Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособных услуг в туристическом секторе рекреационной деятельности'

Формирование конкурентоспособных услуг в туристическом секторе рекреационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦЕНА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / КРУИЗНЫЙ ТУР / СЕЗОННОСТЬ / TOURIST PRODUCT / PRICING / CRUISE TOUR / SEASONALITY / COMPETITIVENESS PRICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хумарова Нина Ипполитивна

В статье рассмотрены условия конкурентоспособности и особенности ценообразования в рекреационно-туристической отрасли, в частности туризма, факторы которые влияют на уровень цен и ее компоненты. Проанализированы критерии, от которых зависит стоимость круизных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competitive services in the tourism sector of recreational activities

The article describes the features of pricing in the tourism industry, the factors that influence to the level of prices and components of price. Also the criteria, from which cost of cruise depend, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособных услуг в туристическом секторе рекреационной деятельности»

УДК 338.48.009.12

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ УСЛУГ В ТУРИСТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.И. Хумарова, д.э.н., с.н.с.

Институт проблем ринка и экономико-экологических исследований НАН Украины, Одесса, Украина

Хумарова Н.1. Формування конкурентоспро-можних послуг в туристичному секторi рекреацшно'1 дiяльностi.

У статп розглянуто умови конкуренто-спроможносп та особливосп цшоутворення в рекреацшно-туристичнш галуз^ зокрема туризму, фактори, яш впливають на рiвень цiн та 11 складовг Проаналiзовано критерп, вiд яких залежить вартiсть крупних послуг.

Ключовi слова: конкурентоспроможшсть, цiна, туристичний продукт, цшоутворення, крупний тур, сезоннiсть

Хумарова Н.И. Формирование

конкурентоспособных услуг в туристическом секторе рекреационной деятельности.

В статье рассмотрены условия конкурентоспособности и особенности ценообразования в рекреационно-туристической отрасли, в частности туризма, факторы которые влияют на уровень цен и ее компоненты. Проанализированы критерии, от которых зависит стоимость круизных услуг.

Ключевые слова: конкурентоспособность, цена, туристический продукт, ценообразование, круизный тур, сезонность

Humarova N.I. Formation of competitive services in the tourism sector of recreational activities.

The article describes the features of pricing in the tourism industry, the factors that influence to the level of prices and components of price. Also the criteria, from which cost of cruise depend, are analyzed.

Keywords: competitiveness price, tourist product, pricing, cruise tour, seasonality

Особенности экономико-географического расположения Украины, развитая транспортная сеть, благоприятные природно-климатические условия, наличие памятников архитектуры, истории и культуры, лечебно-оздоровительных ресурсов создают благоприятные условия для развития рекреационно-турис-тического комплекта. Однако состояние этого сектора экономики нуждается в существенном укреплении его конкурентоспособности.

Современная экономическая теория обеспечения конкурентоспособности рассматривает цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов.

Для производителей туристического продукта цена в большей степени, чем другие факторы производства, определяет рентабельность фирмы, ее жизнеспособность и финансовую стабильность. Это связано с тем, что цена является той гранью соприкосновения с потребителем, от оперативного и квалифицированного управления которой зависит успех всего комплекса. Анализируя спрос на туристский продукт, фирма может немедленно отреагировать на его эластичность путем гибкого изменения цены, что позволяет ей быть действенным рычагом, обеспечивающим туристской фирме высокую эффективность и конкурентоспособность. Ошибка в ценовой политике может повлиять на ведение всего бизнеса, даже при условии нормального функционирования всех других его элементов.

Стратегия ценообразования в туристской фирме в значительной степени зависит от особенностей рынка, на котором она функционирует [1].

В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно оздоровительный, познавательный. Круизный туризм претерпел целый ряд существенных изменений, они коснулись ценообразования, направлений, типа отдыхающих и общего имиджа данного вида отдыха [2].

Анализ исследований и публикаций

Определению факторов конкурентоспособности рекреационной сферы и анализу ценообразования в рекреационно-туристической деятельнос-

До обговорення

То discussion

ти посвящены работы таких авторов, как Галушкина Т.П., Воробьева А.А., Горбылева З.М., Жи-вицкий А.В., Здоров А.Б., Фролова Т.А, Чер-чик Л.Н., Харичков С.К. и другие.

В основном анализом проблем круизной отрасли занимаются зарубежные авторы такие, как Дж.К.Холловей, Christine B.N. Chin, Michael Vogel, Artur Asa Berger и другие, что и объясняется концентрацией потенциала круизного судоходства в индустриальных странах.

Постановка задачи

Исследование особенностей ценообразования в туризме, а также анализ факторов, влияющих на цену в круизной отрасли.

Основной материал

Круизный туризм в украинском Причерноморье - одно из направлений развития данного региона, которое способно повысить его экономический потенциал и уровень занятости населения. В связи с утратой собственного пассажирского флота Украина вынуждена ориентироваться на иностранные круизные компании. Здесь необходимо создать условия совершенствования портово-пассажирской, экскурсионной и рекреационной инфраструктуры для круизных туристов и стимулировать интерес местных органов власти к проблемам рекламы туристических ресурсов соответствующих территорий для привлечения круизов международного уровня.

Проведенные в течение последних четырех лет исследования круизной индустрии привели к выводу, что не существует никаких причин, по которым Черноморский регион не может стать ее активной частью. Каждый порт, каждый город может и должен извлекать для себя прибыль из этой в высшей степени доходной отрасли.

Это, пожалуй, единственная отрасль, пережившая нынешний мировой экономический кризис без больших потерь.

Еще один из секретов ее популярности — универсальность отрасли. Как туризм, она сочетает в себе все основные его виды, будучи намного дешевле наземного туризма, но предоставляя все блага 4- или 5-звездочных отелей, не всегда доступных на берегу.

Почти все круизные судозаходы в черноморские порты осуществляют иностранные круизные компании «Carnival», «Royal Caribbean», «Princess Cruises», «MSC Cruises», «Cunard Line» и др. Вместе с тем, число судозаходов пока далеко от пиковых показателей 1980-х годов: в 2009 г. в Одессу прибыло 74 круизных лайнера (для сравнения: в Сочи - 40, Стамбул - 414, в Ялту -32). Лимитирующими факторами развития судоходного судоходства для портов Причерноморья являются: современное в общем несовершенное состояние портового хозяйства, высокие портовые сборы, отсутствие рекламы туристического продукта Украины на главных рынках Европы и Северной Америки.

Наиболее соответствующим требованиям круизного туризма среди 18 морских портов

Украины, несомненно, является Одесский торговый порт. Он располагает пассажирским терминалом, не уступающим аналогичным комплексам европейских портов. Сдерживает рост судозахо-дов в Одесский порт также и политика портовых сборов. В Одессе сбор составляет для пассажирских лайнеров 32 тысячи евро, тогда как в Сочи -17 тысяч евро, а в портах Греции - 6 тысяч. Отдельные порты, например Гибралтар, отказались от портовых сборов с пассажирских судов определенных типов.

Круизный бизнес - самый динамично развивающийся и прибыльный сектор мирового туристического рынка, однако в Украине рынок круиз-ного судоходства не сформирован. Поэтому актуальным является вопрос о перспективах формирования и развития морского туризма.

Туристический потенциал стран черноморского бассейна необычайно высок. Так, различные виды морского туризма (парусный, подводный, круизный) имеют все предпосылки для развития в таких курортных зонах, как Алушта, Евпатория, Керчь, Феодосия, Судак, Ялта, Черноморский и Ленинский районы. При этом эксперты оценивают потенциальный спрос на внутреннем рынке в сфере круизного туризма в 7,2 млн. чел. туристов. Бесспорно, Черноморский регион обладает туристической привлекательностью и огромными рекреационными возможностями, среди которых:

— большое количество незамерзающих, хорошо защищенных от ветра бухт, дающих возможность развития круизного и яхтенного туризма;

— развитая система объектов инфраструктуры культурно-познавательного туризма (музеи, театры, памятники и т.д.), базирующаяся в значительной мере на использовании объектов историко-культурного наследия;

— развитая система экскурсионной деятельности; достаточно развитая транспортная инфраструктура;

— динамично развивающаяся система торговли и общественного питания;

— высокий уровень образования и деловой активности населения и др.

Можно выделить два направления в развитии круизного туризма в бассейне Черного моря.

1) возрождение круизного судоходства, ориентированного на внутренний национальный рынок причерноморских стран или рынок постсоветского пространства, то есть русскоязычных туристов;

2) привлечение в причерноморские порты иностранных туристов и дальнейшее продвижение черноморского бренда на мировой круизный рынок. Оба направления перспективны и требуют решения целого ряда проблем.

Прежде всего, необходимо отметить проблему отсутствия судов. Действительно, флота в Украине нет, но его могут предоставить иностранные компании. Сегодня они доминируют в Черном море в грузоперевозках и могут точно так же занять ведущие позиции на круизном рынке России и Украины.

Другой важной проблемой, тормозящей развитие круизных линий в Черноморском регионе, являются различия и сложность таможенных и пограничных процедур. Именно эта проблема была основной при попытке наладить круизный маршрут Одесса-Ялта-Сочи-Стамбул-Одесса на пассажирском пароме «Южная Пальмира».

Урегулирования требует и уровень портовых сборов для круизных судов, возможность предоставления льготных условий по портовым сборам в первые годы функционирования линий.

Кроме того, немаловажное значение имеет формирование цен в сфере туризма.

Ценообразование в сфере услуг и в туризме в частности имеет целый ряд особенностей:

1) Услуги туризма представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги -это розничные цены.

2) Устойчивость спроса на туристские услуги зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на них следует учитывать следующий психологический момент: цена не должна вызывать отрицательных эмоций у потенциальных покупателей.

3) Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов; спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер.

4) Турпродукт в большинстве случаев представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу людей. В нее входят как туристы, так и лица, сопровождающие группу на конкретном маршруте. Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека;

5) Туристские услуги реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынках, поэтому при оценке качества и стандартизации принимаются во внимание международные требования, цены устанавливаются в свободно конвертируемой валюте.

6) Цены на туристские услуги должны включать потребительские стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму (например, национальные парки, исторические памятники) или не являются продуктами труда, а созданы природой (горы, водопады).

7) Цены на определенные виды услуг могут не входить в стоимость турпакета. Они оплачиваются каждым туристом в отдельности;

8) Цена тура на одного человека зависит от количества туро-дней. Чем продолжительнее тур, тем при прочих равных условиях он дороже будет стоить;

9) Цена тура зависит от его вида. Цена индивидуального тура выше, чем группового [3, 4].

Ценообразование в индустрии туризма - это комплексная мера, обусловленная разнообразием продукта, высоким уровнем конкуренции в

индустрии и сложностью точной оценки будущего спроса.

Политика ценообразования в индустрии туризма определяется разными факторами, поэтому диапазон выбора применяемых методов широк [6].

Ценообразование круизных туров намного сложнее аналогичной процедуры в отношении авиа- или автобусных туров, требующее от туроператора не только глубоких экономических, но и маркетинговых, психологических, социальных знаний, опыта работы с круизами.

Стоимость круиза зависит от следующих критериев: продолжительности плавания, сезона путешествия, класса корабля, категории каюты.

В стоимость круиза включено: размещение на корабле в каюте выбранной категории, всё питание на борту (не только основные приёмы пищи, но и закуски в промежутках между ними), все развлекательные программы на борту, пользование палубным инвентарём и спортивным оборудованием, в том числе бассейнами.

В стоимость, как правило, не входят портовые сборы, спиртные напитки (но иногда их включают в стоимость), услуги индивидуального характера (массаж, стирка и глажка одежды, процедуры в спа-центрах, покупки на борту и тому подобное), береговые экскурсии.

При оформлении тура особое внимание нужно уделять дополнительным услугам, чаще всего не входящим в стоимость круизной программы: авиабилетам, медицинской страховке на весь срок поездки, дополнительному проживанию в гостиницах, трансферам и визам.

При определении качества сезона для круизов в мировой практике принято использовать три степени: высокий; средний и низкий. Длительность круизного сезона, время года, которое считается пиковым - у каждого региона есть свои определенные предпочтения. Восточное побережье США и Новая Англия - круизы особо востребованы осенью. Круизы в Карибском бассейне имеют сразу несколько высоких сезонов -летний, новогодний и период с февраля по апрель.

Важной особенностью является то, что почти все круизы необходимо бронировать заранее. Самые активные продажи идут, как правило, за 36 месяцев до начала самих туров. В первую очередь обычно продаются самые дорогие и самые дешёвые каюты, «средние» по цене варианты несколько менее востребованы. Также следует отметить, что по мере приближения даты отплытия стоимость путёвок только увеличивается.

Что касается мирового тренда, то сегодня, когда круизы стали массовым туристическим продуктом, для них стал действовать и классический закон высокого сезона, общий для мировой индустрии отдыха. Самые высокие цены на круизы - летом.

Сложность ценообразования туров объясняется, прежде всего, наличием на борту зафрахтованного водного судна большого количества различных категорий кают. Каюты отличаются друг

До обговорення

^ discussion

от друга как уровнем комфорта, так и своим расположением. Цена зависит не только от класса корабля и размера каюты, но и от наличия в ней окна или балкона, и обычно чем выше палуба, тем дороже. Поэтому оператору необходимо объективно определить ценность проживания в каюте той или иной категории для клиента и установить соответствующие этой оценке стоимости различных категорий кают.

Наиболее общая классификация кают: экономичные (внутренние каюты); стандартные (внешние каюты с окнами); премиум (внешние каюты с балконами); люкс (сьют).

Некоторые круизные компании принимают свою собственную классификацию.

Одновременно с определением ценности проживания в каютах различных категорий необходимо реально оценивать рыночные возможности туристического оператора и устанавливать цены на круиз, исходя из планируемой минимальной загрузки, которую может обеспечить его агентская сеть. Минимальная допустимая загрузка судна определяется на основе анализа опыта прошлых лет, предложений и опыта конкурентов, популярности предлагаемого маршрута и т.д.

Наконец, при ценообразовании должны быть учтены и предложения своих конкурентов, поскольку существование на рынке более низких цен на идентичный предлагаемому им круиз существенно подорвет конкурентные преимущества

планируемого круиза, что может привести либо к сокращению загрузки судна, либо к срыву круиз-ной программы по причине недостижения порога нулевой рентабельности [7, 2]. Выводы

Повышение конкурентоспособных услуг в туристическом секторе является актуальной экономической проблемой. Ценообразование - сложный процесс, требующий системного подхода к рассмотрению целого ряда факторов, который включает: класс обслуживания (степень комфортности); вид путешествия; формы обслуживания (групповой, индивидуальный тур); конъюнктура рынка на услуги туризма; сезонный характер предоставления услуг; география размещения турфирм и др.

Особенность ценообразования в круизах заключается в том, что в стоимость путешествия включено практически все - и проживание, питание all inclusive, развлечения на борту и дополнительные услуги. При этом, каждый день круиз-ный турист посещает новый порт. Любой круиз-ный лайнер предлагает несколько вариантов размещения: от экономичных кают до апартаментов класса люкс. Цена зависит не только от класса корабля и размера каюты, но и от наличия в ней окна или балкона, а также размещения палубы.

Список литературы:

1. Экономика туризма : учеб.-практ. пособие / З.М. Горбылева. — Минск : БГЭУ, 2007. — 167 с.

2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.

3. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме : современный опыт управления, М.: Финансы и статистика, 1999. - 496с.

4. Т.А. Фролова Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

5. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.

6. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма, М.: Финансы и статистика, 2000. - 208 с.

7. http://tourism-marketing.ru/

8. Christine B.N. Chin. Cruising in the Global Economy: Profits, Pleasure and Work at Sea.2008 Ashgate, 198 p.

9. Michael Vogel, Alexis Papathanassis, Ben Wolber The Business and Management of Ocean Cruises;CABI 2011, 224 p.

10. Everything Family Guide to Cruise Vacations: A Complete Guide to the Best Cruise Lines, Destinations, And Excursions by Kim Kavin;Adams Media Corporation 2005, 432 p.

Надано до редакцп 28.05.2012 Хумарова Нша 1пполипвна / Nina I. Humarova

Посилання на статтю /Reference a Journal Article:

Формирование конкурентоспособных услуг в туристическом секторе рекреационной деятельности [Електронний ресурс] /Н.И. Хумарова //Економiка: реалН часу. Науковий журнал. — 2012. — № 3-4 (4-5). — С. 233-236. — Режим доступу до журн.: http://economics.opu.ua/files/archive/2012/n4-5.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.