известия вгпу
и.в. СИДАКОВА (Тырныауз)
формирование культуры здоровья старшеклассников в инновационной школе
Культура здоровья старшеклассника - важная составная часть его общей культуры -определяется как интегративное образование личности. Деятельность по формированию культуры здоровья не результативна, т.к. носит стихийный характер, что обусловлено необоснованностью системы принципов деятельности инновационной школы по формированию валеологической культуры обучающихся. Показана модель формирования культуры здоровья в инновационной школе через социально-педагогическую деятельность.
Ключевые слова: культура здоровья, валеологические знания, валеологически обоснованное поведение.
Одним из направлений модернизации российского образования в настоящее время является профилизация старшей ступени школы. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.
Переход на профильное обучение в старшей школе имеет свои положительные и отрицательные стороны. Профильному обучению может принадлежать особая роль в формировании культуры здоровья старшего школьника, т.к. оно является средством дифференциации и индивидуализации обучения. Эта форма обучения позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учесть интересы, склонности и способности учащихся, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и психофизиологическими возможностями. Формирование культуры здоровья является показателем качества образовательных услуг так же, как и развитие у школьника социальной компетентности, культуры межличностных отношений, инициативы, творческого мышления.
Переход к профильному обучению дает ряд преимуществ, в частности при формировании культуры здоровья:
• условия для существенной дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных валео-логически обоснованных образовательных программ;
• одинаковый доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями без ущерба для здоровья (эмоционально-волевой компонент культуры здоровья);
• расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования (социально-поведенческий компонент культуры здоровья).
Многолетняя практика в лицее №1 г. Тырныауза, где с 8-го класса начинается профильное обучение по блочномодульной системе в рамках химико-биологического,физико-математического и гуманитарного направлений, убедительно показала, что, как минимум, с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Социологический опрос, проведенный нами среди старшеклассников лицея, доказывает, что большинство из них (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профи-лизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю)» поддерживают около четверти старшеклассников.
Задачи реализации здоровьесберегающего потенциала образовательного про-
© Сидакова И.В., 2010
цесса решались нами в ходе формирующего эксперимента, который проводился на базе лицея №1 г. Тырныауза. Эксперимент проводился в 2005 - 2007 гг. В эксперименте участвовали старшеклассники лицейских классов - 48 человек.
Специфика организации экспериментальной работы заключалась в том, что лицейские классы обучаются по модульной системе В.М. Монахова [3]. Разработанные программы и мероприятия по формированию культуры здоровья реализовывались именно в этих классах. Поэтому необходимо было изучить влияние модульной системы обучения на состояние здоровья до и после формирующего эксперимента. По мнению многих авторов [2; 4; 1], модульная система обучения относится к здоровьесберегающим технологиям.
Модульная технология обучения помогает решать многие проблемы, стоящие перед учителем, а именно: повышение эффективности урока; создание системы работы с одаренными детьми; создание системы учета продвижения учащихся к цели, поставленной учителем и осознанной самими учащимися; самовоспитание, саморазвитие и саморегуляция личности; перевод субъект-объектных отношений в субъект-субъектные [5]. Все эти характеристики модульного обучения носят здоровьесберегающий характер, т.к. ориентируются в первую очередь на психофизиологические возможности школьников, позволяют выбирать или строить свою учебно-воспитательную программу, что способствует формированию культуры здоровья старшеклассника.
поисково-диагностическая фаза формирующего эксперимента включала изучение динамики развития нормативногигиенического компонента культуры здоровья старшеклассников в процессе активного воздействия на условия социально-педагогической деятельности. В контрольную выборку были включены учащиеся традиционных классов со стандартной программой обучения, а в экспериментальную - старшеклассники, обучающиеся по модульной системе. Сначала для выявления уровня физического здоровья изучались медицинские карты старшеклассников. Затем была проведена диагностика здоровья обучающихся по традиционной и модульной системам.
На данном этапе эксперимента применялись следующие средства формирования культуры здоровья.
1. Усиление межпредметных связей по проблемам культуры здоровья. Структура учебно-воспитательного процесса модульной системы обучения предполагает установление межпредметных связей, что позволяет, с одной стороны, избежать механического использования знаний из других школьных дисциплин, а с другой - убедить учащихся в том, что сущность многообразия окружающего мира заключается в его единстве, что многие процессы и явления, изучаемые по различным предметам, едины по своей природе. Продуманное осуществление межпредметных связей не только не усложняет, а, наоборот, значительно облегчает усвоение учебного материала.
2. оптимизация двигательного режима учащихся посредством:
• проведения физической зарядки до уроков;
• введения в учебно-воспитательный процесс динамических пауз с обязательным пребыванием учащихся на свежем воздухе;
• введения для девочек занятий лечебно-оздоровительной культурой, учитывающих индивидуальные возможности, совмещенных с теоретическими занятиями, что способствует формированию внутренней мотивации выработки навыков ва-леологического поведения;
• сопровождения уроков физкультуры теоретическим материалом о способах ва-леологического поведения.
3. Расширение практики проведения уроков краеведения, искусства, истории, биологии в музеях, библиотеках, скверах, парках (при оговорке ответственности за сохранение жизни и здоровья учащихся).
4. В целях индивидуальной разгрузки -разрешение учащимся, занимающимся в школах искусств или детско-юношеских спортивных школах, не посещать соответствующие уроки в школе с выставлением отметки по предмету.
5. Внесение коррективов в учебный план выпускных классов в целях его разгрузки во втором цикле с учетом прохождения обязательной программы по предметам и выбора учащихся по углубленному изучению отдельных предметов.
6. Постоянный мониторинг состояния здоровья учащихся и изучение влияния образовательной технологии на их здоровье, проведение различных видов углубленного медицинского осмотра учащихся, опросов, анкетирования, обсуждения, сочинений учащихся по проблемам здорового образа жизни; тестирование физического развития учащихся на уроках физкультуры в сентябре и мае во всех возрастных группах; наблюдение за простудной заболеваемостью учащихся.
Для повышения двигательной активности старшеклассников в образовательном процессе учащиеся с низким уровнем развития культуры здоровья проводили на уроках физкультминутки, с результативным уровнем - вели пропаганду здорового образа жизни у младших школьников, экскурсии по спортивным секциям в городе, а некоторые из них выступали в роли судей на спортивных соревнованиях. наиболее сложная задача ставилась перед старшеклассниками креативного уровня - они разрабатывали сценарии и организовывали спортивные праздники.
Систематическое применение выделенных средств позволило сформировать у старшеклассников научное понимание культуры здоровья и определенные валео-логические знания. Уже на начальном этапе были заметны определенные изменения в развитии культуры здоровья. необходимо было закрепить и стабилизировать достигнутые результаты.
Мотивационно-деятельностная фаза эксперимента заняла по времени полгода. В этот период решались следующие задачи:
• формирование у старшеклассников толерантности в коммуникативных ситуациях;
• воспитание привычки заботиться о своем психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при выполнении контрольных работ, на экзамене;
• формирование потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы.
на данном этапе эксперимента формированию культуры здоровья способствовала рациональная организация учебновоспитательного процесса. В день у школьников четыре пары (пара - это два урока по
тридцать минут с пятиминутной переменой), что предполагает только три-четыре подготовки домашнего задания.
В структуру учебно-воспитательного процесса включены программы психологопедагогической поддержки, используются оздоровительные технологии с целью сохранения высокого уровня адаптивных возможностей учащихся. они направлены на формирование следующих социальнопедагогических предпосылок развития у старшеклассников культуры здоровья:
1) развитие способности к активному социальному взаимодействию, проведение тренинговых занятий с участниками образовательного процесса;
2) создание условий для позитивного отношения к себе и осознания своего образа Я - организация «Школы волшебства»;
3) разработка программ психологопедагогической поддержки учащихся: «Развитие способности к целеполаганию и формированию временной перспективы у старшеклассников», «Развитие мотивов межличностных отношений у старшеклассников», «Гражданское патриотическое воспитание в общеобразовательном учреждении», «Развитие личности учащихся через групповую творческую деятельность в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования», элективного курса «Моя жизнь -мое здоровье»;
4) разработка и внедрение в практику работы школы специализированных комплексов восстановительного лечения для лиц с временно утраченным или сниженным уровнем здоровья с учетом наиболее часто встречаемой патологии с привлечением комплекса восстановительных средств (лечебная физическая культура, массаж, фитотерапия, вакцинотерапия, физиотерапия, психотерапия), прогрессивная организация летнего отдыха учащихся лицея с целью сохранения и укрепления их здоровья через совершенствование индивидуальных адаптивных возможностей.
В результате применения данных средств в структуре учебно-воспитательного процесса у старшеклассников развивались такие качества, как целеполагание, умение выстроить собственную образовательную программу с учетом индивиду-
альных способностей и физиологических возможностей. Работа психолога в кабинете «Здоровье и гармония» направлена на формирование волевых качеств, мотивации успеха, развитие уверенности в себе, коммуникабельности. Групповые и индивидуальные занятия, тренинги способствовали формированию благоприятного психологического климата среди старшеклассников.
В ходе рефлексивно-проектной фазы опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здоровья старшеклассников особое внимание было уделено диагностической составляющей деятельности педагогов. Периодическая диагностика ценностных ориентаций школьников, анализ их творческих работ, стиля поведения и взаимоотношений между учащимися и взрослыми позволяли определять действенность выдвинутых педагогических условий и своевременно корректировать содержание и формы педагогической поддержки учащихся. Проявление старшеклассниками неподдельного интереса к валеологической деятельности, желание ею заниматься, их активность и инициативность - все это служило сигналом для перевода их на более высокий уровень культуры здоровья и необходимости постановки перед ними более сложных, творческих заданий. О положительном влиянии на школьников проводимой внеурочной досуговой работы мы судили, во-первых, по повышению мотивации валеологического поведения. Если ценность здоровья при социологическом опросе на начальном этапе эксперимента была невысока (от 5 до 15% опрошенных назвали их среди наиболее предпочтительных ценностей), то опрос учащихся в 2006/07 учебном году показал, что ценность здоровья заняла первое место у 55% старшеклассников.
для организации творческой, научноисследовательской деятельности учащихся в лицее создано научное общество «Мысль». Главная задача общества - дать старшекласснику возможность развить свои творческие способности через участие в научно-исследовательской деятельности, тем самым способствовать формированию социально-поведенческого компонента культуры здоровья. на заседани-
ях общества старшеклассники предварительно защищают рефераты на социально значимые темы, выступают с сообщениями, защищают социальные проекты. В 2006 г. исследовательская группа учащихся с проектом «Школа будущего - школа здоровья» стала обладателем Гран-при Всероссийского конкурса «Я - гражданин России». Старшеклассница Д. Джаппуе-ва на Всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура» в Обнинске с проектом «Безнадзорность и патронатное воспитание в Кабардино-Балкарии» стала лауреатом. работа написана по материалам школьного проекта «Милосердие» на базе детского дома в г. Нартане и дома малютки в г. нальчике.
Результаты эксперимента подтвердили эффективность экспериментальной методики по реализации педагогического потенциала учебно-воспитательного процесса в формировании культуры здоровья старшеклассников.
литература
1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Магистр. 1999. №3. С. 30 - 38.
2. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников : метод. пособие. М. : Аспект Пресс, 2000.
3. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград : Перемена, 1995.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : Изд-во АПКиПРО, 2002.
5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М. : Новая шк., 1997.
Health culture forming for senior schoolchildren at the innovative school
Health culture of a senior schoolchild is an important part of his/her general culture. It is defined as integral education of personality. The activity forming health culture gives no results and this means it is of chaotic nature. It is caused by groundless principles of the innovative school activity to health culture forming. In the article there is given a model of health culture forming at the innovative school via social and pedagogical activity.
Key words: health culture, valeologic knowledge, valeologically caused behavior.