И. В. Карпенко
К ВОПРОСУ О ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЯХ В ИНТЕРНЕТ-КОММЕРЦИИ
Аннотация
В статье исследуются вопросы относительно применения логистических инноваций в электронной коммерции. Проанализированы перспективы инновационного потенциала предпринимательской логистики и определены современные тенденции использования логистики в электронной коммерции. Выявлены фундаментальные факторы развития прогрессивных технологий в сфере электронной коммерции. Установлено, что использование современных инноваций в информационном обеспечении логистических процессов, позволит существенно повысить конкурентные преимущества предприятия электронной коммерции.
2014 № 2 (46) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Ключевые слова
Инновация, логистика, электронная коммерция, бизнес, анализ, интернет-торговля, предпринимательская деятельность.
I. V. Karpenko
ABOUT THE QUESTION OF LOGISTICS INNOVATION IN E-COMMERCE
Annotation
This article investigates the issues concerning the application of logistics innovation in e-commerce. The prospects of innovative capacity of business logistics were analyzed and current trends in the use of e-commerce logistics were identified. The fundamental factors of development of advanced technologies in the field of e-commerce were revealed. It was found out that the use of modern innovations in information support of logistics processes will significantly improve the competitive advantages of the enterprise of e-commerce.
Keywords
Innovation, logistics, e-commerce, business analysis, online trading, entrepreneurship.
На сегодняшний день в развитии рыночных отношений все большую значимость придают проблеме повышения качества и эффективности бизнеса путем совершенствования инновационных составляющих логистического инструментария в предпринимательской деятельности. Традиционные методы ведения бизнеса в условиях современной экономики не в полной мере соответствуют тенденциям развития организаций. Внедрение информационных ресурсов позволяет значительно увеличить экономическую эффективность предприятия. Использование электронных систем ведения бизнеса приводит к расширению рынка сбыта, вследствии чего происходит повышение результативности продвижения товаров и услуг, а также сокращение времени обслуживания клиента и обработки запросов.
Актуальность данного вопроса очевидна, ибо современное состояние российской экономики характеризуется острой потребностью в инвестициях, при этом направленность инвестиционной активности определяется необходимостью реструктуризации и модернизации народного хозяйства в целом. Здесь собственно и проявляет себя
внешнее стимулирование инновационной активности в сфере предпринимательства. Кроме того, усиление и глобализация конкурентных отношений выдвигают на первый план успешной предпринимательской деятельности достижение конкурентных преимуществ на основе технологических (товарных) и организационных инноваций. Таким образом, инновационный фактор становится тотальным по степени влияния и распространения в процессе осуществления предпринимательской деятельности [12].
Вполне очевидно, что предпринимательская логистика в связи с этим выступает в форме организационных нововведений в бизнес-практику. Инновационный потенциал предпринимательской логистики может рассматриваться по нескольким направлениям. Во-первых, в качестве функционального менеджмента при реализации товарных инноваций, обеспечивая дистрибуцию новых товаров на рынке. Во-вторых, предпринимательская логистика сама по себе представляет новейший инструментарий управления экономическими потоками в предпринимательстве. При этом новизна определяется состоянием
реформирования экономики Российской Федерации, трансформацией всего организационно-экономического механизма управления народным хозяйством. С другой стороны, логистический инструментарий представляет собой более эффективную управленческую технологию по сравнению с традиционными методами управления товародвижением. В-третьих, инновационный потенциал предпринимательской логистики проявляется в процессе совершенствования логистической инфраструктуры рынка товаров и услуг [1].
Проведенные исследования способствовали определению современных тенденций использования логистики в электронной коммерции. Так, по результатам исследования нами выявлена тенденция переориентации бизнес-структур от интуитивного ведения бизнеса к профессиональному, что в свою очередь также проявляется в акутуали-зации логистической составляющей в работе и широком использовании аутсорсинга, формирует фундаментальную основу в ориентации компании на формализацию бизнеса и бизнес-процессов. Еще одна актуальная тенденция заключается в росте логистических компетенций предприятий электронной коммерции — организация собственных транспортных служб и современных складов. Компании, которые достигли высокого уровня в развитии, а их объемы продаж выросли, осознают, что они достигли знаний в логистике настолько, что они могут обслуживать даже другие компании, продавая не товары, а логистические услуги.
Как известно, интернет-торговлю сейчас активно пытаются упорядочить. По закону, если покупателю что-то не подошло, он имеет право вернуть свою покупку в течение определенного времени. И интернет-магазин, который продал это, обязан забрать товар обратно — и вот здесь следует оперировать инструментарием реверсивной логисти-
ки. И последнее — это возрастание внимания к Интернет-торговле властных структур. Причем это, как правило, воспринимается участниками рынка негативно. Потому как если от общественных, профессиональных объединений, зачастую, ожидают чего-то положительного, то от законодательных инициатив — скорее негативного, каких-то новых обременений [6].
Проведенный анализ научных работ различных авторов по данному вопросу, позволил выделить основные направления действия инновационного фактора в системе предпринимательской логистики, которые определяют потенциал ее развития.
1. Способности предпринимательских структур генерировать, находить, абсорбировать и использовать знания детерминируют их живучесть в условиях всеобъемлющей неопределенности и изменчивости рыночной среды. В результате реализации интеграционного потенциала логистики возникают благоприятные условия для внедрения предпринимательских нововведений на рынок, расширения набора эффективных управленческих технологий предпринимательской логистики [12].
2. Не менее значимым является процесс информатизации экономических потоков предпринимательской деятельности на базе создания информационно-логистических систем. Ускоренная инновационность в этой сфере способствует трансформации значительной части логистической инфраструктуры в «инфраструктуру» предпринимательства. Инновационный характер информатизации предпринимательской деятельности в процессе ее ло-гистизации предполагает создание унифицированных аппаратно-технических средств, программного обеспечения и обеспечение стандартизации процедур оперирования данными. Все это создает предпосылки для обеспечения единства всего производственно-коммерческого
цикла создания новой продукции: формулировка замысла — проектирование — производство — реализация — сервис [12].
3. Инновационность логистизации предпринимательской деятельности в организационном плане выражается в модернизации действующей институциональной структуры рынка. На первый план выходят долгосрочные добровольные объединения независимых предпринимательских структур в форме логистических цепей и систем [12].
4. Немаловажным аспектом осуществления инноваций в предпринимательской логистике является развитие технического прогресса непосредственно в процессе товародвижения. Совершенствование технологии транспортно-складской переработки грузов кроме преимуществ повышения эффективности предпринимательского цикла (снабжение — производство — сбыт), позволяет увеличить ценность предпринимательских инвестиций, повысить оборачиваемость капитала, обеспечить сохранность качественных и количественных параметров товаров и услуг, добиться высоких стандартов качества обслуживания клиентов [12].
5. Проведение логистизации предпринимательской деятельности в конечном итоге является масштабным социально-экономическим проектом, в рамках которого осуществляется обучение, адаптация, формирование кадров логистики. Приходится ломать многие управленческие стереотипы, бороться с корпоративным сепаратизмом и оппортунизмом внутри предпринимательских структур, реформировать всю систему целеполагания и взаимодействия в бизнесе, насаждать и культивировать новые ценностные ориентиры в экономике. Возможно, именно здесь содержится наибольший инновационный потенциал логистизации предпринимательства [12].
Таким образом, по нашему мнению, логистика играет все большую
роль, когда клиенты могут заплатить чуть дороже, но хотят получить более качественный сервис. Применение современных инноваций в информационном обеспечении логистических процессов позволит существенно повысить конкурентные преимущества предприятия электронной коммерции за счет рационализации затрат и ускорения полного логистического цикла. Но стоит отметить, что данный инструмент решает в основном оперативные задачи, позволяя осуществлять взаимодействие с поставщиками на уровне управления информационным потоком [11].
Важно учитывать, что реализация электронной коммерции происходит в рамках интернет-экономики (среда, где компании могут без особых проблем контактировать друг с другом, обмениваться идеями, заключать договоры, совместно работать над одним проектом, находясь в разных точках экономической системы). Информационные системы, используемые в электронной коммерции, содержат специализированное программное обеспечение, специальные приложения, а также правовую структуру и соответствующие стандарты и правила.
Библиографический список
1. Альбеков А. У. Проблемы логистики торговли средствами производства : моногр. — Ростов н/Д : РГЭА, 1998.
2. Аршакуни А., Ринк О. О человеке с «дальней» рукой, или чем полезен Интернет // eCommerce World. — 2000. — № 1.
3. Афанасьева Н. В. Логистические системы и российские реформы. — СПб. : изд-во СПбУЭФ, 1995.
4. Багиев Г. Л. Маркетинг взаимодействия: Политика распределения. Сбыт. Маркетинг-логистика : учеб. пособие. — СПб. : изд-во СПбГУЭФ, 1999.
5. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг : учебник для вузов / под общ. ред. Г. Л. Багиева. — М. : Экономика, 1999.
6. Багиев Г. Л., Успенский И. В., Ченцов В. И. Интерактивные модели маркетинговых решений на виртуальных рынках : учеб. пособие. — СПб. : изд-во СПбГУЭФ, 1998.
7. Бардин В. Интернет продали // Коммерсантъ. — 1999. — № 224.
8. Баскин А. Торговле нужны высокие технологии // Логистика. — 1998.
— № 3.
9. Бахарев В. О. Производственно-заготовительная и сбытовая логистика фирмы (на материалах ювелирной промышленности). — СПб. : изд-во СПбУ-ЭФ, 1997.
10. Брокеры останутся без работы. На финансовом рынке их заменит Интернет // Коммерсантъ. — 1999. — № 95.
11. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе: учебник для бакалавров. — М. : Юрайт, 2013. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
12. Тамбовцев С. Н. Инновационный фактор логистизации предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2003. — № 8 (44).
Bibliographic list
1. Albekov A. U. Problems of trade logistics means of production : monograph.
— Rostov-on-Don : RGEA, 1998.
2. Arshakuni A., Rink A. About a man with «far» hand or useful than the In-
ternet // eCommerce World. — 2000. — № 1.
3. Afanasyev N. V. Logistics systems and reforms in Russia. — St. Petersburg : Univ SPbUEF, 1995.
4. Bagiev G. L. Marketing interaction: distribution policy. Sales. Marketing Logistics : textbook. — St. Petersburg : Univ StPSUEF, 1999.
5. Bagiev G. L., Tarasevich V. M., Ann X. Marketing : textbook for Universities / ed. by G. L. Bagiyeva. — M. : Economy, 1999.
6. Bagiev G. L., Assumption I. V., Chentsov V. I. Interactive model of marketing decisions on virtual markets : textbook. — St. Petersburg : Univ StPSUEF, 1998.
7. Bardin V. Internet sold // Kom-mersant. — 1999. — № 224.
8. Baskin. A. Trading need high technology // Logistics. — 1998. — № 3.
9. Baharev V. O. Production and harvesting and marketing logistics company (on materials of the jewelry industry). — St. Petersburg : Univ SPbUEF, 1997.
10. Brokers will not work. In the financial market to replace their internet // Kommersant. — 1999. — № 95.
11. Gavrilov L. P. Innovative technologies in business and commerce: the textbook for bachelor. — M. : Yurait, 2013. — Series: Bachelor. Basic Course.
12. Tambovtsev S. N. Innovation Factor logistizatsii business // Russian En-trepreneurship. — 2003. — № 8 (44).