К.В. Чедов, С.В. Соловьёв // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 8. - С. 47-49.
4. Четайкина, О.В. Совершенствование лыжной подготовки на факультете физической культуры педагогического вуза в условиях дефицита учебного времени / О.В. Четайкина // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 4 (16). - С. 81-83.
REFERENCES
1. Gavronina, G.A. and Chedov, K.V. (2017), "The Implementation of theoretical academic discipline "Physical culture" as a condition of development of culture of health of students", Physical culture, sport and tourism: scientific-methodical support, materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation (May 17-19), ed. ву E.V. Starkova (chapters. ed.), T.A. Polyakova, Perm State Hum. and Pedog. University, pp. 21-24.
2. Gorbunov, S.S. (2013), "Teaching the art of movement on skis in conditions of lack training time", Bulletin of Tula State University, No 2, pp. 29-37.
3. Gavronina, G.A., Chedova, T.I., Chedov, K.V. and Solovyov S.V. (2017), "Pedagogical conditions of realization of educational potential of the sports club as a resource for cultural development of University students", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 47-49.
4. Chetaikina O.V. (2013), "Improvement of ski training at the faculty of physical culture of pedagogical University in terms of lack of training time", Humanities and education, No. 4 (16), pp. 81-83.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.04.2018
УДК 378.037
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ
Марина Алексеевна Коняева, кандидат педагогический наук, доцент, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, г. Саратов
Аннотация
Формирование и развитие у будущих музыкантов здоровьесберегающих компетенций в настоящее время является актуальным и социально значимым педагогическим процессом. Здоровьесберегающие компетенции базируются на культуре освоения физических упражнений в логической взаимосвязи с музыкально-исполнительской культурой и могут иметь следующую компонентную структуру: физкультурно-теоретическая компетенция, физкультурно-практическая компетенция, физкультурно-методическая компетенция, физкультурно-регулирующая компетентность. В системе формирования здоровьесберегающих компетенций контроль за физическим состоянием каждого студента и отслеживание динамики развития их общефизической подготовленности, как основа для успешной профессиональной деятельности музыкантов, приобретает особую значимость. Состояние здоровья и высокий уровень физической тренированности - это факторы для успешной адаптации к непростым, требовательным условиям труда музыкантов. Контрольные показатели сыграют определяющую роль в конструировании программы физических тренировочных упражнений для формирования здоровьесберегающих компетенций студентов консерватории. Разработан комплекс специальных тренировочных упражнений, которые могли бы целенаправленно формировать психологическое и физическое здоровье студентов ресурсами тренировочных занятий. Данная идея реализована в систему практических занятий по физической культуре в структуре существующей программы обучения, ориентируясь на своеобразие профессиональной практики будущих музыкантов.
Ключевые слова: здоровьесберегающие компетенции, личность, музыкально-исполнительская деятельность, студенты консерватории, тренировочные занятия, физическая культура, физическая подготовленность.
PEDAGOGICAL DIRECTIONS FOR FORMATION OF HEALTH-PRESERVING COMPETENCES OF FUTURE MUSICIANS Marina Alekseevna Konyaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Conservatory, Saratov
Annotation
Formation and development of health-preserving competencies among the future musicians is currently the actual and socially significant pedagogical process. Health-preserving competences are based on the culture of mastering the physical exercises in logical interrelation with musical-performing culture, and it can have the following component structure: the physical-theoretical competence, physical-practical competence, physical-methodical competence, and sports-regulating competence. In the system of formation of health preserving competencies the control over the physical condition of each student and monitoring the dynamics of their general physical preparedness, as a basis for successful professional activities of musicians, is of particular importance. The state of health and high level of physical fitness are factors for successful adaptation to difficult, demanding working conditions of musicians. Control indicators will play a decisive role in the design of the program of physical training exercises for the formation of health-preserving competencies of students of the Conservatory. The complex of special training exercises, which could purposefully form psychological and physical health of the students with the resources of training occupations is developed. This idea is implemented in the system of practical training in physical culture in the structure of the existing training program, focusing on the uniqueness of the professional practice of future musicians.
Keywords: health-saving competences, personality, musical performance, conservatory students, training sessions, physical training, physical readiness.
Место здоровья в системе ценностей личности, особенности профессионального здоровьесбережения в последние десятилетия широко используются для определения субъективных показателей культурного образования будущих специалистов. В этом понимании физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры человека, как ведущий качественный показатель личностного развития, как депонирующая ценность, определяющая начало его социокультурного самосознания. [1, с. 11].
Здоровье студентов музыкальных специальностей как значимой будущей социально-профессиональной группы общества это показатель не столько существующего экономического и социального развития государства, сколько значимость успешного профессионального становления, культурного потенциала страны. Ценностное отношение студента к здоровью и физической культуре формирует основу поведения здорового человека и должно динамично развиваться, суммируясь различными новыми целесообразными для здоровья навыками и формами [2].
В исследованиях Серикова Г.Н. наиболее перспективным признаётся использование в образовании здоровьесберегающего подхода и технологий, напрямую направленных на сохранение здоровья молодых людей. Представители данного направления ввели в употребление термин «Здоровьесбережение», под которым понимают комплекс мер, используемый субъектами образования и ориентированных на аккумулирование здоровья у самой личности и ее окружения, а также на качественный рост уровня образованности и профессиональной квалификации [3, с.41].
В исполнительской практике здоровьесберегающие компетенции представляют собой, систему профессиональных навыков, представляющую из себя структуру теоретических знаний и музыкально-исполнительских навыков, опирающихся, прежде всего, на сформированную ранее культуру здоровьесбережения и способность применить эти знания в дальнейшем. Культура применения на практике здоровьесберегающих познаний во многом определяет успешность музыкально-исполнительской деятельности, аккумулируя теоретическое восприятие и понимание ценности физического здоровья, личностное техническое применение профессионально-прикладной физической культуры, творческий подход в реабилитационных физических упражнениях. Таким образом, здоровьесберега-ющие компетенции базируются на культуре освоения физических упражнений в
логической взаимосвязи с музыкально-исполнительской культурой и могут иметь следующую компонентную структуру:
- физкультурно-теоретическая компетенция - теоретический анализ и профессиональная интерпретация применения возможных комплексов физических нагрузок при становлении музыкально-исполнительского мастерства, анализ оптимальных для успешной специализации знаний по здоровьесбережению, теоретические познания в преобразовании упражнений физической культуры в музыкально-исполнительском процессе;
- физкультурно-практическая компетенция - опыт применения комплекса упражнений для физической подготовки в общем смысле, физической подготовки в профессионально-прикладном объеме, регуляции нервно-эмоционального напряжения при музыкально-исполнительском профессиональном становлении, творческого комбинирования физических упражнений в минимально безопасном режиме для здоровья и успешного освоения профессии;
- физкультурно-методическая компетенция - опыт методологических разработок оздоровительно-восстановительных физических комплексов с опорой на физиологические, психологические, профессиональные знания и применением личностно-ориентиро-ванного технологического вектора обучения;
- физкультурно-регулирующая компетентность - культура создания и реализации программы саморазвития, саморегулирования личностной системы поддержания здоровья и процесса физкультурно-профессионального взаимодействия.
Способность нивелировать эмоциональные всплески, восстанавливать физические силы, демонстрировать артистизм определяют уровень успеха воплощения в исполнительской практике полученных знаний. В системе формирования здоровьесберегающих компетенций особую значимость приобретает контроль за физическим состоянием каждого студента и отслеживание динамики развития их общефизической подготовленности, которая является основой для успешной профессиональной деятельности музыкантов. Состояние здоровья и высокий уровень физической тренированности - это факторы для успешной адаптации к непростым, требовательным условиям труда музыкантов. В комплексе физического контроля предполагается использование простых, информативных тестов. Показатели таких тестов сыграют определяющую роль в конструировании программы физических тренировочных упражнений для формирования здоровьесберегающих компетенций студентов консерватории и оптимальных для дальнейшей профессиональной успешной адаптации.
Цели и задачи контроля за общефизической подготовкой студентов:
- определение общей физической подготовки и физических возможностей организма для воспитания специальных двигательных умений, необходимых в профессиональной деятельности музыкантов;
- формирование мотивации к здоровьесбережению у студентов на основе сравнительных результатов в личностно ориентированной физической подготовке;
- создание условий средствами педагогики для поиска индивидуальных форм и моделей занятий по физической культуре с целью формирования здоровьесберегающей личностной среды и успешной профессиональной подготовки;
- формирование системы задач, выполнение которых сориентировано на развитие умений использовать физические качества и управлять своими возможностями в профессиональном становлении, на формирование актуальных компетенций для личностного здоровьесбережения.
Для определения уровня физической подготовленности у студентов Саратовской консерватории использовались следующие контрольные тесты: силовые способности (прыжки вверх, отжимание от скамейки (девушки), отжимание от пола (юноши), поднимание ног под углом 90°, координационные способности (тест с монеткой), скоростные способности (быстрота двигательных реакций (приседание - кол-во раз за 10 сек.),
выносливость (бег, определение индекса выносливости).
Было отмечено:
1) при выполнении теста «Скоростные способности», студенты консерватории затрудняются работать в строгих временных рамках, каждый студент выбирает оптимальный для себя темп выполнения задания;
2) нерациональное распределение темпа выполнения тестовых заданий (в начале -быстро и интенсивно, замедляясь к концу выполнения);
3) высокое эмоциональное напряжение при выполнении теста «Координационные способности».
В условиях современных видов деятельности, характеризующихся повышенной гиподинамией, студенты могут улучшить состояние своего здоровья лишь увеличив физическую активность. При конструировании и практическом применении тренировочной программы стояла задача научить музыкантов сводить к минимуму симптомы профессиональных заболеваний, избегать рецидивов болезней, используя в системе комплексы упражнений по общеукрепляющей гимнастике, тем самым сформировать у студентов здоровьесбе-регающие компетенции в процессе их профессиональной подготовки.
Для развития здоровьесберегающих профессиональных компетенций музыкантов был разработан комплекс специальных тренировочных упражнений для формирования психоэмоционального и физического здоровья студентов практическим потенциалом физической культуры. Данная идея реализована в систему практических занятий по физической культуре в структуре существующей программы обучения, ориентируясь на своеобразие профессиональной практики будущих музыкантов (пианисты, певцы, исполнители на струнных и ударных инструментах и т.п.). Инкорпоративность упражнений, и модификация структуры занятий по физической культуре санкционировали разрешение на разработку методических рекомендаций построения концепции формирования здоровьесбере-гающих компетенций будущих музыкантов [4].
С целью определения эффективности экспериментальной программы по формированию здоровьесберегающих компетенций был организован сравнительный педагогический эксперимент, с участием студентов консерватории. Результаты педагогического эксперимента позволили установить следующее:
Изначально студенты экспериментальных групп не имели достоверных различий в показателях физического состояния. После нескольких месяцев экспериментальных занятий отмечены изменение показателей при выполнении оценочных заданий. Констатирован факт наличия утомляемости у студентов, в занятиях для которых не использовались восстановительные психоэмоциональные средства - низкая активность, минорное настроение. Наличная динамика в показателях физической подготовленности после проведения эксперимента сделала возможным констатацию достоверного изменения результатов во всех контрольных упражнениях. Снизилось количество студентов, выполняющих задания на «удовлетворительно» и «плохо» Значимым является положительная динамика в показателях «хорошо» и «удовлетворительно». Мы не стремились к достижению студентами высоких спортивных результатов. Основная цель программы - приучить студентов заниматься своим здоровьем, ввести занятия по физической культуре в систему профессиональной подготовки, сформировать в их сознании ответственность к своему физическому состоянию и понимание тесной взаимосвязи физического здоровья с успешностью профессионального становления.
Исследовав мотивационную сферу студентов к формированию здорового образа жизни и измерив у них уровень выносливости, мы совместили результаты по двум параметрам и получили 4 группы студентов. Данный подход на наш взгляд ярко иллюстрирует результаты, полученные в процессе формирующего эксперимента по развитию у студентов СГК им. Л.В. Собинова здоровьесберегающих компетенций. Итак, по результатам исследования мотивов и измерения уровня выносливости были выделены 4 группы
студентов:
1-я группа «условно-мотивированные-средний уровень выносливости».
Данная группа является носителем следующих особенностей - понимают нужность ЗОЖ и максимально отождествляют с личностной необходимостью, занимаются спортом в системе, фитнесом, отслеживают достижения в этой области в мировой и отечественной практике (СМИ, специалисты, знакомые), условно соблюдают правила ЗОЖ, физически развиты, применяют полученные во время занятий физкультурой знания и умения в практическом освоении профессии.
2-я группа «условно мотивированные-низкий уровень выносливости».
Представители этой группы понимают важность и целесообразность здоровьесбере-
жения. Проявляют искренний интерес к данной проблеме и личностную установку к соблюдению основных правил ЗОЖ, но имеют ухудшенное физическое состояние (различные заболевания, несистематическое занятие спортом, фитнесом), заболевания носят часто профессиональный характер, которые постепенно из острой формы переходят в хроническую.
3-я группа «немотивированные-средний уровень выносливости».
Эта группа сформирована студентами, которые теоретически понимают необходимость соблюдения правил ЗОЖ, но не видят личностного смысла в этом. Представители группы физически хорошо развиты (занимались раньше спортом, генетический код), на сегодняшний момент имеют хорошую физическую форму, но считают, что поддержание физического здоровья пустая трата времени, имеют вредные привычки. Профессиональные заболевания до поры не проявляются в силу природных профессиональных способностей или носят бессистемный характер и «списываются» на случайные простуды, удары при падении, неловкость.
4-я группа «немотивированные-низкий уровень выносливости».
Отличается от предыдущей 3-й группы тем, что её составляют молодые люди с условно слабым здоровьем. Сформированы и зафиксированы профессиональные заболевания, быстрая утомляемость, бледный цвет кожных покровов и, вместе с тем, полное отрицание важности ведения здорового образа жизни. Мотивация определяет меру устойчивости интереса к занятиям физической культурой, принуждает молодых людей задуматься о целесообразности здорового образа жизни, так как подобный стиль жизни для них не банальная потребность современности, а как одно из базообразующих условий профессионального становления, без перспективы стать профессиональным инвалидом
По нашим наблюдениям студенты из группы «немотивированные - низкий уровень выносливости» часто консультируются со специалистами - медиками, обсуждают с ними свои заболеваний. Заболевания (дыхательных путей и стоматиты) студенты относят к группе простых простудных заболеваний и неаккуратную эксплуатацию музыкальных инструментов, а не как профессиональные типы болезней. Третья уровневая группа интересна для нас тем, что студенты, составляющую её физически развиты, но считают занятия спортом рутиной, которая навязывается. Ведущей мотивацией в этом случае есть мотивация стать профессионалом, а не физически развитым. Профессионализм и здоровье молодыми людьми логически не взаимосвязаны. В их понимании помощь физической культуры и физических упражнений сводится к фрагментарной помощи для устранения дискомфорта в мышцах, скелете и т.д. Тем не менее, то, что студенты из этой группы стараются поддерживать себя в хорошей физической форме, уже является положительным.
Студенты - это та часть молодежи, которые балансируют на грани хорошего самочувствия и увеличением учебной нагрузки, отсутствием достаточной физической активности. Многие из них «наслаждаются» личностной свободой студенческой жизни, копят опыт проблем в социальном общении. Поскольку нынешние студенты будущие полноценные профессионалы нашего общества, их здоровье впрямую связано с благополучием страны в целом [5]. Мотивация к физической активности должна диктоваться личностными физическими возможностями на максимальное достижение комфортного уровня
физической работоспособности. Процесс ее формирования к занятиям физической культурой занимает не один день и имеет многоступенчатую структуру: от начальных представлений о гигиене, до глубоких психофизиологических знаний возможностей, средств и методов физического воспитания и интенсивных занятий спортом [6]. Таким образом, в проектировании образовательной программы по физическому воспитанию были спланированы и введены в практику обучения такие конструкты, а также их сочетания, которые позволят полноценно, системно и эффективно формировать запланированные компетенции выпускников - музыкантов (виртуозное владение инструментом и голосом, внешнюю презентабельность и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский, М.Я. Физическая культура : учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Кнорус, 2016. - 214 с.
2. Галичаев, М.П. Здоровье и физическая культура музыканта : учебное пособие / М.П. Га-личаев ; Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. - Ростов-на-Дону : Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. - 250 с.
3. Сериков, Г.Н. Компетенции учителя физической культуры в обеспечении здоровьесбе-режения учащихся / Т.Н. Сериков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2008. - № 3. - С. 65-69.
4. Коняева, М.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерватории : монография / М.А. Коняева ; Саратовская гос. консерватория им. Л.В. Собинова. - Саратов : [б.и.], 2017. - 162 с.
5. Вотякова, О.И. Обоснование эффективности занятий шейпингом и восстановительным психотренингом в системе тренировки женщин 20-35 лет [Электронный ресурс] / О.И. Вотякова // URL : http//www. Oreluniver/ru (дата обращения: 12.01.2018).
6. Рогов, М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования : дис. ... д-ра психол. наук / Рогов М.Г. - Ярославль, 2010. - 349 с.
REFERENCES
1. Vilenskiy, M.Yu. and Gorshkov, A.G. (2016), Physical culture: textbook, KNORUS, Moscow.
2. Galichev, M.P. (2010), Health and physical education musician: training manual, Rostov-on-
Don.
3. Serikov, G.N. (2008), "The competence of the teacher of physical culture in the provision of health care students", Physical culture: upbringing, education and training, No. 3, pp. 65-69.
4. Konyaeva, M.A. (20170, Professional and applied physical training of students of Conservatory: monograph, Saratov.
5. Votyakova, O.I. (2018), Substantiation of the effectiveness of the classes shaping, and reducing psychological training in the system of training of women 20-35 years, available at: http//www. Oreluni-ver/ru.
6. Rogov, M.G. (2010), Values and motives of the person in the system of continuous professional education, dissertation, Yaroslavl.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.05.2018