порядке направляются на экспертизу в ОАО «РВК» 3.
Исходя вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный процесс служит специфическим инструментом хозяйствующего субъекта, который способствующий организованному поиску всех новшеств. В нашей стране наибольшее распространение получили формы инновационной деятельности на основе внешней организации инновационного процесса, при этом особое значение имеет венчурам, т.к. венчурное финансирование инноваций является один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Активность работы в этом направлении доказывает тот факт, что в условиях региона, на примере Калужской области, в 2011 г. были рассмотрены 63 проекта, из которых 6 получили одобрение и по одному заключено инвестиционное соглашение.
Литература:
1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Абра-мешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шле-нов Ю.В.; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. О.П. Молчановой.
- М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука. 2000.
3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2010 - 448 с.: ил.
4. Портал органов власти Калужской области, Министерство информационного общества и инноваций http:// www.admoblkaluga.ru/sub/min_inform/
5. Российская венчурная компания http://www.rusventure.ru/ ru/investments/regional_funds/
3 Российская венчурная компания http://www.rusventure.ru/ru/investments/regional_iunds/
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Тян А.А., соискатель ФАОУДПО ГАСИС
Представлены результаты анализа особенностей формирования и развития инновационной инфраструктуры в системах электронной коммерции. Приведен анализ факторов, определяющих развитие систем электронной коммерции. Анализ факторов, определяющих особенности формирования и характер развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции. Сформированы критерии эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.
Ключевые слова: анализ, особенности, формирование и развитие, инновационная инфраструктура, системы электронной коммерции.
ANALYSIS OF PECULIARITIES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATION INFRASTRUCTURE IN E-COMMERCE SYSTEMS
Tyan A., the applicant, FAOU DPO GASIS
Results of the analysis offeatures of formation and development of innovative infrastructure in systems of electronic commerce are presented. The analysis of the factors defining development of systems of electronic commerce is provided. The analysis of the factors defining features of formation and nature of development of innovative infrastructure of systems of electronic commerce. Criteria of efficiency of innovative infrastructure of systems of electronic commerce are created.
----Keywords: analysis, features, formation and development, innovative infrastructure, systems of electronic commerce--
Развитие систем электронной коммерции, призванное решить комплексную задачу наращивания ассортимента и скорости предоставления услуг торговли потребителям, с одной стороны, и ускорения оборачиваемости оборотных средств торговых организации этих систем, с другой, требует адекватного развития комплекса обеспечивающих функционирование основной системы взаимосвязанных обслуживающих структур - инфраструктуры. В условиях быстрого роста запросов потребителей в системах электронной коммерции должны стремительно развиваться не только удовлетворяющие эти запросы инновации, но и комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности - инновационная инфраструктура. При этом инфраструктура систем электронной коммерции должна из сдерживающего на сегодня фактора развития превратиться в ключевой фактор ее инновационного развития.
В процессе анализ особенностей формирования и развития инновационной инфраструктуры в системах электронной коммерции на первом этапе был проведен анализ факторов, определяющих развитие систем электронной коммерции.
Результаты систематизации и ранжирования факторов, стимулирующих и сдерживающих развитие систем электронной коммерции (табл.1).
Исследования особенностей формирования инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции показали, что ключевыми из них являются:
- развитие базовых технико-технологических инноваций, приводящих к коренным преобразованиям в сфере ИТ, включая формирование новых поколений и направлений аппаратно-программных решений (в том числе систем электронной коммерции), влияющих на смену технологических укладов за счет развития новых способов производства, влияющих, в свою очередь на формирование новых экономических и социально-политических укладов, развитие культуры, образования и т.д.);
- развитие маркетинговых инноваций, определяющих новые возможности систем электронной коммерции и требования к инновационной инфраструктуре ее обеспечивающей;
- развитие организационно-экономических инноваций, направленных на формирование новых экономических институтов, влияющих на процессы производства, распределения, обмена и потребления, в том числе за счет развития рыночной инфраструктуры (в том числе инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции);
- развитие организационно-технологических инноваций, приводящих к формированию инновационных кластеров, оказывающих влияние на процесс взаимодействия производителей инновационной продукции (товаров, работ и услуг) с институтами, формирующими комплексную поддержку инновационного развития, изменяющее роль инфраструктурного фактора как необходимого элемента инновационного развития экономики;
- развитие рыночных инноваций, связанных с формированием новой деловой культуры на основе концентрации средств и возможностей для оказания широкого спектра услуг в области электронной коммерции.
Результаты анализа факторов, определяющих характер развития инновационной инфраструктуры для различных моделей систем элек-
Таблица 1. Факторы внешней среды, стимулирующие и сдерживающие развитие систем электронной коммерции
№ Группа факторов Стимулирующие Сдерживающие
1 Общеэкономические факторы A) Относительная стабильность экономики Б) Большая потенциальная емкость рынка B) Достаточный уровень дифференциации цен на однородную продукцию; В) Высокие темпы развития средств осуществления электронных платежей; Г) Наличие приемлемых способов доставки товаров потребителям A) Сравнительно высокая доля «теневой» экономики Б) Относительно низкие показатели динамики национального производства и потребления B) Высокий уровень монополизации экономики Г) Относительно высокий уровень налогов Д) Сравнительно низкая инвестиционная привлекательность экономики
2 Отраслевые факторы сферы торговли A) Стабильно растущий спрос Б) Высокий уровень конкуренции в отрасли B) Низкий требуемый уровень обеспеченности оборотными средствами A) Недостаточная платежеспособность покупателей Б) Высокие транспортные расходы B) Высокая ставка коммерческого кредита
3 Отраслевые факторы сферы информационных технологий А) Интенсивное развитие ИТ, в первую очередь телекоммуникаций; Б) Рост уровня интеллектуального потенциала в сфере развития ИТ А) Приближение размеров интернет-аудитории к зоне насыщения. Б) Относительно низкий уровень онлайновой культуры
4 Специфические факторы сферы электронной коммерции А) Высокие перспективы развития телекоммуникационной инфраструктуры; Б) Наличие возможностей осуществления заказов и продаж по каталогам А) Недостаточная распространенность банковских платежных карт; Б) Относительная дороговизна систем экспресс-доставки (FedEx, DHL, TNT и др.)
тронной коммерции приведены в табл.2.
С учетом результатов анализа факторов, определяющих особенности формирования и характер развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции в были сформированы критерии эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.
В основу формирования критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции были положены принципы учета функциональных, эксплуатационных и ценовых показателей, а также их динамики.
Комплексный критерий эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции предложен в виде:
к 0 = ка K в K 3
(1)
где К1 - групповой критерий функциональной эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, определяемый из соотношения:
I
J 0
Q.
eJ 0
•А;
• S
fo
I
AQf,
AQ.
rJ1
•Я;
•S
(2)
где О , О^й - фактическое и эталонное значение функциональных возможностей _|-ой составляющей инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции соответственно в момент времени 0 (базовый период);
Б, Бл - коэффициенты сбалансированности функциональных возможностей инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции по статическим и динамическим показателям соответственно;
де.,,, да, - фактическое изменение функциональных возможностей _|-ой составляющей инновационной инфраструктуры
систем электронной коммерции и изменение рыночных требований к системам электронной коммерции к моменту времени 1 (отчетный период);
К К - значимость _|-ой составляющей функциональных возможностей инновационной инфраструктуры систем электронной ком-
мерции в моменты времени 0 и 1 соответственно, определяемые из соотношения
I*j = !.
к 2 - групповой критерий эксплуатационной эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, оп-
ределяемыи из соотношения:
K 2 = K 2^н • K % • K ^ • K * .
(3)
где к 2и - критерий эксплуатационной надежности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, определяемый
Таблица 2. Результаты анализа факторов внешней среды, определяющих характер развития инновационной инфраструктуры для различных моделей систем электронной коммерции
№ Модель электронной коммерции Факторы внешней среды, определяющие: Схемы реализации
Перспективы развития модели электронной коммерции Характер развития инновационной инфраструктуры
1 В2В - большое число участников бизнес-процессов, минимизирующее уровень удельных издержек по обслуживанию процессов; - сравнительно низкие цены на услуги торговых информационных систем; - широкий ассортимент предложения товаров, работ и услуг; - стандартизованность процессов предложения товаров, работ и услуг; - высокий уровень функциональности бизнес-модели; - предложение дополнительных сопутствующих и взаимодополняющих услуг (финансовых, логистических, страховых и т. д.); - высокое качество коммуникаций; - электронные торговые площадки (торговые концентраторы, е-тагке1р1асе); - электронные торговые склады (системы сбыта и снабжения, е-ргосигетеШ)
2 В2С В дополнение к перспективам В2В: - развитая система распределения, доставки готовой продукции и ее послепродажного облуживания; - возможность оперативной реакции на изменение потребительских предпочтений. В дополнение к возможностям развития В2В: - реализация синтетической стратегии «off-line + on-line», обеспечивающей объединение преимуществ традиционных торговых систем и информационных торговых систем типа Интернет-магазин. Прямые продажи потребителям например, через Интернет-магазины
3 B2G Вывод на качественно новый уровень системы государственно-частного партнерства в бизнесе Совершенствование процедур проведения тендеров и конкурсов, сокращение документооборота и ускорение процессов государственных закупок Системы электронных госзакупок
4 В2Е Увеличение прозрачности границ, способствующее выходу предприятий на зарубежные рынки для поиска перспективных рынков сырья, рабочей силы, производства, совершения финансовых операций и реализации продукции. Получаемая с помощью Интернет-технологий информация о перспективности и приемлемости тех или иных рынков в разных странах способствует развитию транснациональных корпораций, которые формируют более 25% мирового валового продукта. Использование виртуальных рабочих мест, обеспечивающих удаленную работу сотрудников. Внедрение систем онлайнового обучения (е-Leaming) для повышения квалификации персонала. Управление и оптимизация трудовых ресурсов (НК).
5 С2В Покупателю предоставляется возможность назвать цену, за которую он хотел бы купить товар или услугу, что влияет на формирование спроса. Аккумулирование и актуализация в базах данных информации об объемах, динамике и других характеристиках спроса. Реализована на сайтах
6 С2С Формирует не только систему продажи продукции потребителями друг другу, минуя посредников, но и формирует обмен информацией между потребителями о качестве товаров, работ и услуг тех или иных предприятий. Способствует активному распространению информации о преимуществах или недостатках товаров, работ, услуг конкретных производителей Модель электронных досок объявлений, позволяющая продавцам и покупателям размещать информацию о товарах и услугах способствует эффективному развитию самих электронных площадок, известных также как онлайновые аукционы P2P силами самих участников. Веб-сайты аукционной деятельности (еВау, УаЪоо, Ашагоп, в России Molotok.ru, Stavka.ru, Auction.ru и др).
7 G2G Функции сервиса “правительство правительству” направлены на удешевление работы правительства, ускорение прохождения документов через его структуры, увеличение возможностей контроля за деятельностью отдельных органов и служащих, увеличение конкуренции между служащими и повышение их квалификации, предотвращение коррупции. Информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и бизнес-структурами Базируется на автоматизированной системе учёта и обработки информации, а также реализации систем управления распределёнными базами данных
8 G2C Предназначены для облегчения взаимодействия населения с органами госуправления, сделать такие операции, как продление лицензий и удостоверений, оплата налогов и подача заявлений о пособиях более быстрыми и простыми. Расширение доступа к государственной информации, реализация различного рода выплат социального назначения. Повышение эффективности и обеспечение более надежных результатов взаимодействия за счет реализации: эффекта присутствия, интерактивного взаимодействия, ускорения и удешевления трансакционных операций, трансформации систем взаимодействия. Все это позволяет повысить эффективность, обеспечить предоставление новых и усовершенствованных услуг, расширить участие граждан в государственном управлении, улучшить инфраструктуру Использование инструментов распространения информации, таких как веб-сайты и/или "киоски".
национальной информации
G2B
Использование средств электронной коммерции для обмена информацией и снижения расходов (прежде всего на документооборот). Имеет перспективы быстрого развития по таким направлениям, как возмещение налога на добавленную стоимость и уплата корпоративных налоговых платежей.
Набор программных и аппаратных средств для осуществления он-лайн взаимодействия исполнительных органов власти и коммерческих структур с целью поддержки и развития бизнеса.
Информационные вебсайты органов власти, системы электронных закупок и т.д.
10
Е2Е
Электронная коммерция типа Биржа-Биржа появилась вследствие
возникновения и широкого
распространения Интернет-бирж. Партнерство и кооперация Интернет-бирж возникает в следствии того факта, что на одной Интернет-бирже невозможно представить всю мыслимую совокупность товаров и услуг. Если на данной бирже заявка не может быть удовлетворена, то она автоматически передается на другую биржу. Если и там требуемого товара и/или услуги нет, то она передается дальше до тех пор, пока не будет удовлетворена.________________________
Для успешной реализации модели Е2Е биржи должны набрать критическую массу покупателей и продавцов. Отраслевые новости, консультации экспертов, дополнительные сервисы, предоставляемые моделью, такие как страхование сделок, кредитование, доставка и контроль исполнения, обеспечение безопасности транзакций, интеграция с корпоративными информационными системами
предприятий и др. услуги позволяют ей завоевать популярность.
Сеть интернет-бирж
из соотношения:
Е л
К =-^-
К 2н ^ ,
Е ’
где Еу - эксплуатационная надежность, обеспечиваемая исследуемой инновационной инфраструктурой систем электронной коммерции,
где Еу - эксплуатационная надежность, обеспечиваемая эталонной инновационной инфраструктурой систем электронной коммерции,
К 2с - критерий совместимости инновационной инфраструктуры рассматриваемой модели системы электронной коммерции (табл.2) с другими взаимосвязанными моделями, определяемый из соотношения:
где А^ - коэффициент совместимости инновационной инфраструктуры рассматриваемой модели системы электронной коммерции с ё-ой взаимосвязанной моделью электронной коммерции;
¡.1^ - весомость взаимосвязи рассматриваемой модели системы электронной коммерции с ё-ой взаимосвязанной моделью электронной коммерции;
К2в - критерий временной глубины инновационного развития исследуемой системы электронной коммерции, обеспечиваемой оцениваемой инновационной инфраструктурой, определяемый из соотношения:
ҐГ - T Л
T Tt
ATr
где Тп - потенциал инновационной инфраструктуры исследуемой системы электронной коммерции,
Та - фактический уровень использования инновационной инфраструктуры исследуемой системы электронной коммерции;
ДТг -
ции;
у - годовой темп роста использования потенциал инновационной инфраструктуры исследуемой системой электронной коммер-К 2 м - критерий оценки возможностей наращивания обслуживаемого системой электронной коммерции сегмента рынка, определяе-
мыи из соотношения:
/
t
где Wp - потенциальная емкость сегмента рынка, который способна обслужить рассматриваемая система электронной коммерции при использовании исследуемой инновационной инфраструктуры;
Wf - фактическая емкость сегмента рынка, обслуживаемого рассматриваемой системой электронной коммерции при использовании
d
M
исследуемой инновационной инфраструктуры;
- годовой темп роста использования емкости сегмента рынка, обслуживаемого рассматриваемой системой электронной коммерции при использовании исследуемой инновационной инфраструктуры.
(р!, (р2, (рз, (р^ - весовые коэффициенты значимости эксплуатационной надежности, совместимости, временной глубины инновационного развития и возможностей наращивания обслуживаемого системой электронной коммерции сегмента рынка при использовании
исследуемой инновационной инфраструктуры, соответственно, отвечающие условию: р1 + р2 + р3 + р4 - 1 ;
- групповой критерий экономической эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, опреде-
ляемыи из соотношения:
Къ =
С
sf
R
R
\£2 /
g
AROI
\£э
f
AROI
(4)
где Cf, Cee - стоимость создания исследуемой (фактической) и эталонной инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции соответственно;
Rf , Rge - рентабельность эксплуатации исследуемой (фактической) и эталонной инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции соответственно;
AROIf, AROIe - динамика возврата инвестиций при использовании исследуемой (фактической) и эталонной инновационной
инфраструктуры систем электронной коммерции соответственно.
Таким образом, предложенный комплексный критерий эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции учитывает функциональные, эксплуатационные и стоимостные характеристики в статике и динамике, с одной стороны, а также сбалансированность развития элементов инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, с другой стороны.
Сформированные критерии эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции позволяют на новом уровне решить задачу совершенствования механизма формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.
Литература:
1. А. В. Юрасов. Основы электронной коммерции. - М.: Горячая Линия - Телеком, 2008.
2. Л. П. Гаврилов. Основы электронной коммерции и бизнеса. - М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2009.
3. Сибирская Е.В., Старцева О.А. Электронная коммерция. - М.: Форум, 2008.
4. Ахромов Я.В. Системы электронной коммерции. - М.: Оникс, 2008.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ НЕДВИЖИМОСТИ
Власов А.Н., соискатель ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье предложено авторское определение понятия «инвестиционная привлекательность строительного проекта». Выявлены принципы оценки инвестиционной привлекательности проектов развития недвижимости, а также определены основные влияющие на нее факторы.
Ключевые слова: инвестиционно-строительный проект, инвестиционная привлекательность, инвестиционные риски.
THE BASIC ASPECTS OF THE INVESTMENT ANALYSIS OF PROJECTS OF DEVELOPMENT OF REAL ESTATE
Vlasov A., the competitor of a scientific degree, The Nizhniy Novgorod university of architecture and civil engineering
In article author S definition of concept «investment appeal of the building project» is offered. Principles of an estimation of investment appeal ofprojects of development of real estate are revealed, and also the cores factors influencing it are defined.
Keywords: the investment building project, investment appeal, investment risks.
Ключевым фактором, определяющим возможность посткризис-ной стабилизации и последующего экономического роста строительной отрасли народного хозяйства, является высокая инвестиционная активность предприятий строительного сектора.
При этом необходимо отметить, что в современной экономической литературе, в случаях, когда говорят об инвестиционной привлекательности проектов развития недвижимости, имеют в виду показатели их экономической эффективности - внутреннюю норму доходности, чистую текущую стоимость [1,5]. Однако, как показывает практика, не всегда принятие инвестиционного решения
бывает обусловлено их значениями. Так иногда проект с невысоким или даже отрицательным значением чистой приведенной стоимости бывает принят к реализации [2]. Это может происходить по разным причинам, например, его реализация может представлять собой стратегическую возможность выйти на новые перспективные рынки регионов, у девелопера существует возможность для льготного привлечения финансирования, выхода из проекта на определенном этапе его реализации, есть вероятность роста рынка выше прогнозируемого уровня и получения приемлемой прибыли и т.п.