М. Н. Попов,
кандидат педагогических наук, РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» г. Ялта
УДК 371.477 (09)
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
С овременная система высшего профессионального образования предусматривает изменения в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров нового поколения, готовых к выработке индивидуальной траектории внутри социальной жизни, проектированию и реализации собственного образовательного маршрута, обладающих набором необходимых компе-тентностей в разных областях деятельности, способных быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Анализ проблемы адаптации студентов позволил выявить противоречия между возросшей потребностью общества в учителе, способном быстро адаптироваться к социальным изменениям, и недостаточным учётом этого требования при организации учебно-воспитательного процесса в вузе; потребностью преподавателей вуза внедрять в повседневную педагогическую практику технологию тьюторского сопровождения студентов и отсутствием должного программно-методического обеспечения; потребностью студентов в построении программ профессионально-личностного развития и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий для этого.
Украинскими и зарубежными учёными накоплен ценный опыт по изучению проблемы адаптации, полноценного включения студентов в учебно-воспитательный процесс
вуза, по анализу основ тьюторской деятельности, её форм и методов (А. Багачук, И. Гаврилов, А. Долгруков, Н. Пилипчевская, другие) [2; 3; 4]. Вместе с тем вопросы разработки, реализации и сопровождения программ профессионально-личностного развития студентов в педагогическом вузе исследованы неполно.
Поэтому целью статьи является целостная характеристика тьюторского сопровождения студентов вуза.
Для отечественной педагогической науки понятие «тьютор» как самостоятельный термин не ново, так как, по сути, тьютор - это наставник. Как известно, институт наставничества успешно существует в отечественной системе воспитания с древности, что же касается самого термина «тьютор», то впервые в практику отечественных учебных заведений оно введено Е. Марковым (1835-1903) в Симферопольской мужской казённой и Симферопольской женской казённой гимназиях. На заседании педсовета Симферопольской мужской казённой гимназии 22 апреля 1866 г. директор гимназии Е. Марков предложил на обсуждение коллегам составленную им «Записку о тьюторстве» [1].
Сейчас мы рассмотрим собственно деятельность тьютора в образовательном процессе (см. рис. 1).
Посмотрим на деятельность тьютора в образовательном процессе с точки зрения функций тьютора, исполняемых им ролей, уровней компетентности, построения карьеры, особенностей психологии.
Компетентностный взгляд на деятельность тьютора определяет необходимые знания, умения, навыки, способности, характеризующие тьютора как профессионала. Карьерный взгляд на деятельность тьютора показывает его развитие. Этот аспект деятельности (по мнению многих авторов) важен для тех, кто мыслит процессами, а не состояниями, кто лучше понимает любое явление, когда видит его в изменениях.
Таблица № 1
Становление и развитие термина «тьютор» и идеи тьюторского сопровождение
в России Г251
Период Объяснение термина Источник
Ок. 1701 -1707 гг. защитник Лексикон вокабулам новым, рукопись начала XVIII века / Бан 32.6.14., Л.18 об.
1861 защитник, попечитель Полный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / К. В. Л. Гейзе, СПб., 1861., С. 515
1865 наставник Miklosich Fr. Lexicon palaeosovenico-graeco-latinum. Vindbonae Guieimus Braumueller. Vindobonae, 1862 - 1865. C. 414
1865 надзиратель в высших учебных заведениях Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней / Сост. А. Д. Михельсон, М., 1865, С. 630
1866 наставник, воспитатель Е . Марков «Записка о тьюторстве» Симферопольская мужская гимназия училищная дисциплина 1868. - ГААРК, ф. 104, оп. 1, ед. хр. 134
1868 наставник, воспитатель М. Катков (13 января 1868 года был учреждён Лицей Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась эта должность)
1880 защитник, попечитель в учебных заведениях Словотолкователь 55 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке / сост. И. Ф. Бурдон. М., 1880, С. 685
1907 в высших учебных заведениях молодой учёный, помогающий профессору вести практические занятия со студентами Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. 3-е изд. / Сост. М. Попов, М., 1907. С. 411.
1907 репетитор,гувернёр, попечитель, надзиратель в вузах Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. / Сост. и изд. Ф. Ф. Павленков, СПб., 1907, С. 637
1910 опекун, попечитель, защитник, гувернёр,репетитор Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. / Сост. и изд. А. Н. Чудинова, СПб., 1910, С. 584
1997 лицо, имеющее учёную степень, которому вверен надзор за студентом Современный Оксфордский словарь английского языка «Concise Oxford dictionary of current English»
2010-2012 индивидуальный наставник Положение «О системе тьюторства в РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)»
Рис. 1. Структура деятельности тьютора
Психологический взгляд на деятельность тьютора раскрывает тонкие грани внутренней готовности в её исполнении. Этот аспект деятельности дополняет её внешнюю сторону различением её внутренних событий (см. рис. 2).
Выбор эффективной стратегии
Групповая и
индивидуальная
работа
Организация обратной связи и рефлексии
Рис. 2. Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к студентам
К отношениям тьютора с обучающимися подходит понятие «роли». Роль - проекция некоего отношения. Ролевой взгляд на деятельность позволяет показать особое поведение тьютора, которое максимально способствует осуществлению функций. Рассмотрим роли, которые тьютор может играть в отношениях со студентами, чтобы успешно влиять на образовательный процесс.
Отношения с обучающимися уже предполагают исполнение некоей роли. Эта роль - тьютор. Но, выступая по отношению к обучающимся как тьютор, педагог устанавливает с ними и другие отношения. Эти роли делят на два типа: содержательные и формальные (см. рис. 3).
Типы ролей тьютора
Содержательные Формальные
роли тьютора роли тьютора
Рис. 3. Типы ролей тьютора в отношениях с обучающимися
Можно выделить такие роли тьютора: 1) консультант; 2) наставник, 3) менеджер, 4) педагог, 5) андрагог, 6) маркетолог. Например, роль педагога связана с умением передавать знания по предмету; роль андрагога - с умением практически управлять процессом обучения с учётом особенностей обучающихся; роль маркетолога определяется умением понимать и удовлетворять потребности обучающихся.
Эти роли рассматриваются как «содержательные», то есть связанные с содержанием отношений между тьютором и студентами, но у тьютора есть и другие роли - «формальные», поскольку они отражают форму различных содержательных отношений с обучающимися.
Выступая в роли консультанта или наставника или в другой содержательной роли, тьютор устанавливает разные формы отношений со студентами: 1) командно-подчинённые, требуя от них выполнения приказаний; 2) партнёрские, договариваясь с ними; 3) отеческие.
Эти и другие виды формальных отношений тьютор проявляет всюду. Всё, что говорит тьютор, необратимо: смысл сказанного будет воспринят аудиторией и повлияет на её восприятие всего того, что будет сказано впоследствии. Кроме того, выделяют такие роли тьютора: 1) «арбитра» -он одобряет поступки студентов; 2) «равного» -он проводит общие дискуссии; 3) «учебного образца».
Роли «арбитра» и «равного» очень важны для образовательного процесса, хотя и в разной степени. В обоих случаях желаемым результатом всегда будет самостоятельная содержательная рефлексия обучающихся. Роль «учебного образца» подходит для репродуктивного изложения материала.
Разделим все формальные роли тьютора на два типа:
1) роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентированный на студента»;
2) роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентированный на тьютора».
Из трёх выделенных ролей к первому типу относится роль «равного» и в какой-то мере роль «арбитра». Ко второму типу относится роль «образца» и частично - роль «арбитра». Такой двойственный характер роли «арбитра» объясняется особенным контекстом, в котором она проявлена тьютором.
Когда тьютор тем или иным способом объясняет обучающимся содержание курса, тогда «знания» передаются от тьютора к обучающимся. Такое перемещение знаний является частью работы тьютора, но лишает студентов возможности собственного продвижения к пониманию идей и концепций. Поэтому такое поведение тьютора ориентировано на него самого, а не на студентов. Тем не менее, роль «перемещателя» необходима в некоторых учебных ситуациях.
В других случаях тьютор проверяет понимание студентами идей курса, формирует в их сознании определенную «конструкцию», создавая требуемый образ идеи или концепции. Считают, что при этом он выполняет роль «формирователя». Роли «перемещателя» и «формирователя» являются разновидностями роли тьютора как «арбитра».
В роли тьютора как «равного» утверждается подход «ориентация на обучающегося», так как признаётся интеллектуальная автономия обучающихся.
Выделяют следующие разновидности роли тьютора как «равного»: тьютор - гид, тьютор - «выращиватель». В роли гида тьютор словно подводит обучающихся к пониманию идеи, исполняя роль «гида» в их познавательном путешествии. В роли «выра-щивателя» тьютор способствуют «росту» личностного подхода обучающихся к изучению материала курса.
Смысл рассмотренных ролей тьютора наглядно демонстрирует рис. 3. Четыре роли (обозначенные начальными буквами их названий) представлены как квадранты круга. Из сочетания этих фигур создается образ «всестороннего тьютора».
Всесторонний тьютор должен легко действовать во всех четырёх квадрантах. Он знает, когда ему действовать в пределах одного квадранта, а когда - переходить к другому. Такому тьютору известны возможности каждой роли, он способен их использовать. Из рисунка видно, что квадранты одинаковы, каждый из них является частью арсенала тьютора. Все они заслуживают одинакового внимания и образуют пространство ролевой свободы всестороннего тьютора (см. рис. 4).
Рис. 4. Образ всестороннего тьютора
Ключевыми понятиями в характеристике деятельности тьютора являются понятия «компетентности» и «профессиональности».
Профессиональность тьютора имеет следующие характеристики: 1) уровень профессиональных знаний; 2) уровень профессиональных умений или навыков; 3) способности к выполнению деятельности тьютора.
Рост профессиональности тьютора рассматривают как расширение области его знаний, навыков, способностей и профессиональных намерений. Рост компетентности проявляется в расширении знаний, оттачивании навыков деятельности, развитии способностей, усилении настроя на деятельность.
Требования к компетентности тьютора в образовательном процессе определяются несколькими обстоятельствами: 1) деятельность тьютора осуществляется в реальном времени и связана с людьми, что требует быстрых решений; 2) тьютор - организатор образовательной, мыслительной и других
видов деятельности обучающихся, что требует владения практическими навыками.
Могут быть выделены такие компетентности тьютора: 1) игротехник - мастер в области технологии обучающих игр; 2) эксперт - мастер разработки экспертных решений в области образовательных технологий; 3) теоретик - хороший эксперт по предмету; 4) консультант - специалист по исследованию практических проблем; 5) методолог - специалист по разработке и адаптации технологий образования.
Эти специализации могут быть с выгодой для студентов использованы образовательным учреждением и тьюторами.
Рассмотрим потенциальные направления развития деятельности тьютора, с которыми связаны направления развития профессиональности и карьерного роста. В работе со студентами могут быть выделены особые грани развития профессиональности тьютора. Проанализируем их.
Карьера тьютора может развиваться в следующих основных направлениях: 1) расширение репертуара освоенных ролей; 2) специализация деятельности; 3) развитие типов интеллектуальной деятельности;
4) повышение уровней качества мастерства;
5) освоение сфер деятельности в образовательном пространстве.
Эти направления образуют своеобразный «веер» развития карьеры тьютора (см. рис. 5).
Рис. 5. «Веер» направлений развития карьеры тьютора
Не менее важно понятие «специализация» в деятельности тьютора, возникаю-
щая, с одной стороны, в связи с разнообразием образовательных потребностей студентов, а с другой стороны, в связи с особыми предпочтениями тьютора. Каждый тьютор предпочитает какой-то определённый тип работы, что можно рассматривать как специализации деятельности тьютора, которая осуществляется на основе реализации различных типов его интеллектуальной деятельности:
1) репродуктивного типа - деятельность в виде повторения известного набора мыслительных процедур;
2) творческого типа - деятельность в виде изобретения мыслительных процедур, ограниченных пределами выученного;
3) креативного типа - деятельность в виде свободного создания смыслов в соответствии с задачей.
С каждым освоенным типом интеллектуальной деятельности у тьютора открываются новые возможности, которые отражаются на его карьере и личности (см. табл. 2).
Таким образом, исследование тьютор-ской деятельности позволило выявить её основные организационные формы и методы, уточнить понятие «тьюторская деятельность», под которой понимаем совместную деятельность тьютора и тьюто-рируемого, направленную на осознание студентами возможностей использования ресурсов учебно-воспитательного процесса вуза для построения и реализации программ личностного и профессионального развития в социально значимой деятельности.
Перспектива исследования открывается в разработке и описании моделей индивидуализации образовательного процесса в системе высшего профессионального образования, концепции тьютор-ской деятельности в педагогическом вузе, формировании тьюторской компетентности у педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Таблица № 2
Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к студентам
Типовые задачи Функции
Установление контакта со студентом Диагностика; целеполагание
Мотивация студента Мотивация
Выбор эффективной стратегии Организация деятельности
Организация групповой и индивидуальной работы Коррекция
Организация обратной связи Контроль
Таким образом, исследование тьюторской деятельности позволило выявить её основные организационные формы и методы, уточнить понятие «тьюторская деятельность», под которой понимаем совместную деятельность тьютора и тьюторируемого, направленную на осознание студентами возможностей использования ресурсов учебно-воспитательного процесса вуза для построения и реализации программ личностного и профессионального развития в социально значимой деятельности.
Перспектива исследования открывается в разработке и описании моделей индивидуализации образовательного процесса в системе высшего профессионального образования, концепции тьюторской деятельности в педагогическом вузе, формировании тьюторской компетентности у педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
АННОТАЦИЯ
В условиях реализации компетентностно-ориентированной модели образования возникла острая необходимость в организации системы тьюторства. Тьютор способствует практической реализации в университете индивидуального образова-
тельного сопровождения студента, направленного на формирование гармонично развитой личности в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: тьютор, роли тьютора, компетенции тьютора, профессионализм тьютора.
АНОТАЦ1Я
В умовах реашзацп компетентшсно-орiентованоl моделi освгги виникла гостра необхвдшсть в оргашзацп системи тьютор-ства, оск1льки однieю з ключових компе-тенцiй е саморозвиток учня. Тьютор сприяе практичнiй реалзацп в университет шди-вщуального освпнього супроводу студента, спрямованого на формування гармонiйно розвинено! особистосп в процеа навчання у вузi.
Ключовi слова: тьютор, ролi тьютора, компетенцц тьютора, професюналзм тьютора.
SUMMARY
In the conditions of realization of the competence-oriented model of education there was a sharp necessity in organization of the system of tutoring, because one of key jurisdictions is self-perfection of student. Tutor is instrumental in practical realization in the university of individual educational accompaniment of the student directed on forming of the harmoniously developed personality in the process of teaching in an institute of higher.
Keywords: Tutor, the role of the tutor, tutor competence, professionalism tutor.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный архив в Автономной Республике Крым, ф. 104, оп. 1, ед. хр. 134.
2. Багачук А. В. Воспитательное пространство педагогического вуза как условие формирования ключевых компетентностей / А. В. Багачук, И. К. Гаврилов, Н. В. Пилипчев-ская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2008. - Выпуск 3 (77) ; сер. : «Педагогика и психология». - С. 25-28.
3. Долгоруков А. М. Практическое руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий / А. М. Долгоруков - М. : ЦИТО, 2002. - 123 с.
4. Пилипчевская Н. В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика / Н. В. Пилипчевская //
Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2008. - Выпуск 2 (76) ; сер. : «Педагогика». -С. 15-19.
5. Рыжов А. Н. К истории содержания термина «тьютор» в России в XVIII - начале XX веков /А. Н. Рыжов // Тьюторское сопровождение. - 2012. - № 3(4). - С. 11-15.
НАШ ВЕРН1САЖ