УДК 338.48 DOI: 10.12737/19726
ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ТУРИСТСКИХ КОМПАНИЙ С КРУИЗНЫМИ ТУРОПЕРАТОРАМИ
Стахова Людмила Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, 4395171@mail.ru
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В настоящее время совершенно очевидным становится тот факт, что финансовый кризис в России, банкротство туроператорских и авиационных компаний, высокая степень террористической угрозы на ключевых массовых курортах грозят затяжным кризисом для всей туристской отрасли, в том числе и для компаний, занимающихся турагентской деятельностью. В период кризиса особенно важно для предпринимателей быть конкурентоспособными, активными и искать новые возможности для поддержания и увеличения доходности предприятия. Одним из инструментов текущего роста в турагентской деятельности могут стать круизы. Данная статья посвящена анализу возможностей использования круизного предложения для расширения ассортиментной политики турагентства. Проблематика данного вопроса не находит должного отражения в работах учёных, т.к. в основном они затрагивают вопросы тенденций развития круизного рынка, т.е. активно обсуждаются вопросы развития круизного туризма на Аляске, а также региональные особенности развития речных круизов. Для раскрытия темы и достижения поставленной цели автор рассматривает вопросы развития круизных компаний, приводит анализ ценового предложения по регионам, сезонам и типам кают, сравнивает круизных туроператоров, осуществляющих свою деятельность на российском рынке, а также указывает перспективы работы с каждым из них посредством анализа договорных отношений и комиссионного вознаграждения.
Актуальность исследования обусловлена прогнозом значительного роста спроса на круизные туры среди российских туристов в ближайшие годы на фоне гибкой ценовой политики круизных компаний и кризиса в массовых направлениях, таких как Египет и Турция.
Ключевые слова: круизный туризм, круизный туроперейтинг, ассортимент турагентств
В условиях насыщения рынка, роста потребностей путешественников, увеличения количества туристских организаций и, как следствие, усиления конкуренции как между туроператорами, так и между турагентами существует острая необходимость сохранения и укрепления позиций туристских организаций на рынке и использования новых возможностей для экономического развития. Одним из таких направлений является внедрение круизного предложения в ассортимент турагентства в качестве мощного продукта антикризисного спроса.
Расширение ассортимента с помощью круизных туров позволяет формировать предложение турагентства с учётом новых предпочтений и возросших запросов потребителей, особенно актуальных в период кризиса и роста курса валют, что способствует укреплению конкурентных преимуществ туристских организаций.
Это подтверждается и анализом круизного рынка за последние годы: ведущие круизные компании увеличили свой пассажиропоток и, соответственно, прибыль в несколько раз. Несмотря на это русскоязычные туристы отмечают существенный недостаток информации о разнообразии, организации и особенностях круизных туров.
Цель исследования - показать возможность и механизмы (предпочтительные варианты сотрудничества с российскими круизными туроператорами) совершенствования ассортиментной политики туристского предприятия за счёт внедрения круизного предложения.
Анализ круизного рынка. Мировая статистика показывает, что круизный рынок, несмотря на события, связанные с крушением лайнера компании «Costa Cruises», продолжает оставаться одним из самых быстро развивающихся сегментов туристской отрасли всего мира. В 2015 году количество туристов в морских круизах превысило 20 миллионов человек. Общая емкость российского рынка составляет около 120 тысяч человек. Многие из туристов, хотя бы раз побывавшие на круизном лайнере, отправляются в круизы повторно - круизный туризм является одним из самых возвратных. Для сравнения, емкость американского круизного рынка, который занимает первое место в мире, составляет около 10 миллионов человек. Второе место у Великобритании - примерно 3,5 миллиона человек. Европейский рынок оценивается в 800-900 тысяч туристов-круизеров. Россия входит в первую десятку крупнейших стран, поставляющих круизных пассажиров на мировой круизный рынок. При этом на долю круизного холдинга «Carnival Cruises» приходится 55% всех российских круизных пассажиров, «Royal Caribbean» занимает 20-22%, а круизные компании «МБО», «Thomson Cruises», «SilverSea», «Costa Cruises» делят между собой оставшихся 28-30% российских круизных туристов [3].
Общая статистика по ведущим круизным компаниям такова: благодаря введению в эксплуатацию новых судов круизный холдинг «MSC» увеличил свой пассажиропоток в 7 раз; продажи компании «Silversea Cruises» с 2004 года выросли на 44%, достигнув планку в 24 тысяч человек к 2015 году; самый большой рост показала «Costa Cruises» - в 2000 году услугами компании воспользовалось 363 тысяч туристов, а прибыль тогда составила 572,4 миллионов евро, а в 2015 году количество туристов превысило
2,5 миллиона человек, а прибыль возросла до 3,28 миллиарда евро [2]. Далее более подробно остановимся на круизных компаниях, пользующихся популярностью у российских туристов.
Компания «Carnival Cruise Lines» существует на рынке с 1972 года, и именно она создала концепцию современного круизного отдыха. Компания первой ввела концепцию «Fun Ship» (лайнеры развлечений), благодаря которой «Carnival Cruise Lines» бурно развивалась на протяжении нескольких лет, далее драйвером развития послужила покупка акций других круизных компаний. Сегодня «Carnival Cruise Lines» является крупнейшей и самой прибыльной круизной корпорацией в мире, она включает в себя несколько круизных компаний: «Carnival Cruise», «Cunard Line», «Costa Cruises», «Holland America Line», «Princess Cruises», «Seabourn Cruise Line», «P&O Cruises», «Ocean Village», «Ibero Cruises», «AIDA». Каждый год услугами корпорации пользуются более 6 миллионов туристов. Штаб квартира располагается в Майями в штате Флорида (США). Круизные компании, входящие в холдинг, имеют обширную географию маршрутов: от Новой Зеландии до Аляски, включая огромное количество популярных маршрутов по Средиземному и Карибскому морям. Флот самой «Carnival Cruise» насчитывает 24 лайнера. В 2007 году компания сделала ребрендинг названий лайнеров, и сейчас все они начинаются со слова «Carnival» [4].
«Royal Caribbean International» является сегодня вторым по величине и значимости круизным холдингом, который контролирует около 25% всего мирового круизного рынка. Первоначально «Royal Caribbean» была небольшой компанией, образованной в 1968 году тремя норвежскими пароходствами. Однако, оценив перспективы круизного рынка США, компания перебазировалась в Америку, и сегодня штаб-квартира холдинга «Royal Caribbean» располагается в Майами в штате Флорида.
К 2015 году компания эксплуатирует 43 круизных лайнера 6-ти различных серий, ещё один лайнер находится в стадии строительства. Большинство лайнеров имеют категорию 5*. Примечательно, что, начиная с 1991 года, названия всех круизных лайнеров «Royal Caribbean» имеют окончание «of the Seas». Лайнеры «Royal Caribbean» строились по шести разнообразным проектам (приведены в порядке старшинства по убыванию):
-Класс Oasis (круизные лайнеры Oasis of the Seas и Allure of the Seas);
-Класс Freedom (лайнеры Freedom of the Seas, Liberty of the Seas, Independence of the Seas);
-Класс Voyager (лайнеры Voyager of the Seas, Explorer of the Seas, Adventure of the Seas, Navigator of the Seas, Mariner of the Seas);
-Класс Radiance (лайнеры Radiance of the Seas, Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas, Jewel of the Seas);
-Класс Vision (лайнеры Legend of the Seas, Splendour of the Seas, Grandeur of the Seas, Rhapsody of the Seas, Enchantment of the Seas, Vision of the Seas);
-Класс Sovereign (лайнеры Monarch of the Seas и Majesty of the Seas).
Все лайнеры имеют просторные каюты (одни из самых больших по площади в круизной индустрии). В круиз обычно включено: питание на борту по системе «all inclusiv»; все развлекательные программы, различные шоу, дискотеки, а также живая музыка в барах; пользование тренажерными залами, бассейнами и саунами, гидромассажными ваннами; аренда всего спортивного оборудования; капитанские приёмы и гала-фуршеты; участие в программах детского клуба [3].
Регионы плавания «Royal Caribbean» разнообразны: компания предлагает туристам свыше 200 маршрутов - Средиземное море, Северная Европа, Россия, острова Карибского бассейна, Бермудские острова и Южная Америка, путешествия по Панамскому каналу и Мексике, круизы по Аляске и Австралии, а также Новой Зеландии.
Компания «MSC Cruises» входит в состав итальянского холдинга «Mediterranean Shipping Company» («Средиземноморская судовая компания»), основанного в 1970 году. Начиная с 1988 года, в компании создается круизное подразделение «MSC Crociere», и до
2002 года в ней было лишь три круизных лайнера: Rhapsody, Monterey и Melody. В
2003 году компания берет курс на расширение своего флота и приобретает у Festival Cruises» четыре современных лайнера. На данный момент флот компании составляет тринадцать кораблей «MSC» класса четырех (реновированные) и пяти звезд, которые предлагают туристам круизы по всему миру. На российском рынке круизы данной компании на исключительных правах продает туроператор «PAC GROUP».
Круизная компания «Costa Cruises» была основана в 1948 году. Несмотря на то что акции компании были приобретены в 1997 году на 50% британской группой компаний «Airtour» и на 50% американским холдингом «Carnival Corporation» (а позже полностью стала принадлежать «Carnival»), «Costa Cruises» имеет четко выраженную итальянскую направленность и индивидуальность, и суда компании ходят под итальянским флагом. С 2003 года компания располагает собственным пассажирским терминалом в Савоне -Savona Palacrociere и с 2007 года в Барселоне - Barcelona Palacruseros. Это первые пассажирские терминалы, управляемые непосредственно круизной компанией. «Costa Cruises» считается самой крупной европейской круизной компанией с самым молодым флотом в Европе, который насчитывает 17 кораблей. Средний возраст лайнера - 9 лет [1].
Компания «Costa Cruises» достаточно лояльна к русскому рынку, и одна из немногих, кто предлагает русских ассистентов на борту своих лайнеров. В обязанности русскоязычного представителя входит: помощь в решении возникающих у гостей вопросов, перевод меню на русский язык, перевод ежедневной программы дня, организация русскоязычных групповых экскурсий во время круиза (при условии набора достаточного количества туристов). Также на морских круизах этой компании часто собираются русские группы. Компания «Costa Cruises» в летний период уже несколько лет подряд организовывает морские круизы из Санкт-Петербурга по Балтийскому морю с посещением Норвежских фьордов, а с 2015 года в период с мая по август - круизы из Санкт-Петербурга на лайнере «Costa Luminosa» по таким странам, как Эстония, Финляндия, Швеция [7]. Все эти круизы проходят с русским сопровождением и с организацией русскоязычных групповых экскурсий.
Наличие нескольких ведущих круизных компаний на рынке усиливает конкуренцию между ними, что позволяет предлагать туристам выбор разных круизных туров по приемлемым ценам, а также специальных акций, бонусов и подарков. Это может положительно сказаться на продажах турагентства и способствовать наращиванию клиентской базы.
Анализ ценового предложения на круизы. Цены на круизы так же разнообразны, как и круизные компании. Стоимость экономичных туров начинается от 350 евро за недельный тур по Средиземноморью на лайнере четыре звезды. Цены на дорогие туры составляют около 50-60 тысяч долларов, но в отдельных случаях достигают и 100 тысяч. Это может быть кругосветное путешествие продолжительностью больше ста дней на круизном лайнере высшей категории. Как правило, цены указываются на одного человека при двухместном размещении [5].
На стоимость влияет прежде всего длительность путешествия и сезон. В высокий сезон (июль-август) цены выше, чем в межсезонье. Второй фактор - маршрут: чем он экзотичнее, тем дороже круиз. Самые дешёвые круизы по Средиземному морю, а дорогие - по Атлантическому и Индийскому океанам [6].
Существенное влияние на цену круиза оказывает класс корабля и тип каюты. Практически на любом лайнере номера различаются по стоимости и комфорту. Самые дешёвые внутренние каюты без окон. Классом выше и дороже - каюты с окном и каюты с балконом. Самыми дорогими являются сьюты. Их стоимость может в несколько раз превышать цену кают без окна и с ограниченным видом.
Кроме того, влияет на цену круиза и место швартовки лайнера. Обычно корабли швартуются в порту, но могут стоять на рейде, что экономично, но не очень удобно туристам: до берега приходится добираться на шлюпках.
В цену круиза обычно входят проживание, питание, услуги русскоговорящего сопровождающего, развлекательные программы на борту, бассейны, тренажерные залы и посещение детских клубов. Дополнительно оплачиваются авиабилеты, визы, портовые сборы, а также дополнительные экскурсии и индивидуальные трансферы.
Наибольшее снижение цены на круизный продукт произошло в Средиземноморском регионе. В то время как стоимость круизов по Карибскому и Южноамериканскому регионам за последние несколько лет практически не изменилась, круизы по Средиземному морю подешевели в среднем более чем на 30%. Такое снижение цен стало следствием финансового кризиса в Европе и США, в результате чего загрузка круизных лайнеров на основных круизных рынках снизилась.
Помимо общего снижения цен, за последние несколько лет круизные компании выпускают все больше специальных акций и предложений. Так, появились семейные, молодёжные, студенческие тарифы и специальные цены для молодожёнов.
В рамках исследования были проанализированы цены на самые популярные круизные продукты с учётом сезона, типа кают, продолжительности путешествия, регионов и маршрутов на перспективный сезон (период с января по июнь 2016 года).
Цены на круизы по Средиземноморью составляют от 399 евро в низкий сезон (январь-февраль) за внутреннюю каюту, до 1780 евро в высокий сезон (май-июнь) за каюту-сьют при восьмидневном маршруте. Интересно отметить, что цена за круиз по Средиземноморью длительностью 15 дней отличается от цены восьмидневного круиза более чем в 2 раза, это связано с увеличением портовых сборов из-за более длительной стоянки судна в портах и возрастанием затрат круизной компании на содержание судна и персонала.
Круизы по Персидскому заливу начинаются от 499 евро за внутреннюю каюту, что, учитывая невысокую стоимость авиаперелёта, является одним из самых выгодных предложений на круизном рынке. Круизы по Карибскому региону имеют очень привлекательную стоимость, но зачастую цена авиабилета из Москвы до места начала проведению круиза и обратно может превысить стоимость пребывания на лайнере.
Самый высокий уровень цен на круизы по Азии - от 1400 до 2900 евро и Тихоокеанскому региону - от 820 до 2210 евро, что с учётом высокой стоимости перелета является доступным только для обеспеченных туристов.
Существенно различается стоимость одного и того же круизного тура в низкий и высокий сезоны. Для Средиземноморья и Европы высоким сезоном считается период с июня по сентябрь, средним - с апреля по май и с середины сентября до конца октября, а низким - с ноября по март. Для Тихоокеанского региона, а также Карибского бассейна высоким сезоном считается время с ноября по март, средним - с сентября по октябрь и с апреля по май, а низким - с июня до конца августа. Круизы по Персидскому заливу, Красному морю проводятся только в определенные месяцы - с октября по март, а уровень цен не сильно колеблется по месяцам. Круизы по Азии проходят круглый год, но цена на них зависит не от сезона, а от маршрута [9].
Наличие ярко выраженной сезонности позволяет формировать ассортиментную корзину турагентства, т.к. в любое время года есть возможность предложить туристам маршруты, различающиеся по региону и стоимости [1].
Анализ российских круизных туроператоров. По данным рейтинга, составленного инфогруппой «Турпром» в 2013 году, в разделе Морские круизы ведущим российским туроператором является «Атлантис Лайн». Список туроператоров, предложенных турагентствам для создания рейтинга, был составлен на основе опросов турагентств Москвы и регионов, сообщений СМИ, рекламной активности туроператоров в различных изданиях, рейтингов туристических поисковых систем, сведений из регионов и мнений экспертов [10]. Турагентства оценивали компании из предложенного списка по наличию, качеству и скорости работы системы онлайн-бронирования, известности и надёжности компании, качеству работы персонала, размеру комиссии и т.д. Критерии (и их вес), по которым турагентства оценивали работу туроператоров, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии оценки туроператоров
Оцениваемые критерии Описание Вес
Сайт компании, система онлайн-бронирования Скорость загрузки и работы сайта, своевременность обновления информации, удобство навигации. Наличие и полноценность системы онлайн-бронирования, доступность информации о наличии мест, широкая линейка инструментов бронирования 13
Известность и надежность туроператора Репутация компании, количество лет на рынке, узнаваемость бренда 15
Качество работы персонала Профессионализм сотрудников компании, доступность рядовых сотрудников, топ-менеджеров и руководителей компании, соблюдение этики деловой переписки, быстрота реакции на любые запросы 5
Размер комиссии, условия оплаты и получения документов Размер комиссии в сравнении с конкурентами, наличие очередей на оплату и получение документов, возможность получения документов онлайн 17
Быстрота подтверждения туров Соблюдение контрольных сроков подтверждения тура, скорость замены неподтвержденных условий 14
Оцениваемые критерии Описание Вес
Уровень цен Конкурентоспособность предложений по турпакетам 17
Высокое качество сервиса за рубежом Малое количество объективных претензий туристов, их оперативное разрешение, высокий профессионализм обслуживающего персонала 9
После анализа приведенных критериев рейтинг туроператоров представлен на рисунке.
±ь, / 1
12,1 1
1 fi Q
1 5,7
Атлантис-Лайн ПакГруп ьриз Нептун Нэтали Туре
Рисунок - Рейтинг круизных туроператоров России
Туроператор «Атлантис Лайн» существует с 1998 года и специализируется исключительно на круизных турах [11]. Финансовое обеспечение данного туроператора составляет 30 миллионов рублей. Компания «Атлантис Лайн» в 2012 году стала генеральным партнером по продажам крупнейшего круизного холдинга «Carnival Cruise Line», а также открыла в России его представительство. Круизы «Carnival» - наиболее популярный круизный продукт на российском рынке. «Атлантис Лайн», как генеральный партнер, отвечает за все круизы, продажи и маркетинг компании в России. Реестровый номер в Едином Федеральном реестре туроператоров - МТ3 000481.
Туроператор «PAC GROUP» начал свою работу в 1990 году с выездных туров в Италию [12]. На данный момент компания предлагает туристами поездки в 20 стран Европы. Круизным туризмом компания занимает с 2007 года. В 2012 году «PAC GROUP» получил статус генерального представителя по продажам в России компании «MSC Cruises». Реестровый номер в Едином Федеральном реестре туроператоров - MT1 000499. Финансовое обеспечение составляет 100 миллионов рублей.
Туроператор «Бриз Лайн» присутствует на рынке с 1997 года и специализируется исключительно на круизных турах, является членом CLIA (Cruise Line International Association) [13]. На сайте данного туроператора отдельно отмечается, что все сотрудники, работающие в компании более года, проходят стажировки на круизных лайнерах ведущих мировых холдингов: «Princess Cruises», «Carnival Cruises», «Thomson»,
«Crystal Cruises», «Regent Seven Seas» и «Cunará Line». Номер в Едином Федеральном реестре туроператоров - МТ3 000750, финансовое обеспечение - 30 миллионов рублей.
«Международный круизный центр Нептун» существует с 1995 года, он начал первым продавать в России круизы иностранных компаний и создал первый универсальный круизный сайт с расписанием ведущих круизных компаний, а также в 2004 году организовал посадку на иностранный круизный лайнер российских туристов в порту Санкт-Петербурга [14]. Номер в Едином Федеральном реестре туроператоров -МТ3 002839, финансовое обеспечение - 30 миллионов рублей.
«Натали Турс» - многопрофильная туроператорская компания, основанная в 1992 году [15]. На данный момент туроператор организовывает туры в 16 странах мира и занимается не только выездным, но и въездным туризмом. Туроператор продает круизы с 2003 года в основном на лайнерах компании «Costa Cruises». Но география данных круизных туров обширна: Европа, Средиземноморье, Карибы, Южная Америка, Персидский залив и т.д. Туроператор предлагает несколько видов круизных программ: только круиз, круиз+авиа (в турпакет включаются авиабилеты), круиз-комби (в пакет включаются авиабилеты, проживание в отеле до и/или после круиза). Номер в едином федеральном реестре туроператоров - МТ1 000867. Общий размер финансового обеспечения 100 миллионов рублей.
Автором было отмечено, что по результатам 2013 года лидером на круизном рынке был признан «Атлантис Лайн», но в кризисный для туротрасли период 2014-2015 годы ситуация меняется, и на лидирующие позиции выходит компания «PAC GROUP». По результатам последних маркетинговых исследований, проведенных ИС «БАНКО», «PAC GROUP» стала лидером направления «Круизы» с существенным отрывом от конкурентов. По результатам опросов участников рынка, компания получила почти половину голосов респондентов, опередив ближайшего конкурента более чем на 37%, при этом улучшив свой результат по сравнению с прошлогодними показателями более чем на 14%. Данные голосования отражены в таблице 2 [16].
Таблица 2 - Рейтинг предпочтений сотрудничества (прогноз на сезон лето - 2016 г.)
Оператор Голоса, % Итог сезона лето 2015, % Изменения, +/-
PAC GROUP 48,9 34,0 + 14,9
Натали Турс 11,8 7,5 + 4,3
Бриз Лайн 3,5 3,8 -0,3
Атлантис Лайн 2,7 - -
Нептун 2,7 - -
*За 100% принято 372 - общее количество упоминаний туроператоров
Показатели рейтинга также отражают меняющуюся картину в круизном сегменте: растет число вовлеченных в этот продукт турагентств, данные опроса отражены в таблице 3.
Таблица 3 - Планируете ли вы работать с круизным продуктом в предстоящем летнем сезоне?
Вариант ответа Прогноз на сезон 2016, % Итог сезона 2015, %
Нет 46,6 84,7
Да, немного, для ассортимента 42,9 13,6
Да, обязательно 10,5 1,7
*Маркетинговое исследование Службы «БАНКО» основано на опросе топ-менеджеров 600 московских туркомпаний. Опрос проводился с 26 января по 3 февраля профессиональными интервьюерами
Компания «PAC GROUP» активно вовлекает агентства в продажу круизов, проводя вебинары, семинары, круизные онлайн и офлайн-академии.
Популярность круизов от «PAC GROUP» растет благодаря нескольким факторам: -качественный турпродукт - высокая возвратность клиентов - 9 из 10 путешественников становятся преданными «круизерами»;
-выгодные цены - минимальная стоимость круизов стартует от 100 евро (цены в рамках акции «96 часов» - скидки на круизы в течение 4 суток, проводятся в среднем 4 раза в год);
-«все включено» - отдых на пятизвездочном лайнере по формуле «все включено»: питание, развлечения, спорт;
-путешествие со смыслом - богатая экскурсионная программа без переездов и сбора чемоданов;
-путешествия из «родных» портов - компания предлагает несколько маршрутов из Санкт-Петербурга [17].
С целью ознакомления с условиями работы с круизными операторами автором были проанализированы договорные отношение, при этом особое внимание уделялось размерам начальной и максимальной комиссий. Анализ показал, что увеличение комиссионного вознаграждения происходит пропорционально выполнению определенного объёма продаж. В таблице 4 отображены условия увеличения комиссии у ведущих круизных туроператоров.
Таблица 4 - Прогрессивная шкала комиссионного вознаграждения туроператоров
Туроператор Начальная комиссия Условия повышения комиссии Максимальная агентская комиссия
Атлантис Лайн 10% Условия оговариваются индивидуально с каждым турагентством в зависимости от продолжительности сотрудничества и общей суммы продаж конкретной круизной компании 15%
PAC GROUP 10% Продажа круизного тура компании 30 взрослым туристам, а также определенная сумма дополнительных услуг, приобретённых ими 13%
Бриз Лайн 10% Общая сумма продаж, устанавливаемая индивидуально, в зависимости от региона плаванья, круизной компании, количества туристов и т.д. 13%
Нептун 10% Организация MICE мероприятий на круизном лайнере для более чем 30 представителей компании 12%
Натали Турс 8% Необходимо отправить в круизный тур 50 взрослых туристов (по основной тарифной ставке) с 1 мая по 1 ноября 10%
Как видно из данных таблицы 4, сумма комиссионного вознаграждения зависит чаще всего от количества туристов, отправленных турагентством в круиз. Большое значение имеет, от какой круизной компании был тур у данного туроператора, поскольку, например, туроператор «Атлантис Лайн», как уже отмечалось, является генеральным партнером по продажам круизного холдинга «Carnival Cruise Line», следовательно данный туроператор повышает процент комиссии прежде всего тем турагентствам, которые продали наибольшее количество туров данной круизной компании.
«PAC GROUP» получил статус генерального представителя по продажам в России компании «MSC Cruises», поэтому продажа туров этой круизной компании для туроператора является приоритетной.
«Натали турс» делает акцент на круизных турах «Costa Cruises», а компания «Нептун» организовывает отдельное обслуживание MICE мероприятий, поэтому продвигает систему бонусов для агентств, которые смогли привлечь таких клиентов.
Таким образом, благодаря достаточно широкому выбору туроператоров агентство может отдавать предпочтение нескольким партнерам для дальнейшего активного сотрудничества с ними.
Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что различные потребности туристов, касаемые круизных продуктов, можно удовлетворить благодаря высокому
уровню конкуренции между ведущими круизными компаниями, которые активно сотрудничают с крупнейшими российскими туроператорами, что позволяет им формировать гибкую ценовую политику, а также использовать бонусные акции. Высокие стандарты обслуживания на лайнерах категорий 4 и 5 звезд обеспечивают возможность проведения MICE мероприятий для корпоративных клиентов. В рамках исследования было установлено, что популярность круизов возрастает каждый год, следовательно, увеличивается количество потенциальных туристов. Анализ договорных отношений с туроператорами показал, что внедрение круизного предложения требует минимальных затрат, а экономическая эффективность продаж таких туров обеспечит повышение прибыли турагентства за счёт увеличения комиссионного вознаграждения и довольно высокой средней стоимости круиза, что скажется на доходности турагентской компании, а это, несомненно, актуально в кризисный период.
Литература
1. Шпилько С.П., Андронова Н.В., Чударев Р.В. Морские круизы: теория и практика. - М.: Советский спорт, 2012.
2. Круизный симулятор турагента // Тонкости продаж. - 2014. - № 2. - С. 57-60.
3. Круиз по арабским странам // Вояж. - 2015. - № 9. - С. 28-32.
4. Круизная коллекция // Conde Nast Traveller. - 2012. - № 2. - С. 115-117.
5. На верхней палубе // Cruising World. - 2016. - № 1. - С. 51-53
6. Особенности круизов // Туризм и Отдых. - 2015. - № 5. - С. 15.
7. Ефремова Е.С., Малышев А.М. Продвижение бренда Санкт-Петербурга на международном рынке событийного и круизного туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2015. - № 4 (26). - С. 21-24.
8. Селиванов В.В. Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений // Таврический научный обозреватель. - 2015. - № 4-1. -С. 83-87.
9. Bull, A. (2014) 'The economics of cruising: An application to the short ocean cruise market', Journal of Tourism Studies, Vol. 7, No. 2, pp.28-35.
10. URL: http://www.tourprom.ru/profi/content/interview/178/ (дата обращения: 12.01.2016).
11. URL: http://www.atlantisline.ru (дата обращения: 18.01.2016).
12. URL: http://www.pac.ru (дата обращения: 18.01.2016).
13. URL: http://www.breeze.ru (дата обращения: 18.01.2016).
14. URL: https://www.neptun.ru (дата обращения: 18.01.2016).
15. URL: http://www.natalie-tours.ru (дата обращения: 18.01.2016).
16. URL: http://www.gocruise.ru/news/msc-cruises/490-kruizv-antikrizisnvj-produkt-povyshennogo-sprosa/ (дата обращения: 18.01.2016).
17. URL: http://www.gocruise.ru/news/msc-cruises/490-kruizy-antikrizisnyj-produkt-povyshennogo-sprosa/ (дата обращения: 18.01.2016).
TOURIST COMPANIES AND CRUISE TOUR OPERATORS: POSSIBILITIES FOR
COOPERATION
Lyudmila Stakhova, PhD in Economic sciences, Associate Professor, e-mail: 4395171@mail.ru
Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation
Today it becomes evident that the financial crisis in Russia, the bankruptcy of tour operators and airline companies, a high degree of terrorist threat in key resorts threaten mass protracted crisis for the entire tourism industry, including for companies engaged in travel agency activities. In times of crisis it is especially important for businesses to be competitive, active and looking for new opportunities to maintain and increase the profitability of the enterprise. Cruises can become the instrument of the current growth in travel agencies. This article analyzes the possibilities of usage of cruise offers to expand the assortment policy of travel agencies. These problems are not adequately reflected in the work of scientists. The scientific works generally deal with issues of development trends of the cruise market, and actively discuss issues of cruise tourism development near Alaska, as well as regional peculiarities of river cruises. To disclose the theme and achieve the goal the author examines the development of cruise companies, conducts the analysis of price offer by regions, seasons and cabin types, compares cruise tour operators, operating on the Russian market, and also indicates the work prospects with each of them through the analysis of the contractual relationship and commission.
The relevance of the study caused by a forecast of significant growth in demand for cruise tours among Russian tourists in the coming years against the backdrop of a flexible pricing policy cruise companies and the crisis in mass destinations such as Egypt and Turkey.
Keywords: cruise tourism, cruise tour operations, assortment of travel agencies
References
1. Shpil'ko S.P., Andronova N.V., Chudarev R.V. Morskie kruizy: teorija i praktika [Sea Cruises: Theory and Practice]. Moscow: Soviet Sport, 2012.
2. Kruiznyj simuljator turagenta [Cruise Simulator of Travel Agent] // Tonkosti prodazh [Tricks of The Trade]. 2014. № 2. Pp. 57-60.
3. Kruiz po arabskim stranam [Cruise across the Arab countries] // Vojazh [Voyage] 2015. № 9. Pp. 28-32.
4. Kruiznaja kollekcija [Cruise collection] // Conde Nast Traveller. 2012. № 2. Pp. 115-117.
5. Na verhnej palube [On deck] // Cruising World. 2016. № 1. Pp. 51-53.
6. Osobennosti kruizov [Cruise features] // Turizm i Otdyh [Tourism&Rest]. 2015. № 5.
P.15
7. Efremova E.S., Malyshev A.M. Prodvizhenie brenda Sankt-Peterburga na mezhdunarodnom rynke sobytijnogo i kruiznogo turizma [Sankt Petersburg's brand promotion on the international market of event and cruise tourism]// Teorija i praktika servisa: jekonomika, social'naja sfera, tehnologii [Journal «Teoriya i praktika servisa: ehkonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii»].2015. № 4 (26). Pp. 21-24.
8. Selivanov V.V. Issledovanie nekotoryh osobennostej kruiznogo turizma: istochniki zabluzhdenij [Study of some cruise tourism features: sources of mistakes] // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel' [Taurida scientific observer]. 2015. № 4-1. Pp. 83-87.
9. Bull, A. (2014) 'The economics of cruising: An application to the short ocean cruise market', Journal of Tourism Studies, Vol. 7, No. 2, pp.28-35.
10. URL: http://www.tourprom.ru/profi/content/interview/178/ (Accessed on: 12.01.2016).
11. URL: http://www.atlantisline.ru (Accessed on: 18.01.2016).
12. URL: http://www.pac.ru (Accessed on: 18.01.2016).
13. URL: http://www.breeze.ru (Accessed on: 18.01.2016).
14. URL: https://www.neptun.ru (Accessed on: 18.01.2016).
15. URL: http://www.natalie-tours.ru (Accessed on: 18.01.2016).
16. URL: http://www.gocruise.ru/news/msc-cruises/490-kruizy-antikrizisnyj-produkt-povyshennogo-sprosa/ (Accessed on: 18.01.2016).
17. URL: http://www.gocruise.ru/news/msc-cruises/490-kruizy-antikrizisnyj-produkt-povyshennogo-sprosa/ (Accessed on: 18.01.2016).