Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку в вузе'

Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМА АУДИТОРНЫХ И ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СКВОЗНОЙ ТЕМЕ / FORMATION OF HEALTHCARE COMPETENCE / THE SYSTEM OF CLASS AND EXTRA-CLASS ACTIVITIES THROUGH ONE MAIN THEME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торунова Наталья Ивановна, Шерстеникина Валентина Александровна

В статье рассматривается воспитание культуры здоровья в контексте формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку в вузе. Охарактеризованы система и две подсистемы аудиторных и внеаудиторных занятий, направленные на сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья. Формирование здоровьесберегающей компетенции осуществляется в системе занятий по сквозной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торунова Наталья Ивановна, Шерстеникина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку в вузе»

Библиографический список

1. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А Петухов. — М. : Мастерство, 2008. — 307 с.

2. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика [Текст] / С. Я. Батышев. — М. : Эгвес, 2006. — 287 с.

Внимание: опыт Торунова Наталья Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия Шерстеникина Валентина Александровна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 37.013.

ББК 81.2-9; ББК 51.1(2)6

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ АУДИТОРНЫХ И ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

В статье рассматривается воспитание культуры здоровья в контексте формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку в вузе. Охарактеризованы система и две подсистемы аудиторных и внеаудиторных занятий, направленные на сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья. Формирование здоровьесберегающей компетенции осуществляется в системе занятий по сквозной теме.

Ключевые слова: формирование здоровьесберегающей компетенции; система аудиторных и внеаудиторных занятий по сквозной теме.

THE FORMATION OF STUDENTS’ HEALTHCARE COMPETENCE THROUGH THE SYSTEM OF CLASS AND EXTRA-CLASS ACTIVITIES IN FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION The article deals with training health culture in the context of forming students’ healthcare competence through the system of class and extra-class activities in foreign Languages in Higher educational institution. Under analysis are the system and two subsystems of class and extra-class activities focused on preserving and strengthening physical, mental and spiritual health. The formation of healthcare competence is realized through the system of classes based on one main theme.

Key words: formation of healthcare competence; the system of class and extraclass activities through one main theme.

Компетентностный подход является одним из приоритетных в повышении качества среднего и высшего образования на современном этапе. Компетенция здоровьесбережения рассматривается как одна из ключевых (базовых) компетенций оканчивающих высшее учебное заведение. Особая роль в формировании здоровьесберегающей компетенции принадлежит выпускникам педагогических вузов. Именно они должны осуществлять здоровьесберегающую деятельность среди многочисленной аудитории обучающейся молодежи. Уместно предположить, что качество этой деятельности находится в непосредственной зависимости от способности преподавателя/педагога, то есть от степени сформированности у него здоровьесберегающей компетенции [1, 2, 3]. Необходимость владения здоровьесберегающей компетенцией будущими учителями/преподавателями иностранного языка обоснована в проекте Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавриата. В нем акцентируется внимание на умении применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития повышения культурного уровня профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования [5]. Осознание социальной значимости своей будущей профессии предполагает и формирование здоровьесберегающей компетенции у его обучающихся.

Вслед за И.А. Зимней под компетенцией здоровьесбережения мы понимаем знание и соблюдение здорового образа жизни, опасности курения и алкоголизма, наркомании, СПИДа, правил личной гигиены, физической культуры и умение реализовывать эти знания в собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности обучающихся, принятие здоровьесбережения как ценности, регулирование психосоматического и эмоционального здоровья [3].

Компетенция здоровьесбережения носит надпредметный характер. В предмете «иностранный язык» проявляется специфика ее реализации. При таком подходе основным проводником здоровьесбережения является иноязычное слово, иноязычный текст. Иноязычное слово обеспечивает результативное воздействие на чувства, эмоции, сознание, и, наконец, на поведение обучающихся, мотивирующих их к овладению культурой здоровья.

Обучение иностранному языку является способом формирования вторичной языковой личности через познание культуры страны изучаемого языка и собственной культуры, в том числе, и культуры здоровья как ее системообразующего звена. Таким образом, происходит как сознательное, так и подсознательное усвоение через язык и на языке знаний, навыков, умений соблюдения здорового образа жизни.

Накопленные обучающимися по иностранному языку знания о культуре здоровья собственной страны позволяют сопоставить ее с информацией о здоровье и здоровом образе жизни сверстников стран изучаемых языков.

Такое целенаправленное метапредметное и предметное содержание речи обеспечивает успешность протекания, а, следовательно, и взаимопонимание партнеров по межкультурной коммуникации.

Результативность подобной межкультурной коммуникации может быть достигнута при соблюдении необходимых условий. Одним из них является компетентностный подход к подготовке лингвиста-преподавателя, а в будущем бакалавра и магистра лингвистики. Это в свою очередь предопределяет адекватный уровень владения будущим педагогом здоровьесберегающей, коммуникативной, психолого-педагогической и методической компетенциями. Прежде всего, учитель иностранного языка, как и учитель любого другого предмета, сам должен осознавать свое собственное здоровье как наивысшую нравственную ценность. Представляется, что преподаватель иностранного языка как носитель культуры здоровья через иноязычное общение, через сам процесс обучения межкультурной коммуникации, адекватные формы аудиторной и внеаудиторной деятельности и сам как личность способствует формированию здоровьесберегающей компетенции у обучающихся. Требуется, чтобы преподаватель владел определенной сумой интегрированных знаний, навыков и умений.

Непрерывность иноязычного образования от дошкольного до послевузовского периода является другим важным условием эффективности формирования здоровьесберегающей компетенции в процессе межкультурной коммуникации. Непрерывность иноязычного образования невозможно вне соблюдения преемственности между ступенями обучения.

Включение формирования здоровьесберегающей компетенции в содержание всех видов деятельности (проектировочной, организаторской, коммуникативно-обучающей, мониторинговой, гностической, исследовательской) учителя иностранного языка рассматривается также как непременное условие результативности воспитания культуры здоровья.

Значимость межкультурной коммуникации в формировании здоровьесберегающей компетенции у обучающихся подтверждается Федеральными государственными образовательными стандартами и программами по иностранным языкам нового поколения по средним и высшим учебным заведениям.

Авторы данной статьи, являясь преподавателями лингвистического университета, ведут исследования резервных возможностей предмета «иностранный язык» для формирования здоровьесберегающей компетенции средствами иноязычного общения более четверти века.

В данной статье авторы рассматривают процесс формирования здоровьесберегающей компетенции у обучающихся в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по сквозной теме. Прежде чем говорить о системе, необходимо определиться в понятии «внеаудиторная работа по иностранному языку». Под ней понимается «организованная, целенаправленная, мотивированная, взаимосвязанная с учебной (аудиторной) деятельностью активность студентов по совершенствованию и дальнейшему развитию коммуникативной и межкультурной компетенций, черт вторичной языковой личности и решению задач образования, развития, воспитания в их единстве» [4; с. 100]. В таком понимании внеаудиторная работа по иностранному языку представляет значительный резерв для формирования здоровьесберегающей

компетенции у студентов. Предполагается, что процесс совершенствования и дальнейшего развития межкультурной коммуникации и компетенции будет включать расширение языкового и речевого материала валеологической направленности. Во-вторых, этот процесс предусматривает расширение и банка ситуаций этой же направленности. Например, предметное содержание иноязычной речи студентов по сквозной теме «My family» предполагает высказывания на обязательных учебных (аудиторных) занятиях в рамках таких ситуаций, как гениалогическое древо (моя родословная), отношение к браку, выбору партнера, создание здоровой семьи, ответственность за воспитание детей и др. На внеаудиторных занятиях возможно говорить о воспитании культуры здоровья у детей, соблюдении гигиенических требований, распорядке дня, о рациональном питании, профилактике заболеваний, отрицательном отношении к негативным социальным явлениям: табакокурение, алкоголизм и т.д.

Именно в этом проявляется системный характер формирования здоровьесберегающей компетенции. Имеется ввиду целостная система, включающая две подсистемы: подсистема аудиторных и подсистема внеаудиторных занятий. Существуют разные походы к определению понятия «система», используемые в зависимости от контекста, области знаний и цели исследования.

Система (от греческого systёma) — целое, составленное из частей; соединение. Таким образом, система — это «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство» [7; с. 300].

Отсюда система внеаудиторных занятий понимается как «последовательный, методически целесообразно организуемый ряд внеучебных (внеаудиторных) занятий, взаимосвязанных с аудиторными (учебными) занятиями, которые образуют с ними целостное единство» [4; с. 100].

Система аудиторных и внеаудиторных занятий реализуется на уровнях целей, задач, методов, средств и технологий обучения. При этом для подсистем аудиторных и внеаудиторных занятий характерными особенностями являются системность и последовательность процессов развития и совершенствования межкультурной коммуникативной компетенции, а, следовательно, и здоровьесберегающей компетенции. Кроме того, целостная система аудиторных и внеаудиторных занятий по сквозной теме характеризуется преемственностью. Преемственность, в свою очередь, предполагает установление необходимой связи и правильного соотношения частей педагогического процесса на разных ступенях его организации. Последовательное осуществление преемственности придает обучению перспективный характер, при котором сквозные темы, разделы содержания обучения и процесса совершенствования рассматриваются не изолированно друг от друга, а в такой взаимосвязи, которая позволяет организовать педагогический процесс не только с опорой на достигнутое, но и с широкой ориентировкой на последующее его развитие.

Преемственность проявляется и в увеличении объема банка ситуаций, являющихся основным условием процесса совершенствования межкультурной коммуникации, и на ее основе здоровьесберегающей компетенции. Обеспечивается новокомбинирование усвоенного на аудиторных занятиях речевого материала со специально отобранным для внеаудиторных занятий материалом. Усложняется содержание коммуникативных задач.

Система аудиторных и внеаудиторных занятий по сквозной теме, как правило, завершается заключительным занятием, ориентирующим на широкое обсуждение проблемы. К таким занятиям могут быть отнесены имеющиеся в педагогическом опыте конференции, круглые столы, диспуты, дебаты, телекоммуникационные проекты и пр. Подробное содержание подобных заключительных занятий по сквозной теме, связанной с формированием здоровьесберегающей компетенции, явится предметом последующих публикаций.

Библиографический список

1. Боярский, Е. А. Компетенции: от дифференциации к интеграции [Текст] / Е. А. Боярский, С. М. Коломиец // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 1. — С. 8-11.

2. Вербицкий, А. А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании [Текст] / А. А. Вербицкий, О. Б. Ермакова // Педагогика. — 2009. — № 2. — С. 12-18.

3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методический аспект) [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 20.

4. Кошмелева, А. В. Анализ и обобщение опыта внеаудиторной работы по иностранному языку в ИГЛУ [Текст] / А. В. Кошмелева // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы конференции молодых ученых (Иркутск, 1-4 марта 2011 г.). — Иркутск : ИГЛУ, 2011. — С. 99-101.

5. ФГОС: Проект стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавриата [Электронный ресурс]. — ЦЕЬ: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr fgos 2009 ру 396.pdf.

6. Шерстеникина, В. А. Воспитание культуры здоровья у студентов и учащихся старших классов в процессе обучения иноязычному общению [Текст]: учеб. пособие / В. А. Шерстеникина, Н. И. Торунова, Э. А. Житниц-кая. - 2-е изд., испр., доп. - Иркутск : ИГЛУ, 2005. - 238 с.

7. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц [Текст] / А. Н. Щукин. - М. : Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. -746 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.