5. Zvereva E. A., Khvorova V. A. Pokoleniya Y i Z: osobennosti mediapotrebleniya [Generations Y and Z: features of media consumption]. Vestnik NSU. Series: History, Philology, 2020, no. 6, pp. 131-140. (In Russian).
6. Kmet E. B. Metodicheskij podhod k vydeleniyu tipov pol'zovatelej social'nyh setej v zavisimosti ot predpochtenij k formam internet-reklamy [Methodical approach to identifying types of users of social networks depending on preferences for forms of online advertising]. Practical Marketing, 2018, no. 8 (258), pp. 3-10. (In Russian).
7. Kolobova E. Yu. Transformaciya mediapotrebleniya v usloviyah cifrovoj real'nosti [Transformation of media consumption in digital reality]. Petersburg Economic Journal, 2020, no. 4, pp. 25-39. (In Russian).
8. Konoplev D. E. Sovremennye mediasistemy: krizis tradicionnyh SMI [Modern media systems: the crisis of traditional media]. Sign: the Problem field of Media Education, 2020, no. 1 (35), pp. 21-30. (In Russian).
9. Lebedeva S. V. Podrostki kak sub"ekt i ob"ekt informacionnogo processa [Adolescents as a subject and object of the information process]. Management Issues, 2014, no. 1 (7), pp. 49-52. (In Russian).
10. Lyudi v cifre: epoha «postpravdy» [People in numbers: the era of "post-truth"]. WCIOM. Available at: https://wciom.ru/fileadmin/ file/reports_conferences/2019/2019-12-13_mediaforum.pdf (accessed 3.04.2021). (In Russian).
11. Mediapotreblenie rossiyan: monitoring [Media consumption of Russians: monitoring]. WCIOM. Available at: https://wciom.
ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring (accessed 07.05.2021). (In Russian).
12. Muryukina E. V., Chelysheva I. V. Issledovaniya medijnyh predpochtenij podrostkov [Research of adolescents' media preferences]. Crede Experto: Transport, Society, Education, Language, 2017, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovaniya-mediynyh-predpochteniy-podrostkov (accessed 09.11.2021). (In Russian).
13. Nazarov M. M., Ivanov V. N., Kublitskaya E. A. Mediapotreblenie v vozrastnyh kogortah: TV i Internet [Media consumption in age cohorts: TV and the Internet]. RUDN Journal of Sociology, 2020, no. 20 (3), pp. 560-571. (In Russian).
14. Slavina V. A, Soldatkina Ya. V. Mediakul'tura kak fenomen infor-macionnoj epohi [Media culture as a phenomenon of the information age]. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2021, vol. 26, no. 2, pp. 286-293. (In Russian).
15. Stins O., Van Fucht D. Новые медиа [New media]. Science Journal of VolSU. Literary Criticism. Journalism, 2008, no. 7, pp. 98-106. (In Russian).
16. Yanitskiy M. S. Sistema cennostnyh orientacij lichnosti i social'nyh obshchnostej: strukturno-dinamicheskaya model' i ee primenenie v psihologicheskih issledovaniyah i psihologich-eskoj praktike [The system of value orientations of the individual and social communities: structural-dynamic model and its application in psychological research and psychological practice]. Bulletin of Kemerovo State University, 2020, vol. 22, no. 1 (81), pp. 194-206. DOI 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206. (In Russian).
УДК/UDC 378:316.61:004.9
DOI 10.54509/22203036_2022_1_161
Рогова Евгения Николаевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры психологических наук социально-психологического института, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Яницкий Леонид Сергеевич
кандидат филологических наук, доцент кафедры социологических наук социально-психологического института, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Rogova Evgeniya N.
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychological Sciences, Socio-Psychological Institute, Kemerovo State University, Kemerovo
Yanitskiy Leonid S.
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Social Sciences, Socio-Psychological Institute, Kemerovo State University, Kemerovo
ИДЕНТИФИКАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ IDENTIFICATION OF STUDENT YOUTH IN SOCIAL MEDIA
Введение. Данная статья посвящена исследованию специфики идентификации студенческой молодежи в социальных сетях, осуществляемому с целью повышения качества коммуникации со студентами в рамках учебного и воспитательного процессов, т. к. идентификация раскрывает особенности социальных
установок, личностные смыслы, ценностные ориентации и стереотипы поведения человека.
Методология. Исследование проводилось в социальной сети «ВКонтакте» на странице преподавателя, на которую подписаны студенты целого ряда направлений («Клиническая психология», «Психология слу-
жебной деятельности», «Психология», «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья(адаптивная физическая культура)», «Филология», «Журналистика», «Физика», «Специальное (дефектологическое) образование», «Реклама и связи с общественностью») Кемеровского государственного университета с помощью количественного-качественного контент-анализа, заключающегося в выделении центральных тем, связанных с основными способами и видами идентификации студенческой молодежи. Исследовались посты студентов за 2021 год (всего 500). Большое количество направлений, обучающихся на странице преподавателя, связано с тем, что психологические дисциплины преподаются на различных направлениях и в разных институтах Кемеровского государственного университета.
Результаты. В результате анализа открытых страниц в социальной сети «ВКонтакте» выявлены следующие важнейшие категории, по которым осуществляется идентификация: профессия; интересы/хобби, сопутствующие учебной деятельности; идентификация, связанная с гендерной принадлежностью; национальная идентификация, студенческая идентификация, региональная идентификация. На страницах в социальной сети студенты идентифицируют себя с ведущей деятельностью: можно отметить наличие специфической информации, связанной с учебной и будущей профессиональной деятельностью молодежи. Обучающиеся на направлении «Физическая культура» выкладывают информацию, личные фотографии, демонстрирующие участие в соревнованиях, тренировках, сборах. Студенты филологического института делятся постами, связанными с литературой и словесным искусством, студенты-психологи выказывают интерес к психологии, психологической литературе и сайтам и т. п.
Индивидуальная идентификация включает такие параметры ценностного идентифицируемого объекта, как интеллектуальность, широта кругозора, начитанность, рефлексивность, чувство юмора, открытость опыту и информации, прогрессивность в музыке, культуре и политике, экологическое мышление, сострадание, творческое самовыражение. Гендерная идентификация характеризуется ориентацией на идентифицируемый образ, обладающий соответствием текущей моде, привлекательностью, раскрепощенностью, нестандартностью и оригинальностью в самопрезентации, порою некоторым инфантилизмом.
Заключение. В результате исследования были выявлены основные формы идентификации, связан-
ные с ее индивидуальной и социальной разновидностями, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, позволяющими сформировать целостное представление об идеальном идентифицируемом образе студенческой молодежи, способствующем качественному улучшению коммуникации в рамках учебно-воспитательного процесса.
Introduction. This article is devoted to the study of the specifics of the identification of student youth in social networks, carried out in order to improve the quality of communication with students in the framework of educational process since identification reveals the features of social attitudes, value orientations and stereotypes of human behavior.
Methodology. The study was carried through VKontakte social network and based on a teacher's page, to which students of different majors of Kemerovo State University are subscribed ("Clinical Psychology", "Psychology of Service Activity", "Psychology", "Physical Education", "Physical Education for Persons with Disabilities (adaptive physical culture)", "Philology", "Journalism", "Physics", "Special (defectological) education", "Advertising and public relations"), using quantitative and qualitative content analysis, which consists in highlighting the central topics associated with the main ways and types of identification of student youth. The posts of students for the year 2021 were studied (a total of 500). A large number of majors using the instructor's page are due to the fact that psychological disciplines are taught for different majors and at various institutes of Kemerovo State University.
Results. As a result of the analysis of open pages in the social network (VKontakte), the following important categories were identified: profession; interests / hobbies related to educational activities; gender identification; national identity, student identity, regional identity. On pages of the social network, students identify themselves with the leading activity: authors indicated the presence of specific information related to the educational and future professional activities of young people. Students in the major "Physical culture" post information, personal photos showing participation in competitions, trainings, training camps. Students of the Philological Institute share posts related to literature and verbal art, psychology students show interest in psychology, psychological literature and websites, etc. Individual identification includes such parameters of a value-based identifiable object as: intellectuality, breadth of outlook, erudition, reflexivity, a sense of humor, openness to experience and information, progressiveness in music, culture and politics, ecological thinking, compassion, creative self-expression. Gender identification is characterized by an orientation towards an identifiable image that is in line
with the current fashion, attractiveness, emancipation, originality in self-presentation, and occasional infantilism.
Conclusion. As a result of the study, the main forms of identification were identified, associated with its individual and social varieties, based on universal human values, which make it possible to form a holistic idea of the ideal identifiable image of student youth, contributing to the qualitative improvement of communication in the framework of the educational process.
Ключевые слова: идентификация, контент-анализ, студенческая молодежь, социальные сети.
Keywords: identification, content analysis, student youth, social networks.
Введение
Понятие «идентификация» в психологии было введено и охарактеризовано З. Фрейдом, который в работах «Психология масс и анализ человеческого Я» и «Я и Оно» рассматривает идентификацию в рамках процесса формирования Я-идеала, связанному с первой и важнейшей идентификацией индивидуума с отцом. «В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией...» [6], -пишет З. Фрейд. Таким образом, индивидуальная идентификация социальная по своей природе, в тесном с ней взаимодействии проливает свет на механизмы социализации, адаптации человека в социуме, позволяет говорить о ценностно-смысловых аспектах личности, ориентирующейся на некий идеальный объект в рамках процесса самопроектирования: «Легко показать, что Я-идеал соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала» [7, с. 518].
Понятие психосоциальной идентичности является центральным в концепции Э. Эриксона, по мнению которого идентичность вырабатывается в течение жизни человека, являясь условием психического здоровья: «.в социальных джунглях человеческого существования без чувства идентичности нет ощущения жизни» [9, с. 338]. Э. Эриксон, как известно, выделяет восемь стадий психосоциального развития, относя молодость к шестой из них, в рамках которой формируется идентичность, основанная на способности к истинной и зрелой интимности (дружбе, сексуальной интимности, общению
с другим человеком). Неотъемлемой характеристикой интимности, по Э. Эриксону, является дистанци-рованность от того, что кажется человеку опасным, проявляющаяся «...в готовности укреплять и защищать границы своей территории интимности и общности» [9, с. 342]. Приращение идентификации, по выражению Э. Эриксона, постепенно приобретает следующее звучание: «Мы есть то, что мы любим» [9, с. 344]. Неспособность к истинной интимности проявляется, по Э. Эриксону, в отчуждении, в чувстве изоляции. Интернет и социальные сети предоставляют для современной молодежи новые возможности, позволяющие выработать идентификацию, достичь интимности в понимании Э. Эриксона.
В. А. Ядов полагает, что идентификация тесно связана с базисными потребностями (самосохранением, самоутверждением, самовыражением, потребностью в защите), с включенностью в социум и дистанцировании от него [10, с. 328]. Идентификация, с точки зрения В. А. Ядова, осуществляется через межличностное и межгрупповое общение, большая доля которого связана с воздействием средств массовой информации. Теория А. Н. Леонтьева, по мнению В. А. Ядова, помогает понять, как деятельность определяет идентичность конкретного человека [10, с. 329]. Выбор социального действия диктуется осмыслением идентификации с той или иной общностью на уровне «.высших диспозиций личности, т. е. системы ценностей, идеалов, смысла жизни.» [10, с. 331]. Интересно то, что прогнозирование действия субъекта на основании анализа его социальной идентификации может быть затруднено, т. к. идентификаций может быть несколько, на выбор поведенческой стратегии влияет глубина, интенсивность той или иной идентификации, ее положение в иерархии разных идентификаций и групповое давление [10, с. 330]. Таким образом, изучая особенности идентификации современной студенческой молодежи, можем исследовать те ее желаемые линии поведения, понимание которых позволит качественно улучшить процесс взаимодействия с нею в рамках учебной и профессиональной деятельности, выстраивая индивидуальные стратегии в рамках образовательного процесса. Так как «.идентификация представляет собой механизм формирования системы ценностных ориентаций личности, занимающий промежуточное положение между базовыми адаптационными механизмами и более высокоорганизованными механизмами осознания личностного смысла ценностей» [11, с. 68], анализируя объекты идентификации студентов, можем составить представление об их актуальных ценностях и идеалах. В резуль-
тате взаимодействия в социальных сетях, в частности «ВКонтакте», студенты, опираясь на уже имеющиеся у них предпочтения, связанные с предшествующим жизненным опытом и направлением профессионализации, избирают материал для идентификации. В данном случае, качественно-количественный контент-анализ позволяет выявить основные направления процесса идентификации.
Молодое поколение (так называемое цифровое поколение) выросло в условиях информационного общества, сеть «Интернет» стала полем для их социальной идентификации, не столь жесткой, стихийно формируемой, позволяющей создавать в виртуальной реальности виртуальные личности [8]. Г. Бехманн утверждает, что: «Медиа становятся могучим средством социализации. Представления о пространстве и времени, о частном и общественном, модели партнерских отношений, способы выражения чувств - все это формируется и социализируется сегодня в активном взаимодействии с потенциалом медиа в рамках специфического диспозитива каждой медиасистемы. Медиа позволяют достичь прежде немыслимого качества сохранения и переработки информации, что фундаментально изменяет отношения между забыванием и запоминанием, а вместе с этим - между историей и современностью, в целом, между идентичностью и отличием» [2, с. 130-131].
Под идентификацией мы, вслед за создателями «Большого психологического словаря», понимаем: «один из видов перцептивного действия», являющийся «промежуточным звеном между актом различения и опознанием», состоящий «в сличении двух объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти, и установлении их тождества или различия» [3], при этом предполагается дихотомическое разделение на класс сигналов, тождественных эталону и не тождественных ему (положительная и отрицательная идентификация). Идентификация предполагает отождествление (как правило, неосознанное) со значимым другим, что влияет на поведенческие стратегии, ценностные ориентации, половую идентификацию. Здесь следует упомянуть, что различают первичную, во младенчестве, и вторичную идентификации (с людьми, не являющимися родителями) [3].
О различии между понятиями «идентификация» и «идентичность» можно сказать, что идентификация - это процесс, а идентичность - результат: «...идентификация - это процесс, один из способов социализации личности, с помощью которого последняя усваивает определенные модели поведения, цен-
ности тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. понятие идентичности скорее более субъективно по происхождению, и имеет в большей мере отношение к внутренним переживаниям и осознанию личностью своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентичность рассматривается как результат социализации» [1, с. 5].
Методология
Источником исследования идентификации студенческой молодежи являются открытые страницы подписчиков-студентов в социальной сети «ВКонтакте» на странице преподавателя, имеющей целью сопровождение учебно-воспитательного процесса. Значительная часть обучающихся у преподавателя студентов являются подписчиками страницы. Анализируются словесные высказывания, музыкальные подборки, фотографии и видеоматериалы, изображения, выложенные студентами на их страницах в социальной сети. Единицей контент-анализа является тема, под которой мы понимаем: единицу, представляющую собой «.отдельное высказывание об отдельном предмете» [4, с. 380]. В видеоматериалах, музыкальных подборках и фотографиях, изображениях единицей счета также является тема, выраженная в повторяющихся образах. Объектом исследования, таким образом, является идентификация студенческой молодежи. Предмет исследования -идентификация студенческой молодежи в социальной сети «ВКонтакте», выраженная в темах, отражающих индивидуальную и социальную идентификации. Анализ постов в количестве 500 на страницах студентов был проведен за 2021 год.
Профессиональная деятельность, связанная с учебной деятельностью, профессиональным становлением, накладывает особый отпечаток на страницы студенческой молодежи «ВКонтакте». Четко выделяется категория «Профессия» (например, студентка-психолог комментирует рисунок юмористического содержания, изображающий психолога: «Это когда я стану психологом»). Студенты-психологи делают перепосты психологических сайтов и групп (всего 13), например, «Клуб взаимопомощи»; группы «Эго. Психология. Саморазвитие», «Клиническая психодиагностика», «Детская патопсихология и нейропсихология», «Типичный нейропсихолог» и т. д.). Часты перепосты о психологической стороне жизни человека, его физиологии, психике (3). Студенты-психологи сохраняют на своих страницах лекции по психологии, соответствующую научную литера-
туру (10). Профессиональная идентификация проявляется и в выкладывании информации о членстве в студенческом научном обществе КемГУ (2). Психологи-студенты выкладывают также информацию и шутки на тему коммуникации.
На страницах студентов-психологов присутствуют мотивирующие высказывания, связанные с темой будущей профессии (часто в комической форме (15): «Невероятно талантливая умная девушка, у которой все обязательно получится, пожалуйста, не переставай верить в себя и стараться и тогда все будет хорошо»; цитата из Т. Капоте «Даже если у вас нет особых талантов и от вас нет никакой пользы людям, живите из любопытства», - здесь присутствует ориентация на субъекта, обладающего чувством юмора и здоровой самоиронией, это позволяет справляться со стрессом, что очень важно в профессии и жизни любого человека, особенно будущего психолога. К данной категории, связанной с идентификацией с человеком, способным осознать свои слабости, принять их и отнестись с большой долей юмора к ним, относится высказывание со страницы студентки-психолога: «Просто скажите, что вы тоже пытались уметь все: и играть на гитаре, и рисовать, и все-все-все, а сейчас просто лежите прокрастинируете, скажите, что я не одна такая...». Юмористические мотивирующие посты демонстрируют ориентацию на поведение будущего психолога, который способен понимать свои чувства и перенастраивать себя на позитивную волну, переключаться. Высказывания, связанные с названной категорией у студентов-психологов, демонстрируют их отрицательное отношение к суициду, подчеркивающие, что человек, ведущий страницу, за жизнь, общение и любовь. К выделенной категории относятся мемы, например, на странице студента-психолога изображена черепаха добра, появление которой на странице выглядит жизнеутверждающе: «Вжух, и у тебя больше нет клинической депрессии». Мотивирующий мем присутствует на странице у будущего психолога, выражающий его отношение к психологической составляющей проблемы суицида: это фотография офицера, который восемь часов отговаривал некоего К. Бертиа не прыгать с моста, и получающего через восемь лет от этого К. Бертиа награду от организации «Предотвращение суицида».
Студенты-журналисты «ВКонтакте» делают перепосты групп, которые имеют связь с их будущей профессиональной деятельностью (15): «Планерка. Журналистика и СМИ», «Статус-ВО», «Нате Бинго», «Study day» («Образование и мотивация с пролетар-
ской подоплекой» - советы по учебной деятельности, развитию творческих способностей, подготовке к экзаменам, скорочтению в доступной, юмористической форме). Студенты-журналисты размещают информацию (11), связанную с ценностями их будущей профессии (информацию о профессиональном празднике), профессиональных качествах, грамотности.
К профессиональной идентификации относятся посты студентов, посвященные деятельности «Студенческого Педагогического Отряда «ТейРА» (19), оценивающие эту работу как творческую, приносящую пользу людям, связанную с ценностью самоосуществления.
Гражданская идентичность выражается в постах, посвященных активной гражданской позиции студентов: информация о Дне солидарности в борьбе с терроризмом, проблеме абортов, против насилия, фотографии на пункте голосования (5).
Категория «Философия и смысл жизни» присутствует в цитатах с разных сайтов и страниц философской направленности (10), например: «мы все крупицы во Вселенной, колоссальная часть которой состоит из пустоты. Поэтому ничего не имеет значения. Просто дай себе отдохнуть»). О значимости не материальных ценностей, а свободы говорит пост с фотографиями путешествующего на машине молодого человека с котом и надписью: «Два с половиной года назад парень продал все и теперь путешествует на машине с котом. Вот так выглядит счастье». Студенты-психологи, идентифицируясь, остаются романтиками, способными, по Э. Фромму, быть, а не иметь. С этой категорией связаны группы (например, «Дзен-буддизм») по саморазвитию дзен-буддистской направленности (5), идентификация подписчиков-студентов предполагает поиск духовной составляющей жизни. Студенты-филологи выкладывают посты групп, связанных с литературой, поэзией («Вересковый мед. Баллада дремучего леса», «Чаепитие в графстве Чешир», «Городские сказки», «Литературный уголок», «О, я от призраков больна»), посвященных темам смысла, красоты и неповторимости жизни. На страницах выкладываются цитаты из классики и современной литературы, например: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» (Л. Толстой); «В конце концов, человеку дана всего одна жизнь - отчего не прожить ее как следует» (Джек Лондон). Данные высказывания характеризуют создателей постов (46) как субъектов, идентификация которых (отнесенная нами к категории «Философия и смысл жизни) предполагает наличие идеала истины, любви, красоты, добра, искусства.
К категории «Профессия» на страницах студентов-психологов относятся высказывания, посвященные широкому спектру чувств (20), их анализу: например, фото с комментариями: «Эмоции человека, которого освободили после 18 лет заключения за преступление, которого он не совершал», здесь прослеживается идентификация с человеком, который против социальной несправедливости. Чувствам, вызванным новостью о самоубийстве, посвящена цитата из Симоны де Бовуар, приведенная на странице студента-психолога: «.страшен не тощий труп, болтающийся на оконной решетке, а то, что происходило в сердце за мгновение до этого», здесь налицо идентификация с сострадательным человеком, переживающим чужую боль как свою собственную. Идентификация с тонко чувствующим субъектом, для которого открыта красота искусства и эстетические переживания присутствует в следующем посте: «Так иногда хочется, чтобы музыка, которую я включаю, пока я иду по улице, играла не в наушниках, а с неба и на всю улицу, чтобы все вокруг пропиталось тихой грустью, сладкой печалью, приятной болью.». Студентка-психолог выкладывает пост с подборкой музыки «Плейлист для того, чтобы лежать и грустить», которая связана с идентификаций, предполагающей умение определять и проживать нюансы чувства, эстетизировать их. Здесь отражается психологическое стремление проживать весь спектр чувств, профессиональное знание о том, как важно их идентифицировать, осознавать.
Студенты-физики на своих страницах размещают информацию группы «Институт фундаментальных наук», о их профессиональной идентификации говорит наличие специфических юмористических постов и фотографий, цитат (в частности из А. Эйнштейна), мемов на тему физики (12).
Если говорить об отрицательной профессиональной идентификации, то в постах студентов-психологов присутствует, например, ирония над письмами счастья. Отрицательная идентификация направлена на ненаучную информацию, связанную с внушением и манипулированием, что само по себе очень ценно для будущего психолога (10). Отрицательная идентификация у студентов-филологов выражается в неприятии безграмотности, в частности, в юмористически сформулированных правилах грамматики, например, в посте, содержащем намеренные ошибки: «У слова «нет» нету форм изменения. Будьте более или менее конкретны. Сознательно сопротивляйся соблазну сохранить созвучие, и т. д.» (1). Студенты-журналисты идентифицируют себя с компетентным, профессио-
нальным, честным журналистом, поэтому отрицательная идентификация направлена на некачественную прессу, например, посты пародийного характера (18): «Деловая пресса, которую мы заслужили», - надпись над фотографиями вымышленного псевдосенсационного журнала «Мурбс»: «Кусь. Тонкий инструмент управления бизнес-партнерами. Когда использовать. Виды кусей и их применение»).
На страницах студентов можно выделить категорию «Хобби». В частности, к этой категории относятся посты о творчестве (как рисовать, написать книгу, играть на музыкальных инструментах (10). Будущие студенты-психологи, например, должны уметь использовать техники арт-терапии, и их хобби являются продолжением профессионализации. Данная идентификация говорит об ориентации на человека, открытого опыту, творчеству разного рода (например, репост с советом «12 методов сделать своего персонажа привлекательным для аудитории», информация о фильмах, которые демонстрируют ценности жизни, таких как «Реквием по мечте»). Музыкальные подборки (20), видео с танцами (3), посты с аниме (13), мультипликацией (7) связаны с молодежной модой и очень популярны на страницах студентов. Изображение на фото животных (19), котов, хомяков, собак на страницах студентов говорит о важности для них питомцев (например: «Не грусти. Ведь у тебя есть кот»). Репосты научно-популярных фильмов и сообщения о необычных событиях в мире (например, чемпионат в Лапландии по обниманию деревьев) на страницах студентов очень часты, что говорит о ценности для них интеллектуальной жизни, любознательности, открытости новому опыту, идентификации с человеком, чья сфера интересов демонстрирует высокую познавательную активность (10). Хобби студентов-филологов (17) связаны с профессиональной деятельностью - это чтение книг, данная деятельность определяет ценность процесса чтения, любовь к настоящей литературе, отсюда перепосты о литературе, писателях, групп о словесном искусстве («КВ», «Читающие», «ОИК. Отрывки из книг», «Книги» и т. д.). Хобби студентов мужского пола порою связаны со спортом, активным движением, например, на странице студента-психолога присутствуют фотографии его прыжка с парашютом (4). Как у юношей, так и у девушек на страницах есть посты, указывающие на интерес к модным моделям автомобилей, их фотографии (4), а также информация об их техническом устройстве. К категории «хобби» относятся и видео студента-филолога, являющимся автором слов, исполнителем, режиссером-постановщиком собственных песен (24).
Категория «Гендерная идентификация» у студенток разных направлений связана с важными для них ролями, такими как возлюбленная, невеста (13). Фото с собственной свадьбы необыкновенно популярны, набирают традиционно большое количество лай-ков. Конечно, это привлекательные фото (64) студентов, демонстрирующие их молодость, соответствие моде. Юмор, самоирония очень характерны для ген-дерной идентификации, например: «За каждой сильной женщиной стоит ее кошка» (5). На страницах студентов отражается также идентификация, связанная с ценностью равноправия и свободы для женщин (3), информация о том, что такое настоящая эмансипация, присутствуют посты феминистского содержания (на Восьмое марта хочу: «право распоряжаться своим телом и здоровьем, распространение феминитивов -видимость женщин в языке»; «женщина не должна быть милой, нежной и радовать глаз, потому что она не цветок и не шарфик» и т. д.
Категория «Региональная идентификация» выражается в новостях о событиях, происходящих в городе и регионе: спортивных (7), культурных (6). Студентка-психолог выложила, например, клип, который посвящен медсестрам местной городской больницы, в котором исполнительницами являются сами медсестры. С данной категорией связана информация о студенческом творческом объединении, работающем над привлечением в Кузбасс туристов с помощью различных проектов, например, «Кузбасский купол сезонов».
Категория «Студенческая идентификация» проявляется в постах групп: «Студенческие отряды Кузбасса», «Студенческий клуб КемГУ», «Студенческий педагогический отряд» (11), информация о конкурсах, проводящихся в КемГУ, концертах студенческой самодеятельности. На странице студентки-журналистки, например, присутствуют перепосты информации сообщества «Статус-Во» - студенческого вестника (3), здесь тесно соприкасаются профессиональная и студенческая идентификации.
Категория «Гражданская идентификация» выражается в наличии постов волонтерских групп, «Отряда снежного десанта «Астория» (2).
Категория «Дружба» на страницах студентов свидетельствует о ценностной ориентации, связанной с общением (14) на основе общих интересов, учебной деятельности.
Категория «Семья» (10): к данной категории можно отнести цитаты о ценности семьи, любви матери, фотографии с членами семьи, родителями, братьями, сестрами, племянниками. Наличие этой идентифика-
ции говорит о ценности семейных отношений для студентов, идеальном образе семьи.
Религиозная идентификация также находит отражение на студенческих страницах «ВКонтакте» (5), у студентов-мусульман присутствуют посты религиозных групп с информацией о вере, поведении верующих, должном отношении к близким.
Категория здоровья (1) в рамках индивидуальной идентификации в форме цитаты о вреде курения -это, скорее, исключение, так как здоровье в молодости не является приоритетной ценностью, а воспринимается как безусловное приложение к жизни.
Национальная идентификация проявляется в постах студентов из стран Центральной Азии: это фотографии на фоне родного города (10).
Результаты
На открытых страницах в социальной сети «ВКон-такте» было проведено исследование социальной идентификации студенческой молодежи Кемеровского государственного университета. Было проанализировано 500 постов за 2021 год. В результате выявлены следующие важнейшие категории, по которым прежде всего осуществляется идентификация: профессия; интересы/хобби, сопутствующие учебной деятельности; идентификация, связанная с гендер-ной принадлежностью; национальная, студенческая, региональная идентификации. На страницах в социальных сетях студенты прежде всего идентифицируют себя с ведущей деятельностью: студенты-психологи выказывают интерес к психологии, психологической литературе и сайтам; обучающиеся на направлении «Физическая культура» выкладывают информацию, связанную со спортивной деятельностью; студенты-филологи делятся постами, посвященными литературе и русскому языку; студенты-журналисты делятся постами журналистских групп, иронизируют над безграмотностью и непрофессионализмом коллег; на страницах студентов-физиков присутствуют посты, высказывания, ссылки на видео, шутки, связанные с их профессиональными интересами. Независимо от сферы деятельности все студенты ориентируются на образ компетентного профессионала, ориентирующегося в современном мире науки.
Для индивидуальной идентификации студентов всех направлений свойственна ориентация на в основном одинаковые составляющие идеального идентифицируемого объекта, включающего такие характеристики, как интеллектуальность, широта кругозора, рефлексивность, чувство юмора, прогрессивность в научных, культурных и политических взглядах, эко-
логическое мышление, сострадание и справедливость, творческое самовыражение. Гендерная идентификация студентов ориентирована на идентифицируемый образ, обладающий привлекательностью, соответствием текущим представлениям о красоте и моде. Подобное сходство объясняется самим феноменом идентификации: Я-идеал направлен к сфере абсолюта, поэтому социальные чувства идентификации с другими людьми основываются на одинаковом Я-идеале. Некоторый инфантилизм, несоответствие ориентации на идеал в различных социальных сферах и реализации этого идеального устремления у студенческой молодежи объясняется отсутствием необходимых опыта и знаний.
Заключение
В результате исследования идентификации студентов с помощью качественно-количественного контент-анализа на открытых страницах в социальной сети «ВКонтакте» были выявлены основные категории идентификации, связанные с ее индивидуальной и социальной разновидностями, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, что позволяет сформировать представление об идеальном идентифицируемом образе студенческой молодежи, способствующем улучшению коммуникации в рамках учебно-воспитательного процесса. Зная об особенностях идентификации современной студенческой молодежи, в педагогической деятельности преподаватель должен опираться на выявленные идентифицируемые Я-идеалы, а также способствовать их реализации в учебной, научной и профессиональной деятельности, по возможности, сокращая разрыв между идеалом и реальной жизнью.
Литература
1. Социально-групповая идентификация и идентичность современной российской молодежи / Л. В. Анникова, Т. В. Баху-ташвили, Е. В. Ильченко, Ю. Ф. Косинцева // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2019. № 4 (39). С. 4-9.
2. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М., 2010. 248 с.
3. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. СПб., 2003. 672 с. URL: https://may.alleng.Org/d/psy/psy013.htm (дата обращения: 05.10.2021).
4. Почепцов В. В. Теория коммуникации. М., 2001. 651 с.
5. Репецкая А. И. Идентификация «модного»: практики современной молодежи [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного сознания. 2019. № 6 (136). С. 33-36. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38096902_65435311. pdf (дата обращения: 19.10.2021).
6. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «я» [Электронный ресурс]. URL: https://librebook.me/group_
psychology_and_the_analysis_of_the_ego/vol1/1 (дата обращения: 06.10.2021).
7. Фрейд З. Я и ОНО // Фрейд З. Психология бессознательного. Новосибирск, 1997. С. 503-519.
8. Шаповал Е. А., Мальцева Е. А. Социальная идентификация молодежи в социальных сетях [Электронный ресурс] // Право и правопорядок: приоритетные направления развития: сб. науч. тр. Хабаровск, 2019. С. 381-385. URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_37392968_75798165.pdf (дата обращения: 19.10.2021).
9. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. Самара, 2000. С. 305-349.
10. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Куликова Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001. 480 с.
11. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. 204 с.
References
1. Annikova L. V., Bakhutashvili T. V., Il'chenko E. V., Kosintseva Yu. F. Sotsial'no-gruppovaya identifikatsiya i identichnost' sovre-mennoy rossiyskoy molodezhi [Social group identification and identity of modern Russian youth]. Kazan Social and Humanitarian Bulletin, 2019, no. 4 (39), pp. 4-9. (In Russian).
2. Bechmann G. Sovremennoye obshchestvo: obshchestvo riska, informatsionnoye obshchestvo, obshchestvo znaniy [Modern society: risk society, information society, knowledge society]. Moscow, 2010, 248 p. (In Russian).
3. Meshcheryakov B., Zinchenko V. Bol'shoy psikhologicheskiy slo-var' [Unabridged psychological dictionary]. St. Petersburg, 2003, 672 p. Available at: https://may.alleng.org/d/psy/psy013.htm (accessed 05.10.2021). (In Russian).
4. Pocheptsov V. V. Teoriya kommunikatsii [Theory of communication]. Moscow, 2001, 651 p. (In Russian).
5. Repetskaya A. I. Identifikatsiya «modnogo»: praktiki sovremen-noy molodezhi [Identification of the «fashionable»: the practice of modern youth]. Theory and Practice of Public Consciousness, 2019, no. 6 (136), pp. 33-36. Available at: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_38096902_65435311.pdf (accessed 19.10.2021). (In Russian).
6. Freud Z. Psikhologiya mass i analiz chelovecheskogo «ya» [Psychology of the masses and analysis of the human «I»]. Available at: https://librebook.me/group_psychology_and_the_analysis_ of_the_ego/vol1/1 (accessed 06.10.2021). (In Russian).
7. Freud Z. Ya i ONO [Me and IT]. Freud Z. Psychology of the unconscious. Novosibirsk, 1997, pp. 503-519. (In Russian).
8. Shapoval E. A., Mal'tseva E. A. Sotsial'naya identifikatsiya molodezhi v sotsial'nykh setyakh [Social identification of youth in social networks]. Law and order: priority directions of development. Collection of scientific papers. Khabarovsk, 2019, pp. 381-385. Available at: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_37392968_75798165.pdf (accessed 19.10.2021). (In Russian).
9. Erikson E. Zhiznennyy tsikl: epigenez identichnosti [Life cycle: epigenesis of identity]. Psychology of Personality, Vol. 1. Reader. Samara, 2000, pp. 305-349. (In Russian).
10. Yadov V. A. Sotsial'naya identifikatsiya v krizisnom obshchestve [Social identification in a crisis society]. Psychology of personality in the works of domestic psychologists. St. Petersburg, 2001, 480 p. (In Russian).
11. Yanitskiy M. S. Tsennostnyye oriyentatsii lichnosti kak dinamich-eskaya sistema [Value orientations of personality as a dynamic system]. Kemerovo, 2000, 204 p. (In Russian).