УДК 376 ББК (Ч)75.1
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
М. И. Давиденко
Средняя общеобразовательная школа № 414 г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия
Рассмотрены теоретические и психолого-педагогические основания реализации адаптивной физической культуры в образовательном пространстве школы. Выявлены профессиональные и этические требования к педагогу по адаптивной физической культуре в школе.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, реабилитация детей с ограниченными возможностями.
Место адаптивной физической культуры в образовательном пространстве. Сегодня актуальным представляется переосмысление адаптивной физической культуры в векторе её педагогического развития, рельефной актуализации как направления реабилитации детей, имеющих ограниченные физические возможности.
Индикаторами социального здоровья принято считать уровни рождаемости и смертности, градиент заболеваемости и физического развития индивидов, продолжительность жизни. К сожалению, сведения, аккумулированные за последние несколько лет по приведённым маркерам социального здоровья, свидетельствуют о росте социальных болезней, увеличении количества детей с физическими недостатками (инвалидов). Это говорит о всё более растущей необходимости в профессионалах по адаптивной (реабилитационной) физической культуре в школе.
Под адаптивной физической культурой мы понимаем систему улучшения и гармонизации всех граней и качеств ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических или этических) на основе физических упражнений, социальных и гигиенических факторов. Безусловно, адаптивная физическая культура является междисциплинарной областью деятельности будущих и настоящих педагогов.
Базисом таких междисциплинарных исследований стали труды С. П. Евсеева [4]. В них детально проработаны черты и качества адаптивной физической культуры на синкретичной основе духовного, мыслительного и телесного ингредиентов, а также процессов и их результатов по реабилитации инвалидов.
Состояние ограниченных возможностей, обусловленное стойкими структурными и функцио-
нальными изменениями организма, в настоящее время охватывает более 810 млн чел., составляя не менее 12 % населения планеты. Отсюда в современном обществе высоко востребованы реабилитационные практики. Пожалуй, одними из самых перспективных являются адаптивная физическая культура и спорт [6. С. 15].
Стратегию реабилитации и процесса оздоровления для детей с ограниченными физическими возможностями составляют идущие рука об руку процессы социализации и создания совершенно новой идентичности личности ребёнка.
Формирование и обоснование профессионально-этических и социально-культурных компетенций современных педагогов заслуживают особого внимания. Грамотное использование педагогических и методологических инструментов в работе школьного учителя по адаптивной физической культуре позволяет обеспечить эффективную работу с детьми, страдающими нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного-аппарата.
На сегодняшний день, по данным Всемирной организации здоровья, на планете живёт более 35 млн слабовидящих, из них около 260 тыс. — в России. Количество слабовидящих в нашей стране варьирует от 5 до 7 млн чел. и постоянно увеличивается. Так, близорукость зафиксирована уже более чем у 60 % выпускников российских школ [7]. Стоит отметить, что нарушение зрения приводит к искажению познания мира с помощью других органов чувств, может привести к появлению са-теллитных заболеваний (неврозам, соматическим заболеваниям). Это, в свою очередь, может стать причиной слабости мускулатуры, заболеваний позвоночника и деформирования стоп). Благодаря инструментам адаптивной физической культуры этих неблагоприятных последствий для детского организма можно избежать.
Аналогично можно судить и о важности работы педагога по адаптивной физической культуре с детьми с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата.
Для наиболее эффективного применения методов адаптивной физической культуры в пространстве современной школы необходимо выполнять следующие предписания:
1) использовать самые передовые и эффективные (прецедентно) методы и технологии адаптивной физической культуры, обобщать и систематизировать опыт российских и зарубежных учёных и педагогов;
2) пристально изучать качества жизни детей с ограниченными физическими возможностями в ходе реабилитации посредством адаптивной физической культуры; выявлять локальные показатели для учащихся с различным уровнем ежедневной физической активности;
3) проводить постоянный мониторинг эффективности уроков по адаптивной физической культуре в школе;
4) в зависимости от актуального состояния здоровья детей с ограниченными возможностями варьировать методы педагогического взаимодействия и реабилитации в образовательном процессе.
Важно отметить, что задачи реабилитационной практики в отношении лиц с ограниченными возможностями неправильно решать только медицинскими методами, поскольку адаптивная физическая культура является объектом интереса различных социальных институтов. Существующие в настоящее время методы оценки состояния здоровья и функционального статуса данной категории населения, по большей части, ограничиваются констатацией медицинских проблем. При этом остаются открытыми вопросы эмоциональной, психологической, коррекционно-педагогической и социальной направленности, составляющие качество жизни и требующие привлечения социологического инструментария.
Адаптивная физическая культура является исторически сложившейся и широко применяемой практикой, приобретающей характерные черты социального института, использующей многовековые достижения и традиции медико-социальной и профессиональной педагогической реабилитации.
Очень часто занятия физической культурой для детей с ограниченными возможностями здоровья носят характер восстановления, нахождения утра-
ченной связи с миром. Адаптивная физическая культура включает в себя необходимые психологические инструменты личности ребёнка для воссоединения с социумом [6. С. 16].
Профессиональные и этические требования к педагогу по адаптивной физической культуре в школе. Для педагога по адаптивной физической культуре важно являть собой пример для подражания учеников. Педагог должен уметь противостоять нездоровому образу жизни, уметь не просто мотивировать учеников, но и вдохновлять их, зажигать в них желание меняться и расти. Педагог должен уметь определять настроение контингента обучающихся, предвосхищать эти настроения. Учитель должен всеми силами способствовать вхождению детей с ограниченными возможностями в общество на паритетных условиях.
Миссией педагога по адаптивной физической культуре на разных этапах обучения детей-инвалидов является не достижение определённого уровня «образованности» и «развития», а максимально возможной реабилитации и адаптации учащихся к реалиям жизни в социуме. Педагог должен уметь применять суггестивные методы психического регулирования, использовать игровые методы на занятиях, активизирующие внимание, память, воображение, создающие ощущение радости у детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.
В контексте современных социально-культурных изменений, ориентации на достижения русской культуры особенно популярны в нашей школе становятся занятия в театрализованной или игровой форме с элементами сказкотерапии и сюжетно-ро-левых игр. Такие занятия эффективнее вовлекают детей в кажущиеся порой скучными упражнения, делают усилия над собой более оправданными (вызывают стремление помочь герою сказки или самому совершить героический поступок).
Если говорить об учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, коррелирующими с естественными средовыми преградами, то деятельность учителя по адаптивной физической культуре должна в максимальной степени содействовать адаптации к жизненному пространству ребёнка, актуализации и тренировке его собственных двигательных движений [4. С. 127].
Однако особого внимания требует работа педагогов по адаптивной физической культуре с детьми, больными церебральным параличом. Педагог
М. И. Давиденко
должен знать медицинские нюансы патологии, владеть способностью формировать основные двигательные умения и навыки у таких детей, применять методики коррекции сенсорных расстройств и координационных нарушений (ориентации в пространстве, статического и динамического равновесия, мелкой моторики кисти, ритмичности движений и дыхательной функции), формирования навыка правильной осанки и правильной установки стоп.
Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре должна зиждиться на таких принципах, как единство диагностики и коррекции, реабилитационная направленность педагогических воздействий, дифференциация и индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Безусловно, междисциплинарность деятельности педагога по адаптивной физической культуре сегодня расширяет границы своего толкования и вмещает в себя преемственность в деятельности лечебно-профилактических и профильных учебных учреждений.
Предварительные выводы. Дальнейшее развитие адаптивной физической культуры необходимо современному российскому государству в целом и образованию в частности. Это способствует расширению социальных возможностей российской системы реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, повышению уровня общей культуры и духовности учащихся школ. Сегодня адаптивной физической культуре необходимо ориентироваться на достижение максимальной самореализации ребёнка посредством благоприятной окружающей среды, движения и здорового образа жизни, сбалансированного питания и закаливания.
Использование в работе педагога вышеуказанных принципов и методик активной двигательной реабилитации в отношении детей с ограниченными возможностями вследствие врождённых и приобретённых заболеваний и травм приводит к существенному повышению качества жизни
Поступила в редакцию 26 марта 2017 г.
и связанных с функциональным статусом показателей здоровья данной группы людей.
В рамках государственной программы «Доступная среда» (2011-2020 гг.) для детей с ограниченными возможностями необходимо предусмотреть установку средств, облегчающих доступ к объектам физкультурно-спортивного и реабилитацион-но-оздоровительного профиля [2].
Безусловно, для формирования оптимистического мировоззрения и активной жизненной позиции нужно расширить информационное поле печатных учебных и периодических изданий, профильных массмедиа и ресурсов Всемирной сети. Необходимо как можно чаще освещать массовые спортивно-оздоровительные мероприятия, крупнейшие международные соревнования, примеры успешной практики адаптивной двигательной реабилитации.
Список литературы
1. Балашова, В. Ф. Научно-теоретические основы формирования компетентности специалиста по адаптивной физической культуре : дис. ... д-ра пед. наук / В. Ф. Балашова. — М., 2009. — 418 с.
2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/media/ files/6kKpQJTEgR1Bmijjyqi6GWqpAoc6OmnC.pdf
3. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов / С. П. Евсеев // Физическая реабилитация и спорт инвалидов / под ред. А. В. Царик. — М., 2000. — С. 479-481.
4. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев. — М., 2002.
5. Курдыбайло, С. Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С. Ф. Курдыбайло. — М., 2003. — 184 с.
6. Храмов, В. В. Адаптивная физическая культура и спорт: социальные проблемы реабилитации : дис. . д-ра мед. наук / В. В. Храмов. — Волгоград, 2008. — 276 с.
7. Шапкова, Л. В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры / Л. В. Шап-кова // Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 1. — С. 8-17.
Для цитирования: Давиденко, М. И. Адаптивная физическая культура в образовательном пространстве школы / М. И. Давиденко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 30-33.
Сведения об авторе
Давиденко Мария Игоревна — учитель физической культуры средней общеобразовательной школы №2 414 г. Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 2, pp. 30-33.
Adaptive Physical Training at the Educational Environment of the School M.I. Davidenko
The State Secondary School no. 414, St.-Petersburg, Russia. [email protected]
The article covers theoretical and psycho-pedagogical foundations of implementation of adaptive physical training in the educational environment of the school. Identified professional and ethical requirements to the teacher in adaptive physical education at school.
Keywords: Adaptive physical training, rehabilitation of children with disabilities.
References
1. Balashova V.F. Nauchno-teoreticheskiye osnovy formirovaniya kompetentnosti spetsialista po adaptivnoy fizitcheskoy kul'ture [Scientific and Theoretical Bases of Developing of Competence of a Specialist in Adaptive Physical Training. Thesis]. Moscow, 2009. 418 p. (In Russ.).
2. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Feder -azii «Dostupnaya sreda na 2011-2020 gody» [State Program "Available Environment from 2011 to 2020 years"]. Available at: http://government.ru/media/files/6kKp QJTEgR1Bmijjyqi6GWqpAoc6OmnC.pdf, accessed 28.03.2017. (In Russ.).
3. Yevseyev S.P. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura i sotsial'naya integratsiya invalidov [Adaptive Physical Training and Social Integration of Disabled People]. Fizicheskaya reabilitatsia i sport invalidov [Physical
Rehabilitation and Sport of Disabled People]. Moscow, 2000. Pp. 479-481. (In Russ.).
4. Yevseyev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Theory and Organization of Adaptive Physical Training]. Moscow, 2002. (In Russ.).
5. Kurdybaylo S.F. Vrachebniy kontrol' v adaptivnoy fizicheskoy kul'ture [Medical Control in Adaptive Physical Training]. Moscow, 2003. 184 p. (In Russ.).
6. Hramov V.V. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura i sport: sotsial'nyye problemy reabilitatsii [Adaptive Physical Training and Sport: Social Problems of the Rehabilitation. Thesis]. Volgograd, 2008. 276 p. (In Russ.).
7. Shapkova L.V. Opornyye kontseptsii metodologii adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [The Reference Concept of the Methodology of the Adaptive Physical Training]. Teoria i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Training], 1998, no. 1, pp 8-17. (In Russ.).