ЛИТЕРАТУРА
1. Букатин, А.Ю. Хоккей / А.Ю. Букатин, Ю.С. Лукашин. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 182 с.
2. Букатин, А.Ю. Юный хоккеист : пособие для тренеров / А.Ю. Букатин, В.М. Колузганов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.
3. Годик, М.А. Спортивная метрология : учебник для ин-тов физ. культуры / М.А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
4. Дерябин, С.Е. Некоторые вопросы отбора юных хоккеистов на этапах многолетней подготовки / С.Е. Дерябин, В.М. Колузганов // Хоккей : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - С. 50-54.
5. Никонов, Ю.В. Подготовка юных хоккеистов : учеб. пособие / Ю.В. Никонов. - Минск : Асар, 2008. - 319 с.
6. Никонов, Ю.В. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР. Хоккей / Ю.В. Никонов. - Минск : [б. и.], 2000. - 94 с.
7. Савин, В.П. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.П. Савин. - М. : Советский спорт, 2012. - 101 с. - ISBN 978-5-9718-0159-9.
8. Сергеенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика : монография / Л.П. Сергеенко. -М. : Советский спорт, 2013. - 1048 с.
REFERENCES
1. Bukatin A.Y. and, Lukashin, Y. C. (2000), Hockey, Physical culture and sport, Moscow.
2. Bukatin, A.Y., Koluzganov C.M. (1986), Young hockey player, Physical culture and sport, Moscow.
3. Deryabin C.E. and Koluzganov C.M. (1981), "Some issues in the selection of young players on the stages of long-term training", Hockey: Yearbook, Physical culture and sport, Moscow, pp. 50-54.
4. Godik M.A. (1988), Sports Metrology: a textbook for in-tov physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
5. Nikonov Y.V. (2008), Preparation of young hockey players: textbook, Asar, Minsk.
6. Nikonov Y.V. (2000), Program for youth sports schools, specialized youth school of Olympic reserve. Hockey, Minsk.
7. Savin V.P. (2012), Hockey: the program of sports training for youth sports schools, specialized youth school of Olympic reserve, Soviet sport, Moscow M., , 2012, 101 p.
8. Sergeenko L.P. (2013), Sports selection: theory and practice: monograph, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.04.2015.
УДК 613.22
СТЕРЕОТИПЫ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Анастасия Юрьевна Хребтова, кандидат биологических наук, доцент,
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Елена Анатольевна Горева, кандидат медицинских наук, ассистент,
Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск,
Анатолий Владимирович Петренко, кандидат медицинских наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам формирования здоровья школьников, проживающих в городской и сельской местности. Приводятся результаты анализа анкетных данных школьников младших и старших классов города Челябинска и Троицкого района Челябинской области. Полученные данные позволили сравнить стереотипы питания школьников разного возраста, определить наиболее значимые факторы, способствующие росту и распространенности симптомов заболеваний органов пищеварения у учащихся школ. Результаты исследования показали низкий уро-
вень культуры питания школьников, в том числе детей младшего школьного возраста и их родителей, что обуславливает необходимость более широкой просветительской деятельности в школах, в средствах массовой информации, направленной на обеспечение осознанного понимания школьниками и их родителями принципов рационального питания. Анализ полученного материала дает возможность разработки программы профилактических мероприятий.
Ключевые слова: рациональное питания, адекватное питание, режим питания, культура питания, организация питания школьников, факторы риска формирования патологии органов желудочно-кишечного тракта.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p190-196
STEREOTYPES OF THE CHILDREN NUTRITION AT SCHOOL ASSOCIATIONS
Anastasia Yurievna Hrebtova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Elena Anatolyevna Goreva, the candidate of medical sciences, assistant, South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Anatoly Vladimirovich Petrenko, the candidate of medical sciences, senior lecturer, South Ural State University, Chelyabinsk
Annotation
Article is dedicated to the relevant issues of the school pupils' health support, living in the urban and rural areas. The results of the analysis of the questionnaire for the schoolboys of the junior and senior classes of Chelyabinsk and Troitsky district of the Chelyabinsk region have been provided. Obtained data made it possible to compare the stereotypes of the nutrition of the schoolboys of different age, to determine the most significant factors, facilitating the increase and prevalence of the symptoms of the diseases of the organs of digestion among the school students. The results of the study showed the low level of the schoolboys nutrition culture, including the children of the junior school age and their parents, which specifies the need in wider enlightenment activity at schools, in the media, directed toward the assurance of the realized understanding by schoolboys and their parents of the principles of rational nutrition. The analysis of the obtained material gives the possibility of developing the program of the preventive measures.
Keywords: rational nourishment, adequate nutrition, nutrition mode, culture of nutrition, organization of nourishment of schoolboys, factors of the risk of formation of the pathology of organs of gastrointestinal tract.
Важную роль в обеспечении качества жизни человека, а особенно ребенка, его физического и психического здоровья, продолжительности жизни играет рациональное питание. Рациональным называют физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера трудовой деятельности особенностей действия климата и других факторов. Общие требования к пищевому рациону сформулированы в основных постулатах, один из которых отражает необходимость правильного распределения пищевого рациона в течение дня. Правильный режим питания обеспечивает эффективную работу пищеварительной системы, усвоение пищевых веществ и регулирует обменные процессы. Оптимизация питания является не только медицинской, но и социальной проблемой [4]. Гармоничный рост и развитие, низкие показатели заболеваемости детей и подростков хронической соматической патологией можно рассматривать как определенную гарантию социально-экономического благополучия страны в будущем.
Понятие здоровья складывается из многих составляющих (культура, духовность, быт, физические, умственные и эмоциональные нагрузки, экология и питание). Воспитание здорового образа жизни может принести положительные плоды только в том случае, если педагог тесно сотрудничает с семьями учащихся. Большинство родителей чрезвычайно волнует питание детей. Питание - один из факторов, поддающихся максимальной корректировке, в том числе в детском и подростковом возрасте [1, 3].
Соответствующие компоненты питания оказывают существенное влияние, как на физическое здоровье человека, так и на его эмоционально-культурный уровень, поведение в социуме. Избыток или недостаток каких-либо веществ в рационе детей могут со-
здавать предпосылки для возникновения различных заболеваний, вызывать агрессию, пассивность, повышенную эмоциональность, стимулировать или блокировать работу мозга, нервной системы и защиты организма [5].
При анализе стереотипов питания можно выделить два основных типа нарушений диеты. Первый связан с ограниченностью ассортимента продуктов и дефицитом в пище необходимых структурных, энергетических и биологически активных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы и др.). Второй - прежде всего с неумением правильно питаться, с отсутствием элементарных знаний и культуры питания.
Совершенствование организации питания в организованных детских коллективах и школах выделено как одна из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, разработана и внедрена во многих регионах, в том числе и Челябинской области, Федеральная программа «Модернизация школьного питания». Социально-экономическое значение этой государственной программы связано с актуальной проблемой улучшения здоровья подрастающего поколения страны, в том числе за счет повышения пищевого статуса детей и подростков [2].
По данным Роспотребнадзора, порядка 13% школьного питания основано на полуфабрикатах, еще 17% школьников питаются в буфетах, основной товар которых - чипсы, кока-кола и шоколадные батончики. В настоящее время только 58,8% российских школьников обеспечиваются завтраками, 21% - обедами и только 19% получают двухразовое питание в школе, где находятся порядка 8-10 часов (http://www.usperm.ru/news/citation/87-onischenko). По данным статистики заболевания органов пищеварения занимают пятое место в структуре заболеваемости детского населения Российской Федерации, в Челябинской области - второе место.
Рост заболеваемости школьников желудочно-кишечными заболеваниями в регионе требует комплексного подхода к решению вопросов организации питания профилактической, функциональной направленности, как в домашних условиях, так и в учебных заведениях, пропаганды здорового образа жизни и т.п., что определяет актуальность подобных исследований.
Цель исследования: проанализировать динамику стереотипов питания и факторов риска формирования патологии органов желудочно-кишечного тракта у школьников.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для выполнения поставленной цели были сформированы группы сравнения: 1) школьники общеобразовательных учреждений начальных классов города Челябинска (n=100) и Троицкого района (n=100); 2) школьники средних классов общеобразовательных учреждений города Челябинска (7-8 классы, n=100) и Троицкого района (7=8 классы, n-100); 3) школьники старших классов общеобразовательных учреждений города Челябинска (10-11 классы, n=100) и Троицкого района (10-11 классы, n=100).
Изучение структуры питания, распространенности симптомов поражения органов ЖКТ, факторов риска у городских и сельских школьников начальных классов, проводилось методом анонимного анкетирования родителей, учащиеся старших классов заполняли анкеты самостоятельно. При составлении анкет были использованы материалы рекомендаций, выполненных по заказу Минобрнауки России в рамках реализации мероприятия «Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в 2011 г. (руководитель проекта - Синягина Н.Ю., директор ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи»). Полученные результаты подвергнуты статистической обработке с помощью программы «Statistic for Windows».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
При анализе стереотипов питания младших школьников городской и сельской местности были получены следующие результаты.
Полноценный завтрак достоверно чаще получают дети сельской местности (77%), чем городские школьники (55%). Этот факт объясняется тем, что время начала занятий у городских школьников в 8.00-8.15 часов, а у сельских 8.30-9.00. Позавтракать городские школьники просто не успевают. Поэтому перед школой городские дети чаще получают бутерброды и чай, рассчитывая на завтрак в школьной столовой. Об этом свидетельствует тот факт, что 93% городских школьников младших классов питаются в школьной столовой. Этот показатель так же высок и в сельских школах (83%). Однако нравится питание в школьной столовой далеко не всем ребятишкам (82% - город, 77% - село). Следовательно, можно предположить, что даже из тех детей, которые получают питание в школьной столовой, качественно и количественно полноценно питаются едва ли более половины учащихся. Как показал анализ анкет, младшие школьники еду с собой в школу не приносят. К сожалению, не во всех школах организовано горячее питание школьников. В некоторых учебных заведениях есть только буфеты, предлагающие булочки, пирожные, кондитерские изделия, чай, соки и газированные напитки. Заменить этим полноценный завтрак, конечно, невозможно.
При анализе режима питания младших школьников города и села отмечено, что трехразовое питание получает около трети детей исследуемых группах (30^37%). Однако тенденция к четырехразовому питанию достоверно чаще отмечается у городских школьников (54% - город, 44% - село). При анализе качества питания выявлены следующие моменты:
1) в 2,5 раза чаще, чем сельских школьников, дети городских школ употребляют еду быстрого приготовления;
2) достоверно чаще городские школьники употребляют сладкие газированные напитки;
3) в 3 раза чаще среди городских учащихся отмечается еда всухомятку.
Из выше изложенного можно предположить, что хоть городские школьники и чаще питаются, но качество питания на порядок ниже, чем у сельских сверстников. Вероятно, это влияние «урбанизации», у городских школьников больше «соблазнов».
Не умаляя важности рациональной организации питания обучающихся, нельзя забывать о значении формирования культуры здорового питания. В противном случае усилия администрации образовательных учреждений и работников пищеблоков могут оказаться бесполезными, если дети не желают есть приготовленные по всем правилам с соблюдением всех нормативов, но непривычные для них блюда. Только системная работа по формированию культуры здорового питания в семье и в образовательных учреждениях может помочь поменять вкусовые пристрастия, постепенно изменить характер питания, научить детей делать сознательный выбор в пользу полезных блюд здорового питания.
Анализ анамнеза жизни и соматического статуса учащихся начальных классов показал, что наследственные факторы риска развития патологии ЖКТ несколько чаще регистрируются у сельских детей. Жалобы на боли в животе после приема пищи достоверно чаще отмечаются у городских школьников (62%), чем у сельских учеников (40%). Это положение полностью коррелирует с полученными данными анализа качества питания детей в исследуемых группах. Отмечается тенденция более высокого показателя распространенности симптомов патологии верхних отделов ЖКТ у городских школьников. На диспансерном учете у гастроэнтеролога они наблюдаются чаще, чем жители села. Это косвенно свидетельствует о недостаточном уровне доступности специализированной помощи детскому населению в сельской местности. По результатам анкетирования все дети города и села, имеющие заболевания верхних отделов ЖКТ получают лечение. Но можно
предположить, что лечение сельских школьников, без динамического наблюдения профильного специалиста, не всегда соответствует существующим медицинским стандартам. Результаты анализа стереотипов питания старших школьников представлены ниже.
Распространенность симптомов поражения ЖКТ у школьников 7-8-х классов вне зависимости от условий проживания практически сопоставима. Из положительных профилактических факторов присущих стереотипу питания сельских школьников следует отметить полноценный завтрак в домашних условиях по сравнению с жителями города. Реже в сельской местности пользуются услугами буфета. Аналогичная тенденция прослеживается и при анализе питания младших школьников.
Практически одинаковы пристрастия в возрастной группе 7-8 классов в употреблении продуктов быстрого приготовления, сладких и газированных напитков. Также идентичны показатели физической активности и психоэмоциональной нагрузки.
Полученные нами данные анонимного анкетирования свидетельствуют, что число временных и постоянных «приверженцев» социальных токсикантов почти в два раза ниже среди учащихся 7-8-х классов, проживающих в сельской местности по сравнению со школьниками г. Челябинск.
Анализ распространенности факторов риска у учащихся 10-11-х классов позволяет утверждать, что сельские школьники значительно более часто регулярно питаются, отдавая предпочтение полноценным домашним завтракам по сравнению с общепитом. В то же время у них более выражена приверженность к продуктам группы «fast food», сладким и газированным напиткам; чаще жалобы на эмоциональные стрессы.
Состав современного «fast food» агрессивен для слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, может спровоцировать не только гастрит, но и гастродуоденит, энтероколит, заболевание печени и желчевыводящих путей, нарушения обмена веществ. В своем составе продукты быстрого приготовления содержат большое количество глутама-та натрия, красителей и консервантов, которые уже с первого употребления ведут к вкусовой зависимости. Это подталкивает детей к их частому употреблению. Как следствие дети отказываются от приема здоровой пищи, которая имеет менее «привычный» насыщенный вкус. Пища быстрого приготовления имеет более высокий гликемический индекс, способствует развитию нарушения углеводного обмена веществ, что повышает риск развития сахарного диабета второго типа и ожирения. Углекислый газ сладких газированных напитков способствует более быстрому всасыванию легкоусвояемых углеводов, стимулирует желудочную секрецию, способствует развитию дискинезии желчевы-водящих путей.
При сравнимой распространенности «хронических» вредных привычек у городских школьников-старшеклассников кратность эпизодических отклонений от позиций здорового образа жизни достоверно выше.
Сравнительный анализ выявленной частоты факторов риска формирования патологии ЖКТ среди учащихся 7-8-х и 10-11-х классов г. Челябинска свидетельствует, что в старшей группе достоверно снижается количество полноценных завтраков, кратность приема пищи на протяжении суток, значительно реже используются для питания в школе домашние продукты. При этом одновременно снижается популярность питания в школьной столовой.
Единственно положительная тенденция - падение интереса к продуктам «fast food», сладким и газированным напиткам полностью перекрывается ростом вредных привычек, включая систематичность применения «социальных токсикантов».
При аналогичной направленности негативных тенденций у учащихся 10-11-х классов в сельской местности имеется и ряд отличий:
1) кратность приемов пищи даже возрастает, что возможно связано с меньшей загруженностью дополнительными занятиями;
2) резкий рост распространенности и систематичности употребления вредных привычек;
3) подростки в анкетах с большей частотой отмечают воздействие негативных психологических факторов.
ВЫВОДЫ
1. Важнейшей профилактической составляющей организации рационального питания учащихся, вне зависимости от возрастных групп, является проблема формирования культуры здорового питания.
2. Основными провоцирующими факторами риска патологии пищеварительного тракта у младших школьников являются: недостаточная кратность приема пищи, употребление продуктов быстрого приготовления, сухоядение, злоупотребление сладкими газированными напитками и высококалорийными кондитерскими изделиями в качестве второго завтрака.
3. Ведущими провоцирующими факторами развития заболеваний желудочно-кишечного тракта у подростков являются: нерациональное питание, «социальные» токсиканты и психоэмоциональная напряженность.
4. Среди ведущих моментов нерационального питания у учащихся старших классов выявлено: отсутствие полноценного завтрака, низкая кратность приема пищи на протяжении суток, пристрастие к «fast food».
5. По социально-экономическим причинам во многих семьях не обеспечено рациональное питание детей в домашних условиях, а недостаток финансирования не дает возможности организовать полноценное их питание в школьных коллективах.
6. Санитарно-просветительная и психолого-профилактическая работа среди школьников должна быть направлена на сглаживание воздействия выявленных негативных факторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сетко, Н.П. Сравнительная характеристика рационов питания учащихся общеобразовательных учреждений города и села / Н.П. Сетко, Е.С. Чистякова, С.П. Тришина // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи : материалы II-й Республиканской научно-практической конференции. - Новосибирск : [б. и.], 2010. - С. 133-135.
2. Скворцова, М.Б. Молодое поколение в системе человеческого потенциала как фактор социально-экономического развития региона : автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Скворцова М.Б. - Санкт-Петербург, 2007. - 21 с.
3. Современные аспекты фундаментальных и прикладных проблем питания /
A.В. Васильев, Ю.П. Успенский, В.А. Тутельян, И.Ш. Якубова, А.В. Шабров, В.Г. Маймулов,
B. А. Доценко // Медицинский академический журнал. - 2007. - Т. 7, № 4. - С. 125-130.
4. Тутельян, В.А. Предпосылки и факторы формирования региональной политики в области здорового питания в России / В.А. Тутельян, Б.П. Суханов, М.Г. Керимова // Вопросы питания. - 2007. - Т. 76. - № 6. - С. 39-43.
5. Факторы риска формирования патологии желудочно-кишечного тракта у подростков в регионе с высокой техногенной нагрузкой / Е.А. Горева, А.В. Петренко, А. А. Зуев, А. А. Баженова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 4 (333). - С. 38-43.
REFERENCES
1. Setko, N.P., Chistyakova, E.S. and Trishina, S.P. (2010), "Comparative characteristic of food allowances of pupils of educational institutions of the city and village", Monitoring of health and physical fitness of youth: materials II-nd of Republican scientific and practical conference, 2010, pp. 133-135.
2. Skvortsova, M.B. (2007), The younger generation in system of human potential as a factor of social and economic development of the region, dissertation, St. Petersburg.
3. Vasilyev, A.V., Uspensky, Yu.P., Tutelyan, V.A., Yakubova, I.Sh., Shabrov, A.V., Maymu-lov, V.G. and Dotsenko, V.A. (2007), "Modern aspects of fundamental and applied problems food", Medical academic journal, Vol. 7, No. 4, pp. 125-130.
4. Tutelyan, VA., Sukhanov, B.P. and Kerimov, M.G. (2007), "Prerequisites and factors building of regional policy in the field of healthy food in Russia", Questions of food, Vol. 76, No. 6, pp. 39-43.
5. Goreva, E.A., Petrenko, A.V., Zuyev, A.A. and Bazhenova, A.A. (2014) "Risk factors of formation of pathology of a digestive tract at teenagers in the region with high technogenic loading", Bulletin of the Chelyabinsk state university, No. 4 (333), pp. 38-43.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.04.2015.
УДК 796.07
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СООТНОШЕНИЯ СКОРОСТИ БЕГА И ТОРМОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОЕДИНЕНИЯ ПОЖАРНОЙ РУКАВНОЙ
ЛИНИИ К РАЗВЕТВЛЕНИЮ В ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОМ СПОРТЕ
Василий Дмитриевич Шалагинов, мастер спорта, капитан,
Академия ГПСМЧС России, Москва, Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, Вячеслав Александрович Сморчков, полковник, начальник кафедры, Воронежский институт ГПС МЧС России
Аннотация
В результате проведенного статистического анализа успешности выступлений ведущих спортсменов страны по пожарно-прикладному спорту установлено, что частота правильного и быстрого соединения пожарной рукавной линии к пожарному разветвлению составляет чуть больше половины случаев. Это обстоятельство определяет необходимость изыскания путей для повышения надежности присоединения пожарной рукавной линии к пожарному разветвлению в соревновательных условиях. В исследовании установлено, что отношение скорости торможения к скорости бега в соревновательном упражнении, при котором осуществляется успешное присоединение рукавной линии к разветвлению, инвариантно к мастерству спортсменов.
Ключевые слова: пожарные, пожарно-прикладной спорт, юные и квалифицированные спортсмены, кинематические характеристики бега, скорость бега, скорость торможения, курсанты военных и пожарных училищ.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p196-199
DEFINITION OF THE OPTIMUM RATIO OF SPEED OF RUN AND BRAKING WHEN PERFORMING CONNECTION OF THE FIRE HOSE LINE TO THE BRANCHING IN FIRE AND APPLIED SPORT
Vasily Dmitrievich Shalaginov, the Master of Sports, captain, State Fire Academy of Emercom of Russia, Moscow, Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, Moscow City University, Teacher Training Institute of Physical Culture and Sport, Moscow, Vyacheslav Alexandrovich Smorchkov, the colonel, chief of chair, Voronezh State Fire Institute of Emercom of Russia
Annotation
As a result of the carried-out statistical analysis of the success participation of the leading athletes of the country in the fire applied sport it has been established that the frequency of the correct and fast connections of the fire hose line to the fire branching slightly exceeds a half of cases. This circumstance defines the need in research of the ways for the reliability increase in accession of the fire hose line to the fire branching in the competitive conditions. In research it has been established that the braking speed relation to the run speed in the competitive exercise at which the successful accession of the hose line to