ББК 74.268.1 YAK 37.016:81-028
т.е. лукошкова
t.s. lukoshkova
еиеТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ умений УЧАшихея на уроках руеекОГО языка
FORMING COMMUNICATIVE SKILLS OF SCHOOL PUPILS AT THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE
В статье показаны пути реализации коммуникативной направленности изучения русского языка в школе. Формирование коммуникативных речевых умений и навыков учащихся ведётся в процессе многоаспектной целенаправленной работы, определённой в систему, где базовой является аналитико-синтетическая работа на основе текстов-образцов, позволяющая дать речеведческие знания как систему ориентиров для учащихся в процессе речевой деятельности.
In the article the ways of realization of communicative dimension in learning Russian Language at school are displayed. Forming communicative speech skills of school pupils is realized in the process of multiple-aspect purposeful activity, organized in a system; the fundamental work of it is analytic and synthetic work on the basis of sample texts. This kind of work allows giving speech-oriented knowledge as a system of guidelines for pupils in the process of speech production.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативные речевые умения, лингвостилистический анализ, тексты-образцы, речеведческие понятия.
Key words: communicative competence, communicative speech skills, linguo-stylistic analysis, sample texts, speech-oriented notions.
В системе школьного образования русский язык занимает особое место. Это обусловлено его социальной значимостью. Русский язык - это родной язык русского народа, часть его духовной культуры, основная форма проявления его национального и личностного самосознания. Русский язык -средство общения, орудие познания и отражения действительности, важнейшее средство воспитания.
Изучение основ науки о языке в средней школе тесно связано с речевым развитием школьников, что обусловлено как спецификой взаимосвязи языка и речи, так и специальными целями обучения родному языку - формирования коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Формирование коммуникативной компетенции, коммуникативных умений учащихся, то есть овладение учащимися школы в процессе обучения русскому языку всеми видами речевой деятельности, определяющими способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать), грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения говорить и писать), является конечной целью обучения русскому языку в школе.
Измерителем сформированности уровня коммуникативной компетенции учащихся выступают коммуникативные умения. Под коммуникативно-речевыми умениями понимается способность школьников использовать знания о коммуникативных свойствах и нормах употребления языковых средств в различных видах речевой деятельности.
Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой - в соответствии с социальными нормами речевого поведе-
ния. При этом на первый план выдвигается, определяя общие коммуникативные умения, практическая цель - формирование умений и навыков общения. Важность этого отмечал психолог А.А. Леонтьев: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, быстро и правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвёртых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным» [3, с. 67]. Учеными психологами, лингвистами, методистами определены общие коммуникативно-речевые умения, которые необходимо формировать в процессе изучения русского языка в школе.
Схема 1
ОБЩИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Умение адекватно воспринимать -4 устную и письменную речь
Умение . раскрыть тему «
и основную мысль текста
Умение
собирать и систематизировать материал на отдельную тему
Умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст
Умение создавать тексты разных типов и стилей речи
Умение совершенствовать и редактировать написанное
Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков - это процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи (восприятие чужой речи и выражение своих мыслей и чувств); в методическом значении -это специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью.
Обучение речи - это не автономно существующий раздел курса, а как бы вторая линия обучения языку, где должна решаться коммуникативная задача, задача общения. Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая словесником специально и в связи с изучением школьного курса русского языка (грамматики, лексики, правописания и т.д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Эта сложная и многогранная задача должна решаться учителем при реализации принципа внутрипредметной интеграции, когда 1) изучается языковая единица любого уровня, 2) выясняется её стилистическая, речевая функция в тексте, и 3) учащиеся используют её в собственной речи под руководством (по заданию, образцу) учителя, то есть ученик на уроке получает знания об изучаемой языковой единице, её функции в речи и учится уместно использовать в собственной речи.
Учитель должен знать основные условия успешного развития речи учащихся, формирования коммуникативно-речевых умений и навыков (речет-ворческую систему человека, этапы порождения речи, мотивацию обучения,
психофизиологические возрастные этапы речевого развития) и должен представлять систему работы по развитию речи учащихся. Базовые коммуникативные умения и навыки формируются поэтапно в процессе аспектной работы на уроках, имеющих речевую направленность, на специальных уроках развития речи, а также на уроках нетрадиционного типа.
Многоаспектная, целенаправленная работа, определённая в систему, позволяет формировать нормативные и коммуникативные речевые умения и навыки.
Система работы по развитию речи и формированию коммуникативных умений учащихся включает следующие аспекты.
1. Обучение всем видам пересказа на уроках литературы (близкий к тексту, выборочный, сжатый, с творческим заданием).
Исследования учёных-психологов доказали, «что человек рождается с двумя спасительными инстинктами: инстинктом подражания и инстинктом любознательности (или инстинктом достижения)» [7, с. 14]. Овладение речью идёт на основе подражания речи, воспринимаемой учеником, поэтому огромно значение р е ч е в о й ( я з ы к о в о й ) среды в развитии речи человека. Речевая среда бывает естественной и искусственной, «которую специально организуют обучающие, делают её максимально пригодной для обучения...» [6, с. 16]. Ученики, изучая литературные произведения писателей-классиков, неосознанно усваивают нормы языка и речи, что доказывает в своих работах психолог Н.И. Жинкин: «При передаче сообщения вводится два вида информации - а) о предмете и явлениях действительности и б) о правилах языка, на котором подаётся сообщение. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребёнка языка в неявном виде, то есть через речь» [2, с. 103]. Пересказ, близкий к тексту, позволяет усвоить нормы и богатство языка и речи (по авторскому образцу); остальные виды пересказа являются пропедевтической работой, подготавливающей учащихся к написанию соответствующих видов изложений.
2. Обогащение словарного запаса учащихся. Одно из направлений в работе по развитию речи учащихся определено школьной программой как «обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся». Обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы при порождении речи учащийся владел свободной контекстуальной заменой слов для уточнения мысли, создания выразительности, а при восприятии текста - адекватно воспринимал текст через понимание значения слов и их коннотаций.
Обогащение словарного запаса на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. В данном случае работа над словом на уроках русского языка проводится с позиций лексического толкования слова, орфографического оформления, орфоэпической стороны и введения в активный словарный запас учащихся путём составления с данным словом словосочетаний и предложений. Одним из главных приёмов является работа с толковым словарём. Необходимым условием обогащения долговременной языковой памяти учеников запасом слов является реализация межпредметных связей, в частности с уроками литературы, на которых лексическое богатство речи дополняется богатством фразеологическим.
3. Обогащение грамматического строя речи учащихся позволяет в дальнейшем точно, ярко, образно, живо выражать свои мысли и чувства. Богатство грамматического строя речи проявляется в умении строить разные по структуре предложения. «Наборы и ряды грамматических моделей таких предложений (и вариантов этих моделей, создаваемых относительно свободным словопорядком русского языка) обширны и позволяют разнообразить речевую структуру, обогащать речь» [1, с. 217].
При работе с синтаксическими синонимами изучаются смысловые, выразительные и стилистические возможности различных синтаксических конструкций. Для этого необходимо использовать классический в обучении приём сравнения, сопровождая его приёмом рассуждения. Например, при
изучении обособленных согласованных определений даём задание: «Сравните по содержанию, по точности выражения мысли, по эстетическому восприятию такие предложения: 1. Наука, не приносящая пользы, подобна лекарству, не излечивающему больного. 2. Не приносящая пользы наука подобна не излечивающему больного лекарству. 3. Наука, которая не приносит пользы, подобна лекарству, которое не излечивает больного».
Вывод очевиден, что наиболее точно и воздействующее выражена мысль в первом предложении, причём наиболее краткой формой в отличие от третьего предложения.
Работу по обогащению грамматического строя речи учащихся необходимо проводить не только на уроках изучения синтаксических тем, но и на любом уроке при выполнении заданий типа: «Подберите ряд определений-прилагательных к существительному «берёза» (при изучении морфологической темы «Имя прилагательное», 5 класс), или «Подберите к существительному определение, выраженное причастным оборотом» (при изучении причастий, 7 класс).
4. Работа над интонационным богатством речи обязательно должна иметь место при изучении синтаксических тем. В школьных учебниках представлен интонационный рисунок предложений с обращением, предложений с вводными словами, однородными членами и др. Однако умения и навыки произнесения предложений разных конструкций или произнесения одного предложения, но с разным логическим ударением отрабатываются недостаточно. Работа над выражением смысла предложения, текста в устной форме речи начинается с реализации семантического и интонационного принципов изучения синтаксико-пунктуационных тем на уроках русского языка.
5. Работа над нормами языка и речи проводится фрагментарно на каждом уроке русского языка с использованием разных методических приёмов в зависимости от содержания изучаемого материала (работа над нормами письменной формы речи - орфографическими и пунктуационными; устной формы речи - орфоэпическими и акцентологическими; над нормами устной и письменной форм речи - лексическими, словообразовательными, грамматическими, стилистическими).
6. Изучение речеведческих понятий выделено в лингвистике в особый раздел - стилистику, который в самостоятельный и изолированный раздел в школьной грамматике не выделяется, его понятия изучаются в теоретическом и практическом аспекте на протяжении всего курса русского языка. Теоретическую основу обучения стилистике составляют три группы речевед-ческих понятий: главная единица речи - текст как речевое произведение, являющееся результатом речевой деятельности; функциональные стили речи; функционально-смысловые типы речи. Стилистические знания и умения учащиеся получают по концентрическому принципу, систематически углубляя и дополняя их в процессе стилистического анализа текстов. Стилистика текста, являясь составной частью стилистики речи, «руководствуется чисто практической задачей: перед говорящим, пишущим стоит цель наиболее адекватно, наиболее точно, полно, удачно передать содержание, высказать свои мысли, построить текст; стилистика должна помочь ему в этом, т.е. должна указать строительный материал, дать типовые архитектонические схемы, способы и приёмы организации материала» [4, с. 34], что возможно только путём стилистического анализа текстов. Коммуникативно-функциональный подход к изучению русского языка с опорой на речеведческие знания как основу ориентиров в процессе речевой деятельности требует ввести в школьную практику лингвостилистический анализ текстов-образцов.
7. Коммуникативно-ориентированное обучение русскому языку на современном этапе требует формирования учебной деятельности учащихся рецептивного типа, состоящей в узнавании языкового явления в готовом тексте, и продуктивного типа, состоящей в порождении высказывания. Эти речевые умения формируются на основе стилистических знаний. Коммуникативно-
стилистические умения учащихся формируются в процессе выполнения аналитико-синтетической работы с текстами-образцами, на что указывал ещё А.М. Пешковский: «Как ребёнок научается говорить лишь через понимание речи взрослых, так человек может прийти к своему собственному стилю только через понимание чужих стилей» [5, с. 57].
В результате лингвостилистического анализа текста учащиеся видят, какую роль в создании текста играют лексические, грамматические языковые единицы, видят назначение исследуемых единиц в речи, оценивают выразительность речи, учатся «технологии» построения текста. В соответствии со школьной программой анализ текста проводится с содержательной и структурной сторон: тема, основная мысль текста, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, составление плана, что позволяет формировать у учащихся умение последовательно излагать мысли. Логический аспект анализа текста-образца достаточно полно разработан и представлен в системе в школьных учебниках. Однако языковой анализ представлен недостаточно: нет образцов-доказательств, к какому стилю и типу речи относится текст; какие языковые единицы используются в разных типах речи (описании, повествовании, рассуждении) и почему.
8. Обучение всем видам речевой деятельности становится возможным при обучении русскому языку на деятельностной основе. Этому служат уроки обучающих изложений, составляющих промежуточное звено между аналитической работой на основе текстов-образцов и речевой деятельностью продуктивного типа. Работа с текстом на уроках обучающих изложений включает три этапа умственной деятельности: синтез - анализ - синтез. На этапе анализа текста ученики приобретают умения определять тему, микротемы, основную мысль текста; планировать последовательность изложения; обеспечивать развитие темы и основной мысли; определять тип и стиль речи. Необходимо ещё одно дополнение к анализу текста: при составлении плана текста нужно соотносить его пункты со структурой этого типа речи (описания, повествования, рассуждения), что даёт осознание разного структурирования и языкового оформления текста в зависимости от типа и стиля речи. На уроках обучающих изложений у учащихся идёт активное развитие связной речи, формируются коммуникативные умения и навыки, и, сначала пересказывая текст, следуя логическому авторскому описанию событий, явлений, используя авторский язык, а затем, создавая свои тексты по образцу, учащиеся учатся «технологии построения текста», «запасаются» языковыми единицами, развивают языковое чутье, учатся уместно, в соответствии с целями и условиями коммуникации строить свою подражательную, а затем авторскую индивидуальную «хорошую» речь.
9. На завершающем этапе формирования речевых умений, на уроках обучающих сочинений, учащиеся проявляют речевое творчество в рамках определённых жанров и стилей речи с использованием разнообразных видов заданий на частичное и полное продуцирование текстуальных миниатюр и полномерных текстов.
Таким образом, владение коммуникативными умениями и навыками проявляется в способности учащихся связно, полно, последовательно и логично, подробно (сжато) излагать прочитанный текст, самостоятельно создавать свой на основе отнесённости его к определённому функционально-смысловому и стилевому типу речи, выделения главной мысли, её соответствия теме, содержанию произведения, ситуации общения и правильного использования языковых средств в устной и письменной формах. И только в результате многоаспектной, целенаправленной, системной и систематической работы по развитию речи на уроках русского языка и литературы становится возможным активизировать речевую деятельность, формировать нормативные и коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
Литература
1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: [Текст] : учеб. пособие / Б.Н. Головин. -М. : Высш. школа, 1980. - 335 с.
2. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе [Текст] / Н.И. Жинкин // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4-8 классах : матер. конф. преподавателей методики русского языка пед. ин-тов и научных сотрудников НИИ педагогики 15-16 апреля 1969 года : тезисы докладов. - Вып. 1. - М., 1969. -С. 101-108.
3. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : МГУ, 1999. - 365 с.
4. Одинцов, В.В. Стилистика текста [Текст] / В.В. Одинцов ; отв. ред. А.И. Горшков. - 5-е изд. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 264 с.
5. Пешковский, А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики [Текст] / А.М. Пешковский. - М. ; Л. : Гос. издат, 1930. - 176 с.
6. Федоренко, Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку [Текст] : учеб. пособие / Л.П. Федоренко. - Курск : Изд-во. КГПИ, 1994. - 205 с.
7. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи [Текст] / Л.П. Федоренко. - М. : Просвещение, 1984. - 159 с.