Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная идентичность / культура / самосознание / осмысление / студенты вузов / cultural identity / culture / self-awareness / comprehension / university students

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рогова Евгения Николаевна, Яницкий Леонид Сергеевич

Статья посвящена формированию культурной идентичности у студентов вузов. На современном этапе развития российского общества, кузбасского региона одной из актуальнейших проблем является развитие у молодежи представления о своей культурной идентичности, принадлежности к мировой, национальной, региональной культурам. Идентичность, являясь динамическим феноменом, позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обеспечивая непрерывность личности. Культурная идентичность формируется в течение жизни человека в результате соприкосновения с культурой (языком, обычаями, традициями, искусством, бытующими в обществе). Становление, формирование идентичности возможно в межличностном общении, в социуме. Для формирования культурной идентичности студентам вузов была предложена творческая работа, позволяющая обозначить и осмыслить ценностно значимые составляющие культурной роли учащейся молодежи, представляющиеся важными для их дальнейшего развития как личностей и профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Рогова Евгения Николаевна, Яницкий Леонид Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURAL IDENTITY AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the formation of cultural identity among university students. At the current stage of the development of Russian society, the Kuzbass region, one of the most pressing problems is the development of young people’s idea of their understanding of their cultural identity, belonging to world, national, regional cultures. Identity, being a dynamic phenomenon, allows you to adapt to changing living conditions, ensuring the continuity of the personality. Cultural identity is formed during a person’s life as a result of contact with culture (language, customs, traditions, art that exist in society). Formation of identity is possible in interpersonal communication, in society. To form a cultural identity, university students were offered creative work that allows them to identify and comprehend the valuesignifi cant components of the cultural role of student youth, which are important for their further development as personalities and professionals.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Литература

1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : МГУ! 1981. 584 с.

2. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Серия Психология. 1979. № 2. С. 3-13.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл. Академия, 2004. 346 с.

4. Бушков А. В. Образ вооруженных сил России как объект психологического исследования // Вестник Военного университета. 2011. № 1 (25). С. 21-26.

5. Давыдов Д. Г. Социально-психологические особенности имиджа Вооруженных Сил России в молодежной среде : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 26 с.

6. Гребеньков В. Н. Региональные аспекты военной культуры и некоторые характеристики Образа военной службы в сознании молодых россиян // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 3. С. 933-937.

7. Петер С. Л. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М ., 2001. 26 с.

8. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Издательство Московского Университета, 1988. 230 с.

9. Серкин В. П. Пять определений понятия и схема функционирования образа мира // Вестник Московского Государственного Университета. Серия 14. Психология. 2006. № 1. С. 11-28.

References

1. Leont'ev A. N. Problemy razvitija psihiki [Problems of mental development]. Moscow, 1981. 584 p. (In Russian).

2. Leont'ev A. N. Psihologija obraza [Psychology of image]. Vest-nik Moskovskogo universiteta. Serija Psihologija, 1979, no. 6, pp. 3-13. (In Russian).

3. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. ed. D. A. Leont'ev. Moscow, 2004. 346 p. (In Russian).

4. Bushkov A. V. Obraz vooruzhennyh sil Rossii kak ob"ekt psiholog-icheskogo issledovanija [The image of the Russian armed forces as an object of psychological research]. Vestnik Voennogo universiteta, 2011, no. 1 (25), pp. 21-26. (In Russian).

5. Davydov D. G. Social'no-psihologicheskie osobennosti imi-dzha Vooruzhennyh Sil Rossii v molodezhnoj srede. Avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. [Socio-psychological features of the image of the Russian Armed Forces among young people. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Moscow, 2005. 24 p. (In Russian).

6. Greben'kov V. N. Regional'nye aspekty voennoj kul'tury i neko-torye harakteristiki Obraza voennoj sluzhby v soznanii molodyh rossijan [Regional aspects of military culture and some characteristics of the Image of military service in the minds of young Russians]. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2009, vol. 14, no. 3, pp. 933-937. (In Russian).

7. Peter S. L. Razvitie Ja-obraza voennosluzhashhego po prizyvu. Avtoref. diss. . kand. psihol. nauk. [Development of the self-image of a conscript soldier. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Moscow, 2001. 26 p. (In Russian).

8. Petrenko V. F. Psihosemantika soznanija [Psychosemantics of consciousness]. Moscow, 1988. 230 p. (In Russian).

9. Serkin V. P. Pjat' opredelenij ponjatija i shema funkcionirovanija obraza mira [Five definitions of the concept and the functioning scheme of the image of the world]. Vestnik Moskovskogo Gosu-darstvennogo Universiteta. Serija 14. Psihologija, 2006, no. 1, pp. 11-28. (In Russian).

УДК/UDC 159.99

DOI 10/54509/22203036_2024_1_113 EDNLKDKHO

Рогова Евгения Николаевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры психологических наук социально-психологического института, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово

Яницкий Леонид Сергеевич

кандидат филологических наук, доцент кафедры социологических наук социально-психологического института, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово

Rogova Evgenija N.

Candidate of Philology Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Psychology Sciences, Social and Psychological Institute, Kemerovo State University, Kemerovo

Janickij Leonid S.

Candidate of Philology Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Sociology Sciences, Social and Psychological Institute, Kemerovo State University, Kemerovo

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ FORMATION OF CULTURAL IDENTITY AMONG UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация. Статья посвящена формированию культурной идентичности у студентов вузов. На современном этапе развития российского общества, кузбасского региона одной из актуальнейших проблем является раз-

витие у молодежи представления о своей культурной идентичности, принадлежности к мировой, национальной, региональной культурам. Идентичность, являясь динамическим феноменом, позволяет адаптироваться

к изменяющимся условиям жизни, обеспечивая непрерывность личности. Культурная идентичность формируется в течение жизни человека в результате соприкосновения с культурой (языком, обычаями, традициями, искусством, бытующими в обществе). Становление, формирование идентичности возможно в межличностном общении, в социуме. Для формирования культурной идентичности студентам вузов была предложена творческая работа, позволяющая обозначить и осмыслить ценностно значимые составляющие культурной роли учащейся молодежи, представляющиеся важными для их дальнейшего развития как личностей и профессионалов.

Abstract. The article is devoted to the formation of cultural identity among university students. At the current stage of the development of Russian society, the Kuzbass region, one of the most pressing problems is the development of young people's idea of their understanding of their cultural identity, belonging to world, national, regional cultures. Identity, being a dynamic phenomenon, allows you to adapt to changing living conditions, ensuring the continuity of the personality. Cultural identity is formed during a person's life as a result of contact with culture (language, customs, traditions, art that exist in society). Formation of identity is possible in interpersonal communication, in society. To form a cultural identity, university students were offered creative work that allows them to identify and comprehend the value-significant components of the cultural role of student youth, which are important for their further development as personalities and professionals.

Ключевые слова: культурная идентичность, культура, самосознание, осмысление, студенты вузов.

Keywords: cultural identity, culture, self-awareness, comprehension, university students.

Введение

Изучение идентичности личности ведется в различных сферах гуманитарного знания, для характеристики данного феномена можно использовать теоретический потенциал социально-философских, психологических, социологических, культурологических исследований. Сущность идентичности соотносится с социально-экономическими отношениями, психологией, политикой, ценностями культуры. В нашей работе мы обращаемся к проблеме культурной идентичности современной студенческой молодежи, от степени осознанности которой зависит будущее нашего общества. С целью создания процесса смыслообразования, информационного пространства, способствующего формированию культурной идентичности, студентам было предложено

ответить на ряд вопросов в форме эссе. Данная творческая деятельность влияет на ценностно-смысловое измерение жизненного пространства человека, становящегося профессионала. Динамика, происходящая в результате осмысления, связанного с выполнением задания по контекстному использованию и интерио-ризации понятия культуры, ведет к жизненной перестройке ценностно-смысловых измерений, формированию психологического поля для дальнейшей реализации ресурсов, приобретающих характер возможностей в рамках осознанной идентичности.

Методология

В работах «Психология масс и анализ человеческого "Я"» и «"Я" и "Оно"» З. Фрейд вводит понятие идентификации в психологию. Идентификация рассматривается в рамках процесса формирования Я-идеала, по З. Фрейду, связанного с первой и важнейшей идентификацией индивидуума с отцом: «В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией...» [5], -пишет З. Фрейд. Изучая процесс взаимовлияния масс и личности отдельного человека, З. Фрейд приходит к следующему выводу: «Каждый индивид является участником многих масс; он испытывает самые разнообразные привязанности, созданные идентификацией; он создает свой «Я»-идеал по различнейшим прототипам. каждый индивид участвует во многих массовых душах, в душе своей расы, сословия, религии, государства и т.д. и, кроме того, он до некоторой степени самостоятелен и оригинален» [5]. Индивидуальная идентификация, таким образом, социальная по своей природе, проливает свет на механизмы адаптации человека в социуме, социализации, позволяет говорить о ценностно-смысловых аспектах личности, ориентирующейся на некий идеальный объект в рамках процесса самопроектирования: «Легко показать, что Я-идеал соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала» [6, с. 518].

Понятие психосоциальной идентичности является основным в учении Э. Эриксона, по мнению которого идентичность вырабатывается в течение жизни человека, являясь условием психического здоровья: «... в социальных джунглях человеческого существования без чувства идентичности нет ощущения жизни» [7, с. 338]. Выделяя восемь стадий психосоциального развития, Э. Эриксон относит молодость к шестой

из них, в рамках которой формируется идентичность, основанная на способности к истинной и зрелой интимности. По Э. Эриксону, неотъемлемой характеристикой интимности является дистанцированность от того, что кажется человеку опасным, это проявляется «... в готовности укреплять и защищать границы своей территории интимности и общности» [7, с. 342]. Приращение идентификации, по выражению Э. Эриксона, постепенно приобретает следующее звучание: «Мы есть то, что мы любим» [7, с. 344]. Культурная идентичность включает в себя оппозиционные составляющие - в частности, то, что человек принимает (любит), и то, что он не включает в феномен культуры.

В. А. Ядов полагает, что идентификация тесно связана с базисными потребностями (самосохранением, самоутверждением, самовыражением, потребностью в защите), с включенностью в социум и дистанцированием от него [8, с. 328]. Идентификация, с точки зрения В. А. Ядова, осуществляется через межличностное и межгрупповое общение, большая доля которого порождена условиями культурной среды, понимаемой в широком (мировая культура человечества) и узком смыслах (культура семьи, страны, региона). По мнению В. А. Ядова, идентичность конкретного человека определяет деятельность [8, с. 329]. Выбор социального действия диктуется осмыслением идентификации с той или иной общностью на уровне «... высших диспозиций личности, т.е. системы ценностей, идеалов, смысла жизни.» [8, с. 331]. Вместе с тем идентификаций может быть несколько и на выбор поведенческой стратегии влияет глубина, интенсивность той или иной идентификации, ее положение в иерархии разных идентификаций и групповое давление [8, с. 330].

Вслед за создателями «Большого психологического словаря», под идентификацией мы понимаем: «Один из видов перцептивного действия», являющийся «промежуточным звеном между актом различения и опознанием», состоящий «в сличении двух объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном. и установлении их тождества или различия» [2], при этом предполагается дихотомическое разделение на класс сигналов, тождественных эталону и не тождественных ему (положительная и отрицательная идентификация). Идентификация связана с отождествлением со значимым другим, что влияет на поведенческие стратегии, ценностные ориентации, половую идентификацию. Различают первичную, во младенчестве, и вторичную идентификации (с людьми, не являющимися родителями) [3].

Важно развести понятия идентификации и идентичности (можно сказать, что идентификация - это про-

цесс, а идентичность - результат): «... идентификация -это процесс, один из способов социализации личности, с помощью которого последняя усваивает определенные модели поведения, ценности тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. понятие идентичности скорее более субъективно по происхождению, и имеет в большей мере отношение к внутренним переживаниям и осознанию личностью своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентичность рассматривается как результат социализации» [1, с. 5].

Культурная идентификация субъекта, формируясь в процессе социализации, реализуется в личностной культурной идентичности. В. С. Степин определяет культуру как «... систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях» [4, с. 44]. Программы, по В. С. Степину, включают в себя знания, предписания, нормы, навыки, идеалы, образцы деятельности и поведения, идеи, верования, цели, ценностные ориентации и т.п. Культура, храня и транслируя социальный опыт, выступает как социальная память, но, как полагает В. С. Степин, она может генерировать новые программы общения, деятельности, поведения людей, представая в этой функции как творчество [4, с. 44]. Культурная идентичность связана с культурным опытом, получаемым в течении жизни человека, многообразными культурными влияниями: «Индивидуальная культурная идентичность - ... целостный образ самого себя, слитый с культурой в ее универсальной и локальной диалогичности (Я - культурный человек, в том числе с точки зрения конкретной культуры). Такая идентичность - результат когнитивно-эмоционального процесса осмысления и отождествления индивидом себя с социально одобренной системой ценностей определенной культуры» [3].

Таким образом, предоставляя студентам виды деятельности, способствующие формированию социально одобряемых ценностей и осмыслению культурной идентичности, можно влиять на интенсификацию желаемых линий поведения. Так как: «... идентификация представляет собой механизм формирования системы ценностных ориентаций личности, занимающий промежуточное положение между базовыми адаптационными механизмами и более высокоорганизованными механизмами осознания личностного смысла ценностей» [9, с. 68], предоставляя объекты идентификации для студентов, можно актуализировать для них важные составляющие личностной идентичности.

Студенты, отвечая на поставленные вопросы, опираясь на уже имеющиеся у них предпочтения, связанные с предшествующим жизненным опытом и направлением профессионализации, осмысляют и углубляют материал для идентификации. В данном случае, качественно-количественный контент-анализ позволяет выявить основные направления процесса идентификации.

Для студентов Кемеровского государственного университета и студентов филиала РГИСИ, Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург), Сибирской Высшей школы музыкального и театрального искусства (СВШМТИ), была предложена творческая работа на осмысление культурной идентичности с целью повышения осознания своего участия в развитии культуры региона и страны. Для обработки данных был применен количественно-качественный контент-анализ. Студентам вузов было предложено ответить в свободной форме на три вопроса: «Как бы Вы оценили культуру Кузбасса вчера, сегодня, завтра?», «Какого человека можно назвать культурным, по Вашему мнению?», «Какова Ваша роль в развитии культуры региона, страны, мира?». Целью данного вида деятельности было формирование у студентов вузов культурной идентичности.

В творческой работе участвовало 73 человека, из них 62 девушки и 11 юношей, возраст 18-22 года. Выборку составили студенты следующих учебных заведений с указанием их количества в скобках: Кемеровский университет, направления «Отечественная филология» (6), «Зарубежная филология» (18); филиал СПб Российского государственного института сценических искусств г. Кемерово, направления «Продюсер исполнительских искусств» (6), «Режиссер эстрады» (2), «Артист эстрады» (5), «Художник-постановщик театра» (13), «Артист музыкального театра» (8), «Режиссер театра драмы» (6), «Актер театра драмы» (9).

Результаты

Приведем результаты контент-анализа студенческих работ. В работах студентов были выделены темы «активного участия в культурных процессах», «пассивного участия», «неопределившиеся». Динамика развития культуры региона была оценена ими либо как положительная, либо как отрицательная. Тема «культурный человек», по мнению студентов, включает следующие составляющие: тот, кто интересуется искусством, культурой региона; человек читающий, посещающий галереи, музеи, театр, открытый новому опыту.

Филиал РГИСИ СПб г. Кемерово, направление «Продюсер исполнительских искусств» о культуре региона

вчера, сегодня, завтра в положительном ключе: «Я считаю, что культура Кузбасса в последнее время сильно развилась и продолжает развиваться. В городе построены спортивные комплексы (Кузбасс-арена, Ледовый дворец), позволяющие проводить соревнования на мировом уровне. Кроме того, строится музейно-театральный центр, который разместит в себе филиал Мариинского театра. Все это позволит привлечь все большее количество заинтересованных людей, развивать в молодежи региона культурные ценности. Открытие РГИСИ в Кемерово дает возможность повысить уровень профессионального искусства, научить студентов уникальным знаниям»; «... раньше Кемерово с культурной стороны меня не привлекало, но сегодня культура в Кузбассе развивается со скоростью света, и это превосходно, если культура будет и дальше развиваться с такой же скоростью, то наш регион ждет великое будущее»; «... я уверен, что в ближайшем будущем именно мы - шахтерский регион - будем стоять вровень с великим Санкт-Петербургом»; «многое строится, и все это нацелено на развитие культуры внутри человека». Студенты отмечают вклад администрации Кузбасса в развитие культуры: «Я вижу значительный прогресс, администрация и города, и региона заинтересована в целостном культурном развитии молодежи»; «С открытием филиала моего вуза культура региона резко возросла. Правительство дает возможность развиваться молодежи. Воздвигаемый культурный кластер дает надежды на яркое культурное будущее». Рассуждение о культуре региона размыкается пространственно в ответах-рассуждениях студентов: «Я считаю, что культура существует и действует вне времени. Ее главная цель - воздействовать и обогащать, а это не зависит от времени-пространства. Будущее у культуры в регионе есть. Кузбасс - это не только про уголь. Это про творчество. Про душу».

Студенты высказывают опасения за дальнейшее культурное развитие региона: «Начало положено. Однако, что будет в будущем, неизвестно, возможно, сменится вектор развития, может быть, люди уедут, может быть, будут непрофессиональные актеры и режиссеры, и это будет похоже на драму абсурда».

Часть студентов настроены критически в отношении культуры региона: «Я не могу сказать, что наш регион культурный, но в последнее время культуре начинают уделять все больше внимания»; «Кемерово -город тяжелый, угольный, совершенно неадаптированный к культуре. Театры, музеи видят одних и тех же зрителей - школьников, которым зачастую совершенно неинтересно, студентов. Регион совершенно не готов к таким большим переменам, ибо народ

здесь очень тяжелый»; «к сожалению, меня расстраивает обилие пропаганды в региональном окультуривании, если человек не свободен, то это уже не культура». Студентка-артистка музыкального театра надеется, что в будущем она сможет «... принести что-то новое в область культуры, показать людям то, что они не знали и не видели»; «культура у нас мало распространена, молодое поколение зациклено на себе и проблемах своей жизни, в музей искусств ходят только ради фото. Вместо театральных постановок предпочитают клипы или видео в Т1кТок. Старшее поколение работало на заводе, им не оставалось времени на театр»; «мне кажется, что в Кемеровской области люди больше знают о минералах, а не о театрах»; «культуре региона не хватает масштабности, широты». «Культура сейчас в основном потребительская, но многие люди строят храм внутри себя, мотивируют становится лучше», -отмечает студентка-филолог. Часть студентов находит, что в обсуждаемой теме динамики нет: «ничего не изменилось», «я не заметила изменений в культуре региона».

В ответах студентов есть и нейтральные суждения в отношении культуры Кузбасса: «Мне кажется, что культура регионов обычно не меняется и всегда остается на одном и том же месте».

Культурный человек, по мнению студентов, это: «тот, кто уважает культуру своего региона, привносит вклад в ее развитие и интересуется ею»; «развивающийся человек, любопытный, полный любви»; «человек, стремящийся к духовному совершенствованию, много читающий, посещающий театр, музеи, галереи, жадный до знаний»; «придерживающийся нравственных ценностей»; «культурный человек понимает, в какой среде он находится и подчиняется правилам поведения в данном месте»; «разносторонне развитый, грамотный, знающий и соблюдающий правила этикета, морали и нравственности»; «для меня культурный человек - это наполненный человек, способный сделать этот мир лучше». Будущий режиссер драматического театра дает следующее определение культурному человеку: «это тот, кто не ставит высшей ценностью жизни материальное. Это человек идеи, поиска смысла, борьбы за совершенство». «Культурный человек не всегда связан с творчеством. Культура живет в каждом. Культура - это про понимание, уважение и неравнодушие во всем, ко всему, всегда». Культурный человек характеризуется в ответах студентов как «чуткий, отзывчивый, добрый, не злопамятный».

Свой вклад в развитие культуры студенты видят следующим образом: «... после окончания института я буду распространять информацию об искусстве в разных формах, чтобы жизнь людей менялась в луч-

шую сторону»; «я четко вижу себя как двигателя музыкального искусства в Кузбассе, мне хочется развить именно жанр мюзикла и показать провинциальному зрителю настоящий музыкальный спектакль. Уже сейчас я работаю над созданием мюзикла. Хочу, чтобы наши артисты максимально раскрепостились и показали всю силу своего характера и голоса, хочу, чтобы Музыкальный театр Кузбасса стал всероссийским центром развития музыкально-театрального искусства!»; «... я только начала свой путь в Культуре, пока я могу сделать вклад только как волонтер и старательный ученик, но я бы хотела открыть свой театр»; «Я человек с большими амбициями, я знаю, что начну свой путь в Кузбассе, я открою эстрадное искусство моему региону. Однако потом я хочу пойти дальше!»; «Я вижу свою роль в развитии культуры родного города»; «Я считаю, что без культуры человек не может ощутить свет. Именно для того, чтобы дарить свет, я иду в театральное искусство. Благодаря культуре можно изменить мир»; «Моя роль в том, чтобы видеть прекрасное, выражать свои чувства и помогать другим видеть это, учить людей понимать себя». Студентка-продюсер так описывает видение своей роли в развитии культуры региона: «Свою роль я вижу в популяризации искусства среди детей и подростков». Будущий артист эстрады заявляет: «Мой вклад в культуру региона будет связан с моим участием в городских и областных мероприятиях. Я буду участвовать в концертах и дарить людям радость. Но потом я планирую вернуться в Томск и развивать культуру там». В ответах студентов звучит уверенность в завтрашнем дне: «я внесу большой вклад в развитие культуры региона и России»; «я верю, что стану профессионалом, буду служить в театре и нести культуру в массы»; «через четыре года я буду работать актрисой и играть в спектаклях, в перспективе на мировых площадках». Будущий режиссер драматического театра готов работать для улучшения зрительской культуры в Кузбассе: «Для меня очень остро стоит проблема посредственного восприятия театрального искусства среднестатистическим зрителем региона, я хочу создавать высокохудожественные спектакли и способствовать улучшению вкуса зрителя». Студенты по-разному видят свое будущее, например, студент целевого набора пишет: «Я студент-целевик. Я считаю, что в этом слове заложена ответственность перед моей малой родиной, я буду воспитывать, обучать новых специалистов, развивать культуру в людях - это самое важное в моем будущем». Есть среди обучающихся стремящиеся связать свое будущее именно с русским театром: «Мне очень важно знать, что в будущем я смогу повлиять на развитие культуры России. Мне интересно

искать новые формы, раскрывать новые темы. И я хочу посвятить свою жизнь служению именно русскому театру, в истории которого принимали участие величайшие люди, вызывающие у меня великое уважение».

Рассуждения о вкладе в культуру будущего связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов. Например, студентка художник-постановщик театра надеется, что в самом ближайшем будущем сможет «выйти на оформление мировых постановок и создать свой стиль, создать что-то значимое, что сможет изменить сознание людей». Будущий художник-технолог театра кукол рассуждает: «Я бы хотела создавать мультфильмы с куклами, которые показывают различные проблемы общества». Студентка направления «Отечественная филология» видит свой вклад в культуру в изучении мировой литературы.

В рассуждениях о собственной роли в развитии культуры студентам присуща и доля самокритики и иронии: «Моя роль в культуре региона - высока, страны -заметна, мира - ничтожно мала».

Студенты направления «Зарубежная филология» осознают свою ответственность за состояние культуры: «Мое культурное пространство полностью зависит от меня, следовательно, моя роль очень в нем велика. Мое окружение, интересы, увлечения зависят от меня и создают меня»; «моя культурная роль реализуется в моем пространственном измерении»; «мое направление предполагает знание зарубежной и отечественной литературы, иностранных языков, я смогу быть посредником в межкультурном общении и делиться знаниями о культуре с подрастающим поколением». Культурный человек, по мнению студентки-филолога, - это «нечто личное, придающее особый шарм личности, культурный человек не только может отличить Моне от Мане, но и знает, что другим это может быть неинтересно». У студентов не всегда есть точное представление о будущем, но желание быть в контексте культурного развития существует: «Я не знаю, что у меня будет сегодня на ужин, но я могу сказать точно, что я хочу влиять на культурное пространство!». Студенты высказывают стремление быть ближе к культуре, человеческой природе: «Я стараюсь видеть красоту мира вокруг, искать ее, я стремлюсь сама быть носителем красоты, стараюсь читать, слушаю музыку, любуюсь картинами».

Студентка-филолог определяет культурного человека как человека, который «следует традициям, ценностям, знает историю, хранит память о великих людях, победах и поражениях, учится на ошибках прошлого, для него характерна любовь и сострадание к другим людям, он вежлив, добр и честен».

Заключение

В результате проведенной работы со студентами вузов по формированию культурной идентичности с помощью контент-анализа были выявлены следующие темы: «активного участия в культурных процессах» (67), «пассивного участия» (3), «неопределившиеся» (3). Культура региона была оценена студентами вузов как обладающая ресурсами для дальнейшего развития (58), рост культуры не гарантирован (1), отрицательные оценки (14).

Тема «культурный человек» развита глубоко и разнообразно.

Можно сделать вывод о нормативной идентичности по параметру «культура» у студентов вузов региона, студенты хотят развивать сферы культуры в Кузбассе, стране и мире. Большая часть из них верит в себя, в свое призвание, полны профессионального энтузиазма.

Творческая деятельность по написанию развернутых ответов на вопросы в виде эссе способствовала интериоризации понятия культуры, преломлению через личностный опыт предложенных и развитых тем, что может привести к наличию разнообразных контекстуальных связей в личностной картине мира, смысло-образов «культура», «моя роль в развитии культуры» в дальнейшей жизни, творчестве, профессиональной деятельности.

Вместе с тем, отдельные студенты не актуализируют для себя проблемы культурного развития страны и региона, не видят своего участия как личности, профессионала в культурной деятельности современного общества. Формированию культурной идентичности, становлению профессионала с широким культурным горизонтом, переходу от частной жизни к общественной, культурной могут способствовать дискуссии, написание творческих работ по перечисленным выше темам и их обсуждение с педагогом.

Литература

1. Анникова Л. В., Бахуташвили Т. В., Ильченко Е. В., Косин-цева Ю. Ф. Социально-групповая идентификация и идентичность современной российской молодежи // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2019. № 4 (39). С. 4-9.

2. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак. 2003. 672 с. URL: https://may.alleng.Org/d/psy/ psy013.htm (дата обращения: 05.10.2021).

3. Матузкова Е. П. Культурная идентичность: к определению понятия [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2014. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kulturnaya-identichnost-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 04.11.2023).

4. Степин В. Цивилизация и культура [Электронный ресурс]. 2011, СПб. 408 с. URL: https://iphras.ru/uplfile/stepin/steiin_ tsivilizatsiya_i_kulwtura.pdf (дата обращения: 04.11.2023).

5. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «я» [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/freyd_ zigmund/massovaya_psihologiya_i_analiz_chelovecheskogo_ ya.html#204800 (дата обращения: 04.11.2023).

6. Фрейд З. Я и ОНО // Психология бессознательного. Новосибирск, ЗАО «РИФплюс». 1997. С. 503-519.

7. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. Изд. второе, дополненное. Самара : Издательский Дом «Бахрах-М». 2000. С. 305-349.

8. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб. : Питер. 2001. 480 с.

9. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассвузиздат. 2000. 204 с.

References

1. Annikova L. V., Bahutashvili T. V., Il'chenko E. V., Kosinceva Ju. F. Social'no-gruppovaja identifikacija i identichnost' sovremennoj rossijskoj molodezhi [Social group identification and identity of modern Russian youth]. Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik, 2019, no. 4 (39), pp. 4-9. (In Russian).

2. Bol'shoj psihologicheskij slovar' [Unabridged psychological dictionary]. Eds. B. Meshherjakov, V. Zinchenko. Saint Petersburg, 2003. 672 p. URL: https://may.alleng.org/d/psy/psy013.htm (accessed 04.11.2023). (In Russian).

3. Matuzkova E. P. Kul'turnaja identichnost': k opredeleniju ponjatija [Cultural identity: to the definition of the concept]. Vestnik Bal-tijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Filologija, pedagogika, psihologija, 2014 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kulturnaya-identichnost-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 04.11.2023). (In Russian).

4. Stepin V. Civilizacija i kul'tura [Civilization and culture]. Saint Petersburg, 2011. 480 p. URL: https://iphras.ru/uplfile/stepin/ steiin_tsivilizatsiya_i_kulwtura.pdf (accessed 04.11.2023). (In Russian).

5. Frejd Z. Psihologija mass i analiz chelovecheskogo «ja» [Psychology of masses and analysis of the human "I"]. URL: https://roy-allib.com/read/freyd_zigmund/massovaya_psihologiya_i_ana-liz_chelovecheskogo_ya.html#204800. (accessed 04.11.2023). (In Russian).

6. Frejd Z. Ja i ONO » [I and IT]. Psihologija bessoznatel'nogo, Novosibirsk, 1997, pp. 503-519. (In Russian).

7. Jerikson Je. Zhiznennyj cikl: jepigenez identichnosti [Life cycle: epigenesis of identity]. Psihologija lichnosti, Samara, 2000, vol. 1, pp. 305-349. (In Russian).

8. Jadov V. A. Social'naja identifikacija v krizisnom obshhestve [Social identification in a crisis society]. Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Ed. L. V. Kulikova. Saint Petersburg, 2001. 480 p. (In Russian).

9. Janickij M. S. Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaja sistema [Value orientations of personality as a dynamic system]. Kemerovo, 2000. 204 p. (In Russian).

УДК/ДОС 373

йО! 10/54509/22203036_2024_1_119 БйМ РЫРОТ

Ковалева Галина Петровна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры педагогических технологий, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный аграрный университет», г. Кемерово

Kovaleva Galina P.

Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Pedagogical Technologies, Kuzbass State Agrarian University, Kemerovo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВОСПИТАНИЕ ДОСТОЙНЫХ ГРАЖДАН РОССИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ОБРАЗОВАНИИ И КУЛЬТУРЕ

EDUCATION OF WORTHY CITIZENS OF RUSSIA AS AN URGENT PROBLEM IN EDUCATION AND CULTURE

Аннотация. В статье анализируется проблема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи России. На основе анализа понятий духовность, духовно-нравственные ценности, патриотизм конкретизировано содержание данных терминов и их взаимосвязь. Сравнительный анализ социологических исследований последних лет, проведенный Институтом Воспитания РАО, ВЦИОМ И ФОМ, позволил выявить степень укорененности духовно-нравственных

ценностей в сознании молодого поколения. В процессе исследования были выявлены проблемные зоны в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании российской молодежи и предложены меры для их решения: необходимость теоретического конструкта современного социального идеала с помощью философского, социологического, психологического и педагогического знания как образца для мировоззренческой и социальной ориентации. Подкрепление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.