ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
*
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.
- 339 с.
3. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализа-ционный тест. — М.: РПА, 1995. -52 с.
4. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.
— СПб., 1997. — 430 с.
5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 1999. — 243 с.
6. Методическое пособие для практических психологов / Сост. Д.В. Каширский. — Барнаул, 2006. — 32 с.
7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие Д.Я. Райгородского. — Самара:
БАХРАХ, 1998. - 308 с.
8. Психология здоровья: учебник для вузов / Г.С. Никифоров. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 504 с.
9. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. О.Г. Кукосяна. — СПб: Изд-во СПбГУ. - С.89-106.
10. Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y.: Harper and Row, 1987. - 351 с.
ШМОЙЛОВА Наталья Александровна, аспирант кафедры общей психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 22.04.2007 г.
© Шмойлова НА.
УДК 3717 И. В. СИДАКОВА
Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЕКТА «ШКОЛА БУДУЩЕГО -ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»__________________________________
На современном постиндустриальном этапе развития общества как никогда актуальны вопросы сохранения здоровья человека. Поэтому развитие, формирование и сохранение всех компонентов здоровья подрастающего человека — задача каждого образовательного учреждения, но наиболее успешно она может быть решена только при условии реализации проекта «Школа будущего - школа здоровья», целью которого является выработка здравотворческой и поведенческой мотивации детей, направленной на увеличение потенциала и резерва здоровья. Мною в данной работе представлены новые методологические и организационные подходы к осуществлению эффективной и результативной здоровьесберегающей деятельности всех участников реализации проекта «Школа будущего - школа здоровья».
Проблемы, связанные со здоровьем учащихся различных уровней общего образования, являются наиболее актуальными в нашем государстве. Одним из основных факторов риска здоровья учащихся считаются условия школьного обучения и воспитания. К факторам риска здоровья учащихся в образовании следует отнести перегрузку учебных планов, авторитарный стиль обучения, неверную психологию взаимоотношений ученик-учитель и ученик-ученик, гиподинамию, отсутствие в обучении учета индивидуально-типологических особенностей учащихся. Отдельно нужно отметить несоответствие большого количества школ ни пожарным, ни санитарным нормам. На сегодняшний день 40% школ в России располагаются в приспособленных для обучения зданиях, а не в специально построенных для этих целей учреждениях. Существуют определенные санитарные нормы для школ и для нахождения в них учащихся. К сожалению, в большинстве случаев эти нормы
нарушаются или не соблюдаются вовсе.[3,90]
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Контроль за качеством обучения - это, прежде всего, контроль психолого-педагогических условий образования, а не комплекс требований, предъявляемых к ребенку.
Сегодня в большинстве школ идет освоение новых технологий обучения, интересных методов подачи знаний, введение разнообразных предметов. За этим инновационным процессом школа чаще всего забывает о самом главном - о здоровье детей. Новые технологии обучения должны не усложнять и не упрощать процесс познания, а способствовать глубокому усвоению определенной нормы знаний, умений и навыков. Термин «определенная норма» имеет важное значение, ее
соблюдение позволит избежать перегрузок в учебном плане, что будет способствовать сохранению здоровья школьников. Поэтому главным в рамках программы «Школа будущего - школа здоровья» (так назвали мы свой проект) является создание организационно-пед агогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы.
Существует три главных фактора риска в педагогике, а точнее — в реальной деятельности школы:
- фактор условий (обучения);
- фактор нагрузки (учебной);
- фактор взаимоотношений.
Первый из числа факторов обобщает все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляцию учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. - все, что подлежит гигиеническому нормированию.
Второй из числа этих факторов обобщает всю информационную сторону учебного процесса и организацию обучения: объем заданий, распределение учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года.
Третий из числа этих факторов обобщает стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности, а также взаимоотношения с родителями. Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся.[4,41]
Перед образовательными учреждениями сейчас стоит вопрос: решению каких проблем должна способствовать «Школа здоровья»? Назовём некоторые из них, реально решаемые в рамках программы «Школа будущего - школа здоровья»:
1. Основополагающую роль в здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения играет грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты, группы продлённого дня).
2. Вторая очень серьёзная проблема - это методика преподавания учебных дисциплин, которая должна строиться на здоровьесберегающих технологиях. Также необходимо изучение методик, которые могли бы помочь любому учителю внедрить в практику преподавания здоровьесберегающие технологии.
3. Не следует забывать, что здоровье ученика во многом зависит от здоровья учителя, от его психологического состояния. Поэтому задачей руководителя «Школы здоровья» является создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата, а также формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов.
4. Следующая проблема - это необходимость ведения просветительской работы с педагогами, учащимися и родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья учащихся образовательное учреждение и родители должны решать совместно.[2]
Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем что большую часть времени дети проводят в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. [1.45]
Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возраст-
ной подход к организации школьной жизни ребенка. Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении в образование различных моделей и технологий обучения, при создании программ и учебников реально учитывать закономерности психического развития детей.
Возрастной подход к обучению и воспитанию детей позволяет поддерживать тесную связь и согласованность всех компонентов системы каждой ступени образования (целей, задач, содержания, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса) с возрастными особенностями и возможностями развития детей. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии каждого ребенка на каждом этапе школьного образования. [5,43] Здесь исключительное значение имеют:
- во-первых, самостоятельность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития;
- во-вторых, индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности.
Принцип вариативности содержания образования полагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей, особенностей их развития - в соотношении с достижениями современной науки, потребностями общества и социокультурными особенностями региона. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка и — что особенно важно
— учет особенностей различных контингентов детей. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ - на получение равного с другими образования.
Задача «Школы будущего» заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании. Любая личностно ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. В результате отбора по специальным критериям мы считаем, что к ним можно отнести:
- игровые технологии;
- технологию уровневой дифференциации;
- технологию проектного обучения.
В образовательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Принцип здоровьесбережения является системообразующим. Осознание ценности здоровья одинаково для всех участников образовательного процесса.
Исследовательская работа по разработке и осуществлению проекта «Школа будущего - школа здоровья» была организована на базе экспериментальной школы — МОУ «Лицей №1» г. Тырныауза. Профильное обучение в старших классах по направлениям: химико-биологическое, физико-математическое, гуманитарное обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения. Это позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшек-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
*
лассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. С учетом физиологических особенностей организма школьников и для уменьшения нагрузки при подготовке домашнего задания уроки по 30 минут объединяются в пары с пятиминутным перерывом. В день не более четырех пар.
Учебный план лицея на основе республиканского базисного учебного плана ориентирован на дифференциацию обучения, на развитие учащихся, на довузовскую подготовку. План модернизирован за счет введения в школьный компонент предметов общеразвивающего и профильного характера. Организовано раннее изучение иностранных языков, основ информатики, искусствознания. На II и III ступенях увеличено количество часов на иностранные языки (в гуманитарных классах организовано изучение второго иностранного языка), на профильные предметы: математика, физика, биология, химия, русский язык и литература, история. Организовано изучение 10 специальных курсов: Словесность Риторика
Информационные технологии обработки данных
Технология подготовки и решения задач на ЭВМ Издательско-редакционная система Аналитическая химия Клинико-диагностическая лаборатория Основы валеологии
Физиология высшей нервной деятельности и психология
Основы экологии.
Учебный план реализует: удовлетворение образовательных задач и потребностей учащихся и их родителей, повышение качества ЗУН, создание каждому ученику условий для самоопределения и развития. Введенная блочно-модульная система обучения учеников и составленные блоками поурочные программы заметно облегчили учебную нагрузку.
Медико-биологические исследования, проведенные в лицее, показали средний уровень культуры здорового образа жизни. Состояние физического здоровья учащихся требует проведения медико-гигиенических мероприятий:
- оценка снитарно-гигиенических условий;
- определение приоритетных направлений в работе по восстановлению здоровья школьников;
- изучение и анализ состояния здоровья школьников;
- изучение заболеваемости, индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей детей;
- сохранение здоровья обучающихся через повышение уровня лечебно-оздоровительной работы с детьми;
- сезонная витаминизация.
Школа здоровья — школа полного дня работает в режиме шестидневной учебной недели; продолжительность уроков 30 минут, все уроки сдвоенные, перемены -10 минут.
На базе школы действуют спортивные секции: футбол, волейбол, баскетбол, бальные и национальные танцы, плавание, школьный театр.
Изучив потребности детей и учитывая возможности школы, необходимо:
- сплотить детский коллектив,
- наладить межвозрастное общение детей,
- увести подростков от влияния улицы,
- создать детские организации.
Помимо этого создан центр взаимодействия «Уче-
ник — учитель — родитель». Целями создания центра взаимодействия являются:
- представление и защита интересов всех трех сторон;
- выработка решений, которые не ущемляли бы права ни одной из них;
- наблюдение за исполнением своих обязанностей педагогами, родителями и учениками.
Один раз в четверть проводятся заседания совета, куда входят: директор, представитель администрации, представители от учителей, старосты классов, родительский комитет, редактор школьной газеты, врач - педиатр. Школьная газета освещает все решения центра, заседания проходят открыто.
Задачи центра взаимодействия:
- принимать устав школы и вносить в него необходимые изменения;
- утверждать основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества учебно-воспитательного процесса;
- привлекать дополнительные средства для укрепления и развития материально-технической базы школы;
- создавать при необходимости временные или постоянные комиссии и устанавливать их полномочия.
Центр взаимодействия - это именно та форма работы, которая позволяет ребенку на практике постигать те постулаты, которые преподаются ему на уроке права. В сознание ребенка входит такое важное понятие, как ответственность - за выбор, за действие, за решение. Центр взаимодействия - орган, выбранный при участии самих детей, - доступен и при необходимости защищает основные права ребенка, поскольку имеет полномочия работать с родителями и учителями. Ребенок как гражданин школы защищен центром.
Центр взаимодействия является "мостиком" между тремя мирами "семья" - "школа" - "сверстники", но этим не ограничиваются его функции. Центр -это великолепная практическая модель для обучения детей праву в действии, модель, которая позволяет трансформировать теоретические знания в ежедневную практику. И происходит это потому, что ребенок убеждается, что абстрактные правила действительно работают на практике и дают реальные результаты.
Имея в школе оснащенную базу — Институт ЗОЖ, за здоровье детей можно не беспокоиться. Отрицательное влияние школьных факторов риска на здоровье школьников благодаря Институту ЗОЖ можно свести к нулю.
Структурными единицами Института ЗОЖ являются:
- стоматологический кабинет, который оснащен современным оборудованием,
- кабинет психологической разгрузки, физиокабинет (массаж, ингаляция, фитобар, ароматерапия),
- столовая,
- кабинет врача-педиатра,
- спортивный зал,
- зал ЛФК,
- спортивная площадка и бассейн.
Коридоры лицея предназначены для отдыха детей,
украшены картинами, аквариумами, фонтанами, цветами, что создает положительный психоэмоциональный фон у учащихся и сотрудников школы. Работа школьного радио способствует проведению подвижных перемен в начальных классах. Музыкальные звонки оказывают позитивное воздействие на нервную систему ребёнка.
В школе созданы условия для обучения детей с ослабленным здоровьем: классы коррекционно-развива ющего обучения, специальная группа по физической
культуре. В качестве основы нашей деятельности в лицее №1 стало создание экспериментального кабинета, целью которого является забота о сохранении здоровья школьников и учителей. Определим основные задачи создания школьного кабинета «здоровья и гармонии»:
- развитие и обеспечение дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
- разработка нового курса «Моя жизнь - мое здоровье» при участии самих учащихся;
- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
- организация психологической разгрузки для учеников и учителей;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
В кабинете «здоровья и гармонии» много зелени для создания естественного микроклимата, он оснащен ионизатором воздуха — люстрой Чижевского, искусственным фонтанчиком для поддержания оптимальной влажности. Детьми был создан «уголок здоровья», содержащий схему программы работы кабинета, небольшую библиотеку, режим дня и рисунки самих школьников.
Результаты разработки и реализации проекта «Школа будущего - школа здоровья» были представлены на республиканском этапе VI Всероссийской акции «Я гражданин России» и удостоен Гран-при Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской республики.
В ходе дальнейшей исследовательской работы был разработан законопроект «Содействие развитию «Школы будущего - школы здоровья» через Гражданский институт независимой аттестации», который был удостоен звания лауреата Всероссийского заочного конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива».
Таким образом, модель «Школы будущего - школы здоровья», заинтересованной в сохранении и укреплении здоровья и формирования здорового образа жизни, предполагает осуществление комплекса псих олого-педагогического мониторинга в целях здоровьесберегающей деятельности и воспитания и обучения культуре здоровья, способствующей, в свою очередь, физическому, психическому и духовно-нравственному развитию личности учащегося.
Библиографический список
1. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Детство — Пресс, 2001. — 160 с.
2. Казин Э.М., Панин Т.С., Литвинова Н.А. Методологические и организационные основы создания системы формирования здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях // Актуальные проблемы управления развивающейся школы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Кемерово: ОблИУУ, 1996. - С.191-195.
3. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.
- 139 с.
4. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения»/Под ред. М.М. Безруких и В.Д. Сонькина. — М.: Триада-фарм, 2002.
5. О новых подходах к вопросам сохранения здоровья учащихся в инновационном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Ф. Лехтман. - Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 91 с.
СИДАКОВА Ильвина Владленовна, аспирант кафедры педагогики и истории образования.
Дата поступления статьи в редакцию: 11.03.2007 г.
© Сидакова И.В.
УДК 316 Г. М. ТАРАСЕНКО
Белгородский государственный университет
ДЕВИАНТНОСТЬ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ: ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА________________________________
Проанализированы основные проявления девиантного (отклоняющегося) поведения провинциальной молодежи. Статья основывается на результатах проведенного в малых городах Белгородской области комплексного социологического исследования. Автором представлены основные виды и формы социальных отклонений в молодежной среде малых городов российской провинции: преступность, пьянство, наркомания, проституция, суицид. Проанализированы факторы и условия воспроизводства девиаций среди молодежи Белгородской области.
Трансформационные процессы в России с начала такая индивидуальная или групповая форма дезорга-1990-х гг. сопровождаются значительным ростом со- низационного поведения, в котором обнаруживается циальных отклонений (девиантного поведения). дивергенция деятельности устоявшимся нормам,
Под отклоняющимся поведением понимается ценностям, традициям, социальным образцам, обще-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007