Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка питания школьников Оренбургской области (в рамках экспериментального проекта по организации питания)'

Гигиеническая оценка питания школьников Оренбургской области (в рамках экспериментального проекта по организации питания) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
420
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПИТАНИЕ / МАКРОНУТРИЕНТЫ / МИКРОНУТРИЕНТЫ / SCHOOLCHILDREN / NUTRITION / MACRONUTRIENTS / MICRONUTRIENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бурцева Татьяна Ивановна, Нотова С. В., Малышева Н. В., Горелова Ж. Ю., Скальный А. В.

В СТАТЬЕ ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 2-3-ГО КЛАССОВ. ВЫЯВЛЕНЫ ПОНИЖЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ЦЕННЫХ ПРОДУКТОВ, ДИСБАЛАНС ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ, А ТАКЖЕ НЕДОСТАТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАКИХ МИКРОНУТРИЕНТОВ, КАК ЙОД, ЦИНК, ВИТАМИНЫ D, С, В1, ФОЛАТ. ПРИ СРАВНЕНИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ГОРОДА И СЕЛА УСТАНОВЛЕНЫ ДОСТОВЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОТРЕБЛЕНИИ БОЛЬШИНСТВА НУТРИЕНТОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бурцева Татьяна Ивановна, Нотова С. В., Малышева Н. В., Горелова Ж. Ю., Скальный А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ESTIMATION OF NUTRITION OF SCHOOLCHILDREN IN ORENBURG REGION (IN THE CONTEXT OF EXPERIMENTAL PROJECT OF NUTRITION ORGANIZATION)

HYGIENIC PECULIARITIES OF NUTRITION OF SCHOOLCHILDREN IN 2-3 FORMS WERE ANALYZED IN THIS ARTICLE. DECREASED CONSUMPTION OF BIOLOGICALLY VALUABLE FOOD STAFFS, MISBALANCED RECEIPT OF BASIC NUTRIENTS AND INSUFFICIENT USE OF SOME MICRONUTRIENTS (IODINE, ZINC, VITAMINS D, С AND В1, FOLAT) WERE DISCOVERED. COMPARISON BETWEEN NUTRITION OF SCHOOLCHILDREN IN CITY AND IN VILLAGE SHOWED THAT THERE'S A SIGNIFICANT DIFFERENCES BETWEEN USING OF MOST OF NUTRIENTS.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка питания школьников Оренбургской области (в рамках экспериментального проекта по организации питания)»

Оригинальная статья

Т.И. Бурцева1, С.В. Нотова1, Н.В. Малышева1, Ж.Ю. Горелова2, А.В. Скальный1, О.И. Бурлуцкая1

1 Оренбургский государственный университет

2 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Гигиеническая оценка питания школьников Оренбургской области (в рамках экспериментального проекта по организации питания)

В СТАТЬЕ ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 2-3-ГО КЛАССОВ. ВЫЯВЛЕНЫ ПОНИЖЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ЦЕННЫХ ПРОДУКТОВ, ДИСБАЛАНС ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ, А ТАКЖЕ НЕДОСТАТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАКИХ МИКРОНУТРИЕНТОВ, КАК ЙОД, ЦИНК, ВИТАМИНЫ D, С, В1, ФОЛАТ. ПРИ СРАВНЕНИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ГОРОДА И СЕЛА УСТАНОВЛЕНЫ ДОСТОВЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОТРЕБЛЕНИИ БОЛЬШИНСТВА НУТРИЕНТОВ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ШКОЛЬНИКИ, ПИТАНИЕ, МАКРОНУТРИЕНТЫ, МИКРОНУТРИЕНТЫ.

39

Во многих исследованиях показано, что гармоничное физическое развитие невозможно без полноценного питания [1-3]. Это стало основанием для старта в ряде регионов РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» экспериментального проекта по совершенствованию организации питания учащихся, обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях и муниципальных образовательных учреждениях. Участником этого проекта является и Оренбургская область. Указанное направление национального проекта посвящено комплексной модернизации системы питания в школах. Одна из задач проекта — разработка меню школьных завтраков с тем, чтобы они смогли восполнить недостаток потребления биологически ценных нутриентов. Для этого (по данным анкетирования родителей) были оценены индивидуальные рационы питания учащихся без учета школьных завтраков. Анкета включала вопросы о 3-дневных рационах питания школьников. Для анализа среднесуточного рациона питания использовали программу «АСПОН — питание» (утверждена ФЦГСЭН РФ в 1996 г.), позволяющую проводить анализ по 52 основным нутриентам (в том числе по витаминам, микро- и макроэлементам), входящим в состав продуктов питания. В исследовании приняли участие 84 школьника из Оренбурга (п = 37) и Сак-марского района (п = 47) Оренбургской области.

Контактная информация:

Бурцева Татьяна Ивановна,

кандидат биологических наук,

старший преподаватель кафедры

нутрициологии и биоэлементологии

Оренбургского государственного

университета

Адрес: 460018, Оренбург,

пр. Победы, д. 13,

тел. (3532) 77-70-33

Статья поступила 09.09.2008 г.,

принята к печати 01.12.2008 г.

T.I. Burtseva1, S.V. Notova1, N.V. Malysheva1,

Zh.Yu. Gorelova2, A.V. Skal'nyy1, O.I. Burlutskaya1

1 Orenburg State University

2 Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Hygienic estimation of nutrition of schoolchildren in Orenburg region (in the context of experimental project of nutrition organization)

HYGIENIC PECULIARITIES OF NUTRITION OF SCHOOLCHILDREN IN 2-3 FORMS WERE ANALYZED IN THIS ARTICLE. DECREASED CONSUMPTION OF BIOLOGICALLY VALUABLE FOOD STAFFS, MISBALANCED RECEIPT OF BASIC NUTRIENTS AND INSUFFICIENT USE OF SOME MICRONUTRIENTS (IODINE, ZINC, VITAMINS D, C AND Bi, FOLAT) WERE DISCOVERED. COMPARISON BETWEEN NUTRITION OF SCHOOLCHILDREN IN CITY AND IN VILLAGE SHOWED THAT THERE'S A SIGNIFICANT DIFFERENCES BETWEEN USING OF MOST OF NUTRIENTS.

KEY WORDS: SCHOOLCHILDREN, NUTRITION, MACRONUTRIENTS, MICRONUTRIENTS.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 6

Оригинальная статья

На рис. 1 представлено процентное соотношение продуктового набора, входящего в рационы питания школьников, и норм потребления СанПиН 2.4.5.2409-08 [4]. Анализ показал повышенное потребление мясных продуктов в 1,3 раза, колбасных изделий — в 5,2 раза, каш — в 2 раза, кондитерских изделий — в 1,5 раза по сравнению с рекомендуемыми нормами. В то же время потребление таких продуктов питания, как молоко, творог, кисломолочные продукты, рыба, яйца, было понижено в 2 раза и более. Выявлено также снижение потребления свежих фруктов, овощей и соков. Полученные результаты свидетельствуют о неполноценности питания школьников, что предполагает дисбаланс поступления макро- и микронутриентов, поскольку ни один продукт не содержит полного спектра нутриентов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма ребенка [1]. В связи с этим стала ясной необходимость изучения нутриентного состава пищевых рационов обследованных школьников.

Анализ полученных данных позволил установить достоверные (р < 0,05) различия в калорийности и потреблении основных нутриентов питания школьниками города и села при характерном для обеих групп повышенном потреблении жиров. У детей в сельской местности потребление всех макронутриентов, а значит и калорийность пищи, были более высокими.

Несмотря на повышенное потребление школьниками жиров, среднесуточная калорийность рационов их питания была сниженной (1863-2300 ккал) за счет недостаточного потребления углеводов (234 г — в городе, 293 г — на селе). Потребление белков сельскими детьми соответствовало нормальному уровню обеспеченности, а городскими детьми — понижено в среднем на 12%.

На рис. 2 показано содержание основных нутриентов в питании школьников (согласно индивидуальным дневни-

кам питания без учета школьных завтраков) в сравнении с рекомендуемыми нормами потребления для возрастной группы 7-11 лет [4].

Результаты гигиенической оценки обеспеченности обследованных витаминами представлены в табл. 1. При анализе содержания витаминов в рационе питания достоверных различий не выявлено. Однако обеспеченность сельских школьников всеми изучавшимися витаминами была выше. Как видно из представленных данных, содержание жирорастворимых витаминов А и Е превышало установленные нормы потребления в среднем на 100-300%, а водорастворимых витаминов группы В и С — приближалось к нормальному диапазону.

Вместе с тем, несмотря на высокие, в среднем, уровни содержания в рационе витаминов А и Е, пониженное их потребление отмечено у каждого десятого и каждого пятого городского ребенка соответственно (табл. 2). Выявлен значительный дефицит потребления с пищей таких жизненно необходимых витаминов, как витамины группы В, витамина С и D и фолата. Их содержание в рационе было снижено у большинства (43-95%) городских и сельских школьников, хотя у детей, проживающих в сельской местности, дефицит витаминов в рационе был несколько меньше.

Сравнительный анализ макро- и микроэлементного состава рационов питания обследованных позволил установить, что поступление кальция составило в среднем 800 мг/сут, это на 28% ниже рекомендуемой нормы (рис. 3). Установленный дефицит связан, в первую очередь, с низким потреблением учащимися молочных продуктов (молоко, творог, сыры, кисломолочные продукты). Подчеркнем, что недостаток кальция в водно-пищевых рационах установлен у 92% городских и 33% — сельских школьников.

Рис. 1. Продуктовый набор рационов питания школьников по сравнению с нормами потребления СанПиН 2.4.5.2409-08 (приняты за 100%)

Рис. 2. Среднесуточное содержание основных нутриентов и калорийность в рационах питания школьников по сравнению с нормами потребления СанПин 2.4.5.2409-08 (принята за 100%)

Примечание.

* — Статистически значимое (р < 0,05) отличие по сравнению с показателем в группе сельских детей.

Наряду с этим определенную роль в формировании дефицита кальция в организме может играть и повышенное (в среднем на 11-35% по сравнению с СанПиН 2.4.5.2409-08) поступление с пищей магния (в среднем 279-339 мг/сут), являющегося антагонистом кальция [5]. Оценка содержания фосфора в рационах питания учащихся показала недостаточный его уровень: у городских школьников оно составляло в среднем 67% от рекомендуемого уровня потребления, у сельских — 81%.

Наиболее значимым при анализе физиологической полноценности водно-пищевых рационов было выявление пониженного потребления эссенциальных микроэлементов по сравнению с рекомендуемыми нормами, что согласуется с результатами, полученными при изучении обеспеченности рационов питания населения РФ биогенными элементами [4, 6]. Так, содержание йода в рационах детей обеих групп было понижено в среднем в 1,5 раза, а цинка у городских школьников — в 1,2 раза. Следует отметить, что сельские школьники больше потребляли всех макро- и микроэлеменов (за исключением йода), причем различия были достоверными (р < 0,05). Пониженный уровень потребления йода как городскими, так и сельскими школьниками согласуется с ранее полученными данными [7].

Недостаточно сбалансированный по основным витаминам рацион младших школьников может неблагоприятно сказаться на их физическом развитии, успеваемости и здоровье [2]. Вместе с тем известно, что недостаток в

41

СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ РЕКОМЕНДУЕТ

Оригинальная статья

Таблица 1. Среднесуточный витаминный состав рационов питания школьников 2-3-х классов (согласно индивидуальным дневникам питания без учета школьных завтраков)

Витамин Норма потребления* Городские дети Сельские дети

А, мг 0,7 1,8 ± 0,1 2,1 ± 0,2

В1, мг 1,2 0,9 ± 0,1 1,0 ± 0,1

В2, мг 1,4 1,3 ± 0,1 1,6 ± 0,1

С, мг 60 51 ± 3,5 56 ± 6,1

Е, мг 10 12 ± 0,6 15 ± 1,3

Э, мкг 2,5** 1,5 ± 0,1 2 ± 0,3

Фолат, мкг 200** 113 ± 6 139 ± 10

Примечание.

* — нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР (утверждены МЗ СССР в 1991 г., приказ № 57-86-91) [4]; ** — СанПиН 2.4.5.2409-08.

Таблица 2. Распределение учащихся с отклонениями от нормального содержания витаминов в рационе (в % от числа обследованных в группе)

42

Витамины Городские дети, % Сельские дети, %

ниже нормы норма выше нормы ниже нормы норма выше нормы

A 8,5 42,5 49 0 40 60

B1 83 12,8 4,2 66,7 33,3 0

B2 42,6 44,7 12,7 18,5 33 48

C 66 27,7 6,3 60 27 13

E 21 17 62 0 37 63

Фолат 95,7 4,3 0 77 23 0

D 83 8,5 8,5 70 7,4 22,6

Рис. 3. Среднесуточное содержание основных макро- и микроэлементов в рационах питания школьников по сравнению с нормами СанПин 2.4.5.2409-08 (принята за 100%)

%

200 150 100 50 0

■ Городские дети □ Сельские дети

ш

I

Кальций Фосфор Магний Железо Цинк Йод

Примечание.

* — Статистически значимое (р < 0,05) отличие по сравнению с показателем в группе сельских детей.

витаминах бывает трудно компенсировать даже при оптимальной организации школьного питания. Это может быть связано с тем, что недостаток витаминов у детей этой возрастной группы является результатом увеличения потребности в микронутриентах. Причиной тому являются повышенные физические, умственные и психоэмоциональные нагрузки, связанные с «новым» обстоятельством — обучением в школе. В подобных условиях для коррекции витаминной недостаточности ведущие отечественные специалисты в области нутрициологии рекомендуют использовать поливитаминные препараты и витаминно-минеральные комплексы. С учетом полученных в настоящем исследовании данных адекватным средством для коррекции витаминной недостаточности является поливитаминный препарат «Пиковит Форте» (КРКА, Словения). Препарат включает в оптимальной дозе витамины В± и В2, содержание которых в рационе, по данным проведенного исследования, было снижено у 83 и 43% городских детей и 67 и 19% сельских детей.

Кроме того, в поливитаминном препарате содержатся и другие витамины группы В, в частности В6 и В12 сочетанный эффект позволит предупреждать развитие переутомления, плохой концентрации внимания, повышать устойчивость к физическим нагрузкам, повышать аппетит при его отсутствии. Для восполнения суточной потребности в витаминах ребенку достаточно принять одну таблетку «Пиковит Форте».

Таким образом, в результате изучения макро- и микроэле-ментного состава пищевых рационов у значительного числа учащихся 2-3-х классов городских и сельских школ был выявлен выраженный дефицит поступления в организм основных витаминов и минералов. Установлено, что дефицит микронутриентов в рационе у младших школьников, проживающих в городе, отмечается с большей частотой, чем в группе сельских детей. Это наблюдение позволяет говорить о необходимости дифференцированного подхода к организации питания детей и важности дополнительного применения поливитаминных препаратов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Янушевич О.О. Общая нутрициология: Учебное пособие. — М.: МЕДпресс-информ, 2005. — С. 392.

2. Нотова С.В., Бурцева Т.И., [орелова Ж.Ю. и др. Особенности питания, элементного статуса организма учащихся и их успеваемость // Вопросы современной педиатрии. — 2007. — Т. 6, № 5. — С. 70-73.

3. Gibson R. Principal of nutritional assessment. — New York: Oxford University Press, 1990. — P 691.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях,

учреждениях начального и среднего профессионального образования. — СанПиН 2.4.5.2409-08.

5. Панченко Л.Ф., Маев И.В., Гуревич К.Г. Клиническая биохимия микроэлементов. — М.: ВУНМЦ, 2004. — С. 368.

6. Тутельян В.А. Справочник по диетологии / Под ред. М.А. Самсонова. — М.: Медицина, 2002. — С. 274.

7. Нотова С.В., Губайдуллина С.Г., Чадова Л.А. К пониманию связи минерального статуса студентов и успеваемости // Вестник Оренбург. гос. ун-та. — 2005. — Т. 40, № 2. — С. 53-55.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.