Современные технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи Материалы студенческой конференции. - 2010. - С. 151-160.
2. Алифиров А.И., Михайлова И.В. «Искусственный интеллект» в шахматах / Алифиров А.И., Михайлова И.В. // Инновационная наука. - 2016. - № 3-2. - С. 105-106.
3. Алифиров А.И. Причины небрежного отношения студентов к своему физическому состоянию / Алифиров А.И. // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2015 г.: в 3 частях. Часть II. М.: "АР-Консалт", 2015 г. - С. 81-84.
4. Савченко Д.В., Тузов И.Н. Психологические особенности и реабилитация спортсменов с последствиями травм опорно-двигательного аппарата / Савченко Д.В., Тузов И.Н. // Электронный научный журнал. - 2015. - № 2 (2). - С. 527-530.
© Безроднова С.П., 2016
УДК 378.18.001.361
А.О.Бельдинова
Магистрант
Институт педагогики, психологии и социологии Сибирский федеральный университет Г. Красноярск, Российская Федерация e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПЕРВОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования корпоративной идентичности студентов первого курса в условиях среды университета. Для ее решения предлагается использовать педагогические стратегии, реализация которых будет направлена на формирование чувства принадлежности к сообществу (группе), сплоченности, командного духа, а также на осознание потребности каждого студента в ощущении своей необходимости (нужности) коллективу, принятие ценностей и истории своего университета.
Ключевые слова
Корпоративная культура, корпоративная идентичность студентов, педагогические стратегии, культурно-
образовательное пространство вуза.
Системные изменения внешней среды, в которой вынуждены сегодня функционировать российские вузы, выдвигают проблему формирования и поддержания корпоративной идентичности - как осознания принадлежности к своей организации, вовлеченности в дела компании, приверженности - на одно из первых мест. Признание данного факта обусловливает актуальность проблемы изучения механизмов формирования и поддержания корпоративной идентичности.
Однако на сегодняшний день в отечественной науке не существует единого устоявшегося определения корпоративной идентичности, как, впрочем, и фундаментальных разработок в данной области. Можно говорить лишь об отдельных результатах концептуального и методологического плана, значимых для познания такого сложного многоаспектного феномена.
Студенческая корпоративная культура является основополагающим средством и инструментом решения стратегической задачи любого вуза - подготовки высокопрофессионального, адаптированного к
современным социально-экономическим условиям жизни, выпускника, уровень знаний которого должен соответствовать требованиям рынка труда и новых образовательных стандартов.
Если говорить о социальном заказе общества, требованиях рынка труда к уровню профессиональной подготовки будущего специалиста, то резко встает вопрос недостаточной реализации потенциала социально-культурной среды вуза в области формирования корпоративной культуры и корпоративной идентичности современных студентов. Поэтому проблема заключается в поиске стратегий формирования корпоративной идентичности студентов первого курса в социально-культурной среде вуза.
Корпоративная идентичность - проявление, осознание и активное использование корпоративной культуры учреждения на личностном уровне, субъектами корпоративного учреждения, выражающиеся на внутреннем, субъектном принятии корпоративных правил, норм и ценностей вуза, факультета, кафедры, учебной группы, а также в активном процессе их развития и репрезентации [3].
Значимым условием формирования и развития корпоративной идентичности является культурно -образовательное пространство образовательного учреждения, обладающее мощным культуротворческим и педагогическим потенциалом - за счет способности формировать единое ценностно-нормативное вузовское пространство жизнедеятельности, создавать условия для формирования профессиональных качеств и реализации личностного потенциала студентов.
Говоря о высшем учебном заведении, невольно задумываешься о студентах, которые являются лицом вуза, их успешность в обучении и развитии влияет как на внутреннюю среду университета, так и на внешнюю, подразумевая имидж образовательной организации. Согласно мнению Е.А. Дагаевой [1], имидж является интегральной характеристикой корпоративной культуры и способом трансляции корпоративной индивидуальности организации и людей, находящихся в ней. Именно поэтому построение целостного непротиворечивого имиджа высшего учебного заведения невозможно без предварительной комплексной работы над формированием корпоративной культуры не только вуза, в целом, но и его обучающихся. Автор указывает на то, что укрепление вузом своих позиций на рынке образовательных услуг невозможно без создания его привлекательного имиджа. И с этим невозможно не согласиться, потому как в глазах внутренней аудитории вуза (студенты и профессорско-преподавательский состав) должна гореть искра, должно присутствовать чувство гордости за свою организацию, а также чувство того, что они являются частью чего-то большого, имея возможность и желание вносить свою лепту в ее развитие.
Так же хотелось бы отметить исследования Э.А. Сидельник. Для определения понятия корпоративной культуры, автор остановилась на таком определении: «Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды» [5]. Относя данное определение к вузу, можно сказать, что именно благодаря наличию духовных ценностей преподаватели и студенты воспринимают себя как единое целое и ощущают свою индивидуальность и уникальность как социокультурной общности в данном социальном окружении.
Одна из составляющих корпоративной культуры - корпоративная идентичность. Н.В. Ибрагимова определяет корпоративную идентичность, как «...проявление, осознание и активное использование корпоративной культуры учреждения на личностном уровне субъектами корпоративного учреждения, выражающиеся на внутреннем, субъектном принятии корпоративных правил, норм и ценностей вуза, факультета, кафедры, учебной группы, а также в активном процессе их развития и репрезентации» [3]. Отсюда можно сделать вывод, что сформированная корпоративная идентичность будет складываться из восприятия индивида себя в качестве члена организации, учреждения и разделения им ценностей, установок и правил данного учреждения. Корпоративная идентичность для студентов - неотъемлемая часть их профессионального становления, потому как после окончания вуза, современные руководители успешных организаций нуждаются в таких личностях, которые будут отождествлять себя с компанией, считать себя частью организации, содействующие таким образом последующему развитию и отстаиванию позиции организации на рынке труда.
Е.А. Дагаева выделяет следующие индикаторы развитой корпоративной идентичности:
- осознание себя членом организации, переживание тождества с ней, а также обособления от конкурирующих организаций;
- высокая степень осведомленности об истории, целях, ценностях организации;
- наличие позитивных атиттюдов по отношению к организации;
- высокая степень принятия ценностей организации;
- личностная значимость целей организации;
- осознанное соблюдение норм, правил корпоративного поведения;
- приверженность организации [2].
Что касается механизмов формирования корпоративной идентичности, то, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, в их основе лежат коммуникативные процессы (Крылов А.Н., Пименова Н.Ю., Роуден М., Скворцова Т., Стернин И. и др.).
В культурно-образовательном пространстве Сибирского федерального университета (СФУ) существуют организации, деятельностью которых является приобщение студентов к культуре университета, а также их адаптация, начиная с первого курса обучения. Это такие организации, как:
1. Центр студенческой культуры.
2. Союз молодежи СФУ.
3. Штаб студенческих отрядов СФУ.
4. Первичная профсоюзная организация студентов СФУ.
Но, начиная свое обучение в университете, студенты не обладают осведомленностью или информацией о данных организациях и не проявляют особого желания быть их членами. Можно выделить противоречия между:
- корпоративной культурой как основополагающим средством и инструментом решения стратегической задачи любого вуза и недостаточной реализацией потенциала социально-культурной среды вуза в области формирования корпоративной культуры и корпоративной идентичности современных студентов СФУ;
- существующими в культурно-образовательном пространстве вуза организациями, деятельностью которых является приобщение студентов к культуре университета, и необходимостью совместной с ними деятельности непосредственно в среде СФУ.
Формированию и развитию корпоративной идентичности студентов первого курса, по нашему мнению, будет наиболее способствовать поддержка, основанная на педагогических стратегиях. Изучая работы В.В. Игнатовой [4, стр. 110], удалось выделить основные виды стратегий, которые будут использоваться в ходе опытно-экспериментальной работы.
Но для начала необходимо понять, что такое педагогическая стратегия. В.В. Игнатова со своими коллегами рассматривает педагогическую стратегию, с одной стороны, как деятельность, в которой выделяются цель как стратегический ориентир и средства ее достижения. С другой стороны, педагогическая стратегия - это процесс, протекающий во времени, представляющий совокупность целесообразных действий, направленных на достижение определенного результата. Каждая стратегия реализуется последовательно, поэтапно, достигая конкретной цели.
Нами предполагается, что формированию корпоративной идентичности студентов в культурно-образовательном пространстве СФУ способствуют обоснованные и реализованные следующие виды педагогических стратегий:
1. Приобщение студентов к формированию корпоративного студенческого духа и чувства принадлежности к Университету и студенческому сообществу. Данную стратегию предполагается осуществить через организацию и участие студентов в различных творческих конкурсах и мероприятиях, проводимых в университете, а также последующим межвузовским уровнем, где им будет предоставлена возможность выступать за свой университет.
2. Ориентирование на повышение общей академической успеваемости студентов, а также раскрытие научных и профессиональных интересов. Здесь мы предлагаем познакомить студентов со значимыми научными деятелями университета, организовать участие в научно-практических конференциях и семинарах, а также участие в организационно-деятельностной игре, которая направлена на оформление представлений об учебно-исследовательской работе.
3. Активизация гражданской позиции студентов, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации, саморазвитию и социальной адаптации. Это можно осуществить через широкое вовлечение в общественную жизнь, работу структурных подразделений студенческого самоуправления (Центр студенческой культуры, Союз молодежи СФУ); привлечение к волонтерской деятельности (Штаб студенческих отрядов СФУ); участие и организация рейтинга на лучшую группу по успеваемости, участие в олимпиадах по предметам (Первичная профсоюзная организация СФУ).
Таким образом, реализация представленных выше стратегий будет направлена на формирование корпоративной идентичности студентов Сибирского федерального университета. Список использованной литературы
1. Дагаева Е.А. Имидж вуза и корпоративная идентичность // Высшее образование в России. -2008. - № 11. - С. 89-94.
2. Дагаева Е.А. Организационные ритуалы как механизм формирования корпоративной идентичности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psibook.com/sociology/organizatsionnye-ritualy-kak-mehanizm-formirovaniya-korporativnoy-identichnosti.html.
3. Ибрагимова Н.В. Формирование корпоративной культуры студентов в высшей школе // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 11-12. -С. 59-67.
4. Игнатова В.В. Профессионально-культурное становление студента в образовательной среде / Отв. ред. В.В. Игнатова, О.А. Шушерина. - Томск: Изд-во ТГУ, 2005. - 264 с.
5. Сидельник Э.А. Корпоративная культура вуза // Известия Южного федерального университета. Технические науки. Выпуск № 10. Т. 135. -2012. - С. 137-142 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-vuza.
© Бельдинова А.О, 2016
УДК 372.881.111.1
Е.А. Боброва
К. филол. н., доцент БГУ, г. Иркутск, Российская Федерация
А.А. Тонких Студент, БГУ г. Иркутск, Российская Федерация
ЛИМЕРИК КАК МАЛАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОРМА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Данная статья посвящена особенностям популярного стихотворного жанра - лимерика и его роли в процессе изучения английского языка. Как малая поэтическая форма лимерик привлекает внимание исследователей английского языка, филологов, литературоведов, историков и просто любителей поэзии. Он интересен для исследований своей емкостью, простотой, художественным разнообразием, а также тем, что