УДК 376.3
ББК 74.200.55, 74.52
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Н Е.Г. Речицкая, Хедхуд Ноурас
Аннотация. В статье излагаются практические результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) у слабослышащих школьников начального звена и описываются факторы, влияющие на формирование культуры ЗОЖ у школьников с нарушениями слуха.
Ключевые слова: сурдопедагогика, дети с нарушениями слуха, здоро-вьесберегающие технологии, культура ЗОЖ, развитие, воспитание, обучение.
Summary. The article deals with practical results of the ascertaining experiment on detecting the level of culture of healthy lifestyle with hearing impaired primary school students and describes the factors influencing the formation of the culture of healthy lifestyle among these students.
Keywords: deaf education, children with hearing impairments, health preserving technologies, healthy lifestyle culture, development, upbringing, education.
135
Здоровье детей является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. По определению Е.Г. Речицкой (2013), здоровье - это такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается внутренним миром конкретного человека. Для человека эта среда является адекватной гигиенической средой и здоровым
образом жизни (ЗОЖ) [1]. Экологические и психологические перегрузки, массовый информационный прессинг, ослабление роли школы и семьи - все это отрицательно влияет на состояние здоровья подрастающего поколения. Ключевым условием для минимизации воздействия отрицательных факторов современного мира на здоровье детей является сознательное соблюдение ими принципов здорового образа жизни [2-4]. Формирование у детей представления о здоровом образе жизни и мотивации на его ведение являет-
136
ся одной из задач здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ). По мнению Е.Г. Речицкой и Хедхуда Ноу-раса, для детей с нарушениями слуха использование здоровьесберегающих технологий имеет особое значение [5].
Что же такое здоровьесберегаю-щие образовательные технологии (ЗОТ)? Это комплексная, построенная на единой методологической основе система организационных и психолого-педагогических методов, приемов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья. По словам Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Один из неотъемлемых компонентов ЗОТ — здоровый образ жизни. Как считает А.Ф. Георгиевский, «здоровый образ жизни — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Культура здорового образа жизни, по его же определению, это инте-гративное качество личности, включающее когнитивный, мотивацион-но-ценностный, поведенческий компоненты и характеризующееся определенным уровнем владения системой знаний в области здоровья, мотивов, потребностей быть здоровым, ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к здоровому образу жизни [6]». Согласно мнению другого исследователя — Н.И. Соловьевой, здоровый
образ жизни — это модель жизнедеятельности, связанная с представлением о личностной и социальной ценности здоровья, формами и способами его сбережения. Соответственно «культура здорового образа жизни личности — это индивидуально выраженный стиль жизни человека в отношении своего здоровья, определяемый следующими компонентами: образовательно-когнитивным; мотива-ционно-ценностным и целевым; физической культурой; социально-духовным и поведенческим; деятель-ностным (мотивационно-ориентиро-вочным, конструктивным, содержательно-операциональным и оценочным); эмоционально-волевым» [7]. В соответствии с компонентами и признаками качеств культуры здорового образа жизни определяютсяее уровни (Н.И. Соловьева):
• очень низкий уровень (ситуативный), при котором обнаруживается крайне ограниченный круг знаний и представлений о здоровье, средствах и методах его укрепления и сохранения;
• низкий (уровень начальной грамотности), можно сказать адаптационный, который характеризуется наличием элементарных знаний и представлений о ценностях здоровья, средствах и методах его укрепления;
• средний (репродуктивный — типовой и эвристический) уровень отражает познание типовых положений здорового образа жизни, его социальных, профессиональных и личностных ценностей;
• высокий (продуктивный — творческий) уровень отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости здорового
образа жизни, его социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Особенно актуально и важно использование здоровьесберегающих образовательных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, так как основное заболевание негативно влияет на психоэмоциональное, нравственное, физическое развитие ребенка, и развитие познавательных процессов. Применение ЗОТ во многом помогает смягчить эти отрицательные последствия, в том числе и у детей с нарушениями слуха [2; 4-6; 8]. Полная потеря или снижение слуха у детей раннего возраста не только влечет за собой задержку речевого развития и обуславливает происхождение дефектов произношения, но и оказывает отрицательное влияние на развитие мыслительной деятельности, психоэмоциональное и общее развитие детей. При обучении дети с нарушениями слуха испытывают более высокую физическую, интеллектуальную и психическую нагрузку, вследствие чего может возникать состояние неуверенности в себе и тревожности [3; 5]. Ведение здорового образа жизни способно минимизировать ущерб от подобных перегрузок, что свидетельствует о важности формирования у детей с нарушениями слуха культуры здорового образа жизни. Исходя из сказанного выше,
представляется актуальным выяснение исходного уровня культуры ЗОЖ у слабослышащих детей для последующего формирования и применения адекватных индивидуальных здоровьесберегающих технологий.
Цель данного исследования — определить уровень культуры здорового образа жизни у младших школьников с нарушениями слуха и выделить основные факторы ее формирования.
Материалами исследования явились результаты опроса, анкетирования и экспресс-диагностических методов тестирования 80 учеников начального звена ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида города Москвы.
Были использованы следующие методы:
1. Анкета для выявления уровня знаний о здоровом образе жизни (автор — Ю.В. Науменко), которая позволила выяснить представление детей о состоянии собственного здоровья, отношение к физическим упражнениям, представление о ЗОЖ, их стремление и готовность к его ведению.
2. Анкета «Расти здоровым» (В.С. Кукушкин), предназначенная для выявления отношения детей к здоровому образу жизни как в школе, так и дома.
3. Опрос родителей по методике А. С. Чупаха с целью выявления их роли в поддержании здоровья детей
137
Таблица 1
Варианты ответов учащихся младших классов с нарушениями слуха
Формулировки понятия ЗОЖ Число учащихся
Когда у тебя ничего не болит 21 (26,3%)
Нужно быть здоровым 16 (20%)
Нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться 43 (53,75%)
1 1 2014 Преподаватель XX_
ВЕК
138
и приобщенияих к здоровому стилю жизни.
4. Экспресс-диагностика личностной склон -ности к сниженному настроению (уровень тревожности) по методике В.В. Бойкодала возможность установить соотношение положительных и отрицательных эмоций, связанных с учебой.
В результате проведенных исследований установлено, что представления младших школьников с нарушениями слуха о здоровом образе жизни, не сформированы. Ниже (табл. 1) приведены наиболее часто повторяющиеся ответы детей о понимании термина «здоровый образ жизни».
Как видно из ответов учащихся, 21 (26,3%) ребенок считает, что здоровый образ жизни — о «когда у тебя ничего не болит», то есть они не дифференцируют понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Находясь в таком состоянии, предпринимать ничего не надо. Далее, 16 (20%) школьников понимают, что ЗОЖ — это не то, что есть, а то, что нужно — «нужно быть здоровым»; то есть для этого нужно что-то делать, но что именно, как показали дополнительно проведенные беседы, они не знают. Большая часть детей - 43 (53,75%) - правильно формулируют отдельные составляющие здорового образа жизни, однако комплексное понимание у них пока отсутствует.
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся следующее: 38 (47,5%) учащихся из 80 считают свое здоровье «отличным», 22 (27,5%) че-
Рис. 1. Мнение учеников младших классов специальной (коррекционной) ГБОУ общеобразовательной школы-интерната II вида города Москвы о состоянии собственного здоровья
ловека - «хорошим» и 20 (25%) человек - «удовлетворительным» (рис. 1).
Учитывая тот факт, что речь идет об учениках начальной школы, как правило, отличающихся большим оптимизмом, полученные данные вызывают тревогу. Тем более что, как показывает статистика, в более старшем школьном возрасте состояние здоровья чаще не улучшается, а ухудшается. С другой стороны, ряд детей может серьезно воспринимать свои проблемы со слухом, и в этой связи снижать оценку уровня собственного здоровья.
Это мнение находит частичное подтверждение при анализе ответов на следующий вопрос анкеты. При перечислении болезней, которые часто беспокоят, 12 (15%) детей на первом месте указывают проблемы со слухом, зато остальные о них вообще не упоминают. Более трети учеников пропускают занятия по болезни (простуды, вирусные инфекции) каждый месяц, 8 (10%) человек - каждую неделю. Более половины учеников делают физическую зарядку и столько же (по-видимому, они же) занимаются на уроках физ-
ЕК
культуры и в спортивных секциях «с полной отдачей». Настораживает показатель усталости, после уроков ее ощущают 42 (52,5%) человека. А это младшие школьники, которые не имеют той нагрузки, которую испытывают ученики в основной и старшей школе.
В заполненных анкетах «Расти здоровым» содержатся сведения о степени реального соблюдения школьниками принципов ЗОЖ — в отношении режима дня, рационального питания, оптимального двигательного режима, соблюдения правил личной гигиены. У большинства респондентов хороший аппетит, они любят заниматься спортом; практически все содержат руки в чистоте и два раза в день чистят зубы. С другой стороны, лишь немногим более половины детей не боятся простуды («простуда меня боится») — 42 (52,5%), и просыпается с хорошим настроением - 44 (55%).
В связи с таким результатами представляла интерес экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению. Согласно полученным данным, более 60% учеников сильно переживают из-за плохих отметок, часто испытывают
чувство тревоги в связи с «недоученными» уроками, очень переживают из-за ошибок, допускаемых в контрольных работах. У 62 (77,5%) школьников надолго портится настроение из-за неудовлетворительных отметок, а 54 (67,5%) переживают из-за малейших неудач в учебе; более того, у 24 (30%) ребят бывает бессонница(!), связанная с проблемами в учебе. Уровень тревожности у учеников младших классов ГБОУ общеобразовательной школы-интерната II вида города Москвы для слабослышащих детей чрезвычайно высок, что противоречит принципам ЗОЖ и должно быть обязательно учтено при разработке индивидуальных здоровьесберегающих технологий обучения. Аналогичные результаты получены В. М. Волковой -она отмечает повышенный уровень тревожности у школьников с нарушениями слуха [8].
Немалую роль в формировании ЗОЖ у школьников младших классов, невзирая на то, что школа является интернатом, играют родители. Учитывая небольшой объем таблицы результатов опроса родителейпо методике А. С. Чупаха, приводим ее полностью (табл. 2).
139
Таблица 2
Роль родителей в формировании ЗОЖ у детей
№ Вопросы Да Нет Затрудняюсь ответить
1. Поддерживаете ли Вы интерес ребенка в семье к здоровому образу жизни? 42 23 15
2. Делает ли Ваш ребенок зарядку? 32 43 5
3. Участвуете ли Вы вместе со своими детьми в школьных мероприятиях (День здоровья, Веселые старты)? 21 59 -
4. Читаете ли Вы своим детям книги о валеологической грамотности? 8 62 10
5. Занимается ли Ваш ребенок закаливанием, спортом, посещает ли спортивные кружки, секции? 33 47 -
Следует отметить анонимный характер опроса и просьбу к родителям быть предельно откровенными. Как видно из приведенных в таблице данных, лишь 8 человек читают своим детям книги о валеологической грамотности, а 10, пожалуй, не знают, что это такое. В то же время более половины родителей поддерживает интерес ребенка к здоровому образу жизни, а четвертая часть участвует вместе со своими детьми в школьных мероприятиях.
Таким образом, в результате проведенных исследований установлено, что проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников с нарушениями слуха весьма актуальна. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
1. Практически у всех младших школьников отсутствует четкое представление о том, что такое «здоровый образ жизни», валеологические знания поверхностны, ценностные установки и жизненные приоритеты на ЗОЖ не сформированы.
140 2. Уровень культуры ЗОЖ, по классификации Н.И. Соловьевой, у анкетированных школьников в 26% наблюдений очень низкий (ситуативный), у 74% учащихся - низкий (уровень начальной грамотности).
3. Невзирая на характерную для этой возрастной группы завышенную оценку собственного здоровья, 25% детей оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что следует расценивать как крайне тревожную ситуацию, требующую адекватной реакции педагогов и медицинских работников.
4. Согласно полученным результатам, наибольшее отрицательное
влияние на состояние здоровья детей оказывает высокая степень психического напряжения, связанного с учебным процессом, приводящая не только к эмоциональным (тревожность, плохое настроение), но и клиническим (патологическая бессонница) проявлениям.
5. Учитывая высокую степень влияния родителей на формирование системы ценностей у их детей, в школе следует проводить семинары, повышающие валеологическую образованность родителей и в возможно большей степени привлекать их к проведению пропагандирующих ЗОЖ викторин, конкурсов, спортивных мероприятий, дней здоровья и др.
6. В комплекс применяемых индивидуальных здоровьесберегающих технологий необходимо включить конкретные мероприятия, направленные как на формирование у детей ценностных приоритетов и жизненных установок на воспитание культуры ЗОЖ, так и на коррекцию учебно-воспитательного процесса с целью минимизации психической нагрузки на школьников.
Решение проблемы сохранения здоровья учащихся невозможно без формирования у них твердой установки на ведение здорового образа жизни, что, в свою очередь, невозможно без любви, таланта и объединенных усилий педагогов, дефекто-логов, медицинских работников и родителей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Речицкая, Е.Г. Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания школьников с нарушениями слуха [Текст] / Е.Г Ре-
чицкая, И.А. Волохова // Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида, часть 2 / под ред. Е.Г. Речицкой. -М. : Владос 2009, 2013.
2. Войт, Л.И. Здоровый образ жизни [Текст] / Л.И. Войт. - Благовещенск, 2008.
3. Игнатьева, С.Г. Педагогические условия здоровьесбережения учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы : Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / С.Г. Игнатьева. - Чебоксары, 2010.
4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н.К. Смирнов. - М. : АПК и ПРО, 2002.
5. Речицкая, Е.Г. Реализация педагогических принципов сбережения здоровья детей с нарушениями слуха в процессе воспитания и обучения [Текст] / Е.Г. Речицкая, Хедхуд Ноурас.
6. Георгиевский, А.Ф. Формирование культуры здорового образа жизни младших подростков в общеобразовательных учреждениях : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.Ф. Георгиевский. - М., 2009. - 175 с.
7. Соловьева, Н.И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здорового образа жизни учащихся : дис. . канд. пед. наук [Текст] / Н.И. Соловьева. - Ставрополь, 2005. - 154 с.
8. Волкова, В.М. Игровая терапия как средство психологической профилактики и преодоления тревожности у детей с нарушениями слуха [Текст] / В.М. Волкова // Специальное образование. - 2009. - № 2. - С. 37-39. ■
141