МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Таблица 1
Показатели физической подготовленности испытуемых ЭГ -1 и ЭГ-2 на конечном этапе исследования
№ п/п Тест ЭГ-1 ЭГ-2 t P
Х ± m Х ± m
1 Метание гранаты 700гр. (м) 40,31+2,71 35,41+2,44 2,30 <0,05
2 Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 15,87+1,09 11,8+0,81 2,70 <0,05
3 Бег на 100 м (сек.) 13,01+0,95 14,14+0,97 0,21 >0,05
4 1000м 3,01+0,25 3,58+0,25 2,11 <0,05
5 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) 6,81+0,79 5,36+0,83 2,08 <0,05
6 Прыжок в длину с разбега (см) 389,08+0,95 371,05+0,95 2,54 <0,05
На конечном этапе исследования, из Таблицы1 видно, что в ЭГ-1 результаты по всем тестам увеличились по сравнению с начальным этапом исследования, и по сравнению с результатами испытуемых ЭГ-2. Все результаты достоверны, кроме результатов в тесте «Бег на 100 м». По выполнению нормативов соответствующих знакам ГТО, показатели как у испытуемых ЭГ-1, так и у испытуемых ЭГ-2 выросли, но в ЭГ-1 они выше. У испытуемых ЭГ-1: золотых знаков -2, серебряных -8, бронзовых-5. У испытуемых ЭГ-2: золотых знаков -0, серебряных -4, бронзовых-9.
На основании проведенного сравнительного анализа мы видим, что испытуемые ЭГ -1, показали гораздо выше результаты по физической подготовленности и на соответствие выполнения нормативов на знаки ГТО. Это говорит о том, что испытуемые ЭГ-1 систематически занимаются физической культурой и спортом, а испытуемые ЭГ-2 не занимаются систематически физической культурой и спортом, не смотря на то, что в университете разработана программа физкультурно-массовых и спортивных мероприятий [3] и для всех созданы одинаковые условия. Поэтому необходимо усилить работу по мотивации студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом. ВФСК ГТО выступил в качестве индикатора физической подготовленности студентов университета. Список использованной литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 "О Всероссийском физкультурно -спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" Правительство Российской Федерации.
2. Постановление «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» от 11 июня 2014 г. № 540 Москва.
3.Павлюченко, О.А. «Программа развития физической культуры и спорта в ХГУ им. Н.Ф. Катанова на 2011-2015 г. утв. УС № 24, приказ № 14 от 30.06.2011 г.
© Павлюченко О.А., 2015 г.
УДК 371.7
Панкова Юлия Олеговна,
магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, РФ
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования культуры здоровья и раскрывается актуальность
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
проблемы. Приведены результаты исследования по выявлению приоритетных ориентаций личности на жизненные ценности. Обосновывается необходимость создания программ повышения квалификации по основам формирования здорового образа жизни и внедрения их в практику образования.
Ключевые слова Культура здоровья, жизненный ориентир, здоровый образ жизни.
На определение понятия «культура здоровья» существуют различные точки зрения. На наш взгляд, наиболее полным является определение Бороненко В.А., который определяет ее как «степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека, направленную на адекватную реализацию его генетического потенциала, с одной стороны, и оздоровления окружающей его биосоциальной среды, с другой, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению функций индивида и прогрессу человечества в целом»[1,с.75].
В настоящее время в развитии молодежи, подверженной большим нагрузкам в учебе, имеются серьезные проблемы. Только 2-5% выпускников школ можно назвать здоровыми[2,с.10]. В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако их работа ориентирована на лечение и профилактику заболеваний, а не на формирование культуры здоровья. В вузах педагогического профиля решение этой проблемы должно приобрести первостепенное значение, потому что ключевая роль в организации здоровье сберегающего учебно-воспитательного процесса принадлежит учителям, призванным обеспечить гармоничное развитие учащихся, их личностный рост, высокий уровень здоровья и физической подготовленности.
Руководство Российского государства принимает ряд мер по подъему культуры здоровья населения страны. Приоритетными национальными проектами России являются медицина, поддержка семьи и образование, и все они пересекаются на проблеме сохранения здоровья подрастающего поколения, являются наиболее значимыми в контексте стратегической задачи «сбережения народа», его физического, социального и духовного благополучия. Так, Концепция модернизации российского образования (на период до 2020 г.) предусматривает оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления их здоровья за счет реальной разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса физической культуры, организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи.
Национальные проекты «Здоровье», «Дети России» в рамках усиления профилактической направлен -ности предполагают формирование у населения культуры здорового образа жизни, повышение мотивации на сохранение своего здоровья; ведение активного медицинского просвещения, направленного на формирование у населения навыков культуры здоровья; принятие на государственном уровне мер по укреплению основ здорового образа жизни; развитие физической культуры и спорта[2, с.106] .
Однако ключевая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит индивидуальным установкам, формированию у человека ценности здорового образа жизни как ключевого фактора повышения эффективности его учебной и предстоящей профессиональной деятельности. Формирование культуры здоровья должно начинаться с малых лет в семье, дошкольных образовательных учреждениях и продолжаться в школе, вузе и в последующей профессиональной деятельности педагога [3].
Понимая важность данной проблемы, нами было проведено исследование по определению уровня культуры здоровья студентов 1 курса и магистратуры психолого-педагогического направления Тольяттинского государственного университета и учеников 11 класса МБУ СОШ №79. Для этого необходимо было выявить приоритетные ориентации учащихся на жизненные ценности путем проставления каждому ориентиру балла от 1 до 7. Первые три жизненные ценности, которые отмечены наиболее важными, являются социально значимыми для данного респондента. При этом мы исходили из гипотезы о том, что отношение учащихся к жизненно важным ценностям является объективным показателем уровня их установки на здоровый образ жизни и их культуры здоровья.
Среди жизненных ориентиров подавляющее число респондентов на первое место поставили «любовь, семейная жизнь». Жизненную ценность «здоровье» большинство студентов ТГУ поставило на второе место,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
а учащиеся МБУ СОШ №79 определили для нее 3 место. При этом социально значимым жизненным ориентиром является здоровье для 70,4 % студентов 1 курса, 75% студентов магистратуры и лишь для 43,8 % учеников 11 класса.
Следует отметить, что для учащихся 11 класса и студентов 1 курса жизненно важным ориентиром является также «общение с друзьями». Старшеклассники поставили данную ценность на второе место, первокурсники - на 3 место. А среди студентов магистратуры высокий рейтинг имеет ценность «духовность (саморазвитие)». Для 50 % учащихся она является социально значимой. На 4 месте у большинства студентов Тольяттинского государственного университета жизненный ориентир «труд (профессия, учеба)». Ученики 11 класса МБУ СОШ №70 отдали предпочтение ценности «материальное благополучие». Самый низкий рейтинг в целом имеет ценность «общение с природой». Это следует отнести к негативным факторам, поскольку для высокого уровня здоровья необходимо проведение времени на природе и забота о состоянии окружающей среды. Студенты 1 курса ТГУ и учащиеся 11 класса для нее определили 7 место. Студенты магистратуры поставили ее на 6 место, посчитав менее значимой ценность «материальное благополучие».
Анализ анкет самодиагностики здоровья студентов ТГУ показал, что обучающиеся понимают важность сохранения и укрепления собственного здоровья и выявил такие проблемы, как: 1) отсутствие знаний об индивидуальных особенностях своего организма; 2) низкая мотивация на здоровую жизнедеятельность; 3) недостаточная база знаний о здоровом образе жизни, средствах и методах его укрепления.
В целом студенты осознают, что от того, насколько они понимают значимость для себя жизненных ценностей, в какой мере они будут для них ориентиром в учебе и дальнейшей практической деятельности, в значительной степени зависит и качество их здоровья. В иерархии потребностей ценность «здоровье» должна занять главное место. В первую очередь это касается подрастающего поколения, которое пока имеет высокий уровень здоровья и не задумывается о его сохранении, ведь только растратив его, человек начинает чувствовать выраженную потребность в нем. Именно поэтому важно, начиная с раннего возраста формировать у детей культуру здоровья и отношение к нему как к великой ценности, дарованной человеку природой.
Сложившаяся ситуация вызывает необходимость оказания образовательным учреждениям помощи путем создания программ повышения квалификации по основам формирования культуры здоровья и внедрения их в практику образования. Преподавание студентам педагогического вуза - будущим учителям -основ учения о здоровье человека, о методах его формирования, сохранения и укрепления, во-первых, поможет им самим вести здоровый образ жизни, а во-вторых, активно применять уже в своем учебно-воспитательном процессе оздоравливающие методы и здоровьесберегающие технологии обучения. Использование здоровьесберегающих технологий при проведении организационно-педагогических мероприятий - важнейшая задача образовательного учреждения и каждого педагога по подготовке учащегося к самостоятельной жизни. Это предполагает формирование культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. Решение этих задач вызывает необходимость введения здоровьесберегающих знаний в предметы не только биологического, но и общеобразовательного блока. Направленность тематики определяется потенциальными возможностями каждой дисциплины, ее содержанием, возрастными особенностями учащихся.
Таким образом, повышение культуры здоровья населения является в настоящее время актуальной проблемой в России, и решать ее нужно комплексно. Это одна из ключевых целей жизни человека, и в частности педагога, так как она определяет здоровое поведение на многие годы. В качестве одной из ведущих задач современного профессионального образования должна выступать подготовка молодого специалиста, который обладает высоким качеством здоровья, способен к рациональной организации своего труда и отдыха, самостоятельному познанию и поиску оптимальных путей в области ведения здорового образа жизни, осуществляет деятельность, направленную на пропаганду различных средств оздоровления организма, и на создание вокруг себя здоровой жизненной среды.
Список использованной литературы: 1. Бороненко, В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья / В.А. Бороненко // Валеология. - 2002. - №3. - С. 74-77.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
2. Бурханов, А.И. Формирование здорового образа жизни: монография / А.И. Бурханов, Т.А. Хорошева, Г.А. Кропотова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 264 с.
3. Ахметжанова, Г.В. Системно-деятельностный подход к развитию педагогической функции личности // Полиаспектная подготовка современного педагога: монография / Г.В. Ахметжанова, И.В. Руденко, И.В. Груздова и др. - Издательский Дом «Академия Естествознания», 2011. - С. 45-66.
© Панкова Ю.О., 2015
УДК 378
Поликарпова Марина Жоржовна
Заведующий учебным отделом Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир, РФ
E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается креативный характер профессиональной деятельности, возводящий нестандартность подходов и решений в стандарт, предъявляющий значительные требования к готовности, компетентности будущих юристов в ходе осуществления ими обучения в вузе. Задача высшего юридического образования сегодня - научить будущего юриста, берущего на себя миссию профессиональной поддержки личностного вызревания клиента, быть субъектом социальных отношений и собственной жизнедеятельности, осознавать свои социально-юридические функции, определять приоритеты личностного и профессионального развития.
Ключевые слова
Готовность, профессиональная деятельность, личностная и социальная рефлексия, этика поведения, профессионализм, личностно-профессиональная активность
Креативный характер профессиональной деятельности, возводящий нестандартность подходов и решений в стандарт, предъявляет значительные требования к готовности, компетентности юристов в ходе осуществления ими обучения в вузе.
Задача высшего юридического образования сегодня - научить будущего юриста, берущего на себя миссию профессиональной поддержки личностного вызревания клиента, быть субъектом социальных отношений и собственной жизнедеятельности, осознавать свои социально-юридические функции, определять приоритеты личностного и профессионального развития.
На современном этапе развития общества и государства имеющийся опыт в вопросах готовности студентов и слушателей - будущих юристов к профессиональной деятельности, нуждается в переосмыслении с целью выявления инновационных путей формирования их готовности к данной деятельности, которые бы эффективно работали в современном образовательном пространстве.
Рассмотрение готовности к профессиональной деятельности слушателей и студентов юридического вуза необходимо предварить уточнением понятия «готовности» в самом общем виде.
В русском языке готовность - это:
1. Согласие сделать что-нибудь.
2. Состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь [6, c.140].
3. Состояние или свойство готового, подготовленность [2, с. 398].
4. Желание, добрая воля, охота, решимость [1, с. 4].