональная деятельность сотрудников государственного и муниципального управления проходит в условиях высокой нервно-психической напряженности и характеризуется воздействием широкого спектра стресс-факторов. Это обусловлено самой спецификой и особенностями государственной службы, предполагающими высокую коммуникативную нагрузку, соблюдение жестких авторитарно-бюрократических профессионально-ролевых требований, большого числа ограничений, связанных с замещением государственной должности, следование жестким нормам трудовой дисциплины, необходимость принятия решений с высокой долей ответственности в сжатые сроки и др. [1] Полноценная, активная, творческая профессиональная деятельность зависит от многих факторов, в том числе от степени сформированности культуры здоровья.

В связи с этим сохранение профессионального здоровья является приоритетной задачей работающего специалиста. Для того чтобы предотвратить профессиональные заболевания, работнику необходимо применять в повседневной жизни средства и методы физической культуры. Но как показывают исследования, у большинства работников данной области не сформирована культура здоровья, о чем говорит несоблюдение ими стандартов здорового образа жизни.

Исследования в области формирования культуры здоровья неоднократно проводились, вместе с тем формирование культуры здоровья будущих специалистов государственного и муниципального управления в процессе физического воспитания ранее не изучалось. При этом неэффективность теоретических и организационных подходов к проблеме подтверждается низким уровнем знаний работников данной отрасли в области сохранения здоровья и ростом числа профессиональных заболеваний [2].

В результате возникает противоречие между необходимостью формирования культуры здоровья в процессе физического воспитания студентов государственного и муниципального управления с одной стороны и не достаточной разработанностью теоретических, организационных позиций ее формирования - с другой. Поиск путей решения сложившегося противоречия составил проблему исследования: каким образом организовать эффективный процесс формирования культуры здоровья будущих специалистов государственного и муниципального управления.

Цель исследования разработать и апробировать на практике эффективную модель процесса формирования культуры здоровья и высокого уровня профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

Были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить характерологические особенности взаимосвязи понятий «культура здоровья», «физическая культура личности», и «профессионально-прикладная физическая культура личности специалиста государственного и муниципального управления».

2. Определить уровень сформированности структурных компонентов профессионально-прикладной физической культуры личности работников государственного и муниципального управления, обосновать критерии оценки уровня культуры здоровья будущих специалистов.

3. Разработать и экспериментально обосновать модель формирования культуры здоровья будущих специалистов государственного и муниципального управления в процессе физического воспитания.

Культура здоровья включает в себя физическое здоровье, психологическое здоровье, нравственное здоровье, профессиональное здоровье, здоровый образ жизни и др.

Культура здоровья содержит физическую культуру личности - многокомпонентное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем понимания ценностей физической культуры, образованностью и активной деятельностью в сфере физической культуры, позволяющей обеспечивать хорошее здоровье, высокий уровень физической подготовленности и работоспособности^].

Физическая культура личности содержит профессионально-прикладную физическую культуру - интегративное личностное качество, определяющее сознательное отношение к использованию средств и методов физического воспитания в профессиональной деятельности и для решения профессионально значимых задач.

Структурными компонентами культуры здоровья являются когнитивный, моти-вационно-ценностный и деятельностный, каждый из них содержит в себе одноименный компонент физической культуры личности и профессионально-прикладной физической культуры [4].

Установленные взаимосвязи культуры здоровья, физической культуры личности и профессионально-прикладной физической культуры позволяют заключить, что формирование культуры здоровья специалистов государственного и муниципального управления может быть осуществлено при формировании профессионально-прикладной физической культуры личности в процессе физического воспитания и его составного компонента профессионально-прикладной физической подготовки [5].

Для определения программно-методических позиций формирования культуры здоровья в процессе физического воспитания было проведено исследование профессионально-прикладной физической культуры личности у квалифицированных специалистов государственного и муниципального управления.

Выявлено следующее:

• 72% специалистов признают ценность занятий физической культурой для собственного здоровья, однако лишь 15% из них применяют физические упражнения в свободное от работы время;

• специалистам государственного и муниципального управления характерны достоверно большие показатели профессионально-прикладной физической подготовленности в теппинг-тесте (Р<0,05) и тесте на устойчивость внимания, чем у студентов третьего курса. По остальным показателям профессионально-прикладной физической подготовленности достоверных различий выявлено не было;

• уровень знаний специалистов государственного и муниципального управления в области профессионально-прикладной физической культуры является недостаточным для самостоятельного применения средств физической культуры в целях сохранения здоровья и поддержания высокого уровня работоспособности.

Полученные результаты позволяют заключить, что в программе физического воспитания необходимо оптимизировать процесс формирования когнитивного компонента профессионально-прикладной физической культуры личности.

Для оптимизации процесса формирования знаний была разработана экспериментальная программа по физическому воспитанию. В ней были сохранены все разделы примерной программы ГОС ВПО, а вот их содержание было наполнено знаниевой составляющей.

Для достижения планируемого системного эффекта - формирования культуры здоровья был построен механизм реализации экспериментальной программы и создана модель формирования культуры здоровья будущих специалистов государственного и муниципального управления.

Ключевой позицией построения, данной модели явился приоритет когнитивного компонента как базового компонента культуры здоровья, на основе которого формируется мотивационно-ценностный и деятельностный компонент. В структуре экспериментальной модели, было выделено четыре самостоятельных модулей (теоретический, практический, самостоятельной работы и контрольный) объединенных единой базовой функцией - формированием когнитивного компонента культуры здоровья. Кроме того, были выделены специфические функции каждого модуля.

Предполагалось, что реализация базовой и специфических функций экспериментальной модели позволит в процессе физического воспитания достичь высокого уровня знаний, изменить ценностные ориентации, повысить уровень общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, повысить уровень развития жизненно важных и профессиональных двигательных навыков. Полученные результаты приведут к ожидаемому системному эффекту формированию культуры здоровья.

Внедрение экспериментальной программы по физическому воспитанию проходило в 2010-2013 учебном году на базе Южно-Российского института филиала РАНХ и ГС. Были выделены контрольная и экспериментальная группы по 30 человек каждая. Физическое воспитание в контрольной группе проходило в соответствии с существующей программой, а в экспериментальной группе по экспериментальной программе.

Критериями эффективности программы явились:

1. Уровень знаний в области культуры здоровья.

2. Отношение к физической культуре и спорту.

3. Потребности в занятиях физической культурой и спортом.

4. Активность при занятиях физической культурой и спортом.

5. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом.

6. Уровень общей и профессионально-прикладной физической подготовленности.

Применение экспериментальной программы позволило студентам экспериментальной группы достичь более высокого уровня знаний в области культуры здоровья по отношению к своим сверстникам из контрольной группы. Количество студентов экспериментальной группы, с высоким уровнем знаний увеличилось с 16,4% до 38,9%, тогда как контрольной группы только 17,2% до 21,2%.

Изучение отношения к физической культуре и спорту позволяет установить, что число студентов с устойчиво-положительным отношением к физической культуре в экспериментальной группе увеличилось с 20% до 50 %, в контрольной группе значительных изменений не произошло.

Число студентов имеющих ситуационно положительное отношение к физической культуре в экспериментальной группе увеличилось с 36,6% до 46,6 %, а в контрольной же группе значительных изменений не произошло.

Количество студентов, с нейтральным отношением к физической культуре, в экспериментальной группе сократилось с 26,6% до 3,4%, а в контрольной увеличилось с 26,6% до 36,7 %.

В группу с негативным отношением к физической культуре попали только студенты контрольной группы (10%). В экспериментальной группе негативного отношения к физической культуре выявлено не было.

На момент окончания эксперимента, а экспериментальной группе возросла активность студентов по всем видам занятий физической культурой и спортом. Показатели индекса активности в экспериментальной группе (3,15 + 0,5) на момент окончания эксперимента достоверно выше (Р<0,05), чем в контрольной (1,08 + 0,9). Наибольшую активность студенты экспериментальной группы проявляют, выполняя утреннюю гимнастику и организуя самостоятельные тренировочные занятия. Втрое место занимают спортивные игры, а третье различные виды аэробики и занятия в тренажерном зале.

Применение экспериментальной методики привело к позитивным изменениям в мо-тивационной сфере. Для студентов экспериментальной группы более важным становится стремление развивать качества необходимые в будущей профессии, данный мотив переместился в системе мотивов с 9 ранга на 5, а также желание улучшить самочувствие, активность и настроение этот мотив переместился с 6 ранга на 4. В контрольной группе значительных изменение в системе мотивации не произошло.

Индекс потребности студентов в занятиях физическим воспитанием на заключительном этапе эксперимента в экспериментальной группе (4,23 + 0,55) становится достоверно выше (Р<0,05), чем в контрольной (2,53 + 0,62). Возросла потребность студентов экспериментальной группы в выполнении всех видов занятий физическими упражнениями, среди которых первое место занимают потребности в выполнении утренней гимнастики, и организации самостоятельных тренировочных занятиях. В экспериментальной группе значительных изменений в системе потребностей не произошло, по-прежнему первое место студенты отводят массажу.

Для оценки влияния экспериментальной модели на физическую подготовленность студентов были составлены две батареи тестов. В первую вошли тесты для оценки общей физической подготовленности, а во вторую вошли тесты для оценки профессионально-прикладной физической подготовленности.

По окончании первого курса различий между показателями физической подготовленности в выделенных группах выявлено не было. Однако в конце второго курса было установлено достоверное увеличение в экспериментальной группе (Р<0,05) показателей прыжка в длину с места, прыжка в длину с разбега и сгибания разгибания рук из виса на перекладине.

К концу третьего курса в экспериментальной группе было установлено достоверное увеличение показателей общей физической подготовленности по всем тестам за исключением бега на 100 метров и наклона туловища вперед из положения стоя.

Изучение профессионально-прикладной физической подготовленности использовались тестовые задания, для определения уровня развития профессионально необходимых физических качеств. Перед началом эксперимента показатели профессионально-прикладной физической подготовки в контрольной и экспериментальной группе не имели достоверных различий ^ >0,05).

В конце первого курса, достоверных различий между показателями профессионально-прикладной физической подготовленности выявлено не было. К концу второго курса обнаружены достоверное ^<0,05) увеличение в экспериментальной группе результатов теста оценивающем координационные способности по сочетанию движений, в тесте, оценивающем переключение с одного движения на другое и в тесте характеризующем движе-

ние по прямой линии. К окончанию третьего курса достоверное увеличение профессионально-прикладной физической подготовленности обнаруживается по всем тестам.

Полученные результаты позволяют заключить, что организация процесса физического воспитания на базе модели процесса формирования культуры здоровья, позволяют достичь ожидаемого системного эффекта - Формирования культуры здоровья, системы ценностей и мотивов организации здорового образа жизни, личностной физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры личности.

Литература

1. Schmidbauer W. Die hilflosen Helfer / W. Schmidbauer. - Reinbeck: Rowolt, 1977.

2. Беляев А.П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика. 2003. № 6. С. 21-27.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994.

4. Шкурпит М.Н. Формирование культуры здоровья учащихся профессионального училища строительного профиля по специальности «Машинист крана» в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 2013. С. 10-12.

5. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалистов физической культуры и спорта. Майкоп, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.