Научная статья на тему 'Компетентностный подход и компетенции преподавателя высшей школы: к проблеме соотношения'

Компетентностный подход и компетенции преподавателя высшей школы: к проблеме соотношения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТРАСЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / BRANCH PREPARATION / OUTLOOK / PERSONAL APPROACH / TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Жанна Викторовна

В статье актуализируется проблема компетентностного подхода в подготовке специалистов, отвечающих требованиям постиндустриального (информационного) общества. Проводится корреляция понятий "компетенция" и "профессиональное обучение", указывается на важность их соотнесения в процессе отраслевой подготовки. Автор рассматривает вопросы становления мировоззрения, общей и методологической культуры, их влияния на профессиональный уровень специалиста. Затронут вопрос роли личностного начала преподавателя высшей школы, указаны основные требования к его компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Жанна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based approach and competences of the teacher of the higher school: to the ratio problem

In article the problem of competence-based approach in training of specialists, meeting the requirements of postindustrial (information) society is staticized. Correlation of the concepts "competence" and "vocational education" is carried out, it is pointed out importance of their correlation in the course of branch preparation. The author considers questions of formation of outlook, general and methodological culture, their influence on the professional level of the expert. It is raised the question of a role of the personal beginning of the teacher of the higher school, the main requirements to his competence are specified.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход и компетенции преподавателя высшей школы: к проблеме соотношения»

Эффективность процесса формирования математических компетенций у будущих спасателей, как показывают наши исследования, в значительной степени зависит от внедрения в обучение активных форм и методов обучения.

Одной из перспективныхличностно-ориен-тированных технологий в процессе формирование математических компетенций является проектная технология обучения. Это педагогическая технология организации учебного процесса, при которой курсанты приобретают математические компетенции в процессе выполнения ими заданий-проектов.

Рассмотрим особенности учебного проекта на тему: "Применение методов дифференциального исчисления при изучении дисциплины "Высшая математика" в вузе МЧС. Как известно, учебные проекты классифицируют по различным основаниям: целям (исследовательские, творческие, игровые, информационные, практически ориентированные); характеру контактов при выполнении проекта (внутренние и международные); количеству участников (личностные, парные и групповые); срокам выполнения (краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные).

Во время выполнения проекта раскрывается прикладной характер учебного материала, постепенно формируется убежденность обучающихся в необходимости приобретения математических компетенций для их дальнейшего успешного обучения и профессиональной деятельности. Указанная форма организации познавательной деятельности создает условия для систематического повторения изученного. Реализация проекта формирует способности курсантов решать задачи с использованием компьютерных информационных технологий, специализированных компьютерных программ.

Доказано, что эффективному формированию компетенций препятствуют возникающие в процессе обучения барьеры различных видов [3, С. 171]. Поэтому применение методов

активизации в процессе формирования математических компетенций позволяет реализовать, в частности,такой принцип обучения, как проблемность, когда исходным пунктом процесса обучения должна быть поставка проблемы из реальной жизни, что связано с интересами и потребностями курсантов и их будущей профессиональной деятельностью.

Выводы. Неотъемлемой частью эффективности процесса формирования и развития математических компетенций у курсантов вузов МЧС является применение обоснованной системы задач и использования активных форм и методов в процессе обучения математике. Это способствует приобретению способности строить модели научно-практических задач, систематизировать и обобщать получаемые результаты, устанавливать связи с предыдущими результатами; формирует готовность решать задачи, возникающие в профессиональной деятельности, методами математического мо-; делирования.

Примечания:

1. Габдрахманова К.Ф. Роль математики в формировании профессиональных компетенций // Роль математики в становлении специалиста : сб. ст. Всероссийской научно-методической конференции,- 2016. - С. 9-14.

2. Камышанов A.A., Климова Е.М. Динамика становления коммуникативных компетенций как показатель готовности к осуществлению профессиональной деятельности сотрудника МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2016. - № 2 (29). - С. 93-97.

3. Селеменева Т.А., Крюкова М.С. О видах барьеров в педагогическом взаимодействии // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XXI Международной научно-методической конференции. - СПб. : ЛЭТИ, 2015.-№2.-С. 170-173.

4. Ярмоленко Н.В. Технологии активного обучения в процессе преподавания дисциплин математического цикла // Междисциплинарные исследования в сфере интеграции образования и науки : сб. ст. Научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. - СПб, 2014. - С. 186-189.

О си

-О X

9

со

CU

си

S

67

COMPETENCE-BASED APPROACH AND COMPETENCES OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL: TO THE RATIO PROBLEM

Fedorova Zhanna Viktorovna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and Media Communications, Kazan State Power University, Kazan, Russia E-mail: fedorova_zhanna_ [email protected]

In article the problem of competence-based approach in training of specialists, meeting the requirements of postindustrial (information) society is staticized. Correlation of the concepts "competence" and "vocational education" is carried out, it is pointed out importance of their correlation in the course of branch preparation. The author considers questions of formation of outlook, general and methodological culture, their influence on the professional level of the expert. It is raised the question of a role of the personal beginning of the teacher of the higher school, the main requirements to his competence are specified.

Keywords: competence-based approach; competence; professional education; branch preparation; outlook; personal approach; teacher of the higher school.

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВА ТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ

& Федорова Ж.В., 2017 д статье актуализируется проблема компетентностного подхода в подготовке

специалистов, отвечающих требованиям постиндустриального (информационного) общества. Проводится корреляция понятий "компетенция" и "профессиональное обучение" указывается на важность их соотнесения в процессе отраслевой подготовки. Автор рассматривает вопросы становления мировоззрения, общей и методологической культуры, их влияния на профессиональный уровень специалиста. Затронут вопрос роли личностного начала преподавателя высшей школы, указаны основные требования к его компетентности.

Ключевые слова: компетентностью подход; компетентность; профессиональное образование; отраслевая подготовка; мировоззрение; личностный подход; преподаватель высшей школы.

ФЕДОРОВА Жанна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра Философии

и медиакоммуникаций, Казанский государственный энерге ти чес кий университет, Казань, Россия fedorova_zhanna_ [email protected]

В современной России компетентностный подход в системе профессионального образования - основная траектория обучения. Это связано с появлением новой образовательной парадигмы, обусловленной социально-экономическими преобразованиями российского общества. В частности, переход к постиндустриальному (информационному) типу общества увеличивает объем информационных потоков, происходит рост глобальной информатизации и даже медиатизации бытия. В связи с этим возрастает социальная и профессиональная мобильность, появляются новые специализации - более интегрированные и менее специализированные. В условиях сложной экономической ситуации и усиливающейся конкуренции на рынке труда востребованным становится профессионально мобильный, инициативный специалист, способный к принятию оптимальных решений, а постоянные реформы отраслевых организаций требуют наличия у специалиста такой совокупности профессионально-образовательных способностей, которые бы обеспечивали его универсальность [1,10].

В связи с этим сформировалась необходимость в формировании специалиста с новым набором профессиональных качеств. Для успешной профессиональной деятельности индивиду необходимо не только получить профессиональное образование, но и сформировать внутреннюю необходимость его постоянного совершенствования. Если традиционная квалификация выпускника подразумевала корреляцию между требованиями работодателя и результатами образования, часто непредсказуемыми, то компетентностный подход сразу "ориентирует на построение учебного процесса сообразно результатам образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания (дескриптивы) того, что студент будет знать и уметь на выходе" [2,3]. То есть ключевым понятием становится компетенция, под которой мы понимаем "совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и личностных качеств, создающих условия для успешного выполнения субъектом континуума действий в контексте профессиональной деятельности" [3, 57].

И особенно важно такой подход проецировать на подготовку специалистов для работы в сложных и жизненно важных отраслях -в сфере энергетики, авиастороения, машиностроения, нефтехимии, ЖКХ. Современному производству необходимы специалисты, которые могут не только достигать поставленных целей, но и делать это

квалифицированно и эффективно. Более того, специалист должен быть готов к действиям в нестандартных и критических ситуациях, когда решения необходимо принимать "здесь и сейчас", иначе может возникнуть угроза жизни и здоровью человека. У будущего специалиста должны быть сформированы такие навыки, способности и знания, которые бы обеспечивали и рост промышленности, что становится особенно актуальным в современной нестабильной ситуации.

Модель эффективной подготовки специалиста для конкретной отрасли производства предполагает разработку определенного "древа" компетенций, то есть набора компетенций для разныхуровней организаций и направлений деятельности, реализуемых через профессиональные стандарты. Именно на базе организации-работодателя осуществляется специализация выпускника. Сформировать модель эффективного специалиста - задача этой организации, при этом наиболее сложным является определение компетенций, которыми он должен обладать. Следовательно, должно быть определено "профессиональное (должностное)" поле деятельности. Это предполагает обязательное участие работодателей и представителей профессиональных сообществ в формировании уровня профессионального мастерства выпускника. При этом функциональный подход конкретизирует дальнейшее направление профессиональной деятельности, отраслевой - специфику деятельности в конкретной отрасли или сфере деятельности, в то время как компетентност-ный подход определяет состав компетенций (общекультурных и профессиональных), которыми должен обладать будущий специалист.

Основной задачей современного высшего образования является подготовка высокопрофессионального специалиста, функциями которого должны стать как технологические, экономические, управленческие, таксоциаль-но-гуманитарные (политическая, культурно-образовательная, гуманистическая), то есть специалист должен обладать как профессиональной, так и социально-личностной и межличностной компетенциями. Таким образом, компетентностный подход предполагает не только набор профессиональных исходных данных, но и "личностное измерение, которое включает в профессиональную квалификацию молодого специалиста требования, затрагивающие интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности, делающие возможным поиск нетривиальных решений в проблемных

ситуациях, установку на самостоятельное мышление и саморефлексию" [4,194]. При таком подходе важнейшим элементом становится система ценностныхустановок и убеждений - мировоззрение. Оно ориентирует и направляет личность, определяет ее ценностные ориентации, идеалы, убежденность.

Знания, составляющие основу мировоззрения, становятся струкурным элементом духовного мира личности только в том случае, если сформировалось аксиологическое отношение к ним, если они необходимы для бытия человека, его научной, образовательной, трудовой и общественной деятельности. Лишь в тесной связи с прикладным запросами знание становится элементом мировоззрения. А его формирование невозможно без преподавателя -учителя, консультанта, наставника. И здесь уже важны компетенции самого преподавателя -как профессиональные, образовательные, так: и личностные.

Считается, что только личность может воспитать личность. Роль преподавателя - это и профессионально-образовательная компонента (уровень собственных знаний, владение методологией дисциплины и методикой ее подачи), и личностная (общая культура, эрудиция, поведенческие примеры). Преподаватель не только организует эффективное изучение курса, консультирует студентов, проверяет и комментирует выполнение заданий, он еще и направляет, помогает, вовлекает в активный учебный процесс. Так же "преподаватель выступает в роли посредника между студентом и учебником, информационным сайтом или другим источником необходимых знаний" [5,123].

Обобщая мнения специалистов в данном вопросе, сформулируем требования к компетентности преподавателя высшей школы:

- профессионально-педагогическая компетентность, основанная на фундаменальных знаниях и широкой эрудиции в научно-предметной и психолого-педагогической областях; владении современными средствами, методами и технологиями обучения;

- общая культура, основанная на рациональном мировоззрении, сложившейся системе духовных, культурных и нравственных ценностей;

- коммуникативная компетентность, включающая развитую устную и письменную речь, владение иностранными языками, современными средствами связи и технологиями, основами компьютерной грамотности, приемами и методами межличностного общения;

О си

-О X

9

со си

си

Ё

69

- социально-экономическая компетентность, включающая знание основ современной экономики, менеджмента, права, процессов развития цивилизации и функционирования современного общества;

- креативность, предполагающая нестандартное мышление, адаптацию к изменениям содержания и условий профессиональной деятельности [6,79-106].

Реалии XXI века вызывают необходимость включения в содержание подготовки бакалавров и магистров формирование методологической культуры, содержащей познавательную, профессиональную, коммуникативную и ценностные компоненты, то есть социокультурную компетенцию. Высшая школа создает интеллектуальный ресурс, который далее инвестируется во все сферы общества. Он формируется под руководством не просто преподавателя, а педагога, обладающего как профессиональной, так и социально-личностной и межличностной компетентностью.

Литература:

1. Виландеберк A.A., Шубина Н.Л. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование). - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. -168 с.

2. Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. - РГГУ, 2005.

3. Матушанский Г.У., Завада Г.В. Теоретико-методологические аспекты применения компетентно-стного подхода в высшем профессиональном образовании : монография. - Казань : КГЭУ, 2010.

- 136 с.

4. Косарев А.П., Федорова Ж.В. Мировоззрение и философия: диалектика взаимодействия // Проблемы современного педагогического образования. Сб.статей. - Ялта : РИО ГПА, 2016. Вып. 51. Ч. 7. -С. 190-196.

5. Пронин В.В. Система ценностей в современном образовании: поиск новых подходов // Вопросы методического обеспечения профессиональной подготовки кадров по коммуникативно-отриен-тированным специальностям. - Казань : КФУ, 2015.

- 180 с.

6. Матушанский Г.У. Преподаватель высшей школы: моделирование деятельности и личности : монография. - Казань: КГЭУ, 2017. - 119 с.

SOCIO-HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF INFORMATIZATION OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Fominykh Natalia Yurievna, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor

E-mail: [email protected]

Barsova Oksana Ivanovna, Senior Lecturer

E-mail: [email protected]

Enigin Dmitry Viktorovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor E-mail: yenygen@gmaii. com

Zarudnaya Maria Vladimirovna, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Russian University of Economics named after G. V. Piekhanov, Moscow, Russia E-mail: marya_ zarudnaya@maii. ru

An extremely actual problem of informatization of education in general and informatization of foreign language teaching in particular is studied in the article. The authors demonstrate the connection between information society and informatization of education, the information society is characterized on the basis of theoretical study, some new philosophy of education directions are described. Historical, social, and philosophical suppositions of informatization of education are grounded as well.

Keywords: informatization of education; information society; informatization of foreign language teaching; philosophy of education; connectivizm; constructivism.

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается актуальный вопрос информатизации образования в целом и иноязычной профессиональной подготовки в частности. Авторы проводят параллель между информатизацией общества и образования, на основе изучения теоретических источников характеризуют информационное общество, обращаются к новым направлениям философии образования. Также в статье обоснованы исторические, социальные и философские предпосылки информатизации обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: информатизация образования; информационное общество; информатизация обучения иностранным языкам; философия образования; коннекивизм; конструктивизм.

УДК372.881.Ш.1.004 ВАК РФ 13.00.01

© Фоминых Н.Ю., 2017 © Барсова ОМ, 2017 © Еныгин Д.В., 2017 © Зарудная М.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.