Научная статья на тему 'Формирование казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности'

Формирование казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
459
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абсаттаров Р. Б.

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности, которые в социологической науке еще не изучены. Анализируется факторы, воздействующие на консолидацию многонационального казахстанского народа. Значительное внимание уделено и дискуссионным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building the Kazakh Nation as a Civil and Ethnopolitical Community

The article considers topical questions of building the Kazakh nation as a civil and ethnopolitical community, the questions widely uncovered in Sociology. The article analyzes the factors behind the union of the multiethnic Kazakh nation. At the same time, much attention is paid to debatable problems as well.

Текст научной работы на тему «Формирование казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности»

ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО НАРОДА КАК ГРАЖДАНСКОЙ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

Р.Б. Абсаттаров

Кафедра политологии и социологии Казахский национальный педагогический университет им. Абая пр. Достык, 13, Алматы, Казахстан, 050010

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности, которые в социологической науке еще не изучены. Анализируется факторы, воздействующие на консолидацию многонационального казахстанского народа. Значительное внимание уделено и дискуссионным вопросам.

Казахстан провозгласил суверенитет 25 октября 1990 г. и 16 октября 1991 г. объявил о своей независимости. Суверенитет и независимость Республики Казахстан — это политическое и качественное состояние народа, его полновластие в решении своей судьбы, право распоряжаться своими природными ресурсами. Не меньшее значение имеет также право на уважение культуры, языка, традиций, обычаев народов, проживающих на территории Казахстана.

Концептуальная модель развития многонациональной Республики Казахстан — это создание общества открытого типа, демократического правового государства в системе цивилизованного мирового сообщества.

Конституция Республики Казахстан гласит: все национальности равны и единственным источником государственной власти является казахстанский народ [3. С. 6—7, 9]. Формирование казахстанского народа — это тенденция национального и общенационального прогресса. Она является результатом развития и взаимо-сближения этнических групп, отражает процесс усиления взаимозависимости народов и постепенного формирования общеказахстанских, универсальных ценностей, выражает объективную потребность единения всех этносов, основанную на общности коренных интересов и целей.

С.Т. Сейдуманов отмечает: «На исторической земле казахов накоплен богатый и уникальный опыт мирного сосуществования народов, культур и различных вероисповеданий в одном государстве, опираясь на который мы вместе выстроили наш общий дом — независимый и процветающий Казахстан» [6. С. 45]. Важнейшей задачей сегодняшней жизни Казахстана является объединение народов в целях обновления, реформирования, модернизации общества для совместной деятельности во имя развития Казахстана как суверенного, правового, социального, демократического государства. Национальная политика на современном этапе должна быть научно обоснована, а для этого необходимо основательно и всесторонне анализировать процессы интеграции как в нашей стране, так и в мире. Необходимо изучение реальных процессов межнациональных отношений в Казахстане, а также процессов формирования казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности.

Эффективность исследования процесса формирования многонационального казахстанского народа во многом зависит от понимания его сущности. Казахстанский народ формируется в ходе исторического развития сложных национальных и миграционных процессов. При формировании этой общности наблюдается постепенное политическое, социально-экономическое и культурное объединение народов и вырастает осознание ими своего единства. При этом этнополитическая структура казахстанского народа — это совокупность социально-этнических общностей в системе унитарного государства.

Народ Казахстана (казахстанский народ) — один из базовых терминов, необходимых для описания этнонациональной структуры Республики. Это не историческая общность людей, а динамично развивающаяся гражданская и этнополити-ческая общность народов. Народ Казахстана надо рассматривать как гражданскую и этнополитическую общность, развивающуюся на основе достижений научно обоснованной национальной политики и развития национальных отношений. Несмотря на трагичную историю этнополитической общности казахстанцев, она выступает важнейшей социально-исторической и духовно-нравственной формой консолидации народов республики, обеспечивая преемственность и самобытность их жизнедеятельности [1. С. 102].

Формирование казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности все больше обогащается общечеловеческим содержанием. В этнополи-тической общности народов Казахстана гармонически сочетаются, с одной стороны, общеказахстанские, по своей природе интернациональные и общечеловеческие черты, а с другой — национальные особенности народов. В отличие от социально-этнической общности казахстанский народ объединяет людей не по нациооб-разующим признакам, а на основе гражданской и этнополитической общности народов, их коренных интересов и целей, исторических судеб. Казахстанский народ и в структурном отношении отличается от социально-этнической общности людей. Объединяя классы и социальные группы, нации и народности, национальные и этнические группы, казахстанский народ выступает как этнополитическая и гражданская общность людей, которая представляет собой сплоченное общество.

Формирование и развитие этнополитической общности народов Казахстана является результатом коренных социально-экономических преобразований, последовательного проведения в жизнь принципов национальной политики. Кроме того, эта общность выступает как концентрированное выражение все более ширящегося процесса интернационализации национальной жизни народов.

Интернационализация национальной жизни и формирование казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности народов тесно связаны между собой. Эта связь проявляется двояко. С одной стороны, становление этно-политической общности народов Казахстана ускоряет интернационализацию, а с другой — развитие интернационализации порождает новые явления, процессы, а значит, и новые задачи, разрешение которых является движущей силой укрепления этнополитической общности народов Казахстана. Эти общественные явления могли сложиться только на основе отношений дружбы, сотрудничества между народами, которые, в свою очередь, крепли и всесторонне развивались в прямой

зависимости от углубления интернационализации и формирования гражданской, этнополитической общности народов Казахстана.

Государственная политика, осуществляемая в Казахстане, является значительным фактором укрепления этнополитической общности людей и важнейшим условием углубления интернационализации их жизни. Правильная национальная политика в правовом государстве является важнейшим регулятором как процесса интернационализации национальной жизни, так и формирования эт-нополитической общности народов.

В качестве определяющих характеристик казахстанского народа как этнопо-литической общности можно выделить два аспекта. Во-первых, казахстанский народ можно характеризовать как этнополитическую форму общностей людей, которая отличается от исторических общностей людей. Во-вторых, в связи с тем, что казахстанский народ как этнополитическая общность формируется в условиях многонационального государства, его можно рассматривать как многонациональную общность. Она характеризуется экономическим, социально-политическим, духовным объединением этнических групп, возникновением и утверждением у них общеказахстанских, общечеловеческих, интернациональных черт. Казахстанский народ — этнополитическая общность народов нового типа, основанная на принципах подлинного патриотизма, дружбы народов, в которых находит диалектическое сочетание общее и особенное. В состав казахстанского народа входит все население республики.

Изучение казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности предполагает уточнение некоторых исходных терминов, сопоставление и размежевание понятий «казахстанский народ» и «казахстанское общество». В содержании этих понятий имеется много общего. Однако встречающееся в научной литературе употребление этих понятий в одном и том же смысле как однопорядковых или даже их отождествление кажется не совсем верным. Круг явлений, обозначаемых понятиями «казахстанский народ» и «казахстанское общество», различен по времени, масштабам и объему. Понятие «казахстанское общество» возникло после объединения Казахстана с Россией (особенно в XX в.) и в какой-то мере отвлечено от межнациональных отношений, тогда как «казахстанский народ» начал формироваться в ходе обновления общества и осуществления национальной политики суверенного, независимого казахстанского государства. Попытки же отождествления этих понятий ведут к подмене предмета анализа, а также к затруднениям в регулировании национальных процессов и процессов формирования казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности.

Понятия «казахстанское общество» и «казахстанский народ» нельзя отождествлять, но не следует и отрывать их друг от друга. Понятие «казахстанский народ» указывает на то, что речь идет о качественно новом общественном явлении. Вместе с тем по своей природе казахстанский народ как этнополитическая общность народов — не историческая и не особая национальная, а гражданско-интер-национальная общность людей, отражающая более высокий уровень интеграции этнических групп. Интересы и цели каждой из них сочетаются с общими интересами всего народа Казахстана.

Характеризуя процесс формирования казахстанского народа не следует допускать упрощения. В научной литературе, в публицистических статьях есть утверждения отдельных авторов о том, что в процессе формирования казахстанского народа происходит и слияние национальностей, формирование единой нации. Например, Ж. Наурызбаев и В. Примин пишут: «Перед учеными страны стоит научная проблема исключительной важности — найти оптимальные пути формирования единой казахстанской нации» [5. С. 44]. Научный анализ выявляет неправомерность этого утверждения. В данном высказывании не учитывается, что казахстанский народ — это этнополитическая, гражданская общность и что каждая национальность сохраняет в его рамках свои национальные черты и особенности. Слияние наций, стирание различий между этническими группами или формирование единой казахстанской нации означает процесс ликвидации всех национальных различий, а значит, и самих национальностей. На деле формирование и консолидация многонационального казахстанского народа не означают нивелирования наций, игнорирования национальных особенностей, языков, культур, не упраздняют существующие нации и не возводят какую-то наднациональную надстройку, а напротив, создают образец этнического объединения при сохранении самобытности, языка и культуры народов. Более того, казахстанский народ как этнополи-тическая общность органично и эффективно развивает материальные и духовные силы каждого народа республики. В то же время казахстанский народ вбирает в себя то общечеловеческое, устойчивое, главное, что имеется в национальной жизни каждого из народов Казахстана.

Таким образом, понятия «казахстанский народ» и «единая казахстанская нация» нельзя отождествлять. На современном этапе самыми характерными признаками формирования казахстанского народа и развития национальных отношений призваны быть интеграция, интернационализация и сближение наций. Но для слияния наций и единой казахстанской нации как социально-этнической общности в нашей стране не сложились ни экономические, ни социально-политические, ни духовно-культурные предпосылки.

Казахстанский народ — это гражданская и этнополитическая общность, образовавшаяся в результате демократических преобразований, интеграционных процессов, на основе совокупности общественных отношений, сохраняющих свои национальные черты и особенности, имеющих общее: родину — Казахстан, территорию, экономику, социально-классовую структуру, унитарно-правовое государство.

Каждая этническая группа республики является составной частью этнополи-тической общности — казахстанского народа. В этой общности каждый народ — равный среди равных, в то же время он вносит свой вклад в развитие народа Казахстана, и, наоборот, прогресс казахстанского народа ускоряет развитие каждого из народов республики. Поэтому все ценное, всеобщее, что выражает общечеловеческую сущность казахстанского народа, существует и «материализуется» в этносах в результате их беспрестанно реализуемой и творчески преобразующей жизненной энергии и созидательных действий. Одновременно лучшие отличительные признаки и свойства народов Казахстана, все их специфические ценности

синтезируются во всеобщем — казахстанском народе, становятся неотделимыми элементами общеказахстанских и общечеловеческих ценностей.

Сплоченность и объединение казахстанского народа как гражданской и эт-нополитической формы общественного бытия во многом определяются масштабами, характером, темпами процесса интеграции национальной жизни народов Казахстана, усилением и углублением роли общенациональных факторов в их национальном развитии [1. С. 103—104].

В консолидации казахстанского народа практически отражено качественное состояние сознания, детерминированное объективным процессом развития и вза-имообогащения национальностей, необходимостью объединения усилий многонационального населения в борьбе за утверждение и совершенствование демократического справедливого общества. Социальная ценность этой консолидации состоит прежде всего в практической целесообразности.

В процессе консолидации казахстанского народа возникли и наполнились содержанием новые понятия — «казахстанец», «казахстанский патриотизм», «русский язык — язык межнационального общения народов Казахстана», «казахстанская наука», «казахстанская техника», «казахстанская армия», «казахстанский закон», «казахстанское право» и многие другие, которые обогащаются новыми чертами.

Современный этап процесса интернационализации национальной жизни народов Казахстана характеризуется развивающейся гражданской и этнополитиче-ской общностью людей, ростом их сотрудничества, осознанием ими единства и целей нашего общества. Сегодня процесс формирования этнополитической общности казахстанцев нельзя сдерживать или искусственно форсировать. Отчетливое знание перспектив развития этнополитической общности народов Казахстана особенно важно для обновления, модернизации общества. Можно предвидеть, что построение демократического общества в Казахстане создаст условия для дальнейшего развития тенденций единения многонационального народа как гражданской и этнополитической общности.

В современных условиях повсеместно наблюдается усиление внимания народов Казахстана к своим национальным корням, к истории и культуре, возрастает интерес к сохранению национальной самобытности, культуры, языка. Поэтому необходимо детально изучить национальную структуру Казахстана. Для более полного изучения этой проблемы важное значение имеет разработка концепции национального развития и культуры межнационального общения. Такая концепция позволила бы раскрыть новые этапы развития и консолидации народов Казахстана, в то же время способствуя росту их национального самосознания.

В заключение можно сделать вывод, что формирование, консолидация казахстанского народа как гражданской и этнополитической общности является важнейшим результатом научного решения национального вопроса и фактором культуры межнационального общения, показателем зрелости общества. Поэтому любые попытки ущемления по национальному или родоплеменному, религиозному или расовому признаку должны рассматриваться как антинародные, противоречащие принципам казахстанской государственности в XXI в.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абсаттаров Р.Б. О политической консолидации народов Казахстана // Простор. — 2003. — № 6.

[2] Аналитический отчет переписи населения Республики Казахстан 1999 года. — Алматы: АРКПС, 2005.

[3] Конституция Республики Казахстан. — Алматы: Жеті жары, 2002.

[4] Назарбаев Н.А. Дружба и доверие — наше главное богатство // Мысль. — 2002. — № 12.

[5] Наурызбаев Ж., Примин В. Путь к межнациональной гармонии // Мысль. — 1994. — № 4.

[6] Сейдуманов С.Д. Казахстанская модель межэтнического согласия на примере г. Алматы // Казахстанская модель межэтнического согласия: состояние и перспективы. Сб. мат. науч.-практ. конф. — Алматы: КИСИ, 2007.

[7] Уженов Б. Шли по стране с умом и молотком // Казахстанская правда. — 2008. — 5 апреля.

BUILDING THE KAZAKH NATION AS A CIVIL AND ETHNOPOLITICAL COMMUNITY

R.B. Absattarov

Political Science and Sociology Chair Kazakh National Pedagogical University named after Abay Dostyk av., 13, Almaty, Kazakhstan, 0500100

The article considers topical questions of building the Kazakh nation as a civil and ethnopolitical community, the questions widely uncovered in Sociology. The article analyzes the factors behind the union of the multiethnic Kazakh nation. At the same time, much attention is paid to debatable problems as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.