УДК 372.881.1
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.И. Торунова, М.В. Погодаева, Э.А. Житницкая
Аннотация. Анализ показателей здоровья детей и молодежи в России за последние два десятилетия свидетельствует о сохраняющейся тенденции снижения их физического, психического и нравственного здоровья. Широкое распространение получили социально-негативные явления: табакокурение, употребление пива, рискованное половое поведение. Отсутствие системы непрерывного педагогического образования по формированию ценности здоровья и ЗОЖ является одной из важных причин низкой эффективности работы, проводимой в образовательных организациях.
В статье обосновываются потенциальные возможности дисциплины «Иностранный язык» для обеспечения непрерывности формирования здорового образа жизни у обучающихся, и освещается опыт проведения этой работы через систему урочных и внеурочных занятий по сквозной теме.
Ключевые слова: культура здоровья, ЗОЖ, система непрерывного педагогического образования, непрерывное языковое образование, система учебных и внеучебных занятий по сквозной теме.
HEALTHY LIFESTYLE IN STUDENTS' TRAINING
IN THE SYSTEM OF NON-STOP LANGUAGE EDUCATION
N. Torunova, M. Pogodaeva, E. Zhitnitskaya
Abstract. The analysis of the health indices dynamics for children, teenagers and young people of Russia during the last two decades testifies that there is a lasting tendency of decline of physical, mental and moral health of those under instruction. The social negative phenomena like tobacco-smoking, beer drinking and risky sexual behavior have become widely spread. The absence of non-stop system of pedagogical education focused on health value and a healthy lifestyle is one of the major reasons of low efficiency of the work carried out by educational institutions. The article substantiates the potential possibilities of a foreign language teaching as an aspect to provide those trained with nonstop formation of a healthy lifestyle and it examines the work done within the frame of class and extra class activities amalgamated by one topic.
Keywords: health care culture training, healthy lifestyle, non-stop system of pedagogical education, non-stop language education succession, the frame of class and extra class activities amalgamated by one topic.
Происходящая в настоящее время реформа Российского образования от дошкольного до послевузовского может обеспечить
благоприятную возможность улучшения состояния здоровья обучающихся при учете факторов риска для здоровья и развития, возникающих при обучении и
совершенствовании учебно-воспитательной работы по формированию культуры здоровья. Под культурой здоровья нами, наряду с другими авторами, понимается «социально-
психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового образа жизни, превращение его во внутреннее богатство личности» [14; с.31]. Из определения следует, что здоровый образ жизни является составляющей частью понятия «культура здоровья». Здоровый образ жизни - это определенная поведенческая культура. Основным содержанием данного понятия в нашем понимании является забота о физическом,
психическом и нравственном здоровье как высшей ценности. ЗОЖ - способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни [6]. Формирование ЗОЖ обучающихся в системе непрерывного образования от дошкольного до вузовского и послевузовского обеспечивает реализацию важнейших принципов здоровьесберегающей педагогики - непрерывности и преемственности, определяемых Н.К. Смирновым как необходимость проводить здоровьесберегающую работу в образовательных организациях не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке; формирование ответственности обучающихся за свое здоровье, поведение и жизнь [12].
Воспитание культуры здоровья должно начинаться уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда закладываются жизненно важные установки, и формируется базис биологического и социального
компонентов здоровья. Начатое в раннем детстве формирование приоритетного отношения к своему здоровью должно сопровождать человека всю его жизнь. В этом контексте мы можем обсуждать систему непрерывного
здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования в общем, и воспитание культуры здорового образа жизни в процессе иноязычного общения, в частности.
В настоящее время проводятся работы по изучению состояния здоровья подрастающего поколения и учебных факторов (гиподинамия, психическое напряжение, хронический стресс и др.), влияющих на его формирование. Накоплен опыт взаимодействия министерств
здравоохранения и образования в проведении совместной работы. Осуществляется разработка и внедрение современных здоровьесберегающих педагогических технологий. Совершенствуются разнообразные формы психолого-
педагогического сопровождения дошкольников, школьников, студентов, детей с ограниченными возможностями и нуждающихся в специальных условиях при получении образования. Проводятся различные мероприятия по формированию ЗОЖ учащихся, профилактике отклоняющихся форм поведения и потребления психоактивных веществ (ПАВ), суицидов [1;2;3;4;7;10;11].
В документах 16-го конгресса Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья звучит обращение организовывать детские центры здоровья для координации действий педагогических и медицинских работников, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся и студентов [8].
С начала 90-х годов 20 века в России сохраняется тенденция ухудшения физического, психического и нравственного здоровья обучающихся. Самую большую группу школьников составляют дети, отягощенные хроническими заболеваниями и
функциональными расстройствами [13].
Процесс формирования культуры здоровья и ее важнейшей составляющей ЗОЖ должен осуществляться на всех уровнях обучения (от дошкольного до послевузовского) и проходить через все образовательные области / предметы / дисциплины в системе урочных и внеурочны занятий: в кружках, спортивных секциях. Федеральные государственные образовательные стандарты направляют деятельность
образовательных организаций всех уровней на реализацию педагогики здоровья в учебном процессе. Для непрерывного сопровождения здоровьесбережения и формирования культуры ЗОЖ в образовательном процессе необходима
преемственность дошкольного, начального, основного общего, профессионального и дополнительного образования [5].
Непрерывное образование рассматривается сейчас в качестве руководящей концепции для будущих реформ и нововведений в экономической и социальной сферах общества
[7].
Приоритетное место в концепции здоровьеформирующего образования занимает воспитание как процесс формирования иерархии потребностей и ценностей, которые наиболее благоприятны для самореализации человека, его возможностей и выработки у него здорового способа жизни. В рамках здоровьеформирующей концепции встает задача воспитания у обучающихся потребности в здоровье, формирования у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности. Образовательная среда должна обеспечить возможности для развития личности не только ребенка, но и педагогов, и других участников образовательного процесса. Система ценностей, ориентированных на гуманистическое, безопасное развитие ребенка, предполагает создание социально-педагогической адаптивно-развивающей среды
[1;4].
С учетом анализа компонентов ЗОЖ предлагается следующая концепция воспитания здорового человека: через нравственное, физическое и половое воспитание, формирование индивидуального способа психосаморегуляции и пищевого поведения, гигиенические,
физиологические, экологические и медицинские знания - к здоровому образу жизни и соматическому здоровью.
В данной концепции иноязычное образование занимает особое место, связанное с формированием личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Как средство общения и вторичный способ познания действительности иностранный язык выполняет и культурообразующую функцию. Язык отражает реальность и интерпретирует её. Принцип соизучения языка и культуры - важный фактор достижения стратегической цели обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Иноязычное слово может мотивировать обучающихся к формированию культуры здорового образа жизни.
Иностранный язык как один из немногих учебных предметов предоставляет уникальные возможности непрерывного формирования культуры здорового образа жизни со 2 по 11
класс и далее в образовательных организациях среднего профессионального, высшего и послевузовского образования. Непрерывность иноязычного образования является важнейшим условием эффективности воспитания культуры здорового образа жизни в процессе межкультурной коммуникации.
Учитель иностранного языка, сам как личность, и через организацию процесса обучения межкультурной коммуникации в системе урочных и внеурочных занятий по сквозной теме способствует воспитанию поведения с ориентацией на здоровье обучающихся [17]. Включение формирования культуры ЗОЖ в содержание всех видов деятельности учителя иностранного языка: проектировочную, организаторскую,
коммуникативно-обучающую — рассматривается также как непременное условие результативности воспитания культуры здоровья [15].
Авторами накоплен многолетний опыт формирования культуры здоровья средствами иноязычного общения у обучающихся (в том числе и дошкольников) в различных образовательных организациях. Представим процесс формирования культуры здорового образа жизни в системе непрерывного иноязычного образования от дошкольного до вузовского.
Формирование здоровья ребенка-дошкольника проходит в процессе активного внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе [10]. Рассмотрим возможности воспитания культуры здоровья на примере формирования здорового образа жизни и безопасного поведения в процессе обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. Использование познавательной деятельности в области безопасности в целях преподавания иностранного языка позволяет решать следующие задачи:
1) усилить мотивацию изучения иностранного языка за счет насыщения лексики интересной для детей информацией и включения дошкольников в деятельность по обеспечению безопасности с использованием иностранного языка;
2) сделать иноязычные слова, фразы практически ориентированными на обеспечение личной безопасности;
3) обеспечить прочность запоминания, за счет включения иноязычной лексики в сюжетно-ролевые игры по теме «Здоровье»;
6) обогатить словарь повседневной игровой лексики дошкольника словами по темам «Здоровье», «Я в городе», «Моя семья»;
7) научить дошкольников использовать иноязычный материал по теме «Безопасность»,
«Здоровье» в повседневной коммуникации: сообщать информацию о себе, выражать просьбу, давать оценку в опасных ситуациях и для осуществления практической деятельности в области личной безопасности [9].
Методология здоровьесберегающего
образования в детском саду и далее в начальной школе состоит в том, чтобы в свободной игровой и творческой деятельности, главным образом через подражание, практические действия и другие формы продуктивного поведения, формировать мотивационные основы
гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента ЗОЖ.
В основной школе главная педагогическая задача в области здоровьеформирующего обучения заключается в формировании индивидуального способа укрепления своего здоровья, психосаморегуляции путем развития рефлексии, в рамках которой становятся возможными самопознание своих
физиологических, психологических и половых особенностей, постановка проблем, анализ и коррекция собственной деятельности.
В средней школе основная задача в области здоровьеформирующего обучения состоит в выработке индивидуального способа здорового образа жизни, овладении необходимыми знаниями и навыками предупреждения болезней, подготовке к семейной жизни и воспитанию детей. Решение этой задачи обеспечивается путем создания условий для анализа (самоанализа), самостоятельного выбора способов переработки учебного материала и самообразования.
В каждом высшем учебном заведении существует программа, направленная на воспитание культуры здорового образа жизни, которая преимущественно осуществляется через учебные дисциплины «Физическое воспитание», «Основы безопасности жизнедеятельности», другие дисциплины. Например, формирование здоровьесберегающей компетенции у будущих учителей иностранного языка в Иркутском государственном университете (ИГУ) осуществляется в системе учебных и внеучебных занятий в рамках дисциплин: практический курс иностранного языка, практикум по культуре речевого общения, культура здоровья и здоровьесберегающее обучение, методика обучения и воспитания по профилю подготовки.
К сожалению, далеко не все учителя иностранного языка используют возможности и специфику предмета для воспитания у обучающихся культуры здоровья в процессе формирования языковой, речевой и социокультурной компетенций. А те учителя, которые осознают необходимость воздействия
иноязычного общения на воспитание культуры здоровья, испытывают дефицит аутентичных текстов валеологической направленности и недостаток методических разработок по работе с ними.
Разработанное интегрированное
методическое пособие «Воспитание культуры здоровья у студентов и учащихся старших классов в процессе обучения иноязычному общению» в некоторой степени восполняет этот пробел. Оно имеет Гриф УМО в области лингвистики Министерства образования РФ [16].
Уникальность пособия заключается в использовании колоссальных резервных возможностей непрерывного иноязычного образования для воспитания культуры ЗОЖ у обучающейся молодежи. Оно включает: содержание универсального, интегрированного курса по выбору, аутентичную валеологическую текстотеку на четырех языках, анкеты, тесты для определения рисков для здоровья и работоспособности и образцы индивидуальной программы здоровья на русском и иностранных языках.
При разработке индивидуальной программы здоровья использован инновационный
психологический подход к повышению мотивации обучающихся к оздоровительному поведению. Стратегическим направлением этого подхода является проведение каждым студентом самоанализа показателей здоровья и поведенческих рисков. Для реализации этого стратегического направления отобраны и разработаны анкеты по ведущим структурным компонентам ЗОЖ. На основе анализа собственных поведенческих рисков для здоровья формируется мотивация к разработке индивидуальной программы здоровья с учетом собственных потребностей.
По данным анонимного письменного опроса студентов ИГУ после изучения курса «Культура здоровья и здоровьесберегающее обучение» и реализации индивидуальной программы здоровья в 2006 - 2016 годах было установлено, что от 60 до 80% обучающихся изменили поведение с ориентацией на здоровье и здоровый образ жизни. Они повысили физическую активность, упорядочили режим дня, оптимизировали питание; отдельные студенты (преимущественно девушки) отказались от курения или снизили его интенсивность.
Литература:
1. Абаскалова Н.П. Системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования / Н.П. Абаскалова, А.Ю. Зверкова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 182-188.
2. Антонова Н.Л. Культура здоровьесбережения студенческой молодежи: противоречия становления и развития / Н.П. Абаскалова, А.В. Меренков // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2016. - Т. 19. - № 2. - С. 88-100.
3. Деркунская В.А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников /
B.А. Деркунская, И.И. Никонец, Т.Л. Шитикова // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 10. - С. 1219.
4. Журавская Н.В. Формирование культуры здоровьесбережения - инновационный вектор развития физической культуры в условиях реформы профессионального образования / Н.В. Журавская, Н.Д. Жилина // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 2-3(63). - С. 3-4.
5. Зверкова А.Ю. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов / А.Ю. Зверкова, Н.П. Абаскалова, Э.М. Казин // Валеология. - 2015. - № 2. -
C. 34-42.
6. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье / Ю.П. Лисицын. - М.: Знание, 1982. - 40 с.
7. Маджуга А.Г. Здоровьесозидание как приоритет образовательной политики России в третьем тысячелетии: тенденции, поиск, перспективы развития / А.Г. Маджуга, И.А. Синицина //
Здоровьесберегающее образование. - 2014. - № 2(38). -С. 10-18.
8. Образование и здоровье с детства и до взрослой жизни: итоги 16-го конгресса Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья // Школа здоровья. - 2011. - № 3. - С. 56-61.
9. Погодаева М.В. Обучение дошкольников безопасному поведению в процессе изучения английского языка / М.В. Погодаева, Т.И. Никулина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. - С. 10-15.
10. Родионова Е.Б. Здоровьесберегающие технологии как основа формирования культуры здоровья дошкольников / Е.Б. Родионова // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. -2015. - № 2. - С. 5.
11. Русинова Н.Л. Социальные различия в здоровье и приверженности курению и алкоголю в России: тенденции 1994-2009 гг., Петербургская социология сегодня / Н.Л. Русинова, О.В. Озеров, В.В. Сафронов. - СПб.: Нестор-история, 2011.
12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
13. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования / Н. К. Смирнов. -М.: АРКТИ, 2008. - 288 с.
14. Торохова Е.И. Валеологический словарь / Е.И. Торохова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 248 с.
15. Торунова Н.И. Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку в вузе [Электронный ресурс] /
Н.И. Торунова, В.А. Шерстеникина // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011. - № 3. - Режим доступа: http://md.islu.ru/ru/journal/3
16. Торунова Н.И. Воспитание культуры здоровья у студентов и учащихся старших классов в процессе обучения иноязычному общению: учеб. пособие 3 -е изд. испр. и доп. [Электронное издание] (Гриф УМО в области лингвистики Министерства образования Российской Федерации) / Н.И. Торунова, Э.А.
Житницкая, В.А. Шерстеникина. - Иркутск: МГЛУ ЕАЛИ, 2016. - 218 с.
17. Шерстеникина В.А. Непрерывное языковое образование, развитие, воспитание личности обучающегося на примере работы по сквозной теме «Family Life» / В.А. Шерстеникина // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. 8: Теория и методика обучения в вузе и школе. Вып. 11. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006. - С. 178-185.
Сведения об авторах:
Торунова Наталья Ивановна (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики ФГБОУ ВО «ИГУ», e-mail: torunova38@mail.ru
Погодаева Маргарита Викторовна (г. Иркутск, Россия), кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики ФГБОУ ВО «ИГУ», e-mail: margopog@rambler.ru
Житницкая Эсфирь Абрамовна (г. Иркутск, Россия), кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики ФГБОУ ВО «ИГУ», e-mail: rol_zh@mail.ru
Data about the authors:
N. Torunova (Irkutsk, Russia), Candidate of Sciences (Pedagogy) Associate Professor, Associate Professor of the Foreign Languages and Linguodidactics Department FSBEE HE «ISU», e-mail: torunova38@mail.ru
M. Pogodaeva (Irkutsk, Russia), Candidate of Sciences (Biology) Associate Professor, Associatе Professor of Geography, Life Safety and Methods of Teaching Department FSBEE HE «ISU», e-mail: margopog@rambler.ru
E. Zhitnitskaya (Irkutsk, Russia), Candidate of Sciences (Medicine), Associate Professor, Associate Professor of Geography, Life Safety and Methods of Teaching Department FSBEE HE «ISU», e-mail: rol_zh@mail.ru