целесообразно рассмотреть вопрос совершенствования требований, предъявляемых к методам управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития нефтегазового комплекса.
На основе методических рекомендаций по управлению человеческим капиталом в интересах инновационного развития нефтегазового комплекса была обоснована система требований к управлению человеческим капиталом отечественного нефтегазового комплекса на этапах догоняющего, опережающего развития и этапе закрепления лидирующих позиций в мировой экономике (табл.3).
Если на первом этапе (догоняющего развития) решается задача превышения скорость развития человеческого капитала в нефтегазовой сфере РФ V скорости инновационного развития нефтегазовой сферы РФ
V , то на втором этапе (опережающее развитие) решается задача превышения скорость развития человеческого капитала в нефтегазовой сфере РФ V скорости инновационного развития человеческого капитала в нефтегазовой сфере мировых лидеров V .
На этапе же закрепления лидирующих позиций решается стратегическая задача превышения скорость развития человеческого капитала в нефтегазовой сфере РФ V скорости развития челове-
ческого капитала в высокотехнологичных отраслях мировой экономики У .
Литература:
1. Подберезкин А. Человеческий капиталъ. Том 1. Идеология опережающего развития человеческого потенциала. - М.: Европа, 2007.
2. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Человеческий капитал в модернизации России: Институциональный и корпоративный аспекты. - М.: Едиториал УРСС, 2011.
3. Алехина О. Е., Юрьева Е. В. Антикризис. Человеческий капитал. Новые возможности компании. - М.: Юрайт, 2010.
4. Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики. - М.: Палеотип, 2008.
5. Быченко Ю. Инновационный механизм устойчивого развития человеческого капитала. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.
6. Аблясов СВ. Управление человеческими ресурсами на основе компьютерных технологий / С. В. Аблясов, Н. Н. Пушкарев ; под ред. Н. Ф. Пушкарева. - М. : Финансы и статистика, 2006. -176 с.
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Тян А.А., соискатель ФАОУДПО ГАСИС
Представлены результаты формирования критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, включая: обобщенный критерий и групповые критерии оценки функциональной, эксплуатационной и экономической эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.
Ключевые слова: формирование критериев эффективности, инновационная инфраструктура, системы электронной коммерции.
FORMATION OF THE PERFORMANCE CRITERIA OF THE INNOVATION INFRASTRUCTURE OF E-COMMERCE
Tyan A., the applicant, FAOU DPO GASIS
Results offormation of criteria of efficiency of innovative infrastructure of systems of electronic commerce are presented, including: the generalized criterion and group criteria of an assessment offunctional, operational and economic efficiency of innovative infrastructure of systems of electronic commerce.
Keywords: formation of criteria of efficiency, innovative infrastructure, systems of electronic commerce.
Развитие систем электронной коммерции, призванное решить комплексную задачу наращивания ассортимента и скорости предоставления услуг, с одной стороны, и ускорения оборачиваемости оборотных средств, с другой, требует адекватного развития инфраструктурного комплекса, обеспечивающего эффективное функционирование систем электронной коммерции. В условиях быстрого роста запросов потребителей в системах электронной коммерции должны стремительно развиваться не только удовлетворяющие эти запросы инновации, но и комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности - инновационная инфраструктура. При этом инновационная инфраструктура должна из сдерживающего на сегодня фактора развития превратиться в ключевой фактор инновационного развития систем электронной коммерции.
Основная проблема формирования критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции заключается в том, что на сегодняшний день не существует единой и достаточно достоверной методики определения экономической эффективности функционирования и имущественной оценки (стоимости бизнеса) систем электронной коммерции.
Дело в том, что состав показателей, который может быть рекомендован для оценки эффективности функционирования, а также стоимостной (имущественной) оценки систем электронной коммерции, существенно отличается от комплекса аналогичных групп показателей, используемых в традиционной форме торговли. Это обусловлено разнообразными организационно-экономическими и технико-тёх-нологическими особенностями, характерными для сети Интернет, в которой функционируют системы электронной коммерции.
С точки зрения традиционных видов оценки показатели оценки эффективности системы электронной коммерции условно можно разделить на три основные группы:
1) показатели оценки эффективности создания системы электронной коммерции (по сути это оценка эффективности инвестиционного проекта по разработке системы электронной коммерции);
2) показатели оценки эффективности функционирования системы электронной коммерции;
3) показатели оценки стоимости системы электронной коммерции (оценки бизнеса).
Основными показателями первой группы являются:
постоянные затраты, включая стартовые инвестиции на открытие и последующие инвестиции на развитие систем электронной коммерции;
переменные затраты - эксплуатационные расходы, связанные с обеспечением нормального постоянного функционирования системы электронной коммерции;
соотношение инвестиционных и эксплуатационных затрат для систем системы электронной коммерции;
показатели эффективности бизнес-проектов (чистая приведенная стоимость, дисконтированный срок окупаемости, внутренняя норма доходности, индекс рентабельности, модифицированная внутренняя норма доходности и др.).
Для систем электронной коммерции, которые не только в отечественной, но и в зарубежной практике в значительном проценте случа-
ев не получают на протяжении нескольких лет в результате своей коммерческой деятельности прибыль, применение общепринятых показателей, используемых для оценки эффективности бизнес-проектов является малоинформативным. Дело в том, что в условиях насыщенности рынка торговли, с одной стороны, и недостаточного доверия системам электронной коммерции, с другой, многие системы электронной коммерции реализуют такую стратегию, которая в первые годы функционирования стратегии нацелена только на то, чтобы удержаться на целевом рынке, приобрести необходимый опыт и получить доверие потребителей. Лишь после этого система электронной коммерции нацелена на получение прибыли. При этом объемы продаж у бесприбыльных систем электронной коммерции на первом этапе растут достаточно высокими темпами. Однако получаемый доход, обусловленный эффектом масштаба, полностью расходуется на текущие расходы: маркетинговые исследования рынка, рекламу, презентации новых товаров и услуг и др.
Таким образом, для оценки эффективности функционирования систем электронной коммерции, не имеющих прибыли на протяжении значительного периода времени, необходимы специальные показатели и методики расчетов. На сегодняшний день достаточно полный состав таких специальных показателей и соответствующих методик остается неразработанным.
Показатели второй группы, предназначенные для оценки результатов деятельности систем электронной коммерции, подразделяются на текущие и конечные показатели. В них текущие поступления средств соотносятся с затратами, связанными:
- с эксплуатацией технической части электронной системы;
- с оплатой труда обслуживающего персонала (операторов-программистов, операторов-товароведов и др.);
- с издержками (потерями), обусловленными недостоверностью обработки информации;
- с издержками (потерями), вызываемыми отказами в работе технической части системы и др.
С помощью показателей стоимостной оценки бизнеса (коммерции) определяется рыночная стоимость систем электронной коммерции. Эта стоимость представляет собой наиболее вероятную цену, согласно которой объект оценки может быть продан на открытом рынке в условиях имеющей место конкуренции. Причем стороны действуют разумно и располагают необходимой информацией, а на величине бизнес-сделки не могут отразиться какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Необходимость определения рыночной стоимости электронного магазина может иметь место в следующих случаях:
1) приобретения покупателем готового электронного магазина или его поглощения более крупной Интернет-компанией;
2) приобретения контрольного пакета акций Интернет-компании, владеющей электронным магазином; такое решение осуществляется на основе выбора компании с наибольшей рыночной стоимостью и эффективно функционирующей на виртуальном рынке;
3) приобретения миноритарного (неконтролируемого) пакета акций в Интернет-компании с целью последующего включения в долгосрочный инвестиционный портфель;
4) приобретения миноритарного пакета акций в Интернет-компании с целью включения в краткосрочный (спекулятивный) инвестиционный портфель;
5) определения ликвидационной стоимости электронного магазина (она рассчитывается в тех случаях, когда действующая система электронной коммерции должна прекратить свое существование или предполагается, что она переходит в иное организационно-правовое состояние).
Оценка стоимости систем электронной коммерции профессиональными экспертами включает в себя три взаимодополняющие составляющие:
- оценку будущей экономической выгоды (объема прибыли) от владения соответствующим электронным магазином;
- оценку рейтингового места на фондовом рынке компании, которая владеет данным электронным магазином;
- стоимостную оценку материально-технической и технологической базы электронного магазина.
В основу формирования критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции были положены принципы учета функциональных, эксплуатационных и ценовых показателей, а также их динамики.
Комплексный критерий эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции в работе предложен в виде:
ко = ка- к в к
(1)
где К - групповой критерий функциональной эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, определяемый из соотношения:
1
я,
Jo
S
1
/ A \ AQfl
A Q
я
- S
f,
(2)
где 0 / , 0/0 - фактическое и эталонное значение функциональных возможностей ]-ой составляющей инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции соответственно в момент времени 0 (базовый период);
5у, $у - коэффициенты сбалансированности функциональных возможностей инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции по статическим и динамическим показателям соответственно;
ДQ^ - фактическое изменение функциональных возможностей ]-ой составляющей инновационной инфраструктуры си-
стем электронной коммерции и изменение рыночных требований к системам электронной коммерции к моменту времени 1 (отчетный период);
- значимость ]-ой составляющей функциональных возможностей инновационной инфраструктуры систем электронной ком-
мерции в моменты времени 0 и 1 соответственно, определяемые из соотношения
1я,=1
К 2 - групповой критерий эксплуатационной эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, определяемый из соотношения:
к 2 = п • КС • КВ • К^, (3)
где к 2н - критерий эксплуатационной надежности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, определяемый
Е,
из соотношения:
K
2 н
(4)
где Е/ - эксплуатационная надежность, обеспечиваемая исследуемой инновационной инфраструктурой систем электронной коммерции,
где Е/ - эксплуатационная надежность, обеспечиваемая эталонной инновационной инфраструктурой систем электронной коммерции,
К 2с - критерий совместимости инновационной инфраструктуры рассматриваемой модели системы электронной коммерции (табл.2) с другими взаимосвязанными моделями, определяемый из соотношения:
K 2с =П AJ'
d
(5)
где - коэффициент совместимости инновационной инфраструктуры рассматриваемой модели системы электронной коммерции с ^ой взаимосвязанной моделью электронной коммерции;
- весомость взаимосвязи рассматриваемой модели системы электронной коммерции с ^ой взаимосвязанной моделью электронной коммерции;
К 2в - критерий временной глубины инновационного развития исследуемой системы электронной коммерции, обеспечиваемой оцениваемой инновационной инфраструктурой, определяемый из соотношения:
K 2в =
' Tp - Tf Л A Tf
(6)
где Т - потенциал инновационной инфраструктуры исследуемой системы электронной коммерции,
Та - фактический уровень использования инновационной инфраструктуры исследуемой системы электронной коммерции;
АТ
/ - годовой темп роста использования потенциал инновационной инфраструктуры исследуемой системой электронной коммер-
ции;
к 2 м - критерий оценки возможностей наращивания обслуживаемого системой электронной коммерции сегмента рынка, определяе-
мыи из соотношения:
fWp - w/
AW,
f
(7)
V ' У
где Wp - потенциальная емкость сегмента рынка, который способна обслужить рассматриваемая система электронной коммерции при использовании исследуемой инновационной инфраструктуры;
Wf - фактическая емкость сегмента рынка, обслуживаемого рассматриваемой системой электронной коммерции при использовании исследуемой инновационной инфраструктуры;
- годовой темп роста использования емкости сегмента рынка, обслуживаемого рассматриваемой системой электронной коммерции при использовании исследуемой инновационной инфраструктуры.
(р~1, (р2, (ръ, Ф4 - весовые коэффициенты значимости эксплуатационной надежности, совместимости, временной глубины инновационного развития и возможностей наращивания обслуживаемого системой электронной коммерции сегмента рынка при использовании
исследуемой инновационной инфраструктуры, соответственно, отвечающие условию: ф1 + ф2 + фЭ + <?4 - 1 ;
к3 - групповой критерий экономической эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, опреде-
ляемыи из соотношения:
Къ =
С
\£1
R
\£2 /
g
R
AROI
\£3
f
AROI
(8)
где С , С е - стоимость создания исследуемой (фактической) и эталонной инновационной инфраструктуры систем электронной
коммерции соответственно;
, К - рентабельность эксплуатации исследуемой (фактической) и эталонной инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции соответственно;
ДЯО!/, ДЯО!е - динамика возврата инвестиций при использовании исследуемой (фактической) и эталонной инновационной
инфраструктуры систем электронной коммерции соответственно.
Таким образом, предложенный комплексный критерий эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции учитывает функциональные, эксплуатационные и стоимостные характеристики в статике и динамике, с одной стороны, а также сбалансированность развития элементов инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, с другой стороны.
Литература:
1. Кобелев О.А. Электронная коммерция. - М.: Дашков и К, 2012.
2. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции. Горячая линия-Телеком, Москва, 2007.
3. Electronic Commerce, Gary Schneide, Course Technology, 2008.
4. Electronic Commerce: Theory and Practice (Studies in Computational Intelligence), Makoto Yokoo, Springer, 2008.
5. Ахромов Я.В. Системы электронной коммерции: Учебное пособие для вузов. - М.: Оникс, 2007.
6. Сибирская Е.В., Старцева О.А. Электронная коммерция. - М.: Форум, 2008.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Герасимов П.С., аспирант Института мировой экономики и информатизации
В статье рассмотрено краткосрочное прогнозирование параметров инвестиционного потенциала промышленного предприятия при осуществлении инновационной деятельности с использованием метода «уровень-тренд», отражающего специфику поведения внутренних и внешних инвестиционных потоков приборостроительного производства.
Ключевые слова: краткосрочное прогнозирование, инвестиционный потенциал, инновационная деятельность, инновационный проект, инвестиционные потоки, метод «УиТ».
PREDICTION OF PARAMETERS OF THE INVESTMENT POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN IMPLEMENTING INNOVATION
Gerasimov P., the post-graduate student, Institute of the world economy and information
The paper considers the short-term forecasting parameters of the investment potential of industrial enterprises in the implementation of innovation using the “level-trend”, reflecting the specific behavior of domestic and foreign investment flows instrument-production.
Keywords: short-term forecasting, investment potential, innovation, innovation project, investment flows, the method of “L-T”
Процесс формирования инвестиционного потенциала промышленного предприятия при осуществлении инновационной деятельности состоит из четырех этапов:
- формирование нефинансового инвестиционного ресурса как меры инвестиционных возможностей объекта инвестирования;
- формирование инвестиционной привлекательности как функции инвестиционного потенциала объекта инвестирования;
- формирование инвестиционных потоков как потенциала для выполнения инновационного проекта;
- потенциал выполненного инновационного проекта, предназначенный для расчета с инвестором и пополнения израсходованных ресурсов.
В результате выполнения инвестиционного процесса на каждом из его этапов образуется свой инвестиционный потенциал, это: инвестиционный потенциал ресурса; инвестиционный потенциал объекта инвестирования; инвестиционный поток для инновационного проекта; инвестиционный потенциал реального инновационного объекта.
В условиях отсутствия внешних инвестиционных ресурсов, т.е. в условиях самофинансирования, инвестиционный процесс подразделяется на три этапа: формирование инвестиционных ресурсов; формирование инвестиционных потоков; формирование ресурсов возврата заемных средств и пополнения израсходованных ресурсов, и соответствует этапам оборачиваемости инвестиционного капитала предприятия в традиционном его понимании [1].
Изменение основных экономических показателей промышленного предприятия меняет характеристики его инвестиционного потенциала, который напрямую влияет на параметры инвестиционных потоков, формирующих мощности инновационного проекта в режиме реального времени. Тогда прогнозирование инвести-
ционного потенциала промышленного предприятия является важнейшей задачей при осуществлении инновационной деятельности в условиях дефицита внешних инвестиционных ресурсов.
Необходимость в прогнозировании заключается в том, что нежелательные возмущающие воздействия внешней среды могут быть парированы за счет естественного роста инвестиционного потенциала компании. В случае если роста инвестиционного потенциала будет недостаточно, тогда необходимо прибегнуть к методам управления этим потенциалом с целью отслеживания отрицательных тенденций незапланированного роста расходов в ходе создания инновационного проекта.
Рассмотрим краткосрочное прогнозирование величины инвестиционного потенциала промышленного предприятия, как наиболее достоверное в периоде от квартала до полугода. Прогнозный анализ проведён на базе общей статистической и инвестиционной отчетности головного предприятия приборостроительной компании за 2010-2012 г.г. с целью определения прогнозного значения инвестиционного потенциала на начало 2013 года. Исследуемые материалы включают в себя: доход, суммарный расход, в том числе и на материалы, общехозяйственные расходы, заработную плату и капитальные вложения, отражающие текущую хозяйственную деятельность компании по календарным месяцам.
Инвестиционная отчетность предприятия включает в себя:
- НИОКР, отражающие величину внутреннего инвестиционного потока, направленного на создание и поддержание инновационного продукта.
- лицензионные отчисления представляющие собой первую часть внешнего относительного головного предприятия инвестиционного потока, направленного на создание инновационного производства. Этот поток отражает величины, выведенные из внутрен-