Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018
№ 4 (34). с 195-2°°. I I о о -Г ом
удк 378 Н. В. Вершинина, Т. В. ИоновА
Использование интерактивных форм обучения для обогащения словаря младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку*
В статье представлен опыт освоения, разработки и внедрения интерактивных форм и приемов с целью обогащения словарного запаса младших школьников при изучении словообразовательных понятий на занятиях кружка по русскому языку. Систематически организованная внеурочная деятельность по русскому языку дает возможность закреплять и расширять круг знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках и необходимых в реальной речевой практике. Большой потенциал в обогащении лексического запаса учащихся начальной школы заложен в интерактивных заданиях, направленных на изучение словообразовательных понятий. Интерактивные приемы и формы обучения, реализуемые на занятиях кружка по русскому языку, помогают решить проблемы и лингвистической подготовки, и собственно речевого развития учащихся. Кроме того, выполнение представленных заданий формирует познавательную активность и положительную мотивацию к предметной области «русский язык», способствует формированию универсальных учебных действий. Характер постановки задачи, пути преодоления проблемы, рефлексия, требования к постоянному взаимодействию и дух соперничества требуют от младших школьников неординарных творческих решений, желания и умения доказывать свою точку зрения, проводить рефлексию, эффективного общения, конструктивного сотрудничества и взаимопонимания и т. д.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, внеурочные образовательные занятия, русский язык, кружок русского языка, словообразовательные понятия, развитие речи, богатство речи, словарный запас, интерактивные формы обучения, младший школьник
* Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева) по теме "Разработка и внедрение новых форм методической подготовки будущих учителей начальных классов с учетом новых технологий"
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 195-200.
The Use of Interactive Teaching Forms to Enrich the Vocabulary of Elementary Schoolchildren in Extra-Curricular Activities in Russian Language
The article represents the experience of mastering, development and implementation of interactive forms and patterns with a view to enrich the vocabulary of elementary schoolchildren in learning the word-formation ideas in Russian Language study group. Consistently organized extra-curricular activities in Russian Language enables to strengthen and expand the range of knowledge, skills and abilities obtained by pupils at the lessons and required in actual speech practice. Large potential in elementary schoolchildren's lexical vocabulary enrichment is laid in interactive tasks intended to learn the word-formation notions. Interactive tools and training forms realized on Russian Language study group lessons, assist in solving the challenges both in linguistic preparation and pupils' speech development as it is. Furthermore, implementing the presented tasks forms the cognitive activities and positive motivation to subject area "Russian Language", promotes the multipurpose learning actions formation. The mode of task assignment, ways of problem solution, reflection, requirements to continuous interaction and competitiveness, require from elementary schoolchildren the extraordinary creative solutions, wish and skills to prove their viewpoint, conduct reflection, efficient communication, constructive cooperation and mutual understanding etc.
Key words: extra-curricular activities; extra-curricular educational lessons; Russian Language; Russian Language study group; word-formation notions; speech development; speech richness; vocabulary; interactive training forms; elementary schoolchild
N. V. Vershinina, T. V. Ionova
контексте изменений, коснувшихся всех ступеней современной системы образования, исключительно важное значение приобретают разработка и внедрение новых, в том числе интерактивных, форм организации различных видов деятельности младших школьников. Это требует от учителя начальных классов освоения современных технологий: «В контексте профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования одной из приоритетных задач становится освоение механизмов и способов донесения содержания образования до обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения» [7, с. 96].
В данной статье представлен опыт освоения, разработки и внедрения интерактивных форм и приемов с целью обогащения словаря младших школьников при изучении словообразовательных понятий на занятиях кружка по русскому языку.
Ключевую позицию в процессе обучения в начальной школе занимает развитие речи детей. Являясь инструментом общения, речь становится механизмом процесса познания, маркером коммуникабельности личности, лежит в основе общеучебных умений, следовательно, в основе важнейших компетенций. Уроки русского языка играют здесь первостепенную роль, в этом специфика самой дисциплины, однако тесные рамки урока не всегда позволяют решить «целый ряд очень важных задач: ... оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся» [6]. Решение этих задач возможно во внеурочной деятельности с использованием приемов и форм интерактивного обучения.
Необходимость проведения внеурочных образовательных занятий постоянно подчеркивается в научной литературе (Б. Т. Панов, Л. И. Па-стушенкова, Е. П. Преображенская, Н. Н. Ушаков, Г. И. Суворова и др.). Современные требования к образовательным результатам учащихся начальной школы подтверждают факт необходимости проведения внеурочной работы по русскому языку. Организованная, систематическая внеурочная деятельность по русскому языку дает возможность закреплять и расширять круг знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках и так необходимых в реальной речевой практике. Выступая в роли важной составляющей основного образования, внеурочная деятельность призвана помогать учителю и ребёнку в освоении уже полученных знаний и новой информации, сформировать познавательный интерес и учебную мотивацию, выработать систему педагогического сопровождения-сотрудничества. Расширяя образовательное пространство, в частности, по русскому языку она способствует созданию дополнительных условий для развития речи учащихся, поскольку внеурочные занятия требуют осознанного применения базовых
знаний в ситуациях, не схожих с ситуациями, возникающими и спродуцированными на уроках.
Развитие речи детей тесно связано с природой их деятельности, характером общения. Это отмечал еще Ф. И. Буслаев, считавший, что ученик должен практическим путем узнавать «все формы речи», которые «должны являться ему не сами по себе, а постоянно в органической связи с мыслью, им выраженной» [3, с. 57]. Потребность совершенствовать и обогащать собственную речь возникает у ребенка в процессе живого общения: в учебной и внеучебной деятельности. В контексте сказанного важную роль начинают играть интерактивные формы обучения: творческие задания, работа в группах, ролевые игры, продуцирование учебно-речевых ситуаций с последующим анализом и т.д.
Важное условие эффективного владения речью - ее богатство. Богатым принято считать такое высказывание, где, в первую очередь, используются разнообразные приемы лексической и синтаксической синонимии. Обогащение словаря младших школьников - один из ведущих приоритетов методики преподавания русского языка в начальной школе. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках предметной области «Филология» прописано, что результатами учебной деятельности должны стать: умение «выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [11]. Только при условии целенаправленной работы над обогащением словарного запаса учащихся возможно достижение результатов, указанных в образовательном стандарте.
Одно из эффективных направлений работы по обогащению словаря младших школьников - работа над словообразовательными понятиями. Морфологический принцип, лежащий в основе русской орфографии, показывает значимость понимания и осознания состава слова для применения орфографических правил в письменной речевой деятельности. Умение узнавать состав слова помогает ученику начальной школы уверенно определять и грамматические признаки лексемы, точнее осмыслить его семантику и стилистику в совокупности всех оттенков значения, углубляет возможности выбора языковых средств для выразительного, ясного, точного продуцирования развёрнутого высказывания, оформления связного монологического или диалогического текста. Так проявляется зависимость / взаимообусловленность между формированием, развитием и совершенствованием речи учащихся начальной школы. От умения ученика оперативно и устойчиво ориентироваться в составе слова, в определе-
нии концептуального (семантика, стилистика) свойства аффиксов, то есть от его морфемной зоркости зависит речевое развитие, обогащение словаря, и наоборот: от уровня развития речи, ее богатства, точности и т. д. зависит морфемная (и орфографическая) зоркость.
В рамках экспериментальной работы нами спроектирована программа кружка по русскому языку. Работа кружка построена на основе замкнутой цепи живого контокоррентного сотрудничества: учащийся - группа учащихся - учитель начальных классов - учащийся. Эта задача решается посредством использования различных форм и приемов интерактивного обучения. Суть термина «интерактивный» раскрывается посредством дословного перевода: «inter» - взаимный, «act» - действовать, следовательно, это форма взаимодействия вышеназванной цепи эффективного сотрудничества [2, 8, 10, 12].
Кружок проводится в процессе внеурочной деятельности в 4 классе средней общеобразовательной школы №2 г. Саранска. Цель программы - закрепление, углубление и расширение знаний учащихся 4 класса по русскому языку. Программа предусматривает различную тематику, 6 часов нами предусмотрено на отработку, совершенствование знаний о словообразовательных понятиях, умений и навыков свободного использования вновь образованных слов в процессе речевой деятельности.
Важно, чтобы дети не уставали от учения, напротив, получали удовлетворение, радость от выполненных заданий, а задания эти способствовали формированию и поддержанию познавательного интереса. «Психологами доказана зависимость активизации мотивацион-ной сферы личности ребенка от эмоционального, эстетического переживания, в результате чего появляется внутренняя потребность в выражении мыслей, чувств» [5, с. 28]. Поэтому работа в кружке по русскому языку строится на основе деятельностного подхода с использованием игрового метода. Для младших школьников подбираются задания занимательного характера. Нередко на занятиях кружка возникает дух соперничества, соревнования (Кто быстрее? Кто больше? Кто правильнее? Кто интереснее?), чаще всего работа организуется между мини-группами учащихся от 2 до 5 человек.
1. Молвил слон, подставив бок: Прислонись ко мне, сынок? Прислонясь к слону, слонёнок Отдохнул, набрал силёнок, И задолго до луны Дальше двинулись слоны. (Я. Козловский)
В современной начальной школе формирование словообразовательных умений зачастую не соприкасается с развитием речи, тогда как роль словообразования является аподиктической для обогащения лексического запаса, формирования связной речи младших школьников, их коммуникативной компетенции. С обозначенной выше целью разработаны некоторые задания, направленные на формирование словообразовательных умений и развития речи учащихся начальной школы. Приведенные ниже задания используются нами на занятиях кружка по русскому языку (в рамках внеурочной деятельности младших школьников).
Корень - основная часть слова, изучение данного понятия способствует формированию у детей представления о нём, как о главной части слова, заключающей в себе основное лексическое значение. Знания о единообразном написании корня во всех однокоренных словах имеют большое значение для формирования навыка правописания слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными, способствует укреплению навыка определения чередующихся согласных. Дети делятся на группы, их целью становится решение и обсуждение проблемы: посмотрите внимательно, во всех ли словах правильно выделен корень? Докажите свою точку зрения: брат-ский, рукав-ица, старич-ок, бездельнич-ать, тай-ник, каза-чок. Цель задания - проверить умения подбирать однокоренные слова, правильно определять корень, находить морфемы в словах, формировать умения работать в группе, слушать собеседника, находить аргументы и отстаивать свою позицию.
С целью формирования навыка подбирать однокоренные слова с ударной гласной в корне дается соответствующее упражнение: Вставьте пропущенную букву, подберите к выделенным словам однокоренные с ударным гласным в корне. Выигрывает та команда, которая подберет наибольшее количество слов: п...левая кухня, г. ристая местность, в..лнистые волосы, п.тнистый ковер, сч.стливый день, м.сной бульон, р...бая курочка, д...ждливое лето, пч.линый улей.
Следующее задание дается с целью отработки навыка определения однокоренных слов: Прочитайте стихотворения, представленные на доске, назовите, сколько однокоренных слов представлено в каждом из них.
2. Дождик льёт - кругом вода, Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода, От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод. (Л. Яхин)
Соревнования продолжаются в процессе ролевых творческих игр: каждая группа получает языковые загадки. Эти тексты следует представить другим командам неординарным способом (чтение по ролям, использование рисунков, разыгрывание ситуации). Условие: в представлении текста принимают участие все члены груп-
1. Корень мой находиться в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же - в дневнике я и журнале. (Оценка)
2. Корень извлечь из начинки не сложно, Приставка в сосуде хранится надёжно, Суффикс в черчении ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)
С целью отработки умения осознавать значение суффиксов предлагается упражнение: От данных прилагательных образуйте одушевлённые имена существительные. Каким способом они образуются? смелый, сильный, веселый, добрый, ленивый, завистливый, гордый; 2) хвастливый, толстый, льстивый, мудрый, крепкий, богатый, болтливый; 3) лживый, умный, скупой, глупый, ловкий, бедный, грубый.
Для обогащения словаря младших школьников важно отработать умение смыслового различия оттеночных значений лексем (и морфем), наиболее ярко проявляющихся в процессе образования новых слов: «В передаче речевых смыслов существенную роль играют используемые говорящим различные комбинации единиц, возможности их выбора для передачи различных оттенков» [9, с. 83]. Нами подобраны и разработаны занимательные задания, направленные на умение различать значение словообразовательных аффиксов, обогащение лексического запаса учащихся 4 класса. Вместе с учителем младшие школьники приходят к выводу о возможности градации лексем посредством аффиксов: «Градуальная функция выражает мерительное отношение говорящего к высказыванию, указывает на степень проявления признака, действия и т. д. Для выражения градуального значения используются разноуровневые языковые средства: аффиксы со словообразовательными значениями уменьшения и увеличения (-еньк-, -ин-, -очк-, -айш-, раз-, архи-, раз...+...ся и др.)» [1, с. 88-89], закрепляют словообразовательное значение приставок.
Приведем примеры заданий, направленных на образование новых слов, различающихся смысловыми оттенками.
1. Подберите наибольшее количество слов со уменьшительно-ласкательным и увеличительным
пы. В процессе подготовки учитель помогает каждой команде, умело, ненавязчиво направляя действия учащихся. За артистичное, креативное представление своей загадки, группа получает очки-бонусы, правильность и скорость решения задач, представленных другими командами, также прибавляет баллы группе.
3. Корень мой в сказке найдёте, Суффикс у извозчика возьмёте, Приставка та же, что в слове расход, Целым я излагаю событий ход. (Рассказчик)
4. В списке вы мой обнаружите корень Суффикс в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
или пренебрежительным значением. Дети делятся на три команды. Каждой команде выдается карточка со словами: 1) великан, дом, комната; 2) волк, заяц, медведь; 3) гриб, корзина, лес.
Когда учащиеся подобрали слова, предлагаем командам составить небольшой текст-рассказ или сказку с опорой на алгоритм конструирования высказывания [4]. У ребят получаются неожиданные и довольно интересные тексты:
1) В одной стране стояли домик и домище, а в них жили-были великанчик и великанище. У одного были огромные глазищи, ручищи и ножищи, поэтому и в домище у него были комнатищи. У другого тоже были огромные глазищи, ручищи и ножищи, и даже комнатищи. Вот только один был добрым, а другой - злым. Отгадайте, где жил великанчик, а где - великанище, кто из них добрый, а кто злой.
2) Бегал по лесу голодный злой волчище. Поймал он зайчонка, а у того все дрожит от страха: и лапоньки, и хвостик, и усики. Волчара щелкнул своими зубищами, а заинька расплакался, испугался еще больше. А тут как земля задрожит, как кусты затрещат, и выходит на поляну медвежи-ще. Пришла пора волчаре бояться. Бросил он зайчонка, а того и след простыл. Вот так медведи-ще от волчища зайчонка спас.
3) Однажды мы пошли в лес. Взяли по корзиночке и пошли по тропиночке. Видим - целая семья грибочков стоит. Ножки крепенькие, беленькие, шляпочки коричневенькие, тверденькие. Не грибочки, а загляденье! Собрали мы полные корзиночки настоящих беленьких грибочков!
Проверить и закрепить умения определять состав слова, конструирования слова по заданной схеме помогает следующее задание: Постройте схему слов, на каждую из получившихся схем придумайте как можно больше слов: 1) настольный, травка, завал, грибы; 2) примор-
ский, поле, тигренок, выход; 3) полет, кот, вырубка, зайка.
Задание, направленное на дифференциацию глаголов совершенного и несовершенного вида: используя разные приставки, образуйте видовые пары глаголов: лить, бежать, бросать, строить, стирать, писать, гонять, красить. Выигрывает та команда, которая не только правильно и быстро предложила видовую пару, но и использовала максимальное количество различных приставок.
Задание, направленное на образование сложных слов и наоборот: Назовите одним словом: колет лед, мерит воду, возит молоко, отводит гром, ловит мышей, проводит газ, разводит пчел, время косить сено, очищает воздух, варит на пару. - А теперь придумайте для другой команды словосочетания, на основе которых могут образоваться новые слова.
Важно, чтобы после выполнения каждого задания учащиеся вместе с педагогом рефлексировали свою деятельность, отмечая достоинства и недостатки выполнения задачи. В конце каждого занятия подводятся итоги работы каждой
группы и каждого ребенка внутри этой группы. По результатам внеурочного занятия или цикла занятий учащиеся могут заработать реальную отметку по русскому языку, что также положительно влияет на мотивацию младших школьников.
Деятельностный подход, реализованный на примере использования приведенных интерактивных приемов и форм работы кружка по русскому языку, помогает в решении целого ряда образовательных и воспитательных задач: получая и закрепляя знания и умения по словообразованию, дети обогащают собственный речевой запас, моделируют речевую ситуацию, учатся творчески подходить к преодолению проблемы, находить выход из ситуации и аргументировать свою точку зрения, оценивать свои и чужие высказывания, учатся эффективному взаимодействию в коллективе и т. д.
В данной статье мы предлагаем далеко не полный перечень заданий, разработанных и подобранных в процессе ведения кружка по русскому языку, они отбирались по принципу: «что интересно детям», именно учащиеся и выбрали их для опубликования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабина С. А., Белоглазова Е. В. Градуальная функция индивидуально-авторских новообразований // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 88-90.
2. Бурняшева Л. А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие. М.: КноРус, 2016. 231 с.
3. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. М.: Либроком, 2010. 360 с.
4. Вершинина Н. В. Конструирование устных и письменных высказываний на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 57-60.
5. Вершинина Н. В. Творческая самостоятельность как основа для формирования языковой личности младшего школьника // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 27-31.
6. Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе [сайт]. URL: dur.ru>izh/kg...Внеурочная деятельность по ФГОС.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
7. Горшенина С. Н., Маринкина Н. А. Подготовка бакалавров педагогического образования к реализации современных педагогических технологий // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 95-98.
8. Кеннеди Д., Хайленд Э., Райан Н. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство // Болонский процесс: результаты обучения и компетентность^ подход / под ред. В.И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С. 476-502.
9. Нерушева Т. В. Интерпретационный компонент языкового содержания // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 3 (11). С. 82-85.
10. Тополска, Е. Интерактивно обучение по български език в детската градина // Предучилищно възпитание. 2005. № 4. С.5.
11. ФГОС НОО [сайт]. URL: минобрнауки.рф>documents/922/print (дата обращения: 10.06.2018).
12. Чечет В. В., Захарова С. Н. Активные методы обучения в педагогическом образовании. Минск: БГУ, 2015. 127 с.
REFERENCES
1. Babina S.A, Beloglazova E.V. Gradable feature individually-authored neoplasms. The Humanities and Education, 2015, no. 1 (21), pp. 88-90. (in Russian).
2. Burnyasheva L.A. Aktivnye i interaktivnye metody obucheniya v obrazovatel'nom protsesse vysshei shkoly. Metodicheskoeposobie [Active and interactive methods of teaching in the educational process of higher education. Toolkit]. Moscow, KnoRus Publ., 2016, 231 p. (in Russian).
3. Buslaev F. I. On the teaching of the national language. Moscow, Librokom Publ., 2010. 360 p. (in Russian).
4. Vershinina N. V. Oral and written comments construction on the lessons of Russian language and literary reading at primary school. The Humanities and Education, 2017, no. 1 (29), pp. 57-60. (in Russian).
5. Vershinina N. V. Creative independence as the basis for the formation of primary school children linguistic identity. The Humanities and Education, 2015, no. 1 (21), pp. 27-31. (in Russian).
6. Vneurochnaya deyatel'nost' po FGOS v nachal'noj shkole. Available at: ciur.ru>izh/kg...Внеурочная деятельность по ФГОС.pdf (accessed 10 June 2018).
7. Gorshenina S.N., Marinkina N.A. The training bachelors of pedagogical education to implementation modern
pedagogical technologies. The Humanities and Education, 2017, no. 1 (29), pp. 95-98. (in Russian).
8. Kennedi D., Khailend E., Raian N. Napisanie i primenenie rezul'tatov obucheniya: prakticheskoe rukovodstvo // Bolonskii protsess: rezul'taty obucheniya i kompetentnostnyi podkhod / pod red. V.I. Baidenko [Writing and application of learning outcomes: practical guidance // Bologna Process: learning outcomes and competence approach]. Moscow, Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2005. pp. 476-502. (in Russian).
9. Nerusheva T. V. Interpretation component of the language content. The Humanities and Education, 2012, no. 3 (11), pp. 82-85. (in Russian).
10. Topolska Is. Interactive teaching in Bulgarian language in kindergarten. Pre-school education, 2005. no. 4. p. 5. (in Russian).
11. Federal state educational standard of primary general education. Available at: MMHo6pHayKM.p$>documents/922/ print (accessed 10 June 2018). (in Russian).
12. Chechet V.V., Zakharova S.N. Aktivnye metody obucheniya v pedagogicheskom obrazovanii [Active methods of teaching in pedagogical education]. Minsk, BGU Publ., 2015. 127 p. (in Russian).
Информация об авторах Вершинина Наталья Викторовна
(Россия, Саранск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева E-mail: [email protected]
Information about the authors
Natalia V. Vershinina
(Russia, Saransk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Methods of Preschool and Primary Education Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Evseyev E-mail: [email protected]
Ионова Татьяна Валерьевна
(Россия, Саранск) Магистрант кафедры методики дошкольного
и начального образования Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева E-mail: [email protected]
Tatyana V. Ionova
(Russia, Saransk) Master's student of the Department of Methods of Preschool and Primary Education Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Evseyev E-mail: [email protected]