Научная статья на тему 'Казахстанский патриотизм: постановка проблем'

Казахстанский патриотизм: постановка проблем Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1166
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / KAZAKHSTAN PATRIOTISM / NATIONAL POLICY / INTERNATIONALISM / PATRIOTIC EDUCATION / DEMOCRATIC SOCIETY / INTERETHNIC HARMONY / CULTURAL IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сейсен Найля Бакытбеккызы

В статье рассматриваются вопросы взаимовлияния и становления единого народа Казахстана и возникновения чувства казахстанского патриотизма. Проблема патриотизма будет волновать ученых всегда, пока существуют общество, государство и народ. Их важность проявляется не только на поле ценностных предпочтений, а непосредственно отражается в политике, так как именно в соответствии с этими ценностными измерениями строится модель будущего цивилизованного Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казахстанский патриотизм: постановка проблем»

5. Абдыгалиев Б. Государственная политика и межнациональное отношения в Республике Казахстан. Алматы, 1996, С. 25.

Казахстанский патриотизм: постановка проблем Сейсен Н. Б.

Сейсен Найля Бакытбеккызы / Seisen Nailya Bakytbekkyzy - кандидат политических наук,

доцент,

кафедра политологии и социально-философских дисциплин,

Казахский национальный педогогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимовлияния и становления единого народа Казахстана и возникновения чувства казахстанского патриотизма. Проблема патриотизма будет волновать ученых всегда, пока существуют общество, государство и народ. Их важность проявляется не только на поле ценностных предпочтений, а непосредственно отражается в политике, так как именно в соответствии с этими ценностными измерениями строится модель будущего цивилизованного Казахстана.

Abstract: in the article consider the issues of the mutual influence of the formation of the unified people of the Kazakhstan and the emergence of feelings of Kazakhstan patriotism. The problem of patriotism will be the concern of scholars until there is a society, state and people. Their importance is manifested not only on the field of value preferences, but are directly reflected in the policy, because in accordance with these value measurements we construct a model of the future of a civilized Kazakhstan.

Ключевые слова: казахстанский патриотизм, национальная политика,

интернационализм, патриотическое воспитание, демократическое общество, межнациональное согласие, культурная идентификация.

Keywords: Kazakhstan patriotism, national policy, internationalism, patriotic education, democratic society, interethnic harmony, cultural identification.

УДК 32 (574)

Научный анализ социально-политической литературы показывает, что казахстанский патриотизм еще недостаточно изучен в политической науке. Естественно, в одной небольшой статье невозможно охватить все вопросы казахстанского патриотизма, поэтому мы на конкретных материалах рассматриваем постановки проблемы казахстанского патриотизма.

Прежде всего, следует отметить, что казахстанский патриотизм представляет собой сложный и многоаспектный объект социально-политического исследования. На наш взгляд, казахстанский патриотизм есть новое специфически-политическое явление. Ведь географические условия, природные ресурсы, национальная структура, хозяйственно-производственный опыт и опыт межэтнического общения людей, межконфессионального согласия, исторические судьбы народа, их менталитет, наконец, геополитическое положение страны отражаются в специфических чертах патриотического сознания казахстанцев.

Специфика Казахстана заключается и в том, что наложение принципов национальной государственности, государственного языка и языка межнационального общения на пестрое этническое и конфессиональное пространство, для которого в течение десятилетий характерна интенсивность миграционных процессов, встречает немало противодействий и т. д.

221

Как нам хорошо известно, накал дискуссии, возникшей в недавнем прошлом в связи с формулировками формы государственности, миграции и гражданства, статуса языка и т. д. И в этой связи уместно отметить, что позитивно влияет на межнациональные отношения и формирование казахстанского патриотизма, конституционное решение ряда вопросов, касающихся статуса, гражданства, полного равенства и справедливого представительства в общественно-политической жизни и государственных структурах, возрождения народов и регионов, подъема их экономики, государственного подхода к миграционным процессам.

Научная национальная политика в рамках казахстанского патриотизма предполагает равноправие всех национальностей, рас, конфессий, обуславливает необходимость принятия согласованных решений, учитывающих интересы различных народов, живущих на территории Казахстана [1].

На наш взгляд, в современном Казахстане происходят два взаимосвязанных процесса: процесс углубления единства казахстанского народа на национальной государственной основе и одновременно процесс формирования казахстанской государственности, гражданственности. Вместе с тем, идеологические основы этих процессов изучены пока явно недостаточно.

Мы полагаем, что в основе казахстанского патриотизма лежит идеология интернационализма - дружбы народов как общечеловеческой ценности. К сожалению, некоторые средства массовой информации в Казахстане утверждают, что именно политика интернационализма по сути своей антинациональна. Разумеется, это крайне ошибочное, непатриотическое представление.

На наш взгляд, патриотизм и интернационализм в Казахстане рассматриваются как доброжелательное, гуманное и дружественное взаимоотношение народов, которые всегда были для казахстанцев внутренне присущими. Эту особенность своего миропонимания казахи и казахстанцы не раз доказывали своими конкретными действиями в самые тяжелые и критические годы испытаний еще в советское время, когда они принимали у себя депортированных переселенцев, ссыльных и в годы различных «освоений» природных ресурсов Казахстана. То есть и исторически, и логически ведущей силой самосознания и самосохранения и надежным гарантом казахстанского народа всегда было правильное понимание слитности чувства патриотизма и интернационализма. И теоретически, и практически эти два понятия в прошлом и сейчас употребляются как синонимы.

Казахстанский патриотизм свое действенное проявление должен находить в практической деятельности людей различных национальностей, направленной на создание материальных ценностей и преобразование общественной жизни. То есть, казахстанский патриотизм может стать реальностью только тогда, когда он опирается на принципы интернационализма и дружбы народов на деле, а не на словах. Поэтому патриотизм, отрицающий принципы интернационального единства людей в любом многонациональном и многоконфессиональном государстве не имеет ничего общего с подлинным патриотизмом. Такой «патриотизм» ведет только к национализму, который имеет различные формы проявления. То есть подлинное патриотическое чувство может быть извращено как в националистическом, так и в шовинистическом духе [2].

Наша точка зрения такова, что сознание принадлежности к нации - одно из прекрасных человеческих чувств, а сближение, сотрудничество, дружба с другими народностями и нациями возвышает национальное самосознание, поощряет к свершению великих дел во имя национальных интересов.

В том случае, когда каждый гражданин Казахстана будет общие интересы Родины считать своими, искренне любить страну и будет готов защищать ее интересы, будет верен традициям своих предков и народов, можно будет считать, что основная ценность культуры межэтнического общения - патриотизм казахстанцев - выполняет свои функции. Для казахстанского государства патриотизм граждан - это духовный

222

стержень, который пронизывает всю его деятельность. Безусловно, необходимо разработать комплекс мер, связанных с формированием истинного уважения ко всем атрибутам своего государства - флагу, гербу, гимну и т. д. [3].

Становление патриотизма невозможно без наличия государственной идентичности. Принцип государственной идентичности в многонациональном Казахстане заложен в конституционных формулировках: «Мы народ Казахстана» и «Единственным носителем суверенитета и источником государственной власти является народ» [4].

Государственная идентичность предполагает чувство единства и солидарности всех граждан республики, вне зависимости от национальных, расовых, религиозных и иных групповых принадлежностей на основе общности культурно-исторического прошлого и социально-политических реалии настоящего.

В этом плане казахстанский патриотизм должен способствовать тому, чтобы граждане республики идентифицировали себя не только с определенным этническим образованием, не только с территориальным образованием как таковым, но также с его политической и экономической системой, определенными общеказахстанскими ценностями и целями, методами и средствами, образом жизни и социокультурными реальностями, историей и национальной судьбой. Все они только в совокупности могут обеспечить чувство принадлежности к казахстанской общности.

И ещё один очень важный вопрос культуры межэтнического общения, социально -политическая стабильность и общественное согласие, которые являются одним из главных демократических завоеваний Казахстана за годы независимости. Можно привести примеры, когда обычный бытовой конфликт между людьми разных национальностей преподносился как межнациональное столкновение. Казахстанский народ неоднократно проявлял выдержку, мудрость и терпимость. Сейчас уже такие попытки разжигания не принимаются самим многонациональным народом.

Казахстан стал родным краем для многих национальных и этнических групп, здесь они приобрели кров, работу, создали интернациональные семьи, и все они стали работать на благо процветания нашего Казахстана.

Именно такое свободное развитие всех народов, проживающих в нашем государстве, сблизило людей разных национальностей и заложило основу для процветания, спокойствия и укрепления казахстанского государства. Именно эти моменты и определяют то, что процессы в сфере национальных отношений протекают у нас все же относительно безболезненно, без обострения возможных противоречии и т. д.

На наш взгляд, население Казахстана должно стать единым сплоченным народом со своей национальной идеей, чувством патриотизма, морально-этическим кодексом, носителем евразийского образа мыслей и евразийских духовно-эстетических признаков и поведенческих стереотипов, и поэтому для его укрепления, на наш взгляд, необходимы следующие мероприятия:

Во-первых, невозможно наличие и развитие патриота без Родины, а значит, главная наша задача сохранить Родину - Казахстан.

Во-вторых, важно учитывать, что патриотизм необходимо бережно целеустремленно воспитывать в сознании граждан, тогда можно говорить о подлинном чувстве гордости за свое казахстанское отечество.

В-третьих, развивать и поддерживать культуру, которая бы стимулировала патриотическое движение казахстанцев.

В-четвертых, необходимы принципы и подходы к организации воспитательного процесса в духе казахстанского патриотизма как базового измерения культуры межэтнического общения и гражданственности, ответственности перед судьбой многонациональной Родины.

Таким образом, можно отметить, что само понятие «казахстанский патриотизм» в силу разных объективных обстоятельств, в том числе названных выше, пока недостаточно исследовано в социально-политической науке. Представляемый нами

223

материал это наше видение проблемы, которое, в свою очередь, предполагает наличие широкой дискуссии. Но в одном мы уверены твердо - проблема казахстанского патриотизма как ведущего фактора консолидации общества сегодня для республики является актуальнейшей, ибо казахстанский патриотизм есть один из краеугольных внутренних устоев, на которых определяется сила, крепость и жизненность государства, один из могущественных оплотов, охраняющих его благосостояние и целостность.

Подводя итоги, в заключение можно сказать, что, извлекая уроки из прошлого, мы должны поднять всю работу по совершенствованию воспитания казахстанцев в духе уважения принципов демократии, законности, ответственности, чувства взаимного уважения и казахстанского патриотизма, что ныне обретает жизненно важное значение.

Литература

1. Абсаттаров Р. Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. - Алматы: <^ылым», 1995. - С. 144.

2. Баймурзаева В. X Общеказахстанские ценности в условиях политической социализации // Поиск. Серия гуманитарных наук. - Алматы, 2006. - № 4. - С. 31.

3. Сейсен Н. Б. К вопросу о патриотическом воспитании казахстанцев // Проблемы современной науки и образования. 2016 г. № 3 (45).

4. Конституция Республики Казахстан. - Алмата: Елорда, 2008. - 56 с.

Толерантность в Казахстане: политологический аспект

Сейсен Н. Б.

Сейсен Найля Бакытбеккызы / Seisen Nailya Bakytbekkyzy - кандидат политических наук,

доцент,

кафедра политологии и социально философских дисциплин,

Казахский национальный педогогический университет им. Абая, г .Алматы, Республитка Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы толерантности в Казахстане. Несмотря на многочисленные исследование проблемы толерантности, остается по-прежнему недостаточно изученной в социально-политологической науке. Вместе с тем уделено внимание дискуссионным вопросам.

Abstract: the article discusses the problem of tolerance in Kazakhstan. Despite the numerous researches of tolerance problems, it still has remained insufficiently studied in social and political sciences. However, it takes notice of debatable questions.

Ключевые слова: толерантность, межэтническое общение, терпимость,

межэтническая культура, конфессия, межнациональное согласия, национальность, государства, многонациональное общество, многоконфессиональное общество. Keywords: tolerance, inter-ethnic dialogue, tolerance, ethnic culture, confession, interethnic consensus, nationality, state, multiethnic society, multireligious society.

УДК 323.1 (574)

Прежде всего, следует сказать, что сегодня в Казахстане сохраняется высокий уровень этнической толерантности, в контексте межнационального и межконфессионального согласия, где преобладают позитивные и дружелюбные этнические стереотипы. Такие социально-политические ценности, как толерантность, уважение других взглядов, идей и мыслей, признание их политических ценностей и

224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.