И.Л. Бубнов,
и.о. директора НИИ ЦБ РФ
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ И ЕЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДО 1917 г.*
Общества взаимного кредита
Ссудо-сберегательные и кредитные товарищества получили развитие главным образом среди деревенского населения, а для обслуживания городских предпринимателей (преимущественно ремесленников, мелких и средних торговцев и т.д.) в России развивалась другая форма кредитной кооперации - Общества взаимного кредита (ОВК).
Эти кредитные учреждения строились по принципу взаимной материальной ответственности их членов за дела общества. Отличительная особенность ОВК заключалась в отсутствии паевого капитала. Каждый участник делал взнос в оборотный капитал общества и принимал на себя ответственность за его операции в десятикратном размере к сумме вступительного взноса. От суммы вступительного взноса каждого участника зависела величина предоставляемых ему кредитов. Кредит заключался в том, что общество ставило свою подпись на векселе, принимая на себя коллективную ответственность за сумму, на которую он записан, с правом взыскать ее с заемщика. Если, например, размер ответственности для члена общества был установлен в 300 руб., он выплачивал наличными только 30 руб., но это давало право на кредит в 300 руб. Прибыль от операций общества, за вычетом отчислений в запасный и другие фонды, распределялась пропорционально участию в капитале.
Общества взаимного кредита производили учет и выдачу ссуд под векселя, ценные бумаги и различные товарные операции. Пассивы у них формировались за счет взносов, текущих счетов и вкладов.
Первое Общество взаимного кредита возникло в Петербурге по инициативе Е.И. Ламанского для оказания помощи мелким торговцам, пострадавшим в 1862 г. от пожара на Апраскином и Щукинском рынках. Устав Общества был утвержден в апреле 1863 г. и примерно через год, в марте 1864 г., оно приступило к работе. В нем было
* Окончание статьи. Начало см. в “Вестнике Финансовой академии” № 2'97.
зарегистрировано тогда 200 членов (юридических и физических лиц), оборотный капитал составлял 14 330 руб., а максимальный взнос для каждого участника ограничивался 30 руб.
Подобные общества стали создаваться и в других крупных городах. Положение их было достаточно сложным, так как практически сразу они ощутили жесткую конкуренцию со стороны коммерческих банков. Вместе с тем увеличение числа ОВК и рост объемов производимых ими операций обусловили необходимость установления общих правил учреждения и организации деятельности таких кредитных учреждений. Высочайше утвержденное 31 мая 1872 г. Положение Комитета министров явилось первой попыткой в этом направлении. Оно предоставляло право министру финансов утверждать уставы Обществ взаимного кредита по образцам Пензенского, Новочеркасского, Харьковского и Варшавского ОВК. Данное Положение устанавливало и ряд ограничений в деятельности обществ, в частности:
& максимальный размер кредита не должен был превышать его минимального значения более чем в 50 раз, а уровень последнего, в свою очередь, устанавливался общим собранием Общества; & лица, состоящие членами одного ОВК, не могли быть в то же время членами другого такого же общества.
Новизна дела, определенная бесконтрольность, непонимание членами администрации своих задач были причинами многих ошибок, а зачастую и злоупотреблений в деятельности первых обществ. Они стремились подражать банкам и даже конкурировать с коммерческими банками, допускали нарушения уставов и уклонялись от выполнения своих прямых обязанностей, часто попадая в затруднительное положение и теряя доверие к себе. В результате с 1864 по 1883 г. в России было образовано лишь 94 Общества взаимного кредита [6]*.
В последующие десять лет (1884-1894 гг.) не возникло ни одного ОВК, так как Министерство финансов не утверждало уставов из-за планируемого их пересмотра, но в действительности к такому пересмотру оно и не приступало. Причины здесь следует искать в том, что царское правительство на первом этапе относилось к ОВК с недоверием и не считало их жизнеспособными. Долгое время, например, Государственный банк не принимал к учету векселя ОВК, весьма неохотно предоставлял им и кредиты. В подобных условиях мог-
* Здесь и далее цифра указывает на источник или примечание в конце материала.
18
ли выжить только наиболее сильные общества - за счет качественного улучшения проводимых операций.
Примером может служить Московское купеческое ОВК, благополучно пережившее банковские банкротства, кризисы российской финансово-кредитной системы и в целом нормально работавшее вплоть до октябрьских событий 1917 г. Устав этого ОВК, утвержденный в 1869 г., предусматривал проведение следующих операций:
^ прием от членов Общества и посторонних лиц денежных вкладов - до востребования и на срок с определенными условиями и выдачей билетов (именных и на предъявителя), а также на хранение (с выдачей вкладчикам свидетельств);
^ прием денег на текущий счет (простой или условный), но только от членов Общества;
^ учет торговых векселей за двумя подписями, предоставляемых членами Общества;
^ ссуды членам Общества под залог недвижимости, драгоценных металлов и товаров, а также под товары по текущему счету;
^ выдачу ссуд под залог ценных (процентных) бумаг и открытие юридическим и частным лицам (предоставляющим ценные бумаги в большом количестве и заслуживающим полного доверия) особых счетов, за что взимался дополнительно 1% относительно учетного процента;
^ учет векселей, обеспеченных ценными бумагами и недвижимостью;
^ выдачу денег под реверсы (так назывались письменные обязательства одного лица другому, в которых давались гарантии чего-либо или что-то удостоверялось - к примеру, обязательство выкупить данный в залог вексель).
Практическая деятельность Московского купеческого ОВК быстро убедила его членов в существенной ограниченности положений устава. Они считали необходимым пересмотреть его, значительно расширив свои права, а также включить в него новые операции. Совет ОВК подготовил свои предложения по изменению устава и направил их министру финансов. В них, в частности, предусматривалось:
^ предоставить членам ОВК возможность кредитоваться по учету векселей на сумму, превышающую размер кредита, который назначался каждому из них при вступлении;
^ упростить и облегчить условия выхода из Общества;
^ возвращать 10% взноса членам, выбывающим в связи с ликвидацией дела, несостоятельностью, прекращением гражданской правоспособности или смертью;
^ предоставить право членам ОВК передавать свои членские взносы другим лицам при условии их принятия в Общество с возложением на них обязательств выбывающих членов;
^ разрешить не членам Общества вносить деньги на текущие счета и получать ссуды под высоколиквидные залоги;
^ открывать временные отделения ОВК на ярмарках и т.д.
Министерство финансов, однако, не утвердило предлагаемые изменения и согласилось лишь с предложениями по частным вопросам организационного характера [7].
Подобная ситуация сложилась и с другими российскими ОВК, поэтому чтобы заявить о своих нуждах и разработать типовой устав, в 1895 г. в Харькове был созван 1-й съезд представителей Обществ взаимного кредита. Затем для окончательного рассмотрения проекта устава в 1898 г. в Петербурге был созван 2-й съезд представителей ОВК. Принятый на этом съезде проект устава тем не менее не был утвержден министром финансов, так как политика правительства в отношении ОВК практически не претерпела изменений. И только в 1907 г. Министерство финансов предложило 3-му съезду представителей ОВК (Петербург) свой вариант типового устава и обязалось содействовать их дальнейшему развитию.
Новая эпоха в развитии Обществ взаимного кредита в России начинается после открытия в Петербурге в 1909 г. Центрального банка Обществ взаимного кредита. С его появлением количество ОВК начинает резко увеличиваться: в 1909 г. приступили к работе 88 новых обществ, в 1910 г. - 120, в 1911 г. - 165, в 1912 г. - 155 и в 1913 г. -181 общество. Первая мировая война прервала эту тенденцию - в 1914 г. было открыто 72 новых общества, а в 1915 г. - только 8.
К началу 1914 г. показатели деятельности ОВК выглядели следующим образом:
количество обществ - 1108; число членов обществ - 643 355; оборотный капитал - 129,6 млн руб.; вклады и текущие счета - 595,4 млн руб.; учетно-ссудные операции - 738 млн руб. [8].
Октябрьская революция отнеслась к Обществам взаимного кредита как к капиталистическим предприятиям. После национализации акционерных банков ОВК были ликвидированы распоряжением народного комиссара по делам финансов от 15 октября 1918 г.
С переходом советского правительства к новой экономической политике потребность в кредите (как в деревне, так и в городе) для возрождающегося народного хозяйства стала особенно настоятельной, что вызвало необходимость в восстановлении кредитной кооперации в России. Декретом ВЦИК и СНК от 24 января 1922 г. было разрешено основывать явочным порядком учреждения мелкого кредита, а несколько позже был опубликован типовой устав Обществ взаимного кредита. Но ОВК так и не получили должного развития и позднее были преобразованы в местные отделения потребительской кооперации.
Кооперативные банки
Вопрос об организации в России Центрального банка для кредитной кооперации впервые был поставлен на нижегородском торговопромышленном съезде в 1896 г. Как впоследствии писал один из видных деятелей кредитной кооперации А.Н. Анциферов, это предложение являлось простой “декларацией”, так как фактически речь шла лишь о создании особой организации, которой переподчиня-лись бы функции Государственного банка по снабжению средствами кооперативных кредитных учреждений [9]. Сама идея создания банка была одобрена съездом, но по вопросу о статусе этого учреждения возникли разногласия, так как некоторые участники высказались против принадлежности его казне.
К этому времени подобные банки были созданы в ряде западноевропейских стран. Одни из них, как созданная в 1877 г. Прусская центральная касса, носили государственный характер и действовали на казенные средства, финансируя, в свою очередь, региональные союзные объединения учреждений мелкого кредита. По образцу этой кассы был учрежден в 1898 г. Центральный кооперативный банк в Венгрии. Другие, как Народные банки во Франции (1883 г.) и Италии (1865 г.), также учреждались при содействии государства, но формирование их основных капиталов осуществлялось за счет привлечения как кооперативных, так и частных средств.
Состоявшийся в 1898 г. при Московском обществе сельского хозяйства съезд представителей ссудо-сберегательных товариществ поручил специальной комиссии разработку проекта устава Централь-
ного банка учреждений мелкого кредита. Разработанный комиссией проект, за основу которого был взят устав немецкого Центрального кредитного акционерного банка, гласил, что банк учреждается как для содействия деятельности существующих кредитных кооперативов, так и для создания новых. Основной капитал его первоначально был определен в 100 тыс. руб. и должен был состоять из 500рублевых паевых взносов кредитных товариществ. По уставу этот банк, находящийся в ведении Министерства финансов, должен был осуществлять контроль над учреждениями мелкого кредита, представлять их интересы перед правительством, а также изыскивать средства и выдавать ссуды кредитным товариществам и их союзам.
Однако учреждение банка так и не состоялось, хотя его устав был утвержден правительством. Формально причиной неудачи с созданием кооперативного банка считались многочисленные отрицательные отзывы, последовавшие с мест от кредитных кооперативов. Главным же было то, что почва для создания на кооперативных началах подобного кредитного учреждения оказалась еще не готовой.
Создавая в 1904 г. Управление по делам мелкого кредита в качестве самостоятельного департамента Министерства финансов и передавая ему средства, которыми располагал XI отдел Государственного банка, ведавший финансированием кредитной кооперации, правительство пошло навстречу пожеланиям тех кругов, которые ратовали за образование финансового центра для мелкого кредита. Таким образом, создавалась весьма своеобразная система, внешне напоминавшая германскую, в которой роль центральной кассы играло Управление по делам мелкого кредита, а функции местных союзных объединений выполняли отделения и конторы Государственного банка с их штатом инспекторов. Однако ни Управление, ставшее в значительной степени административно-контрольным центром мелкого кредита, ни Государственный банк не в состоянии были решить проблемы развивавшейся кредитной кооперации, в том числе и ее финансирования.
Спустя несколько лет вопрос о необходимости создания специализированного банка для кредитной кооперации вновь обрел актуальность. В 1907 г. съезд представителей мелкого кредита, состоявшийся в Петербурге, принял резолюцию о необходимости учреждения Центрального банка мелкого кредита, основной капитал которого, не менее 100 млн руб., был бы составлен путем “ассигнований по государственной росписи и за счет средств Государственных сберегательных касс”. По своему замыслу это была новая попытка повто-
рить Прусскую центральную кассу для кредитных кооперативов. Одновременно при Московском комитете сельских ссудосберегательных и промышленных товариществ была образована комиссия, разрабатывавшая проект учреждения в Москве кооперативного банка мелкого кредита по образцу французского Народного банка. Сторонники этого подхода отстаивали мысль о необходимости (в целях правильного и безболезненного развития российской кооперации) устройства независимого кооперативного банка, отказавшись от всяких казенных субсидий.
Оба проекта были представлены на обсуждение 1-го Всероссийского кооперативного съезда, проходившего весной 1908 г. в Москве. И второй подход после продолжительных дискуссий все-таки возобладал. Съезд признал необходимым для дальнейшего развития кооперативного движения создание специального имперского кооперативного банка, но лишь после того, как сложится сеть местных союзных объединений с собственными кассами.
Однако новые обстоятельства внесли коррективы в реализацию этого плана. В это время завершилась разработка устава Варшавского банка кооперативных товариществ, который вскоре был утвержден правительством (22 апреля 1909 г.). Спустя несколько месяцев в Петербурге приступил к работе Центральный банк обществ взаимного кредита. Все это заставило инициаторов создания кооперативного банка поспешить, не ожидая “оформления союзов кредитных кооперативов”. Новый проект устава был составлен в значительной степени по образцу Варшавского банка, предусматривавшего участие в капитале не только кооперативных, но и частных средств. Почти два года шло его рассмотрение и обсуждение в высших сферах вплоть до Совета министров, и лишь в феврале 1911 г. устав наконец был утвержден правительством и 29 сентября того же года опубликован.
Согласно уставу целью Московского народного банка (МНБ), который должен был обслуживать в основном районы Центральной России, а в перспективе стать “имперским центром кооперативного кредита”, было прежде всего “доставлять средства учреждениям мелкого кредита и всякого рода кооперативным предприятиям для облегчения их оборотов, а также земствам, городам и сельским обществам в деле их содействия поднятию народного хозяйства”. Капитал банка, определенный первоначально в 1 млн руб., должен был образовываться путем выпуска акций стоимостью 250 руб., причем пайщиками-акционерами могли быть и кооперативные объединения, и частные лица.
Свою деятельность МНБ начал весной 1912 г. С первых же шагов ему пришлось преодолеть немало трудностей. Прежде всего возникли сложности с реализацией акций. К осени 1911 г. из примерно 6 тысяч действовавших кредитных кооперативов на акции подписались всего 443, то есть около 7%. Наиболее активными оказались кооперативы южных губерний (треть всех акций), затем Центрального промышленного, Восточного и Западного районов. Прибалтийский край и Польша, уже имевшие подобную структуру, откликнулись весьма слабо. Сказались и недостаточное развитие кредитных союзов, которые должны были составить основу банковской клиентуры, и недостаток собственных средств у кооперативов.
Эти обстоятельства были отмечены 1-м Всероссийским съездом деятелей по мелкому кредиту и сельскохозяйственной кооперации, состоявшимся в Петербурге в марте 1912 г. Участники съезда, в частности, указали на высокую стоимость акций, которые оказались не по средствам для большинства кредитных кооперативов. Это предвидели и организаторы МНБ, но все их попытки снизить цену акций хотя бы до 100 руб. были отклонены властями [10]. Не увенчались успехом и попытки правления банка разместить акции в европейских странах (в Австрии, Германии, Италии и Швейцарии) [11]. Более того, от отдельных кредитных кооперативов были получены заявления с требованием вернуть их паи, так как МНБ предполагал кредитовать только под вексельное обеспечение.
Сложность положения была и в том, что банк должен был приступить к работе не позже полугода после опубликования устава, который в противном случае терял свою силу. С большим напряжением учредители сумели выполнить необходимые условия и реализовать первый выпуск акций. К 29 марта 1912 г., предельному сроку открытия банка, когда состоялось первое собрание акционеров, владельцами акций были: 4 союза учреждений мелкого кредита (37 акций), 23 земские кассы (81), 729 кредитных и 297 ссудо-сберегательных товариществ (2173), 9 обществ взаимного кредита (38),
14 волостных и городских ссудо-сберегательных касс (71), ряд потребительских и сельскохозяйственных обществ, биржевых артелей, земских управ, а также 165 частных лиц (610 акций). Таким образом, кредитные кооперативы составляли большую часть всех пайщиков-акционеров МНБ, сосредоточив в своих руках более 60% всех акций.
На этом же собрании были определены ближайшие задачи банка. Важнейшими из них были отработка механизма перераспределения средств между кредитными кооперативами и увеличение основного
капитала МНБ по крайней мере до 2 млн руб. С этой целью предполагалось ходатайствовать перед правительством о разрешении создания сети банковских отделений и агентств МНБ, о привлечении к кредитованию кооперативов других кредитных учреждений путем переучета векселей в Государственном и частных коммерческих банках, о дополнительном выпуске акций.
Другой комплекс задач состоял в расширении обеспечения кооперативных учреждений оборотными средствами. По уставу банку предоставлялось право проводить следующие операции: прием вкладов и заключение займов; учет векселей и других долговых обязательств с двумя подписями; выдача ссуд и открытие кредитов под товары, транспортные документы и их дубликаты на срок до девяти месяцев; посреднические операции по покупке и продаже товаров по поручению третьих лиц и за их счет. Однако банк не имел права открывать клиентам текущие счета, обеспеченные соло-векселями, в чем правление МНБ видело существенный недостаток устава и намерено было добиваться его изменения.
И наконец, третий комплекс задач включал меры по развитию посреднических и комиссионных операций. “Трудно представить, - отмечалось в докладе правления, - какое количество дубликатов, разных квитанций и других документов на товары отправляется и сдается в частные банки на комиссию и какое огромное количество векселей оплачивается кооперативами в частных банках; все эти суммы проходят мимо кооперации, в то время когда эти средства могли бы быть направлены на удешевление кредита для самих кооперативов. С открытием действий МНБ все расчеты кооперативных учреждений и лиц, причастных к кооперативам, должны быть сосредоточены в банке и у его корреспондентов”.
С началом работы трудностей у МНБ не убавилось. Сказывалась слабая финансовая база большей части кооперативов, их разобщенность, низкий уровень союзной организации, особенности функционирования кредитных учреждений на денежном и товарном рынках, связанные с недостаточным развитием вексельного оборота. К тому же учреждение кооперативного банка вызвало крайнюю настороженность, а затем и прямую враждебность к нему Министерства внутренних дел. И такая позиция последнего имела под собой определенные основания.
К этому времени в руководстве кооперативным движением все большую роль начинают играть представители буржуазнолиберальных и либерально-народнических политических направле-
ний. На съездах, в кооперативной печати все чаще и отчетливее проявлялись оппозиционные настроения, критика правительственной опеки над кооперативами, требования разработки нового кооперативного законодательства.
Несмотря на трудности объективного и субъективного характера, МНБ удалось в первый же год развернуть свою деятельность и территориально даже выйти за рамки центральных районов страны. И хотя банк формально был поставлен под контроль Министерства финансов, вся его деятельность была направлена “на сохранение кооперативных принципов и осуществлялась в интересах кооперации”.
Так, все средства МНБ употреблялись на операции с кооперативными учреждениями, которым принадлежало две трети мест в совете банка. Возможность спекуляции акциями банка исключалась, поскольку они были именные и не котировались на бирже. Организация кредитных и посреднических операций МНБ почти ничем не отличалась от таковой в частных коммерческих банках. Это обстоятельство, а также тесная связь МНБ с частным капиталом указывает на то, что в условиях капитализма кооперативный банк является капиталистическим предприятием. Отличие его заключалось в том, что МНБ проводил операции только с кооперативами и, следовательно, всегда имел свою широкую и все увеличивавшуюся клиентуру. Кроме того, МНБ стал создавать систему кооперативного кредита, перераспределяя свободные средства одних кредитных кооперативов другим, которые в них нуждались.
К концу 1914 г. капитал банка за счет дополнительного выпуска акций был увеличен до 2 млн руб., быстро росли и объемы проводимых операций - привлеченные частные вклады и займы составляли примерно 5 млн руб., а сумма предоставленных кредитов возросла до 20,5 млн руб. МНБ кредитовал кооперативы почти всех крупных регионов, но наиболее тесные связи имел с Новороссией, ЮгоЗападным краем, Кавказом и Сибирью.
Помимо финансирования кредитной кооперации МНБ производил по поручению кооперативов покупку товаров, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, а также продажу продуктов их производства. Этой посреднической деятельностью занимался Торговый отдел банка, объединивший разрозненные операции отдельных кооперативов.
У потребительской кооперации подобные функции выполнял Московский союз потребительских обществ (МСПО). Поэтому с целью
предотвращения конкуренции и для разграничения деятельности между МНБ и МСПО было заключено соглашение, по которому право закупок товаров потребительского назначения для всех видов кооперативов предоставлялось МСПО, а производительного назначения - МНБ. Кроме того, сбыт произведенной кооперативами продукции и установление связей с зарубежными рынками также возлагались на МНБ.
С началом первой мировой войны Торговый отдел банка превратился в своеобразный торговый центр для кредитных кооперативов, сельскохозяйственных товариществ и их союзов. По инициативе банка были созданы такие мощные экспортно-сбытовые объединения, как “Кооперативное зерно”, “Центральное товарищество плодоводов и огородников” и др. В итоге МНБ стал связующим звеном между кредитной и сельскохозяйственной кооперацией России. Через два года этот банк имел уже 15 отделений, в том числе два заграничных - в Лондоне и в Нью-Йорке. В 1917 г. в Киеве был учрежден второй аналогичный банк - Украинский кооперативный банк.
Октябрьская революция кардинальным образом изменила ситуацию, так как МНБ оказался единственным банком, не подлежащим национализации. Ликвидация частных банков вызвала мощный приток капиталов в МНБ, но это продолжалось недолго, и в конце 1918 г. банк был национализирован.
^ ^ ^
Анализ деятельности кредитной кооперации в России во второй половине XIX- начале XX в. позволяет сделать следующие выводы.
Кредитная кооперация - важный компонент рыночных отношений. Она возникает и получает развитие тогда, когда в сферу этих отношений начинают втягиваться широкие слои населения, когда у значительной его части возникает потребность в объединении своих усилий для повышения в условиях рыночной конкуренции эффективности своей предпринимательской деятельности. Масштабы вовлеченности мелких производителей в этот процесс расширяются по мере развертывания и углубления рыночных отношений. Не случайно возникновение кредитной кооперации в России совпало с экономическим прогрессом реформы 1861 г., а пик в ее развитии - со временем столыпинской аграрной реформы.
К началу первой мировой войны в стране сложилась достаточно разветвленная и многосубъектная система кредитных кооперативов, обеспечивавшая мелких производителей широким спектром кредит-
ных и иных банковских услуг. К 1914 г. по количеству кредитных кооперативов Россия занимала второе место в мире после Германии, а по числу беспаевых кредитных товариществ - первое. В кредитной кооперации к 1917 г. было задействовано (в различной форме) около трети населения страны.
Важным фактором, способствовавшим быстрому развитию российской кредитной кооперации, была политика государства, видевшего в ней средство повышения хозяйственной активности мелких производителей и расширения внутреннего рынка, увеличения в итоге платежеспособности населения прежде всего в фискальных интересах, путь к поддержанию и сохранению “социального мира”. Почти во всех странах Запада на том или ином этапе формирования кредитной кооперации государство активно вмешивалось в этот процесс, субсидируя кредитные учреждения и так или иначе регламентируя порядок их деятельности. Но только в России в течение длительного периода времени государство выступало практически единственным источником средств для кредитных товариществ. Финансирование кредитной кооперации осуществлялось государством по трем основным каналам - из средств Государственного банка, Управления по делам мелкого кредита и Государственных сберегательных касс.
Участие Государственных сберегательных касс в финансировании кредитных кооперативов - то есть часть народных сбережений шла на развитие, по сути, народного кредита - является еще одной отличительной чертой российской кооперации. Государственные сберегательные кассы выделяли на эти цели 10% ежегодного прироста денежных вкладов, что за период 1909-1915 гг. составило 78,9 млн руб.
Конечно, царское правительство, выделяя кредитной кооперации средства, официально устанавливало над ней контроль через Управление по делам мелкого кредита, которое получило право ревизовать деятельность кооперативов с применением всех мер воздействия, вплоть до смещения должностных лиц. Это не могло не сказываться отрицательно на развитии кредитной кооперации, и она вела тяжелую изнурительную борьбу за свою независимость. В этой борьбе верх одержала кредитная кооперация; несмотря на все меры воздействия на нее со стороны государства, включая и политические, она сумела сохранить кооперативную сущность системы. Вся ее внутренняя деятельность осуществлялась на кооперативных
принципах. На этих же принципах строились и финансовые отношения с государством.
Финансовые взаимоотношения кредитной кооперации и государства оказались выгодными обоим партнерам. Так, за 1872-1911 гг. Государственный банк получил по операциям мелкого кредита 5,6 млн руб. прибыли, потеряв убытков всего 0,4 млн руб., или 6% от прибыли. Общие же потери Госбанка за 1895-1910 гг. составили 20% к полученной прибыли. Следовательно, кредитная кооперация оказалась в три раза более исправным плательщиком, чем другие клиенты Государственного банка.
С началом нового века, особенно в предреволюционные годы, происходило падение, причем довольно быстрыми темпами, удельного веса займов (средств, которые брались по инициативе самих кооперативов или их союзов) государства и земств в оборотных средствах кредитной кооперации. Так, на 1 января 1915 г. удельный вес государственных займов составил у ссудо-сберегательных товариществ примерно 5,7%, у кредитных кооперативов - 22,5%; земских займов - соответственно 2,7 и 8,4%. В течение последующих лет эти показатели сокращаются более чем в два раза: на 1 января 1917 г. госзаймы составили 3,1 и 9,1%, земские средства - 1,1 и 3,2%. Приведенные данные свидетельствуют не о том, что государство и земства отвернулись от кредитной кооперации, а о том, что нужда в таких займах уменьшилась, так как накопление собственных средств и приток вкладов обеспечивали потребности кооперативов в капиталах. Более того, вся система кредитной кооперации и особенно Московский народный банк стали располагать избыточными средствами и искали сферы их приложения. Одной из таких сфер явились торговые операции, получившие наиболее широкое развитие в деятельности МНБ.
Первый кооперативный банк, Московский народный, стал не только крупнейшим источником финансирования кооперации, но и мощным аккумулятором частных вкладов. За период с 1 января 1915 г. по 1 января 1918 г. сумма вкладов в МНБ увеличилась в 35 раз (достигнув астрономической суммы - 933 млн руб.), в то время как общая сумма вкладов в Государственный банк и частные банки возросла только в 3-4 раза, что свидетельствовало о высокой степени доверия к кредитной кооперации и ее финансовому центру. Привлеченные вклады, по существу, и стали основным источником ссудных и торговых операций Московского народного банка.
Обобщенный предшествующий опыт позволяет в целом оптимистически оценивать возможность возрождения кредитной кооперации в России в современных условиях. Основанием для этого служит исторически доказанная жизненность и эффективность кредитной кооперации, что укрепляет убежденность автора в том, что корни этого движения в какой-то мере сохранились в сознании и образе действий части российских предпринимателей. Всплеск кооперативного движения в конце 80-х годов нынешнего столетия, несмотря на все его изъяны и пороки, также свидетельствует об этом.
Литература
<...>
6. Евзлин З.П. Организация и техника кредитных кооперативов. Л., 1925. С. 29-30.
7. Банковское дело в Москве. 1995. № 12. С. 51-52.
8. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М., 1995. С. 52.
9. Анциферов А.Н. Московский народный банк. М., 1917. С. 4.
10. Труды Первого Всероссийского съезда деятелей по мелкому кредиту и сельскохозяйственной кооперации, состоявшегося в С.-Петербурге 11-16 марта 1912 г. Спб., 1912. С. 25.
11. Русское слово. 1911. 26 октября.