ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 378.51
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
© М. А. ГАВРИЛОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике e-mail: [email protected]
Гаврилова М. А. - Информационно-образовательная среда для организации самостоятельной деятельности студентов - будущих учителей математики// Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 598-602. -
В статье раскрывается понятие информационно-образовательной среды через принципы ее организации, компоненты и их содержательное наполнение. Выделены методические компетенции, формирование которых соотнесено с системой самостоятельных заданий, разделенных на модули, и с системой организации и управления самостоятельной деятельностью студентов. Конкретные примеры позволяют увидеть специфику формирования методических компетенций в процессе изучения конкретной дисциплины.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, методические компетенции, информационная насыщенность, индивидуальная программа.
Gavrilova M. A. - Educational environment for the organization of independent work of students - future teachers of mathematics // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 598-602. - The article deals with the concept of educational environment through the principles of its organization, the components and their content filling. The author defines the methodical competences, which formation is correlated with the system of independent tasks, divided into modules, and with the system of organization and management of the students self-activity. Special examples show the specificity of methodical competences formation in the process of studying a particular subject.
Keywords: educational environment, methodical competences, informational saturation, an individual program.
С позиции компетентностного подхода основ-нойцельюпрофессионально-педагогическогообразо-вания становится формирование у будущих учителей готовности и способности к самостоятельному решению задач обучения, воспитания, просвещения [1]. В связи с масштабностью понятия профессиональной компетентности учителя математики, в данной статье выделено направление методической подготовки, и компетенции,формируемыесредствамипредметатео-рии и методики обучения математике, названы методическими компетенциями.
Информационно-образовательную среду в этом ракурсе рассматриваем как совокупность компонентов (объектов), оказывающих влияние на процесс формирования методических компетенций. Существенное значение в формировании методических компетенций принадлежитсамостоятельнойдеятельностистудентов.
Основываясь на личных исследованиях, подчеркнем, что повышению эффективности формирования методических компетенций и доведения их до уровня самостоятельного решения возникающих педагогических задач способствует информационно-образовательнаясредадляорганизациисамостоятель-
ной деятельности студентов, созданная на принципах открытости, модульности, индивидуализации,уровне-вости. Сущностные характеристики принципов проявляются в содержании заданий и распределении их в соответствующие модули.
Информационно-образовательнаясредадляор-ганизации самостоятельной деятельности студентов содержит компоненты.
Информационный: госстандарт по дисциплине; рабочая программа дисциплины; учебники и учебные пособия;электронные учебники; видеоматериалыучеб-ного, проблемного характера; справочники; энциклопедии; аннотации лекций, пособий; видеоматериалы мастер-классов, проводимых лучшими учителями математики; лекционный презентационный материал и др.
Технологический: систему самостоятельных заданий , охватывающую весьпериод(всесеместры)изу-чения дисциплины; материалы-руководства пооргани-зации самостоятельнойдеятельностисамихстудентов; шаблоны практических и лабораторных занятий; шаблоны, оболочки программ тестирования и контроля; руководства; схемы отчетов; технологические карты; перспективные схемы учебных дисциплин; специаль-
ные электронные средства, отражающие специфику предметной области; учебные сайты, демонстрационные работы студентов и др.
Диагностический: график проведения всех консультативно-контрольных мероприятий на весь период обучения; информацию о системе консультативной поддержки, контроля, самоконтроля при условии свободного выбора указанных мероприятий для участия в них; программа и критерии зачета; программа экзамена и критерии экзаменационной оценки; виды самостоятельных заданий и способы их оценивания или апробации; система тестирования для самоконтроля, текущего контроля, итогового контроля, контроля остаточных знаний, требования и критерии оценки; номенклатура портфолио различного назначения и др.
Принцип открытости проявляется в свободном доступе к любому компоненту информационно-образовательной среды для организации самостоятельной деятельности студентов. Информация постоянно находится в локальной сети факультета. Предусмотрена возможность дополнить систему самостоятельных заданий лично студентом, исходя из своих склонностей и интересов. Оперативные материалы вывешиваются на сайте соответствующей кафедры. Обеспечен свободный доступ к сети Интернет и электронным библиотекам.
Наш опыт организации самостоятельной деятельности студентов при использовании информационно-образовательной среды показал, что для успешного формирования методических компетенций и создания условий разработки студентами личного плана индивидуальной самостоятельной работы, со-держаниедисциплиныисодержаниесамостоятельных заданий должно быть представлено в виде логически целостных частей - модулей.
Основной характеристикой информационно-образовательнойсредыявляетсяинформационнаяна-сыщенность.
Информационная насыщенность системы самостоятельной деятельности студентов включает:
- информативную насыщенность - это каче-ственнаяхарактеристикаобъемаинформации,обеспе-чивающая студенту целостное видение всего процесса обучения данной дисциплине;
- организационную структуру, обеспечивающую высокий уровень взаимодействия, консультативной поддержки (в режиме off-line и on-line) с преподавателем;
- предоставление возможности выбора пути и способа выполнения задания (построение индивидуальной траектории выполнения внеаудиторной работы) и способов ее представления.
Для достижения информационной насыщенности разработаны перспективные схемы учебных дисциплин на весь период их изучения и системы самостоятельных заданий, охватывающие все семестры изучения дисциплины.
Обобщенная перспективная схема учебной дисциплины имеет вид плана-графика работы по годам обучения,гдеуказываетсясколькосеместровизучается даннаядисциплина,каковыосновныетематическиемо-
дули и какова их структура, планируемый результат на языке компетенций. Основная цель - предоставить студентам полную перспективную информацию о процессе обучения, что позволяет повысить мотивацию и усилить развитие комплекса методических компетенций.
Разработанная система заданий охватывает все формы учебных занятий и разделена на четыре модуля [2]. Содержательная часть каждого модуля соответствует уровню освоения компетенций, что в свою очередь отражается наназвании и содержательном наполнении каждого модуля самостоятельных заданий.
В качестве главных методических компетенций выделяем:
информационную - знания, умения, навыки в совокупности с современными приемами и средствами работы с информацией;
коммуникативную - владение математической речью, математическим языком и способность к организации математического диалога;
деятельностную-проектировочные,оценочные способности и готовность к постоянному самообразованию;
рефлексивно-аналитическую - способность к визуализации результата и критического осмысления своего и чужого педагогического опыта.
К первому модулю отнесены задания, являющиеся обязательными для выполнения каждым студентом. Эта группа заданий названа «Вопросы для само-стоятельногоизучения». Основнаяцель-формирова-ниеинформационных компетенций, то есть, способности и готовности к поиску, преобразованию, хранению профессионально-значимой информации.
Ковторомумодулюотнесенызадания, выполняемые студентами по их выбору. Эта группа заданий названа «Вопросы для индивидуального выполнения». В данном модуле избыточное количество заданий, что позволяет студентам выстраивать индивидуальную программу учебно-познавательной самостоятельной деятельности.
Индивидуальные задания предназначены студентам, желающим расширить свои знания и умения по теории и методике обучения математике. Выполнение этих вопросов предполагает аналитическую, исследовательскую деятельность студентов. Многие вопросы имеют проблемный характер. Их выполнение напрямую связано с получением новой для студента информации.
Результат выполнения всех заданий представляется в виде публичного выступления, защиты, полемики с использованием электронных средств поддержки. Основная цель - формирование коммуникативных компетенций. При выполнении заданий этого модуля предпочтительна работа в парах и малых (3-4 челове-ка)группах.Т акимобразом, ф ормируетсяспособность и готовность к взаимодействию в коллективе, к веде-ниюучебно-научногоиучебно-педагогическогодиало-га в студенческой среде и в разновозрастных группах.
К третьему модулю отнесены задания, которые в большей степени предназначены для развития деятельностных компетенций. Эта группа заданий названа «Дополнительные вопросы». Текст каждого за-
дания носит личностно-ориентированный характер. Предполагается, что в процессе его выполнения студент анализирует, обобщает, систематизирует педагогический опыт учителей математики, использующих различные технологии обучения. Уточняет и расширяет направление своего исследования. Задания этого модуля могут выполняться в течение нескольких семестров. Результат выполнения докладывается на научно-исследовательских конференциях, используется при выступлении на олимпиадах, конкурсах.
К четвертому модулю отнесены «Задания, ориентированные на креативность мышления». Предполагается, что суть проблемы и ее содержание формулируются и выполняются студентом самостоятельно, исходя из личных интересов и склонностей. Этим подчеркивается, что содержание самостоятельной работы не исчерпывается предлагаемыми заданиями, что студенты сами могут придумать интересную тему для исследования. При выполнении этой группы заданий в большей степени формируются рефлексивноаналитические компетенции.
В качестве примера остановимся на изучении темы «Тригонометрические функции». Данная тема является одним из разделов Модуля 8 «Функции в школьном курсе математики. Методика изучения функций». В этом тематическом модуле запланированы вопросы, которые освещаются на лекциях -теоретические основы и изучаются на практических
занятиях, где студенты выполняют практико-ориен-тированные задания. В раздел «Тригонометрические функции» включены вопросы:
1. Место темы в программе и учебниках. Межпредметное и внутрипредметное значение темы.
2. Этапы в изучении тригонометрических функций.
3. Методика изучения понятий синус и косинус, тангенс и котангенс числа; числовая окружность.
4. Методика введения и изучения функций y=sinx, y=cosx.
5. Методика введения и изучения функций У^х, у=^х.
6. Построение графиков тригонометрических функций.
7. Методика введения и изучения понятий arcsinx, arccosx, arctgx, arcctgx.
8. Методика введения и изучения обратных тригонометрических функций.
9. Методика введения и изучения производных тригонометрических функций.
Для рассматриваемой темы система самостоятельных заданий выглядит следующим образом.
Задания из разделов «Вопросы для самостоятельного изучения» и «Вопросы для индивидуального выполнения» представлены в виде таблицы, с целью помочь студентам содержательно увидеть ожидаемые результаты самостоятельной работы.
Вопросы из модуля I по теме «Тригонометрические функции
Тема и содержание Ожидаемый результат
Дидактические принципы обучения и особенности их реализации при изучении тригонометрических функций. Анализ теоретического материала в историческом контексте. Анализ практико-ориентированных материалов. Краткая аннотация материалов с указанием использованной литературы.
Планирование работы учителя математики. Под-готовкакуроку,ксистемеуроков.Конспектурока по теме: «Arccos х, arcsin х». Изучение нормативных документов, учебных программ, учебников разных авторских коллективов. Знакомство с содержанием конспекта. Просмотр видеосюжета или посещение урока в школе.
Особенности тестирования по математике. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике. Виды тригонометрических заданий в материалах ЕГЭ. Изучение теоретических вопросов. Изучение и анализ различных тестов по математике, вариантов ЕГЭ. Выполнение одного теста и одного варианта ЕГЭ. Выборка тригонометрических заданий из материалов ЕГЭ.
Методика использования электронных ресурсов в процессе обучения: работе с числовой окружностью; построению и преобразованию графиков различных тригонометрических функций. Анализ содержания различных электронных учебников. Сопоставление содержания темэлектронного и традиционногоучебников.Выяснение вопросов соответствия тематического планирования и предлагаемых к решению задач.
Вопросы из модуля II по теме «Тригонометрические функции
Тема и содержание Ожидаемый результат
Исследование тригонометрических функций по готовым чертежам. ПроанализироватьматериалыЕГЭ.Подобратьпримеры.Продуматьихраспре-деление по классам и темам.
Методика работы с электронным учебником Алгебра 10-11. Разработать урок-лекцию «Графики тригонометрических функций».
Методикаразработкиииспользованияэлект-ронных презентаций на уроках математики. Представление и обсуждение электронных презентаций по данной теме для уроковразноготипа:объяснения,решениязадач,систематизациииобобщения.
Свойства и графики функций у = 8тх, и у = агс8тх. Записать и сопоставить исследование свойств. Построить графики. Предложить различные способы построения графиков.
составитьразнообразныезадачисиспользо-ванием кусочно-заданных тригонометрических функций. Предложить методику выполнения этих заданий.
Вопросы из модуля III по теме «Тригонометрические функции».
1. Разработать методику изучения функций y=tgx,y=ctgx.Рассмотретьцелесообразностьисполь-зования аналогии при сравнении этих функций друг с другом и с функциями у=8тх, у=С08Х. Предложить электронное сопровождение.
2. Методика работы с электронным ресурсом «Живая математика».Составить задачинаисследова-ние влияния параметров на графики тригонометрических функций.
3. Тригонометрический материал в алгебре, геометрии, физике, других науках. Представить теоретический материал. Сравнить понятийный аппарат. Разработать интегрированный урок и методику его проведения.
4. Методика изучения темы «Тригонометрические функции» на элективных и профильных курсах. Составить программу элективного или профильного курса. Обобщить опыт работы учителей (МОУ СОШ № 51) по данной проблеме.
5. Построение графиков тригонометрических функций, содержащих знак модуля. Составить систему упражнений. Предложить методику выполнения этих заданий.
Вопросы из модуля IV по теме «Тригонометрические функции».
1. Увидеть и сформулировать проблему, не отраженную в лекционном материале по теме «Тригонометрические функции». Раскрыть ее методические аспекты.
2. Привести примеры из своей педагогической деятельности или деятельности учителя математики, которые конкретизируют, раскрывают теоретические положения лекционного материала.
3. Разработать направления исследовательских работ по теме «Тригонометрические функции». Предложить методику их реализации с учетом возрастных особенностей учащихся 10-11 классов.
4. Во время педагогической практики совместно с учащимися разработать проект, включающий материал о тригонометрических функциях.
Задания, обязательные для выполнения, проверяются преподавателем и обсуждаются со студентами сиспользованиемтехнологии« Круглый стол ».График проверки и обсуждения известен студентам. Индивидуальные задания представляются в виде сообщений на занятиях, составляютоснову научно-методической работы со студентами и представляются в виде рефе-ратов,сообщенийнанаучныхстуденческихконферен-циях и др. Разработанные электронные ресурсы используются во время педагогической практики.
Наблюдения за самостоятельной работой студентов и анализ ее содержания (данные за 20082010 гг.) показали, что при наличии информационно-образовательнойсредыактивностьстудентовввыборе самостоятельных заданий повышается и имеет выраженный творческий характер. В частности, предлагаемые студентами темы для исследования, дополняют систему самостоятельных заданий. Это обеспечивает
повышение мотивации при формировании индивиду-альнойпрограммысамостоятельнойработы,расшире-ние форм самостоятельной работы.
Анкетирование показало, что, по оценке студентов, воспринимаюткакположительную,способствую-щую формированию индивидуальной программы самостоятельной деятельности (рис. 1):
- информацию о содержании самостоятельных заданий на весь период обучения - 70 %;
- знание графика участия в самостоятельной работе, графика отчетных и контролирующих мероприятий в начале семестра - 100 % студентов;
- предварительного компьютерного тестирования с целью самопроверки - 60 % студентов.
Данные за 2007-2009 г.г., представленные на диаграмме 1, свидетельствуют:
- задания самостоятельной работы выполняют практически все студенты;
- достаточно частовыбирают задания четвертого блока, что говорит о возрастающем интересе к формированию индивидуального содержательного контента самостоятельной работы.
Рис. 1. Динамика выбора студентами самостоятельных заданий
Отмеченные тенденции свидетельствуют о повышении мотивации изучения предмета на углубленном уровне. Это подтверждают результаты анкетирования. В частности,
- желают участвовать в различных конкурсах по теории и методике обучения математике - 56% студентов, волимпиадах- 34%, посмотретьмастер-класс, проводимый учителем математики - 88%, побывать в разных школах и проанализировать уроки учителей - 57%.
Как результат, увеличивается число заданий, выполняемых студентамипо выбору,атакже увеличен объем самостоятельной работы, проводимой в формате учебно-профессиональнойдеятельности, расширяются сферы использования проектных методик.
Во всех случаях предусмотрена активная дистанционная форма общения между педагогом и студентом или консультативная работа в режиме реального времени (on-line).
Основным результатом работы каждого студента является портфель достижений. Содержание личного портфеля включает задания, выполненные в
бумажном или электронном варианте, отчеты, описания, задания, выполняемые на педагогических практиках, отражение участия студента в любых профес-сионально-педагогическихмероприятиях,конкурсах, олимпиадах,конференциях,работасдетьмивлагерях, детских домах и пр.
Результаты наблюдений за формированием методических компетенций в экспериментальной и контрольной группах представлены на рис. 2. данные подтверждают правильность наших методических решений и свидетельствуют о существенном положительном влиянии информационно-образовательной среды на процессформированияметодическихкомпетенций.
Информационно-образовательная среда для организации самостоятельной деятельности студентов способствуетнетолькоусвоениеширокогокругавопро-сов, но и формированию индивидуальных творческих умений работы с различными видами информации, развитию аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, креативности мышления. Формируется способность и готовность применять приобретенный комплекс знаний и умений впроцессеучебно-педагогическойипрофессиональной деятельности, что в совокупности формирует методи-ческуюкомпетентностьбудущихучителейматематики.
Гвуггс контрольная
I ]у " " г
зксге
Рис. 2. Суммарный показатель профессиональной компетентности будущих учителей математики (динамика по годам обучения)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГавриловаМ.А.Организациясамостоятельнойиссле-довательскойдеятельностистудентовпедагогических вузов (на примере дисциплины «Теория и методика обучения математике»). Пенза: ПГПУ, 2010. 156 с.
2. ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «Бакалавр»). -http://www.innovbusiness.ru/