Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/vol8-6.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/93EVN616.pdf
Статья опубликована 26.01.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Левченко К.К. Черноморские круизы как дополнительный фактор развития въездного и внутреннего туризма // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/93EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 338.48
Левченко Константин Константинович
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Россия, Сочи
Аспирант E-mail: lekonst@mail.ru
Черноморские круизы как дополнительный фактор развития въездного и внутреннего туризма
Аннотация. В настоящее время роль въездного туризма является важным экономическим приоритетом в большинстве стран мирового сообщества [5]. Развитие его представляет обширный рынок рабочих мест, удовлетворяет запросы личности, взаимно обогащает социальные связи между странами. В конце XX века сфера въездного туризма всецело стала международной и интернациональной, чему способствовали два фактора: с одной стороны - получение выгоды, увеличение доходности организаций туристского бизнеса, расширение географии путешествий по всему миру; с другой стороны - стремление к рентабельности, к инвестированию в международные проекты. В этом плане въездной морской круизный туризм является одним из самых современных и быстрорастущих направлений международного туристского рынка, обладающих существенным потенциалом, особенно на Черноморском побережье Краснодарского края [4; 6; 10]. Данном контексте становится весьма актуальным разработка комплекса мероприятий, направленных на обеспечение дальнейшего развития круизного туризма, как важнейшего сектора въездного туризма, целью которого является обеспечение эффективного использования ресурсного потенциала территорий, и обеспечение Черноморскому побережью Краснодарского края статуса успешной круизной дестинации.
Круизный туризм, как сегмент въездного туризма, обладает большими преимуществами по отношению к другим видам туризма, особенности которого дают ему возможность на протяжении длительного периода времени быть достаточно стабильным по отношению к другим секторам экономики [2; 8].
Ключевые слова: туризм; въездной и внутренний туризм; круизный туризм; черноморский круиз
Динамичное развитие мирового въездного и внутреннего туризма предопределило необходимость в формировании системы обслуживания круизных туристов и положило основу для создания целой индустрии круизов, как важнейшего сектора сферы туризма, которая объединяет различные предприятия туристского бизнеса, судостроение, поставку товаров и услуг для путешествующих пассажиров, продвижение и реализацию так называемого «круизного туристского продукта». Круизный туризм не только является одним из наиболее
динамично развивающихся, уникальных и популярных видов бизнеса, но и обладает определенными преимуществами и особенностями, позволяющими ему уже длительный период времени оставаться одним из наиболее стабильных по сравнению с другими секторами экономики. Теоретико-методологические аспекты круизного туризма исторически базировались на категориях «круиз» и «морское путешествие», которые изначально рассматривались как идентичные понятия. При этом круизами считались как линейные пассажирские перевозки морским транспортом, осуществляемые между портами одного государства, так и паромные пассажирские рейсы, объединяющие транспортную и грузовую функцию, а также кратковременные морские экскурсии вдоль побережья с посещением курортов и тематических парков [11].
В современной научной литературе отсутствует однозначное определение категории «круиз». Наиболее часто под «круизом» понимается туристская поездка на борту специального пассажирского судна, которая выступает как дорогое, элитное и престижное путешествие, рассчитанное на клиента высокой платежеспособности. Зима А.Г. круиз характеризует как «международный бизнес, представляющий собой комплекс рыночных структур и соединяющий несколько определенных международных рыночных сегментов» [7]. Подтверждением данного высказывания является мнение Гуляева В.Г., который трактует круиз как организацию морских и речных путешествий с посещением портовых городов нескольких стран [6], тем самым подчеркивая его межнациональный характер, формирующий для принимающей стороны образ гостеприимной державы.
Заслуживает внимание определение В.К. Федорченко, который под круизом подразумевает «туристскую поездку с использованием транспортных средств (как правило, водных) не только для перевозки, но и как способов размещения, питания и обслуживания» [13]. Аналогичные акценты расставлены в работах Н.О. Зацепиной, которая рассматривает круизный туризм в качестве путешествия, связанного с наводным видом транспорта, которое включает экскурсии на берегу, посещение значимых мест в порту. Кроме того, согласно ее мнения, круизный туризм предусматривает развлекательные программы на борту самих морских и речных лайнеров. Таким образом, ученые указывают на комплексный характер данного туристского продукта, представляя круизы как результат совместной деятельности разнообразных хозяйствующих субъектов.
Учитывая, что круизный туризм является многогранной категорией, обладающей сложными интегративными свойствами, которой присущи разнообразные формы, автор считает правомерным использовать такие понятия, как «круизная индустрия», «круизный сектор», «круизный комплекс» идентичными, отражающими терминологическую сущность дефиниции «круизный туризм». Так, круизная индустрия диалектически связана с индустрией туризма, как въездного, так и внутреннего, которую в широком смысле трактуют как «туристский сектор экономики», представляющий собой производственные и непроизводственные предприятия, которые предоставляют комплекс услуг и производят туристскую продукцию. В свою очередь туристский комплекс состоит из достаточно большого набора различных видов деятельности, основанных на внутренних и внешних взаимосвязях и предусматривающих процесс удовлетворения потребностей в туристском продукте у разных категорий населения, что дает возможность исследования туристской (круизной) индустрии с точки зрения важнейшего фактора развития внутреннего и въездного туризма.
Принципиальной особенностью, отличающей круизную индустрию и круизный туризм, в частности, от других его видов, является наличие того факта, что круизные судна выполняют одновременно две важнейшие функции: представляют, так называемые, центры туристского отдыха и являются транспортным средством доставки к этим центрам. При этом, аналитики рынка круизного туризма отмечают уникальность подобного явления, поскольку работа на
борту лайнеров предполагает наличие знаний в области судоходства, но и умение управлять гостиничным сервисом, отлично знать мотивацию круизных туристов.
Мы считаем, что круизный туризм относится к специальным видам туризма, характеризующимся следующими признаками:
• немассовый характер, то есть достаточно редкая разновидность въездного и внутреннего туризма;
• высокая трудоемкость создания туристского продукта;
• комплексность формирования тура, поскольку предполагает сочетание признаков разных видов туризма: паломнического, событийного, конгрессного и т.п.;
• новизна, так как круизный туризм обусловлен вторичными потребностями населения;
• нетрадиционные источники финансирования.
Однако, несмотря на присутствие большинства из представленных ученым признаков, нельзя согласиться с характеристикой круизного туризма как немассового редкого вида. Так, в 2011 г. число «круизеров» составило 20,6 млн. чел. и увеличилось по сравнению с 1990 г. более чем в 5 раз (на 16 млн. чел.), а средний темп роста количества туристов, отправившихся в круиз за период 1990-2011 гг., на 4% опережает общемировой туристский пассажиропоток (рис. 1).
30 25 20 15 10 5 0
28,7
24,3
19,4
20,6
14,32
15,87 16,2
8,53 9,92
5,67 6,87 8,53 9,92 5,67 6,87
I I I I I I I I I I
1995 1997 1999 2000 2005 2007 2008 2010 2011 2014 2015
Рисунок 1. Число туристов, которые отправились в круиз за период 1995-2015 гг., млн. чел. (составлено автором на основании данных International tourism, number of arrivals [2])
Кроме того, вызывает сомнение отнесение круизного туризма к новым, обусловленным вторичными потребностями человека видам туризма. Морские и речные круизы как вид путешествий существовали ещё в античные времена; другой аспект - как давно и как широко распространялся данный тип путешествия, и каким образом были связаны социальные потребности путешественников и товарно-денежные отношения.
Изучив и проанализировав литературные источники по исследуемой проблеме к формированию круизного тура можно предложить системно-функциональную модель, предусматривающую реализацию трех подходов:
• функционального, в котором можно выделить присущие круизу следующие функции: рекреационную, социальную, культурную, экологическую, экономическую, просветительскую и воспитательную;
• отраслевого, включающего непроизводственную и отраслевую сферу круизного туризма как важнейшего сектора внутреннего и въездного туризма;
• системного, объединяющего две предыдущие категории: функциональный и отраслевой.
Таким образом, круизный туризм является специфическим, сложным по структуре, высокотехнологичным видом туристского продукта, обладающим уникальностью по своим потребительским свойствам, обусловливающий особенности его формирования в секторе как внутреннего, так и въездного туризма. Кроме того, круизный туризм является и особым видом социальной и экономической деятельности, предполагающей реализацию физиологических, психологических и других потребностей путешественников.
Обобщая различные теоретические положения в сфере туристской деятельности, необходимо подчеркнуть, что под круизным туризмом следует понимать целую индустрию, обеспечивающую формирование, продвижение и реализацию круизного туристского продукта, который, с одной стороны, является предметом купли-продажи на туристском рынке, а с другой - объектом управленческого воздействия. При этом круизный туризм, характеризующийся значительной капиталоемкостью и трудоемкостью, является универсальным видом туризма, поскольку сочетает в себе многие его формы, например, рекреационной направленности, лечебно-оздоровительной, познавательной, событийной, паломнической, спортивной и т.п., а также объединяет разнообразные виды сервиса, логистики, береговых экскурсий и прочих видов отдыха [14].
Следовательно, круизный туризм можно еще представить и как вид социально-экономической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в морских путешествиях, связанный с временным перемещением (до полугода) человека из одной местности (страны) в другую на круизном судне с оздоровительной, познавательной, развлекательной или иными целями [3].
К настоящему времени въездной морской круизный туризм является одним из самых современных и быстрорастущих направлений международного туристского рынка, обладающих существенным потенциалом, особенно на Черноморском побережье Краснодарского края. Краснодарский край является устоявшимся брендом, который известен своим туристским продуктом во всем мире. Этому во многом способствовало успешное проведение масштабных спортивных и значимых массовых мероприятий международного уровня, которые способствовали формированию положительного имиджа края и в целом всей страны. Особенно это относится к городу Сочи. В самом городе Сочи, в настоящее время, созданы все условия для предоставления максимального количества услуг морским туристам: новый аэропорт, новая транспортная инфраструктура, множество высококлассных гостиниц, разнообразие экскурсионных программ, сам морской порт на Черном море, популярный в мире бренд города, как столицы зимних Олимпийских игр 2014 года, как место проведения этапа Формулы - 1 и как одно из мест проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Все последние 15 лет круизный потенциал порта города Сочи был в основном рассчитан на привлечение иностранных круизных компаний и операторов, продвижение бренда на мировом круизном рынке и создание новой современной инфраструктуры круизного порта.
Наиболее привлекательными портами для посещения иностранных морских круизных судов в Черноморском регионе всегда были Батуми, Сочи, Ялта, Севастополь, Одесса, Констанца, Бургас [12]. К 2014 году на Черном море было уже 4 порта с развитой пассажирской инфраструктурой, способных принимать круизные суда длиной до 300 метров. Были подтверждены запросы на посещение портов от крупнейших круизных компаний и операторов. Порт Сочи был готов принять в 2014 году до 120 круизных судов и круизных паромов (рис. 2).
Планировалось, что в 2018 году Сочи будет обслуживать в год до 350 тысяч морских туристов и примет до 180 круизных судов в транзитном и базовом вариантах. Однако следует учесть возможные последствия внешнеэкономических вызовов Российской Федерации со стороны ряда зарубежных стран, явившихся следствием позиции США и ЕС по вопросу Крыма и Украины.
Рисунок 2. Динамика захода судов и пассажиропотока по круизным портам Черноморского побережья в 2013-2015 годах (составлено автором по данным ассоциации MedCruise [1])
Санкционное давление на Крым лишило возможности с 2014 года все иностранные круизные суда заходить в крымские порты Российской Федерации. Все эти события за последние 2 года привели к очень резкому изменению ситуации с круизным судоходством на Черном море, и как следствие к негативным последствиям в сфере въездного туризма (рис. 3).
2013 год 2014 год 2015 год
I Сочи Бургас | Констанца Одесса Ялта | Батуми
Рисунок 3. Динамика круизных судозаходов по портам Черного моря в сезон 2013-2015 гг.
(составлено автором составлено автором по данным ассоциации MedCruise [1])
В 2016 году продолжается тенденция на общее снижение по количеству транзитных круизных судозаходов на Черном море на 50% от уровня 2015 года. Все крупнейшие круизные компании сняли с продаж круизы с посещением портов Черного моря до улучшения геополитической ситуации в черноморском регионе и портах Турции, в том числе в портах Стамбул и Измир, с заменой этих турецких портов - портами Греции, Родоса и Мальты.
Исключение из маршрута традиционного для захода круизных судов портов Ялта, Одесса и Севастополь, лишило возможности планирования круизными компаниями, расписания морского круиза на уровне признанных мировых стандартов.
В 2013-2014 годах предпринимались попытки запустить регулярные круизные линии из порта Сочи на судах под иностранным флагом (теплоходы «Адриана» и «Изабелла-2»), ориентированных на внутренний национальный рынок причерноморских стран и рынок стран СНГ для русскоязычных туристов, которые коммерческого и имиджевого успеха компаниям, рискнувшим работать на внутреннем рынке не принесли.
Причинами этого явились такие факторы, как резкое повышение курса евро и доллара по отношению к национальной валюте, что значительно увеличило стоимость круиза; суда лишились возможности заходить в крымские порты Российской Федерации в связи с санкционной политикой США и ЕС по отношению к Крыму, когда пришлось срочно вносить изменения в программу ранее заявленных круизов по Черному морю (теплоход «Адриана»), штормовые условия, сорвавшие зимнюю программу круизов 2014-2015 годов на теплоходе «Изабелла-2». В итоге суда ушли Черного моря в Испанию и на Карибы [7].
Данная неблагополучная ситуация с круизным судоходством в черноморском регионе, а, следовательно, и с въездным туризмом, предполагает поиск и реализацию программ по
загрузке инфраструктуры российских портов и выходу на внутренний туристский рынок новых и очень востребованных услуг, связанных с морским туризмом [9]. Значительный эффект может дать восстановление и развитие внутренних (каботажных) круизных и пассажирских рейсов по Черному морю между базовым портом Сочи, портами Крыма и Абхазии. Существенное увеличение пассажиропотока на Абхазию даст реализация пункта 2 статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 24 ноября 2014 года, который предопределяет союзничество и стратегическое партнерство и устанавливает, что обе стороны обязуются реализовывать определенный набор мероприятий, позволяющих обеспечивать полную свободу в пересечении абхазско-российской государственной границы, учитывая при этом ряд ограничений, обеспечивающих безопасность.
Таким образом, стратегическое развитие морского круизного туризма и рациональное использование его возможностей дает возможность увеличить динамику въездных турпотоков не только на территориях Черноморского побережья, но и в стране в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. MedCruise [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.medcruise.com
2. International tourism, number of arrivals [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/ST.INT.ARVL.
3. Беляев И.В. Повышение комфортабельности круизных судов, как фактор роста их конкурентоспособности / И.В. Беляев, А.А. Сёмин // Транспортное дело России. 2009. №2, с. 74-76.
4. Внутренний туризм как основа устойчивого развития регионов России [Текст]: сб. науч. ст. / ред. кол.: Е.Л. Кудрина (пред.), Д.Д. Родионова, С.А. Мухамедиева, А.И. Юдина, Т.Ю. Казарина, отв. ред. А.А. Насонов; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. - 255 с.
5. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
6. Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок / В.Г. Гуляев. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 511 с.
7. Зима А.Г. Особенности и развитие транспорта в туризме: препринт / А.Г. Зима, И.И. Лисицына - Х.: Изд-во ХНЭУ, 2010. - 310 с.
8. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.
9. Специальные виды туризма: учеб. пособие / А.В. Бабкин. - М.: Советский спорт, 2008. - 208 с.
10. Статистика туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Ю. Александровой. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 464 с.
11. Транспортное обслуживание в туризме: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / О.Я. Осипова. - 6-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
12. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 304 с.
13. Федорченко В.К. Туризмология как наука. Основные парадигмы теории туризма / Вестник РМАТ, №2 (8), 2013. с. 8.
14. Экономика туризма: учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 320 с.
Levchenko Konstantin Konstantinovich
Sochi state university, Russia, Sochi E-mail: lekonst@mail.ru
Black Sea cruises as an additional factor in the development of incoming and domestic tourism
Abstract. Currently, the role of tourism is an important economic priority in most countries of the world community. The development is a large job market, which satisfies the needs of individuals, enriches social ties between countries. At the end of the XX century the sphere of incoming tourism became entirely international and, helped by two factors: on the one hand, receiving the benefit in increasing the profitability of organizations of tourism business, expanding the geography of travel around the world; on the other hand, the pursuit of profitability, to invest in international projects. In this respect, entry of sea cruise tourism is one of the most modern and fastest growing areas of international tourism market with significant potential, especially on the black sea coast of Krasnodar region. This context becomes highly relevant to develop a set of measures aimed at ensuring the further development of cruise tourism as an important sector of tourism, which aims to ensure the efficient use of the resource potential of the territories and securing the black sea coast of the Krasnodar region the status of a successful cruise destination.
Cruise tourism segment of tourism, has a great advantage over other types of tourism, the features of which give him the opportunity over a long period of time to be fairly stable relative to other sectors of the economy.
Keywords: tourism; incoming tourism; cruise tourism; cruise on the black sea