Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 91-95.
УДК 616-008 ББК 54.1
формирование культуры здорового питания в образовательных учреждениях городской и сельской местности южно-уральского региона
А. В. Петренко*, Е. А. Горева, А. А. Зуев, А. А. Баженова
*Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»,
Москва, Россия
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ,
Челябинск, Россия
Рассмотрены вопросы изучения факторов, влияющих на формирование здорового питания школьников младших классов, проживающих в городской и сельской местности. Даются результаты и анализ анкетирования, проведённого среди родителей школьников младших классов города Челябинска и Троицкого района Челябинской области. Полученные данные позволили обратить внимание на низкий уровень культуры питания, в том числе детей младшего школьного возраста, что обусловливает необходимость широкой просветительской деятельности в школах, в средствах массовой информации, направленной на обеспечение осознанного понимания школьниками и их родителями принципов рационального питания.
Ключевые слова: рациональное питания, структура питания, режим питания, культура питания, организация питания младших школьников, здоровый образ жизни.
Культура питания — важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). С этой целью разработаны методические рекомендации Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 12 апреля 2012 г. № 06-731 «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» [6].
Современные направления развития и воспитания учащихся ставят цель по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, их успешной самореализации в обществе. Поэтому одним из приоритетных направлений в воспитании младших школьников является формирование здорового образа жизни [3; 5].
Понятие здоровья складывается из многих составляющих (культура, духовность, быт, физические, умственные и эмоциональные нагрузки, экология и питание). Воспитание здорового образа жизни может принести положительные плоды только в том случае, если педагог тесно сотруд-
Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства.
У. Шекспир
ничает с семьями учащихся. Большинство родителей чрезвычайно волнует питание детей [2].
Существуют два типа нарушения питания. Первый связан с ограниченностью ассортимента продуктов и дефицитом в пище необходимых структурных, энергетических и биологически активных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и др.). Второй — прежде всего с неумением правильно питаться, с отсутствием элементарных знаний и культуры питания [4].
Питание — один из факторов, поддающихся максимальной корректировке, в том числе в детском и подростковом возрасте. Соответствующие компоненты питания оказывают существенное влияние как на физическое здоровье человека, так и на его эмоционально-культурный уровень, поведение в социуме. Избыток или недостаток каких-либо веществ в рационе детей могут создавать предпосылки для возникновения различных заболеваний, вызывать агрессию или пассивность, повышенную эмоциональность или стимулировать или, наоборот, блокировать работу мозга, нервной системы и защиты организма [1].
Цель работы: проведение сравнительной характеристики стереотипов питания учащихся начальных классов, проживающих в городской и сельской местности методом анонимного анкетирования.
Задачи исследования:
1. Определить распространённость симптомов поражения органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у учащихся начальных классов городской и сельской местности.
2. Установить характерные качественные параметры суточного рациона питания и режимные моменты школьников городской и сельской местности.
3. Оценить соответствие рациона питания школьников младших классов городской и сельской местности основным постулатам теории адекватного питания А. М. Уголева.
4. Дать экспертную оценку компонентов рациона питания и режима дня как вероятным факторам риска формирования патологии ЖКТ.
5. Разработать индивидуальные планы-рекомендации для родителей по коррекции питания школьников младших классов по снижению факторов риска с последующей оценкой эффективности предложенных мероприятий в катамнезе (2-й этап исследования).
Практическая значимость работы. При составлении полноценного рациона школьника требуется учёт специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжёлый труд, но одновременно и растёт, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряжённая умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии. Полученные с помощью анкетирования данные о количественном и качественном рационе питания 200 городских и сельских школьников, характере физических нагрузок, наличии вредных привычек позволяют определить наиболее значимые факторы, способствующие росту распространённости симптомов заболеваний органов пищеварения у учащихся начальной школы и составить рекомендации по рационализации питания детей данной возрастной категории.
Материалы и методы исследования. Для выполнения поставленной цели было сформировано две группы учащихся — школьники общеобразовательных учреждений города начальных
классов Челябинска (n = 100) и Троицкого района (n = 100).
Изучение структуры питания, распространённости симптомов поражения органов ЖКТ, факторов риска у городских и сельских школьников начальных классов проводилось методом анонимного анкетирования родителей. Полученные результаты подвергнуты статистической обработке с помощью программы «Statistic for Windows» и являлись статистически значимыми приp < 0,05.
результаты исследования и их обсуждение. Неоспоримым является тот факт, что естественное вскармливание играет профилактическую роль в развитии заболеваний желудочнокишечного тракта. При анализе результатов достоверных различий, обусловленных характеров вскармливания, не получено. Около 50 % детей в исследуемых группах находились на естественном вскармливании.
Убедительно доказано неблагоприятное влияние хронической белково-калорийной недостаточности на интеллектуальное и физическое развитие. В контролируемых условиях показано, что у детей-школьников, регулярно не завтракающих перед выходом в школу, снижается способность выполнять психофизические тесты, требующие внимания, напряжения памяти. Отсутствие завтрака у детей школьного возраста сказывается на успеваемости и способности к обучению.
Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырёх раз в день, причём на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и полноценного белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картофель или макароны, а тушёные или варёные овощи (капусту, свёклу, лук, морковь, бобовые). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а чая, компота, морсов, фруктовых и/или овощных соков.
Полноценный завтрак достоверно чаще получают дети сельской местности (77 %), чем городские школьники (55 %). Этот факт объясняется тем, что время начала занятий у городских школьников в 8.00-8.15, а у сельских 8.30-9.00. Позавтракать городские школьники просто не успевают, поэтому перед школой городские дети
чаще получают бутерброды и чай, рассчитывая на завтрак в школьной столовой. Об этом свидетельствует тот факт, что 93 % городских школьников младших классов питаются в школьной столовой. Этот показатель так же высок и в сельских школах (83 %), однако нравится питание в школьной столовой далеко не всем учащимся (82 % — город, 77 % — село). Следовательно, можно предположить, что даже из тех детей, которые получают питание в школьной столовой, качественно и количественно полноценно питаются едва ли более половины учащихся. Как показал анализ анкет, младшие школьники еду с собой в школу не приносят. К сожалению, не во всех школах организовано горячее питание школьников. В некоторых учебных заведениях есть только буфеты, предлагающие булочки, пирожные, кондитерские изделия, чай, соки и газированные напитки. Заменить этим полноценный завтрак, конечно, невозможно.
При анализе режима питания младших школьников города и села отмечено, что трехразовое питание получает около трети детей исследуемых групп (30-37 %). Однако тенденция к четырехразовому питанию достоверно чаще отмечается у городских школьников (54 % — город, 44 % — село). При анализе качества питания выявлены следующие моменты: 1) в 2,5 раза чаще, чем сельских школьников, дети городских школ употребляют еду быстрого приготовления; 2) достоверно чаще городские школьники употребляют сладкие газированные напитки; 3) в 3 раза чаще среди городских учащихся отмечается еда всухомятку. Из вышеизложенного можно предположить, что хоть городские школьники и чаще питаются, но качество питания несколько ниже, чем у сельских сверстников. Вероятно, это влияние урбанизации, у городских школьников больше соблазнов.
Анализ анамнеза жизни и соматического статуса показал, что наследственные факторы риска развития патологии ЖКТ несколько чаще регистрируются у сельских детей. Жалобы на боли в животе после приёма пищи достоверно чаще отмечаются у городских школьников (62 %), чем у сельских (40 %). Это отражает выводы изложенного анализа качества питания детей в исследу-
емых группах. Отмечается тенденция более высокого показателя распространённости симптомов патологии верхних отделов ЖКТ у городских школьников. На диспансерном учёте у гастроэнтеролога они наблюдаются чаще, чем жители села. Это косвенно свидетельствует о недостаточном уровне доступности специализированной помощи детскому населению в сельской местности. По результатам анкетирования все дети города и села, имеющие заболевания верхних отделов ЖКТ, получают лечение. Но можно предположить, что лечение сельских школьников, без динамического наблюдения профильного специалиста, не всегда соответствует существующим медицинским стандартам.
Заключение. Проблема питания школьников является одной из актуальных, поскольку связана с обеспечением здорового развития подрастающего поколения. Особого внимания требует низкий уровень культуры питания, в том числе детей школьного возраста, что обусловливает необходимость широкой просветительской деятельности в школах, в средствах массовой информации, направленной на обеспечение осознанного понимания школьниками и их родителями принципов рационального питания.
Не умаляя важности рациональной организации питания обучающихся, воспитанников, нельзя забывать о значении формирования культуры здорового питания. В противном случае усилия администрации образовательных учреждений и работников пищеблоков могут оказаться бесполезными, если дети не будут есть приготовленные по всем правилам с соблюдением всех нормативов, но непривычные для них блюда. Только системная работа по формированию культуры здорового питания в семье и в образовательных учреждениях может помочь поменять вкусовые пристрастия, постепенно изменить характер питания, научить детей делать сознательный выбор в пользу полезных блюд здорового питания.
Результаты анализа данных анкетирования доведены до сведения руководства учебных заведений, родителей учащихся с конкретными указаниями по коррекции режимных моментов питания и его качественных характеристик.
Список литературы
1. Киселёва, Г. Г. Как изучить состояние здоровья школьника? / Г. Г Киселёва, В. А. Ковалёв // Нач. шк. 2007. № 2.
2. Ковалько, В. И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1-4-е классы / В. И. Ко-валько. М. : ВАКО, 2006.
3. Копылов, Ю. А. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Нач. шк. 2007. № 9.
4. Онищенко, Г Г. Школьное питание / Г Г Онищенко // 5-й Национальный конгресс «Приоритеты развития экономики : модернизация промышленности России», 2010.
5. Сетко, Н. П. Оценка структуры питания и её влияние на алиментарный статус сельских школьников / Н. П. Сетко, Е. С. Чистякова // Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. М. : Науч. центр здоровья детей РАМН, 2010. С. 559-562.
6. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников : метод. рекомендации Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 12 апр. 2012 г. № 06-731.
Сведения об авторах
Петренко Анатолий Владимирович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Челябинского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, Москва, Россия. [email protected]
Горева Елена Анатольевна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры факультетской педиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Зуев Аркадий Алексеевич - врач-интерн кафедры факультетской педиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Баженова Александра Андреевна - врач-интерн кафедры факультетской педиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета, Челябинск, Россия.; [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333).
Education and Healthcare. Issue 3. Р. 91-95.
FORMATION OF CULTURE OF HEALTHY FOOD IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CITY AND RURAL AREAS OF THE SOUTH URAL REGION
A. V. Petrenko
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of Merchandizing and Examination of Goods of Chelyabinsk Institute (Branch) of Russian State Trade and Economic University, Moscow, Russia. [email protected]
E. A. Goreva
Candidate of Medical Sciences, Assistant to Chair of Faculty Pediatrics of South-Ural State Medical University, Chelyabinsk,
Russia. [email protected]
A. A. Zuev
Doctor Intern of Chair of Faculty Pediatrics of South-Ural state medical university, Chelyabinsk, Russia.
olia090@gmail. com
A. A. Bazhenova
Doctor Intern of Chair ofFaculty Pediatrics of South-Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russia.
Article is dedicated to questions of the study of the factors, which influence molding of the healthy nourishment of the schoolboys of the low-order classes, which live in the urban and rural locality. Results and analysis of informations of the questionnaire, carried out among the parents of the schoolboys of the low-order classes of the city of Chelyabinsk and Troitsky of the region of the Chelyabinsk province are given. Obtained data made it possible to focus attention on the low level of the culture of the nourishment, including of the children of low-order school age, which specifies the need for wide enlightenment activity in the schools, in the media, directed toward the guarantee of the realized understanding by schoolboys and by their parents of the principles of rational nourishment.
Keywords: rational of nourishment, structure is nourishment, the feed mode, the culture of nourishment,
the organization of the nourishment of the schoolboys of junior schoolboys, the healthy means of life.
References
1. Kiseleva, G. G. How to study the health status of pupils? / G. G. Kiseleva, V. A. Kovalev // Primary School. 2007. № 2.
2. Kovalko, V. I. Health-saving technology in elementary school. Grades 1-4 / V. I. Kovalko. M. : WACO, 2006.
3. Kopylov, Yu. A. Mode of study and recreation impaired children / Yu. A. Kopylov, N. V. Polyanskaya // Primary School. 2007. № 9.
4. Onishchenko, G. G. School Meals / G.G. Onishchenko // 5th National Congress priorities of economic development : the modernization of Russian industry, 2010.
5. Setco, N. P. Evaluation of diets and its impact on the nutritional status of rural students / N. P. Setco, E. S. Chistyakova // Materials II Congreve. RUSSIAN. Islands of school and university of medicine and health with international participation. M. : Published Scientific Center for Children’s Health, 2010. P. 559-562.
6. Building a culture of healthy nutrition of pupils, students: guidelines of the Department of education and socialization of children of the Russian Ministry of April 12 2012 № 06-731.