DOI 10.25588/CSPU.2019.79.54.012
УДК 796.011 ББК 74.484
А. А. Чепуренко1, Л. П. Юздова2
^RCID 0000-0002-5497-9328 Кандидат филологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. ^
E-mail: [email protected] ^
2ORCID № 0000-0001-5309-3835 Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка,
литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected] §
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОМ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
Материалы и методы. Основными методами и приемами исследования вопроса формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов в процессе изучения курса «Педагогическая риторика» явились анализ научной и методической литературы, обработка данных, обобщение, систематизация собственного опыта работы.
Ж; §
а л S л ж -к к к
f у
-S а
Аннотация
Введение. Дисциплина «Педагогическая риторика» помогает студен- а там осмыслить основополагающую роль коммуникации в профессиональной деятельности педагога. Отмечается специфика педагогической речи. В р целом владение способами эффективной коммуникации — это не просто владение одним из компонентов профессионального мастерства педагога, это показатель педагогической состоятельности учителя. Цель статьи — и показать формирование коммуникативной компетентности будущих педа-
г о г о №
№ §
о к л о
0
л у
л
л
ж
1
3 3
о
гогов в процесс изучения курса «Педагогическая риторика». Л
f
о
г о
г к
л
л
о *
о
Й 3
к
3 к * к
Результаты. Установлено, что структура формируемой у студентов, будущих учителей, коммуникативной компетентности достаточна сложна, что в целом обусловливает и многоаспектность «Педагогической риторики» как предмета изучения. В связи с этим курс «Педагогическая риторика» интегрирует в себе информацию из различных лингвистических и речеведческих дисциплин, в частности традиционного языкознания, культуры речи, коммуникативной лингвистики, психолингвистики, паралингвистики, социолингвистики, лингвопрагматики, теории текста и дискурса, стилистики и других. Считаем целесообразным представить содержание вузовского курса «Педагогическая риторика» в виде последовательно изучаемых разделов (модулей): 1) теоретические основы педагогической риторики; 2) техника речи педагога; 3) культура речи педагога; 4) культура педагогического общения; 5) педагогический риторический идеал. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции будет осуществляться последовательно по принципу «от теории к практике».
Заключение. Формирование коммуникативной компетенции у студентов, будущих учителей, происходит последовательно: выявляются составляющие компетенции, определяются ступени ее формирования средствами дисциплины «Педагогическая риторика».
Ключевые слова: педагогическая риторика, педагог, студент, коммуникативная компетенция, компетентность, язык, речь, культура речи.
Основные положения:
Доказана обоснованность введения дисциплины «Педагогическая риторика», дана характеристика содержания, описаны разделы (модули) курса. Выявлены и выстроены последовательно составляющие коммуникативной компетенции.
ö 1 Введение (Introduction) дисциплиной «Педагогическая ри-
tri В учебных программах бакалав- торика», что, безусловно, имеет под со-
риата (направление подготовки «Пе- бой веские основания. С одной сто-дагогическое образование») дисцип- роны, введение «Педагогической ри-
§
ä
I
^ лина «Культура речи» (или «Русский торики» в образовательную програм-
язык и культура речи») заменена му объясняется особой ролью комму-
никации в профессиональной деятельности учителя, педагога (владение приемами риторики способствует повышению качества коммуникации), с другой стороны, нововведение объясняется особой спецификой педагогической речи по сравнению с речью представителей других профессий.
Бесспорно, владеть речью необходимо любому человеку, находящемуся в социуме. Особо следует отметить необходимость качественного владения речью для специалиста с высшим образованием, в связи с этим курс культуры речи изучался на всех факультетах вузов любой направленности. Но для педагога слово является основным орудием труда, «главным средством реализации всех задач собственно методического и дидактического характера» [1]. Владение словом, речью и, шире, способами эффективной коммуникации становится для учителя не просто компонентом его профессионального мастерства, а показателем его педагогической состоятельности.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Методами и приемами изучения вопроса формирования коммуникативной компетенции будущих педа-
гогов в процессе изучения курса педагогической риторики стали анализ научной и методической литературы, обработка данных, обобщение, систематизация собственного опыта работы.
3 Результаты и обсуждение (Results and discussion)
Педагогическая риторика, согласно определению из специализированного словаря, — это «одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации» [2, с. 135]. Предметное поле частных риторик образуют особенности коммуникации и речевого поведения в различных сферах человеческой жизнедеятельности. По мнению Е. В. Калмыкова, «данный раздел риторики изучает области «повышенной речевой ответственности» — те сферы деятельности человека, которые непосредственно связаны со всевозможными речевыми ситуациями» [3]. К таким областям естественно и закономерно относится сфера обучения.
Педагогическая риторика как особая наука возникла и сложилась во второй половине прошлого века за ру-
1
1
0
№ а
ж
1
л «
о
ж 1
а
s 1
№ ж
0
Kl «
§
ж № s № ж
-к
1
1
il -S
S
ж
№ l
а
г о
г о
л
л ж
з
о
к №
о
о №
Л
№
ж
I
â з
0 а
ж №
1 а
г о
г 1
Л
№
о « о
K з
1
s
оз 1
« 1
а
«о
0
-"О §
§ ж
1
бежом. В Россию эта научная дисциплина проникает в 90-х годах, но уже сейчас в отечественной науке представлено несколько концепций педагогической риторики. В научной школе профессора Т. А. Ладыженской (Н. А. Ипполитова, З. С. Смелкова, О. Ю. Князева) риторика интерпретируется в качестве курса лингвистики речи, для овладения которым нужно понять специфику общения и освоить правила создания высказываний в различных коммуникативных ситуациях, в том числе профессиональных [1]. А. К. Михальская разрабатывает теорию риторического педагогического идеала [7]. Н. Д. Десяева и ее последователи трактуют педагогическую риторику как «область знаний о закономерностях создания и условиях эффективности профессиональной публичной речи педагога» [5, с. 6]. Объединяет все названные концепции представление о цели преподавания педагогической риторики. В самом общем виде она обозначается как формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов.
Коммуникативная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное
общение в профессиональной сфере и решение задач, составляющих суть той или иной профессиональной деятельности. Составляющими коммуникативной компетентности педагога, на наш взгляд, являются:
- знания о закономерностях, методах, средствах и формах организации эффективной коммуникации в профессиональной сфере;
- умения устанавливать контакт с учениками (воспитанниками), их родителями (законными представителями), коллегами и руководством, профессионально пользоваться речью в различных ситуациях педагогического общения, вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с субъектами образовательного процесса для достижения определенных целей;
- владение ораторским искусством (педагог, по своей сути, оратор, так как основной формой его взаимодействия с обучающимися выступает публичная речь).
По выражению Н. Д. Десяевой, «формирование коммуникативной компетентности будущих учителей предполагает развитие у них умений и навыков решения с помощью речевой деятельности профессиональ-
ных задач» [5, с. 4]. Соответственно, задачами изучения педагогической риторики в высших учебных заведениях мы рассматриваем:
1) изучение теоретических основ педагогической риторики как науки;
2) развитие коммуникативных умений, обеспечивающих решение задач в профессиональной педагогической деятельности;
3) формирование и совершенствование навыков устного публичного выступления.
Сложность структуры коммуникативной компетентности учителя, воспитателя, наставника обусловливает многоаспектность педагогической риторики как предмета изучения. В связи с этим она интегрирует в себе знания из различных лингвистических и речеведческих дисциплин: традиционного языкознания, культуры речи, коммуникативной лингвистики, психолингвистики, паралингвистики, социолингвистики, лингвопраг-матики, теории текста и дискурса, стилистики и др.
Исходя из вышесказанного, мы считаем целесообразным представить содержание вузовского курса «Педагогическая риторика» в виде последовательно изучаемых разделов (мо-
дулей):
1. Теоретические основы педагогической риторики.
2. Техника речи педагога.
3. Культура речи педагога.
4. Культура педагогического общения.
5. Педагогический риторический идеал.
Данные разделы и их последовательность не только соответствуют классическим принципам «от теории к практике» и «от простого к сложному», но и представляют собой своего рода этапы, «ступеньки», определяющие движение будущего педагога к своему риторическому идеалу. Представим кратко содержание каждого модуля.
В первом разделе изучаются следующие теоретические вопросы: «Риторика как искусство, наука и учебная дисциплина», «Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. Цель, задачи, объект и предмет ее изучения», «Понятийно-терминологический аппарат курса». Данные вопросы считаем основополагающими, так как без их освещения изучение педагогической риторики невозможно в принципе. Тема «Риторика как искусство, наука и учеб-
и
о
№ а
ж и
л *
о
ж и
а и
№ ж о
Й §
ж
№
№ ж
-к и
и
ч
Н ж
№
а
г о
г о
л
л ж
о
к №
о
о №
Л
№
ж I
о а
ж № а
г о
г и
Л
№
о * о 3 и
3
о3 и
* и
а в о д
§ ,ко
н
е еурп
е
ная дисциплина» носит историографический характер: хронологический обзор становления и развития риторики с античности до наших дней и ее современное существование в трех ипостасях. Рассмотрение второго вопроса исключительно важно, поскольку эффективность процесса изучения обеспечивается четким осознанием того, что изучаем и зачем это делаем. Незнание понятий и терминов, составляющих фундамент педагогической риторики, делает бессмысленными всякие попытки овладения риторическим мастерством.
Обратим внимание, что даже этот, чисто теоретический, раздел имеет выход в практику, что обусловлено «прикладным характером риторического знания», отмечаемого и признаваемого большинством специалистов. Прикладной характер проявляется в том, что «теоретические положения риторики всегда направлены на практическое применение, на решение реальных задач, связанных с жизнедеятельностью человека» [6]. Так, изучение истории риторики позволяет познакомиться с богатейшим, накопленным в течение тысячелетий, опытом воздействия на слушателей живым, звучащим словом,
постичь его силу и мощь, причем не только созидающую, но и разрушительную, и осознать, какая ответственность лежит на учителе, произносящем речь перед учениками. Следует познакомить обучающихся со структурой общения. Оно подразделяется на вербальное (речевое) и невербальное. В свою очередь вербальное представлено в двух ипостасях, языком и речью. Язык является средством общения, он совершенствуется из поколения в поколение и предлагается человеку в готовом виде в отличие от речи: ее человек формирует сам, это своего рода способ использования средства — языка. Речевая деятельность (речь) представлена устной и письменной формами. Устная форма речевой деятельности подразделяется на говорение и слушание, а письменная — на чтение и письмо.
Второй модуль содержит теоретические сведения о четырех составляющих техники речи: речевом дыхании, голосе, дикции, интонации — и практические задания по их разработке. Значение техники речи для профессиональной деятельности педагога трудно переоценить, поскольку она является, по сути, первой
ступенькой в овладении риторическим мастерством. Как писал академик Н. М. Шанский в предисловии к пособию по технике речи С. Т. Никольской, «от хорошо поставленного голоса, от ясной и правильной речи в значительной мере зависит успех передачи содержания, направленного не только к разуму, но и к чувствам слушателей. Вот почему овладение искусством речи для многих категорий работников становится жизненной необходимостью. Но «всякому искусству предшествует техническое мастерство», — говорил Гёте. Поэтому для каждого профессионала речи речевая техника является первой ступенью в овладении подлинным искусством публичного выступления, ибо невозможно передать всю глубину содержания, эмоциональное и эстетическое богатство речи, если голос монотонен, не развит, а произношение невнятное и орфоэпически неправильное» [7].
Следующей «ступенькой» в процессе формирования коммуникативной компетентности является работа над культурой речи будущих педагогов, которая, по избитому уже, но верному выражению, выступает важнейшей частью общей культуры человека.
Большинство современных ученых-педагогов и методистов уверены, что в школьном образовании умение правильно и ясно излагать свои мысли, хорошо говорить на своем родном языке должно занять достойное место. Важно, чтобы формирование этого умения осуществлялось на уроках по всем предметам образовательного цикла. Огромное влияние на этот процесс оказывает речь самого педагога, которая должна являться образцом для подражания. С сожалением приходится констатировать, что не всегда речь педагога можно назвать образцовой. Так, вместе с задачей формирования речевой культуры школьников необходимо решать проблему повышения уровня речевой и риторической культуры самого учителя» [8]. Теоретическую часть этого раздела составляет определение понятий «культура», «культура речи», «культура речи педагога» (при этом, по нашему мнению, необходимо разграничить эти понятия с понятием техники речи, но одновременно установить их диалектическую взаимосвязь), характеристика коммуникативных качеств речи. В практическом плане данный модуль должен быть направлен на развитие культуры речи сту-
орми и
р о в а н и е к о
ун и
ка т
и в н о к
омп п
е т е н
-К
и
и
д
ду
Н п
е д а г о г о в в п р о
К е
с с е
у ч е н
I кур
р с а п е д а г о г и ч е с к о
Й р
и т ор и к и
а
«о
о
-"О §
§
ж
е
I
е
дентов в нормативном, коммуникативном и этическом аспектах.
Раздел «Культура педагогического общения» в содержательном плане является естественным продолжением предыдущих разделов, поскольку в объем понятия «культура общения» входят понятия «техника речи» (отражающее один вид речевой деятельности — говорение) и «культура речи» (имеющее отношение к двум видам речевой деятельности — говорению и письму и к одному из двух способов общения — вербальному). Таким образом, в названном модуле целесообразно говорить, во-первых, о речевой деятельности в единстве ее четырех видов (продуктивных — говорение и письмо и рецептивных — слушание и чтение) и их специфике в сфере профессионального педагогического общения. Наиболее пристальное внимание специалисты рекомендуют уделять формированию «особого профессионального коммуникативного умения — умения слушать» [9]. Во-вторых, следует рассмотреть невербальную сторону общения, так как внешний вид педагога, его жесты, мимика и другие используемые невербальные средства играют в процес-
се профессиональной коммуникации не менее важную роль, чем речь, и либо подкрепляют ее воздействующий эффект, либо разрушают его. В-третьих, в содержание данного раздела включается характеристика стилей педагогического общения. Закрепить полученные знания можно в процессе анализа и решения коммуникативных ситуаций (взятых из жизненной практики, художественных и документальных фильмов, произведений литературы или смоделированных), поскольку «способность понимать ситуацию, оценивать ее, ориентироваться в ней, управлять ею — это важнейший компонент профессиональной культуры педагога» [10].
Последний раздел «Педагогический риторический идеал» носит обобщающий характер и нацелен на овладение способами подготовки, организации и реализации устного публичного выступления на основе полученных в процессе изучения курса знаний и сформированных умений будущих педагогов. Итогом работы по дисциплине, по нашему убеждению, должен стать сформированный у каждого студента свой риторический идеал современного педагога. Опираясь на определения А. К. Ми-
хальской, мы трактуем педагогический риторический идеал как исторически сложившееся в национальной культуре и существующее в общественном сознании представление о том, какой должна быть речь и речевое поведение педагога. Это сложное понятие, на наш взгляд, интегрирует в себе, с одной стороны, национальный, культурный компонент (отраженный в произведениях устного народного творчества, прежде всего в пословицах и поговорках, а также в авторских художественных произведениях, получивших всеобщее признание) и, с другой стороны, компонент индивидуальный, личностный, так как «... риторическое искусство сугубо личностно, носит индивидуально-творческий характер, отражающий индивидуальный стиль мышления и стиль вербального и невербального общения языковой личности, достигшей уровня адекватного синтеза во владении родным языком» [11]. Кроме того, необходимо сделать обязательный акцент на нравственном, этическом аспекте риторического идеала: история знает нема-
ло примеров того, как владение воздействующим эффектом слова, не подкрепленное моральными принципами, приводило к трагедии не только отдельных людей, но и целые народы. Конечно, идеал по своему определению недостижим, но сформированное у студентов представление об идеальном педагоге-риторе должно стать ориентиром, обеспечивающим их постоянное движение вперед в будущей профессиональной деятельности.
4 Заключение (Conclusion)
Для успешного формирования коммуникативной компетенции у студентов, будущих учителей, необходимо, во-первых, выявить составляющие данной компетенции, во-вторых, следует определить ступени формирования коммуникативной компетенции средствами дисциплины «Педагогическая риторика», для чего не только последовательно выстроить изучаемые в «Педагогической риторике» разделы, или модули, но наполнить их адекватным цели и задачам содержанием.
Библиографический список
1. Педагогическая риторика в вопросах и ответах : учеб. пособие / З. С. Смелкова [и др.] // под ред. Н. А. Ипполитовой. М. : МПГУ, 2011. - 254 с.
в
1 1
з
о
№ а
ж 1
е « о
"ж 1
«а s
1
№ ж о
K «
ж
ж
е s е ж
к 1
1
д -S
S ж
е д а г о г о № № ж з о
к е
о о е
ч
ч
е
ж
I
â з
о а ж е д а г о г 1 ч е о « о
K 1
s 1 « 1
2. Педагогическое речеведение : словарь-справочник / сост. А. А. Князьков; под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М. : Флинта : Наука, 1998. - 311 с.
3. Калмыков Е. В. Риторика в профессиональной деятельности учителя [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования : [сайт]. URL: https://nsportal.ru/vu z/ pedagogicheskie-nauki/library/2017/08/09/ritorika-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya (дата обращения: 19.03.2018).
4. Михальская А. К. Педагогическая риторика : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 379 с.
5. Педагогическая риторика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н. Д. Десяевой. — 2-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
6. Белкина Ю. А. Формирование профессиональной риторической компетенции студентов в курсе «Педагогическая риторика» [Электронный ресурс] // Самарский научный вестник. 2015. № 1(10). C. 38-41 . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-ritoricheskoy-kompetentsii-studentov-v-kurse-pedagogicheskaya-ritorika (дата обращения: 15.03.2018).
7. Никольская С. Т. Техника речи: методические рекомендации и упражнения для лекторов. М. : Знание, 1978. 80 с.
8. Меньшенина С. В. Культура речи и риторическая грамотность педагога [Электронный ресурс] // Глинские чтения, 2007. Сентябрь-октябрь. URL: http://www.glinskie.ru/ common/ mpublic.php?num=257 (дата обращения: 21.03.2018).
9. Вяткина И. В., Хайруллина Э. Р. Дисциплина «Педагогическая риторика» как основа профессиональной культуры педагога [Электронный ресурс] // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 15. С. 255-257. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/distsiplina-pedagogicheskaya-ritorika-kak-osnova-professionalnoy-kultury-pedagoga (дата обращения: 16.03.2018).
10. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. М. : Педагогическое общество России, 2001. 480 с.
11. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М. : Флинта : Наука, 2003. 412 с.
A. A. Chepurenko1, L. P. Yuzdova2
1ORCID 0000-0002-5497-9328 Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-5309-3835 § Doctor of Philology, Professor, Professor of the Department of Russian Language,
у Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature,
c^ South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.
^ E-mail: [email protected]
I FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE
б OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING
^ A COURSE OF PEDAGOGICAL RHETORIC
Abstract
Introduction. The discipline of "Pedagogical rhetoric" helps students to understand the fundamental role of communication in the professional activities of the teacher. The specificity of pedagogical speech is noted. In general, possession of effective communication methods is not just possession of one of the components of a teacher's professional skills, it is an indicator of the teacher's pedagogical viability.The purpose of the article is to show the process of formation of communicative competence of future teachers in the process of studying the course "Pedagogical rhetoric".
Materials and methods. The main methods and techniques of researching the formation of the communicative competence of future teachers in the process of studying the course "Pedagogical Rhetoric" were the analysis of scientific and methodological literature, data processing, synthesis, systematization of their own work experience. §~
Results. It has been established that the structure of communicative competence, formed by students, future teachers, is quite complex, which in general determines the multidimensionality of 3Pedagogical rhetoric3 as a subject of study. In connection with this course on "Teaching rhetoric" integrates information from a variety of linguistic and rechevedcheskih disciplines, in particular the tradi- ^ tional linguistics, speech culture, communicative linguistics, psy-cholinguistics, paralinguistics, sociolinguistics, lingvopragmatiki, £
t
s' g
o s
9
s
c'
a
s ft
I ft
ft I
s
?
I I
a
ft ^
i
theory of text and discourse, stylistics and others. We consider it expedient to present the content of the university course "Pedagogical Rhetoric" in the form of successively studied sections (modules): 1). Theoretical foundations of pedagogical rhetoric. 2). Teacher | speech technology. 3). The culture of speech teacher. four). Culture of pedagogical communication. five). Pedagogical rhetorical ideal. Thus, the formation of communicative competence will be carried f out consistently according to the principle "From theory to practice".
ft
t 9
s a R
Conclusion. The formation of communicative competence among students, future teachers, occurs consistently: the components of competence are identified, the levels of its formation are determined by means of the discipline "Pedagogical rhetoric".
Keywords: pedagogical rhetoric, teacher, student, communicative competence, competence, language, speech, culture of speech.
Highlights:
Proved the validity of the introduction of the discipline "Pedagogical rhetoric", given the characteristics of the content, described sections (modules) of the course. Identified and lined up consistent components of communicative competence.
References
1. Smelkova Z. S., Ippolitova N. A., Ladyzhenskaya T. A., Edr Ippolitovoj N.A. (2011) Pedagogicheskaya ritorika v voprosah i otvetah (uchebnoe posobie) [Pedagogical rhetoric in questions and answers (study guide)] Moscow, MPGU. 254 p. (In Russian).
2. Knyaz'kov A.A. Edrs: T. A. Ladyzhenskoj & Mihal'skoj A. K. (1998) Pedagog-icheskoe rechevedenie (slovar'-spravochnik) [Pedagogical Speech (Reference Dictionary)]. Moscow, Flinta, Nauka. 311 p. (In Russian).
3. Kalmykov E.V. Ritorika v professional'noj deyatel'nosti uchitelya [Rhetoric in the professional activities of a teacher]. Social'naya set' rabotnikov obrazovaniya. Available at: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/08/09/ritorika-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya (Accessed: 19.03.2018). (In Russian).
4. Mihal'skaya A.K. (2013) Pedagogicheskaya ritorika (uchebnoeposobie) [Pedagogical rhetoric (a training manual). Rostov-on-Don, Feniks. 379 p. (In Russian).
5. Edr N.D. Desyaevoj (2013) Pedagogicheskaya ritorika (uchebnik dlya studentov uchrezhdeniy vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya) [Pedagogical rhetoric: a textbook for students of institutions of higher professional education]. Moscow, Izdatel'skij centr "Akad-emiya". 256 p. (In Russian).
6. Belkina YU.A. (2015) Formirovanieprofessional'noj ritoricheskoj kompetencii stu-a dentov v kurse "Pedagogicheskaya ritorika" [Formation of professional rhetorical competence of students in the course "Pedagogical rhetoric"]. Samarskij nauchnyj vestnik. 1 (10),
^ 38-41. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-professionalnoy-ritoricheskoy-^ kompetentsii-studentov-v-kurse-pedagogicheskaya-ritorika (Accessed: 15.03.2018). (In Russian).
7. Nikol'skaya S.T. (1978) Tekhnika rechi (metodicheskie rekomendacii i uprazhneniya | dlya lektorov) [Speech Technique (methodical Recommendations and Exercises for Lecturers)].
Moscow. Znanie. 80 p. (In Russian). ^ 8. Men'shenina S.V. Kul'tura rechi i ritoricheskaya gramotnost'pedagoga [Kul'tura
N
^ rechi i ritoricheskaya gramotnost' pedagoga]. Glinskie chteniya. 2007. Sentyabr'-oktyabr'. Avai-
lable at: http://www.glinskie.ru/common/ mpublic.php?num=257 (Accessed: 21.03.18). (In Russian).
9. Vyatkina I.V., Hajrullina EH.R. (2013) Disciplina «Pedagogicheskaya ritorika» kak osnova professional'noj kul'tury pedagoga [Discipline "Pedagogical rhetoric" as the basis of the professional culture of a teacher]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 15, 255-257. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/distsiplina-pedagogicheskaya-ri-torika-kak-osnova-professionalnoy-kultury-pedagoga (Accessed: 16.03.2018). (In Russian).
10. Murashov A. A. (2001) Pedagogicheskaya ritorika [Pedagogical rhetoric]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii. 480 p. (In Russian).
11. Kazarceva O.M. (2003) Kul'tura rechevogo obshcheniya: teoriya i praktika obucheniya [Culture of verbal communication: theory and practice of learning]. Moscow, Flinta, Nauka. 412 p. (In Russian).
S
2
O
S f
9
s
o' a
s ft
I ft I
S
c
I f
s
?
I I
a
0 h
1
2
I
S
o
I
ft £
s
S' g
9
s
s I
f
£
g
"S
s o
a
R
h I
9
s o