УДК: 372.8 ГРНТИ: 14.35 DOI: 10.15643/^аепйа.2018.02.008
УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
И. В. Абрамова
Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
Е1 Абрамова Ирина Владимировна - Irena-leontio@mail.ru
Профессиональная компетентность студентов педагогического направления проявляется в степени сформирован-ности следующих компетенций: готовность работать с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознание опасности и угрозы, которые возникают в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности; способность использования возможности информационной образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе. Одним из показателей сформированности перечисленных компетенций является умение осуществлять учебное планирование непосредственной образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и уроков в начальной школе. В представленной статье рассматриваются методические средства высшей школы для формирования профессиональной компетенции студентов педагогического направления в рамках дисциплины «Методика обучения компьютерной грамотности».
Ключевые слова: компьютерная грамотность, учебное планирование, этапы учебного планирования, профессиональная компетенция, координирующая роль педагога.
ABILITY TO CARRY OUT EDUCATIONAL PLANNING AS AN INDICATOR OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL DIRECTION
I. V. Abramova
Perm State University
15 Bukirev St., 614990 Perm, Russia
El Abramova Irina - Irena-leontio@mail.ru
Professional competence of students of pedagogical direction is manifested in the degree of development of the following competencies: willingness to work with the computer as a mean of information management; the ability to work with information in global computer networks; the ability to understand the nature and significance of information in the development of the modern information society, awareness of risks and threats that arise during this process, the basic requirements of information security; the ability to use the possibilities of information and educational environment to ensure the quality of teaching and educational process in the preschool educational institutions and primary school. One of the indicators of the formation of these competencies is the ability to carry out educational planning of direct educational activity in preschool educational institutions and lessons in the primary school. In the presented article considered are the methodical means of the higher school for formation of professional competence of students of the pedagogical direction within the discipline "Technique of training of computer literacy".
Keywords: computer literacy, educational planning, stages of educational planning, professional competence, coordinating the role of the teacher.
Актуальность исследования, результаты которого представлены в данной статье, обеспечивается необходимостью обучения компьютерной грамотности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, что в свою очередь является социальным заказом общества. Одним из разделов дисциплины «Методика обучения компьютерной грамотности» (МОКГ), является раздел «Учебное планирование курса «Обучение компьютерной грамотности» в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и в начальной школе (НШ)». Качество усвоения данного материала, обеспечивает сформированность профессиональной компетенции студентов: способность использования возможности информационной образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (УВП) в ДОУ и НШ.
Учебное планирование представляет собой процесс составления плана проведения занятий с группой воспитанников или обучающихся по какому-либо предмету, курсу,
факультативу. Учебно-методические вопросы учебного планирования разрабатывались такими учёными как Л. Л. Бо-совой [2], В. А. Сластениным [12], Г. И. Шевченко [13] и др. Анализ работ этих и других учёных позволил определить этапы тематического планирования: подготовка материалов, соответствующих содержанию курса; планирование непосредственной образовательной деятельности (НОД) в ДОУ и уроков в НШ; проведение НОД и уроков; отслеживание промежуточных и конечных результатов [12]. В соответствии с данными этапами учебного тематического планирования, студенты организуют методическую работу по курсу «Обучение компьютерной грамотности».
Анализ научно-методических работ Е. В. Богомоловой [1], И. А. Зылевич [6], И. В. Роберт [11] и др. позволили сформулировать цель обучения компьютерной грамотности в ДОУ: первоначальное ознакомление детей с понятием «информация», её свойствах, способов представления и использования с помощью ПК. В соответствии с целью
Pedagogy and Psychology | Juvenis scientia 2018 № 2
35
определены основные задачи курса: заложить основы рациональной и результативной работы с информацией и формировать у детей дошкольного возраста информационный понятийный аппарат и первоначальные навыки использования средств ИКТ в познавательной и практической деятельности.
Для выполнения цели и реализации поставленных задач, студенты учатся использовать такие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, беседу, контроль и самоконтроль. А в качестве основного методом обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста учатся применять дидактическую игру, т.к. дидактическая игра представляет собой один из видов учебно-познавательной деятельности, который позволяет моделировать изучаемый объект, явление или процесс. Применение игровой методики при обучении компьютерной грамотности (КГ) базируется на компьютерных играх для детей дошкольного возраста.
Учебно-тематическое планирование занятий в ДОУ, в соответствии с анализом работ Н. Н. Булгаковой [3], А. В. Горячева [4, 5] и др., может быть представлено содержанием в соответствии со следующими направлениями: простейшие навыки работы на ПК; свойства, признаки и составные части объектов; действия с объектами; основы логики; развитие воображения, памяти, внимания. Занятие в ДОУ по КГ имеет такую структуру:
- работа без компьютера (игровая зона) (объявляется тема занятия; происходит знакомство с новым материалом; проводятся игры выполнением заданий по содержанию занятия; дети знакомятся с техникой безопасности при работе за ПК; педагог разбирает компьютерное задание);
- работа за компьютером происходит в компьютерной зоне. Компьютерное задание выполняется в соответствии с нормативным временем работы за ПК: для воспитанников старшей группы 7 - 10 минут; для воспитанников подготовительной группы 10 - 15 минут;
- подведение итогов выполнения компьютерного задания (игровая зона).
В рамках курса МОКГ, студенты анализируют существующие учебные программы, в которых содержатся учебное тематическое планирование по курсу «Обучение компьютерной грамотности» для воспитанников старшей и подготовительной группы ДОУ. Одной из таких учебных программ является программа И. А. Залевича [6]. Программа содержит учебно-тематическое планирование для детей старшей и подготовительной групп ДОУ. Основными темами курса для детей старшей группы являются: Первое знакомство, Что такое информация? Признаки предметов, Виды информации, способы её передачи и получения. Управление «мышью». Признаки предметов. Компьютер и его основные устройства. Узнавание предметов по выделенным признакам. Сравнение признаков предметов. Управление «мышью». Обобщение предметов по признаку. Графика. Целое и часть. Составные части предметов. Разбиение группы предметов на подгруппы. Объединение подгрупп в группы. Раскрашивание компьютерных рисунков. Конструирование. Упорядочение предметов. Закономерность в расположении предметов. Выполнение действий по этапам. Последовательности и закономерности событий. Последовательности и закономерности. Формирование понятия «алгоритм». Кодирование. Истинное и ложное высказывание. Формирование понятия «отрицание». Разрешающие и запрещающие знаки. Рисунки из квадратов, прямоугольников. Задачи
на смекалку. Рисунки из кругов. Задачи-шутки. Игротека.
Основными темами курса для детей подготовительной группы являются: Информация вокруг нас. Применение компьютеров. Компьютер и его основные устройства. Множества. Управление «мышью». Формирование понятия «функция». Компьютерная графика. Формирование понятия «функция». Компьютерная графика. Признаки предметов. Наши рисунки. Закономерность в расположении предметов Сравнение признаков предметов. Признаки предметов. Сказочный город. Формирование понятия «часть - целое». Клавиатурный тренажер. Разбиение группы на подгруппы. Объединение подгрупп в группы. Соотнесение элементов двух групп между собой. Упорядочение предметов. Закономерность в расположении предметов. Учимся с Добряш-кой. Последовательность событий. Развиваем мышление и память с Добряшкой. Разбиение действий на этапы. Формирование понятия «алгоритм». Алгоритм. Забавные приключения. Кодирование действий условными знаками. Забавные приключения. Формирование понятия «логическая операция «И». Развитие понятий «истинное и ложное высказывание», «отрицание». Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками. Задачи на смекалку. Развитие творческого воображения. Игротека.
На основании методических рекомендаций о преподавании учебного предмета «Информатика» [7, 9] студенты выявляют цели обучения КГ в НШ: формирование и дальнейшее развитие навыков:
- ориентации во множестве источниках информации окружающего мира;
- практического овладения операциями обработки информации: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- применения КГ и информационной культуры;
- обмена информацией и осуществления коммуникационного общения с помощью различных технических средств.
Для реализации названных целей ставятся следующие задачи [9]:
1. Познакомить детей младшего школьного возраста с основными источниками информации окружающего мира.
2. Продемонстрировать свойства информации и приемы использования информации в учебной деятельности.
3. Ознакомить с архитектурой ПК, видами центральных и периферийных устройств.
4. Дать представления о современном информационном обществе.
5. Ввести первоначальное понятие личностной информационной безопасности и информационной безопасности государства.
При изучении и анализе научно-методических источников по КГ в ДОУ и в НШ, студенты делают вывод о том, что для достижения поставленной цели и выполнения сформулированных задач координирующая и направляющая роль отводится педагогу ДОУ и учителю в НШ, реализующих курс обучения КГ. Это объясняется тем, что в век компьютерных технологий меняется роль наставника в процессе формирования информационной культуры школьников [10]. Педагог становится координатором информационного потока, который обрушивается на детей разного возраста. Координирующая роль наставника проявляется в умениях:
- организовывать УВП с использованием разных форм учебно-познавательной деятельности;
- проводить самостоятельную работу воспитанников и обучающихся в НШ, используя активные и целенаправленные формы и методы;
- использовать ПК на всех этапах НОД или урока в НШ: подготовка, процесс обучения (объяснение нового материала, закрепление, повторение, контроль компетенций).
При этом координирующая роль педагога ДОУ и учителя НШ обеспечивается особенностью применения ИКТ в УВП — центром деятельности становится ребёнок, которому нужно помочь выстроить процесс познания, которого необходимо подготовить к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и передаче информации. Результат такой деятельности проявится в расширении кругозора детей, их знаний об окружающем мире, что в свою очередь повлияет в активизацию их умственной деятельности.
Поэтому к традиционной схеме образовательного взаимодействия «учитель — ученик — учебник» добавляется компьютер, а в УВП — компьютерное обучение, причём педагогу отводится роль направляющего компонента в системе информационной компетентности личности ребенка [8]. Информационная компетентность ребёнка представляет собой единство мотивационной, теоретической и практической готовности и его способности к осуществлению информационной деятельности, которая основывается на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе с использованием ПК.
Координирующую роль педагога ДОУ и учителя НШ при освоении КГ студенты примеряют на себя, используя такие развивающие методы и приемы: анализа, сравнения, обобщения, классификации, формулировку понятий, личный план учебно-методических действий. Данные методы и приёмы в будущей деятельности студентов как педагогов позволяют проводить контроль и оценку образовательных результатов воспитанников и обучающихся при освоении КГ. Основными видами контроля знаний являются тесты и тестовые задания, которые позволяют осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. При проведении входного контроля оценивается исходная подготовленность ребенка в области КГ. Промежуточный тест, как правило, состоит из 5 — 10 компактных заданий, который проводится сразу после изученного материала, предназначен для оценивания степени его усвоения. Рубежный контроль проводится по итогам изучения темы и/или раздела курса. Итоговый контроль проводится в конце изучения курса КГ и включает в себя задания по всему содержанию в целом. Результаты итогового теста показывают уровень освоения материала воспитанниками ДОУ или обучающимися НШ. В зависимости от педагогической задачи студенты учатся реализовывать различные варианты контроля: мягкое самотестирование (у детей имеется возможность многократного ответа на вопрос, пока не выберется правильный ответ); жёсткое самотестирование (детям предоставляется только одна попытка ответа).
Таким образом, можно сделать вывод о том, при фор-
мировании профессиональной компетенции: «способность использования возможности информационной образовательной среды для обеспечения качества УВП в ДОУ и НШ» у студентов педагогического направления, следует использовать весь арсенал методических средств высшей школы, а именно развивать умение осуществлять учебное планирование курса «Обучение компьютерной грамотности» в ДОУ и в НШ. При этом особое внимание следует уделить необходимости использования современных средств ИКТ, которые обладают необходимыми возможностями для формирования и развития КГ у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цели и задачи обучения КГ в ДОУ и в НШ соответствуют требованиям, выдвигаемым информационным обществом. При этом педагогу ДОУ и учителю НШ отводится координирующая и направляющая роль при освоении детьми основ КГ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолова Е.В. Теория и методика обучения информатике на начальной ступени // Информатика и образование. 2007. №1. С. 86-99.
2. Босова Л.Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы. М.: Просвещение, 2013. С. 271.
3. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду // Информатика. 2001. № 18. С. 16.
4. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. М.: БАЛЛАС, 2015. С. 162.
5. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь для 1 - 4 кл. М.: Баллас Лтд., 2007.
6. Зылевич И.А. Игровая информатика для детей старшего дошкольного возраста: рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). Самара: ООО АС-ГАРД, 2015. С. 30-38.
7. Информатика: дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
8. Лапчик М.П. Теория и методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 2008. С. 592.
9. Методические рекомендации о преподавании учебного предмета «Информатика» в 2016 - 2017 учебном году / Письмо Министерства образования от 17 декабря 2015 года за №957/13-13.
10. Никитина Н.Б. Новый взгляд на обучение информатике младших школьников // Интернет-журнал «Эйдос». 2009. 14 января. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2009/0114-7.htm.
11. Роберт И.В. Кабинет информатики: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. С. 135.
12. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2014. С. 576.
13. Шевченко Г.И. Методика обучения и воспитания информатике: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. С. 172.
Поступила в редакцию 13.02.2018