И.В. Никончук,
учитель начальных классов, Тимирязевская школа, Сарыкольский район, Костанайская область
He2i32i свздер: цузыретттк, коммуникативтт дагды, тшмд\ ddicmep мен тэсмдер, б^рлескен цызмет, птрталас.
Ключевые слова: компетентность, коммуникативный навык, эффективные методы и приемы, совместная деятельность, дискуссия.
Keywords: competence, communi-§ cative skill, effective methods and ^ techniques, collaborative activity, g discussion
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-
ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ацдатпа
Макал ада бастауыш сынып оку шылары-ньщ орыс тЫ сабактарында акпарапъщ-тшдш Куз1реттш1ктерш калыптастыру ушш арнала-ды. Автор ез макаласында б1рлескен кызметп, жумыс 1стей бшуш, акпараттьщ кездермен жу-мыс ¿стей алуын, оз-озшщ ынтымактастыруын, cepiKTecTipyiH, ролд1 болт бшуге, тюртала-сты дурыс жургпуш, ой сейлеуд1 рэсшдеудщ жоспарлауга жэне орындауга мумкшдш беретш тшмд1 эдютер мен жумыс тэсшдерш карастыра-ды. Осыньщ 6spi жан-жакты дамыган, шыгар-машыл, белсещц, коммуникацияга кабшетп тулганы калыптастыруга мумкшдш бередг
Аннотация
Статья посвящена формированию коммуникативно-языковой компетентности на уроках русского языка в начальной школе. Автором рассматриваются эффективные методы и приемы работы, которые дают возможность планировать и выполнять совместную деятельность, умение работать с информационными источниками, сотрудничество партнера и самого себя, умение распределять роли, вести дискуссию, правильно оформлять мысль в речи. Все это позволяет формировать гармонически развитую личность, творческую, активную, способную к коммуникации.
Annotation
The article is devoted to the formation of communicative and linguistic competence at Russian language lessons in primary school. The author examines effective methods and techniques of work that enable him to plan and carry out collaborative activities, the ability to work with information sources, partnership and self-cooperation, the ability to distribute roles, conduct discussion, correctly formulate an idea while speaking. All this allows to form a harmoniously developed persona, creative, active, capable for communication.
Ш
В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Концепция модернизации Казахстанского образования ставит перед современной школой задачу формирования личности, готовой жить в стремительно метающемся мире.
В последние годы увеличивающийся поток информации требует внимания к развитию языковой компетентности и формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Великая роль в речевой деятельности, в формировании коммуникативных универсальных действий принадлежит начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте развивается речь, мышление, творческие способности ребёнка.
В связи с этим перед школой и, соответственно, каждым педагогом определяется следующая задача: создать условия для воспитания гармонически развитой, творчески активной личности, способной к самоопределению, коммуникации и сотрудничеству.
Эта общая цель конкретизируется в моей деятельности как учителя начальных классов. По роду своей деятельности постоянно приходится сталкиваться с учащимися, испытывающими трудности при овладении навыком связной устной и письменной речи. Несмотря на усилия педагогов, год от года число таких детей только возрастает [1].
Актуальность проблемы продиктована трудностями овладения обучающимися навыками сотрудничества, несформированностью коммуникативных универсальных учебных действий: умение слышать, слушать учителя и понимать партнера, не перебивая высказывания других людей, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя, умения работать с информационными источниками.
Решение данной проблемы, на наш взгляд, в использовании инновационных образовательных технологий:
• личностно-ориентированнош, педагогики сотрудничества, ИКТ, игровых, технологий развития критического мышления учащихся.
Собственный опыт работы подтверждает, что сформированность коммуникативно-языковой компетентности младших школьников, являющейся одним из факторов развития всесторонне развитой личности в современном обществе, можно достичь, если:
• объём орфографического материала адекватен содержанию образования и ориентирован на мотивационную сферу учащихся;
• строить обучение с учётом индивидуальных способностей учащихся;
• создать условия для конкретного воплощения творческих идей;
• обеспечить благоприятные креативные условия, окружающие ребёнка в школе: сотворчество учащихся и педагога, демократичный стиль взаимоотношений, атмосферу увлечённости и удовлетворённости.
В начале 90-х гг. прошлого века «коммуникативная компетенция» определялась отечественными учеными как способность и готовность осуществлять иноязычное общение (И. Бим, Н. Гальскова, Е. Пассов и др.).
Но уже к середине 90-х гг. под коммуникативной компетенцией стали понимать способность коммуникантов организовывать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения [2, с. 10].
Коммуникативная компетентность, являясь базовой компетентностью, необходимой каждому человеку для решения различных социально-значимых задач, выделяется практически во всех нормативно-правовых документах, регламентирующих содержание образования.
Анализ научной литературы по вопросу формирования коммуникативной компетентности позволил нам дать следующее определение: коммуникативная компетентность - это характеристика личности, включающая в себя совокупность знаний, умений, опыта и личностных качеств, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания. Данное понятие опирается на обоснованное Г.К. Селевко общее понимание компетентности как способности и готовности личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенном в процессе социализации [3, с.28], а также на понятие коммуникатив-
ен х
X
<
т
о
СП
я
ш О
О
и м =г о
ос
ш
X X
о К =Г
<с
т
о х
х
№
в; К х
<с
т
о
СП
я
ш О
и и м =г о
ос
ш
X X
о К =Г
<с
т
о х
х
ной компетентности Ю.М. Емельянова, СЛ. Братченко и Н.Б. Буртовой, рассматривающих коммуникативную компетентность через совокупность знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств субъекта взаимодействия.
Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных умений и навыков.
Коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [4, с. 12-17].
Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляци-онно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.
Приведем пример поэтапного развития такого сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника. В помощь учителю может быть предложена следующая памятка.
1. Объяснить младшим школьникам необходимость овладения умением внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на вопросы.
2. Четко и ясно сформулировать правила, которым надо следовать. Например: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет внимательно слушать»; «Люди будут слушать тебя только после того, как ты выслушал их».
3. Показать на примерах, как выполняются действия по овладению данным умением. Например: 1) во время разговора с собеседником не думай о чем-то своем, иначе пропустишь что-то важное из рассказа; 2) старайся вникнуть в суть разговора, а не слышать только то, что тебе хочется; 3) не старайся казаться умнее своего партнера по общению, выслушай все, что он хочет сказать; 4) наибольшее внимание проявляй при разговоре с близкими тебе людьми, так как раскрепощенность в общении с близкими влечет за собой невнима-
тельность по отношению к ним; 5) учись не только слушать, но и слышать.
4. Не стараться развивать сразу несколько умений или качеств личности. Определить, какие качества органично сочетаются между собой - например, умения внимательно слушать собеседника и вежливо реагировать на вопросы; соотносить свои действия, мнения, привычки с интересами партнеров по общению; выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение).
5. Проводить постоянный контроль за развитием умения, который должен сочетаться с самоконтролем [5, с.2].
Е.Е. Сапогова справедливо отмечает, что особенности учебной деятельности младших школьников создают условия для формирования их коммуникативных способностей. Иначе говоря, учебная деятельность поворачивает ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребёнка оценивают.
Серьёзной вехой в развитии младших школьников является формирование так называемой социальной речи, в которой содержится попытка сообщить что-то другому человеку. Наблюдая за разговорами детей, Ж. Пиаже выяснил, что социальная речь противостоит эгоцентрической, которая не рассчитана на общение с другими. Долгие разговоры с самим собой в присутствии других учёный назвал коллективным монологом. Он полагал, что процесс состоит в «постепенном переходе от эгоцентрической речи, со свойственным ей коллективным монологом, к социализированной - речи, связывающей детей в процессе их общения». Л.С. Выготский считал, что «эгоцентрическая речь направляет развитие детского мышления и деятельности, помогая ребёнку в решении задач прежде, чем он, подобно взрослым, овладеет внутренней речью». Он доказал, что эгоцентрическая речь не исчезает, а «сливается с мыслью», превращаясь во внутреннюю речь. Когда мышление и речь сливаются полностью, ребёнку для управления своими действиями не обязательно проговаривать вслух
т
отдаваемые себе команды, вместо этого он использует беззвучную внутреннюю речь. Это происходит и в тех случаях, когда ребёнок решает социальные проблемы поведенческого характера, например при переходе улицы, в конфликтных ситуациях, происходящих в игре, и т.д.
Следовательно, формирование коммуникативных способностей ребёнка происходит на основе овладения средствами языка: умения свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений, соблюдения логики передаваемой информации, поскольку важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является потребность и умение пользоваться языковыми средствами в речевой практике. Речь ребёнка, как и взрос-
лого человека, является одной из специфических форм человеческого сознания и одновременно его наглядным выразителем. По тому, как ребёнок говорит в свободном диалоговом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновавших его явлениях, событиях), можно составить представление о том, как он думает, воспринимает и осмысливает окружающее [6, с. 78 - 83].
В 2013 году я начала свою педагогическую деятельность, взяв 1 класс. Обучая детей, я столкнулась с проблемой слабого развития речи, недостаточного словарного запаса, неумения выражать свои мысли. Столкнувшись с проблемой, я провела диагностику уровня сформированности коммуникативно-языковой компетентности первоклассников. Диагностика дала следующие результаты:
Таблица 1. Диагностика уровня сформированности коммуникативно-языковой компетентности 1 класс 2013-2014учебный год
№ п/п ФИ ученика Словарный запас Связная речь Пересказ коротких текстов
1 Абитаев Сабит Низкий ур. Низкий ур. Низкий ур.
2 Демченко Вика Средний ур. Средний ур. Средний ур.
3 Жапарова Султана Низкий ур. Низкий ур. Низкий ур.
4 Петлеванный Максим Низкий ур. Низкий ур. Высокий ур.
5 Пивоваров Саша Средний ур. Средний ур. Средний ур.
6 Сазонова Елена Низкий ур. Низкий ур. Низкий ур.
7 Снеговой Артем Средний ур. Высокий ур. Средний ур.
8 Такжанов Ризат Низкий ур. Низкий ур. Низкий ур.
9 Усабаев Есет Средний ур. Средний ур. Средний ур.
10 Фабрис Владислав Средний ур. Средний ур. Средний ур.
Итого: Высокий уровень -0% Средний - 5 учеников (50%) Низкий - 5 учеников (50%) Высокий уровень - 1 ученик (10%) Средний - 4 ученика(40 %) Низкий - 5 учеников (50%) Высокий уровень - 1 ученик(10 %) Средний - 5 учеников (50%) Низкий - 4 ученика (40%)
По данным диагностики видно, что 50 % учащихся имеют низкий уровень словарного запаса, недостаточно развитую связную речь, а также неумение пересказывать. Таким образом, передо мной встала проблема раз-
вития коммуникативно - языковых способностей учащихся. В рамках проблемы развития функциональной грамотности была создана творческая группа по теме «Активные формы и методы обучения», я явилась активным
в; К х
<с
т
о
СП
я
ш О
и и м =г о
ос
ш
X X
о К =Г
<с
т
о х
х
X
участником этой творческой группы. Работая в группе, изучила современные образовательные технологии, которые начала активно внедрять на своих уроках. Подобрала материал, который был включен в пособие.
В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту.
Систему работы выстраиваю, комбинируя элементы инновационных и традиционных методик при проблемном подходе обучения (технология развития критического мышления, групповая работа на уроках русского языка, метод «взаимных обучений», метод проектов) и использую информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном аспекте содержания предмета русский язык. Эти образовательные технологии в большей мере активизируют познавательную и коммуникативную деятельность учащихся. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов - пути активизации обучения на уроках русского языка, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, повышается внутренняя мотивация каждого ребёнка. Для развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую различные виды творческих работ, мини-сочинения, словарная работа с пословицами и фразеологизмами, упражнения на запоминание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, творческие работы учащихся. Одним из наиболее интересных, важных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений является написание творческих работ и совместный их анализ.
Начиная с уроков в 1 классе внедряла различные задания по формированию коммуникативно-языковой компетентности учащихся. Например, на уроках грамоты по теме «Буква Я, звук йа» использовала фонематическую зарядку:
- Что говорит бабушка, когда видит у внучки грязные руки? (ай-я-яй)
Данное упражнение учит умению правиль-
но произносить звук Я.
На уроке грамоты при знакомстве с буквой Д предлагала ребятам следующее дидактическое упражнение: «На одну тему». Это упражнение способствовало обогащению словарного запаса детей.
- Назовите слова, которые начинаются только со звука (Д)
Семья: (дети, девочка, дочка, дедушка) Одежда: (джинсы, джемпер, демисезонное пальто)
Животные: (дикобраз, дятел, дельфин, дрофа).
При изучении темы «Слово» использовала игру «Найдите слово в слове»:
Дудочка - (дочка, удочка); дневник - (веник, вид, дни); дубок - (дуб, бок, код, док, бук); драма - (рама, дама, дар, рад); дубрава - (дуб, вар, раб, ура).
На уроках русского языка во 2 классе при изучении темы «Слово и его состав» предложила ребятам следующее задание: «Образуй слово».
Воз - завоз - возить - подвоз - привозить -
ВОЗЧИК-ИЗВОЗ.
Жило было слово ход В слове выХОД, в слове вХОД В слове ХОДики стучало И в поХОДе вдаль шагало. Это задание позволяет ребятам не только усвоить части слова, но пополнить словарь однокоренными словами [7, с. 18-21].
При знакомстве детей с новой частью речи именем существительным, я использовала занимательные задания в форме игры: «Я скажу, а ты догадайся, назови и закрой фишкой нужный рисунок». Колючий (кто?) Колючий (Кто?) Верный (кто?) Бородатый (кто?) Выносливый (кто?) Полосатая (кто?) Ядовитая (кто?) Запасливый (кто?)
На уроках русского языка в 3 классе при изучении темы «Имя прилагательное» использовала занимательные обучающие задания:
Опиши предметы, используя прилагательные:
Какой величины мяч?
Какой формы мяч? Какого цвета мяч? Какой рисунок на мяче? Какой мяч по весу? Какой мяч на ощупь? «Назови, одним словом» Стена из камня - каменная стена Мыльница из пластмассы-
Дорога из песка-.......
Шляпа из соломы- .......
Баба из снега-.....
Ложка из металла-......
Салфетка из бумаги-......
Коробка из картона-......
Ткань из шелка-....
Решетка из железа-.....
Корона из золота-.....
Чаша из серебра-.....
Ваза из стекла-.....
Солонка из дерева-. .
Люстра из хрусталя-.....
Ручка из бронзы-
При изучении антонимов и синонимов в 3 классе предлагала детям задания: «Слова -враги» (скажи наоборот).
Птицы спят ночью, а днем......(поют)
В сказке добро побеждает.... (зло) Для сложения ставлю знак плюс, для вычитания.....(минус)
Обидел враг, поддержал.....(друг)
«Слова - друзья» Бежит - мчится - несется
Вестник «Орлеу»-!^
Скачет
прыгает Поднимается -. взлетает
Ступает -.....наступает, ходит
Трусит -.....бежит
Бросает -. . кидает Взлетает -. . поднимается Горюет -.... печалится Дрожит -. . трясется Закрывает -.... прикрывает
Зябнет -.....мерзнет
Прыгает -.....скачет
Кричит -.....орет
Бережет -......хранит, охраняет
Итогом работы по формированию коммуникативно-языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка стал мой сборник «Практический материал по развитию коммуникативно-языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка», в котором представлены задания на формирование звуковой культуры речи, словарного запаса детей, грамматического строя речи, связной речи детей.
Материал сборника окажет практическую помощь коллегам, которые столкнулись с проблемой формирования коммуникативно-языковых умений детей.
Чтобы выяснить, насколько подобранные и проведенные мною задания повлияли на развитие коммуникативно-языковой компетентности младших школьников, я провела ту же диагностику с учащимися 3 класса:
Таблица 2. Диагностика уровня сформированности коммуникативно-языковой компетентности 3 класс 2015-2016учебный год
№ п/п ФИ ученика Словарный запас Связная речь Пересказ близкий к тексту
1 Абитаев Сабит Средний ур. Низкий ур. Низкий ур.
2 Демченко Вика Средний ур. Высокий ур. Высокий ур.
3 Петлеванный Максим Низкий ур. Средний ур. Высокий ур.
4 Пивоваров Саша Средний ур. Средний ур. Высокий ур.
5 Сазонова Елена Низкий ур. Средний ур. Средний ур.
6 Снеговой Артем Высокий ур. Высокий ур. Высокий ур.
7 Такжанов Ризат Низкий ур. Низкий ур. Средний ур.
8 Усабаев Есет Высокий ур. Высокий ур. Высокий ур.
9 Фабрис Владислав Высокий ур. Средний ур. Высокий ур.
в; х х
<с
т
о
СП
я
ш О
О
и м =г о
ос
ш
X X
о К =Г
<с
т
о х
х
Итого: Высокий уровень Высокий уро- Высокий уровень - 6
- 3 ученика (33 вень - 3 учени- учеников(66 %)
%) ка (33 %) Средний - 2 ученика
Средний - уче- Средний - 4 (22 %)
ника (33%) ученика(44 %) Низкий - 1 ученика
Низкий - 3 уче- Низкий - 2 уче- (П%)
ника (33%) ников (22 %)
Вывод: По результатам диагностики были выявлены качественные изменения в развитии связной речи, умения пересказывать; рост числа учащихся, которые стали выполнять работу на более высоком и среднем уровне. Анализ результатов работы по формированию коммуникативно-языковой компетентности по данной системе не только отражает результаты деятельности, но и представляет основу для дальнейшего совершенствования видов и приёмов работы. Данная работа способствует созданию образовательной среды, обеспечивающей слияние в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.
Уровень обученности за последующие годы находятся на эффективном уровне. Итоговые оценки в третьем классе соответствуют результатам административных контрольных
работ, что говорит об объективности оценивания знаний учащихся.
Стабильные показатели качества знаний свидетельствуют о высокой учебной мотивации. Значит, требования соответствуют их возрастным особенностям.
Ежегодно, начиная со 2 класса, провожу диагностику учебных возможностей, где ключевым пунктом является развитие интелектуальных особенностей учащихся: внимания, памяти, наблюдательности. Выявляю умение анализировать, систематизировать, умение сравнивать, обощать, выделять существенное, самостоятельно мыслить. Заметно улучшились результаты тестирования после того, как на уроках я стала применять задания по формированию коммуникативно-языковой компетентности. Это видно по данным, представленным в таблице 3.
Таблица 3. Итоги учебных возможностей учащихся класса Тимирязевской средней школы в сравнении среднего балла с 2014-2015уч.годом и 2015-2016учебным годом
в; К х
<с
т
о
го РЧ
О
и и м =г о
ос
ш
X X
о =Г
<с
т
о х
х
№ Интеллектуальные особенности 2014-2015 уч. год 2015-2016 уч. год Динамика
1 Анализ, синтез 25 баллов- выше среднего 276- выше среднего +26
2 Выделение существенного 25 баллов- выше среднего 27 б- выше среднего +26
3 Сравнение 21 балл- средний уровень 236-средний уровень +26
4 Классификация 23 балла-средний уровень 25 б- выше среднего +26
5 Обобщение 25балов- выше среднего 27 б- выше среднего +2 6
6 Аналогия 23 балла-средний уровень 27 балла- выше среднего +4 6
7 Итог 142 балла- общий балл 156 б- общий балл +14 6
8 Итог по уровням в классе 23 балла-средний уровень 26 б- выше среднего
ш
Прослеживается положительная динамика учебных возможностей учащихся. По шкале оценивания среднего балла по классу в 20142015 учебном году показатель составил 23 балла - это средний уровень интеллектуальных возможностей. А в 2015-2016 учебном году -26 баллов. Это выше среднего уровня. Отслеживается уровень воспитанности по классу где также можно говорить о положительной динамике. В 2014-2015 учебном году уровень воспитанности по классу был ниже среднего, а 2015-2016 учебном году- уровень средний. Результаты диагностики показывают, что результаты работы положительные и соответствуют возрастным особенностям. В результате работы по данной системе у ребят создается внутренняя установка на решение проблем и вопросов, которые они обозначили сами.
Коммуникативная компетентность рассматривалась в качестве свойства индивида, проявляющегося в умелости, способа личностной самореализации (В.А. Болотов, В.В. Сериков и др.); интегрального качества личности, основанного на знаниях и опыте (И. А. Зимняя, Г.К. Селевко и др.); способности к созданию собственного продукта, выполненного с ориентацией на восприятие другим человеком (В.В. Гузеев и др.); готовности к взаимодействию, вербальному и невербальному общению с другими людьми (Д. А. Иванов и др.); способности устанавливать и поддерживать контакты с людьми, основанной на знаниях, умениях и навыках общения (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, ДА. Петровский, C.JI. Братченко, Н.Б. Буртова, Е.М. Кузьмина/
Особый статус коммуникативной компетентности определен в работах В .И. Тесленко и C.B. Латынцева, где охарактеризованы причины, обусловливающие данный вид компетентности в качестве ключевой.
Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы A.A. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан-Калика, И.С. Якиманского.
Материалы, разработанные мною по данной теме используются неоднократно, интегрируя несколько учебных дисциплин, что способствует оптимизации временных затрат и сил педагога. Внедрение форм и приемов по развитию коммуникативно - языковой компетентности способствует более динамичному
усвоению знании, предусмотренных программой. Цели и задачи, содержание образования соответствует Госстандарту начального образования.
Стабильность положительной динамики уровня успеваемости и качества знаний позволяет сделать выводы об успешности внедрения коммуникативно-языковой деятельности.
Целенаправленное использование коммуникативно-языковой деятельности на протяжении нескольких лет способствует успешному участию моих учеников в интеллектуальных играх, марафонах, конкурсах, олимпиадах, творческих проектах на уровне области, района, школы.
Формирование коммуникативно - языковой компетентности является условием для творческой самореализации учащихся, развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. [Электронный ресурс] http://uvd45.rn// sbornik-pedagogicheskikh-idei2013/
2.Щепилова, A.B. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению языкам. Теоретические основы [Текст]. - М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. -488с.
3.Селевко, Т. К. Современные школьные технологии [Текст]. М.: Народное образование, 1998. -256с.
4.Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст]. //Начальная школа. - 2007. - №11. - С. 12-17.
5.Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: учеб.пособие /под ред. В.А. Сластё-нина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -264 с.
6.Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности [Текст]. // Начальная школа плюс До и После. - 2011. -№4.-С. 78 - 83.
7.Ковалева, Т.Ю. Использование риторических приемов для развития коммуникативных умений и навыков на уроках в начальных классах [Текст]/Т.Ю. Ковалёва. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №5. - С. 1821.
в; s х
<С m
о
СП
t W О
О О W
=г о
CL
С
ш
X X
о S
=г
<с
m
о х
х
X