Научная статья на тему 'Формирование готовности к самостоятельной работе будущих педагогов физической культуры в условиях личностно-ориентированного обучения'

Формирование готовности к самостоятельной работе будущих педагогов физической культуры в условиях личностно-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность к самостоятельной работе / будущий педагог физической культуры / компоненты и критерии готовности к самостоятельной работе / preparedens for independent work / future teacher of physical culture / compontnts and criteria of preparedntss for independent work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лотоненко А. В., Григорьев О. А., Гостев Г. Р.

В статье рассмотрены педагогические условия и разработана технология формирования готовности к самостоятельной работе будущих педагогов физической культуры в условиях личностно-ориентированного обучения, выявлены уровни готовности к самостоятельной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лотоненко А. В., Григорьев О. А., Гостев Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMING OF PREPAREDNESS FOR INDEPENDED WORK OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN CONDIDATIONS OF PERSONALITY ORIENTED TEACHING

In the article there are observed the pedagogical conditions and worked out the tehnology of forming of preparedness for independent work of future teachers of physical teacher. There are indentified the levels of preparedness for independent study.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к самостоятельной работе будущих педагогов физической культуры в условиях личностно-ориентированного обучения»

А.В. Лотоненко, доктор педагогических наук, профессор О.А. Григорьев, доцент

Г.Р. Гостев, кандидат педагогических наук, доцент (г. Воронеж)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором А.А. Гореловым, доктором педагогических наук, профессором С.И. Филимоновой.

Аннотация. В статье рассмотрены педагогические условия и разработана технология формирования готовности к самостоятельной работе будущих педагогов физической культуры в условиях личностно-ориентированного обучения, выявлены уровни готовности к самостоятельной работе.

Ключевые слова: готовность к самостоятельной работе, будущий педагог физической культуры, компоненты и критерии готовности к самостоятельной работе.

Постановка проблемы. В период обучения в вузе закладываются основные профессионально значимые качества личности, в ряду которых основополагающими являются способность к профессиональному росту и самосовершенствованию. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования готовности будущих педагогов к самостоятельной работе и выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного профессионального развития. Самостоятельная работа студентов - одно из основополагающих требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Она определяет способность будущего педагога к профессиональному саморазвитию. Анализ исследований в области теории и практики физической культуры, педагогики, психологии, проведенный нами в ходе исследования, показал, что проблема формирования готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе не нашла в них должного отражения, так как большинство исследований проблем самостоятельной работы не в полной мере учитывают уровень активности и личности студента. Современная система профессионального физкультурного образования не обеспечивает в полной мере выпуск специалистов, отвечающих современным требованиям (H.H. Зволинская,

В.И. Маслов, Ю.Д. Железняк, Б.Ф. Кордю-ков; М.Г. Кошман, Л.И. Лубышева, О.В. Пе-тунин, Г.Н. Пономарев, Ф.И. Собянин и др.). В числе причин сложившейся обстановки специалисты выделяют ряд факторов: абсолютизацию получаемых студентами знаний, авторитарность образовательного процесса, преимущественная направленность образования на двигательную подготовку, недостаточный учет воспитательного и развивающего воздействия образования на формирование личности специалиста, низкий уровень готовности к самостоятельной работе (А.В. Белоусов, А.В. Бой-чевский, Ж.К. Холодов, В.Т. Чичикин). Исследования данного феномена нашли отражение в психологических, психолого-педагогических исследованиях, посвященных самостоятельной работе школьников (М.В. Афонина, Н.Б. Оморова, А.П. Тряпицина, Г.В. Телицы-на, Д.Р. Хайбуллин, Т.А. Юденко и др.); студентов высших учебных заведений (Э.В. Гапон, В.В. Догонова, Ю.Б. Дроботенко, О.Н. Ермакова, О.В. Зацепина, И.А. Иванова, Н.Г. Лу-кинова, О.А. Прохорова, Л.П. Якушкина и др.); организации самостоятельной работы студентов при изучении различных учебных дисциплин (Г.Ф. Лапшина, Т.В. Литвинова, М.А. Михайлова, В.Ю. Зюбанов, Л.Н. Хрипкова и др.); в подготовке студентов физкультурных вузов (А. Альхаулда, В.С. Астафьев, В.М. Гот-либ, Л.Б. Лукина, А.Ю. Михайлов, Л.П. Сер-

бина, Э.А. Симакова, Т.А. Тишина, С.А. Хис-матуллин).

Особую актуальность, в настоящее время, приобретает формирование готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе в условиях личностно-ориен-тированного обучения. Такой подход позволяет придавать самостоятельной работе студентов личностный смысл получаемого образования, стимулировать творческие силы и способности обучающегося, актуализировать внутренние познавательные мотивы учения, способствовать развитию навыков самообразования.

Формирование готовности будущих педагогов в условиях личностно-ориентрованного обучения предполагает самоценную образовательную деятельность обучаемых и рефлексию учения как субъектной деятельности, формирование личности педагога, способного к самосовершенствованию в современных социально-экономических условиях.

В связи с этим нами были выявлены основные противоречия, которые легли в основу наших исследований:

- между изменившимися приоритетами в подготовке педагога физической культуры, предполагающими формирование его личности, способного к профессиональной мобильности, самообучению и самосовершенствованию и сохраняющейся в практике подготовки доминантой на репродуктивный характер обучения;

- потребностью в организации личностно-ориентированной самостоятельной работой студентов и отсутствием ее программно-методического обеспечения.

В свете названных противоречий и актуальности выбранной темы исследования, была сформулирована проблема: каковы педагогические условия формирования готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе в условиях личностно-ори-ентированного обучения, выявление этих условий и составило цель нашего исследования.

В процессе исследования была сформулирована гипотеза исследования: формирование готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе будет эффективно если:

- уточнена сущность готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе;

- формирование готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе есть непрерывный процесс, осуществляющийся с учетом личностных особенностей студента;

- успешность формирования готовности будущих педагогов физической культуры самостоятельной работе определяется научно-обоснованной дифференциацией деятельности студентов, обусловленной учебно-методическим обеспечением, включением совокупности модульных заданий различного уровня сложности, направленных на формирование рефлексии самостоятельной работы студентов посредством мотивации, формирующей потребности студентов в саморазвитии и самосовершенствовании.

Теоретическое обоснование проблемы. Проблема готовности педагога к профессиональной деятельности рассматривается в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Содержание и структура профессиональной готовности специалистов рассматривается с позиций личностных характеристик педагога; личностно-деятельностного подхода; инновационной деятельности; способностей личности; уровней сформированности умений и навыков; физической готовности (А.Г. Асмо-лов, Ю.К. Бабанский, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, М.И. Дьяченко, Л.А. Канды-бович, Н.Д. Левитов, В.А. Сластенин).

Готовность к педагогической деятельности рассматривается как сложное личностное образование, имеющее многоплановую и многоуровневую структуру качеств, свойств и состояний, которые в своей совокупности позволяют определенному субъекту более или менее успешно осуществить данную деятельность (К.М. Дурай-Новакова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластенин и др.)

Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что готовность - есть результат целенаправленной подготовки студента к конкретной деятельности и обязательное условие ее эффективности, который представляет собой итоговое состояние человека, актуализирующее наиболее важные

для заданной деятельности человеческие качества.

В литературе существует ряд мнений относительно дидактической функции самостоятельной работы студентов. Одни считают самостоятельную работу студентов методом обучения (Ю.К. Бабанский, Л.В. Жарова, A.B. Усова и др.); другие средством приобретения знаний и вида учебной работы (A.B. Петровский); третьи - деятельностью обучающихся по усвоению информации без посторонней помощи, способность рефлексии и трансформации усвоенного материала (Ю.Г. Юшко). H.A. Зимняя считает самостоятельную работу целенаправленной, внутренне мотивированной и корригируемой деятельностью личности. П.И. Пид-касистый определяет самостоятельную работу как «средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью».

По мнению ряда учёных (C.B. Акмановой, В. Графа, И.И. Ильясова) успешность самостоятельной работы зависит от умения самоорганизации, которая выступает основой первой.

В литературе подчеркивается, что степень самостоятельности работы студентов во многом зависит от выбора методов обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично поисковый (эвристический) метод; исследовательский метод.

В своих работах В.М. Выдрин подчеркивает, что важными задачами подготовки специалистов физической культуры является активизация самостоятельной познавательной деятельности студента физкультурного вуза в аспекте его будущей профессии, буквально с первых дней пребывания его в вузе; развитие целенаправленной творческой инициативы, самостоятельности в учебной, научной, общественной деятельности. По мнению ученого, основным методом обучения должен стать проблемный метод. Ю.Д. Железняк подчеркивает, что в развитии готовности к самостоятельной рабо-

те важнейшее значение имеет научно-методическая подготовка, которая служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности выпускников вузов - будущих специалистов.

Подводя итог анализу организации самостоятельной работы будущих педагогов физической культуры, определим, что «самостоятельная работа студентов физкультурного вуза» - это осознанная, самоуправляемая деятельность студента, осуществляемая под руководством преподавателя, посредством системы усвоенных ценностей, мотивов и способов деятельности, направленная на удовлетворение потребности в освоении современного практического опыта, научной информации методами научного познания в области знания физическая культура, для последующего использования их профессиональной деятельности.

Приоритетность личностно-ориентирован-ного подхода к обучению в педагогическом университете обусловлена низким уровнем личностной готовности современных студентов к профессиональной деятельности и необходимостью формировать у них профессиональные ценностные ориентации (В.П. Борисенков), а также творческим характером педагогической деятельности, не терпящей стандарта и шаблона (Ю.Н. Кулюткин).

Основы концепции личностно-ориентиро-ванного обучения, согласно которой, последнее направляется на развитие личности путем специальной организации учебной деятельности представлена в работах Н.А. Алексеева, Е.В. Бонда-ревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской.

Согласно исследованиям Н.И. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В. Серикова, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского, И.С. Якиманской, личностно ориентированное обучение создает необходимые условия для выбора учащимися системы ценностных ориентаций, жизненных смыслов, овладения научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития. Особую значимость в содержании обучения приобретает личностный компонент, который обеспечивает позна-

ние «себя», развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует жизненную позицию (Е.В. Бондаревская).

Г.Н. Пономарев указывает, что современное педагогическое образование в сфере физической культуры и спорта нуждается в качественном пересмотре для создания стабильной и эффективной образовательной системы, соответствующей не только социально-экономической и демографической ситуации, но и культурно-историческим традициям. Один из путей решения данной проблемы он видит во внедрении концепции лично-стно-ориентированного образования.

Ю.И. Емельянова в своем исследовании, посвященном подготовке специалистов физической культуры подчеркивает, что проектирование личностно-ориентированного содержания рассматривается как средство перехода к образованию, методологическим основанием которого является гуманистический, аксиологический, деятельностный, творческий подходы.

Таким образом, анализ основных подходов к профессиональной подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием свидетельствует о необходимости создания условий для формирования готовности будущего педагога к самостоятельной работе в условиях лич-ностно-ориентированного обучения, саморазвития личности студента как основы его профессионального становления и формирования профессиональной компетентности.

Опытно-экспериментальная работа. В наших исследованиях готовность будущего педагога физической культуры к самостоятельной работе выступает как системный объект, в структуру которого включены аксиологический, когнитивный, рефлексивный и операциональ-но-деятельностный компоненты.

Аксиологический компонент готовности к самостоятельной работе формируется на основе потребностей, основанных на совокупности мотивов и отражает сформированность у будущих педагогов физической культуры профессионально значимых для осуществления самостоятельной работы ценностей. Когнитивный компонент готовности студентов к самостоя-

тельной работе в диссертации раскрывается через сформированность у них актуальных знаний, приобретенных в процессе изучения дисциплин предметной подготовки и общепрофессиональных дисциплин.

Операционально-деятельностный компонент готовности включает сформированность у будущих педагогов физической культуры совокупности умений осуществления самостоятельной работы, обеспечивающих субъектные взаимодействия студента и преподавателя. Данный компонент определяет способность будущего педагога физической культуры реализовать когнитивный и аксиологический компонент в продуктивной деятельности самостоятельной деятельности.

Рефлексивный компонент характеризуется способностью будущего педагога физической культуры к самоанализу и самопознанию в процессе самостоятельной работы. Он определяет способность студента оценивать результаты самостоятельной работы и планировать ее в перспективе.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, собственного опыта, нами была разработана педагогическая технология формирования готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе. Разработанная нами технология включает блоки: целевой, диагностический, операциаль-но-деятельностный, блок педагогических условий формирования готовности к самостоятельной работе (рис. 1).

Целевой блок представляет собой проект ожидаемого результата деятельности, в котором выделены общая цель - формирование готовности будущего педагога физической культуры к самостоятельной работе и частно-дидактические цели, конкретизирующие ожидаемые результаты в процессе образовательного процесса.

Диагностический блок представляет собой систему контроля и оценки самостоятельной работы. Система контроля и оценки должна развивать мотивацию деятельности, в соответствие с чем она является кредитно-рейтинго-вой. Диагностика эффективности самостоятельной работы студентов осуществляется на основе совокупности тестов, направленных на диагностику мотивации деятельности; знаний;

умений и навыков самостоятельной работы студентов.

В диагностическом блоке нами представлены компоненты: когнитивный, аксиологический, операциально-деятельностный, рефлексивный и уровни сформированности готовности к самостоятельной работе: начальный, репродуктивный, эвристический и творческий.

Процессуально-технологический блок представляет собой систему форм и средств обучения с выделением модулей уровней сложности самостоятельной работы.

В процессе исследования в целях успешного формирования готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе нами выделены следующие педагогические условия: повышение мотивации; учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности; управление самостоятельной работой на основе индивидуализации обучения; создание системы разноуровневых модульных заданий, различного уровня сложности; организация контрольно-оценочной деятельности на основе модульно-рейтинговой системы; коррекции учебной деятельности.

1. Целевой блок.

Обща я цель: формирование готовности будущего леда гага фишешй культуры к самостоятельной работе

Частно -дидактические цели

I з х с

:»7. О ••

Н : £

I

>, О

О V §

О

с

1

.58

Критерии

Срвра рикши

Грня

4. Блок

Формирование готовности к воспроиз водить ал горитмы деятельности

Формирование готовности

применять алгоритм)! деятельности в ставдартой

Формирование готовности применять ал горитмы деятельности в нестандартной

Формирование готовности создавать новые способы самостоятельной работы..

Базовый Воспроизведения Трансформации Продвинутый

Конспектирова ние ,реф ерир ование,

технол. карт ы

Презентация, планирование педагогической деяельности

Научные публикации проекты, ВНР

Научный доклад .педагогическая практика, деловые игрв

Выступление на научной конференции, защита научного проекта, итд

1

Порфслио

Операционально-деятельностный

Рефлексивный

Умения и навыки СРС

Рефлексия СРС

Экспертная оценка Тест М.Люшера, самооценка

Начальный

Репродуктивный Эвристический Творческий

Педагогические условия

Личностно-ориентированный Система модульных заданий разной Учебно-методтеское обеспечение Организации СРС в Модульно-рейтинговый характер

ЩЩ сложности деятельности обучения

Рис, 1. Технология формирования готовности к самостоятельной работа будущих педагоге в физической культуры

В ходе опытно-экспериментальной работы был разработан алгоритм оценки готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе. Оценивание проводилось при опоре на такие известные в науке основные критерии сформированности знаний, умений у обучающихся вообще, как полнота (знаний и выполнения действий), рациональная последовательность осуществления диагностической деятельности, степень осознанности знаний и выполнения действий в целом. Готовность к самостоятельной работе оценивалась при совокупном оценивании показателей выделенных критериев.

Самооценка различных критериев готовности к самостоятельной работе проводилась студентами по пятибалльной системе.

Было выделено четыре уровня готовности к самостоятельной работе: творческий, эвристический, репродуктивный, начальный.

Выявление уровня готовности к самостоятельной работе будущих педагогов физической культуры осуществлялось на основе анкетирования студентов и экспертной оценки.

Для диагностики мотивации достижения, как показателя сформированности аксиологического компонента была использована методика «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехра-биана. Диагностика эмоционального отношения студентов к процессу обучения, как рефлексивного компонента проводилась с использованием метода цветового выбора М. Люшера в модификации А. М. Эткинда.

Для проверки достоверности полученных результатов нами были использован расчет коэффициента корреляции Спирмена.

В процессе работы исследования определена специфика самостоятельной работы будущих педагогов физической культуры.

Содержание самостоятельной работы студентов физкультурных вузов составляют разнообразные типы учебных и исследовательских заданий, выполняемых ими под руководством преподавателя (или компьютерной обучающей программы). В то же время самостоятельная работа студентов физкультурных вузов имеет два принципиальных направления: самостоятельная рабо-

та студентов при изучении теоретических дисциплин и самостоятельная работа при овладении практическими умениями и навыками в процессе изучения спортивных дисциплин.

Именно второе направление, на наш взгляд, определяет специфику самостоятельной работы будущих педагогов физической культуры. В то же время между двумя этими направлениями существует диалектическая взаимосвязь. Первое направление, в свою очередь, способствует формированию готовности к самостоятельной работе, как в аудиторной работе, так и практической, направленной в конечном итоге на совершенствование своего физического «Я».

В целях формирования готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе нами была разработана модульная программа. Использование модульной технологии как системообразующей методологии построения образовательного процесса будет существенно способствовать определению целевой установки, содержательным и процессуальным основам обучения, организационному и программно-методологическому обеспечению, формированию готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наш опыт показал, что при использовании модульной программы поэтапно и последовательно реализуются задачи формирования готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе. Таким образом, разработанная нами модульная программа является одним из важнейших условий подготовки студентов в указанном направлении.

При разработке модульной программы были учтены структурные и функциональные особенности профессионально-педагогической деятельности педагога физической культуры, содержательные и структурные характеристики категории готовность педагога физической культуры к самостоятельной работе.

Компоненты модульной программы раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе в вузе - цель, задачи, содержание подготовки, организационные формы и методы, условия, проверку и контроль.

В модульной программе нами выделено четыре блока: целевой, диагностический, процессуально-педагогический, блок педагогических условий формирования готовности к самостоятельной работе.

Организация самостоятельной работы студентов 1 - 3 курсов и соответственно формирование готовности к ее осуществлению осуществлялась на предметах предметной подготовки: «История физической культуры и спорта», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Основы научно-методической деятельности».

В формировании у будущих педагогов физической культуры готовности к самостоятельной работе нами выделены следующие уровни: начальный, репродуктивный, конструктивный, творческий.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами было разработано учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы; применялись, наряду с общепринятыми видами самостоятельной работы (конспектирование, реферирование, научно-исследовательская деятельность и др.) созданные разнообразные формы и средства самостоятельной работы: технологические карты, презентации, портфо-лио, система разноуровневых модульных заданий, различного уровня сложности; организация контрольно-оценочной деятельности на основе модульно-рейтинговой системы; коррекции учебной деятельности.

Результаты опытно-экспериментальной работы. Целью опытно-экспериментальной работы являлось определение эффективности экспериментальной технологии формирования готовности студентов факультетов физической культуры к самостоятельной работе в условиях личностно-ориентированного обучения, где основным ядром являлась модульная программа. Педагогический эксперимент состоял из констатирующей и формирующей части.

Констатирующая часть проводилась в 2004 - 2005 учебном году на базе факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФК и БЖ) Воронежского педагогического университета. Всего в ней приняли участие 153 студента 1- 5 курсов.

Формирующая часть эксперимента проводилась в течение 2005 - 2008 учебных годов со студентами 1 - 3 курсов ФФК и БЖ. В процессе исследования были определены две группы: контрольная (28 студентов) и экспериментальная (31 студент).

Данный эксперимент был ориентирован на изучение динамики развития уровня готовности студентов к самостоятельной работе в условиях личностно-ориентированного обучения в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности.

Основные отличия в занятиях экспериментальных и контрольных групп заключались в том, что студенты контрольной группы занимались по традиционной методике, с преобладанием репродуктивных методов обучения. Отличительными чертами обучения в экспериментальной группе стали:

- возможность выбора индивидуальной образовательной траектории (индивидуальные планы подготовки);

- преимущественное использование активных методов обучения;

- оптимизация методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

- использование технологических карт для выполнения практических самостоятельных работ;

- использование модульно-рейтинговой системы успеваемости студента по изучаемой дисциплине с начислением баллов за самостоятельную работу.

Организация учебного процесса в экспериментальной группе осуществлялась на основе взаимосвязи следующих направлений самостоятельной работы:

- аудиторная работа в виде традиционных форм: практические занятия;

- самостоятельная работа студентов по подготовке к учебным занятиям;

- контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны,

осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий. В ходе бесед с преподавателями было выяснено, что для повышения уровня готовности к СРС необходимо их знакомить с планом занятия, указывая цели и содержание самостоятельной работы; обосновывать план и логическую последовательность изучения материала; при объяснении выделять основные признаки понятий, устанавливать их взаимосвязь с другими понятиями, сравнивать понятия; организовать самостоятельную работу

студентов с текстами, учебниками, словарями, справочниками; стимулировать студентов к осуществлению самостоятельного поиска и отбора учебного материала по определенной проблеме; способствовать проведению студентами наблюдений, опытов, экспериментов.

Результаты анкетирования в ходе констатирующего эксперимента студентов первых - пятых курсов ФФК и БЖ относительно их готовности к самостоятельной работе показали следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Самооценка уровня готовности студентов ФФК и БЖ к самостоятельной работе

УРОВНИ КУРСЫ

1 2 3 4 5

Творческий - 6,8 - - -

Эвристический 32,9 51,5 36,5 31,8 83,7

Репродуктивный 38,3 42,4 . 63,5 68,2 16,3

Начальный 28,8 2,3 - - -

Анализ результатов исследования позволя- вом курсе. В ходе констатирующего экспери-ет констатировать достаточно низкую само- мента было определено время, которое студен-оценку уровня готовности к самостоятельной ты тратят на самостоятельную подготовку к работе студентов ФФК и БЖ, особенно на пер- учебной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Время, затраченное студентами ФФК и БЖ на самостоятельную работу (в среднем в день)

КУРСЫ

СРС в день, мин 1 2 3 4 5

34,5 60,1 36,6 47,9 14,8

Таким образом, можно констатировать, что были выявлены предпочтения студентов в ис-самостоятельной работе студентами уделяется пользовании научно-методического обеспече-незначительное внимание. Стоит обратить вни- ния в учебной деятельности. Результаты иссле-мание, что самые низкие показатели зафиксиро- дования представлены в таблице (табл. 3). ваны на пятом курсе. В процессе исследования

Таблица 3

Использование студентами ФФК и БЖ научно-методического обеспечения

в учебной деятельности

Источники КУРСЫ

1 2 3 4 5

Не используют - 13,4 13,2 13,6 -

Учебники 93,1 77,3 36,8 72,7 50,5

Нучно-метод. журналы - 4,5 - 4,5 -

Конспекты лекций 95,3 81,7 86,9 68,2 94,6

Метод, материалы 22,6 50,0 39,4 45,5 53,8

Так как студенты могли выбирать несколько вариантов, то сумма % не равна 100%. Анализ результатов исследования наглядно показывает такие недостатки в организации СРС, как использование в учебной деятельности методичес-

ких материалов, и особенно научно-методических журналов. В ходе исследований были получены результаты отношения студентов к обучению на ФФК и БЖ, а также показатели удовлетворенности от самостоятельной работы (табл. 4).

Таблица 4

Самооценка студентами удовлетворенности в учебной деятельности

и самостоятельной работе

Самооценка КУРСЫ

1 2 3 4 5

Ответственность в уч. деят 3,56 3,77 3,72 3,95 4,02

Удовлетв. СРС 3,43 3,78 3,37 3,68 3,75

Удовлетв. обуч. на ФФК 4,21 4,14 4,36 3,91 4,75

Готовности к СРС 3,28 3,91 3,51 3,73 4,05

Результаты исследования показывают положительную динамику ответственности в учебной деятельности с первого по пятый курс, в то же время необходимо отметить, что удовлетворенность от самостоятельной работы практически не изменяется, что является тревожным

фактором. В связи с темой нашего исследования, были получены субъективные результаты опроса студентов о психолого-педагогических аспектах организации самостоятельной работы в процессе обучения на ФФК и БЖ (табл. 5).

Таблица 5

Субъективные результаты опроса студентов о психолого-педагогических аспектах организации самостоятельной работы

ВОПРОС КУРС

2 3 4 5

1. Обеспечивает ли преподаватель эмоциональный настрой на учебных занятиях 4,17 3,23 3,84 4,27

2. Обеспечивает ли преподаватель индивидуальный иод-ход на учебных занятиях 3,49 3,46 3,68 4,58

3. Придерживается ли преподаватель "субъект-субъектных" отношений 3,28 3,61 3,59 4,49

4. Формирует ли преподаватель системные представления об изучаемых процессах и явлениях 4,18 3,87 4,01 4,56

5. Подчеркивает ли преподаватель практическую направленность учебного материала 4,33 3,98 3,99 4,78

б. Владеет ли преподаватель средствами и методами самостоятельной работы 4,52 4,02 4,23 4,74

7. Создаются ли преподавателями условия для самостоятельной работы 4,08 3,32 4,03 4,71

8. Оценивает ли преподаватель не только правильность ответа, но и его оригинальность и индивидуальность 3,48 3,38 3,82 4,83

ИТОГО: 4,32 3,61 3,90 4,63

Анализ самооценки студентами психолого-педагогических аспектов организации самостоятельной работы в учебной деятельности по-

зволил выявить ряд недостатков. Так студенты 2 - 4 курса отмечают, что преподаватели не в полной мере обеспечивают индивидуальный

подход на учебных занятиях, и как правило, не обеспечивают на занятиях «субъект-субъектных» отношений. В то же время студенты отмечают, что преподаватели владеют средствами и методами самостоятельной работы, но в то же время условия для их реализации создаются не всегда. Можно также отметить, что в

Уровень научно-исс

реализации личностно-ориентированного обучения не вполне реализован индивидуальный подход в оценивании знаний. В ходе опытно-экспериментальной работы методом экспертной оценки был выявлен уровень готовности студентов к осуществлению научно-исследовательской деятельности (табл. 6).

Таблица 6

овательских умений

ГРУППА Уровень научно-исследовательских умений

До эксперимента После эксперимента Прирост, %

Экспериментальная группа 3,18 3,96 24,5

Контрольная группа 3,11 3,61 16,1

Таким образом, можно констатировать, что уровень научно-исследовательских умений у студентов ФФК и БЖ является не высоким. В то же время применение экспериментальной технологии позволило существенно повысить (на 24,5%) научно-исследовательские умения в

экспериментальной группе. Динамика изменения уровня готовности к самостоятельной работе в экспериментальной и контрольной группах в ходе педагогического эксперимента по итогам анкетирования студентов и экспертной оценки представлены в таблицах (табл. 7, 8).

Таблица 7

Результаты педагогического эксперимента по формированию готовности студентов ФФК и БЖ к самостоятельной работе

УРОВНИ Экспериментальная группа, п=31 Контрольная группа, п=28

До После До После

эксперимента, % эксперимента, % эксперимента, % эксперимента, %

Творческий - 6,5 - -

Эвристический 39,5 50,4 33,6 40,8

Репродуктивный 63,5 43,1 66,4 59,2

Начальный - - - -

Таким образом, можно констатировать, что за время формирующего эксперимента в экспериментальной группе 6,5% студентов проявили готовность к самостоятельной работе на творческом уровне, тогда как в контрольной группе таких студентов не обнаружено. В экспериментальной группе на 10,6% увеличилось количество студентов на эвристическом уровне, и соответственно уменьшилось на репродук-

тивном уровне (на 12,4%). Показатели готовности к самостоятельной работе в контрольной группе за время педагогического эксперимента изменились незначительно, хотя можно констатировать некоторое улучшение их готовности к данной деятельности. Так, на эвристическом уровне показатели улучшились на 7,2%, но в то же время, как уже было отмечено, на творческом уровне изменений не обнаружено.

Таблица 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты педагогического эксперимента по формированию готовности студентов ФФК и БЖ к самостоятельной работе (на основе экспертной оценки)

УРОВНИ Экспериментальная группа, п=31 Контрольная группа, п=28

До После До После

эксперимента, % эксперимента, % эксперимента, % эксперимента, %

Творческий - 3,2 - -

Эвристический 33,1 48,0 20,3 27,6

Репродуктивный 60,5 54,4 72,4 68,8

Начальный 6,4 3,2 7,3 3,6

Результаты исследования готовности студентов ФФК и БЖ к самостоятельной работе на основе экспертной оценки также позволили определить более положительную динамику данной готовности в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной. В то же время можно констатировать, что экспертные оценки отличаются от результатов анкетирования студентов. Можно отметить, что студенты несколько завышают свои умения и навыки. Но в целом результаты, как анкетирования, так и экспертной оценки позволяют судить об эффективности разработанной и внедренной технологии формирования готовности к самостоятельной работе.

В процессе исследований нами выявлялось эмоциональной отношение студентов к учебной деятельности в процессе формирующего эксперимента.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, которые отражают отношение человека к миру, людям, процессам и результатам его деятельности. Исходя из этих позиций, нами была проведена диагностика эмоционального состояния студентов контрольной и экспериментальной групп в процессе использования модульной программы самостоятельной работы, с использованием « Теста цветовых предпочтений (М. Люшера)». Результаты даны в %. Цифрами, по горизонтали, обозначены: 1- позитивное отношение; 2- нейтральное; 3 - негативное (Рис. 2, 3).

"Занятие - содержание"

80 60 40 20 0

68

61

20 24

12 15

□ экспер. В контрол.

Рис. 2. Эмоциональное состояние по параметру «Занятие - содержание»

Ш

"Занятие - форма"

100 : 82

80

60 48 34 □ эспер.

40 18 ■ контрол.

20 11 7

0 1 1

1 2 3

Рис. 3. Эмоциональное состояние студентов по параметру «Занятие - форма»

Анализ полученных результатов (рис. 2, 3) экспериментальной группы по параметрам «Занятие - форма» и «Занятие - содержание» наблюдается более высокий процент позитивно настроенных студентов, чем в контрольных. Количество студентов занимающих нейтральную позицию по данным параметрам в экспериментальных группах снижается.

Таким образом, можно отметить, что эмоциональное восприятие студентами экспериментальной группы занятий с использованием разработанной нами технологии более позитивное. Следовательно, это способствует повышению уровня мотивации самостоятельной работы, что является важным фактором учебного процесса.

Для определения мотива самостоятельной работы, как показателя аксиологического компонента, использовалась методика А. Мехраби-ана, адаптированная применительно к нашим исследованиям. Для диагностики были определены четыре уровня: начальный (преобладание мотивации на избегание неудач и низкий уровень притязаний); репродуктивный (мало выраженная мотивация на успех); эвристический (средне выраженная мотивация на успех); творческий (высокий уровень притязаний и ярко выраженное стремление к успеху).

В процессе исследования были получены следующие результаты, переведенные в проценты (табл. 9).

Таблица 9

Показатели мотивации на учебные достижения студентов экспериментальной

и контрольной групп

УРОВНИ Экспериментальная группа, п=31 Контрольная группа, п=28

До После До После

эксперимента, % эксперимента, % эксперимента, % эксперимента, %

Творческий 3,2 9,6 - 3,6

Эвристический 17,2 32,1 14,4 18,1

Репродуктивный 76,4 58,3 74,8 71,0

Начальный 3,2 - 10,8 7,3

Анализ тестирования показывает, что в экспериментальной группе повысился процент студентов с высокой мотивацией на успех в учебной деятельности на творческом уровне (на 6,4%) и на эвристическом уровне (15,9%). Од-

новременно мы наблюдаем, что значительно снизилось количество студентов с низкой мотивацией: на репродуктивном уровне на 18,1% и на начальном уровне на 3,2%. В контрольной же группе изменений практически не произош-

ло. Мы наблюдаем некоторое повышение студентов на творческом уровне (на 3,6%) и на эвристическом уровне (на 3,7%), что, конечно же, значительно ниже прироста в экспериментальной группе.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента подтвердили выдвинутое предположение о возможности целенаправленного формирования готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе.

Выводы:

1. Готовность студентов факультета физической культуры к самостоятельной работе - есть сложное структурное образование, она включает компоненты (аксиологический, когнитивный, рефлексивный и операционально-дея-тельностный).

2. Педагогическая технология формирования готовности студентов факультета физической культуры к самостоятельной работе включает последовательные блоки: целевой, где ставится цель, как проект ожидаемого результата деятельности и частно-дидактические цели, отражающие этапы формирования готовности к самостоятельной работе; процессуально-технологический блок, в рамках которого осуществляется отбор средств, методов форм реализации самостоятельной работы, а также разрабатывается система контроля и оценки самостоятельной работы; диагностический блок, в рамках которого осуществляется диагностика эффективности самостоятельной работы студентов на основе совокупности тестов, направленных на диагностику умений и знаний самостоятельной работы, мотивации самостоятельной деятельности и направленности на достижения; блок педагогических условий.

3. По итогам опытно-экспериментальной работы доказана эффективность личностно-ориентированной технологии формирования готовности будущих педагогов физической культуры к самостоятельной работе.

4. Определены педагогические условия формирования готовности студентов к самостоятельной работе: повышение мотивации; учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности; управление самостоятельной

работой на основе индивидуализации обучения; создание системы разноуровневых модульных заданий, различного уровня сложности; организация контрольно-оценочной деятельности на основе модульно-рейтинговой системы; коррекции учебной деятельности.

Примачания

1. Алексеев, H.A. Личностно- ориентированное обучение; вопросы теории и практики / H.A. Алексеев. -Тюмень, 1995. - 95 с.

2. Бабанский, A.A. Педагогика / A.A. Бабанский. - М. : Просвещение, 1988. - 479 с.

3. Богданова, В .В. Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта (на материале преподавания психолого-педагогических дисциплин) : автореф. дисс. ...канд. пед. наук / В.В. Богданова. - Уфа, 2006. - 24 с.

4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ори-ентированного обра-зования: монография / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2000. - 254 с.

5. Борщевский, A.A. Личностно-ориентированный подход в профессиональной подготовке педагога по физической культуре: автореф. дисс. ...канд. пед. наук / A.A. Борщевский. - Томский гос. пед. ун-т, 2007. - 24 с.

6. Выдрин, В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: учебное пособие / В.М. Выдрин.

- CПбГAФK им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 74 с.

7. Виленский, М.Я. Индивидуальные особенности формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры : [Учет индиви-дуал.-психол. особенностей личности] / М.Я. Виленский, C.H. Бегидова // Пед. образование и наука. - 2003.

- 3. - C. 15-19.

8. Григорьев, O.A. Самообразование в формирование компетентности специалиста по физической культуре / O.A. Григорьев, A.A. Лотоненко, В.В. Лобачев // Теория и практика физич. культуры. - 2007. - №5. -С. 7.

9. Григорьев, O.A. Педагогические условия формирования творческого потенциала студентов в учебно-воспитательном процессе физкультурного вуза / O.A. Григорьев // Научно-методический журнал «Культура физическая и здоровье». - 2008. - № 2 (16). - С. 2225.

10. Дурай-Новакова, К.М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности. Aвтореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1983. - 46 с.

11. Железняк, Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 5. - С. 47-53.

12. Зволинская H.H. Пути обновления квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту / H.H. Зволинская, В.И. Маслов // Теория и практика физич. культуры. - 2003. - № 12. - С. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.