_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
2. Бурханов, А.И. Формирование здорового образа жизни: монография / А.И. Бурханов, Т.А. Хорошева, Г.А. Кропотова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 264 с.
3. Ахметжанова, Г.В. Системно-деятельностный подход к развитию педагогической функции личности // Полиаспектная подготовка современного педагога: монография / Г.В. Ахметжанова, И.В. Руденко, И.В. Груздова и др. - Издательский Дом «Академия Естествознания», 2011. - С. 45-66.
© Панкова Ю.О., 2015
УДК 378
Поликарпова Марина Жоржовна
Заведующий учебным отделом Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир, РФ
E-mail: pmj33@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается креативный характер профессиональной деятельности, возводящий нестандартность подходов и решений в стандарт, предъявляющий значительные требования к готовности, компетентности будущих юристов в ходе осуществления ими обучения в вузе. Задача высшего юридического образования сегодня - научить будущего юриста, берущего на себя миссию профессиональной поддержки личностного вызревания клиента, быть субъектом социальных отношений и собственной жизнедеятельности, осознавать свои социально-юридические функции, определять приоритеты личностного и профессионального развития.
Ключевые слова
Готовность, профессиональная деятельность, личностная и социальная рефлексия, этика поведения, профессионализм, личностно-профессиональная активность
Креативный характер профессиональной деятельности, возводящий нестандартность подходов и решений в стандарт, предъявляет значительные требования к готовности, компетентности юристов в ходе осуществления ими обучения в вузе.
Задача высшего юридического образования сегодня - научить будущего юриста, берущего на себя миссию профессиональной поддержки личностного вызревания клиента, быть субъектом социальных отношений и собственной жизнедеятельности, осознавать свои социально-юридические функции, определять приоритеты личностного и профессионального развития.
На современном этапе развития общества и государства имеющийся опыт в вопросах готовности студентов и слушателей - будущих юристов к профессиональной деятельности, нуждается в переосмыслении с целью выявления инновационных путей формирования их готовности к данной деятельности, которые бы эффективно работали в современном образовательном пространстве.
Рассмотрение готовности к профессиональной деятельности слушателей и студентов юридического вуза необходимо предварить уточнением понятия «готовности» в самом общем виде.
В русском языке готовность - это:
1. Согласие сделать что-нибудь.
2. Состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь [6, c.140].
3. Состояние или свойство готового, подготовленность [2, с. 398].
4. Желание, добрая воля, охота, решимость [1, с. 4].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Ряд исследователей трактуют понятие «готовность» как особое психическое состояние, установку личности на совершение определенной деятельности. Это сложное многоуровневое образование, включающее в себя познавательные, волевые, мотивационные, нравственные характеристики [11].
По мнению других авторов, готовность к действию - это сложная, динамическая система, включающая интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны психики. Формой готовности многие исследователи считают установку [12, с. 55].
Готовность личности к восприятию воспитательных воздействий рассматривается Н.М. Таланчуком как такое ее целостное состояние, которое выражает предрасположенность, мобилизованность на определенное поведение. В любом воспитательном акте педагогу высшей школы крайне важно диагностировать готовность будущих юристов к восприятию воспитательных воздействий, и при необходимости, формировать эту готовность. Только таким образом можно обеспечить гармонизацию позиций педагога и обучающихся [13, с. 85-86].
«Способность личности воспринимать воспитательные воздействия и адекватно реагировать на них следует рассматривать, - убежден Н.М. Таланчук, не только как совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающих правильное понимание содержания воспитательного воздействия, но и как обусловленность их проявления. К таким условиям относятся благоприятное состояние психики, определяемое как мобильное; выбор таких форм и методов воспитания, которые обеспечат положительное отношение обучающегося и к воспитательному воздействию, и к педагогу» [13, с.86-87]
Воспитательный контакт обучающегося с педагогом - неотъемлемая часть диспозиции студента или слушателя в воспитательном акте. Н.М. Таланчук отмечал: «В понятие «воспитательный контакт» вкладывается взаимопонимание, взаимное доверие, взаимное согласие и сотрудничество педагога и обучающегося, обучающегося и педагога. Без такого контакта нет и не может быть эффективного воспитательного воздействия на личность студента и слушателя, ибо он есть не простое сочетание субъектов воспитательного процесса, не простое взаимодействие, а взаимосодействие» [13, с. 86-87,88].
Дефиниция «готовность» детерминируется сочетанием факторов, отражающих ее различные стороны и уровни - физическая подготовленность, нейродинамическая обеспеченность действия, психологические условия готовности. Ведущей может стать одна из сторон в зависимости от условий выполнения действия.
Многие авторы отмечают, что у человека готовность проявляется и как устойчивая характеристика личности, а не только, как психическое состояние. Данный вид готовности является существенной предпосылкой успешной деятельности и представляет собой длительную или устойчивую готовность, структура которой включает позитивное отношение к виду деятельности, в том числе, профессиональной; адекватные требования к профессиональной деятельности, черты характера, способности, темперамент, мотивация, а также необходимые компетенции [4, с. 23].
Ряд исследователей сходится во мнении, что готовность это интегративное качество, включающее совокупность взаимосвязанных компонентов и специальную подготовку и активно-действенное состояние личности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович)[11].
Готовность студентов и слушателей юридических вузов к профессиональной деятельности предполагает готовность к самообразованию, к автономной деятельности, креативности, профессиональной деятельности. Мы разделяем точку зрения М. Н. Скаткина и Б.Ф. Райского, утверждающих, что готовность к самообразованию детерминируется не только конкретными умениями, но в немалой степени эндогенным состоянием человека, позволяющим успешно осуществлять самообразовательную деятельность. Это состояние требует от человека глубоких знаний как основы автономной когнитивной деятельности, действенных мотивов к непрерывному образованию, развитых навыков автономного овладения знаниями, умений самоорганизации когнитивной деятельности. Развитие готовности к автономной деятельности А.В. Усова связывает с процессом формирования у обучающихся обобщенных умений, «при которых учащиеся осуществляют этапы от мотивационной основы действия до использования умения самостоятельно действовать для овладения новыми умениями» [ 4, с. 14].
Мнения ученых о становлении готовности к самообразовательной и автономной деятельности представляются немаловажными для нашего исследования, цель которого - формирование у студентов и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
слушателей стремления к осуществлению готовности в реальной профессиональной деятельности, что в большей мере детерминировано самообразованием и автономностью.
60- годы ХХ века это время, когда проблема психологической готовности личности к профессиональной деятельности стала привлекать внимание психологов. Актуальность и злободневность проблемы готовности к деятельности, прежде всего, осознали спортивные и военные психологи, исследовавшие взаимодействие человека и сложных технических систем [5, c. 20].
Первые исследования соотносили феномен готовности с деятельностью в сложных, форсмажорных ситуациях. Доказательством тому является представление готовности как «бдительность», «боеготовность» и трактовавшееся только как кратковременное, преходящее состояние.
Дальнейшие исследования стали соотносить готовность с такими характеристиками индивида, как направленность, способности, компетентность, профессионализм [5, с. 21].
Анализ научно-педагогической литературы констатировал, что в современной науке явление готовности к профессиональной деятельности изучается на нескольких уровнях:
- личностном, анализирующем готовность как проявление индивидуально-личностных качеств, детерминированное характером предстоящей деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, И.С.Кон, А.Г.Спиркин, Е.В. Шорохова и др.).
- функциональном, трактующем ее как временную готовность и трудолюбие, предстоящую активизацию психических функций, умение инициировать необходимый физический и психический потенциал для реализации деятельности (Е.П.Ильин, Н.Д.Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н.Пушкин и др.)
- личностно-деятельностном, детерминирующем готовность как целостное проявление всех составляющих личности, допускающее возможность эффективно выполнять свои обязанности (А.А. Деркач, Л.А. Кандыбович).
В понимании обывателя готовность рассматривается как согласие выполнить эту деятельность, а также как состояние, инициирующее эффективное выполнение деятельности. С точки зрения А.Н.Леонтьева, готовность к чему-либо - это процесс формирования определенных умений, становление которых реализуется через этапы наблюдения извне, овладения способами деятельности и автономной реализации ее. Другими словами, автор объединяет дефиницию готовность с автономным выполнением этой деятельности, не раскрывая сущности самого понятия [9, c.13].
В «Психологическом словаре» констатировано, что приоритетной особенностью готовности к профессиональной деятельности является ее комплексный характер, раскрывающийся в систематизации эндогенных структур, согласованности базисных компонентов личности профессионала, в фундаментальности, стабильности и преемственности их функционирования. Профессиональная готовность содержит критерии, подтверждающие психологическое тождество, целостность личности профессионала, способствующие продуктивности деятельности [3, с.20].
Система высшего образования готовит специалистов для различных сфер деятельности. Профессиональная подготовка - это процесс становления готовности обучающихся к выполнению конкретных профессиональных функций, к реализации разных видов деятельности в рамках выбранной профессии. Результатом данного процесса выступает готовность выпускников к автономной профессиональной деятельности [9, с.12].
Преподаватели юридического вуза, реализуя педагогическую деятельность, рассматривают ее как вид социальной деятельности, предполагающую передачу от старших поколений младшим накопленную человечеством культуру и опыт, подготовку будущих юристов к выполнению определенных социальных ролей в социуме, создание условий для развития и саморазвития их личности и выбора возможностей свободного и креативного самовыражения [7, с. 186].
Степень готовности педагога к деятельности по подготовке обучающихся А. А. Деркач определил через оснащение педагога арсеналом общих и специальных знаний и средств, а также « совершенствование психических процессов, состояний и свойств личности» [3, с.28].
Нам импонирует точка зрения на профессиональную готовность специалиста к деятельности, в нашем контексте, юридической, В.А. Сластенина, трактовавшего ее как совокупность профессионально
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
обусловленных требований к нему, включающих общегражданские качества, специфические качества профессиональной деятельности, компетенции по будущей профессии. В.А. Сластенин и М.Я. Виленский выделили следующие виды готовности: научно-теоретическую, практическую, психолого-физиологическую, физическую [3, с.27].
А.И. Мищенко дал определение готовности специалиста, которое, на наш взгляд, наиболее точно отражает профессиональную готовность юриста. Это целостное состояние личности, демонстрирующее качественные характеристики сознания, стиль мышления, гражданскую и профессиональную позиции, показывающие гибкость мышления и мобильность ориентирования в сложных ситуациях. Составляющими готовности юриста являются компетенции и опыт креативной деятельности [10, с.45].
Нам представляется, что профессиональная готовность может быть предпосылкой эффективной деятельности специалиста, в частности, юриста. Это не врожденная составляющая, а следствие специальной подготовки. Готовность - это ожидаемый результат профессиональной подготовки: эволюции, профессиональной ориентированности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессиональной детерминированности. Профессиональная готовность - это не только результат, но и цель профессиональной подготовки, приоритетное условие реализации возможностей каждого индивида. Об этом подчеркивает и исследователь К.М. Дурай- Новакова [14].
Успешное выполнение профессиональных функций возможно при наличии готовности к этому процессу. Таким образом, готовность к юридической деятельности - это не конгломерат определенного настроя личности к трудовой деятельности и воспитание у нее отдельных качеств и свойств. Готовность к деятельности в сфере права - это конструирование таких необходимых аттитюдов, отношений, профессионализма, характерологических особенностей личности, которые дают возможность будущему юристу осознанно и добросовестно, со знанием дела и креативно выполнять свои профессиональные задачи.
Детерминирующим фактором готовности будущего юриста к профессиональной деятельности является ее специфика и условия протекания. Следовательно, и структура готовности к данному виду деятельности детерминируется особенностями юридической деятельности. Список использованной литературы:
1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: практ. справ.: ок. 11 000 синоним. рядов/ З.Е. Александрова. - 14-е изд., стеротип. - М.: Рус. Яз. - Медиа, 2006. - 564 с.
2. Даль, В. Толковый словарь. Т1. А-3/ В.Даль. - М.: Художественная литература, 1935. - 723 с.
3. Дмитриева, О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / О.Б. Дмитриева. - М., 1997. - 188 с.
4. Зернова, Г.П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности: дис. ... канд. пед. наук/ Г.П. Зернова. - М., 1999. - 144 с.
5. Михайлов, О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: дис. ... канд. психол. наук/ О.В. Михайлов. - М., 2007. - 166 с.
6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: около 53 000 слов/ С.И. Ожегов; под общ. ред. Проф. Л.И. Скворцова. - М.: «ОНИКС» 21 век, 2004. - 896 с.
7. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
8. Пискарева, И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: дис. .канд. пед. наук/ И.Е. Пискарева. - Кострома, 2000. - 150 с.
9. Тутарищева, С.М. Формирование готовности будущих к научно-исследовательской деятельности в профессиональной среде: на примере специальности юриспруденция: дис. .канд. пед. наук/ С.М. Тутарищева. - Майкоп, 2006. - 188 с.
10.Шибанова, Н.М. Подготовка будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников: дис. ... канд. пед. наук/ Н.М. Шибанова. - Чита, 2004. - 226 с.
11. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы [Текст] : научное издание / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. 2-е изд., перераб. и доп. Минск : Изд-во БГУ, 1981. - 383 с
12. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Коджаспиров. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
13. Таланчук, Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания [Текст]: в 2 ч. / Н.М. Таланчук.-Казань: АПН СССР, 1990. - 111с.
14. Дурай-Новакова, К.М. Формирование профессиональной готовности студента к педагогической деятельности: дис. ...д-ра пед. наук/ К.М. Дурай-Новакова. - М., 1983. - 356 с.
© Поликарпова М.Ж., 2015
УДК 797.21
Понимасов Олег Евгеньевич
канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: o-pony@mail.ru
МЕТОДЫ КВАЛИМЕТРИИ В ОЦЕНКЕ МОТОРНОГО ВЕСА ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ
ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ
Аннотация
В статье разработаны методические подходы к обучению прикладному плаванию, связанные с индивидуальными двигательными навыками занимающихся. Сформулировано условие индивидуально -ориентированного преобразования, подразумевающее согласованность методики обучения с имеющимися дидактическими возможностями.
Ключевые слова
Индивидуализированное обучение прикладному плаванию, преобразование движений.
В условиях ограниченного бюджета времени обучение прикладному плаванию целесообразно проводить, сообразуясь с ранее освоенными движениями занимающихся [1, с. 159-162].
Для выбора элементов, подлежащих замещению, нами было введено понятие моторного веса. Под моторным весом понималась комплексная характеристика, отражающая вклад данного элемента в эффективность индивидуального способа передвижения в воде [2, с. 136-139]. Его оценка осуществлялась по способу определения коэффициентов значимости отдельных параметров каждого из элементов методом, базирующимся на экспертном принципе определения оценок. Суть метода заключается в том, что оценка каждого параметра принимается как средняя из величин, назначаемых некоторым количеством экспертов [3, с. 139-142]. Способ сведения воедино оценок отдельных параметров был основан на использовании средней арифметической.
Расчет оценки моторного веса каждого из элементов осуществлялся на основе классификации методов квалиметрической оценки качества объектов.
Комплексная оценка величины моторного веса выводилась на основе коэффициентов значимости отдельных параметров с использованием формулы:
Kij=Rij/ X Rij , 1.1
i=1
где Rij - абсолютное значение оценки значимости i-го параметра, определенное по 10-балльной шкале j-м экспертов; Kj - частный коэффициент значимости i-го параметра, вычисленный на основе ранга, определенного j-м экспертом.
Интегральное значение коэффициента значимости i-го параметра вычислялось как среднее