ся средствами музейной педагогики" (МОУ СОШ №18 посёлка Терского); "Возрождение культурно-исторических традиций родного народа как условие воспитания патриотов малой родины" (МОУ СОШ №12 посёлка Терек); "Патриотическое воспитание учащихся средствами проектировочной деятельности" (МОУ СОШ №14 села Орловки). По данной тематике работают педагоги образовательныхучрежде-ний в рамках мастер-классов краевого, муниципального и внутришкольного уровня.
Патриотическое воспитание старшеклассников является одним из сложных направлений современного воспитания и нуждается в педагогической поддержке развития растущего человека на всех этапах его взросления и личностно-профессионального становления. Учитель должен быть готов к осуществлению этой важной задачи,а система повышения квалификации должна разрабатывать новые и совершенствовать известные средства в организации обучения педагогов.
Литература:
1. Вершловский С.Г. От повышения квалификации к постдипломному педагогическому образовании // Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно-методическое пособие / под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской - СПб.: СПбАППО, 2007.-С. 8-33.
2. Загвязинский В.И. Актуальные проблемы отечественного образования // Вестник Тюменского университета: Педагогика и психология. - 2014. - №9. - С. 7-16.
3. Савинова Л.Ф. Педагогическое проектирование как фактор развития профессиональной компетентности учителя средствами корпоративного обучения // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2013,- №3(29). - С. 125-132.
4. Горбунова Л.Н. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как регу-
лятор в системе развивающего образования // Современные подходы к повышению квалификации и переподготовки педагогов как воспитателей. - Пермь : ПОИПКРО, 2004. Кн. 1. - С. 33-43.
5. Здерева Г.В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // Педагогика. - 2004. - №7. - с. 39-44.
6. Андрагогика постдипломного педагогического образования: Научно-методическое пособие / под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской - СПб.: СПбАППО, 2007.- 196 с.
7. Борытко Н.М. Технологизация процесса профессиональной подготовки педагога-воспитателя // Современные подходы к повышению квалификации и переподготовки педагогов как воспитателей : материалы Всерос. научн.-практ. конф. Кн.1.
- Пермь : ПОИПКРО, 2004. - С. 81-91.
8. Пашкевич A.B. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь педагогической теории и практики - М. : РИОР; ИНФРА, 2013.-76 с.
9. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции. Стабильность и преемственность в жизни общества : учебное пособие. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : МОДЭК, 2007. - 280 с.
Ю.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Воспитание как встреча с личностью. (Избранные педагогические труды в двух томах). Т.Н.
- Ростов-на-Дону : РГПУ, 2006. - С. 17-43. П.Власова Т.И. Педагогика духовности. Духовно-ориентированное воспитание школьников и студентов. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 280 с. 12.Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности: материалы третьей Всерос. научн. практ. конф. - М., 2007. - 424 с. 13.Чаленко O.E. Подготовка учителя к компетентной деятельности по патриотическому воспитанию старшеклассников на основе использования педагогического потенциала региональной среды. / под ред. Л.Ф. Савиновой. - Будённовск, 2015. -62 с.
FORMA TION OF COMPETENCES IN THE PROCESS OF LEARNING MA THEMA TICS IN HIGHER EDUCA TION INSTITUTIONS OF МОЕ
Selemeneva Tatiana Alexandrovna, PhD of Pedagogic sciences, Associate Professor, St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergency Situations and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Russia
The process of formation and development of mathematical competences of students at the University of МОЕ should be considered as a whole system. Considered some of its constituents, in particular, the application of methodologically sound system of tasks in the classes on mathematical disciplines; the use of active forms and methods in learning mathematics.
Keywords: mathematical competence; mathematical competence; system specifications; project technology.
УДК 378.147 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ
ВАК РФ 13.00.08 ОБУЧЕНИЯ МА ТЕМА ТИКЕ В ВУЗАХ МЧС
© Селеменева Т.А.,2017 Процесс формирования и развития математических компетенций курсанта
ВУЗа МЧС следует рассматривать как целостную систему. Рассмотрены отдель-
ные ее составляющие, в частности, применение методически обоснованной системы задач на занятиях по математическим дисциплинам; использование активных форм и методов в процессе обучения математике. Ключевые слова: математическая компетентность; математические компетенции; система заданий; проектная технология.
Успешная работа современного специалиста в области предотвращения и ликвидации последствий ЧС немыслима без основательных знаний в области математического моделирования процессов. Сложный характер решаемых задач предъявляет серьезные требования к обоснованию и принятию решений, оценке рисков, прогнозированию. Особое место среди профессиональных компетенций будущего выпускника вуза МЧС занимают математические компетенции.
Вопросам внедрения компетентностного подхода в математическом образовании посвящены работы И.Н. Аллагуловой, В.В. Ач-кан, A.B. Куделина, С.А. Ракова, Н.Г. Ходыревой и др. Указанные ученые исследовали вопросы, связанные с определением основных математических компетентностей; формированием математических компетентностей учителя математики на основе исследовательского подхода с использованием информационных технологий; подготовкой будущих учителей к формированию математических компетенций учащихся; реализацией компетентностного подхода в процессе математической подготовки студентов медицинских колледжей. Однако, несмотря на значительные успехи ученых в этой области, вопросы формирования и развития математических компетенций у курсантов вузов МЧС должным образом не раскрыты.
Понятие "математическая компетентность" на современном этапе развития педагогики определяется и как ключевая, и как предметная. Так, Европейская справочная система рекомендует рассматривать математическую компетентность равнозначно с базовыми компетентностями, как ключевую. В ее документе "Ключевые компетентности для образования на протяжении всей жизни" дается такое определение: "Математическая компетентность - это способность развивать и использовать математическое мышление для того, чтобы решать ряд проблем в повседневных ситуациях". Математическая компетентность включает способность и желание использовать в процессе мышления математические формулы и презентации (формулы, модели, конструкции, графики и таблицы) [1, С. 11]. Предметная компетентность - специфические способности, необходимые для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области на основе предметных умений, навыков и способов мышления. Формирование математической (математико-информа-ционной) компетентности обучающихся состоит из трех компонентов: 1) формирование математических знаний, умений и навыков математической культуры; 2) формирование навыков математического моделирования в области профессиональной деятельности; 3) формирование способностей использования информационно-коммуникационных технологий в процессе математического моделирования. Математическая компетентность - это умение видеть и применять математику в реальной жизни, понимать содержание и методы математического моделирования, умение строить математическую модель, исследовать ее методами математики, интерпретировать полученные результаты, оценивать погрешность вычислений.
О си
-О X
9
со
CU
си
S
65
СЕЛЕМЕНЕВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Санкт-Петербург, Россия
Вместе с тем, компетентность - это владение комплексом соответствующих компетенций, необходимых для эффективной деятельности в заданной области. В частности, математическую компетентность следует рассматривать как комплекс соответствующих математических компетенций, среди которых: процедурная, логическая, технологическая, исследовательская, методологическая компетенции.
Как свидетельствуют наши исследования, процесс формирования и развития математической компетентности следует рассматривать как целостную систему, отдельными составляющими которой являются:
- применение методически обоснованной системы задач на занятиях по математических дисциплин;
- использование активных форм и методов в процессе обучения математике;
- использование дистанционных курсов в процессе формирования математических знаний и умений;
- активное применение математического моделирования в процессе профессиональной подготовки;
- использование математических практикумов (лабораторных занятий).
Все рассмотренные выше направления в обучении используются и в обучении высшей
математике в вузах МЧС. Так, представление учебного материала возможно с помощью: лекционных демонстраций, в которых удобно представлять компьютерные модели теорем и задач; лекционных презентаций; электронных учебников или конспектов лекций в электронном виде и тому подобное.
Системы компьютерного тестирования, авторские средства и системы управления обучением используются для обеспечения контроля знаний курсантов на разных этапах обучения. С помощью систем управления обучением происходит автоматизированная поддержка учебной деятельности.
Системы компьютерной математики и системы динамической геометрии используются для проведения сложных вычислений, визуализации математических зависимостей, создания компьютерных динамических моделей и ДР- [2, С. 95].
Все средства, используемые в обучении математике в вузе МЧС, можно представить схематически (рис. 1).
Конспекты лекций в электронном виде создаются при помощи таких программных средств, как Word, документы Google и тому подобное. Создание в электронном виде конспекта лекций не требует специальных знаний по программированию.
Рисунок 1 - Средства для обучения высшей математики в вузе МЧС
Лекционная презентация - это компьютерная презентация (набор последовательных страниц - слайдов, на каждом из которых можно разместить любой текст, рисунки, схемы, видео-, аудио - фрагменты, анимацию, используя при этом различные элементы оформления: видео, аудио, ЗД модели, рисунки, фотографии, текст, анимация, навигация [4, С. 187]), предназначена для использования на лекции.
С помощью лекционных презентаций подачи учебного материала во время лекционных занятий можно легко преобразовать в динамический, живой процесс. Кроме того, растет скорость ознакомления с учебным материалом, появляется возможность интерактивного представления нового материала и использования динамических моделей в процессе формирования понятий.
Эффективность процесса формирования математических компетенций у будущих спасателей, как показывают наши исследования, в значительной степени зависит от внедрения в обучение активных форм и методов обучения.
Одной из перспективныхличностно-ориен-тированных технологий в процессе формирование математических компетенций является проектная технология обучения. Это педагогическая технология организации учебного процесса, при которой курсанты приобретают математические компетенции в процессе выполнения ими заданий-проектов.
Рассмотрим особенности учебного проекта на тему: "Применение методов дифференциального исчисления при изучении дисциплины "Высшая математика" в вузе МЧС. Как известно, учебные проекты классифицируют по различным основаниям: целям (исследовательские, творческие, игровые, информационные, практически ориентированные); характеру контактов при выполнении проекта (внутренние и международные); количеству участников (личностные, парные и групповые); срокам выполнения (краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные).
Во время выполнения проекта раскрывается прикладной характер учебного материала, постепенно формируется убежденность обучающихся в необходимости приобретения математических компетенций для их дальнейшего успешного обучения и профессиональной деятельности. Указанная форма организации познавательной деятельности создает условия для систематического повторения изученного. Реализация проекта формирует способности курсантов решать задачи с использованием компьютерных информационных технологий, специализированных компьютерных программ.
Доказано, что эффективному формированию компетенций препятствуют возникающие в процессе обучения барьеры различных видов [3, С. 171]. Поэтому применение методов
активизации в процессе формирования математических компетенций позволяет реализовать, в частности,такой принцип обучения, как проблемность, когда исходным пунктом процесса обучения должна быть поставка проблемы из реальной жизни, что связано с интересами и потребностями курсантов и их будущей профессиональной деятельностью.
Выводы. Неотъемлемой частью эффективности процесса формирования и развития математических компетенций у курсантов вузов МЧС является применение обоснованной системы задач и использования активных форм и методов в процессе обучения математике. Это способствует приобретению способности строить модели научно-практических задач, систематизировать и обобщать получаемые результаты, устанавливать связи с предыдущими результатами; формирует готовность решать задачи, возникающие в профессиональной деятельности, методами математического мо-; делирования.
Примечания:
1. Габдрахманова К.Ф. Роль математики в формировании профессиональных компетенций // Роль математики в становлении специалиста : сб. ст. Всероссийской научно-методической конференции,- 2016. - С. 9-14.
2. Камышанов A.A., Климова Е.М. Динамика становления коммуникативных компетенций как показатель готовности к осуществлению профессиональной деятельности сотрудника МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2016. - № 2 (29). - С. 93-97.
3. Селеменева Т.А., Крюкова М.С. О видах барьеров в педагогическом взаимодействии // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XXI Международной научно-методической конференции. - СПб. : ЛЭТИ, 2015.-№2.-С. 170-173.
4. Ярмоленко Н.В. Технологии активного обучения в процессе преподавания дисциплин математического цикла // Междисциплинарные исследования в сфере интеграции образования и науки : сб. ст. Научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. - СПб, 2014. - С. 186-189.
О си
-О X
9
со
CU
си
S
67
COMPETENCE-BASED APPROACH AND COMPETENCES OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL: TO THE RATIO PROBLEM
Fedorova Zhanna Viktorovna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and Media Communications, Kazan State Power University, Kazan, Russia E-mail: fedorova_zhanna_ [email protected]
in article the problem of competence-based approach in training of specialists, meeting the requirements of postindustrial (information) society is staticized. Correlation of the concepts "competence" and "vocational education" is carried out, it is pointed out importance of their correlation in the course of branch preparation. The author considers questions of formation of outlook, general and methodological culture, their influence on the professional level of the expert, it is raised the question of a roie of the personal beginning of the teacher of the higher school, the main requirements to his competence are specified.
Keywords: competence-based approach; competence; professional education; branch preparation; outlook; personal approach; teacher of the higher school.