СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗВАНИЕ
УДК 377.6
Т.А. Нечаева
Модель формирования геоэкологической компетентности в процессе обучения студентов по программе среднего профессионального образования «Туризм»
В статье обосновывается необходимость введения учебной дисциплины «Геоэкология и туризм» для формирования геоэкологической компетентности при подготовке специалистов по туризму в образовательных организациях реализующих программы среднего профессионального образования. Рассматривается структурно-функциональная модель формирования геоэкологической компетентности, разработанная на основании проведенных научных исследований.
The article substantiates the necessity to include «Geoecology and tourism» discipline into the educational program that is used for teaching professionals in touristic service. The program is planned to be used within Russians secondary education system. Author outlines structural and functional issues of the educational process.
Ключевые слова: геоэкологическая компетентность, структурно-функциональная модель, учебная дисциплина «Геоэкология и туризм», конкурентоспособность.
Keywords: geoecological competence, structural-functional model, the course «Geoecology and tourism», competitiveness.
Среднее профессиональное образование (далее СПО) рассматривается как одно из приоритетных и занимает значимое место в процессе модернизации системы профессионального образования. Задача приоритетного развития СПО определена в качестве ключевой, так как специалисты среднего звена - это самый большой сегмент производительных сил общества.
Туризм занимает место в группе отраслей, имеющих ярко выраженную ориентацию на использование природных ресурсов. Он пред-
^ и и и и | ^
ставляет собой важный экономический и социальный фактор, масштабы и вероятность дальнейшего изменения которого оказывают серьезное воздействие на окружающую среду в местном и глобальном масштабе. Поэтому в современной экологической ситуации становится актуальным включение в структуру профессиональной компетентности специалиста геоэкологической составляющей, позволяющей своевременно находить верные (с точки зрения минимального риска для здоровья человека и качества окружающей среды) решения, вести природосообразный образ жизни.
© Нечаева Т. А., 2013
В данном контексте от среднего профессионального учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, позволяющих достичь высокого уровня конкурентоспособности.
По мнению ряда исследователей (С.В. Алексеев, В.П. Соломин, И.Ю. Алексашина, Н.Д. Андреева, С.В. Васильев, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, Т.С. Комиссарова, А.М. Макарский, Л.В. Моисеева, И.М. Наумова, И.Н. Пономарева и др.), экологическая компетентность может служить системообразующим элементом экологического образования, которое позволяет в полной мере использовать экологические, педагогические и психологические принципы и закономерности формирования экологического сознания в становлении экологической культуры, соответствующие целям устойчивого развития общества.
Современная педагогическая наука исследует содержание, формы и методы экологического образования, как формального, так и неформального. Внимание исследователей направлено на повышение эффективности и оптимизацию учебного процесса (Н.Д. Андреева, И.Д.Зверев, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, И.Г. Суравегина); поиск оптимального сочетания форм обучения, его содержания на разных этапах экологического образования студентов (А.К. Бродский, В.И. Данильчук, А.В. Миронов, В.М. Назаренко, И.Н. Пономарева, В.В. Сериков, Н.М. Чернова и др.), развивается детское неформальное экологическое просвещение, детская экокинетика (Т.С. Комиссарова, А.М. Макарский, Е.В. Титова, М.К. Фармиева и др.).
Определением содержания, сущности и структуры экологической компетентности занимались и занимаются ряд ученых (С. В. Алексеев, Н.Д. Андреева, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, Л.В. Панфилова, И.Н. Пономарева, Г.А. Папуткова, Л.Е. Пистунова, О.Г. Роговая, Е.А. Шульпина и др.), благодаря исследованиям которых экологическое образование носит целостный характер, соответствующий современной образовательной парадигме.
Но, несмотря на довольно обширный спектр исследований, проблема формирования экологической компетентности в профессиональной подготовке будущих выпускников средних специальных учебных заведений остается недостаточно разработанной.
Изучение и анализ научной, методической и учебной литературы, концептуальных и нормативных документов, а также результатов диссертационных исследований позволяют говорить о наличии противоречия между потребностью в геоэкологической подготовке специалистов СПО по туризму и отсутствием в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС) геоэкологических компетенций; потребностью в формировании геоэкологической компетентности студентов и отсутствием учебной программы, включающей содержательный и процессуальный компонент данной компетенции.
Все вышеперечисленное определило необходимость создания структурно-функциональной модели формирования геоэкологической компетентности студентов специальности 100401 Туризм в учреждениях СПО как основополагающей части дидактической системы качественной подготовки специалиста.
На сегодняшний день в мире происходит «образовательный бум», значительно увеличивший потребности общества в профессионально компетентных людях, имеющих фундаментальную подготовку по специальности и готовых к освоению новых знаний, принятию решений в меняющейся ситуации. Дипломированный специалист востребован во всех сферах деятельности. От уровня образования специалиста зависит продвижение по службе, объем и интенсивность занятости, материальная обеспеченность и доход, возможность самореализации и творчества. Такова тенденция развития образования в мире [1].
Рынок труда определяет, что главным становится не количество знаний, что, конечно, важно, а способность решать проблемы, уметь проявлять себя в непредвиденных ситуациях. Следовательно, для конкурентоспособности специалиста необходимы инструментальные знания, практические навыки и прагматическое мышление (рис. 1).
Рис. 1. Формирование конкурентоспособного специалиста
Будущему специалисту по туризму, претендующему на конкурентоспособность, требуется такая общая и профессиональная подготовка, которая даст ему возможность быть востребованным на рынке труда в любой момент. Поэтому подготовка современного специалиста должна ориентироваться на формирование компетентности в сфере профессиональной, в сфере социальной и личностной. Только интеграция профессиональной, социальной и личностной компетенции может обеспечить современному выпускнику профессионального учебного заведения конкурентоспособность на рынке труда [2, с. 83].
Проведенные исследования (анкетирование, интервьюирование, беседы с работодателями - менеджерами турфирм Санкт-Петербурга) позволили сделать вывод о том, что рынок труда в туриндустрии страдает от нехватки квалифицированных кадров, уровень подготовки специалистов по туризму не соответствует новым требованиям и стандартам.
Следовательно, требуется новый подход к определению профессионального образования: под ним понимается процесс и результат профессионального обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека. В такой формулировке меняются акценты и приоритеты профессионального образования: на передний план выступает личность человека. Поэтому содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества [1].
Выявленная проблема - отсутствие системного подхода к формированию геоэкологической компетентности и подготовки конкурентоспособного, экологически грамотного специалиста - определила необходимость создания модели формирования геоэкологической компетентности при подготовке по специальности 100401 Туризм в учреждениях СПО как основополагающей части дидактической системы.
В основу модели положена схема организации учебного процесса и создание педагогических условий, направленных на формирование геоэкологической компетентности, являющейся упрощенной версией моделируемого учебного процесса и в определенной степени повторяющей его свойства и структурные элементы. Дидактическая система - это определенная целостная структура процесса обучения, имеющая собственные критерии.
Основополагающим для формулировки цели и задач формирования геоэкологической компетентности является социальный заказ и образовательные стандарты 3-го поколения (ФГОС).
Изменение образовательной парадигмы и новые требования к качеству профессиональной подготовки специалистов по туризму, а также проведенные исследования (анкетирование, беседы, педагогические наблюдения) стали обоснованием введения в учебный план специальности 100401 Туризм дисциплины «Геоэкология и туризм», которая позволяет формировать экологическую грамотность; этику поведения в природе; экологическую культуру как часть общей культуры человека; готовность вести здоровый образ жизни; умение применять географо-экологические знания в профессиональной деятельности; проектировать экологические маршруты, экологизировать гостиничную деятельность, создавать экологически сертифицированный туристский продукт [3].
Дидактический блок модели состоит из теоретико-методологического компонента, педагогического процесса и педагогических условий.
Теоретико-методологический компонент выполняет обосновывающую функцию. Методологической основой модели является совокупность подходов: системный - общенаучная основа моделирования, лич-ностно-ориентированный - практико-ориентированная тактика, компе-тентностный - практическая реализация и оценка модели, проблемный подход к обучению - фактор повышения его эффективности.
Опираясь на понимание образовательного процесса как личностно развивающего, признавая студента активным субъектом образовательного процесса, мы выделили в качестве теоретической основы модели следующие принципы организации процесса учебно-познавательной деятельности студента: принцип научности - требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук; принцип системности - определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса; принцип природосообразности -воспитывает правильное взаимодействие природы и человека; принцип культуросообразности - учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества; принцип профессиональной направленности - смыслообразующий принцип.
Поэтапный процесс организации учебно-познавательной деятельности отражен в педагогическом процессе - следующих компонентах модели: целевой компонент - мотивационно-целевая деятельность учения; содержательный компонент - основан на реализации идеи гармонизации взаимоотношений в системе «Человечество-Геосфера» и включает шесть взаимосвязанных содержательных блоков, а также подразумевает такую организацию их усвоения студентами, при которой каждый блок предполагает усвоение геоэкологических знаний, способов деятельности в области геоэкологии и туризма, опыта творческой деятельности в решении геоэкологических проблем и опыта эмоционально-ценностного отношения, разработку программы «Геоэкология и туризм»; деятельностный компонент - реализация разработанной программы; результативный компонент - выполняет аналитическую функцию: оценка достижения цели, определение уровня показателей успешности учебно-познавательной деятельности, выявление появившихся затруднений, выработка корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализация. Критерий успешности учебно-познавательной деятельности определяется рядом показателей: познавательная мотивация, самостоятельность, познавательная активность, успеваемость.
Неотъемлемым элементом модели являются педагогические условия, соблюдение которых способствует усвоению студентами межпредметного содержания геоэкологического образования: обеспечение развития всех сторон учебной деятельности; тематическая интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, имеющая в своей основе ценности гармонизации отношений человечества и геосферы; соблюдение оптимального соотношения между компонентами
содержания образования при доминировании опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения; согласование взаимодействия учителей-предметников.
Результативно-оценочный компонент включает критерии и показатели результативности реализации разработанной структурно-функциональной модели.
Разработанная модель послужила методическим основанием формирующего эксперимента, проводимого у студентов II курса на специальности 100401 Туризм Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Петровский колледж». Эффективность модели проверялась на основании представленных в ней критериев путем сравнения результатов, полученных в контрольной (не вносились изменения в существующую систему преподавания) и экспериментальной группах.
Рис. 2. Схема межпредметной связи учебной дисциплины «Геоэкология и туризм» с профессиональными дисциплинами и модулями ФГОС по специальности 100401 Туризм
Результаты эксперимента показали, что усвоение компонентов осуществлялось взаимосвязано, о чем свидетельствует одновременность повышения качества их усвоения. Статистически значимые различия дал также анализ совокупного уровня усвоения всех компонентов межпредметного содержания геоэкологического образования. Сравнение
результатов обучения в экспериментальной и контрольной группы продемонстрировало достоверность различий между ними.
Учебная дисциплина «Геоэкология и туризм» является одним из предметов профессиональной направленности. Она тесно связана с такими профессиональными дисциплинами и модулями учебного плана по подготовке специалистов по туризму, как «Организация туристской индустрии», «Туристское регионоведение», «Страноведение», «География туризма», «Предоставление туроператорских услуг», «Предоставление услуг по сопровождению туристов» (рис. 2).
Таким образом, структурно-функциональная модель учебной программы отражает логику осуществления будущей профессиональной деятельности студентов специальности 100401 Туризм в учреждении СПО, которая ориентирована на требования работодателей, учитывает интегрированный характер образовательной деятельности, нацелена на формирование геоэкологической компетентности будущих специалистов по туризму.
Список литературы
1. Ангеловский А.А. Особенности организации процесса формирования конкурентоспособности студентов вуза [Электронный ресурс]. - ЫКЬ: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3059
2. Бростюк М.В. Конкурентоспособность как важнейшая жизненная необходимость // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: материалы II междунар. науч.-практ. конф., 20-21 нояб. 2012 г. - Пенза: Семей; Шадринск: Социосфера, 2012. - 253 с.
3. Комиссарова Т. С. Системный подход и представления о пространстве при профессиональной подготовке специалистов естественно-научного профиля и туризма // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2012. - № 1. - С. 7-15.