5. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «я» [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/freyd_ zigmund/massovaya_psihologiya_i_analiz_chelovecheskogo_ ya.html#204800 (дата обращения: 04.11.2023).
6. Фрейд З. Я и ОНО // Психология бессознательного. Новосибирск, ЗАО «РИФплюс». 1997. С. 503-519.
7. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. Изд. второе, дополненное. Самара : Издательский Дом «Бахрах-М». 2000. С. 305-349.
8. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб. : Питер. 2001. 480 с.
9. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассвузиздат. 2000. 204 с.
References
1. Annikova L. V., Bahutashvili T. V., Il'chenko E. V., Kosinceva Ju. F. Social'no-gruppovaja identifikacija i identichnost' sovremennoj rossijskoj molodezhi [Social group identification and identity of modern Russian youth]. Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik, 2019, no. 4 (39), pp. 4-9. (In Russian).
2. Bol'shoj psihologicheskij slovar' [Unabridged psychological dictionary]. Eds. B. Meshherjakov, V. Zinchenko. Saint Petersburg, 2003. 672 p. URL: https://may.alleng.org/d/psy/psy013.htm (accessed 04.11.2023). (In Russian).
3. Matuzkova E. P. Kul'turnaja identichnost': k opredeleniju ponjatija [Cultural identity: to the definition of the concept]. Vestnik Bal-tijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Filologija, pedagogika, psihologija, 2014 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kulturnaya-identichnost-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 04.11.2023). (In Russian).
4. Stepin V. Civilizacija i kul'tura [Civilization and culture]. Saint Petersburg, 2011. 480 p. URL: https://iphras.ru/uplfile/stepin/ steiin_tsivilizatsiya_i_kulwtura.pdf (accessed 04.11.2023). (In Russian).
5. Frejd Z. Psihologija mass i analiz chelovecheskogo «ja» [Psychology of masses and analysis of the human "I"]. URL: https://roy-allib.com/read/freyd_zigmund/massovaya_psihologiya_i_ana-liz_chelovecheskogo_ya.html#204800. (accessed 04.11.2023). (In Russian).
6. Frejd Z. Ja i ONO » [I and IT]. Psihologija bessoznatel'nogo, Novosibirsk, 1997, pp. 503-519. (In Russian).
7. Jerikson Je. Zhiznennyj cikl: jepigenez identichnosti [Life cycle: epigenesis of identity]. Psihologija lichnosti, Samara, 2000, vol. 1, pp. 305-349. (In Russian).
8. Jadov V. A. Social'naja identifikacija v krizisnom obshhestve [Social identification in a crisis society]. Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Ed. L. V. Kulikova. Saint Petersburg, 2001. 480 p. (In Russian).
9. Janickij M. S. Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaja sistema [Value orientations of personality as a dynamic system]. Kemerovo, 2000. 204 p. (In Russian).
УДК/UDC 373
DOI10/54509/22203036_2024_1_119 EDN RGIFQT
Ковалева Галина Петровна
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры педагогических технологий, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный аграрный университет», г. Кемерово
Kovaleva Galina P.
Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Pedagogical Technologies, Kuzbass State Agrarian University, Kemerovo
ВОСПИТАНИЕ ДОСТОЙНЫХ ГРАЖДАН РОССИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ОБРАЗОВАНИИ И КУЛЬТУРЕ
EDUCATION OF WORTHY CITIZENS OF RUSSIA AS AN URGENT PROBLEM IN EDUCATION AND CULTURE
Аннотация. В статье анализируется проблема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи России. На основе анализа понятий духовность, духовно-нравственные ценности, патриотизм конкретизировано содержание данных терминов и их взаимосвязь. Сравнительный анализ социологических исследований последних лет, проведенный Институтом Воспитания РАО, ВЦИОМ И ФОМ, позволил выявить степень укорененности духовно-нравственных
ценностей в сознании молодого поколения. В процессе исследования были выявлены проблемные зоны в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании российской молодежи и предложены меры для их решения: необходимость теоретического конструкта современного социального идеала с помощью философского, социологического, психологического и педагогического знания как образца для мировоззренческой и социальной ориентации. Подкрепление
этого идеального образа современника средствами культуры и искусства, примерами из реальной жизни.
Annotation. The article analyzes the problem of spiritual, moral and civic-patriotic education of the youth of Russia. Based on the analysis of the concepts of spirituality, spiritual and moral values, patriotism, the content of these terms and their relationship are specified. A comparative analysis of sociological research in recent years conducted by the Institute of Education of the Russian Academy of Sciences, VTSIOM and FOM has revealed the degree of rootedness of spiritual and moral values in the minds of the younger generation. In the course of the research, problem areas were identified in the spiritual, moral and civil-patriotic education of Russian youth and measures were proposed to solve them: the need for a theoretical construct of the modern social ideal with the help of philosophical, sociological, psychological and pedagogical knowledge as a model for ideological and social orientation. Reinforcement of this ideal image of a contemporary by means of culture and art, examples from real life.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, патриотизм, гражданственность, молодежь, образование.
Keywords: spiritual and moral education, patriotism, citizenship, youth, education.
Введение
Одной из актуальных проблем современной России является воспитание достойных граждан нашего государства и общества. Геополитические условия последнего десятилетия обнажили глобальные противоречия между странами Евросоюза, которые подконтрольны США, Россией и остальным миром. Эти противоречия вызревали на протяжении длительного исторического развития России и Европы, выражались в военно-политических и экономических столкновениях, попытках поработить или даже уничтожить российское государство, его народ, культуру. После распада СССР у либеральной интеллигенции и некоторых других представителей российского общества сохранялись надежды на интеграцию в западноевропейскую цивилизацию в качестве равноправного партнера. Но международная обстановка последнего десятилетия, обострившаяся с вхождением Крыма, Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации, введением санкций против России, началом СВО и другими событиями, развеяла у здравомыслящих людей эти иллюзии.
Не только на международной арене, но и внутри самой России проявились многие проблемы, обострившиеся в последние десятилетия под влиянием запад-
ноевропейской цивилизации. Среди них можно назвать следующие: разрушение традиционной системы образования и духовно-нравственных ценностей, ослабление научно-производственного потенциала страны, деградация отдельных представителей культурной элиты и др.
В этих геополитических и внутриполитических условиях были предприняты меры законодательного и исполнительного характера, направленные на сохранение независимости Российского государства и создание условий для ускоренного развития научного, оборонного, социально-экономического и культурного потенциала [1-4]. Эти меры способствовали укреплению национальной безопасности РФ, защите ее территории и граждан от всяких угроз, обеспечению прогрессивного развития России на длительный срок.
В частности, в п. 14 Указа Президента от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» говорится о недопустимости насаждения российскому обществу деструктивной идеологии, разрушительной системы идей и ценностей, таких как отрицание патриотизма и крепкой традиционной семьи, брака, многодетности, культивирование эгоизма, безнравственности, вседозволенности и др. [4].
В рамках выполнения данного Указа необходимо пересмотреть многие подходы в сфере науки, образования и культуры, чтобы возродить и укрепить систему традиционных ценностей российского народа, обеспечить стабильность в прогрессивном развитии страны и общества. В этом вопросе ведущую роль играет система образования и воспитания, которая начинается в семье, продолжается во время учебной, трудовой и социальной деятельности людей. Правильное воспитание в семье, школе, СПО и вузе является той основой, с помощью которой формируются в сознании детей, подростков, юношества и молодежи традиционные ценности. Не менее важную роль в воспитании играет социум и пропаганда традиционных ценностей в системе СМИ.
Проблема исследования - соответствие интересов и ценностей молодежи задачам экономико-политического и социально-культурного развития России.
Цель исследования - проанализировать укорененность духовно-нравственных и патриотических ценностей в сознании российской молодежи на современном этапе развития государства и общества.
Задачи: 1) рассмотреть понятия «духовность», «духовно-нравственные ценности» в ракурсе различных мировоззренческих ориентиров; 2) на основе
результатов социологических исследований выявить сферы интересов и ценностей у современной российской молодежи; 3) проанализировать межпоколенче-скую связь в российском социуме.
Новизна исследования заключается в том, что при решении проблемы были использованы различные мировоззренческие подходы, сформулировано определение духовности как процесса осознания и овладения человеком смысложизненными нравственными ценностями. На основе данных социологических исследований последних лет, проведенных Институтом Воспитания РАО (Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии Образования), ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (Фонд «Общественное мнение»), была проанализирована укорененность гражданско-патриотических и духовно-нравственных ценностей в сознании российской молодежи.
Практическая значимость исследования: материал исследования может быть интересен для педагогов и общественных деятелей, так как раскрывает особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания российской молодежи на современном этапе развития страны, позволяет глубже понять ее мировоззренческие ориентиры и необходимость формирования определенного социального идеала.
Методология
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды представителей науки (С. К. Бондарева, Д. В. Колесов, В. Х. Манеров, Д. А. Огородов и др.), философии (Н. А. Бердяев, А. А. Никольский,
B. С. Соловьев), образования (В. И. Попов, Т. В. Ростиме-шина, Н. И Шестов и др.), социологическая статистика (данные ВЦИОМ, ФОМ, Института Воспитания РАО), интернет-ресурсы, документы законодательного характера (Федеральные законы и Указы Президента РФ). При изучении проблематики формирования патриотизма и гражданственности в среде российской молодежи на современном этапе развития страны были привлечены исследования А. А. Вилкова, А. А. Казакова,
C. А. Сорокина и др.
В работе использовались системно-диалектический, социологический, интегративный методы. С помощью системно-диалектического метода изучаемая проблематика была рассмотрена в противоречивости, развитии и системной целостности. Применяя статистический метод социологического исследования, удалось изучить формирование ценностных ориентиров российской молодежи в динамике последних лет (2016-2023 гг.). Различные части исследования были
системно и логически связаны в единой целое благодаря интегративному методу.
Результаты
Духовность, духовно-нравственные ценности. Духовность является одной из коренных ценностей русского народа. Существует несколько подходов в определении духовности: религиозный, философский, психологический, социологический, культурологический, педагогический. В современном мировоззренческом поле достаточно широко используются термины «духовность», «духовный человек».
С религиозной точки зрения, духовность является неотъемлемым свойством человека как Божьего творения, сочетающего в своей природе дух (святой), душу и физическое тело. О такой природе человека много размышляли мыслители разных времен: от античных, средневековых до европейских и русских Нового времени. Например, с точки зрения Оригена (II-III века), духовность - это присутствие в человеке «живого духа» как духовной энергии «Живого Бога» [5, с. 142]. Ориген утверждал, что в сердце каждого человека находятся «слово» и «разум», вследствие чего люди могут различать добро и зло. Те люди, которые на протяжении всей своей жизни сохранили в себе «Святой Дух», обретают бессмертие и попадают в рай. Но если человек начинает жить недостойно, то от него отнимается «Святой Дух», без которого человек обречен на смерть и превращается в прах [6].
В. С. Соловьев - представитель философско-религиозного направления в русском космизме во второй половине XIX века, которого называли «русским Ори-геном» [7], тоже много размышлял о духовности и нравственности. В ракурсе христианско-православных представлений он утверждал триединую природу человека (дух, душа, тело). Мыслитель называл человека «венцом творения», созданного по образу и подобию Божьему. Поэтому в человеческой природе с рождения заложены истина, любовь и красота [8; 9]. Соловьев понимает духовность человека как божественное свойство, основой которого является нравственность.
С точки зрения другого представителя русского философско-религиозного космизма, Н. А. Бердяева, духовность понимается как процесс нравственно-этического совершенствования человека, который интегрирован в универсальную эволюцию Вселенной. Поэтому целью и смыслом человеческой эволюции является развитие духовности на основе нравственности и религиозной веры [10].
Наши современники, опираясь на сложившуюся русскую традицию понимания духовности, дают следую-
щие трактовки. А. А. Корольков отождествляет духовность со способом бытийного существования человека, в котором происходит его самосовершенствование и просветление устремлений [11, с. 190]. В. Х. Манеров отмечает, что в светской и христианской традициях духовность трактуется как высшая ценность природы человека. Но если в религиозной традиции духовность выводится за пределы бытия (психики), то в светской традиции она понимается как душевность, нравственность, интеллектуальность, добродетельность [12]. С. К. Бондырева и Д. В. Колесов понимают духовность как свойство материи и выделяют положительную и негативную духовность [13].
Философское определение духовности весьма многогранно: нематериальность, одухотворенность, гармоничное развитие различных способностей человека, наполненность духом творчества, человечность и др.
С точки зрения психологии, духовность понимается как достижение человеческой личностью наивысшего уровня развития, как сущностная черта человека, определяющая его бытие и др. В понятие духовность включаются представления человека о вере, справедливости, совести, смысле жизни, ответственности и др.
Таким образом, под духовностью понимается процесс осознания и овладения человеком смысложиз-ненными нравственными ценностями, их укорененность в его сознании, поведении и образе жизни. В русской национальной традиции эти ценности закладывались еще во времена славянской истории, органично перешли в православие и укоренились в современной культуре.
Можно расширить круг духовно-нравственных ценностей, включая в него любовь к человеку и Родине, стремление к самопознанию, служение общему благу, милосердие и эмпатию, честность и порядочность, гуманность и доброту, самосовершенствование и совестливость. Этот перечень можно дополнять и другими положительными человеческими качествами. Следует определить духовно-нравственные ценности как фундаментальную основу формирования человеческой личности, которая проявляется в общении с другими людьми, в трудовой и социальной деятельности, в патриотизме, вере и других сторонах жизни. Становление человека как духовно-нравственной личности - это длительный целенаправленный процесс семейно-социального воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, просвещения и самоорганизации, развития системо-мыследеятельностного и критического мышления, общественно-полезного труда и служения общему благу.
Молодежь в современной России: сфера интересов и ценности. Выявлению и анализу гражданско-патрио-тических интересов и духовно-нравственных ценностей у современной российской молодежи помогают социологические исследования, проведенные разными организациями и представителями науки в последние годы. Выше названные интересы и ценности взаимосвязаны, поэтому при социологическом исследовании они тесно переплетаются в задаваемых респондентам вопросах.
С. А. Сорокин подчеркивает, что для укорененности духовно-нравственных ценностей в сознании российской молодежи важное значение имеет позиция социальной активности и гражданственности, осознание личной тесной связи со своим Отечеством. В качестве доказательства он приводит данные, полученные в результате социологического опроса, проведенного им в районе Зюзино г. Москвы в 2016 и 2019 годах. Всего в опросе приняло участие 230 человек в возрасте 14-18 лет. Ответы респондентов распределились следующим образом. Гордятся тем, что являются россиянами: в 2016 г. утвердительно ответили 86 % респондентов; в 2019 г. - 84%. При этом в 2016 г. патриотами себя считал 61 % опрошенных, а в 2019 г. - 66 % [14, с. 144].
Интересный социологический анализ по проблеме ценностных ориентиров молодежи представлен Институтом Воспитания РАО. В 2022 году этим Институтом было проведено анкетирование в 85 регионах России, в котором приняли участие более 200 тысяч респондентов из числа обучающихся, родителей, педагогов. Полученные данные приводятся выборочно [15]. 68 % обучающихся (школьники, студенты СПО и техникумов) считают себя патриотами. Но при этом патриотизм понимается ими противоречиво: как вера (52 % ответов) или гордость (50 %), как любовь к своей стране (48 %) или тревога за нее (15%). 11 % респондентов испытывают безразличие к России, а 7 % - разочарование в ней. На основании полученных данных исследователи делают вывод о том, что у детей и современной молодежи слабо сформирована гражданская позиция. Это выражается в том, что у большинства из них нет осознания ответственности за судьбу своей страны. С одной стороны, опрос показал, что для 51 % детей в возрасте до 18 лет и для 62% молодежи в возрасте 19-35 лет важным является проявление своей гражданской позиции. Но, с другой стороны, участники опроса не конкретизируют, в чем именно эта позиция должна демонстрироваться. К сожалению, только 5 % опрошенных учащихся состоят в какой-либо общественной организации, а остальные проявляют в этом аспекте инфантилизм. Исследователи из Института Воспитания РАО пришли к выводу о том, что представления о духовно-нравст-
венных ценностях у детей и молодежи носят размытый характер, при котором часто происходит подмена понятий «ценности» и «качества личности». Например, такая размытость характерна для понимания семейных ценностей: с одной стороны, признаются традиции полной семьи, с другой стороны, высказывается желание не иметь детей. Брачный союз между мужчиной и женщиной часто рассматривается в среде обучающихся с позиции материального благосостояния.
Патриотизм безусловно относится к духовно-нравственным ценностям, так как патриотическое сознание тесно связано с духовной жизнью современного российского общества. Под патриотизмом понимается поддержка гражданином тех политических процессов, которые протекают в стране, социальное чувство ответственности за судьбу страны и народа, осознанная любовь к своему Отечеству, преданность Родине и готовность к жертвам ради нее.
Основами патриотического воспитания молодежи России являются знания отечественной истории и сохранение исторической памяти, понятие Родины и готовность встать на ее защиту, сбережение культурных традиций и обычаев и др. В советское время готовность поставить интересы страны и народа выше личных была хорошо отражена в художественной литературе, киноискусстве, живописи, скульптуре. Например, пафос служения Родине присутствует в строчках песни «Комсомольская традиция» (музыка О. Фельцмана, слова И. Шаферана):
Время подвигов пламенных не уйдет в забытье!
Жизнью честной и праведной славим время свое!
Есть традиция добрая в комсомольской семье:
Раньше думай о Родине, а потом о себе [16].
К сожалению, сегодня в нашем обществе мало песен, стихов, литературных произведений патриотического характера. Киноискусство заполнено разного рода детективами, «мыльными операми», в которых главной темой выступает борьба за материальные блага. В СМИ по-прежнему много развлекательных, а порой и откровенно пошлых шоу, которые не ориентированы на воспитание духовно-нравственных ценностей. Из этого складывается впечатление, что мы живем в сплошной криминальной среде, а общество состоит из безнравственных людей, для которых характерны стремление к гедонизму, личному комфорту, наживе любой ценой. Положительными героями являются честные полицейские из многочисленных сериалов, отдельные борцы-одиночки за справедливость. А ведь молодежи во все времена требовался образ положительного героя и социального идеала, на который можно было бы равняться. Сегодня есть герои
России и проявление героизма на фронте СВО. Но ведь положительный образ гражданина и патриота должен воспитываться и в повседневной жизни: в учебе, труде, общественной деятельности.
Несмотря на отсутствие должного внимания к вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи в современной российской культуре, ценности патриотизма и гражданской ответственности ей присущи. Это проявляется в понимании и оценке текущих политических событий, что и иллюстрируют социологические опросы последних двух лет. Например, несмотря на то, что начало СВО было оценено российской молодежью более сдержано, чем остальным обществом [17], патриотизм и умение ставить интересы российского отечества выше личных интересов присутствуют в сознании наших молодых людей. Так, по данным ФОМ (Фонд «Общественное мнение»), в марте 2022 г. «правильным» проведение СВО признали 40% респондентов в возрасте 18-24 года. Для сравнения, у людей других возрастных страт положительные ответы на этот вопрос распределились следующим образом: одобрили СВО 37 % людей в возрасте 25-39 лет; 53 % в возрасте 40-54 года; 55 % людей старше 55 лет [18, с. 463]. В 2023 году, по данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), 68% россиян поддерживают решение о проведении СВО, 75 % - положительно относятся к вхождению новых территорий в состав России [19]. По всей видимости, среди ответов на эти вопросы достаточно высоким должен быть и процент положительных ответов молодых россиян.
Межпоколенческая связь в российском социуме. В общественном сознании на протяжении многих десятилетий доминировал стереотип о наличии противоположности в мировоззренческих и социокультурных представлениях о жизни у представителей разных поколений людей. Вспомним произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Е. Базаров резко высказывает свои нигилистические взгляды, которые не находят понимания у представителей старшего поколения - «отцов». Отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями может существовать какое-то время в отдельных в семьях на основе психологических, возрастных и других различий. Безусловно, смена поколений имеет место быть, но между поколениями всегда существовала и будет существовать взаимосвязь, несмотря на отдельные возможные противоречия, которые диалектически являются двигателями социально-исторического развития.
Согласно долгосрочным социологическим исследованиям, проведенным Р. Инглхартом, агентством «Евробарометр» и другими организациями, в совре-
менном обществе нет межпоколенческого конфликта настроений между «отцами» (поколение 40+) и их взрослыми детьми [20; 21]. То есть молодежь от 20 лет и старше характеризуется преемственностью традиций и социолого-логическим продолжением поколения «отцов». С точки зрения Ростимешиной Т. В. и Огородова Д. А., линия межпоколенческого конфликта приходится на 60-50-летних людей, а не на 20+ и 40+. Они объясняют такое положение следующими факторами: представители старшего поколения входят в состав разных элит (военных, политических, экономических и др.), поколение 45+ и младше пока остается «за бортом» элитарности и ожидает своего часа. Поэтому между стратами 40+ и 20+ межпоколенческого конфликта не существует [22, с. 176]. Эти исследователи отмечают, что для современной российской молодежи не характерны протестно-революционные настроения против социологически условных «родителей», в их сознании присутствует обида и досада за жизнь старшего поколения, желание не навредить существующим межпоколенческим горизонтальным связям [Там же].
Социологические исследования, проведенные в 2020 г. с участием 462 человек в возрасте 14-30 лет с целью выяснения политических интересов молодежи, развеяли миф о политическом абсентеизме этого поколения россиян. В частности, 53% респондентов отметили, что интересуются политикой. Для 56,7 % молодых людей в равной степени важен интерес к внутренней и внешней политике. 66 % опрошенных отметили отсутствие конфликта с родителями и налаженный с ними диалог, в том числе по вопросам политической обстановки в стране и мире. В процессе исследования выяснился факт общения молодых людей со сверстниками на политические темы. 34% респондентов отметили, что их общение происходит в исключительно диалогической форме. 33,3 % в процессе обсуждения политических тем прибегают к спору. Только 28,1 % молодежи не общаются друг с другом на политические темы [22, с. 179]. Полученный социологический срез демонстрирует не только интерес молодежи к современной политике, но и желание общаться, вести диалог на политические темы со сверстниками и старшим поколением в семье.
По данным ФОМ (февраль 2023 г.), на вопрос о том, есть ли сегодня у молодых людей возможность влиять на политическую жизнь в стране, ответили утвердительно 40% респондентов в возрасте 18-30 лет, 34 % - в возрасте 31 -45 лет, 42 % - в возрасте 46-60 лет и 39 % - людей старше 60 лет [23].
Вместе с тем, по данным ВЦИОМ, опубликованным в декабре 2022 г., среди жизненных ориентиров рос-
сийской молодежи на первом месте находится высокий уровень благополучия (58% ответов респондентов), 54% молодежи хотят спокойно жить и заботиться о семье. И только 26 % молодых россиян отметили, что хотят приносить пользу своему народу и обществу, активно участвовать в политической жизни страны. Положительным моментом является факт идентификации себя в качестве граждан РФ у 83 % молодежи в возрасте 14-35 лет [24].
В преддверии проведения выборов Президента РФ, которые состоятся в марте 2024 г., важным показателем патриотизма является рейтинг В. В. Путина. По данным ВЦИОМ, рейтинг одобрения российского президента на 1 апреля 2022 г. поднялся до 80 % [25, с. 147], а на 1 декабря 2023 г. о доверии Владимиру Путину положительно ответили 78,5 % респондентов [26]. По другим данным со ссылкой на ВЦИОМ, рейтинг В. В. Путина в декабре 2023 г. составил 80 % [27]. Этот положительный показатель демонстрирует факт понимания россиянами происходящих в стране и мире событий, одобрение внешнеполитического курса страны, высокий уровень патриотических настроений в российском обществе, в том числе и среди молодежи.
Заключение
Анализ понятий «духовность», «духовно-нравственные ценности» выявил различную трактовку этих терминов, в которых патриотизм, любовь к Родине, честность и порядочность, гражданственность и др. являются важной содержательной составляющей.
Сравнительный анализ социологических исследований последних лет, проведенных Институтом Воспитания РАО, ВЦИОМ и ФОМ, показал, что, с одной стороны, молодежь современной России не является «потерянным поколением». Ей присущи чувство патриотизма, любовь к Отечеству, понимание происходящих внутриполитических и внешнеполитических событий. Но, с другой стороны, в сознании многих молодых россиян эти понятия достаточно размытые. В этом вопросе надо, прежде всего, учитывать возрастную психологию и уровень образования. Если Институт Воспитания РАО провел масштабное исследование преимущественно среди учащейся молодежи школ, СПО и техникумов, в которых возраст респондентов от 14 до 20 лет, то ВЦИОМ и ФОМ в категорию участников социологического опроса включали студентов вузов, работающую молодежь, которые старше по возрасту, обладают большими знаниями и социально-трудовым опытом. Поэтому итоговые цифры в разных опросах немного разняться, но в целом дают реальную картину мировоззренческих и ценностных предпочтений молодежи.
Проведенное исследование позволило выявить проблемные зоны в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании российской молодежи. Для их решения можно предложить следующие меры:
1. Теоретическое формирование современного социального идеала с помощью интегративного синтеза философского, социологического, психологического и педагогического знания.
2. Подкрепление образа этого идеала средствами культуры и искусства.
3. Создание образа положительного героя на примерах жизни и поступков конкретных современников: учащейся молодежи и представителей трудовых профессий, государственных лиц и военнослужащих, деятелей науки, культуры, искусства, спорта и др.
Таким образом, воспитание духовно-нравственной личности, для которой понятия «гражданин» и «патриот» не являются чем-то абстрактным, а составляют стержень сознания и мировоззрения, является важной задачей для образования, политики, культуры современного российского государства и общества.
Литература
1. О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.06.2013 г. № 136-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_148270/ (дата обращения: 17.01.2024).
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. N 400. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 17.01.2024).
3. О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием [Электронный ресурс] : федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421788/ (дата обращения: 17.01.2024).
4. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс] : Указ Президента от 9.11.2022 г. № 809. URL: https://www.consultant.ru/ law/hotdocs/77839.html (дата обращения: 17.01.2024).
5. Ковалева Г. П. Основания категории «духовность» в онтологии трансцендентного космизма : монография. Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ 2014. 376 с.
6. Ориген. О началах. Самара : Изд-во Ра, товарищество Агни, 1993. 318 с.
7. Никольский А. А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев. СПб. : Наука, 2000. 420 с.
8. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания : соч. в 2 т. Том I. М. : Мысль, 1990. 892 с.
9. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания : соч. в 2 т. Том II. М. : Мысль, 1990. 822 с.
10. Бердяев Н. А. Дух и реальность: основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. М. : АСТ, Хранитель, 2007. 381 с.
11. Корольков А. А. Духовная антропология. СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005. 324 с.
12. Манеров В. Х. Духовность человека как ценность и предмет христианской психологии [Электронный ресурс]. URL: https://xpa-spb.ru/libr/Manerov/duhovnost-cheloveka.html (дата обращения: 12.01.2024).
13. Бондарева С. К., Колесов Д. В. Духовность (психология, социология, семантика). М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : изд-во НОПО МОДЭК, 2007. 144 с.
14. Сорокин С. А. Патриотическое сознание российской молодежи: содержание и преемственность // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 3 (27). С. 142-148.
15. Новые ценности молодежи: исследования [Электронный ресурс] / Институт воспитания РАО : [сайт] URL: https:// xn-80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-p1ai/nauka/nauchno-issledovatelskie-raboty/nir-semeynye-tsennosti/ (дата обращения: 17.01.2024).
16. Шаферан И. Комсомольская традиция (О. Фельц-ман - И. Шаферан). Новые ценности молодежи: исследования [Электронный ресурс]. URL: https://webkind.ru/text/6 46779286_09191567p87017781_text_pesni_komsomolskaya-tradiciya-o-felcman-i-shaferan.html (дата обращения: 17.01.2024).
17. Казаков А. А., Вилков А. А., Шестов Н. И. Отношение российской молодежи к СВО: влияние медийных практик // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23. Вып. 3. С. 313-324.
18. Казаков А. А. Отношение российской молодежи к СВО: роль медийного сопровождения государственной политики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23. Вып. 4. С. 460-467.
19. «Россия 2023. Перезапуск» исследование ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/eisragenda/1815 (дата обращения: 17.01.2024).
20. Howe N., Strauss W. Millennials rising: The next great generation. N.Y. : Vintage book, 2000. 415 p.
21. Inglehart R. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles + Among Western Publics. Princeton: University Press. 1997. 496 p.
22. Ростимешина Т. В., Огородов Д. А. Поправка к конституции РФ глазами российской молодежи: по данным социологического исследования // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (26). С. 175-182.
23. Участие молодежи в политической жизни страны [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/Politika/14842 (дата обращения: 17.01.2024).
24. Ценности молодежи [Электронный ресурс]. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения: 17.01.2024).
25. Попов В. И. Мораль и политика: взаимоотношение в массовом сознании // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 2 (34). С. 139-150.
26. Рейтинги доверия политикам, оценки работы Президента и правительства, поддержка политических партий [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii- obzor/reitingi- doverija-politikam- ocenki-raboty-prezidenta (дата обращения: 17.01.2024).
27. Рейтинг Путина 2023: последние данные [Электронный ресурс]. URL: https://inflatio.ru/90-rejting-putina-poslednie-dannye.html (дата обращения: 17.01.2024).
References
1. O vnesenii izmenenij v stat'ju 148 Ugolovnogo kodeksa Ros-sijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v celjah protivodejstvija oskorbleniju religioznyh ubezhdenij i chuvstv grazhdan. Federal'nyj zakon ot 29.06.2013
g. N 136-FZ [Federal Law no. 136-FZ of 29.06.2013 On Amendments to Article 148 of the Criminal Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to Counteract Insulting Religious Beliefs and Feelings of Citizens]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_148270/ (accessed 17.01.2024). (In Russian).
2. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 g. N 400 [Decree of the President of the Russian Federation no. 400 dated July 2, 2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (accessed 17.01.2024). (In Russian).
3. O kontrole za dejatel'nost'ju lic, nahodjashhihsja pod inostran-nym vlijaniem. Federal'nyj zakon ot 14 ijulja 2022 g. N 255-FZ [Federal Law no. 255-FZ dated July 14, 2022 "On Control over the Activities of Persons under Foreign Influence"]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421788/ (accessed 17.01.2024). (In Russian).
4. Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cen-nostej. Ukaz Prezidenta ot 9.11.2022 g. N 809 [Presidential Decree no. 809 dated 11/19/2022 "On approval of the foundations of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values"]. URL: https://www.consultant.ru/law/ hotdocs/77839.html (accessed 17.01.2024). (In Russian).
5. Kovaleva G. P. Osnovanija kategorii «duhovnost'» v ontologii tran-scendentnogo kosmizma [The foundations of the category "spirituality" in the ontology of transcendent cosmism]. Kemerovo, 2014. 376 p. (In Russian).
6. Origen. O nachalah [About the beginnings]. Samara, 1993. 318 p. (In Russian).
7. Nikol'skij A. A. Russkij Origen XIX veka Vl. S. Solov'ev [Russian Origen of the XIX century V. S. Solovyov]. Saint Petersburg, 2000. 420 p. (In Russian).
8. Solov'ev V. S. Filosofskie nachala cel'nogo znanija [Philosophical principles of integral knowledge]. Moscow, 1990, vol. 1. 892 p. (In Russian).
9. Solov'ev V. S. Filosofskie nachala cel'nogo znanija [Philosophical principles of integral knowledge]. Moscow, 1990, vol. 2. 822 p. (In Russian).
10. Berdjaev N. A. Duh i real'nost': Osnovy bogochelovecheskoj duhovnosti. Ja i mir ob"ektov. Opyt filosofii odinochestva i obsh-henija [Spirit and reality: The foundations of God-human spirituality. Me and the world of objects. The experience of the philosophy of loneliness and communication]. Moscow, 2007. 381 p. (In Russian).
11. Korol'kov A. A. Duhovnaja antropologija [Spiritual anthropology]. Saint Petersburg, 2005. 324 p. (In Russian).
12. Manerov V. H. Duhovnost' cheloveka kak cennost' i predmet hris-tianskoj psihologii [Human spirituality as a value and subject of Christian psychology]. URL: https://xpa-spb.ru/libr/Manerov/ duhovnost-cheloveka.html (accessed 12.01.2024). (In Russian).
13. Bondareva S. K., Kolesov D. V. Duhovnost' (psihologija, soci-ologija, semantika) [Spirituality (psychology, sociology, semantics)]. Moscow, 2007. 144 p. (In Russian).
14. Sorokin S. A. Patrioticheskoe soznanie rossijskoj molodezhi: soderzhanie i preemstvennost' [Patriotic consciousness of Rus-
sian youth: content and continuity]. Jekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovanija, 2020, no. 3 (27), pp. 142-148. (In Russian).
15. Novye cennosti molodezhi: issledovanija [New values of youth: research]. URL: https://xn-80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-p1ai/ nauka/nauchno-issledovatelskie-raboty/nir-semeynye-tsennosti/ (accessed 17.01.2024). (In Russian).
16. Shaferan I. Komsomol'skaja tradicija (O. Fel'cman - I. Shafe-ran) Novye cennosti molodezhi [Song "Komsomol tradition" (O. Feltsman I. Shaferan)]. URL: https://webkind.ru/text/646779 286_09191567p87017781_text_pesni_komsomolskaya-tradiciya (accessed 17.01.2024). (In Russian).
17. Kazakov A. A., Vilkov A. A., Shestov N. I. Otnoshenie rossijskoj molodezhi k SVO: vlijanie medijnyh praktik [The attitude of Russian youth to their education: the influence of media practices]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Sociologija. Politologija, 2023, vol. 23, no. 3, pp. 313-324. (In Russian).
18. Kazakov A. A. Otnoshenie rossijskoj molodezhi k SVO: rol' medi-jnogo soprovozhdenija gosudarstvennoj politiki [The attitude of Russian youth to their education: the role of media support for public policy]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Sociologija. Politologija, 2023, vol. 23, no. 4, pp. 460-467. (In Russian).
19. "Rossija 2023. Perezapusk" issledovanie VCIOM ["Russia 2023. Restart" VTSIOM research]. URL: https://t.me/eisragenda/1815 (accessed 17.01.2024). (In Russian).
20. Howe N., Strauss W. Millennials rising: The next great generation. New York, 2000. 415 p. (In English).
21. Inglehart R. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles + Among Western Publics. Princeton, 1997. 496 p. (In English).
22. Rostimeshina T. V., Ogorodov D. A. Popravka k konstitucii RF glazami rossijskoj molodezhi: po dannym sociologicheskogo issledovanija [Amendment to the Constitution of the Russian Federation through the eyes of Russian youth: according to a sociological study]. Jekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovanija, 2020, no. 2 (26), pp. 175-182. (In Russian).
23. Uchastie molodezhi v politicheskoj zhizni strany [Youth participation in the political life of the country]. URL: https://fom.ru/Poli-tika/14842 (accessed 17.01.2024). (In Russian).
24. Cennosti molodezhi [The values of youth]. URL: https://wciom. ru/analytical- reviews/analiticheskii- obzor/cennosti- molodezhi (accessed 17.01.2024). (In Russian).
25. Popov V. I. Moral' i politika: vzaimootnoshenie v massovom soz-nanii [Morality and politics: relationship in the mass consciousness]. Jekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovanija, 2022, no. 2 (34), pp. 139-150. (In Russian).
26. Rejtingi doverija politikam, ocenki raboty Prezidenta i pravitel'stva, podderzhka politicheskih partij [Ratings of trust in politicians, assessments of the work of the President and the government, support for political parties]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii- obzor/reitingi- doverija-politikam- ocenki-raboty-prezidenta (accessed 17.01.2024). (In Russian).
27. Rejting Putina 2023: poslednie dannye [Putin's rating 2023: the latest data]. URL: https://inflatio.ru/90-rejting-putina-poslednie-dannye.html (accessed 17.01.2024). (In Russian).