УДК 37.031.4
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
© Зотова Ирина Александровна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования Педагогического института, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87 E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены условия формирования компьютерной грамотности младших школьников на уроках и внеклассных занятиях по технологии, виды компьютерных заданий для работы в разных редакторах «Word», «Paint», «Logo», etc. Актуальность статьи определяется требованиями ФГОС НОО к содержанию предмета «Технология» в начальных классах, предполагающего включение в данный курс модуля «Работа на компьютере», а также актуальность заключается в потребности современной школы в методических разработках по формированию компьютерной грамотности у младших школьников.
Ключевые слова: компьютерная грамотность; формирование компьютерной грамотности; технологии; компьютер.
На современном этапе информационные технологии оказывают все большее влияние на содержание и структуру предметной подготовки. В настоящее время компьютерные технологии используются учителями начальных классов практически на всех уроках и во внеурочной деятельности, начиная с первого года обучения детей.
Учитывая требования ФГОС НОО, к концу обучения в начальных классах учитель должен сформировать у учащихся умение пользоваться компьютером, отбирать (искать, оценивать, использовать) необходимую информацию, работать в разных программах [3]. В методико-педагогической литературе отмечается, что только в постоянной информационно-поисковой практике дети приобретают опыт компьютерной деятельности, а учитель при формировании компьютерной грамотности у младших школьников должен опираться на принципы интегра-тивности и непрерывности [2]. А значит, актуальной становится проблема подготовки студентов педагогических институтов к формированию компьютерной грамотности младших школьников и опыта практического использования компьютера при выполнении ими конкретных задач.
Младшие школьники при выполнении различных видов заданий на уроках технологии, по мнению Э.М. Галямовой, могут осваивать умения, относящиеся к информационной грамотности и работе с использованием компьютера (поиск информации, создание рисунков на компьютере, работа с изображениями и текстами, знакомство с компьютерными программами и интерфейсом) [1]. Поэтому мы решили рассмотреть возможное решение проблемы формирования компьютерной грамотности младших школьников путем привлечения группы студентов кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования педагогического института ВлГУ к работе над проектом по теме: «Формирование
компьютерной грамотности младших школьников на уроках технологии». Все будущие учителя работали в рамках данного проекта, но у каждого было свое направление: «Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий», «Использование интерактивной доски и интерактивного стола на уроках технологии в начальных классах», «Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии с использованием компьютерных технологий» и т. д.
После анализа педагогической и научно-методической литературы студенты пришли к выводу, что под компьютерной грамотностью в ходе данного исследования они будут понимать способность младшего школьника решать разного рода задачи с помощью практического использования компьютера с опорой на приобретённые знания и умения в процессе взаимодействия с информацией.
В начале работы над проектом студентами было выдвинуто предположение, что формирование компьютерной грамотности младших школьников будет более эффективным при соблюдении следующих условий: 1) систематическое привлечение учащихся к выполнению заданий на компьютере; 2) обучение младших школьников работе в разных программах; 3) обучение детей получению информации из разных источников с целью удовлетворения их познавательного интереса.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужили те образовательные организации, в которых студенты проходили производственную практику (образовательные организации г. Владимира и Владимирской обл.). Исследование проводилось в 3-4-х классах.
На первом этапе работы над проектом студенты проводили тестирование и наблюдали за практической деятельностью детей на уроках технологии, предполагающих выполнение заданий на компьютере. Было выявлено, что учащиеся умеют правильно включать, выключать и перезагружать компьютер, осуществлять набор текста, используя разный шрифт, знакомы с основными программами и устройствами компьютера, знают правила безопасной работы, но не всегда их выполняют. Многие ребята используют домашний компьютер для игр, общения с одноклассниками, для подготовки сообщений к урокам и выполнения проектов. Также выяснилось, что младшие школьники плохо различают редакторы и не во всех умеют работать.
Студентами были разработаны и апробированы уроки, предполагающие выполнение заданий на компьютере в соответствии с содержанием программ и учебников по технологии. В ходе исследовательской работы рассматривались возможности использования информационных технологий, включающих привлечение детей к выполнению заданий на компьютере в различных программах и разного уровня сложности на уроках и внеклассных занятиях по работе с разными видами материалов (техническому и художественному конструированию, би-сероплетению, лепке и т. д.).
На каждом занятии с помощью небольшой беседы о теме и цели предыдущего урока студенты старались создавать ситуации целеполагания и информационного поиска. Так, в ходе поиска ответа на вопрос: «В чём компьютер превосходит человека?», младшие школьники под руководством «учителей-студентов» проводили следующие исследования: сравнивали скорость вычислений и обработки информации на компьютере и на калькуляторе; объем памяти человека и компь-
ютера, работоспособность, запоминание информации. После исследования пытались сделать вывод: «Кто же умнее и способнее: человек или компьютер? Что может компьютер сделать лучше человека, а что нет?»
На занятиях младшим школьникам неоднократно предлагалось выполнить практическую работу в сети интернет с целью осуществления поисковой работы, отбора и сохранения нужной информации на компьютере. Для ребят были составлены памятки по работе в сети интернет.
В ходе практической деятельности студентами были апробированы уроки и внеклассные занятия по работе в программе «Word». Младшие школьники учились конструировать открытки к разным праздникам: на Новый год, к Дню защитников Отечества, на 8 марта и Пасху. На компьютере в программе «Word» дети выбирали понравившийся шрифт, цвет, набирали текст поздравления. На данных уроках младшие школьники учились создавать рамки для открыток и распечатывать набранный текст на принтере.
На уроках технологии младших школьников обучали составлению таблиц в программе Word. Были проведены уроки на темы: «Создание календаря дней рождения одноклассников» (учащиеся искали в интернете картинку для будущего календаря, учились вставлять изображение на страницу, делать календарную сетку месяца; полученные эскизы страниц календаря были распечатаны и собраны в общую книжку-календарь с датами рождения одноклассников); «Расписание уроков» (после каникул у детей изменилось расписание уроков и они создавали таблицу с новым расписанием). При активном взаимодействии со «студентами-учителями» младшие школьники учились работать с таблицами (узнали: как вставить таблицу, как выбрать нужное количество строк и столбцов, как заполнить таблицу).
Представим виды некоторых заданий, которые предлагались младшим школьникам на уроках технологии с целью формирования у них компьютерной грамотности.
Задание 1. Выполнение эскизов открыток, редактирование фотографий в программе «Paint».
На первом этапе ребята учились работать с готовыми картинками. На панели инструментов они выбирали нужную фигуру (звезду, снежинку, снеговика, елочку), учились «рисовать» ее в окне программы.
На втором этапе учащиеся из готовых геометрических фигур учились рисовать свои картинки (по образцу и собственному замыслу: слоненка, котенка, сову, страусенка и т. п.). Также, работая в данной программе, младшие школьники учились редактировать рисунки и фотографии (делать вставки, изменять размеры).
Задание 2. Нахождение необходимой информации в тексте (в электронных ресурсах, энциклопедиях, учебниках и др. источниках).
При проведении интегрированного урока по технологии и окружающему миру на тему: «Планеты Солнечной системы. Аппликация» детям было дано задание по поиску информации о планетах Солнечной системы. Затем было предложено ответить на вопросы: «Какие планеты относятся к земной группе? Какие планеты называют газовыми гигантами?». Отобранные тексты для ответа на каждый вопрос младшие школьники копировали и вставляли на страницу, затем
выделяли разными способами: выделением цветом, заливкой или изменением шрифта.
На уроке по теме «Бисероплетение» учащиеся осуществляли поиск в сети интернет: искали информацию об истории возникновения бисероплетения, схему плетения из бисера будущей поделки («Ангел», «Елочка», «Снеговик»); учились сохранять найденный материал на рабочем столе.
Задание 3. Работа с текстом в программе «Word»:
На уроках по работе с компьютером в программе «Word» ребятам предлагались следующие задания:
• Измените размер шрифта, цвет шрифта в некоторых частях вашего текста. Сравните текст в поздравлении, выберите тот размер шрифта и цвет, который, по вашему мнению, больше подойдет для вашей открытки.
• Измените вид шрифта. Попробуйте использовать разный по виду шрифт: Arial, Cambria, Verdana, Georgia, Times New Roman, Impact, Rockwell и другие. Используйте любой из них для своего поздравления.
• Выберите для оформления текстовые эффекты, а также шрифт по начертанию: прямой, наклонный, курсивный. Выберете понравившийся вариант.
• Распечатайте тот вариант текста, который подойдет для вашей поздравительной открытки.
• Сохраните документ.
Задание 4. Заполнение таблицы в программе «Word».
Младшие школьники под руководством «учителей-студентов» выполняли работу по заполнению таблиц «Расписание уроков», «Расписание звонков», «Календарь дней рождения одноклассников». На первом уроке учащиеся узнали, как в программе «Word» работать с таблицами (как вставить таблицу, как выбрать нужное количество строк и столбцов, как заполнить таблицу, какой выбрать шрифт). Аналогично проводилась работа по заполнению других таблиц, только дети выполняли задание в большей степени самостоятельно.
Задание 5. Работа в программе «Лого».
В данной программе младшие школьники учились выбирать рисунки для изготовления шаблонов изделий (прихватки, открытки, мягкой игрушки).
Задание 6. Создание схемы плетения в программе «Pattern Maker».
На занятии по теме: «Бисероплетение» учащимся было предложено создать схему браслета, сохранить ее на рабочем столе, распечатать на принтере, выполнить плетение браслета на станке.
Задание 7. Работа в программе «Power Point».
Создание презентаций для защиты проектов и по итогам работы. Младшие школьники учились создавать презентации на уроке, а продолжали эту работу во внеурочное время (на внеклассных занятиях под руководством студентов, иногда дома совместно с родителями).
На заключительном этапе студентами был проведен контрольный эксперимент по определению уровня сформированности у младших школьников компьютерной грамотности. С удовлетворением было отмечено, что после проведенной работы уровень сформированности компьютерной грамотности у детей стал выше.
По завершении исследования студентами были составлены следующие методические рекомендации:
1. При формировании компьютерной грамотности младших школьников необходимо следить за соблюдением детьми правил работы и техники безопасности при работе на компьютере. (У младших школьников в ходе занятий с использованием компьютера задействованы различные виды памяти, поэтому есть риск запоминания неверных действий при работе за компьютером. Например: выключение компьютера должно происходить не при помощи нажатия на кнопки, а щадящим методом, т. е. завершением работы через меню «пуск»).
2. Требуется как можно чаще обращать внимание на такие вещи как: правильная поза (посадка детей) при работе за компьютером; хорошее освещение помещения; своевременное проведение гимнастики для глаз; работа учащихся за компьютером не должна продолжаться более 15 минут.
3. Информации не должно быть слишком много (только тот материал, который понадобится во время занятия).
4. Все действия за компьютером проговариваются.
5. Учитель должен быть готов к повторному проведению инструктажа (объяснению отдельных материалов занятия) при проведении практических работ с использованием компьютера.
Таким образом, с целью удовлетворения познавательного интереса детей и формирования компьютерной грамотности необходимо систематически привлекать их к выполнению заданий на компьютере в разных программах и графических редакторах.
Литература
1. Галямова Э. М., Выгонов В. В. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 2-е изд., стер. М.: Академик, 2014. 176 с.
2. Гребенев И. В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе // Педагогика. 2004. № 5.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2014. 35 с.
FORMATION OF COMPUTER LITERACY OF YOUNGER SCHOOL
STUDENTS AT TECHNOLOGY LESSONS WITHIN REALIZATION OF FGOS OF HOO
The article deals with the conditions of formation of computer literacy of younger students in the classroom and extracurricular activities on technology, types of computer jobs to work in different editors.
The relevance of the work is determined by the requirements of Federal State Educational Standard of Primary General Education towards the content of the subject "Arts and crafts" in the primary school which includes the module "Computer skills". As well the relevance is in the modern school requirements in guidance paper that concern the computer skills' formation in junior school.
Keywords: computer literacy; the formation of computer literacy; technology; computer.
Irina A. Zotova
senior teacher of department of pedagogics and psychology preschool and
primary education of Teacher training college,
Vladimir state university name of A.G. and N.G. Stoletov
600000, Vladimir, Gorky St., 87
E-mail: [email protected]