УДК 378
Михайлова Юлия Владимировна
Mikhaylova Yuliya Vladimirovna
старший преподаватель кафедры иностранных языков
Пермской государственной сельскохозяйственной академии им. академика Д.Н. Прянишникова [email protected]
Senior lecturer of the Foreign Languages Department, Perm State Agricultural Academy [email protected]
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА
СТУДЕНТОВ ВУЗА
ПРИ РАБОТЕ В КОМАНДЕ
STUDENTS’ FOREIGN LANGUAGE TRAINING AND TEAMWORK
Аннотация:
Summary:
В статье рассматриваются ключевые инвариантные компетенции выпускника вуза: иноязычная коммуникативная компетенция и опыт работы в команде. Показано, что комплексное формирование данных компетенции способствует повышению качества образования.
The article presents the key invariant competencies of higher school graduates, such as: foreign language communicative competence and competence of team-working. The author substantiates, that the integrated formation of the given competencies furthers the improvement of the higher education quality.
Ключевые слова:
требования к выпускникам вуза, работа в команде, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение иностранному языку в вузе.
requirements to higher school graduates, teamwork, foreign language communicative competence,foreign language teaching in higher school.
Keywords:
За последний период времени в нашей стране произошел ряд политических, экономических и социальных изменений, которые в разной степени коснулись всех отраслей народного хозяйства. Причиной этого развития стала в первую очередь глобализация, проявляющаяся в информатизации общества, взаимозависимости экономик и безопасности стран мира.
На сегодняшний день определена потребность современного общества в глубоком и принципиальном обновлении профессионального образования, при котором могли бы появиться специалисты нового типа, обладающие масштабностью видения проблем мировой экономики и осознанием российского уровня развития соответствующих производств; высоким уровнем профессионализма, обеспечивающим конкурентоспособность страны на международном рынке труда; способностью организовать коллектив, развивая эффективную профессиональную деятельность, формирующую новый уклад жизни.
В условиях расширения международного сотрудничества России новые серьезные требования предъявляются к выпускникам технических вузов. Сегодня, как никогда, возрастает потребность в инженерах - исследователях и конструкторах новой формации, обладающих широким научно-техническим и гуманитарным кругозором, способных решать сложные задачи научно-технического прогресса. От инженерно-технических специалистов требуется способность воспринимать и перерабатывать разнообразную, динамически возрастающую научнотехническую и социально-экономическую информацию на родном и иностранном языках, овладевать искусством управления новыми технологическими циклами.
Модернизация системы высшего профессионального образования призвана повысить качество подготовки бакалавров/магистров/аспирантов до уровня мировых стандартов [1], что обеспечивается компетентностной основой системы подготовки инженерно-технических кадров.
Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании ориентирован на формирование личности специалиста - в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности и высокой мотивации к осуществлению видов профессиональной и социальной деятельности. Целью обучения в вузе при компетентностном походе выступает формирование общекультурных и кадровых компетенций, которые являются необходимыми структурными компонентами профессиональной компетентности современного выпускника вуза.
Анализ исследований, посвященных изучению актуальных компетенций выпускника вуза и их классификации, позволил нам выявить значимые компетенции, которые являются необходимыми с точки зрения работодателя, но формирование которых вызывает определенные трудности в инженерном образовательном процессе. К таким компетенциям относятся те, которые имеют отношение к социальному взаимодействию человека: компетенции социального
взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность; компетенции в общении: устном, письменном диалоге, монологе; порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента [2].
Изучение и анализ современных исследований позволили нам выдвинуть гипотезу, что компетенции социального взаимодействия эффективно реализуются в командной работе, то есть, формируя знания о работе в команде у будущих инженеров, мы учим их владеть способами совместной деятельности и создаем способность применять знания для выполнения совместной работы с целью решения профессиональной задачи.
Существующий на сегодняшний день интерес к командному подходу связан, прежде всего, с рядом тенденций в области развития организаций и эффективного инновационного менеджмента. В эпоху мировой конкуренции и появления инновационных технологий, именно «командная» работа играет важную роль в достижении ощутимых организационных результатов, способствует поддержанию конкурентных преимуществ компании, является инструментом повышения организационной эффективности; «методом, позволяющим более полно использовать способности работников и опыт организации» [3].
Кроме того, работа в команде рассматривается и с точки зрения международного сотрудничества специалистов.
Работа в международной команде рассматривается как целевой компонент иноязычного образования в неязыковом вузе, что предъявляет к выпускникам высокие требования и в области владения иностранным языком.
Целью обучения иностранному языку в вузе выступает формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уровне, позволяющем участвовать в межкультурном профессиональном общении, получать и продолжать образование в других странах мира, обмениваться научно-техническим опытом с зарубежными коллегами, получать профессионально значимую информацию из зарубежных источников.
В практике обучения иностранному языку в техническом вузе существуют трудности: ограниченный объем зачетных единиц, низкий уровень мотивации, отсутствие базового уровня владения языком у целого ряда студентов, требующие поиска новых технологий.
Одним из возможных путей решения данных проблем может выступать интеграция механизмов формирования иноязычной коммуникативной компетенции и компетенции работы в команде. Взаимосвязь данных компетенций позволит увеличить долю самостоятельности и активности студентов в образовательном процессе, повысит уровень мотивации студентов к общению на иностранном языке в условиях команды, что позволит, в конечном счете, поднять степень владения иностранным языком студентов.
Таким образом, вышесказанное определяет актуальность исследования, направленного на разработку методики формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза при работе в команде.
Симбиоз сформированности компетенций работы в команде и иноязычной коммуникативной компетенции позволит решить такие задачи, как реализация коммуникативной направленности иноязычного образования, учет интересов и потребностей студентов в профессиональном плане, повышение осознанности обучения, готовность работать вместе.
Реализация предложенной методики предполагает изменения в плане организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. Создание процесса работы в ходе занятий по дисциплине «Иностранный язык» требует учета особенностей команды, в отличие от группы и коллектива, этапов ее становления и применения соответствующих технологий.
Следует отметить, что объектом пристального внимания, как в социальной психологии, так и в педагогике, является малая группа. Это относительно немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личностном общении и взаимодействии [4]. До сих пор дискуссионным является вопрос о количественных параметрах малой группы, ее нижнем и верхнем пределах. В большинстве исследований число ее членов колеблется между 2 и 7 чел. В группах большей численности ее участники подвержены неупорядоченным коммуникациям, что ведет к дезорганизации и появлению ощущения того, что много времени тратится впустую. С другой стороны, с увеличением численности группы возрастает количество взаимодействий между ее членами.
Вне зависимости от типа любая группа имеет внутреннюю структуру, основными компонентами которой являются: формальное лидерство в группе; роли, которые члены группы самоопре-деляют или принимают; групповые нормы; групповые статусы; размер группы; состав группы.
Приведем ряд распространенных определений термина «команда». Команда: 1) краткий устный приказ командира; 2) временная или постоянная организационная единица; 3) личный состав, экипаж судна; 4) спортивный коллектив, возглавляемый капитаном [5].
Значимым для нашего исследования является мнение Т. Зинкевич-Евстигнеевой, которая определяет команду как «автономный, самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные задачи» [6]. В нашей работе мы придерживаемся следующего общего определения термина «команда»: коллектив (объединение людей, осуществляющих совместную деятельность и обладающих общими интересами), способный достигать цели автономно и согласованно, при минимальных управляющих воздействиях. То есть, любая команда является коллективом, но не наоборот. Она может существовать в рамках организационной системы. Таким образом, команда, наряду с группой, коллективом и организационной системой, является формой организации коллективной деятельности.
На основе анализа публикаций можно выделить следующие характеристики команды, в совокупности, отличающие ее от группы, коллектива и организации: единство цели, совместная деятельность, непротиворечивость интересов, автономность деятельности, коллективная и взаимная ответственность за результаты совместной деятельности, специализация и взаимодополняемость ролей (включая оптимальное распределение функций и объемов работ, а также синергетичность взаимодействия членов команды), устойчивость команды (оправдываемость взаимных ожиданий ее членов).
В заключении, можно сделать вывод, что опираясь на основные требования к организации команды, учитывая дидактические цели и задачи обучения иностранному языку в вузе, целесообразно и необходимо организовать процесс овладения данным предметом именно в работе в команде. Это позволит, во-первых, формировать компетенцию работы в команде; во-вторых, эффективно формировать иноязычную коммуникативную компетенцию студентов, вовлекая их в непосредственную коммуникацию на иностранном языке с целью решения стоящих перед группой учебных задач.
Ссылки:
1. Гитман М.Б., Гитман Е.К., Столбов В.Ю. Подготовка аспирантов к инновационной деятельности // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 102-111.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в обра-
зовании. Авторская версия // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: тр. методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 23.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. СПб., 2002. С. 6.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 126.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 246.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Указ. соч.